Титова справа-слева формирование пространственных представлений у детей с дцп

При определении содержания и этапов коррекционного обучения, а также при разработке методов обучения, мы исходим из современных представлений о генезисе, психофизиологических механизмах освоения пространства, основных закономерностях становления сенсорных, познавательных способностей детей.

На основе выявленных особенностей мы предлагаем комплексную программу формирования пространственных представлений у детей с ДЦП младшего школьного возраста.

При построении программы как базовые выделяют 4 направления, которые и составляют этапы коррекционно-развивающей работы Ткачева, В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями [текст] / В.В. Ткачева // Дефектология. - 2005. - №1.:

- обучение ориентировке в схеме собственного тела.

- обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве.

- обучение восприятию пространственных отношений между предметами

- обучение ориентировки на плоскости.

При проведении этой работы необходимо учитывать преемственность образовательных программ; обязательное включение в эту работу семьи; деятельностный подход; опору на индивидуальные особенности ребенка с учетом его сопутствующих дефектов.

Реализация предложенной программы должна проходить при участии учителя-дефектолога, воспитателя, сверстников, семьи. Каждый из названных участников программы принимает непосредственное участие в обучающем процессе.

Коррекционно-развивающие занятия должны иметь различную формы: групповую, индивидуальную, работу с семьей. Основной формой поведения коррекционно-развивающей работы должны быть групповые занятия, которые проводятся два раза в неделю. Занятия должны проходить в игровой комнате. Работа с семьей предполагает такие виды работы, как проведение бесед о необходимости развития пространственных представлений у детей с ДЦП, непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающих занятиях, закрепление пройденного материала дома во время выходных дней, каникул.

Подобная организация занятий с детьми позволяет учитывать их психологические особенности и создавать благоприятные условия для дифференцированного подхода.

- Подвижные игры по словесной инструкции с использованием стихотворных текстов;

- Подвижные игры с использованием наглядности (стрелки-векторы, схемы);

- Подвижные игры с правилами.

Учитывая направления коррекционной программы, мы предлагаем 4 комплекса игр: игры, направленные на ориентировку в схеме собственного тела; игры, направленные на определение местоположения предметов в пространстве; игры, направленные на определение отношений между предметами и игры, направленные на умение ориентироваться на плоскости. Однако, несмотря на определенную последовательность в работе, выделение ее направлений достаточно условное, комплексы игр строго не специализированы и легко комбинируются между собой.

В ходе занятий создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом все упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Общая оценка работы ребенка всегда дается таким образом, чтобы не нарушить главного условия всех занятий - это получение детьми и взрослыми удовлетворения от ее выполнения, тем самым, обеспечивая положительную мотивацию деятельности всех участников коррекционно-развивающего процесса. Этому так же способствует поддержание доброжелательной атмосферы на занятиях, равноправное сотрудничество взрослых и детей. Исключительное значение приобретает положительная настроенность педагога, направленная на установление доверительных отношений с каждым ребенком. Кроме того, непосредственное участие педагога в играх и упражнениях позволяет осуществлять и руководство деятельностью испытуемых, и поддерживать их активность и самостоятельность. Постоянно должен повышаться уровень сложности заданий, степень самостоятельности детей, а также объем и характер оказываемой помощи.

Основными приемами коррекционно-развивающей работы должны быть объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию, вопросы и наблюдения. В конце каждого занятия педагог должен привлекать детей к осмыслению и обобщению опыта действий в пространстве.

В процессе коррекционно-развивающей работы предлагается использовать различные задания, упражнения и игры, направленные на формирование пространственных представлений. Обучение строится таким образом, что на первых занятиях отработка каждого пространственного понятия проводится отдельно, в дальнейшем упражнения и игры на данное понятие сочетаются с играми и упражнениями по ранее пройденным понятиям Добрынина, Е.В. Формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом [текст] / Е.В. Добрынина // Вестник Чебоксарского филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова. - 2006. -№3. -С.210-220..

Этого удается достичь благодаря эмоциональности взрослого, а также доверительных отношений с детьми.

Важной задачей данного направления работы является обогащение практического, чувственного опыта детей; формирование умения определять пространственные направления правое - левое, направо- налево, справа- слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, расширение активного словарного запаса пространственной терминологией.

С первых занятий детям необходимо предлагать упражнения, способствующие обогащению их сенсорными впечатлениями. Важно научить их прислушиваться к собственным ощущениям, ориентироваться в них.

Основным принципом коррекционного обучения являет постепенное нарастание сложности предлагаемых детям заданий, возрастание их активность. В обучении используются объяснения, показ, совместные действия, действия по подражанию, наблюдения.

пространственный представление церебральный паралич

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы, несмотря на все более улучшающуюся базу научных исследований разного рода заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение, одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы детей всё чаще является детский церебральный паралич, или ДЦП – тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. По статистике, из 1000 новорожденных церебральным параличом страдают 6 детей [3].

Детский церебральный паралич возникает на стадии раннего онтогенеза в результате недоразвития или повреждения мозга. При этом наиболее тяжело страдают большие полушария, которые контролируют произвольные движения, речь и другие функции коры больших полушарий [5]. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, пcихических и речевых нарушений ребенка, основными в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, часто сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. Детский церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием – с возрастом и под действием cвоевременного и правильного лечения состояние ребенка, как правило, улучшается. Однако число больных детей не сокращается, потому данный факт по сей день включает в себя множество открытых вопросов для исследования, не теряющих своей актуальности [7].

Формирование пространственных представлений зависит от полноценной работы опорно-двигательного аппарата, что является главным нарушенным звеном при ДЦП. Соответственно значительный недостаток представлений о пространстве у таких детей приводит к трудностям в обучении, а так же в освоении бытовых навыков. Полное или почти полное отсутствие собственной двигательной активности у детей с детским церебральным параличом затрудняет ориентацию в окружающем их пространстве, препятствует становлению зрительно-моторных координаций, замедляет формирование квазипространственных структур, лежащих в основе понимания логико-грамматических конструкций и математических операций [6].

Другими словами, теоретического материала, который продолжает активно пополняться, по данному вопросу достаточно, но все же эта тема ещё не до конца освещена, что подтверждает теоретическую и практическую значимость выбранной темы курсовой работы.

В цели данной курсовой работы входит проведение теоретического анализа особенностей развития проcтранственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП, а также изучение ранее разработанных методических рекомендаций, направленных на их формирование.

В совокупности с целями поставлены для решения следующие задачи:

1. исследовать клинические особенности ДЦП, а именно: определить их понятие, этиологию и патогенез, формы ДЦП;

2. рассмотреть психологические особенности детей с ДЦП;

3. выявить особенности зрительно-пространственных представлений детей с ДЦП;

4. предложить методические рекомендации для занятий по формированию пространственных представлений.

Для проведения данного исследования использовались теоретические методы, позволяющие собирать и обрабатывать полученную информацию: анализ научной литературы, изучение публикаций и статей, а также метод системного анализа.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

ГЛАВА II. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность темы данной курсовой работы детально рассмотрена и исследована, по итогам предложены методы коррекции зрительно-пространственных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП, на основе чего можно сделать следующие выводы.

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, приводящее к инвалидности ребенка. В связи с распространенностью данного заболевания проблема сформированности пространственных представлений ребенка младшего школьного возраста в настоящее время должна теоретически и методически продолжать разрабатываться.

Важно отметить, что одной из причин, усложняющих формирование пространственных представлений у детей с ДЦП является умственная отсталость.

Проблема пространственных представлений является одной из ключевых в современной психологии и коррекционной педагогике. Пространственные представления являются одной из основных составляющих познавательной деятельности человека, и уровень их сформированности имеет большое значение для психического развития, усвоения знаний и навыков. Развивая пространственные представления, возможность человека управлять своим телом, мы развиваем мозг.

Ведущими в клинике ДЦП являются двигательные нарушения, которые препятствуют нормальному развитию пространственных представлений ребенка. Многочисленные исследования, проведенные в рамках этого вопроса, указывают на недоразвитие пространственных представлений у детей с ДЦП, и возможность их формирования только в условиях целенаправленного обучения.

Цели данной курсовой работы, а именно: проведение теоретического анализа особенностей развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП, разработка методических рекомендаций, направленные на их формирование были достигнуты путем решения следующих задач: были исследованы клинические особенности ДЦП, определены их понятия, этиология и патогенез, формы ДЦП; рассмотрены психологические особенности детей с ДЦП; выявлены особенности зрительно-пространственных представлений детей с ДЦП; предложены методические рекомендации для занятий по формированию пространственных представлений, включающие в себя комплексную программу формирования данных представлений у детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Галкина О.И. Развитие пространственных – представлений у детей в начальной школе. – М.,1965.

2. Еременко И.Н. Особенности двигательных действий с мячами у дошкольников с церебральным параличом. – Дефектология,1986,№ 5.

3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: 1975.

4. Калижнюк Э.С. Методические рекомендации по исследованию зрительно- пространственного восприятия у детей с церебральными параличами. – М..1976.

5. Кулакова Н.С. Развитие пространственных представлений школьников // Школьные технологии. – 2003. – №5.

6. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. – 1999. – №1

7. Каплунович И.Я. Развитие структуры пространственного мышления // Вопросы психологии. – 1996. – №4

8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.- М., 2001.

9. Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В. Основные принципы и методы коррекционно – педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. В кн.: Медико – социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП./ Под ред.К.А. Семеновой.- М.: ЦНИИТЭТИН, 1991.

10. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.

11. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст. М.:Просвещение, 1991

12. Методические рекомендации по коррекции затруднений формирования пространственно – временных представлений у детей с церебральным параличом. Составитель Н.В.Симонова. – К.,1982.

13. Мусейбова Т. Формирование некоторых пространственных ориентаций// Дошкольное вопитание.-1987.-№4

14. Мухина B.C. Возрастная психология. 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия".

15. Микфельд Я.О. Система коррекционно – развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников // Логопедия. – 2004. №4(6).

16. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.

17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- 2-е изд., дораб.- М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996.

18. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост.Е.С. Рапацевич. -Мн.: "Современное слово",2005.С.478 20.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М.: 1998.

19. Развитие пространственных функций у детей с церебральным параличом с помощью компьютерных и настольных игр // Школа здоровья. – 2004. – №4.

20. Специальная психология: Учебное пособие / Ред. В.И. Лубовский. -М.: Академия, 2003.

21. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами // Дефектология. -1981.-№4.

22. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. -М.: – 2005.

23. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей школьного и дошкольного возраста: практ. пособие / Н.Я. Семаго. – М: Айрис – Пресс, 2007.

24. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. – 2000.-№1

25. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Пространственные представления ребенка. // Школьный психолог. – 2000. – №34

26. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология.- 2000. – №1.

27. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностика пространственных представлений ребенка // Школьный психолог. -2000. – №35, №36

28. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание,- 2006.- №1

29. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Изд. Центр "Академия", 2002.

30. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии: Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. – М., 1998

31. Титова О.В. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. – М.: "ГНОМ и Д", 2004.

32. Титова О.В. К проблеме формирования пространственных представлений у детей с ДЦП // Коррекционная педагогика. 2005 №2.

33. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. – 2ОО5.-№1

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы, несмотря на все более улучшающуюся базу научных исследований разного рода заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение, одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы детей всё чаще является детский церебральный паралич, или ДЦП – тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. По статистике, из 1000 новорожденных церебральным параличом страдают 6 детей [3].

Детский церебральный паралич возникает на стадии раннего онтогенеза в результате недоразвития или повреждения мозга. При этом наиболее тяжело страдают большие полушария, которые контролируют произвольные движения, речь и другие функции коры больших полушарий [5]. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, пcихических и речевых нарушений ребенка, основными в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, часто сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. Детский церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием – с возрастом и под действием cвоевременного и правильного лечения состояние ребенка, как правило, улучшается. Однако число больных детей не сокращается, потому данный факт по сей день включает в себя множество открытых вопросов для исследования, не теряющих своей актуальности [7].

Формирование пространственных представлений зависит от полноценной работы опорно-двигательного аппарата, что является главным нарушенным звеном при ДЦП. Соответственно значительный недостаток представлений о пространстве у таких детей приводит к трудностям в обучении, а так же в освоении бытовых навыков. Полное или почти полное отсутствие собственной двигательной активности у детей с детским церебральным параличом затрудняет ориентацию в окружающем их пространстве, препятствует становлению зрительно-моторных координаций, замедляет формирование квазипространственных структур, лежащих в основе понимания логико-грамматических конструкций и математических операций [6].

Другими словами, теоретического материала, который продолжает активно пополняться, по данному вопросу достаточно, но все же эта тема ещё не до конца освещена, что подтверждает теоретическую и практическую значимость выбранной темы курсовой работы.

В цели данной курсовой работы входит проведение теоретического анализа особенностей развития проcтранственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП, а также изучение ранее разработанных методических рекомендаций, направленных на их формирование.

В совокупности с целями поставлены для решения следующие задачи:

1. исследовать клинические особенности ДЦП, а именно: определить их понятие, этиологию и патогенез, формы ДЦП;

2. рассмотреть психологические особенности детей с ДЦП;

3. выявить особенности зрительно-пространственных представлений детей с ДЦП;

4. предложить методические рекомендации для занятий по формированию пространственных представлений.

Для проведения данного исследования использовались теоретические методы, позволяющие собирать и обрабатывать полученную информацию: анализ научной литературы, изучение публикаций и статей, а также метод системного анализа.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
st_1.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется двигательными нарушениями, недостатками интеллектуального и речевого развития. В структуре интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом отмечается недостаточная сформированность высших психических функций, и особенно пространственных представлений. Для детей с церебральным параличом характерны специфически отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э.С.Калижнюк Л.А.Данилова, Е.М.Мастюкова И.Ю.Левченко Е.И.Кириченко, Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук О.В.Титова и др.). Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при детском церебральном параличе. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется о ведущей руке, о частях тела и лица. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Многие пространственные понятия усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удалённость. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные представления. Значительная часть детей с церебральным параличом с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собратьразрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать В специальной литературе по педагогике и психологии подчёркивается, что совершенствование пространственной ориентировки у данной категории детей ведёт к полному познанию ребёнком внешнего мира. Это особенно важно в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью (счётом, чтением, письмом). Полноценное развитие двигательных и психических функций обеспечивает формирование необходимых пространственных представлений у ребёнка. Однако в настоящее время остаются недостаточно разработанными вопросы диагностики состояния пространственных представлений у детей с церебральным параличом, а также вопросы, связанные с построением коррекционного обучения по данной проблеме. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи могут быть причинами недостаточности высших корковых функций и в первую очередь несформированности пространственных представлений. Выраженная патология двигательного анализатора в сочетании с различными сенсорными расстройствами и нарушением системы межанализаторных взаимосвязей у детей с церебральным параличом обуславливает нарушения различных видов перцептивных действий (смотрение, слушание, ощупывание и т.д.), тактильного восприятия, нарушение восприятия пространства и времени. В работах И.Ю.Левченко отмечается недостаточность пространственных представлений у детей с ДЦП, которые проявляются в нарушении схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях тела и лица происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них словами там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов. Часто отмечаются оптикопространственные нарушения. Данные нарушения в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смешением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с требованиями педагога, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном отображении. Отмечается прямая зависимость между тяжестью двигательной патологии и степенью выраженности пространственных нарушений. Генетическое исследование Ж. Пиаже показывает, что зрительная ориентировка в пространстве является лишь наиболее поздней и свёрнутой формой пространственного восприятия. На ранних этапах развития в состав пространственной ориентировки входит практическая деятельность ребёнка, возможность которой в норме формируется в конце первого года жизни (у детей сцеребральным параличом значительно отстаёт) одновременно с укреплением совместной работы зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов. Лишь при их совместной работе, осуществляющейся во время осматривания, ощупывания, поворота головы и движения глаз, возникают комплексные формы отражения пространственных отношений. Поэтому в случае нарушения даже одного из этих компонентов (при детском церебральном параличе чаще всего наблюдается нарушение нескольких компонентов и, прежде всего, зрительно-тактильная интеграция) происходят изменения пространственной ориентировки в целом. Двигательная патология детей с церебральным параличом значительно затрудняет развитие не только тактильного, зрительного восприятия, но ещё в большей степени препятствует формированию интеросенсорных условных связей, особенно зрительно-моторных, которые являются ядром сенсорной организации человека

В связи с этим, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми. Младшие школьники с ДЦП особенно затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей. Особенно нарушения схемы тела выражены при поражении левых конечностей (левосторонних гемипарезах – 30% обследованных случаев). Такой ребёнок с трудом воспринимает, запоминает частисвоего тела, долго путается в определении направлений.

Все перечисленные факторы несформированности пространственного анализа и синтеза у детей с ДЦП, возникают по следующим причинам

:-отставание в развитии процессов зрительного восприятия,выражающиеся в ограниченности и фрагментарности знаний об окружающем мире, т.е. дети с церебральным параличом затрудняются в узнавании предметов в непривычных ракурсах и схематических изображениях;

-замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, что в условиях недостаточного времени восприятия ведёт к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала;

-нарушение функции поиска, замедленность опознания и обследования окружающего пространства или данного объекта;

-неумение вычленять элементы из объекта, воспринимаемого как единое целое;

-нарушение взаимодействия зрительного, двигательного анализаторов и осязания;

- ухудшение качества пространственного восприятия и различения по мере ухудшения условий восприятия и усложнения воспринимаемых объектов;

-снижение памяти, уменьшение её объёма, затруднения при запоминании и воспроизведении материала;

-недостаточная познавательная активность;

-недостаточная сформированность мыслительных операций;

- иепродолжительность периода относительно хорошей работоспособности, во время которой дети с ДЦП способны усвоить материал и выполнить задание.

- навыков пространственного ориентирования,вызванная данными причинами, ведёт к проявлению целого ряда ошибок на письме, которые прослеживаются во 2-4 классах.

У детей, развитие которых осложнено органическими и функциональными нарушениями ЦНС, её становление, начиная с важнейших предпосылок, оказывается неблагополучным. Это сказывается на представлениях, которые длительное время остаются фрагментарными и неосознанными, что, в свою очередь, проявляется в трудностях речевого общения, в наглядных, графических видах деятельности. Учитывая связующую, интегративную роль двигательного анализатора в комплексе пространственного анализа и синтеза, наибольшее внимание уделяется налаживанию связей на уровне первой сигнальной системы. В этой связи одна из первостепенных задач обучения заключается в обогащении двигательного опыта ребёнка, формировании на этой основе представлений о схеме тела, собственной окружающих предметов, основных направлениях пространства, отношениях между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений. При этом создаются такие условия, чтобы ребёнок учился сам активно исследовать, преобразовывать окружающее пространство,устанавливая взаимосвязи, овладевая доступными способами восприятия.

Коррекционно-развивающие занятия должны иметь различную форму: групповую, индивидуальную, работу с семьёй. Основной формой проведения коррекционно-развивающей работы должны быть групповые занятия, которые проводятся два раза в неделю. Занятия должны проходить в игровой комнате. Работа с семьёй предполагает такие виды работы, как проведение бесед о необходимости развития пространственных представлений у детей с ДЦП, непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающих занятиях, закрепление пройденного материала дома во время выходных дней, каникул.Подобная организация занятий с детьми позволяет учитывать их психологические особенности и создавать благоприятные условия для дифференцированного подхода У детей с ДЦП отмечаются нарушения в двигательном, зрительном, тактильно-кинестетическом анализаторах. Поэтому в коррекционных играх необходимо максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний о пространстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксёнова Л.И. Дети с нарушениями опорно-двигательного

аппарата // Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина,

2. Богина Е.В. Коррекция нарушений зрительно-пространственного

восприятия у младших школьников // Вестник психосоциальной и

коррекционно-реабилитационной работы. 1997. №4. -С.35-38.

3. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного

восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей //

Дефектология. 2000. №3.- С.3-15.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция

пространственно-временных представлений у детей младшего школьного

возраста. -М.: Школьная Пресса, 2003.

5. Калижнюк Э.С. Методические рекомендации по исследованию

зрительно-пространственного восприятия у детей с церебральными

параличами. -М.: Просвещение, 1976. 18с.

6. Корнелиуссен Г.Г., Лунд М., Нильсен Э. Преодоление нарушений

общих познавательных функций у детей с церебральным параличом // Детскийцеребральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук.

7. Левченко М.В., Ипполитова М.В., Хайрулина И.А.

Дифференциация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учётом

особенностей и возможностей овладения ими учебным материалом // Детский

церебральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук.

8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и

воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -М.:

9. Мазепина Т.Б. Развитие пространственно – временных ориентиров

ребёнка в играх, тренингах, тестах. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. -32с.

10. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми

проблемами в развитии. -М.: Классикс Стиль, 2003. -320с.

11. Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей дошкольного

возраста, имеющих физические недостатки // Дефектология. 2002. №4. -С.72-80.

12. Титова О.В. Справа – слева. Формирование пространственных

13. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при

локальных поражениях мозга в детском возрасте: Автореф. дис. канд. психол.

14. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.

учитель-дефектолог Бессонова О.М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего представления для детей младшего школьного возраста 6-11 лет,очень интерессный сценарий для ребят,наши дети с удовольствием учавствовали в этом мероприятии.

Формирование временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Аннотация:В данной статье приводится описание исследовательской работы, направленной на изучение развития пространственного мышления у детей с глубокими нарушениями зрения, и анализ полученных результ.

Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.

Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит.

В данной статье описывается подготовительная работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, а также предлагаются игровые приемы, направленные на развитие.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.