Укладки песком при дцп



МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Лечение детей с диагнозом ДЦП может быть основано на песочной терапии. Это востребованная методика, которая будет невероятно интересна детям. Это, в свою очередь, позволит добиться значительных улучшений в процессе восстановления двигательных и интеллектуальных функций ребенка.

Песочня терапия может быть использована для того, чтобы диагностировать отклонения у детей, а также, чтобы скорректировать имеющиеся нарушения. Многие не понимают, что такое песочная терапия и почему она настолько востребована. Методика относится к арт-терапии и предполагает использование различных видов песка в своей деятельности. Результаты будут видны уже после первого сеанса, а прохождение курса гарантирует положительные изменения в состоянии ребенка с ДЦП.

Песочная терапия и ее особенности

Песочная терапия использует любые виды песка. Это не только речной, но и морской, и песок вулканического происхождения. Разумеется, использование грязного песка не допускается вовсе. Выбранный материал тщательно промывают, сушат, закаливают на огне. Только после этого допускается его использование в практических целях.

Песок можно насыпать в деревянные или пластмассовые песочники. Зачастую они имеют стандартные размеры – 50х70х8 см. Однако сегодня выделяют различные подвиды технологии, которые допускают и другие формы. Традиционная методика предполагает окрашивание подноса, в котором будет песок, в голубой цвет. У ребенка он обычно ассоциируется с небом и водой.

В процессе песочной терапии очень важен контакт с ребенком. Специалист должен понимать его, прислушиваться к желаниям. Именно поэтому допускается использование и сухого, и мокрого песка. Оба варианта могут быть подготовлены сразу. Второй метод – добавление воды в сухой песок по мере работы с ребенком.

Дополнительно можно использовать и некоторые другие природные материалы, среди которых коряги, раковины и камни. Они должны быть небольшого размера и чистыми. Малыш может захотеть использовать маленькие по размеру предметы обиходы, сказочных или мультяшных героев. Все это должно быть в наличии в свободном доступе, чтобы ребенок брал то, что ему приглянется.

Положительные особенности песочной терапии

Главным достоинством песочной терапии становится отсутствие любых противопоказаний. Единственным ограничением становится наличие аллергии у ребенка на песок или же серьезных кожных заболеваний. В этом случае придется подыскать другую эффективную терапию.

Сам процесс песочной терапии носит игровой характер. Первоначально на этапе диагностики специалист исключительно наблюдает за малышом, смотрит на его поведение, функции и отклонения. После этого начинается коррекционная работа. Здесь задачей психолога становится создание требуемых мотивов. Также он может принимать непосредственное участие в процессе игры.

Для детей с диагнозом ДЦП песочная терапия становится отличным способом избавиться или минимизировать приступы гнева, тревожные состояния, напряжения и раздражительность. Все это удается сделать с легкостью. Ребенок самостоятельно включается в игровой процесс, избавляется от чувства неполноценности или дискомфорта.

Песочная терапия помогает посмотреть со стороны, как ребенок видеть конкретные жизненные ситуации. К примеру, психолог может попросить малыша отыскать фигурки, которые будут ассоциироваться с членами семьи, расставить их в порядке важности. Если вопрос касается творчества, личного мира ребенка, ему можно предложить создать сказочный мир из песка. В песочной терапии многое зависит от профессиональных характеристик психолога, его умений подбирать слова, задавая ситуации для ребенка.

Цель мастер-класса: создать условия для повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в развитии детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством песочной терапии.

Задачи мастер-класса:

создание условий для взаимодействия с родителями воспитанников;

повышение уровня информированности родителей об использовании технологий песочной терапии;

обеспечение преемственности в воспитании ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Ход мастер-класса:

Песок – уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что очень важно для развития детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира. Также игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей.

Общение с песком дает толчок полету творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново.

Цель занятий по песочной терапии: развивать эмоционально-личностную и познавательную сферы ребенка с использованием игр с песком.

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, снижение психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния;

развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения;

побуждение речевой активности, обогащение словарного запаса;

развитие фантазии и воображения, творческих способностей;

совершенствование навыков позитивной коммуникации, сотрудничества, умения ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу;

коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)

Противопоказаниями песочной терапии являются: высокий уровень тревожности, аллергия на пыль, легочные заболевания, кожные заболевания, порезы на руках, эпилепсия.

Удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный сыпучий материал, по структуре подобный влажному и пластичному пляжному песку. Отличает его мягкость, текучесть, а во время работы руки малышей остаются чистыми, поэтому игры с кинетическим песком в детском саду набирают популярность.

Игра с кинетическим песком - это, в первую очередь, развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры с кинетическим песком.

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.

Песок не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется. Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается?

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; учить ребенка владеть ножом.

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие внимательности; закреплять представление о свойстве кинетического песка – оставлять отпечатки.

На выровненном песке любыми предметами оставить отпечатки, это могут быть овощи, фрукты, машинки и т. д.

Благодаря свойству песка держать форму, любой предмет оставляет хорошо различимый след и угадать, что это за предметы не составит для ребенка труда.

После того, как ребенок угадал, можно поменяться с ним ролями, он оставит отпечаток, а взрослый – угадает.

Цель: изучение геометрических фигур; продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка – оставлять отпечатки и держать форму.

Для этой игры мы используем штампы геометрических фигур, с их помощью знакомство и закрепление фигур проходит интересней и увлекательней. Так же с помощью отпечатков на песке ребенок, используя геометрические фигуры, может составить изображение животного, машины, дома и т. д.

Геометрические фигуры можно не только отпечатать, но и слепить, например, с помощью фигурок из сортера.

Усложните задачу, предложив ребенку не просто вылепливать фигуры, но и сопоставлять их с изображениями. Для этого мы используем любые карточки с изображением геометрических фигур.

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве сохранять отпечатки; формирование нестандартного творческого мышления.

На кинетическом песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п.

Цель: показать ребенку наглядно соотношение – больше – меньше.

Для этой игры мы используем стаканчики различного диаметра. В отпечатке большего по диаметру стаканчика помещается отпечаток или отпечатки стаканчиков, меньших по диаметру.

Ребенок наглядно видит разницу в этих понятиях и обучается играючи.

Предложить ребенку с помощью трафарета, оставить отпечатки с помощью трафарета, определенного транспортного средства.

Это всем знакомая игра – палочкой рисуем на кинетическом песке. Рисунки могут импровизацией ребенка, так и на усмотрение взрослого: нарисовать фигуру, букву, провести волнистую линию, соединить две фигуры и т. п.

Сегодня я Вас познакомила лишь с несколькими играми и упражнениями, которые помогают, играя развивать ваших детей, способствуют гармонизации взаимоотношений взрослых и детей.

Спасибо Вам за активное участие в мастер-классе. До новых встреч!

Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную.

Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом 1. И. П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться.

Вестибулярная тренировка в лечении больных детским церебральным параличом Упражнения для тренировки равновесия. 1. Сесть на стул, ноги фиксировать мешочками с песком. Ноги слегка разведены. Ребенок наклоняется.

Применение песочной терапии в формировании элементарных

математических представлений у детей с ОВЗ.

Филиппова Ф.И., учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Формированию у детей с ОВЗ элементарным математическим представлениям отводится важное место в общей системе коррекционно-развивающего обучения. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Для детей с ДЦП характерны сниженная познавательная активность, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что дошкольники 5-6 летнего возраста не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений о математике: плохо запоминают названия цифр, с трудом ориентируются в числовом ряду, возникают трудности с пространственными представлениями. Для этих детей необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа, направленная на восполнение пробелов в их математическом развитии.

Формирование элементарных математических представлений у детей с ДЦП затруднено в силу недостатка у них бытового и игрового опыта. Постепенно овладевая предметно-практической деятельностью, дети приобретают и первые математические представления. Игры-занятия - наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания.

В своей работе мы нашли новый подход для развития пространственных

и количественных представлений через игровые упражнения в стационарной песочнице. Главным условием является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей с ДЦП не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.

Организация игр с песком позволяет развивать у детей с ДЦП интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, навыки общения и речь, пространственную ориентировку, совершенствовать координацию движений, обучать счету, расширять кругозор.

Также игры с песком позволяют решать задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования, моделирования

Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.

проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вот некоторые из них:

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.

(шишек, желудей, ракушек, пуговиц)

Дефектолог показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке нужное количество камешков и объяснить, почему он нашел такое количество камешков.

Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру.

Педагог описывает спрятанный в песок предмет, а ребенок должен угадать что это.

Ребенку дается инструкция, что предмет находится в верхнем левом углу песочницы.

Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа.

В этой игре ребенок упражняется в определении положения предметов (грибов) относительно деревца (елки). Педагог предлагает ребенку отправиться в лес за грибами.

10. Песочный круг (квадрат, треугольник). Медитативное рисование.

Ребенок рисует на песке круг (квадрат), украшает его различными предметами: ракушками, камешками, пуговицами.

Дефектолог рисует на песке полукруг, а ребенок выкладывает по линии бусинки и называет порядковый номер.

Педагог начинает какой-либо рисунок ( провести можно широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие), а ребенок его дорисовывает, либо повторяет нарисованное взрослым, проговаривая свой рисунок.

Ход занятия - Сегодня мы с тобой отправимся на поиски клада. Этот клад спрятан в лесу под старым дубом, дорогу к нему мне подсказала Мудрая Сова. Я буду тебе рассказывать, а ты внимательно слушай и пальчиком черти дорогу на песке. Педагог показывает на песке, откуда ребенок отправится в путь.

- Ну вот ты и у старого дуба! Можешь копать, и ты узнаешь, что для тебя приготовила Сова. Ребенок руками ищет в песке клад, находит игрушку (машинка, куколка). За то, что ты правильно и хорошо справился, Сова дарит тебе эту игрушку.

Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.

Стимульный материал: треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.

Взрослый рассказывает сказку.

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет,

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.

Таким образом, в ходе игр с песком, дети повторяют пройденный материал по формированию математических представлений, в частности счет и количество, соотнесение количества и числа, название цифр, пространственные представления, решают посильные проблемные задачи. После проведенных занятий в песочнице мы наблюдаем, что у детей повысился интерес к математике, дети стали лучше

Реабилитация ребенка, больного детским церебральным параличом (ДЦП) - тяжелый и сложный процесс, поскольку его психика и моторика находятся в постоянном динамическом развитии.

При всех формах ДЦП двигательные нарушения имеют рефлекторный характер.

Движение возможно, но не управляемо больным.

Поскольку это заболевание является врожденным или начинается в период новорожденности, происходит задержка развития ЦНС и долгое время может сохраняться усиленное влияние стволовых механизмов с присущими им стойкими автоматизированными формами движений.

Таким образом, у больного ребенка отсутствуют условия для приобретения опыта нормальных движений и поз. Поэтому требуется длительная система лечения и обучения больного владению своими произвольными движениями и статикой.

В восстановительном лечении больных ДЦП выделяют четыре периода: а) острый - до 14 дней; б) ранний - до 2-х месяцев; в) поздний - до 2-х лет; г) остаточных явлений (резидуальный) - после 2-х лет.

Лечение

В остром периоде преобладает медикаментозное лечение. Из средств кинезотерапии используются только специальные укладки.

В раннем восстановительном периоде добавляются другие средства:

  • массаж;
  • пассивные и рефлекторные физические упражнения;
  • лечение положением.

В позднем и резидуальном периодах применяют большой арсенал средств кинезотерапии, рефлексотерапии, физио-, психотрудотерапии, а также ортопедическую помощь.

  • улучшение подвижности в суставах;
  • уменьшение гипертонуса;
  • стабилизация опороспособности;
  • повышение работоспособности организма;
  • обучение правильному дыханию;
  • восстановление двигательной активности;
  • воспитание схемы тела (позы) и осанки;
  • обучение жизненно-необходимым и прикладным навыкам;
  • тренировка системы равновесия;
  • улучшение координации движений.

Характеристика средств кинезотерапии при ДЦП

1. Лечение положением имеет большое значение для формирования нормальной схемы тела и стереотипа движений. С этой целью используют: укладки, фиксации, позы.

Сохранение в течение определенного времени позы позволяет: нормализовать обратную связь и ее воздействие на центральные механизмы; предупредить или корригировать порочное положение; снять гипертонус; выключить действие патологических синергий и содружественных движений.

Виды укладок:

а) “облегчающие” - это такие положения, которые обеспечивают сближение точек прикрепления мышц для их релаксации и торможения гиперкинезов (например, лежа на более пораженном боку с круглой спиной со слегка согнутыми ногами; лежа на спине с согнутыми ногами и приподнятой головой);

б) укладки в среднем положении используются для постепенного растяжения мышц (лежа на спине с прямыми ногами или лежа на животе с прямыми ногами);

в) укладки корригирующие - для исправления порочных поз, торможения гиперкинезов, лечения контрактур (лежа на животе, ноги разведены, руки - “крылышки”; лежа на спине, под головой подушка, ноги разведены).

Фиксации осуществляются с помощью мешков с песком, эластичными бинтами к специальной стойке на стуле, гипсовыми лангетами, шинами, ремнями; с этой целью применяют также головодержатели, корсеты и другие фиксирующие приспособления.

Позы применяются для подавления тонических рефлексов.

Известна схема специальных поз, предназначенных для тяжелобольных детей раннего возраста. Её разработали английские физиотерапевты, супруги Карл и Берта Бобаты в 1967 году. Хорошие результаты данной методики позволили ей приобрести известность не только в Лондоне, но и во всем мире. Методика включает около 15 поз, начинают с исходной позы “эмбриона” и далее все последующие направлены на постепенное разгибание туловища.

2. Физические упражнения занимают ведущее место в лечебной гимнастике, т. к. их используют целенаправленно с индивидуальным подходом и дозировкой.

При детском церебральном параличе используют:

а) пассивные упражнения (выполняются плавно);

б) упражнения с помощью (при ограничении объема движения);

в) рефлекторные упражнения (воздействие на рефлексогенные зоны);

г) активные упражнения (формируют мышечное чувство, точность, координацию, равновесие, адаптивный двигательный стереотип):

д) упражнения на расслабление;

е) упражнения на растягивание;

ж) дыхательные упражнения;

з) силовые и скоростно-силовые упражнения (опора, приседание, отжимание);

и) корригирующие упражнения (формирование осанки, походки, борьба с синкинезиями и синергиями);

к) упражнения на координацию движений;

л) упражнения на равновесие (тренировка опороспособности).

  • Прикладные упражнения(ползанье, ходьба, бег, лазанье, метание).
  • Спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, лошади, велосипеде, плавание и т. д.
  • Игровые упражнения (настольные игры, малоподвижные, подвижные, спортивные игры).
  • Имитационные упражнения (“паровозик”, “кошечка”, “бабочка”, “лягушка”).
  • Гидрокинезотерапия(упражнения в воде, в ванне, бассейне).
  • Занятия на тренажерах

Трудотерапия включает освоение бытовых навыков (одевание, уборка, самообслуживание и т. д.).

3. Массаж. Его целью является снижение рефлекторной возбудимости мышц с повышенным тонусом и укрепление ослабленных мышц. Используют различные виды массажа.

Классический массаж

Классический массаж, включающий четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию.

Сегментарно-рефлекторный - воздействие на паравертебральные сегменты спинного мозга, соответственно поражению конечностей.

Точечный: используется преимущественно тормозной метод.

Эффективность массажа заметно повышают бальнеофизиотерапевтические процедуры.

Кинезотерапия, массаж и лечение положением в реабилитации больных ДЦП подбираются в зависимости от периода болезни, возраста, формы и степени тяжести заболевания.

Следует отметить, что кинезотерапия - это поддерживающая терапия, которая проводится постоянно, без перерывов, которые делаются при медикаментозной, физио-, рефлексотерапии и т. д.

  • острый период сопутствующих заболеваний;
  • высокая температура тела (более 38°);
  • выраженная интоксикация;
  • тяжелое состояние ребенка.

Занятия с больными детьми надо проводить 2 раза в день по 30 минут. С маленькими детьми следует заниматься на кушетке, а с детьми начиная с 1,5-2 лет, - на матах.

Ведущим методом проведения лечебной гимнастики является индивидуальный, однако детей 3-4 лет с аналогичными двигательными дисфункциями можно объединить в группы.

Таким образом, в медицинской реабилитации детей с ДЦП главная роль принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребенка, которые при многократном повторении оставляют в памяти более значительный след, чем пассивные движения и массаж. Занятия с больными детьми ДЦП должны строиться по принципу непрерывной тренировки в течение дня. Процесс занятий должен представлять “образ жизни ” ребенка.


Статья посвящена вопросу развития мелкой моторики рук у детей с детским церебральным параличом. В статье отображены аспекты нарушений моторики рук при ДЦП и даны задания для игр с песком и водой при работе с мелкой моторикой у детей с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_dtsp.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игр с песком в развитии мелкой моторики у детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают вследствие поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Степень тяжести двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске, часть детей передвигается неуверенной походкой, многие используют вспомогательные средства — ходунки, трости и т. д. Только немногие передвигаются без посторонней помощи на значительные расстояния. Чаще правые конечности детей поражаются больше левых, они вынуждены использовать левую руку как ведущую, что затрудняет развитие графо-моторных навыков и навыков самообслуживания. Тонкие движения пальцев не развиты практически у всех детей. У детей с ДЦП из-за выраженности двигательных нарушений предметно-практическая деятельность крайне ограниченна. Детям с ДЦП свойственны не только невозможность тех или иных движений, но и слабость в ощущении этих движений, из-за этого у ребёнка формируются неправильные представления о нужных движениях. Слабое ощущение своих движений и неловкость действий с предметами являются причинами недостаточности узнавания на ощупь, активного осязания. Вследствие этого не формируется целенаправленность практических действий и это сказывается на психическом развитии ребёнка. Поэтому с первых моментов необходимо создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творчества.

Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, физиологи подтверждают связь рук с развитием языка. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкий движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются движения постепенно и в начале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, а также пальчиковая гимнастика и пальчиковый театр. Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребёнок повторяет движения взрослых, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т. е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остаётся только инструкция.

Играя с ребёнком, читая ему сказки, стихи, потешки, мы предлагаем использовать театрализованные игрушки: куклы би-ба-бо, игрушки для настольного театра, объёмные персонажи, маски, мягкие игрушки, так как они способствуют развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук ребёнка. В дальнейшем это поможет ребёнку в формировании навыков самообслуживания и подготовки руки к письму.

Для обучения правильному способу удержания карандаша, необходимо принять позу руки и пальцев, имитирующую удержание ручки и зафиксировать на некоторое время вместе с карандашом резинкой. Некоторое время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Можно использовать и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребёнка проводит с ним линии или иные фигуры. Даже после длительного обучения не у всех формируется правильный захват карандаша. В наиболее тяжёлых случаях достаточно научить ребёнка удерживать карандаш способом, который он выбрал сам как способ приспособления в связи со своим двигательным нарушением.

При ДЦП затруднён не только захват, но и его высвобождение (отпускание). Разжимание кисти облегчается потряхиванием её в сторону мизинца, поворотом ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности (песку).

Учитывая важность данной проблемы я изучила работы по развитию мелкой моторики разных авторов, и отметила, что некоторые авторы отдают предпочтение штриховке, другие-рисованию и т. д. Я бы хотела остановиться на песочной терапии, исследовать роль игр с песком в развитии мелкой моторики.

Для того, чтобы ребёнок заинтересовался песком, нужно его познакомить со свойствами песка. Показать ребёнку песок, попробовать его рукой и, главное вместе проговорить те действия, которые вы совместно провели. Повторяйте действия с песком и ребёнок ответит вам увлечённой игрой в песочнице.

В играх с песком формируется план действий, развивается зрительно-моторная координация. Они учатся прослеживать взглядом за движениями рук в процессе игры, располагать формочки с песком, выполнять движения пальцами, ладонями на песке. Познакомившись со свойствами песка, дети всё больше используют в разных видах деятельности – конструировании, игре, рисовании. Игры с песком применяются в различных областях коррекционно-развивающей работы. К примеру, игры с песком используются в процессе занятий по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, обучению конструированию детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предлагаю примерное содержание игр с песком для ознакомления детей с проблемами в развитии с его свойствами.

Цель: познакомить со свойствами песка.

Подготовительная работа: сделать две кучки песка — мокрого и сухого, удалённые друг от друга. Действия с сухим песком производить напротив одной, действия с мокрым — напротив другой.

Описание: набрать руками песок и пропустить через пальчики.

-Посмотри: сухой песок пробежал через пальчики, а мокрый не хочет, он остался на ладошке? Какой песок пробежал через пальчики? Какой песок остался на ладошке?

Сухой песок рассыпается, а мокрый – лепится

Описание игровых действий: набрать сухой песок в одну формочку, мокрый — в другую и одновременно перевернуть

Описание игры: наступить ногой или прижать рукой сначала к мокрому песку, а затем - к сухому.

-Посмотри, на этом песке получился след, а на этом — нет. Этот песок мокрый, а этот сухой. На каком песке получился след? На каком песке не получился след?

Предварительная работа: подобрать два платочка или бумажки, разные по фактуре и цвету: одна — светлая (близко по цвету к песку) и лёгкая (типа капрон), другая -тёмная и более тяжёлая. Две кучи песка — сухого и мокрого

Предварительная работа: подобрать два платочка или бумажки, разные по фактуре и цвету: одна — светлая (близко по цвету к песку) и лёгкая (типа капрон), другая -тёмная и более тяжёлая. Две кучи песка — сухого и мокрого

Описание игры: рассмотреть два платочка и подобрать, каким закроем одну кучу песка (сухого), каким — другую (мокрого)

-Посмотри, у нас два платочка: один лёгкий и светлый (потрогай, подбрось — он летит, спрячь его в ладошках, через него всё видно), а другой — тёмный и тяжёлый (потрогай, подбрось — он быстро падает, в ладошки не спрятать, через него ничего не видно). Посмотри: этот песок сухой, он рассыпается (потрогай, набери в ладошки и высыпь). Этот песок — мокрый, он лепится (набери в ладошки и высыпь). Они разные. Подбери, какой платочек подходит к сухому песку. Он такой же светлый, лёгкий. Подбери, какой платочек подходит к мокрому песку? Он такой же тёмный и тяжёлый.

Цель: определить вес одинаковых объёмов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый песок)

Предварительная работа: Два одинаковых ведёрка, лейка с водой.

Описание: в два одинаковых по объёму ведёрка помещаются сухой песок.

Цель: сосчитать количество куличиков.

Описание: Мокрым песком можно наполнить некоторое количество формочек. Затем перевернув их и освободив песок, получить такое же количество куличиков, сохранивших форму ёмкостей. Эти куличики можно пересчитать. Сухой песок форму не сохраняет, поэтому сосчитать количество, соответствующее ёмкостям, трудно.

Описание: Сегодня в сказочной песочной стране будет весело и интересно. Ведь Песчаные человечки – жители волшебной песочницы – будут знакомить вас с новыми друзьями. Подливаем в песок воды, чтобы он стал влажным, раздаём детям цветные ведёрки и совочки (называем цвета, предлагаем детям самим сказать, у кого какого цвета ведёрко и совочек).

Описание. Достаём игрушки. Пластмассовые, разноцветные. Зверюшки, птички, куколки.

Показываете, чтобы дети показывали своим зайчикам песчаных человечков и попытались поздороваться за зайчиков.

Предлагаете усадить зайчиков рядом с куличиками

Тоже следует проделать с рыжими лисичками, мишками и т.п., используя три-четыре игрушки для каждого ребёнка. Это могут и быть и разные игрушки т.е. к одному человечку пришёл в гости, например, красный мишка, к другому – рыжая лисичка, к третьему – розовая кошечка и т.п.

Играть с песком и водой можно одновременно. Если у вас на даче есть своя песочница, вы можете поставить туда тазик с водой (или пластмассовое ведёрко, закопав его в песок, чтобы оно не перевернулось). Предложите малышу насыпать песок в тазик с водой и, наоборот, лить воду в песочницу, чтобы было легче играть с песком. Можно выкопать две ямки. Затем наполнить одну из них водой и прокопать совочком канавку ко второй ямке. Часть воды перетечёт из одной ямки в другую. Сделайте горки из песка и выкопайте рядом с ними озёра. И далее – всё, что подскажет вам ваша фантазия.

В песке живут забавные песочные человечки, а в воде – весёлые водяные человечки. Оказывается, они очень любят играть друг с другом. Песочные человечки построили красивый дом, а водяные человечки сделали рядом с домом озеро. Песочные человечки построили на песке железную дорогу, водяные человечки наполнили водой речку, мимо которой мчится игрушечный поезд. Давай подружимся с песочными и водяными человечками и поиграем все вместе.

Цель: учить передавать свои ощущения словами.

Описание: поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообраные и круговые движения (как машинка, змейка). Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.

Описание: Нарисовать пальцем железную дорогу, по которой поедет игрушечный поезд.

Описание: предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2,3,4,5) оставляя следы. Пофантазируйте с ребёнком (чьи это следы?)

Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

Описание: Сначала предложить ребёнку исполнить произведение на столе. Затем на песке.

В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребёнок находит буквы и составляет слова.

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребёнок выкладывает последовательно бусинки (букву) на песке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.