Типы специализированных учреждений в системе лечебно-педагогической помощи детям с церебральным параличом

Детский церебральный паралич это не прогрессирующие заболевание проявляется в нарушении двигательной сферы, которое возникает в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Дошкольные образовательные учреждения принимаются дети не имеющие олигофрении которые передвигаются самостоятельно или с помощью приспособлений, частично себя могут обслуживать или имеют двигательные возможности для формирования навыков.

дошкольные учреждений специального назначения:

дошкольные детские дома;

дошкольные группы при яслях-садах, д / с, и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

Вся работа в СДОУ подчинена единой цели - помочь семьям в воспитании проблемных детей, реализовав их потенциальные возможности. В соответствии с Типовым положением о ДОУ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 №677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Дети с отклонением в развитии принимаются в ДОУ любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК

1. ДОУ должны быть созданы условия которые позволяют осуществлять учет закономерности детей.

2. Обеспечивать общие разносторонние развитие детей ДЦП на основе возрастных психо-физические возможности к максимальной адаптаций к окружающий среде.

3. Организация специальной коррекционной помощи с учетом структуры интеллектуального и двигательного дефекта.

4. Проведение всех возможных коррекционных образовательных, медицинских мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций.

5. ДОУ в основном дети набираются по возрастному признаку, однако наиболее сложных случаях, возможно пребывание в группе с учетом его индивидуальных особенностей.

ДОУ работа строится по двум направлениям:

1) коррекционно-развивающая (которая проводится учителем дефектологом, логопедом, воспитателем и работа направлена на преодоление задержки психо-физического развития детей.

2) коррекционно-реабилитационная работа проводится врачом - неврологом, психиатром, ортопедом, инструктором ЛФК, массажистом. Так же применяется медикоментозное лечение, сегментарной точечный массаж, закаливание, по этапное гипсование, дорожки Гросса, костюмы Адели.

Наполняемость групп - до 6-8 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. Занятия проводятся преимущественно индив-но или небольшими подгруппами по 2-3 ребенка в присутствии родителей в удобное для них время.

Психолого-педагогич. Коррекция отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями опор-двиг. Аппарата должна соответствовать нескольким принципам:

Комплексный характер - т. е в ней должны участвовать специалисты различного профиля, что обеспечит коррекцию и развитие ребенка во всех направлениях

Актуальным яв-ся принцип раннего начала психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности развития реб-ка с нарушениями функций опорно-двигат. аппарата.

Работа по коррекции отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями опорно-двиг. Аппарата должна носить систематический, организованный характер. Только при соблюдении всех перечисленных принципов возможно достижение максимальных результатов в коррекции имеющихся у ребенка нарушений в развитии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Специальные дошкольные учреждения для детей с детским церебральным параличом. Принципы построения коррекционно-педагогического и лечебно-восстановит. процесса

Специальные дошкольные учреждения для детей с детским церебральным параличом. Принципы построения коррекционно-педагогического и лечебно-восстановит. процесса

Специальные дошкольные учреждения для детей с детским церебральным параличом. Принципы построения коррекционно-педагогического и лечебно-восстановит. процесса

Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежат раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерств Здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения, и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах.
Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории. дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также те, родители которых по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или Постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав), а затем в интернаты Министерства социальной защиты.
В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах. Проживающие в крупных городах 60—70% детей с церебральным параличом обучаются в школах-интернатах, которые ставят своей задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации. Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая с детьми школьного возраста, состоит в последовательном развитии Познавательной деятельности и коррекции ее нарушений, коррекции высших корковых функций, воспитании устойчивых форм поведения и деятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и олигофренией в степени дебильности. В подготовительном классе школ-интернатов выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной двенадцатилетней массовой или вспомогательной программе. Тяжелые дети, не передвигающиеся и не обслуживающие себя самостоятельно, обучаются на дому по обычной, вспомогательной или индивидуальной программе. дети с тяжелыми речевыми нарушениями обучаются в речевых школах. Некоторые дети с олигофренией в степени дебильности обучаются во вспомогательных школах.
В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Все это необходимо, чтобы постепенно вырабатывать у ребенка объективное отношение к своим возможностям.
Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишены в настоящее время возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся либо в обычных массовых школах, либо на дому, что значительно снижает качество усвоения знаний, лишает возможности приобретения необходимых трудовых навыков.
Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.
После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть специализированных профтехучилищ Министерства социальной защиты. для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При сохранном интеллекте можно овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.


Литература для самостоятельной работы
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989.
2. Бадолян Л. О., Журба Л. Т.. Тимонина О. В. детские церебральные параличи. — Киев, 1988.
3. Иполитова М.В.. Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.
4. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. — М.; СП6., 1998.
5. Ленченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами //Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. — М., 1989.
б. Мастюкова Е.М.. Иполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.
7. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М., 1991.
8. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 1985.
9. Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. - Бельгия (на русском языке), 1999.
10. Семенова КА., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.

Глава 7

РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ


7.1. Понятие о сложном нарушении развития

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

Забота о нервно-психическом здоровье детей находится в центре внимания Советского государства. Расширяется сеть детских неврологических и психоневрологических учреждений, постоянно совершенствуются методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний нервной системы, готовятся квалифицированные медицинские кадры для обеспечения специализированной службы. В структуре неврологической помощи детям особое место занимает организация ранней диагностики и этапного восстановительного лечения детей с церебральными параличами. Система поэтапной помощи включает родильные дома, неонатальные центры, специализированные неврологические стационары и отделения многопрофильных больниц, районные поликлиники, городские консультативные центры, специализированные ясли, сады, дома ребенка, санатории, школы-интернаты.

Первое, наиболее важное звено в организации помощи детям с церебральными параличами — родильные дома. Этот этап можно рассматривать как профилактический, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным зависит степень тяжести неврологических расстройств в. отдаленный период. В родильных домах имеются палаты для выхаживания детей, родившихся в асфиксии, перенесших внутричерепную родовую травму, с иммуноконфликтом, недоношенных. Обслуживающий их персонал проходит специальную подготовку по лечебному уходу и интенсивной терапии новорожденных. Палаты обеспечены центральной подачей кислорода, в них круглосуточно поддерживается постоянный температурный режим, для недоношенных имеются кювезы интенсивного ухода с системой наблюдения за состоянием ребенка. Медицинские сестры обучены методам искусственного аппаратного дыхания, аппаратного отсасывания слизи, гипербарической оксигенизации, кормления через зонд, внутривенного капельного введения жидкости, ультразвуковой ингаляции лекарств, фитотерапии и т. д. В лабораториях современных родильных домов определяют различные биохимические и иммунологические показатели крови и спинно-мозговой жидкости. В крупных родильных домах имеются цитогенетические лаборатории, современные рентгеновские и ультразвуковые аппараты, биохимический мониторинг с использованием микроанализаторов, чрескожных датчиков для определения билирубина, уровня кислорода в крови и т. д. Врачи-педиатры, работающие в отделениях новорожденных, проходят специализацию по неонатологии, в которой большое внимание уделяется ранней диагностике и лечению детей с патологией нервной системы. Комплекс клинических и разнообразных диагностических методов исследования позволяет уже в родильном доме определить группу риска развития церебральных параличей. Этим детям проводится интенсивная терапия, направленная на нормализацию метаболических и гематологических показателей, компенсацию дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, профилактику отека мозга и острой внутричерепной гипертензии, коррекцию неврологических нарушений.

Детей с наиболее тяжелыми поражениями в первые часы или дни жизни переводят в неонатальный центр, оснащенный современной диагностической и лечебной аппаратурой. Здесь наряду с дифференцированными методами интенсивной терапии новорожденных применяют ранние нейрохирургические вмешательства — отсасывание гематом, дренаж ликворных пространств и другие операции, предотвращающие необратимые изменения в ткани мозга.

На следующем этапе детей с риском развития церебральных параличей направляют в специализированные психоневрологические стационары и отделения многопрофильных больниц для новорожденных и грудных детей. В стационарах проводится комплексное (клиническое, электрофизиологическое, нейрорентгенологическое, биохимическое, иммунологическое, цитогенетическое и др.) обследование с целью выявления основных неврологических синдромов и сопутствующих расстройств, важных как для ранней дифференциальной диагностики различных форм патологии нервной системы, так и для проведения лечебных мероприятий. Восстановительное лечение в стационарах направлено на максимальную компенсацию нарушенных функций и предупреждение развития тяжелых изменений в нервной системе, лежащих в основе церебральных параличей. Оно включает специально разработанные комплексы лечебной гимнастики, массажа, физиотерапии, ортопедических мероприятий, медикаментозной терапии, стимулирующих своевременное становление возрастных двигательных, речевых и психических навыков. Длительность пребывания детей в стационаре в среднем составляет 1,5—3 мес. в зависимости от тяжести поражения и эффективности лечения. В отделении с ребенком находится мать, которая за это время осваивает приемы лечебного ухода и тренировки психомоторных функций. Дети более старшего возраста периодически лечатся в неврологических отделениях многопрофильных больниц или специализированных реабилитационных центрах.

Перспективным с нашей точки зрения методом амбулаторного обслуживания является система лечения и обучения ребенка на дому группой специалистов, разработанная в США и апробированная в 20 странах мира. Совместно с родителями специалисты анализируют двигательное, речевое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию, затем составляют индивидуальный план лечения и обучения, согласуя его с родителями. Методист, педагог, логопед посещают ребенка на дому, обучают мать, дают задание на неделю, затем контролируют результаты и определяют дальнейшую тактику лечения. Сравнивая различные подходы к восстановительной терапии — в поликлинике, в стационаре и на дому — G. Jesien (1984) отдает предпочтение лечению на дому, поскольку ребенок с церебральным параличом находится в привычной для него обстановке и родители принимают активное участие в его лечении и обучении.

Следующее звено в организации помощи детям с церебральными параличами — специализированные детские сады. В них продолжается восстановительная терапия, начатая в стационаре или поликлинике, закрепляются достигнутые результаты. Здесь наряду со специальным лечением дети включаются в различные культурные, спортивные и общественные мероприятия и таким образом адаптируются к жизни в коллективе. В выходные дни они находятся дома. Контакт с родителями положительно влияет на их психические и эмоциональные реакции. В детском саду педагоги и воспитатели занимаются с детьми по специальной программе, подготавливая их к школе. В настоящее время Министерство просвещения СССР расширяет сеть дошкольных учреждений (детских садов), считая эту форму обслуживания детей с церебральными параличами наиболее эффективной. Сейчас в стране функционирует более 30 специализированных детских садов.

Важную роль в комплексе реабилитационных мероприятий при детских церебральных параличах играет санаторно-курортное лечение (2—4 мес.). Санатории оснащены диагностическим оборудованием, лечебной аппаратурой, их штаты укомплектованы специалистами различного профиля. В Советском Союзе функционирует 70 санаториев союзного, республиканского и местного значения, где проводится восстановительное лечение детей с церебральными параличами. В санаториях, расположенных в курортных зонах (Одесса, Евпатория, Анапа и др.), наряду с общепринятыми методами коррекции, широко используются климато-, бальнео- и грязелечение. В настоящее время большое значение придается местным санаториям. В условиях привычного климата дети быстрее адаптируются, поэтому лечение можно начинать уже в раннем возрасте и проводить более длительно. Расширение сети местных санаториев экономически выгодно родителям и государству.

Если родители по каким-либо причинам не могут обеспечить лечение больных детей в домашних условиях, государство берет их под временную или постоянную опеку, помещая в специализированные дома ребенка или интернаты. Принцип работы этих учреждений в основном такой же, как и санаториев. В их штатах имеются психоневрологи, логопеды, методисты ЛФК, воспитатели-дефектологи.

В учебном плане школы-интерната особое место занимает производственно-трудовая подготовка (слесарно-токарное дело, деревообделочное, швейное, трикотажное, переплетное производство, садоводство и др.). В школах имеются специальные инструкторы по трудовому обучению. При выборе профессии учитывают двигательные, речевые и психические возможности, физическое здоровье, склонности и интересы учащихся. Правильная организация труда в школах-интернатах имеет чрезвычайно важное значение для социальной адаптации детей с этой патологией. Институт дефектологии АПН СССР совместно с Министерством социального обеспечения СССР контролируют дальнейшую профориентацию бывших учащихся школ-интернатов.

Специализированная помощь детям с церебральными параличами постоянно совершенствуется. Большую помощь практическому здравоохранению оказывают научно-исследовательские институты, медицинские вузы, институты усовершенствования врачей.

В них предусмотрено:

— разработать новые эффективные методы реабилитации;

— оснастить современной медицинской аппаратурой, лекарственными препаратами и медицинскими кадрами учреждения, осуществляющие лечение инвалидов с детства;

— закрепить за специальными дошкольными, школьными учреждения и профессионально-техническими училищами, санаториями, домами-интернатами лечебно-профилактические учреждения для оказания помощи по восстановительному лечению;

—обеспечить детям-инвалидам, воспитывающимся в семье, систематический патронаж врача и медицинской сестры, проведение восстановительного лечения в условиях поликлиники, госпитализацию в больницы восстановительного лечения, в специализированные детские санатории;

— расширить сеть специализированных оздоровительных учреждений для детей-инвалидов с детства;

— создать сеть спортивных групп, секций на спортивных сооружениях по месту жительства, которыми могли бы пользоваться инвалиды;

— повысить качество и улучшить функциональные свойства протезно-ортопедических изделий;

— считать важной социальной задачей создание благоприятных условий для учебы и плодотворном работы детей-инвалидов;

— расширить возможности для их участия в общественном производстве;

— повысить размер пособий по инвалидности;

— обеспечить бесплатное приобретение лекарственных препаратов детям-инвалидам до 16 лет;

— уделять постоянное внимание нуждам и запросам инвалидов с детства и воспитывающих их семей.

Постоянное совершенствование форм организации помощи детям с церебральными параличами, включая широкий круг медицинских, социально-экономических, профессиональных, воспитательных и других, будет способствовать профилактике тяжелой инвалидности и приобщению этого контингента больных к общественно полезному труду.

Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в России

В нашей стране для предотвращения роста детской инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежит раннее, еще в родильном доме или детской поликлинике, выявление среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения, просвещения и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С.-Петербурге и крупных городах.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также дети, чьи родители по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав), а затем в интернаты (Минсоцзащиты).

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Специальное ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников. Лечебно-педагогический процесс построен с учетом специфики заболевания детей и связанных с ним особенностей. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

2)развитие двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений;

3)подготовка к обучению к школе.

Необходимым условием реализации этих задач является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью психолого-педагогических и лечебных мероприятий. Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач.

Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7—9 лет. Несколько недель после поступления ребенка в детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Противопоказанием к поступлению в данное учреждение является выраженная умственная отсталость. По достижении школьного возраста дети, не готовые к обучению в школе, могут быть оставлены в детском саду до 8-ми—9-ти лет.

В специальных ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией — необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них работают разные специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Результаты динамического изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:

изобразительная деятельность и конструирование,

развитие предметной и игровой деятельности,

развитие речи и ознакомление с окружающим,

формирование элементарных математических представлений.

Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. Методист ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед, и воспитатель, и методист ЛФК.

В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, школьному и трудовому обучению следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (дефектолога, логопеда, методиста ЛФК), в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми.

У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности. Некоторые лечебные мероприятия (медикаментозные препараты, процедуры), проводимые в детском саду, оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка. В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий. Весь лечебно-педагогический процесс в специальном ДОУ строится таким образом, чтобы у детей стимулировалась двигательная активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах.

Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проживающие в крупных городах 60—70% детей с церебральным параличом обучаются в таких школах-интернатах, где ставится задачей не только сочетание учебно-воспитательного лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации. В этих учреждениях обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития или с легкой степенью умственной отсталости. В подготовительном классе школ-интернатов выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшее обучению в школе по массовой или адаптированной, удлиненной на два года программе или программе для умственно отсталых.

В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Важно суметь выработать у ребенка объективное отношение к своим возможностям. Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишёны в настоящее время возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся либо в обычных массовых школах, либо на дому, что часто значительно снижает качество усвоения знаний, лишает их возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях. Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские — швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

После окончания школы подростки могут продолжить профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть специализированных профтехучилищ Министерства социальной защиты, Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов необходимо строго следовать рекомендациям МСЭК (медико-социальные экспертные комиссии). При сохранном интеллекте подростки могут овладеть профессиями Программистов, экономистов, бухгалтеров, библиотекарей, переводчиков и др. Люди с низким интеллектом занимаются клейкой коробок, штамповкой почтовых конвертов и т. п.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.