Творчество для инвалидов дцп

Лариса Тагирова
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия)

Дети-инвалиды не такие, как все. Они рисуют, лепят, мастерят.Их рисунки наполнены эмоциями до отказа: это радость, слезы, изумление, восторг и боль. Они пытаются говорить с нами на языке искусства.

Главная проблема, с которой сталкиваются дети-инвалиды – это непонимание, отторжение от общества, отсутствие общения со сверстниками. Между тем, эти дети, особенно, если они одарены талантом, воспринимают этот мир острее, ярче и глубже, чем их здоровые сверстники. Они вдумчивее, усерднее и внимательнее, так как их физические возможности ограничены.

Творчество, как показывает опыт, - одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, являясь великолепным стимулом, позволяет повысить самооценку и развить физические и умственные способности, положительно влияет на становление личности и социализацию индивидуума. Причем уровень, которого достигают в творчестве многие дети, благодаря своей силе воли, неунывающему и оптимистическому отношению к себе и своей жизни; конечно же, поддержке окружающих, повергает в изумление и

стремление каждого человека достичь максимальных высот своего развития, быть полноценной личностью, востребованным и уважаемым членом общества, а у людей с особыми потребностями эти желания выражены острее. И наша общая задача – помочь им в этом.

В нашем реабилитационном центре разработано несколько направлений творчества. В студии изобразительного искусства дети занимаются рисованием и некоторыми видами декоративно-прикладного искусства.В швейной мастерской каждый может выбрать себе занятие по душе: бисероплетение, вышивку крестом, шитье мягкой игрушки, рисование нитью на картоне (изонить, вязание на спицах, крючком. Интерес к швейной мастерской проявляют и девочки, и мальчики. В столярной мастерской мальчики и некоторые девочки постигают азы резьбы по дереву.

. Цель занятий – стимулирование творческого потенциала детей и подростков, как необходимого элемента социального и культурного развития

Занятия творчеством дают возможность даже самому слабому по состоянию здоровья ребенку поверить в свои силы, свои способности, суметь сделать чудо своими руками. Главная задача – увлечь творчеством, подобрать и предложить им тот материал и вид деятельности, с которым они смогут справиться самостоятельно. Навыки, полученные на занятиях, конечно же пригодятся в реальной жизни, в конце концов они позволят скрасить быт, занять свободное время. Дети на занятиях получают прежде всего положительные эмоции, которые являются лучшими лекарствами.

На занятиях в студии изобразительного искусства я создаю условия для коррекции движения, развития мелкой моторики рук, здесь решаются задачи адаптации, развиваются творческое мышление, творческая активность, художественный вкус, эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства, наблюдательность, память, расширяется кругозор. Кроме того, занятия призваны воспитывать характер, целеустремленность, настойчивость, учить взаимопомощи.

Есть много способов заставить работать воображение ребенка и помочь ему начать творить. Это важно, так как начиная творить, фантазировать, ребенок включается в состояние творческого процесса. Состояние творческого процесса вполне доступно ребенку, нужно только его подтолкнуть.

Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени, оно как бы исчезает и мы его не замечаем, снижаются болевые ощущения, человек уходит в свой внутренний мир. Пропадает усталость, ребенок желает закончить свое произведение. Интерес и энтузиазм творчества повышают адаптивные функции организма, включают внутренние резервы, помогающие выздоравливать хотя бы психологически.

Творческая реабилитация является неотъемлемой частью социальной реабилитации, так как реализует потребность детей-инвалидов в общении, способствует их успешной интеграции в социуме, позволяет получить профессиональные навыки. Все это формирует возможность независимого образа жизни и способствует развитию личности ребенка-инвалида, т. е. обеспечивает его социальную реабилитацию.


Знакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями, хочется сделать всё возможное, чтобы помочь им адаптироваться в социуме. Организуя.

Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях смешанной группы Интегрированное воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является значимой проблемой в нашем регионе и.

Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 "Сказка", г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Инклюзия в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Инклюзия. 34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Махмутова Зульфия Шамиловна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях дополнительного образования, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Такими условиями являются занятия в творческих объединениях. Атмосфера занятий в творческих объединениях позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.

Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.

Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии.

- детей с ОВЗ, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе детей – инвалидов;

- детей с ОВЗ, получающих образование инклюзивно, в том числе детей инвалидов

Занятия объединения в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому.

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и помощи её родителям.

Целью программы является создание условий для освоения ребенком-инвалидом навыков работы с бумагой, природными материалами; развитие эмоционально-нравственной сферы через декоративно-прикладное творчество; формирование эстетического отношения детей к окружающему миру, к жизни и искусству.

Содержание данной программы соответствует возможности ребенка, выполняемая деятельность не наносит вреда его здоровью.

Программа решает блок задач. Обучающие: формирование представлений о специфике декоративно-прикладного искусства; освоение технологии выполнения декоративных композиций, формирование представлений о работе с различными материалами, разными техниками и способами. Развивающие: развитие умения видеть, наблюдать, выделять главное и второстепенное; развитие мелкой моторики, образного мышления, внимания, фантазии; развитие стремления ребенка к созданию образов; формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты. Воспитательные: формирование художественного вкуса, чувства стиля, гармонии и равновесия в композиции; формирование наблюдательности, усидчивости, аккуратности; воспитание любви к декоративному искусству, народным традициям и к творчеству в целом.

В ходе занятий педагог дополнительного образования старается вовлечь ребенка-инвалида в творческую деятельность. Занятия данной программы не являются исполнителями четких инструкций, а педагог используя жизненный опыт и фантазию, создает свою неповторимую индивидуальную работу.

Анализируя работу данного кружка, можно сказать, что творческий труд ребенка-инвалида всегда выражает не только его творческие способности, но и техническую изобретательность. Работы получаются разного вида и настроения, но главное видим в том, как через творчество воспитанник преодолевает свои личные проблемы, расширяет свой небольшой жизненный опыт, освобождается от неприятного и утверждает позитивное в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания изделия не менее важен для ребенка, чем результат.

Но при этом педагог не забывает о том, что получение новых знаний за одно занятие должно быть ограниченным (не более двух новых практических умений), иначе некачественное освоение учебного материала повлияет на конечный результат творчества, не принесет ребенку удовлетворения от проделанной работы.

Последовательность заданий помогает на начальных этапах определить уровень подготовленности и возможностей детей, а в дальнейшем развивать и совершенствовать уже имеющиеся и вновь приобретенные знания, умения, навыки.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе.

Занятия данного объединения способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в мире творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения.

Занятия с такими детьми педагог начинает разговором с похвалы. Во время работы обращает внимание на ошибки только косвенным образом. Старается не критиковать и не делать замечания. Не приказывает вспоминая об ошибках, а задает вопросы. Создавая детям хорошую репутацию, по поводу каждой удачи выражает одобрение. Можно заметит то, что педагог постоянно поощряет детей, делая любую ошибку легко исправимой. И в конце занятия дети чувствуют престиж в глазах других.

Применяя нетрадиционные приѐмы в работе с детьми ОВЗ педагог дополнительного образования Альбина Дамировна прежде всего обращает внимание на то, что они очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.

Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограниченное жизненное пространства и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Её целью является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.

Одной из задач данного кружка является всемерное развитие личностного потенциала детей, т.к. одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал.

Способности к творчеству имеет практически любой ребенок. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, воспитания и условий общественной жизни. Конкурсы же позволяют рассматривать творчество как деятельность, способную развиваться в процессе жизни, как самого ребенка, так и всей семьи в целом. Именно поэтому, в некоторых конкурсах, проводимых в нашем районе, участвует и родители.

Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Ряд качеств, которые формируются у ребенка в процессе творческой деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.

11. Рисование способом примакивания. Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага.

12. Рисование способом от пятна. Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы.

13. Рисование природными материалами. Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской - гуашь, темпера, кисточка. И т.п.

Дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок-инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. 4 педагогических работника ЦДТ прошли курсовую переподготовку на 144 часа на тему «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования. Проектирование индивидуальной образовательной траектории для ребенка с ОВЗ" при ТИСБИ.

Инклюзивное образование в ЦДТ ставит своей основной целью - обеспечение равного доступа к получению того или иного вида дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Где работают люди с особенностями развития? Зачем работа инвалиду? Как найти инклюзивные мастерские? Что создают особенные люди?

Ребёнок-инвалид или, как сейчас принято говорить, с особенностями развития – это испытание для родителей. Конечно, и в жизни таких семей бывают счастливые моменты, достижения и открытия, связанные с детьми. Особенно, если мать и отец занимаются не только физической реабилитацией, но и духовным развитием чада. Но будущее всегда вызывает тревогу: что будет с ребёнком-инвалидом, когда он вырастет, а родители уйдут в мир иной? Не о каждом готовы заботиться дальние родственники. И тогда кому-то придётся искать пристанище в психоневрологическом интернате, кому-то в доме престарелых, несмотря на молодость. В таких заведениях не всегда идеальные условия, скорее, они напоминают пожизненную тюрьму с тотальной зависимостью от персонала.

Какова альтернатива? Есть немало людей с особенностями развития, которые способны найти посильную работу. Зачем это инвалидам?

  • Работая, они обретают независимость.
  • Находят друзей и единомышленников.
  • Реализуют свои таланты и мечты.

Есть немало примеров, когда люди с особенностями кардинально меняли свою жизнь, открыв для себя труд. Кто-то создаёт семью, кто-то едет путешествовать, кто-то обретает известность как творческий человек.

По данным Росстата, в нашей стране проживает 12,1 млн инвалидов. 3,6 млн из них находятся в трудоспособном возрасте. Но только 11% из них работают.


Вопрос социализации инвалидов, подготовки их к самостоятельной жизни будет актуальным ещё долгие годы. И тому есть серьёзные причины:

  • Отсутствие безбарьерной среды, которая помогает добраться в любую точку города. Она включает в себя специальные подъёмники и лифты в зданиях и общественном транспорте. Светофоры, которые имеют звуковые ориентиры. Удобные переходы и доступный спуск в метро. В России многие начинания реализуются только для галочки. Порой я вижу пандусы, сделанные под невероятным углом – здесь только с горки кататься, а не въезжать инвалиду-колясочнику.
  • Неготовность руководителей принять сотрудника с инвалидностью, страх повышенной ответственности за него.
  • Опасение самого инвалида быть не понятым и не принятым в коллективе. Не каждый без психолога победит свои комплексы.
  • Отсутствие образования. В провинции – невозможность окончить нужные курсы или колледж. Порой гиперопека родителей мешает ребёнку обрести бытовые навыки, а с этого нужно начинать. И многое другое.

Доступнее всего для человека с особенностями занятия прикладным искусством, народными ремёслами. Это просто и занимательно. А в небольших коллективах легко создать атмосферу комфорта. Но, к сожалению, социальное предпринимательство в нашей стране не развито. Бизнесменов-подвижников мало. Христианские организации немногочисленны и заняты другими проектами.

Положительные примеры инклюзивных мастерских есть лишь в нескольких городах России. Возможно, информация о них будет полезна нашим читателям.


Инклюзивные мастерские в Москве

Кроме подчинённых и руководителей в творческом процессе участвуют психологи, которые являются кураторами рабочих. Услуги ряда специалистов оплачиваются из бюджета, ещё несколько наняты в частном порядке.

Адрес: Центральный административный округ, Тверской район, ул. Краснопролетарская, 31/1, стр. 9.


Адрес: ул. Летниковская, дом 11/10, строение 5, подъезд №1.


Предоставляет работу инвалидам седьмой год. Проект обеспечивает трудовую занятость и сопровождение взрослым особенным людям. Каждый находит занятие по вкусу – гончарное или швейное дело, шитье, батик, валяние, ткачество. Сотрудники вместе отмечают дни рождения и другие праздники. Здесь могут сделать на заказ простое керамическое блюдо и замысловатые настенные часы. Кто-то шьёт сумку, а кто-то рисует. Звучит тихая музыка. Гостей встречает аромат шоколада на меду, который в мастерской расфасовывают по заказам.



Адрес: ул. Новодмитровская, 5А, стр. 2.

Инклюзивные мастерские в Ярославле


Созданы родителями молодых людей с ментальной инвалидностью. Развитию проекта помогают государственные гранты и благотворители, но есть и собственная прибыль. Более пятидесяти ребят разного возраста осваивают здесь гончарное, ткацкое, столярное, швейное и кожевенное дело. В интерьерной мастерской создают комбинированные изделия – результат сотрудничества юных столяров и гончаров.

Производство расширяется, организаторы ищут постоянных партнёров, участвуют в ярмарках народных промыслов. Здесь выясняют, к чему склонен каждый юноша и девушка, и дают занятие по душе. Те, кто любит рисовать, придумывает дизайн для оформления изделий. Те, кто усидчив, занимается работой, требующей терпения и аккуратности.

Проект растёт и сегодня его создатели готовы предложить программы для любого возраста, вплоть до учебноподдерживаемого проживания. На грантовые средства снята трехкомнатная квартира, где несколько молодых людей учатся вести хозяйство, готовить еду, проводить уборку и ходить в мастерские. Это готовит их к жизни без опеки родителей. Пока за процессом наблюдают педагоги.

Инклюзивные мастерские в Пензе

Инклюзивная гончарная мастерская, где работают люди с ограниченными возможностями. Они лепят, обжигают и раскрашивают чашки, пиалы, свистульки и выступают наставниками гостей-горожан, проводя мастер-классы по лепке из глины. Заработок и приятная компания обеспечены. Сотрудники мастерской с успехом участвуют в фестивалях народных ремёсел и выставках.


Адрес: Центр, Ленинский район, ул.Либерсона, 19.

Называют по-разному: коммуна равных, мастерская развития, активный пансион. Он готовит к самостоятельной жизни интеллектуально здоровых инвалидов-колясочников. Организация была создана Марией Львовой-Беловой, джазовым музыкантом, и названа вчесть Луи Армстронга. Проект вырос из волонтерских занятий с детдомовскими ребятами, которые не могли передвигаться самостоятельно. Мария сопереживала им, стремилась спасти от безысходности. После детдома их ждал местный дом ветеранов, где молодые люди угасли бы до срока. Один из воспитанников сказал Марии, что предпочтёт такому исходу – самоубийство, и она решила дать подросткам шанс на нормальную жизнь.

Благодаря оптимистическому настрою и дружеской поддержке, здесь происходят чудесные события. Лежачая девушка научилась стоять и, возможно, будет ходить. Мальчик-колясочник поступает в ВУЗ не на льготных условиях, а наравне со здоровыми ровесниками.

В рамках проекта действует несколько направлений:

Адрес: проезд Водопьянова,44.

Аналогичную деятельность, направленную на профессиональную ориентацию инвалидов, проводят в Чите, Пскове, Арзамасе, Кемерово. Но это образовательные учреждения, а не место работы. На всю огромную страну – меньше десятка инклюзивных мастерских и большинство из них – в столице.

Для христиан – изгоев нет


Ещё один пример – современный. В провинциальном посёлке слепнет женщина. Образованная, деятельная. От одиночества её спасают визиты внуков и аудиокниги, которые она слушает каждый день. Моя знакомая посещает церковь, стараясь не поддаться унынию и отчаянию.

– Я так люблю работать! – Говорит она. – Но чем заняться теперь? Передо мной всё в тумане. Рисовать? Не различаю красок. Писать? Не вижу строк. Сажать огород? Не ориентируюсь во дворе.

Несомненно в этом населённом пункте есть и другие инвалиды по зрению, но досуг для них в местном Доме творчества не организован. Каждый сидит в своём доме, страдая от вынужденной бездеятельности. Это характерно для российской глубинки. Нескоро благотворительные организации придут в обычные райцентры из крупных городов, чтобы открыть там мастерские для инвалидов. Для этого нужны новые законы и новое мышление граждан, чтобы государство и население действовали в тандеме, помогая социально уязвимым.

В цивилизованном обществе с христианской моралью – изгоев нет.

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

(из опыта работы)

В.А. Сухомлинский.

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни . Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка. Как сделать так, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями и ребёнок инвалид мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества?

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент. Приходится доказывать, что мы такие же дети, которые смеются, радуются жизни, побеждают. Наш клуб относится к социально-педагогической направленности, который решает разные задачи. Огромный раздел в образовательной программе отводится социализации детей через декоративно-прикладное творчество.

Одной из задач педагога: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник .

Занятия творчеством дают большие возможности, как для решения общетерапевтических задач, так и для достижения конкретных коррекционных целей. В процессе творческой деятельности у ребенка–инвалида усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, художественное творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники: лепка из солёного теста, рисования пластилином, аппликации и игрушки из ниток, аппликации из соломки и природного материала. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

Как результат работы следует считать то, что дети постоянно участвуют в районных, областных, международных и интернет конкурсах, показывают прекрасные результаты, получают грамоты, дипломы, сертификаты.

Родители очень активно принимают участие в жизни объединения: помогают в подготовке к выставке, посещают все мероприятия проводимые в ЦВР и объединении. Проведение мероприятий, тренингов, игр дают возможность увидеть и услышать друг друга, других детей и родителей в нестандартной, игровой обстановке. Участвуя в таких занятиях, родитель обучается строить отношения с ребенком на паритетной основе . На занятиях дети с ограниченными возможностями здоровья не только расширяют свои знания, обогащают словарный запас, учатся изготавливать из различных материалов игрушки, поделки, сувениры как своими руками, так и с участием родителей, но и учится фантазировать, придумывать, находить новые способы решения творческих задач, а так же найти себе друзей. Но всё вышеперечисленное представляется возможным только при умелом, грамотном творческом подходе педагога к индивидуальным особенностям ребёнка и организации и планировании учебного процесса.









ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВО

Российское общество составляют такие категории граждан, как несовершеннолетние лица, студенты, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды, военнослужащие, безработные и другие категории граждан, каждая из которых формирует единое социально-экономическое пространство. Именно поэтому важно чтобы каждая из этих категорий была интегрирована в социум.

Инвалиды одна из категорий граждан, которой уделяется особое внимание со стороны российского общества и государства. На 1 января 2015 в России общая численность инвалидов составила 88,4 на 1000 человек населения, общее же число инвалидов 12 924 человека. Именно поэтому на сегодняшний день проблема интеграции людей с ограниченными возможностями в общество является актуальной.

Егорова Т.В. определяет инвалида, как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травмы или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты [3, с.5].

Любой человек является биосоциальным существом, который имеет потребность в общение и во взаимодействие с обществом, отсюда вытекает потребность в интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Дословно с латинского языка, интеграция - это восстановление, восполнение.

Интеграция в общество - процесс формирования или восстановления связей с обществом, обеспечивающий включённость человека в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг [5, с.28].

Егорова Т.В. отмечает, что интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями - означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей [4, с.7].

Обобщая приведенные термины можно сделать вывод, что интеграция - это процесс взаимодействия с обществом в условиях равноправия индивидов, независимо от состояния физического и психологического здоровья.

Существует множество способов интеграции лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности такие, как туризм, спорт, творчество, арт-терапия, волонтёрство, участие в учебных и трудовых процессах и другие.

Остановим внимание на творчестве как способе интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Творчество - это деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума [7].

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [7].

Творчество выполняет рядобщественных функций:

эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

социальная функция проявляется в том, что творчество оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

гедонистическая функция отражает способность творчества приносить удовольствие человеку;

познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

прогностическая функция отражает способность творчества строить прогнозы и предугадывать будущее;

воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Во время творческой деятельности инвалиды раскрывают свой творческий потенциал, что способствует стиранию психологических рамок в общении с людьми без нарушений здоровья. Также этому способствует правильно организованные творческие мероприятия, различные мастер-классы по арт - терапии и наглядно выставочные работы [1].

Главной целью арт - терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической сфере личности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Арт - терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил; гармонизирует личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков. Именно творчество компенсирует все ограничения в развитии инвалидов [2].

Рассмотрим наиболее яркие примеры эффективного влияния творчества на процесс успешной интеграции людей с инвалидностью в социальную среду.

Работа данного фестиваля включает в себя:

организация концерта - праздника с участием детей - инвалидов вместе с юными артистами;

выставка творческих работ детей с нарушениями здоровья;

мастер-классы для детей-инвалидов: по флористике, рисованию и аппликации, изготовлению традиционной народной куклы, керамике, росписи по дереву, аквагриму;

В результате такой работы устанавливаются прочные дружеские отношения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, а также обычные дети, видя, как дети-инвалиды выкладываются на сцене, как они отдаются творчеству, меняют свое отношение к занятиям и окружающим людям - становятся более дисциплинированными, ответственными и тактичными.

В рамках программы организовывались такие выставки как:

это проведение соревнований комбинированного вида, в которых участвуют инвалиды и студенты - баскетбол, ручной мяч, настольный теннис, туризм, аэробика;

это постановка театрализованных миниатюр, музыкально-танцевальных и спортивно-хореографических композиций.

Участники мероприятий - инвалиды-колясочники, учащиеся специальных (коррекционных) школ, воспитанники детских домов и студенты факультета физической культуры и спорта. Их объединяет творческая и спортивная деятельность, которая в свою очередь предоставляет всем равные возможности [10].

Организованные мероприятия, направленные на совместное участие инвалидов и здоровых людей в творческой деятельности, способствуют стиранию психологических барьеров в общение здоровых людей и инвалидов, что в свою очередь приводит к достижению равноправия в различных сферах общественной жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что творчество является одним из эффективных способов интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общества.

Библиографический список

Бибикова Н.В. Социально - психологические и духовно - нравственные аспекты развитие творческой личности // Вектор науки / Тольяттинский государственный университет, 2015. - № 1 (31). - С. 213 - 217.

Галич, М.М. Организация выставок инвалидов и для инвалидов в Дарвиновском музее / М.М. Галич // Творчество инвалидов - неограниченные возможности. Организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для восприятия людьми с ограничениями здоровья: Материалы обучающего семинара 18 октября 2011 года, Москва. - М.: изд-во ГДМ, 2011. - С. 28-34.

Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие / Т.В. Егорова. - Балашов: Изд-во Николаев, 2002 . - 80 с.

Основные понятия социальной работы: Глоссарий. - СПб: Имена, 2007. - 100 с.

Петросян, В.А. Интеграция инвалидов в Российское общество / В.А. Петросян. - Автореферат диссертации , 2004. - 345 с.

Холостова, Е.И.Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско - торговая корпорация Дашков и К, 2006. - 240 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.