Университет для детей с дцп


11-классница Анна Фомина из Рязани мечтает поступить в вуз, она готова сдать самый строгий экзамен, но гораздо тяжелее справиться с бюрократическими проволочками.

Жизнь как борьба. 11-классница Анна Фомина из Рязани мечтает поступить в вуз, несмотря на то, что страдает синдромом церебрального паралича. Она готова сдать самый строгий экзамен, гораздо тяжелее справиться с бюрократическими проволочками.

Путь из комнаты на кухню занимает у Ани минут 5. Но со своими костылями она справляется виртуозно. За 19 лет научилась их даже не замечать. С рождения вся жизнь для Ани - борьба. Сначала она нашла в себе силы учиться по программе обычной школы - только на дому. Часов по предметам было в 2 раза меньше, чем у здоровых детей. Но школьную программу Аня осилила полностью. У нее появилось много друзей-"очников" из класса. Теперь девушка готовится поступить в вуз по специальности "Учитель начальных классов", - вот только, чтобы сдать экзамен, недостаточно хорошо учиться.

Анна Фомина, ученица 11 класса школы № 60:
- Мне нужно специально для сдачи экзамена, для заполнения бланков был разрешен ассистент для записи моих ответов и правильного заполнения бланков, чтобы я была уверена, что мой почерк не будет причиной провала экзамена.

Уже есть опыт переписки с чиновниками. Везде один ответ. "Право на помощь ассистента во время экзамена вы имеете." Точка. Кто и как должен помогать инвалидам, Анне никто не рассказал. На следующий день после нашего интервью из Министерства образования Рязанской области пришло очередное письмо, которое дополняет предыдущее. Говорится, что вуз сам должен обеспечить ассистента для абитуриента с ограниченными возможностями, а министерство тут ни при чем.

Татьяна Ярыгина, бабушка Анны:
- Учителя, которые с ней занимались, ставят ее в пример в классе, в школе. Говорят, если бы ты, Ань, училась каждый день, ходила в школу и каждый час занималась в классе, то ты бы была отличница.

Чиновники от образования пояснили - все, что может Анна - это надеяться на понимание со стороны приемной комиссии вуза. Кстати, Единый госэкзамен ей сдавать нельзя, потому что там помощников не может быть вообще.

Анатолий Ухвачев, заместитель министра образования Рязанской области:
- Потому что ассистенту не положено быть. Как будет ассистент находиться в аудитории и кому-то ставить крестики или еще что-то? Как будут другие реагировать? Ведь каждому не объяснишь, почему это происходит.

Аня с подругой - у них на двоих один диагноз - пишут в интернете автобиографический роман "Случайные судьбы" о том, как бы сложились у них жизни, родись они здоровыми. Вопросов со стороны чиновников к ним было бы меньше. А еще без костылей они могли бы сдать ЕГЭ, готовились-то к этому серьезно. А где учиться после этого, могли бы выбирать из десятков вариантов. Анна продолжает писать письма чиновникам. Главное правило ее жизни - не сдаваться - еще никогда ее не подводило.

Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой группу заболеваний, которые развиваются в перинатальном периоде, то есть до, во время или после родов. Они возникают вследствие нарушения деятельности головного мозга.
Болезнь не относится к разряду передающихся по наследству. Хотя таким заболеваниям несвойственно прогрессирование, некоторые признаки ДЦП со временем проявляются больше остальных, создавая впечатление ложного прогрессирования. Заболевание приводит к инвалидизации из-за существенных неврологических нарушений, мышечных контрактур. Это препятствует нормальной социальной и трудовой адаптации.
Формы

ранняя – до 6 месяцев;
начальная остаточная – до 2 лет;
поздняя остаточная – от 2–4 лет и старше.
Причины

На сегодняшний день не установлена точная причина развития ДЦП. Однако его могут вызвать ряд факторов.

К нарушениям деятельности головного мозга приводит, в частности, кислородное голодание – асфиксия или острая гипоксия, возникающие как внутри утробы матери, так и во время родов.

Опасны перенесенные беременной инфекции – краснуха, сифилис, грипп, токсоплазмоз, а также хронические заболевания – пневмония, туберкулез, сахарный диабет, ревматоидный артрит. К такому же результату приводит интоксикация, вызванная курением, употреблением алкоголя, применением некоторых лекарственных препаратов.

В качестве других факторов риска развития ДЦП у детей называют недоношенность (срок менее 37 недель), низкую (до 1,5 кг) или большая (свыше 3,5 кг) масса при рождении. Опасны родовые травмы, тазовое предлежание плода, узкий таз матери, стимуляция родов, аномалии родовой деятельности. Нанести непоправимый вред ребенку может применение во время родов акушерских пособий – приема Кристеллера (сильное давление на живот роженицы), использование акушерских щипцов.

Симптомы

Существует ряд проявлений, указывающих на заболевание. Некоторые нижеперечисленные симптомы могут отсутствовать или же быть преобладающими.

Свидетельствуют о ДЦП симптомы такого рода – повышенный мышечный тонус в руках, ногах или же во всех частях тела. Больной принимает неудобные позы, но не способен их контролировать. Координация движений заметно нарушена, отмечается шаткость походки. Наблюдаются замедленные непроизвольные движения конечностей, обычно – рук. В руках и ногах – слабость, вплоть до параличей, речь нарушена, звуки произносятся нечленораздельно.

Болезнь мешает нормальному приему пищи, у такого пациента часто случаются судорожные припадки, которые иногда сопровождаются потерей сознания и непроизвольным мочеиспусканием. Иногда – достаточно редко – больные ДЦП страдают умственной неполноценностью, тогда они с трудом считают, не умеют читать и т.д.

Возможны односторонние или двусторонние нарушения слуха и зрения, вплоть до полной слепоты, нарушения сна – бессонница или трудности при засыпании, с частыми ночными пробуждениями. У некоторых больных присутствуют нарушения со стороны психики – они агрессивны, медлительны, плаксивы, вспыльчивы.

Диагностика

При осмотре пациента врач проводит анамнез заболевания и изучает имеющиеся жалобы. Имеет значение, когда возникли симптомы, были ли подобные проявления у кого-либо из родственников, как протекала беременность матери пациента – болела ли женщина, принимала ли лекарственные препараты, наркотики или алкоголь.

Проводится неврологический осмотр пациента. Его цель – выявить признаки неврологического заболевания, выраженного в нарушении координации движений, усиленном мышечном тонусе, слабости мышц конечностей. Также проводится оценка интеллекта, для чего врач использует специальные шкалы и опросники.

Для уточнения диагноза проводится магнитно-резонансная томография головы. Такое обследование помогает выявить признаки повреждения головного мозга путем послойного изучения его строения.

Лечение

Лечение ДЦП проводится немедикаментозными, медикаментозными и хирургическими методами.

Немедикаментозное лечение включает применение некоторых инструментов физиотерапии – массажа, лечебной физкультуры. Показано санаторно-курортное лечение. Занятия с логопедом помогают улучшить произношение, а вспомогательные средства – костыли, ходунки, другие устройства для поддержки равновесия больного облегчают передвижение.

Для облегчения состояния больного применяется ряд препаратов. Диуретики помогают снизить внутричерепное давление, миорелаксанты расслабляют мышцы, снижая их тонус, а действие ноотропов и витаминов группы В направлено на улучшение питания головного мозга.

Хирургическое вмешательство предполагает операции на головном мозге. Ортопедические операции проводятся при развитии контрактур (необратимого ограничения подвижности в суставах), что должно улучшить двигательную активность.

В результате операций на мозге происходит разрушение структур, которые вызывают неврологические нарушения – повышенный тонус мышц, двигательную активность конечностей, непроизвольные движения и т.д.

Нередко, даже вопреки предпринимаемым попыткам улучшить состояние больного, лечение не дает положительных результатов. Но реабилитация пациентов с ДЦП все равно необходима.

Профилактика

Чтобы снизить риск развития ДЦП у будущего ребенка, беременным рекомендуется своевременное посещение акушера-гинеколога и регулярные осмотры. Женщина должна стать на учет не позже 12-й недели беременности. Ей показано санаторно-курортное лечение, оздоровление, прием витаминно-минеральных препаратов.

Необходима защита от воздействия неблагоприятных факторов – приема лекарственных препаратов, алкоголя, табакокурения, наркотиков. При инфекционных заболеваниях должно быть получено адекватное и своевременное лечение. Необходимо соблюдать все правила ведения здорового образа жизни, что включает правильное питание, занятие гимнастикой для беременных, прогулки на свежем воздухе, а также соблюдение режима сна и бодрствования.

Институт традиционной восточной медицины. Наш адрес: Москва, м. Арбатская, Филипповский переулок 18. тел: 8-(495) 691-66-12, 8-(495) 691-66-69, 8-(495) 691-66-72, 8-(495) 691-65-48

Лицензия № ЛО-77-01-018273 от 24.06.2019

О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь с врачом.


Длительность программы: 16 ак.ч.

Стоимость (обычная / со скидкой):
Очно: 10 000 / 8 900 руб.
Дистанционно: 6 500 / 3 500 руб.

Начальные требования: нет.

Форма обучения: очная, дистанционная.

По окончании обучения проводится: устный зачет и тестирование.

Выдаваемый документ: настенный сертификат.

Как проходит обучение методам лечебной физкультуры при ДЦП?

Наш курс будет полезен людям с медицинским образованием или без него, родителям или родственникам деток с ДЦП, практикующим специалистам в сфере ЛФК и реабилитации. Всем слушателям выдаем настенный сертификат института, подтверждающий прохождение курса.

  1. Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология
  2. Двигательная реабилитация пациентов с ДЦП. Обзор.
  3. Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей.
  4. Двигательные нарушения при ДЦП.
  5. Комплекс упражнений по реабилитации детей с ДЦП.

Только очно для жителей Москвы:



Возможны занятия в очной форме, а также дистанционные, в формате видеолекций. Последний вариант будет особенно удобен для тех, кто проживает в отдаленных регионах страны, для тех родителей, кто планирует заниматься реабилитацией ребенка самостоятельно.

  • 1 Комплексно освещаем вопрос реабилитации при ДЦП, учитывая современные технические средства.
  • 2 Предлагаем очную и дистанционную форму обучения, чтобы обеспечить доступ к профильным знаниям для всех заинтересованных.
  • 3 Выдаем свидетельства о повышении квалификации и сертификаты для слушателей.
  • 4 Предлагаем бесплатные консультации по поводу обучения и дополнительные скидки на последующие курсы.


Вы можете выбрать любой наиболее удобный вам режим и график обучения:

  • Утренняя группа: с 9.00 до 15.00
  • Дневная группа: с 15.00 до 21.00
  • Группа выходного дня: с 9.00 до 15.00 или с 15.00 до 21.00

Режим обучения групп:

  • пн-ср-пт (утренняя и дневная группы)
  • сб-вс (группа выходного дня)

Некоторые курсы можно пройти заочно, дистанционно. Уточняйте информацию у менеджеров.
Ближайшие даты курса указаны на нашем сайте в разделе "Расписание и цены".

  • классификацию ДЦП;
  • техники двигательной реабилитации при этом состоянии;
  • способы нормализации движений для верхних и нижних конечностей.

  • проводить двигательную реабилитацию пациентов с детским церебральным параличом;
  • строить занятия лечебной физкультурой;
  • подбирать технические средства.

  • основными навыками подбора техники реабилитации при ДЦП: эрготерапия, ортезирование, технические средства, ЛФК;
  • навыками проведения двигательной реабилитации для детей и лиц старшего возраста.

Адаптивная физкультура для детей с ДЦП – это способ максимально приблизиться к здоровой жизни! Также дополнительно можем предложить обучение специальному массажу.


Фото: из личного архива

У нас не отличают детей с легким церебральным параличом и с тяжелыми нарушениями. Например, дети, у которых ДЦП в нетяжелой форме, которые могут осваивать все навыки, которые осваивают обычные люди, — бег, прыжки и так далее.

Такой ребенок в большинстве случаев везде в России идет в обычную школу, потому что они своими ногами ходят, бегают, прыгают. Тем не менее в 90% случаев их не берут на физкультуру, и все 40 минут урока они сидят на лавке. Почему? Потому что у всех в голове — у директора, завуча, учителя — стереотип, что раз ребенок плохо бегает, некрасиво бегает, значит, ему бегать нельзя. Он больной, ему нужна специальная группа по физкультуре, пусть он ходит на лечебную физкультуру. Заметьте, если обычный ребенок не умеет, например, лазить по канату — его журят, ругают, могут двойку поставить, но никому и в голову не придет, что он не должен ходить на физкультуру.

Это ужасное представление, что для специальных людей нужны какие-то исключительно специальные вещи. Корни этого мифа тоже понятны и на самом деле не ужасны, а даже правильны: например, если у человека есть ограничения в активности и какие-то проблемные области, то ему должны предложить какие-то технологии, подходы, способы поддержки для того, чтобы человек мог функционировать на максимально высоком уровне. У нас же это все бюрократизировано, из-за чего происходят совершенно идиотские ситуации.

Представьте себе маленький город в области. В нашей системе образования придумано восемь типов образовательных учреждений: отдельно для детей с нарушением зрения, с нарушением слуха, с нарушениями движения, для умственно отсталых, для детей с задержкой физического развития… По закону эти образовательные программы реализуются в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Разве в каком-нибудь маленьком районном центре наберется детей на целую школу для детей с нарушениями слуха? Конечно, нет.

Да, многим детям нужна специальная поддержка, может быть, даже в специальных местах, но есть дети, которым нужна просто среда, и эта среда их разовьет гораздо больше, чем коррекционная школа. Вот пример среди моих пациентов: парень, учась в обычной школе, выучил английский и испанский до продвинутого уровня и сейчас учится на факультете международных отношений в Санкт-Петербургском государственном университете, куда, кстати, сам ездит.

В рамках традиционных представлений в нашем обществе ребенок с ДЦП воспринимается как интеллектуально недоразвитый — особенно неговорящий ребенок или ребенок со странными движениями. У меня был пациент, Ваня Бакаидов, у него дискинетический церебральный паралич, и он не может говорить понятно: его понимают только близкие или хорошо знакомые с ним люди, но он действительно очень умный, такой юный гений. Сам делает программы, которые помогают в коммуникации неговорящим людям, сам перемещается по городу на трайке — трехколесном лежачем велосипеде. И вот он пошел в Сбербанк получать карту, а его мама ждала его возле банка с велосипедом.

Когда он туда пришел со своим коммуникатором разговаривать по поводу получения карточки, его спросили: а где ваш опекун? Он говорит: у меня нет опекуна, я дееспособный. Ему говорят: а кто вас сопровождает, с кем мы можем поговорить по поводу вашей карточки? У кого ваш паспорт? И они совершенно не могли взять в толк, что человек со слюнотечением, который весь дергается, может быть дееспособным. При том что Ваня нормально коммуницирует с людьми, встречался на первом Всемирном гуманитарном саммите ООН с ее генеральным секретарем Пан Ги Муном.

Им этого не понять, потому что никогда в жизни у этих людей не было опыта игры, взаимодействия с людьми с ДЦП. Потому что людей с ДЦП всегда где-то лечили, для них всегда где-то были специальные места.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  • О фонде
  • Контакты
  • Отчеты
  • Для НКО
  • Персональные данные
  • Пожертвовать
  • Стать волонтером
  • Частые вопросы
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Instagram
  • Youtube
  • Flipboard
  • Дзен

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

(Протокол № 1 от 20.01.2020 г.)

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
Наименование банка получателя платежа: ПАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
БИК: 044525225

Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений. В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда. Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом путем сбора Персональных данных, их записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, удаления и уничтожения (как с использованием средств автоматизации, так и без их использования).

Передача Персональных данных третьим лицам может быть осуществлена исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом до достижения цели обработки, указанной выше, а после будут обезличены или уничтожены, как того требует применимое законодательство Российской Федерации.

  • Действует до 24 июля! Идёт набор!

























Дети с проблемами в развитии опорно-двигательного аппарата требуют особых коррекционных психолого-педагогических подходов. Курс разработан для повышения квалификации воспитателей, учителей, коррекционных педагогов и психологов системы дошкольного, общего и дополнительного образования, которые работают с детьми с НОДА.

Эта программа для вас, если вам нужно:


  • Изучить, чем характеризуются патологии опорно-двигательного аппарата, каковы особенности психофизиологического развития детей с ДЦП.
  • Понять, как организовать психолого-педагогическое и медицинское сопровождение обучения детей с НОДА по адаптивным образовательным программам.
  • Освоить технологии и методики комплексного развития, обучающихся с ДЦП.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 4 недели (144 часа).

Вы узнаете и научитесь

Педагоги, психологи, воспитатели, работающие с детьми, которые имеют патологии развития опорно-двигательного аппарата, в рамках курса изучат:

  • Типы, причины и характеристики НОДА.
  • Нарушение функций движения, мышления и речи при ДЦП: особенности проявления.
  • Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих разные типы НОДА.
  • Факторы, которые влияют на формирование личности обучающегося с ДЦП.
  • Особые образовательные потребности учащихся с НОДА.
  • Практика разработки и внедрения адаптационных образовательных программ для обучающихся с нарушенными двигательными и иными функциями.
  • Условия организации сопровождения детей с ДЦП.
  • Подходы к организации коррекционного физического развития детей с ДЦП.
  • Виды деятельности, которые оказывают особое стимулирующее воздействие на развитие детей с ДЦП.
  • Психолого-педагогические методики компенсации и стимулирования незрелости высших психических функций детей с ДЦП.

Методы обучения

Обучение проходит в специальном разделе сайта. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) Слушатели получают после зачисления. Раздел содержит учебные материалы, тесты, задания, электронную зачётную книжку, расписание вебинаров. Теоретическая подготовка включает изучение текстов лекций, учебников, просмотр записей видеолекций. Практическая часть представлена заданиями, основанными на профессиональных ситуациях. За очное участие в вебинаре Слушателю выдаётся дополнительный сертификат. Общаться с экспертами-практиками можно на форуме, вебинарах.

Узнать больше о процессе дистанционного обучения можно по ссылке.

Результаты и перспективы

  • Вы знаете, чем характеризуется развитие детей с разными типами НОДА.
  • Вы способны разработать адаптивную программу обучения с учётом особых потребностей детей с ДЦП и иными патологиями ОДА.
  • Вы готовы отвечать за то или иное направление коррекционного развития, психолого-педагогического сопровождения особых детей.

Применение результатов обучения


Организация эффективной учебно-воспитательной работы с детьми с НОДА возможна, если специалисты понимают природу трудностей, с которыми сталкиваются такие учащиеся.

Завершив обучение, вы сможете работать с детьми с ДЦП и иными двигательными патологиями в образовательных организациях, центрах реабилитации и развития, отделениях больниц и поликлиник. Ваши знания будут востребованы в сферах, смежных или связанных с образованием, развитием и адаптацией особых детей (разработка и производство учебных материалов, специальных пособий, приспособлений, обучающих игрушек, тренажёров и пр.).

Требования к Слушателям:

Обратите внимание!
При поступлении Вам не нужно сразу отправлять бумажные документы почтой. Достаточно прислать специалисту приемной комиссии фото Ваших документов, а также осуществить удаленное заключение договора, и в течение месяца с начала обучения отправить оригинал договора почтовой службой.

Поступление возможно только для совершеннолетних лиц.

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании * .
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет.

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

Срок обучения: 4 недели.

Наименование модулей и тем

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Модуль I. Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата

Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича

Особенности психического развития детей с ДЦП

Особенности речевого развития детей с ДЦП

Модуль II. Возможности обучения и воспитания детей с ДЦП в условиях реализации ФГОС

Коррекционно-развивающая область обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА

Требования к АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП

Модуль III. Методические основы воспитания и обучения детей с ДЦП

Задачи и средства физического развития детей с ДЦП

Формирование различных видов деятельности детей с ДЦП

Развитие эмоционально-волевой сферы и личности детей с ДЦП

Преодоление речевых нарушений у детей с ДЦП



ОВЗ и ГБСКОУ

В российском образовании сложилась довольно странная ситуация. Как известно, согласно новому стандарту образования ребенка с ОВЗ (на бюрократическом языке - с "ограниченными возможностями здоровья") должна принять любая школа, которую выберут родители. И "ОВЗ" - это не только ребята в инвалидных креслах, но и аутисты, дети с задержкой развития, особенностями психики или легкой формой детского церебрального паралича. Их-то и должны обучать "инклюзивно" - то есть в обычных классах. Однако на практике так происходит далеко не всегда.



- Директора действительно не имеют права отказывать в обучении ребенку с ОВЗ. Однако если он не успевает за сверстниками в классе, собирается комиссия, которая может рекомендовать перевести ребенка в коррекционную школу, - рассказывает учредитель и директор частной школы "Лидер" Лариса Петрова. - Либо назначить ученику персонального тьютора.

Тьютора (или по-русски наставника), естественно, придется искать в своем коллективе. Но учителя и так зачастую работают на нескольких ставках - притом что значительная часть времени тратится на заполнение бесчисленных бумаг. Вот и выходит, что неуспевающих учеников порой легче определить в заведение с непроизносимой аббревиатурой ГБСКОУ - Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

В Петербурге насчитывается около 90 коррекционных школ. В самом названии нет ничего зловещего, хотя некоторые родители боятся их как огня. Однако есть школы, которые могут служить наглядной рекламой прогрессивного подхода к коррекционному образованию.

Положительная "Динамика"

Что может быть безрадостнее, чем специальное учебное заведение для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата? Так примерно думал и я, когда ехал в центр "Динамика" на Курляндской улице. Обстановка там действительно непростая - пока пытался добраться от раздевалки до кабинета руководителя психологической службы Татьяны Ветвицкой, меня оглушали визги, крики и хохот (в спортзале играли в баскетбол), в меня врезались бешено мчащиеся младшеклассники (сначала врезался Коля, а потом в Колю врезался Петя), кто-то бежал и ехал на танцы - приходилось вжиматься в стенку. А по кругу с последнего на первый этаж вился наклонный пандус, похожий на гоночную трассу.



- Конечно, устраивать гонки нельзя. Здесь можно ехать только в сопровождении взрослых. Хотя попытки были, - замечает Татьяна Ветвицкая.

Школа была основана 25 лет назад по инициативе "снизу". Родители детей с ДЦП поняли, что в городе для них нет условий, да и вообще их мало кто может обучить. Тогда начали обивать пороги и в итоге добились своего.

- Конечно, были попытки включить ребят в программы инклюзивного образования, но это оказалось невозможно, - рассказывает Татьяна Ветвицкая. - Все-таки нашим детям нужны специальные лифты, пандусы, коляски, оборудование, педагоги со спецподготовкой и психологи. В городе всего три таких школы. Но мы, помимо прочего, являемся экспериментальной площадкой для введения новых методик.

Отдельная гордость школы - "внеклассная работа". Местная сборная по игре бочче (смесь петанка с керлингом: две команды стараются забросить свои шары как можно ближе к главному белому шару, выбив подальше все "снаряды" соперника - паралимпийский вид спорта) завоевала Кубок России, а ансамбль "Динамика" - единственный в городе танцевальный коллектив колясочников, где выступают дети с ДЦП. Сегодня они колесят по всей стране и каждую осень и весну привозят множество призов.

- Раньше был такой дремучий стереотип, что ДЦП - заразная болезнь. Слава богу, сейчас так уже не думают. Это просто дети, у них такие же детские увлечения и мечты, - говорит хореограф ансамбля Светлана Кукушкина. - Конечно, есть определенные нарушения - особенно в эмоциональном плане. Им действительно непросто воспринимать музыку и выражать свои чувства. Например, часто спрашивают, почему наши ребята не улыбаются. На самом деле они улыбаются, просто это не все видят. А мы замечаем.

В школе порядка 250 учеников из семей самого разного достатка. На уроки и с уроков их везут специальные автобусы. "Внучка буквально бежит в школу. У нас есть машина, мы можем ее подвозить в восемь утра. Но она сама готова вставать на час раньше, чтобы ехать вместе со всеми на автобусе", - рассказывает бабушка одной из учениц.

Те, кто посередине

Понятно, что лишь немногие школы в России могут позволить себе такую материальную базу на волне всеобщей оптимизации. Здесь даже есть свой физиокабинет и здравпункт с неврологом, стоматологом и ортопедом.

Другой вопрос - как быть детям, оказавшимся "посередине" - тем, кому не угнаться за сверстниками в обычной школе, но и в специальной делать нечего. Варианты есть, хотя их немного. Например, частные школы. Правда, обучение в них платное, но цены самые разные - от 30 до 300 тысяч рублей в месяц.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.