Тестирование дцп диагностические тесты

1. Примерно у такого количества людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта
а) 30 – 50 % +
б) 10 – 20 %
в) 20 – 40 %

2. Является ли наследственным ДЦП:
а) да
б) нет +
в) неизвестно

3. Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых:
а) 5 к 1000
б) 10 к 1000
в) 2 к 1000 +

4. У кого чаще встречается ДЦП:
а) у мальчиков +
б) у девочек
в) одинаково

5. Причина любых церебральных параличей:
а) патология в коре +
б) сложные роды
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

6. Причина любых церебральных параличей:
а) патология в стволе головного мозга
б) патология в подкорковых областях
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

7. Впервые подробно подобными нарушениями занялись в:
а) 1730 – х годах
б) 1930 – х годах
в) 1830 – х годах +

8. В каком году Джон Литтл опубликовал труд под названием “О природе и лечении деформаций скелета человека”:
а) 1853 +
б) 1863
в) 1883

9. В каком году, канадский врач сэр Ослер опубликовал книгу “The cerebral palsies of children”, введя термин церебральный паралич:
а) 1899
б) 1900
в) 1889 +

10. В течение более чем века, основной причиной ДЦП считалась:
а) трудные роды
б) асфиксия в родах +
в) нет верного ответа

11. Кто в конце XIX века не согласился с основной причиной ДЦП:
а) Фрейд +
б) Павлов
в) Фёрстер

12. Атаксическую форму подробно описал:
а) Павлов
б) Фёрстер +
в) Фрейд

13. В каком году он это сделал:
а) 1913 +
б) 1918
в) 1903

14. На территории России часто применяется классификация детского церебрального паралича по:
а) Преображенскому
б) Павлову
в) Семёновой +

15. В каком году была принята в СССР эта классификация:
а) 1973 +
б) 1983
в) 1963

16. Стадии детского церебрального паралича (количество):
а) 4
б) 3 +
в) 5

17. Стадия детского церебрального паралича:
а) начальная
б) средняя
в) ранняя +

18. Стадия детского церебрального паралича:
а) средняя
б) начальная резидуальная стадия +
в) начальная

19. Стадия детского церебрального паралича:
а) начальная
б) средняя
в) поздняя резидуальная +

20. Церебральный паралич обусловлен аномальным развитием или:
а) повреждением головы при родах
б) повреждением развивающегося мозга +
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

21. Факторы риска:
а) преждевременные роды
б) наличие близнеца
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

22. Факторы риска:
а) травмы головы в течение первых нескольких лет жизни
б) воздействие метилртути во время беременности
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

23. После рождения причиной могут быть:
а) сердечная недостаточность
б) пневмония
в) тяжёлая желтуха

24. Обязательно проведение МРТ головного мозга для исключения других заболеваний:
а) нет
б) да +
в) достаточно УЗИ

25. Медикаментозная терапия:
а) баклофен +
б) амицитрон
в) толперизон +

26. Оперативные ортопедические вмешательства:
а) коррегирующая остеотомия
б) сухожильная пластика
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

27. Существуют ли универсальных препаратов для лечения ДЦП:
а) нет +
б) да
в) только недавно изобрели

28. Относится ли параплегическая ригидность сейчас к ДЦП:
а) в редких случаях
б) относится
в) не относится +

29. Год написания монографии Фрейда “Детский церебральный паралич”:
а) 1897 +
б) 1900
в) 1907

30. В каком году был введён Фрейдом термин ДЦП:
а) 1896
б) 1893 +
в) 1895

И.П. лежа на спине сесть (кол-во раз)

б) руки за голову

И.П. лежа на спине удерживать голову (время)

Ландау 1 (верх/время)

Ландау 2 (низ/время)

И.П. лежа на животе руки в упоре (время)

Поворот на живот из положения лежа на спине

Стоит: на четвереньках (время)

— на трех точках опоры, левая рука вперед, правая

в опорном положении

— на трех точках опоры, правая рука вперед, левая

в опорном положении

— на двух точках опоры, левая рука вперед, правая

в опорном положении, правая нога назад, левая

в опорном положении

— на двух точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении, левая нога назад, правая в опорном положении

— на коленях, руки вдоль туловища


Частные методики адаптивной физической культуры Глава 5


Продолжение табл. 5.3

— на ногах (без опоры)

Прыжки на двух ногах (кол-во)

— большой мяч, расстояние 3 м (кол-во)

— теннисный мяч (сидя, стоя)

Сбор пирамидки 5 колец (время)

Метание в цель 5 попыток расстояние 3 м

И П. стоя, сидя, лежа (нужное подчеркнуть) Фиксация взгляда, голова по средней линии

И П. лежа на животе удержать согнутую ногу в коленном суставе (время)

И П лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (время)

И П. лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (кол-во раз)

2. Произвольные движения рук

Отсутствуют или резко сни-жены. Отсут-ствуют хвата-т е л ь н ы е реакции и ре-акции опоры

Продолжение табл. 5.4
мирован, не хо-
дит
Предметы рука- Произвольные Произвольные Производит
ми не берет или движения рук
движения рук
берет с патоло- имеются, но им сложные дви-
в полном или
гической уста- жения руками
препятствует
почти полном
новкой кистей,
пронационная
объеме
не удерживает.
установка пред-
Не тянется к
плечий и кис-
игрушке
тей, сгибатель-
ная — пальцев
Установка и
движения рук

неправильные, имеет место па-тологическая активность про-наторов и сги-бателей пред-плечья и кисти

Выражены Выражены то- С трудом пре- Легко преодо-
все тоничес- нические реф-
кие рефлексы, лексы, форми- одолевает от- левает отдель-
дельные пато-
ные патологи-
формирующие рующие патоло-
логические
ческие уста-
все патологи- гические уста-
установки
новки

Продолжение табл. 5 4

ческие уста- новки преиму-
новки конеч- щественно в
ностей нижних конеч-
ностях
4. Тонус мышц Тяжелые на- Легкие нару- Повышен в от- Патология мы- Не изменен
рушения по шения того же дельных груп- шечного тону-
типу спастич- характера пах мышц верх- са легко пре-
ности или ри- них и нижних одол'има при
гидности моз- конечностей, движениях
ж е ч к о в о й преодолевается
дистонии, ги- с трудом при
потонии выра- движениях
жены во всех
мышцах тела
5. Гиперкинезы Выражены Незначительно Могут произ- Отсутствуют
выражены вольно подав-
ляться
6. Атаксия верх- Выражена Незначительно Отсутствует
них и нижних выражена
конечностей
7. Контрактуры Множествен- Органические Контрактуры Контрактуры в Возможны ос-
ные, стойкие контрактуры крупных сус- отдельных сус- таточные легкие
в верхних и суставов ниж- тавов, но боль- тавах, но они не деформации в
нижних ко- них конечно- ше — функци- препятствуют отдельных, пре-
нечностях стей о н а л ь н ы е передвижению имущественно

Частные методики, аоаптивятпризичесгкбп культуры

Продолжение табл 5 4
(тугоподвиж мелких сутта-
ность в суета вах пальцев
вах) рук, стопы
Способность к Себя не Примитивно Частично себя Не может ис Самообслужи-
обслуживает обслуживает — полнять от
самообсяужива обслуживает вание полное
себя (держит не застегивает дельные слож
нию
ложку, надевает пуговицы, не ные движения
некоторы е шнурует обувь в процессе са
п р е д м е т ы мообслужива
одежды) ния
Речь Непонятна Та или иная Речевые нару Нарушения Соответствует
окружающим форма дизарт тление замет речи не замет норме
рии, задержка ны всем, кто ны для окру
речевого разви говорит с ре жающих, но
тия Речь по бенком, но четко выявля
нятна только речь его по ются при спе
близким боль нятна для ок циальном об
HGTO ружающих, ре следовании
чевое общение
активное
Зрительно про Грубые Выраженный Нарушения Легкие нару Соответствует
странственное нарушения: локальный эф зрительно про тления зри норме
восприятие фект зритель странственно тельно про
но простран го восприятия, странсгвенного
с т в е н о г о коррегирую восприятия,
восприятия, с щиеся в ходе выявляемы
трудом подда школьног о только при те
ющийся кор обучения стировании
рекпии
И Мъттттттетттте Д о с т у п н ы Развито только Уровень разви Испытывает Соответствует
только про конкретное тия абстракт трудности при норме
стейшие обоб мъттттттетттте но логического освоении от
щения мышления от дельных лош
ста.ет от возра ческих опера
ста. ций
Задержка Грубая задерж Выраженная Задержка пси Легкая задер
психического ка психорече задержка пси хического раз жка психичес
развития вого развития хического раз ВИ1ЖЯ, С ОДНИМ кого развития
вития с про или несколь
странственными кшли наруше
нарушениями низами корко
вых функций
Недоразвитие Грубая Умеренная Лепная Легкая дебиль
интеллекту аль дебильность, дебильность дебильность ность с невро
ной сферы (по осложненная осложненная зоподобными
нарушением нарушениями проявлениями
типу олигофре
нии) корковых корковых
функций фуыкпий

Продолжение табл. 5.4

14. Успеваемость в Отстает по Отстает по Отстает по от- Успевает удов- Успевает
школе (массо- всем предме- большинству дельным пред- летворительно хорошо
вой, вспомога- там школьной п р е д м е т о в метам
тельной) программы школьной про-
граммы
15. Нарушения Психопатопо- Выраженные Эмоционально- Проявление Отсутствуют
поведения и добное пове- эмоционально- волевые нару- нарушений
эмоционально- дение, посто- волевые нару- шения выра- эмоционально-
волевой сферы янные кон- шения в виде жены умерен- волевой сфе-
фликтные си- расторможен- но. Отдельные ры и поведе-
туации, не под- ности, страхов конфликтные ния обуслов-
д а ю щ и е с я или сниженно- ситуации хо- лены ситуаци-
коррекции го настроения. рошо корриги- ей и легко кор-
Частые конф- руются ригируются
ликтные ситуа-
ции с трудом
корригируются
16. Судорожный Полиморфные Полиморфные Припадки с Припадки в
синдром приступы бо- припадки более частотой 1 раз анамнезе, эпи-
лее 4—5 раз 4—5 раз в ме- в месяц и реже зодические,
в месяц с из- сяц, без измене- редкие
менениями ний личности
личности по
эпилептичес-
кому типу


Продолжение табл. 5.4
17. Гипергеплион- Выражен, про- Проявления Проявления Эпизодические
ный синдром явления по- после незначи- после значи- проявления
(по клиничес- стоянные, не тельной физи- тельной физи- после значи-
ким данным) зависит от фи- ческой или ческой и ум- тельной физи-
зической или умственной ственной на- ческор или ум-
умственной нагрузки грузки ственной на-
н а г р у з к и , грузки
в к л ю ч а я
школьную в
ЛФК
18. Нарушение Больной не Тугоухость и Снижение слу- Негрубые на-
слуха слышит обра- выраженные ха имеет мес- рушения фоне-
щенную речь нарушения фо- то, но не пре- матического
нематического п я т с т в у е т слуха выявля-
слуха препят- общению ются только
ствуют обще- при тестирова-
нию с окружа- нии
ющими
19. Масса тела Отклонение Отклонение Отклонение Соответствует
от нормы до от нормы до от нормы до норме
+ 20% ± 15% ±10%
20. Очаги хроничес- Обострение Стихание Неполная Ремиссии Отсутствуют
кой инфекции обострения ремиссия


Частные методики адаптивной физической культуры Глава 5 2 9 3
Контрольные вопросы и задания
1 Какие нарушения преимущественно наблюдаются при ДЦП?
2. Какие формы ДЦП встречаются наиболее часто?
3. При какой форме ДЦП выявляются самые тяжелые двигатель-
ные, речевые и психические нарушения?
4 Какие рефлексы необходимо развивать у детей с ДЦП?
5. Какие мышцы наиболее спастичны при ДЦП?
6 Какие мышцы наиболее ослаблены при ДЦП?
7. Какие упражнения стимулируют психику при ДЦП?
8. Какие упражнения стимулируют речь при ДЦП?
9. Какими упражнениями целесообразно расслаблять дистальные
отделы конечностей?
10. Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в
верхних конечностях?
11 Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в


12. Какими средствами тренируется функция равновесия при ДЦП?

13 Какие упражнения помогают формировать выпрямительные реф-лексы?

14. Какие средства используются для формирования сидения?

15 Какие средства используются для формирования ползанья ?

16. Какие средства используются для формирования стояния и ходьбы? 17. Какие задачи решаются на занятиях по адаптив-юму физическо-

му воспитанию при ДЦП?

18. Какими упражнениями на фитболах можно уменьшить действие позотонических рефлексов?

19. Какими диагностическими тестами можно оценить эффективность коррекции двигательных нарушений при ДЦП?

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебраль-ные параличи. — Киев, 1988. — 328 с.

2. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и ЛФК при ДЦП. — Л., 1971.

3. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП. — Л , 1986. — 176 с.

4 Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функ-ций опорно-двигательного аппарата. — М , 2000. — 224 с.

294 Частные методики адаптивной физической культуры

5. Ефименко^ Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятия физ-культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. —

6. Ефимова А.В. Санаторное лечение детей с церебральными пара-личами. — М., 1969. — 167 с.

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспи-тания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — М., 2001. — 192 с.

8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемамив развитии. — СПб., 2001. — 220 с.

9. Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебраль-ным параличом. — М., 1991

10. Финна Р Ребенок с церебральным параличом / Под ред Клоч-ковой Е.В. — М., 2001. — 333 с.

П. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг —

СПб., 2002. v

12. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуоы — М., 2000. — 496 с. '

13. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. — СПб., 1999.

14. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физич

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Клиническая картина болезни .

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболе­вание, которое возникает у ребенка в результате поражения голо­вного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (вну­триутробном, в период родов или в период новорожденности).

Детский церебральный паралич — это заболевание вследствие недоразвития или повреждения мозга, возникшего внутриутробно, в период родов или на первом году жизни ребенка.

1. Причинами ДЦП в период внутриутробного развития ребенка (пренатальный период) могут быть:

инфекционные заболевания матери во время беременности;

ушибы и травмы (в том числе и психические травмы);

несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;

внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др.

2. Причинами ДЦП в период родов (интранатальный период) являются в основном родовые травмы, в том числе и акушерские. В таких случаях непосредственными причинами ДЦП являются кровоизлияния в мозг, асфиксия новорожденного и др.

3. Причинами ДЦП в период первого года жизни (ранний постнатальный период) могут быть: нейроинфекции; травмы и др.

Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Из каждых 100 случаев ДЦП 30 возникает внутриутробно, 60 — в момент родов и только 10 — после рождения (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская, 1980). При этом асфиксия новорожденного и родовая травма считаются основными причинами ДЦП. Среди предрасполагающих факторов наиболее часто называют недоношенность и переношенность, эндокринные и сердечно-сосудистые заболевания матери. ДЦП не считается наследственным заболеванием, но многие исследователи говорят о наличии неблагоприятной наследственности как о предрасполагающем к ДЦП факторе. Частота ДЦП, по разным данным, составляет 2 — 6 случаев на 1000 человек.

К. А. Семенова выделяется пять основных форм ДЦП:

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся фор­ма ДЦП, известная под названием болезни, или синдрома, Литтля. При данной форме в значительной степени поражены ноги, одна­ко ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто на­блюдается задержка психического развития. 30-35% детей со спа­стической диплегией страдают умственной отсталостью в степени нерезко выраженной дебильности. У 70% наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии.

Гемипаретическая форма ДЦП в 80% случаев развивается у ре­бенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, ин­фекций и пр. поражаются формирующиеся пирамидные пути. При этой форме поражена одна сторона тела: левая — при право­стороннем поражении мозга и правая — при поражении преиму­щественно левого полушария. При данной форме обычно тяжелее поражаются верхние конечности. У 25-30% детей с гемипаретиче­ской формой ДЦП наблюдается дебильность, у 40-50% — вторич­ная задержка умственного развития.

Гиперкинетическая форма ДЦП развивается у ребенка вслед­ствие билирубиновой энцефалопатии, что является результатом гемолитической болезни новорожденных. В неврологическом ста­тусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригид­ность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный де­фект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. В 10% случаев наблюдается тугоухость.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Кроме тя­желых двигательных нарушений (поражение нижних и верхних конечностей) при данной форме ДЦП, как правило, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.

Атонически-астатическая форма встречается значительно ре­же других форм, характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия. Наблюдается недоразвитие речи и интеллекта.

В работах К. А. Семеновой с соавторами выделены три основ­ные стадии течения ДЦП: ранняя стадия — первые месяцы жизни; ранняя резидуальная — первые годы жизни и поздняя резидуаль-ная с 2-4 до 16 лет.

Ранняя стадия характеризуется острыми нарушениями гемо-и ликвородинамики, возникающими в процессе родов. Это вызыва­ет у ребенка значительные нарушения регуляции мышечного тону­са по типу экстензорной ригидности. Кроме того, прогностическими симптомами ДЦП являются не только нарушения мышечного тону­са, но и наличие стойких позотонических (детских) рефлексов, за­держка в развитии движений, наличие атипичных движений. В боль­шинстве случаев наблюдается задержка психического и речевого развития. У некоторых больных проявления задержки в развитии психоречевых функций с возрастом сглаживаются, однако у подав­ляющего большинства детей с ДЦП задержка психического разви­тия носит стойкий характер и проявляется на последующих стадиях.

Ранняя резидуальная стадия ДЦП продолжаемся в зависимо­сти от формы и тяжести заболевания от нескольких месяцев до трех-четырех лет. Эта стадия является непродолжительной при двойной гемиплегии и тяжелой спастической диплегии. Эта ста­дия характеризуется тем, что активность тонических рефлексов у ребенка остается и даже может нарастать. Установочные рефлек­сы не формируются или формируются их элементы. Произволь­ная моторика у ребенка резко задерживается в своем развитии. Кроме того, нарастают патологические синергии, формируются па­тологические двигательные стереотипы.

Третью стадию условно называют конечной стадией заболева­ния. Она характеризуется окончательным развитием патологичес­кого двигательного стереотипа, организацией контрактур и дефор­маций на основе неврологических синдромов, которые развиваются в течение первых стадий заболевания. Внутри этой стадии К. А. Се­менова выделяет две подстадии:

Конечная стадия первой степени характеризуется патоло­гическими двигательными стереотипами, позволяющими ребенку самостоятельно или с поддержкой передвигаться, овладевать письмом, теми или иными элементами самооб­служивания, трудовыми процессами. Речь ребенка может развиваться нормально или могут иметь место негрубые ре­чевые нарушения.

Конечная стадия второй степени может наступить очень рано, в первые месяцы жизни ребенка. У ребенка быстро нарастают массивные, множественные артрогенные кон­трактуры, тяжелые деформации. Как правило, у детей на­блюдается выраженное недоразвитие интеллектуального и речевого развития.

Особые трудности представляет ранняя диагностика ДЦП. Предположение о заболевании устанавливается, как правило, во второй половине первого года жизни. Однако при тщательном психологическом обследовании ребенка с угрозой ДЦП можно получить высокоинформативные данные о возможном развитии задержки психического развития в первые три месяца жизни.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;

Для детей с ДЦП характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.