Тематическое планирование по адаптивной физкультуре для детей с дцп

физическая реабилитация ребенка с диагнозом ДЦП. Надомное обучение ребенка-инвалида

Скачать:

ВложениеРазмер
plan_dtsp.docx 34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная физическая культура при ДЦП

Составитель: Николайчук Ю.П.

Инструктор по адаптивной

Преподавание лечебной физической культуры имеет большое значение для детей ДЦП. Специфические средства воздействий на учащихся, свойственные лфк, способствуют общему разностороннему развитию школьников.

Цель занятий для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :

  • способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;
  • исправлять речевые нарушения (речевое дыхание, оральный праксис, просодика, фонематический слух, звукопроизношение);
  • расширять и обогащать словарный запас;
  • развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, внимание);
  • формировать навыки ориентирования в пространстве;
  • осуществлять эстетическое и нравственное развитие, используя методические приемы обучения и организацию среды (дидактические пособия, музыкальное сопровождение и др.);
  • формировать базу социализации с помощью упражнений, имитирующих бытовые действия, обыгрывания сценок из жизни и т.д.

Принципы построения занятий.

1. Занятия для детей с ДЦП строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с школьниками, имеющими отклонения в развитии, и теоретической концепции о структуре дефекта (наличии первичных и вторичных отклонений), который подвергается изменениям коррекции компенсаторным перестройкам.

2. Коррекционные занятия – это интегрированная деятельность, в которой объединяются задачи развития детской личности. Междисциплинарный подход к разработке системы занятий позволяет собрать в коррекционно-развивающих целях все лучшее, что есть в теории и практике психологии, медицины, педагогики и частных методик.

3. Содержание и дидактические приемы подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу нарушенных функций. В зависимости от локализации нарушения мозга при разных формах ДЦП отмечаются различные расстройства двигательной системы и речи.

При спастической диплегии поражены и руки и ноги, причем последние затронуты в большей степени. Степень повреждения рук различна – от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде легкой моторной неловкости и др. Основным признаком спастической диплегии являются: повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях; ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами; снижение разборчивости речи, качества артикуляционных движений, силы голоса; нарушение речевого дыхания; гиперсаливация.

При гемипаретической форме ДЦП повреждены конечности с одной стороны тела. При поражении левого полушария часто отмечаются нарушения речи по типу спастико-паретической дизартрии или моторной алалии, дислексии, дисграфии. Повреждение височных отделов левого полушария может сопровождаться расстройствами фонематического восприятия. Степень интеллектуальных нарушений варьирует от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении.

Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Они возникают непроизвольно и усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и попытках выполнения любого двигательного акта. Гиперкинезы могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. При данной форме произвольная моторика развивается с большим трудом, движения размашистые, дискоординированные, затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно письма. Речевые расстройства наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии, разборчивость речи снижена. Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны), много искажений звуков.

При атонически-астатической форме ДЦП отмечаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, расстройство координации движений, тремор, гиперметрия. Походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений для сохранения равновесия. Ребенок часто падает, у него сбиты синхронность и ритм. Большинство детей имеют нарушения речи в виде задержки ее развития, атактической дизартрии, алалии. Разборчивость речи снижена, наблюдаются трудности в выполнении и удержании артикуляционных укладов, мимика вялая. Голос истощающийся, затихающий к концу фразы, отмечается асинхронность дыхания, практически отсутствует интонация. Ритм речи скандированный, темп замедленный.

При наиболее тяжелой форме ДЦП – двойной гемиплегии, имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах. Клинические проявления двойной гемиплегии – преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена.

Наблюдаются тяжелые расстройства речи. Указанные моторные и речевые нарушения следует учитывать при отборе двигательных, сенсорных и речевых упражнений.

4. Принцип доступности предполагает правильный подбор задания, инструкции, чередование упражнений, их повторяемость и т.д. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.

5. Принцип дозированности крайне важен в организации и проведении занятий. Он имеет прямое отношение с подбору упражнений и игр. Г.А. Волкова отмечает, что игры следует включать в занятие осторожно, поскольку играющие дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. Им полезно предлагать упражнения и игры с умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия.

6. Занятия должны иметь коммуникативную направленность. Известно, что речь как основное средство общения формируется через движение и в социальном контакте. У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от их здоровых сверстников. Нарушение артикуляции, координации движений неблагоприятно отражаются на ней. Занятия по логоритмике должны быть насыщены ситуациями, которые побуждают детей к речевой деятельности и общению. В содержание коррекционных занятий включается соответствующий материал (слова, словосочетания, стихи, песенки, диалоги и др.), который отбирается с учетом уровня речевого развития детей.

7. ЛФК проводится в тесной взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому следует придерживаться принципа тематического планирования. Это создает оптимальные условия для всестороннего развития детей и обеспечивает возможность более эффективного усвоения учебного материала.

8. Комплексный характер коррекционных занятий дает уникальную возможность для реализации психологических задач: мобилизации деятельности сохранных анализаторов, повышения остроты восприятия практически всех модальностей, развития познавательной деятельности, установления должного уровня мотивации обучения, формирования личностных качеств.

Упражнения на развитие и активизацию различных функций. Общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве.

Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.

Большое значение имеют занятия для развития мышления детей. Каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль. Надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Следует отметить, что эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения шильников.

Большое значение уроков для формирования произвольного внимания учащихся, для развития их памяти. Потребность детей в движении, в игре превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.

Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений постепенно нормализуются благодаря занятиям. При этом ученики должны научится различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, направление движения. Большое значение придается совершенствованию координации движения.

Все это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.

Учитывая состояние физического развития детей, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно ученики физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается па других уроках.

Программа рассчитана на 34 часа в год и содержит такие разделы:

  1. Игры на развитие пространственной ориентации.
  2. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.
  3. Игры на развитие координации движения и внимания.
  4. Комплексы общеразвивающих упражнений, корригирующие упражнения.
  5. Упражнения с предметами.
  6. Упражнения на развитие мелкой моторики рук и кисти. Пальчиковая гимнастика

Для непродолжительного активного отдыха в ходе урока можно использовать комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий:

  • упражнения на развитие общей моторики;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • упражнения на активизацию речи;
  • упражнения, направленные на расслабление или напряжение мышц;
  • упражнения, активизирующие внимание;

Комплекс упражнений подбирает учитель, учитывая возможности детей, с учетом темы урока (упражнения должны быть, связаны с целями и задачами урока). Тематическая организация способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Смена видов деятельности ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое детей, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения, вместе с тем позволяет не только развивать моторную сферу, но и совершенствовать речь. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма младшего школьника и поэтому оказывает благотворное влияние на деятельность систем кровообращения и дыхания. Дети после уроков коррекционной ритмики становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

План-конспект занятия по адаптивной физической культуре для детей с ДЦП (6-7 лет)


План-конспект

занятия по адаптивной физической культуре

для детей с ДЦП

Возраст детей: 6-7 лет

Инструктор по физической культуре

Цели занятия:

1. Коррекционно-оздоровительные задачи:

Развитие координации движений. Увеличение общей подвижности. Укрепление глубоких мышц спины, растягивание связок нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника, укрепление дыхательного аппарата. Увеличение общей подвижности суставов и работы мышц пальцев рук и кистей.

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Содействие развитию памяти, внимания, воображения. Развитие общей моторики, умения согласовывать движения с текстом.

Содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощения в движениях. Воспитание двигательных способностей, выносливости, самоконтроля за движениями, вызвать положительные эмоции от занятия.

Ход занятия:

Подготовительная часть занятия.

Построение (проверить наличие формы, объяснить цели занятия АФК).

Ходьба в колонне по одному.

Ходьба на носках, руки вверх.

Ходьба на пятках, руки за голову.

Ходьба в полуприседе, руки на коленях.

Ходьба с высоким подниманием бедра.

Бег галопом правым/левым боком.

Ходьба на восстановление.

Перестроение в 2 колонны.

Основная часть занятия.

И.п. Основная стойка – руки вдоль туловища

И.п. Основная стойка – руки вдоль туловища

1-4.Круговые вращения руками вперед.

5-8.Круговые вращения руками назад.

И.п. сидя на полу, ступни под ягодицами.

1.Встать на колени, руки вверх.

И.п. Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги прямые.

Вращение в голеностопных суставах по часовой стрелке и против.

И.п. Лежа на животе, руки под подбородок

1.Поднять правый локоть, ноги от пола не отрывать.

3. Поднять левый локоть, ноги от пола не отрывать.

И.п. Лежа на спине, руки вдоль туловища.

1.Поднять руки вверх, вдох через нос.

2.Опустить руки вниз, выдох через рот.

И.п. Лежа на спине, руки вдоль туловища.

1.Согнуть правую ногу в коленном суставе.

3.Согнуть левую ногу в коленном суставе.

И.п. Лежа на спине, руки вдоль туловища.

1.Прижать колени к себе, обхватив себя за ноги.

И.п. Лежа на спине, руки в стороны.

1.Руки вперед, вдох через нос.

2.Руки в стороны – выдох через рот.

И.п. Лежа на спине, ноги прижаты к груди, руками обнять колени.

И.п. Основная стойка

1.Глубокий вдох носом.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

2.Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

- Угостить вас пирогами?

3. Самомассаж кисти руки со стороны ладони.

Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят.

По головке мама гладит

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

4. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

- Ты вкуснее поищи!

5. Самомассаж пальцев рук.

Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).

Ухватили клещи гвоздь,

Может, что-нибудь и выйдет,

6.Движения, как при растирании замерзших рук.

Заморозил нас Морозко,

У него свои заботы

Влез под теплый воротник,

Знай морозь, да посильней!

Как воришка, осторожно

Не балуй, Мороз, ну что ты

В наши валенки проник.

Так не жалуешь людей?

7. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

1.И.п. Ладони на коленях.

2.И.п. Ладони на коленях.

Соединяются пальцы обеих рук:

1.большой с большим,

2.указательный с указательным и т.д.

1-4. указательный и средний пальцы правой руки бегают по ноге,

5-8. указательный и средний пальцы левой руки бегают по ноге.

Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

Поочередно большой палец соединяется с остальными.

Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

То же, но пальцы разъединить.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – я!

А это – вся моя семья!

Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений.

Количество игроков должно быть четным.

Инвентарь: 6 метров веревки, две палочки, лента.

Инструкция. К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую — второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.

Методические указания. Если играют несколько пар детей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выявлен один, самый ловкий, игрок.

Заключительная часть.

Игра на внимание.

Цель: развитие внимания, координации движений и пространственного ориентирования.

И.п. Лежа на спине.

Руки в стороны, ноги расставить широко.

Расслабиться в этой позе.

Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Рабочая программа создана для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточности при сочетании с ДЦП.

Пояснительная записка.

Целью занятий по адаптивной физической культуре является:

повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни;

научить пользоваться ложкой, кружкой, карандашом, ручкой;

сформировать положительное отношение к занятиям;

повысить родительскую компетентность в вопросах социально-бытовой ориентировки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развить тактильную чувствительность.

Учить захватывать различные предметы.

Учить взаимодействовать с предметами.

Обучить навыкам приема пищи.

Рабочая программа создана для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточности при сочетании с ДЦП.

Это самая тяжелая форма ДЦП возникает при значительном поражении мозга в периоде внутриутробной жизни.

Мышление детей данной категории не только очень конкрет ное, ригидное, но и лишено способности к обобщению. У них наблюдается выраженная степень недоразвития моторных функций. Эти люди с большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания. Часть из них не способна даже научиться застегивать пуговицы и завязы вать шнурки.

Они могут ознакомиться с самыми элементарными школьными знаниями обучение сводится к тренировке навыков самообслуживания и освоению ориентировки в окружающей среде, развитию общения. Дети с глубокой умственной отсталостью не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Даже достигнув юношеского возраста, они не способны овладеть даже эле ментарными трудовыми процессами. У них наблюдаются пороки разви тия скелета, черепа, конечностей, кожных покровов и внутренних органов, диспластическое телосложение, дисгенетические признаки и многое другое, не могут существовать самостоятельно, они требуют по стоянной помощи и поддержки.

Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е (глаз, ухо, кожные чувствительные точки). Развитие ощущений и восприятия ребенка - необходимая предпосылка для формирования у него более сложных, мыслительных процессов.

Память детей данной категории, находится на низком уровне. преобладающей механической памяти. Это так называемая частичная память на события, места, числа и т. п. Эмоции у детей обнаруживают относительную сохранность.

Трудности этих детей не в том, что ни не способны выполнять отдельные действия, из которых состоит решение задачи, а в том, что они не видят связей между действиями. Механическое их выполнение по указанию взрослого не приводит к пониманию смысла самой задачи и возможности решить другую, аналогичную задачу.

И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом. В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание. Таким образом, можно утверждать, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

В настоящее время происходят огромные перемены в обществе, социуме в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду. Сотрудничество педагогов и родителей способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в обществе.

К началу освоения навыков самообслуживания у ребенка должна быть выработана определенная сумма мелких движений.

Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации.

Реализация программы с детьми с ограниченным возможностями позволит формировать социально – бытовые компетентности, расширить знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, позволит приобрести практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

Форма работы

С детьми, имеющими тяжелые или множественные нарушения развития опорно-двигательного аппарата и глубокую умственную отсталость, занятия проводятся в индивидуальной форме, согласно учебному плану 2 раза в неделю. Длительность занятий не более 25 минут.

Методы работы: диалогический метод, объяснение, рассказ, наблюдение, беседы, игровые упражнения, убеждения, поощрения, создание специальных воспитывающих ситуаций, моделирование, проектирование.

Основные принципы реализации программы:

Воспитывающая и развивающая направленность.

Научность и доступность.

Систематичность и последовательность занятий.

Связь материала с жизнью.

Принцип коррекции в социально-бытовой ориентировке.

Сознательность и активность воспитанников.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Прочность знаний, умений и навыков.

Принцип практической направленности занятий.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Педагогом применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия

Система работы включает несколько этапов:

Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.

Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий.

Постепенное преодоление трудностей.

Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.

Совершенствование новых способностей.

Этапы формирования навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков:

1-й этап– пассивно-активная гимнастика. Массаж и самомассаж кистей рук.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, нормализует тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует и на суставы и связочный аппарат. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов, способствует развитию речи, личности, адаптации в социуме.

Цель массажа кистей и пальцев рук – снижение тонуса мышц рук у детей с ДЦП, расширение объема мелких движений кистей и пальцев рук, формирование согласованных движений обеих рук

Пассивный массаж применяется только в том случае, если ребенок в силу двигательного нарушения не может производить самостоятельные движения.

Используются приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация.

Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р).

Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.

Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правой и наоборот. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

При вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары. Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка.

Можно выполнять массаж со следующими материалом:

с карандашом, фломастером,

взаимодействие с предметами различной текстуры,

различные мячики Су-Джок, шарики, грецкие орехи.

Тренажёры для развития мелкой моторики. Это специальные пособия, изготовленные на фабриках или своими руками.

На начальных этапах выполняются некоторые упражнения в пассивной форме, то есть педагог (родитель) сам сгибает и разгибает пальчики ребенка и совершает другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

2-й этап– Пальчиковая гимнастика.

Выполняется ребенком самостоятельно, повторяя за движениями взрослого.

1. Необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались - сжатие, растяжение, расслабление кисти, использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Учитываются возрастные и индивидуальные возможности детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов и упражнений.

Приёмы, используемые на этом этапе.

Учить захватывать различные предметы.

Сжимать и разжимать мяч.

Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

Катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера.

Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?”.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие – двумя руками);

соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета, принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и других игрушек;

подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

движения кистей и пальцев рук;

формирование указательного жеста;

формирование осознанного нажатия указательным пальцем;

формирование осознанного нажатия большим пальцем.

Последовательность формирования захвата:

Ладонный захват – ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью.

Захват щепотью – ребенок берет предмет, удерживает его и манипулирует им, используя большой, средний и указательный палец.

3-й этап – Повышение уровня развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, навыков самообслуживания.

Приёмы, используемые на этом этапе.

Завязывать, развязывать узлы.

Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.

Собирать, складывать пирамидки.

Перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно;

Держать (захватывать) ложку. При помощи ложки пересыпать сыпучие предметы (крупы, камешки, песок, сахар), переливать жидкость из одной емкости в другую.

Держать кружку. При помощи кружки зачерпывать сыпучие предметы и жидкость из одной емкости в другую.

Этапы реализации программы

Каждый период включает три этапа.

1-й этап - подготовительный этап (начало года):

проводится углубленная диагностика ребенка; (совместно с дефектологом)

2-й - основной этап:

усвоение знаний, умений и навыков в рамках программы;

обучение родителей продуктивному взаимодействию в диаде «родитель –

3-й этап – заключительный (конец года):

проведение повторной диагностики; (совместно с дефектологом)

выявление динамики развития ребенка.

Примерная структура занятия.

Организационный момент. Приветствие.

Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

Развитие мелкой моторики, тактильного восприятия.

Развитие коммуникативных навыков. Акт расставания.

Формирование навыков самообслуживания включает отработку действий с соответствующей помощью. В течение дня, постоянно происходит формирование навыков самообслуживания, закрепление двигательных навыков в процессе режимных моментов, что является одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой

адаптации, а именно:

гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;

навыки культуры еды;

навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;

навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

Виды помощи при формировании навыков самообслуживания
(Помощь или содействие) ребенку с ограниченными возможностями может быть разной. Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

Физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.


Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок с ограниченными возможностями сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Для успешного осуществления домашнего воспитания необходимы следующие требования для родителей (законных представителей):

регулярность, посильность работ;

очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей;

с ребенком быть спокойным, уравновешенным, не повышать голос.

В процессе игры, развиваются и закрепляются знания, умения, позволяющие добиться положительных результатов в адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями в обществе.

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации.

Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения, он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

Начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, бублик, сухарь, ложку и подносить их ко рту. На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки. Желательно, чтобы ложки, а позже вилки, которыми пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Для начального обучения приему пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину). При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Ребенка с церебральным параличом надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию в рамках данного раздела происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.

Ожидаемые результаты.

В работе с детьми с глубокой степенью интеллектуальной недостаточности предполагается опираться на его возможность достичь оптимального для его уровня развития. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главных проблем –это дезориентация:

непосредственной ситуации, в событиях;

в требованиях и правилах поведения.

Конечной целью работы педагога, является развитие коммуникативных и социально-бытовых навыков на сколько это возможно.

3.Содержание учебного предмета.

Подготовительный этап.

Диагностика. (совместно с дефектологом). Знакомство с семьей. Сбор анамнестических данных на ребенка. Налаживание эмоционального контакта с семьей и ребенком. Диагностика сформированных умений и навыков.

Основной этап.

4.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.

Тема раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Подготовительный этап. (4 ч.)

Диагностика. Знакомство с семьей. (совместно с дефектологом)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.