Учебно-методическому пособию и а смирновой специальное образование дошкольников с дцп

Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами. - М., 1993.

Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. - М., 2001.

Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. . канд. наук. - СПб., 1992.

Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Элиста, 1999.

Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001.

Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2004.

Эйдинов М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959.

Рекомендуемая литература (основная)

Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003.

Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Изд. 2-е, стер. / Ренате Хольц. Пер. с нем. А.Н. Неговориной; Под ред. и с предисловием Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2007. – 336с.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. - Л., 1962.

Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994.

Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.

Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.

Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. - Л.: ЛМУ, 1964.

Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1980. - № 1.

Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2.

Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003.

Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.

Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980.

Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа. - 1967. - № 3.

Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличем в семье. – М., 1993.

Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольниками, страдающими церебральными параличами. - М., 1978.

Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 1994.

Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - М. - СПб., 1998.

Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Под. ред. Е.М. Мастюковой. - М., 1975.

Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.

Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1976. - №3.

Мамайчук И.И. Комплексной психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича // Дефектология. - 1984. - №6.

Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1992. - №4.

Мамайчук И.И. Учет личностных особенностей детей с ортопедическими заболеваниями в процессе ортопедохирургического лечения // Ортопедия, травматология и протезирование. - 1986. - № 10.

Мамайчук И.И., Мендоса С, Мендоса Д. Нейропсихологический анализ гностических процессов у школьников с церебральным параличом // Тезисы VI Всесоюзного съезда психологов. - М., 1983.

Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - № 3.

Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье // Дефектология. - 1985. - № 2.

Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. - 1988. - № 4.

Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского

Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985.

Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. Мастюковой Е.М. - М., 1989.

Раменская О.П. Психологическое изучение личности дошкольника с церебральным параличом. - М., 1980.

Сараева Н.М. Различия в волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. - 1980. - № 2.

Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979. - № 6.

Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.

Семенова К.А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. - Киев, 1986.

Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.

Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами. - М., 1993.

Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. - М., 2001.

Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. . канд. наук. - СПб., 1992.

Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Элиста, 1999.

Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2004.

Эйдинов М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959.

Министерство образования Российской Федерации Правительство Ленинградской области.

Ленинградский государственный областной университет им. А.С. Пушкина.

Специальное образование

дошкольников с ДЦП

Учебно-методическое пособие

Печатается по решению учебного отдела

и РИСа ЛГОУ им. А.С.Пушкина

и специальной психологии ЛГОУ им. А.С.Пушкина

профессор Л. С. Мотылева

Смирнова И. А.

Книга в доступной форме знакомит читателя с особенностями такого распространенного заболевания, как детский церебральный паралич, с отношением окружающих к больному.

Рассказывает о структуре и организации образования дошкольников с ДЦП в нашей стране и зарубежных методиках.

Издание предназначено для педагогов, студентов факультетов коррекционной педагогики, а также родителей, имеющих детей с различными формами детского церебрального паралича.

Глава 1. Научно-теоретические основы специального образования дошкольников с ДЦП …………………………………………………………….8

Глава 2. Влияние патологии ДЦП на психофизическое

Глава 3. Психологическая характеристика

Глава 4. Отношение родителей к абилитации

Глава 5. Основополагающие подходы в развитии

двигательной сферы дошкольников

с церебральным параличом ………………………………………………. 45

Глава 6. Зарубежные методики образования

Глава 7. Организация образования дошкольников

Глава 8. Диагностика психического развития дошкольников

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

и определение стратегии педагогической работы ……………………………84

Глава 9. Педагогическая работа на 1-й ступени

дошкольного образования ……………………………………………………. 95

Глава 10. Педагогическая работа на 2-й ступени

дошкольного образования …………………………………………………. 106

Детский церебральный паралич — это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.

Когда люди видят ребенка с легкой степенью заболевания, у них создается впечатление, что он не нуждается в каком-то особенном воспитании и обучении. Но когда люди видят ребенка с тяжелой степенью этой же патологии, у них возникают мысли о том, что учить таких детей бесполезно. И только специалисты знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременное оказание специальной педагогической помощи.

Парадокс заключается в том, что именно эта категория детей, наиболее зависимая от качества специального образования, на протяжении многих лет не получает достойного отражения в специальной педагогике. Даже в период демократических преобразований можно наблюдать значительное повышение общественного интереса к лечению детей с ДЦП, но не к их образованию. Между тем, врачи давно отмечают, что педагогическая абилитация таких детей имеет решающее значение и для улучшения их психофизического состояния, и для обеспечения жизнедеятельности в целом.

Наша страна имеет небольшой опыт педагогической абилитации детей с ДЦП в раннем и дошкольном возрасте, но этот опыт изначально создавался на хорошей научной основе с учетом современных знаний специальной психологии и педагогики и мировых достижений в этой области.

В данном пособии предпринята попытка не только отразить современное состояние проблемы, но и показать тот вклад, который внесли ведущие зарубежные и отечественные специалисты в становлении системы оказания педагогической помощи детям с ДЦП.

Первоначально такую помощь стали оказывать детям в медицинских учреждениях. В клиниках апробировались и адаптировались зарубежные методики, создавались отечественные рекомендации по дошкольному воспитанию детей с ДЦП, и врачи настойчиво убеждали общественность в необходимости открытия специализированных яслей-садов для таких детей.

Большие проблемы возникли с определением содержания педагогической работы. Стереотип равнения на цензовое образование действовал в умах чиновников, странным образом уживаясь с тем, что во всех методических рекомендациях по организации воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата речь шла лишь о работе с детьми с ДЦП, причем — с выраженными формами ДЦП. А как могло быть иначе? Ведь в английской и французской педагогике (а именно эти работы легли в основу отечественных подходов) селекции не было, специалисты в основном ориентировались на оказание помощи наиболее нуждающимся в ней. Наши же инструкции, предписывавшие во что бы то ни стало реализовать массовые программы, позволяли укомплектовать учреждение детьми с плоскостопием, а потом демонстрировать бальные танцы как лучший метод коррекции ДЦП.

Еще больше трудностей возникало в организации работы. Превалировал формальный подход, когда во главу угла ставился расчет времени работы специалиста, а не реальные потребности детей. Вместо содружественной работы, нацеленной на достижение максимально возможного положительного результата, в учреждениях стремились жестко разделить функциональные обязанности специалистов и, главное, определить графики работы.

Безусловно, от специалистов требуются четкость и определенность в работе. Но они могут быть достигнуты лишь за счет целеполагания, профессионализма, высокого качества. Специалисту нужно доверять! Мелочная опека, бесконечные требования и изменения формальных параметров работы не могут улучшить положение дел.

Одним из приоритетных направлений в перестройке образования в данной модели провозглашалась его гуманизация.

Гуманизация выражается в организации щадящего режима и значительной дифференциации в педагогической работе. Это достигается путем создания и реализации гибких программ, позволяющих формировать у детей знания, умения и навыки в соответствии с их возможностями. Такие мобильные программы фронтальной работы сочетаются с развивающими индивидуальными программами, что позволяет реализовать компенсаторные возможности каждого ребенка.

Человек должен жить среди людей, и ребенок с ДЦП — прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые бывают у каждого из нас. ДЦП привносит в эти проблемы специфический колорит — он берет на себя ответственность за все неудачи, и если поддаться этой иллюзии, то можно уйти в особый мир особых людей. С раннего детства мы можем лелеять и растить эту опухоль на психике ребенка или отвести ей роль малозначимого родимого пятнышка. Именно в этом основное содержание специальной педагогики, а не в тренировке движений и памяти. Тренировки нужны, но самосознание — важнее.

В настоящее время в обществе востребованы личности с демократическими взглядами, максимального самостоятельные, креативные, ориентированные на достижение успехов в самых разных областях. Дети с особыми образовательными потребностями должны найти свое место в обществе и занять в нем достойное положение.

Научно-теоретические основы специального

образования дошкольников с ДЦП

Краткая история изучения ДЦП.

По мнению большинства ученых, исследовавших ДЦП, эта патология, вероятно, существовала и в древние времена. Однако дети с ДЦП долгое время не попадали в поле зрения науки, возможно, по той причине, что производили впечатление безнадежных калек, рано погибавших без специального ухода.

В медицинской литературе первые упоминания о ДЦП относятся к 1826 году. Врачи Денис, Биллард и Крувейлхиер пишут о возможной связи между внутричерепным кровоизлияние при рождении младенца и последующим развитием у него церебрального паралича.

В 1893 году Зигмунд Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей перинатального происхождения под одним названием — ДЦП, но лишь спустя полвека, в 1958 году, интернациональная группа ученых в Оксфорде утвердила этот термин.

И вот в эти учреждения для детей, больных полиомиелитом или перенесших полиомиелит, стали обращаться родители детей с ДЦП. Конечно, ДЦП и полиомиелит имеют лишь отдаленное сходство в симптоматике и патогенетических механизмах. Однако врачи уже не могли отказывать в лечении больных ДЦП, тем более, что всплеск заболевания полиомиелитом проходил, клиники пустели и оказывались на грани закрытия, если бы не дети с ДЦП. (В середине XX века американцы изобрели вакцину против полиомиелита, и с тех пор это заболевание стало достаточно редким следствием халатности или предрассудков родителей, игнорирующих прививки).

Турнер. В 1931 году в том же здании был открыт Ленинградский научно-исследовательский институт детской ортопедии им. Г. И.Турнера, сотрудники которого явились в нашей стране первопроходцами в области изучения ДЦП.

После революции в крупных городах открывались дома увечного ребенка и профилактории. В 30-х годах начинает развиваться и санаторно-курортное лечение детей с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Но так же, как и за рубежом, решающую роль в организации помощи детям с ДЦП сыграла эпидемия полиомиелита, которая в нашей стране прошла в 40—50-х годах. В связи с эпидемией был усилен интерес к лечению детей с патологией опорно-двигательного аппарата, а в 1957 году вышел приказ Министерства здравоохранения о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Это название сохранялось за школами еще в 80-х годах, когда детей с последствиями полиомиелита уже не было, а школы были заполнены и переполнены детьми с ДЦП.

В 1956 г. Элберт Сэйбин объявил о создании живой полиомиелитной пероральной вакцины (ОПВ), приготовленной на основе ослабленных вирусов полиомиелита 3 типов.

В 1977 г. было объявлено о создании Джонасом Солком в содружестве с Голландским Королевским Институтом вакцин и Институтом Мерье (Франция) новой усиленной ИПВ (уИПВ).

Дети с ДЦП стали основным контингентом школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Практика показала, что, хотя 78,5% детей с ДЦП — инвалиды, при наличии лечения и специального обучения 70,0% из них могут быть приобщены к труду. В связи с признанием социальной значимости данной проблемы необходимо было решать вопросы организации и повышения эффективности обучения таких детей. Эту работу возглавила московская лаборатория НИИ Дефектологии под руководством М. В. Ипполитовой.

По мере психолого-педагогического изучения школьников с ДЦП становилось очевидно, что необходимо начинать специальное образование этих детей как можно раньше. И в 1970—72 годах выходят приказы Министерства здравоохранения и Министерства просвещения о создании специальных яслей и дошкольных учреждений. Однако, развертывание сети специальных дошкольных учреждений для таких детей проходило крайне медленно в связи с неопределенностью в вопросах материального оснащения, недостаточным методическим обеспечением педагогического

процесса, отсутствием специально подготовленных педагогических кадров и сложностью комплектования учреждений. Дело в том, что специальное дошкольное образование детей с выраженными формами заболевания требовало и требует больших материальных затрат, а в те годы экономические соображения превалировали над гуманистическими. В связи с этим учреждения создавались только для детей с легкими отклонениями в физическом развитии, и проблема оказания помощи большинству дошкольников с ДЦП при таком подходе не решалась.

В эпоху перестройки демократические тенденции в развитии общества привели к организации новых учреждений для детей с ДЦП. Это, в основном, различные центры, имеющие более широкие возможности в организации материальной базы, штатного расписания, форм работы с детьми и комплектования. Однако, проблема научно-методического обеспечения педагогического процесса в этих учреждениях обозначена еще ярче в связи с тем, что большинство энтузиастов, работающих в таких центрах, имеют малый опыт и знания в области специальной педагогики.

Предмет, объект, цель и задачи исследований в области образования дошкольников с ДЦП

Современные подходы в организации специального образования должны быть основаны на научных концепциях, позволяющих прогнозировать результаты педагогической работы. При этом необходимо учитывать не только мировой опыт в области абилитации детей с ДЦП, но и опыт, накопленный человечеством в области дошкольного воспитания разных категорий детей.

К сожалению, научных исследований в области специального образования дошкольников с ДЦП еще очень мало. В методической и практической деятельности специалистам приходится больше опираться на данные общей и специальной педагогики, а также рекомендации врачей и психологов.

Для любой области научного знания важно, прежде всего, определить категориальный аппарат исследований.

Объектом изучения в данной области науки является процесс образования, включающий социальную абилитацию дошкольников с церебральным параличом. Такая абилитация должна проводиться комплексно усилиями медиков, психологов, педагогов и родителей. При этом важно определить как местоо каждого участника процесса, так и систему взаимодействия этих лиц.

Предметом изучения должны быть закономерности появления у ребенка ожидаемых качеств при создании определенных условий, использовании заданных методик и т. п. в специальном образовательном процессе.

Цель изучения — повышение эффективности абилитационного процесса. Оценивать же эффективность мы можем только тогда, когда четко определяем ожидаемый результат абилитационного процесса. По сути, здесь необходимо знать, какую личность мы хотим воспитать, т. е. каков социальный запрос. В специальной педагогике этот вопрос решается в соответствии с общепедагогическими концепциями.

1.Обобщение и анализ мирового опыта в области педагогической абилитации дошкольников с ДЦП.

2.Психолого-педагогическое исследование контингента дошкольников с ДЦП.

3.Определение ожидаемого результата педагогической работы в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и общества.

4.Определение путей достижения ожидаемого результата работы.

5.Определение содержания педагогической работы.

6.Разработка, апробация и оценка эффективности методик, используемых в абилитационном процессе.

7.Научно обоснованная организация специальной педагогической помощи дошкольникам с ДЦП.

Решение этих задач возможно только с, привлечением знаний из разных наук. Это, прежде всего, медицинские, физиологические, психологические и педагогические знания о развитии ребенка в дошкольном возрасте, как справедливо отмечал Л. С. Выготский, в развитии любого ребенка всегда больше общего, чем особенного и специфического.

Изучение особенностей образования дошкольников с ДЦП относится к области специальной педагогики и психологии, поэтому закономерности, выявленные в этой сфере, проявляются и в работе с детьми с ДЦП.

Специфические компоненты педагогической работы с детьми с ДЦП могут быть определены только с учетом знаний о патологии ДЦП, которая исследуется, прежде всего, в детской невропатологии и ортопедии.

Разработка категориального аппарата исследований и интерпретация полученных данных зависят от философских концепций, лежащих в их основе.

Таким образом, для проведения эффективных научных исследований в области образования дошкольников с ДЦП специалист должен иметь достаточный запас знаний, позволяющих интегрировать данные из возрастной физиологии, психологии и педагогики, невропатологии и ортопедии, специальной психологии и педагогики на качественной философской основе.

Распространенность ДЦП.

Актуальность развития системы специального образования дошкольников с ДЦП определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы. Какова распространенность ДЦП?

По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1-го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников.

На конференции Американской Академии по изучению церебрального паралича в 1978 году отмечалось, что среди 1000 семилетних детей 5 страдают ДЦП. На 10 000 родов приходилось 32 мальчика и 22 девочки с ДЦП.

По данным М.Борковской, в Польше в 1989 году на 1000 детей было 2—3 ребенка с ДЦП.

По данным ЛНИИДОИ им. Г. И.Турнера, в Ленинграде в 1974 году было зарегистрировано 2,5 случая ДЦП на 1000 детей, а в 1988 году — 2,5—3 случая на 1000. В то же время, в 80-х годах говорилось о том, что заболеваемость ДЦП резко увеличивается.

В 1999 году К. А. Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году — 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 году - 1,72 на 1000, в 1982-89 годах - 5,6-8,9 на 1000.

Среди причин роста статистических данных о заболеваемости ДЦП специалисты отмечают следующие:

1.Улучшение диагностики и учета детей с ДЦП. Действительно, трудно сказать, сколько детей с ДЦП было в то время, когда

эту патологию вообще не распознавали. Кроме того, сама организация специализированной медицинской помощи во второй

половине XX века в нашей стране претерпевала значительные

изменения, и это позволило более точно диагностировать и учитывать патологию ДЦП, особенно среди сельского населения.

2.Успехи медицины в области акушерства. В XX веке

значительно снизилась смертность новорожденных, но возросло

количество детей с врожденной патологией центральной нервной

3.Общий рост патологии детства. Человечество расплачивается с природой за увеличение продолжительности жизни, комфорт и попытки игнорировать свою биологическую сущность.

Однако женские особи оказываются более стойкими, и ДЦП в

1,3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Подведем итоги.

1.Патология ДЦП была выделена учеными в середине XIX века, но наибольшую актуальность эта проблема приобрела в XX веке.

2.На протяжении XX века в России, так же как в других развитых странах, оформлялась система оказания медицинской, педагогической, социальной, психологической помощи детям с ДЦП.

3.Образование дошкольников с ДЦП является частью системы общего образования, оно самым непосредственным образом зависит от социальной политики государства. В то же время, как и любая сфера деятельности, образование может быть эффективным только тогда, когда оно осуществляется на научной основе.

4.На протяжении XX века наблюдался существенный рост статистических данных о распространенности ДЦП. Это свидетельствует не только о росте заболеваемости ДЦП, но и о том, что была организована система диагностики и учета лиц с этой патологией.


перейти в каталог файлов


Наш детский сад "Орлёнок" посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата из них 80% детей с ДЦП. Я воспитатель группы кратковременного пребывания. Мою группу посещают дети со сложной структурой дефекта и для развития сенсомоторных нарушений у нас имеются специальные оборудования, занимаются дополнительно с детьми учителя - дефектологи, учителя логопеды. Мы помогаем детям ощутить всю полноту проявлений окруающего мира в игровой деятельности, развивая сенсорные эталоны, мелкую моторику для успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
1korrektsiya_sensomotornyh_narusheniy_detey_s_dts1.docx 25.1 КБ
1korrektsiya_sensomotornyh_narusheniy_detey_s_dts1.docx 25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция сенсомоторных нарушений детей с ДЦП

Воспитание детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии было актуально всегда, особенно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья требуют большего социально-психологического внимания со стороны педагогов [2]. Актуальность темы обусловлена рядом причин:увеличение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА),недостаточно детских садов компенсирующего вида для развития детей с ДЦП, внедрение в нашу повседневную жизнь достижений научно-технического прогресса (компьютеризация, DVD, СD и т.д.) [4], новые требованиям ФГОС ДО.

В нашем детском саду мы создаём специальные условия для развития детей с нарушениями ОДА.

Основной вклад в разработку вопросов по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте внесли Е.М.Мастюкова, И.И. Мамайчук, Шипицина Л.М, И.А. Смирнова, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко, Калижнюк Е.И., Е.М. Данилова.В их трудах отмечается, что условия образовательной среды, созданные в детском саду, влияют на физическое, психологическое состояние дошкольников, уровень их учебной мотивации, успешность в обучении. Специалисты, оказывающие медико-социально-психолого-педагогическую помощь данным детям, должны подключать к этому процессу родителей[1].

Для сенсомоторного развития детей с ДЦП ставятся следующие коррекционно- развивающие задачи:

1. Развитие двигательной активности детей:

  • нормализация мышечного тонуса рук;
  • совершенствование движений.

2. Развитие функциональных возможностей рук, мелкой (тонкой) моторики:

  • развитие правильных движений обеих рук поочередно;
  • тренировка изолированных движений рук;
  • развитие движений пальцев рук;
  • формирование правильного захвата;
  • тренировка правильного способа удержания предмета;
  • развитие моторики в соответствии со звучащим текстом.

3. Развитие пространственных представлений:

  • рисование пальцем;
  • пальчиковые игры;
  • ориентировка на столе, ориентировочно-поисковые действия.

5. Стимуляция развития речи:

  • активизация звукоподражания;
  • пальчиковые игры со звукоподражанием;
  • соотнесение игрушки со звукоподражанием;
  • соотнесение действия со словом;
  • имитация действий в соответствии со звучащим текстом.

6. Формирование первичных представлений об окружающем мире:

  • активизация ощущений и чувственного опыта ребенка;
  • знакомство с цветом, размером, формой, звуками, поверхностями;
  • соотнесение предметов по данным показателям;
  • формирование целостности восприятия предметов;
  • формирование представления о свойствах предмета [4].

Формы проведения занятий вариативны (индивидуальные, подгрупповые, с использованием подвижных игр и игр-драматизаций). При проведении занятий учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: тяжёлые двигательные нарушения в сочетании с дизартрией и сенсорными расстройствами, изменения поведения ребёнка и физического состояния (сонливость, вялость, агрессии). Поэтому, занимаясь с ребёнком, я учитываю чувствительность к разнообразным сенсорным стимулам, здесь нужен индивидуальных подход.

Важную роль в любой деятельности ребенка с ДЦП играет специальное оборудование. В нашей группе есть следующее ортопедическое оборудование:

  • стульчики имеют абдуктор и страховочные ремни, помогающие сохранять правильное положение тела;
  • инвалидное кресло требуется неходячему ребёнку с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кресло оснащено спинкой с регулируемым углом наклона, ремнями на пояс и плечи, абдуктором, боковыми опорами, опорами для головы. Кресло имеет съёмный столик;
  • ходунки требуются ребёнку, который в состоянии ходить, но не может держать равновесие. Используются как для обучения хождению, так и для тренировок координации. Конструкция ходунков имеет определённые особенности в зависимости от модели, однако в целом, это рама на 4-х ножках с колесами и страховочным устройством под пояс. Механизм задних колес не позволяет ходункам двигаться назад, чтобы конструкция не перевернулась. К ходункам относится и параподиум — ортезная система, позволяющая детям с отсутствием тонуса в мышцах ног самостоятельно ходить ;
  • вертикализатор — это устройство, позволяющее ребёнку удерживать вертикальное положение без посторонней помощи. Вертикализатор, или стойка для стояния, фиксирует ребёнка в районе ступней, под коленями, на бедрах и поясе. Вертикализатор может наклоняться вперед. Чаще всего он оснащен столиком, на которые можно ставить игрушки.

В формировании зрительно-моторной координации основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную. Поэтому немаловажную роль имеют игровые пособия при работе с детьми с диагнозом ДЦП. Например, для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха можно использовать бубен, колокольчик, погремушку, детское пианино, металлофон, музыкальные книжки. Я предлагаю ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки.

Для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом ДЦП я использую рамки-вкладыши, которые изготовлены из дерева, имеют высокую экологическую безопасность, что важно для самых маленьких детей, которые любят всё засовывать в рот. Вкладыши могут быть в форме животных, цветов, насекомых, геометрических фигур. Размеры вкладышей разнообразны: от мелких до самых крупных. Содержание игры состоит в том, что необходимо найти вкладыш и поставить его на нужное место (найти домик для зайчика).Так же для сенсомоторного развития с детьми использую игрушки-шнуровки. На них нанесены отверстия, через которые продевается шнур.

Умение конструировать играет большую роль в умственном развитии детей. Работая со строительным материалом, ребёнок развивает творческие способности, сообразительность, конструктивные навыки. Он придумывает и выкладывает различные модели, при этом знакомится со свойствами различных материалов, с инструментами.

Также для развития сенсомоторных навыков детей использую деревянный сенсорный домик, оборудование для тактильного развития с разноцветными мячами. Дети любят уединяться в домике с разноцветными ленточками.

Коррекционно-развивающую среду для детей создаем совместно с родителями воспитанников. Вместе мы сделали нашу группу комфортной и доступной.

Таким образом, дети с удовольствием включаются в игровое воздействие, помогающее им ощутить всю полноту проявлений окружающего мира, сформировать сенсорные эталоны, научиться регулировать реакции поведения, планировать свои действия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.