Тугоподвижность суставов при дцп

Как часто встречается ДЦП?


Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей.

Согласно мировой статистике, почти четверть случаев патологии нервной системы у детей (24%) приходится на детский церебральный паралич. Несмотря на развитие медицины, беременные женщины и новорожденные дети продолжают являться наиболее уязвимой группой населения, подверженной повышенному воздействию любых стрессовых факторов.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Sustalaif. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Что такое ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это отдельное заболевание, а целый спектр двигательных расстройств, которые возникают из-за повреждения мозга в перинатальном периоде.

В группу нарушений, которые объединяет термин Детский церебральный паралич принято включать:

  • моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы,
  • патологические изменения мышечного тонуса,
  • гиперкинезы,
  • нарушения речи,
  • шаткость походки,
  • расстройства координации движений,
  • частые падения,
  • отставание ребенка в моторном и психическом развитии.

В отдельности все эти состояния могут говорить и о других неврологических или психических проблемах. Именно поэтому так важно, чтобы заключение о наличии или отсутствии ДЦП давал именно врач. Материал носить только ознакомительный характер.

Причины детского церебрального паралича

Церебральный паралич (ДЦП) является результатом травмы или аномалии развития мозга. Во многих случаях точная причина ДЦП не известна. Повреждение или нарушение развития мозга могут произойти во время беременности, рождения, и даже в течение первых 2 – 3 года после рождения.

  • Возможной причиной развития ДЦП во время беременности или рождения могут быть генетические проблемы, инфекции или проблемы со здоровьем в матери или плода во время беременности, или осложнения, связанных с родами и родоразрешением. Любая из этих проблем может оказать влияние, на развитие плода, кровоснабжение, обеспечение плода необходимыми питательными веществами, которые он получает через кровь. Например, систематическая гипогликемия может привести к развитию ДЦП.
  • Одной из возможных причин ДЦП, может быть недоношенность, связанная с ранним рождением (преждевременные роды), и соответственно с недоразвитием головного мозга.Младенцы, родившиеся слишком рано, подвержены большому риску кровоизлияний в головной мозг (внутрижелудочковое кровотечение). Состояние, называемое перивентрикулярной лейкомаляцией(leukomalacia), при котором происходит повреждение белого вещества мозга также более вероятно у младенцев, родившихся преждевременно, чем в родившихся в полном сроке. И то и другое состояние увеличивают риск возникновения детского церебрального паралича. • Возможные причины развития ДЦП в течение первых 2 или 3 лет после рождения обычно связаны с повреждением головного мозга от тяжелой болезни, такой как менингит; травма головного мозга, вследствие несчастного случая или гипоксии мозга.

Причина детского церебрального паралича – нарушение передачи мозгового импульса к мышцам. Оно развивается при поражении клеток головного мозга на ранних стадиях развития. Это может произойти как на внутриутробно, так и при родах либо после рождения.

Организм женщины во время беременности требует щадящего режима, более внимательного отношения. Неблагоприятные факторы могут оказаться губительными для развития ребенка:

  • воздействие радиации, отравляющих веществ, наркотиков, алкоголя, некоторых лекарственных препаратов;
  • тяжелые заболевания будущей мамы;
  • перенесенные во время беременности инфекции;
  • кислородное голодание;
  • протекание беременности с осложнениями;
  • несовместимость резус-фактора крови мамы и малыша.

Не всегда роды протекают гладко – врачам порой приходится оперативно реагировать на непредвиденные ситуации. На развитие ДЦП могут повлиять:

  • асфиксия плода (обвитие пуповины, затяжные роды и т.п.);
  • родовая травма.

После рождения ребенка решающее влияние на его организм оказывают условия жизни мамы и малыша. Поражением головного мозга опасны следующие ситуации:

  • мозг ребенка не получает достаточного количества кислорода;
  • в организм малыша поступают канцерогены;
  • травмы головы;
  • перенесенные инфекции.

Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние, как во время беременности, так и во время родов.

Преждевременные роды – это серьезный фактор риска развития детского церебрального паралича, т.к. во время таких родов существует высокий риск кровоизлияния в мозг, которое может привести к развитию церебрального паралича. Недостаточное поступление кислорода в мозг также может стать причиной развития церебрального паралича.

Несмотря на разнообразие причин церебрального паралича, во многих случаях невозможно определить точную причину нарушения.

Причины развития болезни разделяют на несколько групп

  1. Генетические (повреждение хромосом отца или матери чревато развитием ДЦП. Генетический материал может быть нарушен из-за начала старения организма).
  2. Кислородное голодание мозга (фетоплацентарная недостаточность развивается как в процессе родов, так и во время беременности. Угрожающие факторы — преждевременная отслойка плаценты, стремительные или долгие роды, обвития, неправильное предлежащие плода. Эти нарушения часто приводит к рождению ребенка с патологией ДЦП).
  3. Инфекционные заболевания (некоторые заболевания, протекающие в тяжелой форме, вызывают недуг ДЦП. Это менингит, энцефалит. Опасно, если заболевание протекает на фоне высокой температуры).
  4. Токсическое воздействие на ребенка (вействие сильнодействующих медицинских препаратов во время беременности, а также различных ядов может быть неотвратимым. Подобные факторы проявляются, когда будущая мать работает на вредном производстве (радиоактивные и химические вещества). Токсическое воздействие может быть вызвано курением, употреблением наркотиков).
  5. Физические (вероятность рождения ребенка с ДЦП увеличивается, если во время внутриутробного периода происходило влияние на плод электромагнитными полями (рентген, радиация).
  6. Механические (церебральный паралич у детей возникает вследствие родовых механических травм, связанных с непрофессиональным ведением родов. Бывает, что ребенок получает травму головы из-за слишком узкого таза матери).

Другими факторами, порождающими ДЦП, являются:

  • преждевременное рождение, маловесность новорожденного или, наоборот, большой вес;
  • хронические болезни женщины.

Риск развития патологии возрастает, если выявляются сразу несколько опасных факторов, влияющих на мозг и нервную систему. В большинстве случаев в анамнезе людей с ДЦП, обнаруживается ряд поражений, провоцирующих появление паралича.

При ДЦП, причины возникновения которого могут быть различны, нарушается целостность и правильная работа структур головного мозга. Важно вовремя выявить причины нарушений, чтобы подобрать корректное лечение.

Фактором развития ДЦП в первые недели жизни малыша может быть:

  1. Гемолитическое заболевание.
  2. Асфиксия во время родов.
  3. Попадание околоплодных вод в дыхательные пути.
  4. Дефекты развития элементов системы дыхания.

Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние как во время беременности, так и во время родов и в первые (около 4) недели жизни ребёнка.

Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2[4] к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза).

Недоношенность — это один из самых серьёзных факторов риска развития детского церебрального паралича, присутствующий практически в половине случаев развития ДЦП.

Основными причинами являются:

  • дисгенезии головного мозга
  • хроническая внутриутробная гипоксия плода, различного генеза
  • гипоксически-ишемические поражения головного мозга
  • внутриутробные инфекции , особенно вирусные (чаще герпесвирусные [5] )
  • несовместимость крови плода и матери ( Rh-конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых
  • травматические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде
  • инфекционное поражение головного мозга в постнатальном периоде
  • токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.)
  • врачебная ошибка при родах

Несмотря на это, не всегда возможно определить ведущую причину нарушения в каждом конкретном случае.

Профилактика детского церебрального паралича заключается в профилактике и своевременной терапии вышеописанных основных причин. Важно раннее выявление, наблюдение за группами риска (наличие хронической артериальной гипертензии, ожирения, хронического пиелонефрита у женщины) и адекватная терапия плацентарной недостаточности (с развитием или без развития гестоза) – как одной из самых частых причин, выбор надлежащего способа ведения родов.

Общая характеристика

Как отдельный термин ДЦП появился благодаря невропатологу, психиатру З. Фрейду. Он ввел много новых терминов для удобства описания заболевания. Последняя трактовка и классификация параличей была более точной. Фрейд утверждал, что ДЦП развивается в период перинатального развития плода, когда формируется мозг. Однако исследования следующих лет выявили, что осложненные роды — более вероятная причина появления ДЦП.

Сегодня ученые утверждают, что болезнь возникает сразу после рождения (в первые часы или в грудничковом периоде) или во время беременности. Причин у нее может быть множество. Но главным образом термин ДЦП означает поражение ЦНС (центральной нервной системы) и связанные с этим неврологические проблемы. Это предпосылка всех видимых симптомов у больного человека.

Повышенный или, наоборот, ослабленный тонус мышц, отставание в развитии, выраженные проблемы с моторикой: все это отличает детей с болезнью ДЦП. Проблемы выражаются также в сложностях овладения языком, письмом, трудностях общения.

Церебральный паралич затрагивает большие полушария. Поврежденных клеток мозга не становится больше со временем взросления больного. Они ограничены определенной областью с момента появления заболевания. Так, новые структуры мозга с возрастом не захватываются, а болезнь не прогрессирует.

В современном мире ДЦП причисляют к распространенным детским заболеваниям. По статистике на 1000 малышей рождается около 6 детей с этим диагнозом. Зафиксирована более высокая частота нарушения среди мальчиков.

ДЦП, лечится или нет? — вопрос, который волнует родителей больного ребенка в первую очередь. Для многих из них аббревиатура ДЦП звучит как приговор. Но опускать руки нельзя, ведь ребенку с таким заболеванием, как никому другому необходима любовь и поддержка родителей.

Проблема спастичности в реабилитации детей со спастическими формами церебрального паралича за последние полтора столетия со времени первого описания ее Литтлем (1843) не потеряла своей актуальности. Спастическая диплегия является самой распространенной формой ДЦП (до 60%), наиболее перспективная в отношении социальной адаптации, обучения и трудоустройства. У больных этой формой нарушена преимущественно моторика нижних конечностей, в меньшей степени – верхних.


Боль, формирующая спастику, имеет хронический характер, и строится из понимания ее видов:

Спастические мышцы постоянно находятся в состоянии напряжения и сокращения, их рост замедляется. Вследствие этого рост костей происходит быстрее, чем соответствующих групп мышц, что со временем приводит к заметной разнице в дине между мышцей с сухожилием и костью. Из-за этого несоответствия укорачивается пораженная конечность, появляется тугоподвижность в суставах, контрактуры, порочная установка, частые переломы.

Прежде чем заняться коррекцией мышечного тонуса, нужно оценить его максимально точно и объективно. Существуют специальные шкалы, которые позволяют выражать в баллах мышечный тонус.

БаллХарактеристика
0 Нет повышения мышечного тонуса
1 Легко повышение мышечного тонуса, проявляющееся в начальном напряжении и быстром последующем облегчении
+1 Легкое повышение, проявляющееся напряжением мышцы менее чем в половине всего объема пассивных движений
2 Умеренное повышением мышечного тонуса в течении всего объема пассивных движений, однако пассивное движение при этом легко осуществляется
3 Значительное повышение мышечного тонуса, пассивные движения затруднительны
4 Паретичную часть конечности нельзя полностью согнуть или разогнуть

У детей с ДЦП почти контрактуры в коленных суставах, некоторые ортопеды неврологи рекомендуют туторы. Так же детей до 10 лет могут рекомендовать поэтапное гипсование, или операцию по Узильбату.

Чтобы всего этого избежать, с ребенком необходимо заниматься с первого дня как был поставлен диагноз ДЦП. Начинать следует с постоянных занятий ЛФК, в зависимости от успеха которых врач будет назначать другие методы борьбы со спастикой. Только такой подход позволит добиться наилучших прогнозов.

Тейпирование, как средство помощи при спастике используется не так давно, но уже проявило свою эффективность.

Наклеивание тейпа при спастической диплегии

1. Для тейпирования наиболее подходящим является сетка (кросстейп) малого размера (тип А) или среднего (тип В) в зависимости от размеров сустава.

2. Снять сетку с бумаги. Начиная с одного угла тщательно отделить от бумаги. Пальцем, не металлическим пинцетом.

3. Удерживать. Используя только один кончик пальца, за один угол. Не держать его большим и указательным пальцами!

4. Наклеить. Провести всю поверхность (клейкой стороной, обращенной к коже) медленно над расположением тазобедренного, медиальной и латеральной поверхностью коленного и голеностопного суставов (медиальная и латеральная лодыжка), итого по 5 сеток на каждой ноге.

Тейпирование при спастической форме ДЦП рекомендуем проводить в комплексном лечении с другими методами, и в первую очередь с лечебной физкультурой.


Предлагаем вашему вниманию видео по применению противоспастичных техник при ДЦП.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Волокитин А.С., Бруйков А.А., Гулин А.В., Апокин В.В.

Детский церебральный паралич (ДЦП) полиэтиологическое заболевание, которое объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих в результате недоразвития мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуется неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [1, 2]. При ДЦП наиболее всего страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. У многих детей с ДЦП сильно выражена ограниченная подвижность в суставах, в большинстве случаев вызванная контрактурой суставных мышц. В общем комплексе медико-биологических средств восстановления нарушенных функций у детей с различными формами ДЦП особое место по эффективности занимают различные виды массажа и лечебной гимнастики как естественные, общедоступные и эффективные методы воздействия на организм человека. Впервые проведено сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и иппотерапии на развитие подвижности в суставах у детей в возрасте 8-10 лет с детским церебральным параличом в период реабилитации. Показано, что эти виды воздействия увеличивают подвижность в суставах, при этом эффективность иппотерапии превосходит действие классического массажа и лечебной гимнастики. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности применения иппотерапии в качестве корригирующего средства воздействия на организм детей со спастическими формами детского церебрального паралича .

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Волокитин А.С., Бруйков А.А., Гулин А.В., Апокин В.В.

Development of joint mobility in children with spastic cerebral palsy under the influence of hippotherapy

Cerebral Palsy (CP) is a polietiologic disease, which comprises a group of different clinical implications of the syndromes resulting from the underdevelopment of the brain or its damage at various stages of the ontogenesis and is characterized by the inability to maintain normal posture and perform voluntary movements. Those who suffer in case of cerebral palsy are the centers responsible for voluntary movements, that is the disruption of the locomotor system occurs. Many children with cerebral palsy have strongly expressed limited mobility in the joints, in most cases caused by the joint muscle contraction. In the general set of medicobiological means of recovery of disturbed functions in children with various forms of cerebral palsy special place with regard to effectiveness belongs to a variety of massages and therapeutic exercises as natural, accessible and effective methods of stimulation of the human body. It was for the first time, when a comparative study of the influence of classical massage with therapeutic exercises and hippotherapy on the development of mobility in the joints in 8-10-year-olds with cerebral palsy during rehabilitation was made. These types of stimulation were proved to increase joint mobility, and the effectiveness of hippotherapy is more effective than classical massage and therapeutic exercises. The results show the feasibility of using hippotherapy as a corrective mean for children with spastic forms of cerebral palsy .

РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ В СУСТАВАХ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПОД ВЛИЯНИЕМ ИППОТЕРАПИИ

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 04.01.2015 г.

Аспирант А.С. Волокитин1

Кандидат биологических наук, доцент А.А. Бруйков1 Доктор медицинских наук, профессор А.В. Гулин1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин2

1 Липецкий государственный педагогический университет, Липецк

2 Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

DEVELOPMENT OF JOINT MOBILITY IN CHILDREN WITH SPASTIC CEREBRAL PALSY UNDER THE INFLUENCE OF HIPPOTHERAPY

Postgraduate A.S. Volokitin1

Associate professor, Ph.D. A.A. Bruykov1 Professor, Dr.Med. A.V. Gulin1 Associate professor, Ph.D. V.V. Apokin2

1 Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk

2 Surgut State University Khanty-Mansi Autonomous Region - Yugra, Surgut

Детский церебральный паралич (ДЦП) - полиэтиологическое заболевание, которое объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих в результате недоразвития мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуется неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [1, 2]. При ДЦП наиболее всего страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. У многих детей с ДЦП сильно выражена ограниченная подвижность в суставах, в большинстве случаев вызванная контрактурой суставных мышц.

В общем комплексе медико-биологических средств восстановления нарушенных функций у детей с различными формами ДЦП особое место по эффективности занимают различные виды массажа и лечебной гимнастики как естественные, общедоступные и эффективные методы воздействия на организм человека.

Впервые проведено сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и иппотерапии на развитие подвижности в суставах у детей в возрасте 8-10 лет с детским церебральным параличом в период реабилитации. Показано, что эти виды воздействия увеличивают подвижность в суставах, при этом эффективность иппотерапии превосходит действие классического массажа и лечебной гимнастики. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности применения иппотерапии в качестве корригирующего средства воздействия на организм детей со спастическими формами детского церебрального паралича.

Ключевые слова: иппотерапия, детский церебральный паралич.

Cerebral Palsy (CP) is a polietiologic disease, which comprises a group of different clinical implications of the syndromes resulting from the underdevelopment of the brain or its damage at various stages of the ontogenesis and is characterized by the inability to maintain normal posture and perform voluntary movements. Those who suffer in case of cerebral palsy are the centers responsible for voluntary movements, that is the disruption of the locomotor system occurs. Many children with cerebral palsy have strongly expressed limited mobility in the joints, in most cases caused by the joint muscle contraction. In the general set of medicobiological means of recovery of disturbed functions in children with various forms of cerebral palsy special place with regard to effectiveness belongs to a variety of massages and therapeutic exercises as natural, accessible and effective methods of stimulation of the human body. It was for the first time, when a comparative study of the influence of classical massage with therapeutic exercises and hippotherapy on the development of mobility in the joints in 8-10-year-olds with cerebral palsy during rehabilitation was made. These types of stimulation were proved to increase joint mobility, and the effectiveness of hippotherapy is more effective than classical massage and therapeutic exercises. The results show the feasibility of using hippotherapy as a corrective mean for children with spastic forms of cerebral palsy.

Keywords: hippotherapy, cerebral palsy.

Введение. Детский церебральный паралич (ДЦП)-полиэтиологическое заболевание, которое объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих в результате недоразвития мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуется неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [1, 2]. При ДЦП наиболее всего страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. У многих детей с ДЦП силь-

но выражена ограниченная подвижность в суставах, в большинстве случаев вызванная контрактурой суставных мышц.

В общем комплексе медико-биологических средств восстановления нарушенных функций у детей с различными формами ДЦП особое место по эффективности занимают различные виды массажа и лечебной гимнастики как естественные, общедоступные и эффективные методы воздействия на организм человека. В последние годы в реабилитационную практику внедряются новые, нетрадиционные, методы, ускоряющие восстановление нарушенных функций,

и наряду с известными средствами восстановления и профилактики особую ценность представляет фиксационный массаж с онтогенетической гимнастикой, прежде всего вследствие своей результативности в развитии подвижности в суставах у ребенка с ДЦП [4].

Применение новых методов восстанавливающего воздействия на организм ребёнка с ДЦП - актуальная проблема сегодняшнего дня. В настоящее время с этой целью используется метод иппотерапии, оказывающий положительное воздействие на функциональное состояние некоторых систем организма ребенка с ДЦП [3].

Принципиальное отличие иппотерапии от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с ней и на ней, ребенок в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть, тем самым побуждая к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела. Кроме того, не обладает возможностью возбуждать у детей такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая характерна для занятий иппотерапией.

Таким образом, приведенные нами общие научные данные убеждают в необходимости проведения дальнейших исследований в области изучения влияния новых способов оздоровительно-профилактического воздействия на развитие подвижности в суставах организма детей с ДЦП, в частности иппотерапии. Всё это и послужило основанием для выбора направления исследования.

Целью настоящей работы явилось исследование влияния иппотерапии на развитие подвижности в суставах у детей 8-10 лет с ДЦП в форме спастической диплегии.

Методика и организация исследования. Обследовано 28 детей обоего пола с ДЦП в форме спастической диплегии. Исследуемые были разделены на 2 равные группы: контрольную (группа 1), средний возраст -9,2±0,9 года и экспериментальную (группа 2), средний возраст - 9,5±0,7 года. Наблюдения осуществлялись в течение 6 месяцев. При этом у детей из группы 1 реабилитационные мероприятия включали стандартный массаж и лечебную гимнастику. Дети из группы 2 занимались по специально разработанной программе иппотерапии. В каждой группе дети обследовались дважды: в первый раз -до проведения курса процедур (начальное обследование) и во второй раз - после проведения курса (конечное обследование). Всего было проведено 2 курса массажа и лечебной гимнастики, продолжительностью 15 процедур каждый. Сеансы иппотерапии (40 процедур) проводились непрерывно 3 раза в неделю. Продолжительность массажа и последующей лечебной гимнастики составляла 90 мин, процедуры ип-потерапии - 45 мин.

Подвижность в суставах оценивали по величине максимально достигаемого угла разгибания сустава. Угол разгибания или сгибания сустава конечности измеряли угломером, состоящим из двух бранш и окружности с нанесенными на ней делениями (от 0 до 360 градусов). Угломер размещали таким образом, чтобы его ось проходила через ось сгибания сустава, а бранши располагались параллельно продольным осям соответствующих разгибаемых сегментов конечности. Подвижность в суставе оценивали по шкале угломера при его максимально возможном активном разгибании. В локтевом суставе движения совершаются в направлении сгибания и разгибания. Амплитуду этих движений измеряли при среднем положении предплечья между пронацией и супинацией (большой палец направлен вперед). Угломер устанавливали

на наружной поверхности руки, в плоскости движений предплечья в локтевом суставе так, что его шарнир располагался у суставной щели (чуть ниже легко прощупываемого наружного надмыщелка плеча). Одна бранша угломера идет по оси плеча, другая - по оси предплечья.

Подвижность в локтевых суставах оценивали по величине угла разгибания сустава, а подвижность в голеностопных суставах - по общему объему сгибания и разгибания в суставе, который в норме равняется 60-70 градусам. Нормальный угол разгибания в локтевом суставе - около 170 градусов.

Для оценки физиологического резерва соответствующего производимого движения нами рассчитывался дефицит амплитуды активного разгибания стопы (ДАРС). Угломером определялись амплитуды активного и пассивного разгибания стоп (АРС и ПРС) в голеностопном суставе в положении лежа на спине при выпрямленной нижней конечности и рассчитывался ДАРС по формуле:

ДАРС = АРС - ПРС - 5 (в градусах).

Функциональные возможности опорно-двигательного аппарата определялись объемами движений в суставах и компенсаторными приспособлениями соседних отделов. Величина амплитуды АРС и ПРС - с помощью стандартного угломера.

Исходное положение ребенка - лежа на спине с выпрямленными нижними конечностями, со стопами, находящимися за пределами кушетки. При измерении амплитуды движений или фиксированного положения стопы угломер устанавливали в сагиттальной плоскости, по внутренней поверхности стопы. Шарнир угломера помещали у внутренней стороны лодыжки. При этом одна бранша располагалась вдоль оси голени, другая - по линии, соединяющей переднюю и заднюю точки опоры стопы. При этом увеличение амплитуды движения характеризуется уменьшением соответствующих абсолютных значений. Погрешность измерений составила 5 градусов. После курса восстановительного лечения проводилось повторное исследование амплитуды активного и пассивного разгибания стопы. Значимым считался прирост величины амплитуды на 10 градусов и более. По данным литературы, алгебраическая разница между значениями амплитуды АРС и ПРС в норме составляет около 5 градусов [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Исследовали влияние иппотерапии на подвижность в суставах у детей с ДЦП. Главное внимание было уделено локтевому и голеностопному суставам, так как при спастических формах церебрального паралича наиболее сильные нарушения подвижности проявляются именно в этих суставах. При этом уменьшенный диапазон сгибания в голеностопном суставе обычно вызван повышенным тонусом и укорочением икроножных мышц, а также относительной слабостью малоберцовых мышц. Уменьшенный диапазон разгибания в локтевом суставе обычно вызван повышенным тонусом и укорочением двуглавой и плечелучевой мышц предплечья, а также относительной слабостью трехглавой мышцы плеча [2].

Анализ полученных данных показал, что иппотерапия по сравнению с классическим массажем и лечебной гимнастикой более эффективно повлияла на развитие подвижности в локтевых суставах. Так, в правом локтевом суставе объем движений под воздействием иппотерапии в группе 2 увеличился на 7,2 %, а в левом - на 6,8 %. В группе 1 изменения были менее выражены и составили в правом суставе 4,2 %о, в левом - 4,5 % (см. таблицу).

В группе 2, где применялась иппотерапия, отмечено снижении ДАРС в правой конечности на 7,5 %, в левой - на 6,9 %, тогда как в группе 1 после реабилитационных мероприятий, которые включали классический массаж и лечебную гимнастику, ДАРС в правой конечности составил 4,2 %, а в левой - 3,8 %.

№ 3 • 2015 Март | March

Изменение подвижности в локтевых суставах под влиянием классического массажа и лечебной гимнастики в сравнении с иппотерапией

Группы и время исследования Показатели подвижности в суставах, град.

правая рука левая рука

Группа 1 (до исследования) 148,3±2,9 147,2±3,1

Группа 1 (после исследования) 154,5±3,5 153,9±3,3

Р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bruykov, A.A. Issledovanie motornoy aktivnosti u detey so spasticheskimi formami DTsP (Study of motor activity of children with spastic cerebral palsy) / A.A. Bruykov, A.V. Gulin. Vestnik Tambovskogo Universiteta. Ser. Natural and technical sciences. -Tambov, 2011. - V. 16. - Iss. 6. - p. 1516-1519. Bruykov, A.A. Fiziologicheskaya kharakteristika vliyaniya fiksatsionnogo massazha i ontogeneticheskoy gimnastiki na funktsional'noe sostoyanie TsNS u detey s DTsP (Physiological characteristic of the effect of fixation massage and developmental gymnastics on the functional state of the central nervous system in children with cerebral palsy) / A.A. Bruykov, A.V. Gulin, V.V. Apokin. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - Moscow, 2010. - № 11. - p. 99-101.

Авторский коллектив в составе: доктор психологических наук, профессор Б. П. Яковлев, доктор педагогических наук, профессор Г. Д. Бабушкин; доктор психологических наук, профессор Е.А. Науменко; доктор педагогических наук, профессор В. А. Сальников, кандидат педагогических наук, доцент В. В. Апокин; кандидат педагогических наук, доцент Е. Г. Бабушкин; кандидат педагогических наук, профессор А. П. Шумилин.

При освоении курса психологии спорта и физического воспитания студенты очной и заочной форм обучения не могут ограничиться только изучением тематического содержания учебника. Каждая тема содержит ряд реферативных тем, что требует самостоятельного подробного изучения предлагаемой основной и дополнительной литературы по каждой главе. Выполнение контрольных работ, тематика которых предложена в учебнике, также предусматривает тщательное и планомерное изучение литературы, выработку умения выбирать, сопоставлять и анализировать психологические факты, а также культуру изложения и цитирования материала. Таким образом, каждая глава завершается темами для написания рефератов, контрольными вопросами, списком рекомендованной литературы.

Президиум Совета УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры принял решение о присвоении учебнику грифа УМО.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.