Упражнения для дцп по дикулю

Валентин Иванович Дикуль – ну кто ж о нем не знает! Легендарный человек! Человечище! Рано потерял родителей. Вырос в детском доме. В юном возрасте получил серьезную травму позвоночника, упав с 13 метровой высоты. По утверждению врачей не должен был встать на ноги никогда. Потому что это невозможно! Травма не совместимая с возможностью самостоятельного передвижения.

Суставная гимнастика

Одно из направлений методики В.И.Дикуль суставная гимнастика. В случаях детского церебрального паралича суставы наиболее уязвимы т.к. спастичные мышцы препятствуют физиологически необходимому движению в суставах, формирующиеся контрактуры обездвиживают сустав.

Методика В.И.Дикуль – это продуманный до мелочей, основанный на собственном опыте и многократно проверенный комплекс упражнений. Обычно цикл упражнений делится на три части. Первый комплекс наиболее щадящий – готовит организм к будущим нагрузкам. Второй более интенсивный, направлен на разработку связок и суставов и третий – основной, задачей которого является увеличение эластичности и подвижности суставно-связочного аппарата.

С помощью растягивающих упражнений прорабатываются все связки и мышцы, увеличивается амплитуда движения в суставе. Темп выполнения упражнений должен быть достаточно высоким, НО увеличивать его нужно крайне осторожно и постепенно, чтобы не создать условий дополнительной травматизации, Кроме того важно многократное повторение упражнений, десятки и сотри раз.

Примеров и видеоуроков по суставной гимнастике В.И. Дикуля много в сети, вы их без труда найдете, я не буду повторяться. Не все они полностью подходят для детей с ДЦП, но выбрать можно. Если нет возможности посетить центр Дикуля и получить индивидуальную консультацию, рекомендации, обязательно, прежде чем начинать комплекс упражнений, обратитесь к опытному инструктору ЛФК и согласуйте комплекс упражнений. Несколько слов об общих рекомендациях Валентина Ивановича:

  • Упражнения должны быть регулярными, и даже войти в привычку, иначе вы попросту ничего не добьетесь. Главный залог успеха – настрой на положительный результат.
  • Если во время занятий, ребенок жалуется на боль в суставах, нужно уменьшить нагрузку, или отложить ненадолго упражнения.
  • Все движения должны быть плавными, ни в коем случае не должно быть резких и отрывистых движений.
  • Следует помнить, что после правильно выполненных упражнений, ребенок должен чувствовать усталость, но ни как не боль.

Валентин Дикуль — Встань и иди

Особое внимание мне хочется обратить на психологическую составляющую реабилитационного процесса по методике В.И.Дикуль.

Все мы знаем и из академических источников, и из уст реабилитологов, что к 7-12 годам ребенок с ДЦП становится не курабельным, т.е. изменить уже ничего невозможно и остается только адаптировать (приспособить) его к дальнейшей жизни таким какой он есть. И в 95% случаев так оно и бывает. Но есть и оставшиеся 5%, когда изменения и улучшения состояния все же происходят, независимо от возраста.

Многое зависит от личностных качеств дцпшника. Если в ребенке просыпается осознанное отношение к тренировкам, помноженное на огромное, именно огромное, желание себя изменить и колоссальную силу воли – тогда успехи неизбежны. Примеры тому есть, я о них знаю из отзывов взрослых пациентов центра Адели, пример В.И.Дикуля говорит о том же. Да, он не был дцпшником, но ему так же говорили – невозможно. В следующей статье я обязательно расскажу еще об одном таком человеке, с которым мне представилась возможность познакомиться лично.

И еще одна незаменимая составляющая – психическая энергия. Дикуль начал свои тренировки еще будучи лежачим инвалидом. Он силой мысли направлял энергию в свои обездвиженные ноги. В своем воображении рисовал движение и пытался, заставлял себя его почувствовать. Согласитесь, колоссальная работа! И длилась она не день и не два, а многие месяцы и поначалу без видимых результатов. Результаты появились много позже, сначала зашевелились пальцы на ногах и с каждым днем медленно, но верно, добавлялись новые и новые движения.

Дорогие читатели, я искренне желаю вашим детям и своему ребенку таких же невероятных успехов! Многое, если не все, зависит от них самих. Наше с вами желание, каким бы горячим оно не было, эффективно только в период младенчества и раннего возраста наших детей, когда мы не покладая рук возим их по реабилитационным центрам, делаем сами массажи, превращаем свои дома в тренажерные залы и занимаемся дома.

А когда ребенок взрослеет мы можем помочь ему только подбросив мотивации. Здесь позволю себе один маленький совет. Ни в ком случае не нужно запугивать ребенка, рисуя ему черные картинки будущего. Это только навредит. Наоборот, мотивация должна быть положительной и оптимистичной, наполненной верой и силой.

И пусть все самое прекрасное случиться в вашей жизни!

  • Все
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Э

Детский церебральный паралич (ДЦП)


Церебральный паралич вызывает рефлекторные движения, которыми человек не может управлять и уплотнение мышцы, которая может оказывать влияние, как на часть, так и на все тело. Эти нарушения могут варьировать от умеренных до тяжелых. Также может быть интеллектуальная неполноценность, судорожные припадки нарушения зрения и слуха.

Подчас принять диагноз церебрального паралича для родителей является тяжелой задачей.

Причины

Церебральный паралич (ДЦП) является результатом травмы или аномалии развития мозга. Во многих случаях точная причина ДЦП не известна. Повреждение или нарушение развития мозга могут произойти во время беременности, рождения, и даже в течение первых 2 - 3 года после рождения.

  • Возможной причиной развития ДЦП во время беременности или рождения могут быть генетические проблемы, инфекции или проблемы со здоровьем в матери или плода во время беременности, или осложнения, связанных с родами и родоразрешением. Любая из этих проблем может оказать влияние, на развитие плода, кровоснабжение, обеспечение плода необходимыми питательными веществами, которые он получает через кровь. Например, систематическая гипогликемия может привести к развитию ДЦП.
  • Одной из возможных причин ДЦП, может быть недоношенность, связанная с ранним рождением (преждевременные роды), и соответственно с недоразвитием головного мозга.Младенцы, родившиеся слишком рано, подвержены большому риску кровоизлияний в головной мозг (внутрижелудочковое кровотечение). Состояние, называемое перивентрикулярной лейкомаляцией(leukomalacia), при котором происходит повреждение белого вещества мозга также более вероятно у младенцев, родившихся преждевременно, чем в родившихся в полном сроке. И то и другое состояние увеличивают риск возникновения детского церебрального паралича. • Возможные причины развития ДЦП в течение первых 2 или 3 лет после рождения обычно связаны с повреждением головного мозга от тяжелой болезни, такой как менингит; травма головного мозга, вследствие несчастного случая или гипоксии мозга.

Причина церебрального паралича(ДЦП) подчас не известна. Но определенные факторы риска были идентифицированы и доказана их связь с частотой возникновения ДЦП. Часть этих факторов риска можно избежать. Выполнение определенных условий во время беременности помогают уменьшить риск повреждения головного мозга у плода. Эти рекомендации включают:

  • Полноценное питание.
  • Не курить.
  • Не контактировать с ядовитыми веществами
  • Систематически наблюдаться у своего лечащего врача.

Рекомендации после рождения ребенка:

  • Минимизировать получение травмы в результате несчастных случаев
  • Определить желтуху новорожденных
  • Не использовать вещества с содержанием тяжелых металлов (свинца)
  • Изолировать ребенка от больных инфекционными заболеваниями (особенно менингитом)
  • Своевременно проводить иммунизацию ребенка.

Симптомы

Даже когда заболевание присутствует при рождении, симптомы церебрального паралича (ДЦП) могут быть не замечены, пока ребенку не исполнится от 1 - 3 лет. Это происходит из-за особенности роста ребенка. Ни врачи, ни родители могут не обратить внимания на нарушения двигательной сферы ребенка, пока эти нарушения не становятся явными. У детей могут сохраняться рефлекторные движения новорожденных без соответствующего возрасту развития навыков движения. И подчас первыми, кто обращает внимания на недоразвитость ребенка, бывают няни. Если же ДЦП имеет тяжелую форму, то симптомы этого заболевания обнаруживаются уже у новорожденного. Но появление симптомов зависит от типа ДЦП.

Наиболее часто симптомы тяжелой формы ДЦП являются

  • Нарушение глотания и сосания
  • Слабый крик
  • Судороги.
  • Необычные позы ребенка. Тело может быть очень расслабленным или очень сильная гиперэкстензия с расбросом рук и ног. Эти позы значительно отличаются от тех, что бывают при коликах у новорожденных.

Некоторые проблемы, связанные с ДЦП, становятся более очевидными в течение длительного времени или развиваются по мере роста ребенка. Они могут включать:

  • Гипотрофию мышц в поврежденных руках или ногах. Проблемы в нервной системе нарушают движения в поврежденных руках и ногах, и малоподвижность мышц оказывает влияние на рост мышцы.
  • Патологические ощущения и восприятие. Некоторые пациенты с ДЦП очень чувствительны к боли. Даже обычные повседневные действия, такие как чистка зубов, могут причинять боль. Патологические ощущения могут также сказываться на умении идентифицировать на ощупь предметы (например, различить мягкий шарик от твердого).
  • Раздражение кожи. Слюнотечение, которое часто распространено, может приводить к раздражению кожи вокруг рта, подбородка и груди.
  • Проблемы с зубами. Дети, у которых возникают трудности при чистке зубов подвержены риску воспаления десен и кариесу.Препараты для профилактики судорог могут также способствовать развитию воспаления десен.
  • Несчастные случаи. Падения и другие несчастные случаи – это риски связанные с нарушением координации движений, а также при наличии судорожных приступов.
  • Инфекции и соматические заболевания. Взрослые с ДЦП находятся в зоне высокого риска заболеваний сердца, легких. Например, при тяжелом течении ДЦП возникают проблемы с глотанием и при поперхивании часть пищи попадает в трахею, что способствуют заболеваниям легких.(пневмония)

У всех пациентов с церебральным параличом ДЦП есть определенные проблемы с движением тела и осанкой, но много младенцев при рождении не проявляют признаков ДЦП и порой только няньки или сиделки первыми обращают внимание на отклонение в движениях ребенка, противоречащих возрастным критериям. Признаки ДЦП могут стать более очевидными по мере роста ребенка. Некоторые развивающиеся нарушения, возможно, и не проявятся до окончания первого года ребенка. Травма головного мозга, которая вызывает ДЦП, не проявляется в течение долгого времени, но последствия могут появиться, измениться, или стать более тяжелыми по мере взросления ребенка.

Определенные эффекты ДЦП зависят от его типа и тяжести, уровня умственного развития и наличия других осложнений и заболеваний.

  1. Тип ДЦП определяет двигательные нарушения у ребенка.

У большинства больных ДЦП спастический церебральный паралич. Его наличие может сказываться как во всех частях тела, так и в отдельных частях. Например, у ребенка со спастическим церебральным параличом могут появиться симптомы главным образом в одной ноге или в одной половине тела. Большинство детей обычно старается приспособиться к нарушениям двигательных функций. Некоторые пациенты могут даже жить самостоятельно и работать, нуждаясь лишь эпизодически в посторонней помощи. В случаях, когда имеются нарушениях в обеих ногах, пациентам требуется инвалидная коляска или другие приспособления компенсирующие двигательные функции.

Полный церебральный паралич вызывает самые тяжелые проблемы. Тяжелый спастический ДЦП и хореоатетоидный ДЦП является типами полного паралича. Многие из этих пациентов не в состоянии обслуживать себя как из-за двигательных, так и интеллектуальных нарушений и нуждаются в постоянном постороннем уходе. Осложнения, такие как судорожные припадки и другие, долгосрочные физические последствия ДЦП трудно предсказать, пока ребенку не исполнится 1 - 3 года. Но иногда такие прогнозы не возможны, пока ребенок не достигнет школьного возраста, и в процессе учебы могут быть проанализированы коммуникативные интеллектуальные и другие способности

  1. Серьезность нарушений умственных способностей, если таковые вообще имеются, является сильным показателем ежедневного функционирования. У немногим больше чем у половины пациентов, у которых есть ДЦП, есть некоторая степень интеллектуальной слабости. У детей со спастической квадриплегией обычно есть тяжелые нарушения умственных способностей.
  2. Другие заболевания, такие как нарушения или проблемы со слухом, часто возникают при ДЦП. Иногда эти нарушения отмечаются сразу в других случаях они не обнаруживаются, пока ребенок не становится старше.

Кроме того, точно так же как люди с нормальным физическим развитием у людей с ДЦП возникают социальные и эмоциональные проблемы в течение их жизни. Поскольку их физические дефекты усугубляют проблемы, то пациенты с ДЦП нуждаются во внимании и понимании других людей.

Большинство пациентов с ДЦП доживает до взрослой жизни, но продолжительность жизни у них несколько короче. Многое зависит от того, насколько тяжелая форма ДЦП и наличия осложнений. Часть пациентов с ДЦП имеют возможность даже работать, тем более с развитием компьютерных технологий такие возможности значительно увеличились.

Детский церебральный паралич подразделяется согласно типу движения тела и проблемы осанки.

Спастический церебральный паралич - наиболее распространенный тип.У пациента со спастическим ДЦП развивается тугоподвижность мышц в некоторых частях тела, которые неспособны расслабиться. В поврежденных суставах возникают контрактуры, и объем движений в них резко ограничен. Кроме того, у пациентов со спастическим ДЦП бывают проблемы с координацией движений, нарушения речи и нарушения процессов глотания.

Существует четыре вида спастического ДЦП, сгруппированного согласно тому, сколько конечностей вовлечены в процесс.Гемиплегия - одна рука и одна нога на одной стороне тела или обе ноги (diplegia или параплегия). Они - наиболее распространенные виды детского спастического церебрального паралича.

  • Моноплегия: Только одна рука или нога имеет нарушения.
  • Quadriplegia: Вовлечены обе руки и обе ноги. Обычно в таких случаях бывает, и повреждения ствола головного мозга и соответственно это проявляется нарушениями глотания. У новорожденных с квадриплегия могут быть нарушения сосания глотания слабый плач, тело может быть ватным или наоборот напряженным. Нередко при контакте с ребенком появляются гипертонусы туловища. Ребенок может много спать и не проявлять интерес к окружающему.
  • Triplegia: Вызваны или обе руки и одна нога или обе ноги и одна рука.

Неспастические формы церебрального паралича включают дискинетический церебральный паралич (подразделенный на athetoid и дистонические формы) и атаксический церебральный паралич.

  • Дискинетический церебральный паралич связан с мышечным тонусом, который колеблется от умеренного до выраженного. В некоторых случаях, бывают неконтролируемые судорожные подергивания или непроизвольные медленные движения. Эти движения чаще всего охватывают мышцы лица и шеи, руки, ноги, и иногда поясницу. Атетоидный тип (гиперкинетический) вид ДЦП характеризуется расслабленными мышцами во время сна с незначительными подергиваниями и гримасами. При вовлечении мышц лица и рта могут быть нарушения в процессе еды слюнотечение поперхивание пищей (водой) и возникновение неадекватных мимик на лице.
  • Атаксический детский церебральный паралич - самый редкий тип церебрального паралича и охватывает все тело. Патологические движения возникают в туловище руках ногах.

Атаксическое ДЦП проявляется следующими проблемами:

  • Нарушение баланса тела
  • Нарушение точных движений. Например, пациент не может попасть рукой в нужный объект или выполнить даже простые движения (например, донести чашку точно до рта) Часто только одна рука в состоянии достигнуть объекта; другая рука может дрожать от попыток переместить этот объект. Пациент нередко не в состоянии застегнуть одежду, написать, или использовать ножницы.
  • Координация движений. Человек с атаксическим ДЦП может ходить слишком большими шагами или широко расставленными ногами.
  • Смешанный церебральный паралич
  • У некоторых детей присутствуют симптомы больше чем одного типа церебрального паралича. Например, спастические ноги (симптомы спастического ДЦП относящегося к диплегии) и проблемы с контролем мимических мышц (симптомы дискинетического CP).
  • Тотальный(полный) детский церебральный паралич тела поражает все тело в той или иной степени. Осложнения детского церебрального паралича и других проблем со здоровьем, наиболее вероятно, разовьются, когда происходит вовлечение всего тела, а не изолированных частей.

Диагностика

Симптомы ДЦП, возможно, не присутствуют или не обнаруживаются при рождении. Поэтому лечащему врачу, наблюдающему новорожденного необходимо внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не пропустить симптомы. Тем не менее, не стоит проводить гипердиагностику ДЦП, так как многие моторные нарушения у детей такого возраста носят преходящий характер. Нередко диагноз удается поставить только через несколько лет после рождения ребенка, когда удается заметить двигательные нарушения. Диагностика ДЦП основана на наблюдении за физическим развитием ребенка наличием различных отклонений физического и интеллектуального развития, данных анализов и инструментальных методов исследования таких, как МРТ. Диагностика ДЦП включает в себя:

  • Сбор информации об истории болезни ребенка, включая детали о беременности. Довольно часто о наличие задержки развития сообщают сами родители или это выявляется во время проф-осмотров в детских учреждениях.
  • Физический осмотр необходим для выявления признаков ДЦП. Во время физического осмотра доктор оценивает насколько длительно сохраняются рефлексы новорожденных у ребенка по сравнению с нормальными сроками. Кроме того производится оценка функции мышц, осанки, функция слуха, зрение.
  • Пробы для выявления скрытой формы заболевания. Анкетные опросы на развитие и другие анализы помогают определить степень задержек в развитии.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) головы, которая может быть проведена, чтобы идентифицировать нарушения в головном мозге.

Комплекс этих диагностических подходов позволяет поставить диагноз.

Если диагноз неясен, дополнительные анализы могут быть назначены для оценки состояния головного мозга и для исключения возможных других заболеваний. Анализы могут включать:

  • Дополнительные анкетные опросы.
  • Компьютерная томография (КТ) головы.
  • Ультразвуковое исследование головного мозга.

Оценка и контроль церебрального паралича

После того, как ДЦП диагностировано, ребенка необходимо дообследовать и выявить другие заболевания, которые могут быть одновременно с ДЦП.

  • Другие задержки в развитии в дополнение к тем, которые были уже идентифицированы. Развивающиеся способности необходимо периодически оценивать, чтобы узнать, появляются ли новые симптомы, такие как задержка речи так нервная система ребенка находится в непрерывном развитии.
  • Интеллектуальная задержка может быть выявлена с помощью определенных тестов.
  • Судорожные эпизоды. Электроэнцефалография (ЭЭГ) используется, чтобы выявить патологическую активность в мозге, если у ребенка есть история приступов.
  • Проблемы с кормлением и глотанием.
  • Зрение или проблемы со слухом.
  • Проблемы поведения.

Чаще всего доктор может предсказать многие из долгосрочных физических аспектов ДЦП, когда ребенку уже 1 - 3 года. Но иногда такие прогнозы не возможны, пока ребенок не достигает школьного возраста, когда в ходе обучения и развития коммуникативных возможностей можно обнаружить отклонения.

Некоторые дети нуждаются в повторном тестировании, которое может включать:

  • Рентгенография, чтобы обнаружить вывихи (подвывихи) бедра. Детям с ДЦП обычно проводят несколько рентгеновских исследований в возрасте от 2 до 5 лет. Кроме того рентгенография может быть назначена при наличии болей в бедрах или наличии признаков вывиха бедра. Возможно также назначение рентгенографии позвоночника для выявления деформаций в позвоночнике.
  • Анализ походки, который помогает идентифицировать нарушения и корректировать тактику лечения.

Дополнительные методы обследования назначаются при необходимости и наличии показаний.

Лечение


Детский Церебральный паралич неизлечимое заболевание. Но разнообразные методы лечения помогают пациентам с ДЦП минимизировать двигательные и другие нарушения и, таким образом,улучшить качество жизни. Травма головного мозга или другие факторы, приведшие к ДЦП не прогрессируют, но новые симптомы могут появиться или прогрессировать по мере роста ребенка и развития.

ЛФК - важная часть лечения, которое начинается вскоре после того, как ребенку выставлен диагноз и часто продолжается в течение всей его жизни. Этот вид лечения также может быть назначен до постановки диагноза в зависимости от симптомов ребенка.

Лекарства могут помочь воздействовать на некоторые из симптомов ДЦП и предотвратить осложнения. Например, спазмолитические средства и миорелаксанты помогают расслабить спазмированные (спастичные) мышцы и увеличить диапазон движения. Антихолинергические средства помогают улучшить движения в конечностях или уменьшить слюнотечение. Другие лекарства могут использоваться как симптоматическое лечение (например, применение противосудорожных препаратов, при наличии эпиприступов)

Перманентное лечение детского церебрального паралича (ДЦП) сосредоточено на том, чтобы продолжать и корректировать существующее лечение и добавлять новые методы лечения по мере необходимости.Перманентное лечение для ДЦП может включать:

  • ЛФК, которая может помочь ребенку стать настолько мобильным, насколько возможно. Это может также помочь предотвратить необходимость в оперативном вмешательстве. Если же ребенку проводилось оперативное лечение, то интенсивные занятия ЛФК могут быть необходимы в течение 6 и более месяцев. Медикаментозное лечение должно быть под постоянным контролем для того, чтобы избежать возможных побочных действий лекарств.
  • Ортопедическая хирургия (для мышц, сухожилий, и суставов) или дорсальная ризотомия (иссечение нервов поврежденных конечностей), при наличии выраженных проблем с костями и мышцами, связками, и сухожилиями.
  • Специальные ортопедические приспособления (брекеты шины ортезы).
  • Поведенческая терапия, в которой психолог помогает ребенку найти способы общения со сверстниками и это является тоже частью лечения.
  • Массаж, мануальная терапия могут применяться также в лечении как основных симптомов ДЦП, так и осложнений, связанных с нарушенной биомеханикой движения.
  • Социальная адаптация. Современные технологии (компьютеры) позволили трудоустроить многих пациентов с последствиями ДЦП.

Использование материалов допускается при указании активной гиперссылки на постоянную страницу статьи.

Известно, что здоровье человека определяется состоянием позвоночника. Именно на этом тезисе основаны методики известного народного целителя Валентина Дикуля, который создал несколько медицинских реабилитационных центров для пациентов с проблемами позвоночника, написал много публикаций на темы восстановления позвоночника и опорно-двигательного аппарата.

Суть методики

Главная задача методики, разработанной Дикулем – возвращение здоровья людям, имеющим тяжелые проблемы с позвоночником и конечностями. Используя ее, встали на ноги в буквальном смысле пациенты, которые по разным причинам были прикованы к инвалидной коляске или к кровати. Им не помогла официальная медицина, которая в большинстве случаев лечит не причину, а следствие заболевания.


Система реабилитации Дикуля делает упор на скрытые возможности человеческого организма. Целителем было доказано, что нервные импульсы, идущие к неработающим мышцам, могут обходить поврежденный участок и подходить к ним не напрямую, а в обход. Травмированные участки окружены здоровыми и неповрежденными тканями, которые готовы выполнять функции поврежденных и активизировать их к восстановлению. Чтобы заставить мышцы воспринимать нервные импульсы, необходимы физические упражнения. Тогда мышечные волокна не деградируют, а сохраняют функции и со временем полностью восстановятся.

Методики Дикуля рассчитаны на людей, имеющих большое желание встать на ноги и совершить с собой буквально чудо, благодаря воле, устремленности к цели и огромной трудоспособности. Только горячее желание стать здоровым, совместно с кропотливой, иногда длительной физической тренировкой позволяет достичь поставленной цели – заставить работать мышцы и суставы, которые разучились это делать.

Сам прошедший тяжелейший путь реабилитации после травмы позвоночника и сам поставивший себя на ноги, Дикуль не только автор уникальных методических разработок упражнений Дикуля для позвоночника. Он создатель специального оборудования, помогающего вернуть здоровье людям – специальных тренажеров.

Содержание методики

Показаниями для применения методики Дикуля при заболеваниях позвоночника являются следующие патологические состояния:

  • детский церебральный паралич;
  • травматические повреждения поясничного, грудного или шейного отделов позвоночника;
  • послетравматические контрактуры.

Основными направлениями метода Дикуля являются:


  • лечебная гимнастика Дикуля для позвоночника;
  • лечебная физкультура, включающая специальные упражнения для позвоночника Дикуля;
  • мануальная терапия;
  • физиопроцедуры;
  • специальный режим питья минеральной воды.

Лечебная гимнастика

Ее цель – быстрое по времени и дающее эффективный результат, восстановление упругости мышц и связок. Как правило, гимнастику сопровождает ритмичная музыка. Упражнения подбираются для задействования всех групп мышц. Каждое упражнение повторяется не менее 20 раз.

Гимнастика Дикуля при грыже позвоночника должна проводиться через день. Для каждого упражнения предусмотрено 8 повторений. Между подходами – отдых – 2 минуты. Методика Дикуля при грыже позвоночника направлена на укрепление мышечного корсета спины. Все движения должны быть с плавной амплитудой, направлены на флексию и экстензию суставов позвоночника, и вытяжение его мышц. Не делать рывков и движений с резкими амплитудами, чтобы не спровоцировать болей и мышечных спазмов.

Упражнения Дикуля при грыже поясничного отдела позвоночника:

  • лежа на спине, развести руки в стороны, ладонями вниз;
  • нерезко, в медленном темпе повернуть левое бедро вправо до упора и замереть на 2 секунды;
  • в таком же темпе возвратить ногу обратно;
  • аналогично выполнить движения с правым бедром и снова возвратиться в прежнее положение.

Упражнения Дикуля при грыже позвоночника в грудном отделе:


  • лежа на спине и развести ноги на ширину плеч;
  • руки скрестивши, положить на грудь. Глубоко вдохнуть и в замедленном темпе повернуть туловище вправо, при этом левое плечо устремить вверх;
  • остаться в данном положение в течение 2 секунд и вернуться обратно;
  • аналогично проделать поворот в левую сторону. Вернуться в прежнее положение.

Упражнения для косых мышц спины:

  • лежа на спине, ноги сжать вместе, носки направить к себе;
  • руки раскинуть в стороны, ладони вниз;
  • не отрывая грудную часть от пола, медленно раздвигать ноги, прижав их к поверхности пола;
  • повторить 8 раз.

Укрепление мышц позвоночника:

  • лежа на животе, руки прижать к телу, ладони смотрят вверх;
  • прижаться подбородком к полу и поднять туловище максимально вверх, при этом ноги должны быть неподвижными;
  • вместе с туловищем в медленном темпе поднимать вытянутые руки кверху и замереть в таком положении на 2 секунды;
  • возвратиться обратно. Повторить 8 раз.

Метод Дикуля при грыже позвоночника, как и при других проблемах, связанных с травмами и заболеваниями спины предусматривает строгое соблюдение определенных условий:


  • соблюдать рекомендованный порядок в выполнении упражнений;
  • осуществлять определенное количество подходов;
  • не перегружать организм на первых же тренировках;
  • при выполнении движений необходимо выдерживать заданную амплитуду;
  • движения должны выполняться в медленном темпе, без рывков;
  • соблюдать систематичность в выполнении упражнений (желательно проводить занятия через день).

Лечебная физкультура

Зарядка Дикуля для позвоночника подходит для всех – у кого есть проблемы с позвоночником, и для тех, у кого их нет. Она отличается простотой и результативностью.

Упражнения Дикуля при грыже позвоночника, видео

Цель занятий ЛФК при грыже позвоночника – правильное распределение нагрузки на него, чтобы избавить от ущемления ткани, восстановить в них в полном объеме кровообращение и дать возможность кислороду и питательным веществам активно проникать в поврежденные ткани межпозвонкового диска. Это – основное условие для восстановления его функционала.

Грамотно подобранные лечебные упражнения для восстановления мышечного корсета, поддерживающего позвоночник, будут снимать напряжение на поврежденном диске, тем самым приостанавливается переход болезни на следующую декомпенсационную стадию.

ЛФК назначается только лечащим врачом, вне острого периода, после снятия болевого синдрома. Гимнастика Дикуля при грыже позвоночника видео которого представлено, должна иметь плавные амплитуды, без резких махов и поворотов, без сильного продолжительного напряжения мышц спины.

  1. Разгрузочные упражнения со стульями. Пару стульев надо составить сиденьями вместе. Присесть перед ними на колени и лечь животом на сиденья. Весь вес надо сосредоточить на животе и груди. Остальная часть туловища остается в расслабленном состоянии. Надо зафиксироваться в таком положении в течение 2-3 минут, после чего плавно встать на ноги.

  2. Встать в расслабленной позе, протянув руки вдоль туловища. Сделать в медленном темпе наклон, так, чтобы верхняя часть тела шла в одном направлении с полом. Расслабленные руки висят без нагрузки вдоль тела. Побыть в этой позе 1-2 минуты и вернуться в исходное положение. Сделать несколько полных вдохов и выдохов и снова возвратиться к выполнению движений из комплекса.
  3. Лечь на пол, согнув ноги в коленях так, чтобы ступни упирались в бедра. Медленно опускать колени то в одну, то в другую сторону, стараясь достать ими до пола. Повторить упражнение в медленном темпе 6-8 раз.
  4. Лежа лицом вниз, согнуть руки в локтях так, чтобы ладони оказались рядом с головой, прижатые к полу. Теперь надо шагать на коленях, приближая их к голове. Форма тела должна напоминать треугольник, где вершинами будут голова, прижатая к полу, поднятый таз и колени под животом. При этом спину держать ровно, параллельно поверхности пола. Постояв в таком положении 1 минуту, надо шагать на коленях в обратную сторону в исходную точку. Повторить 2-3 раза.

Основная гимнастика для позвоночника Дикуля, (видео можно посмотреть здесь), включает в себя упражнения, укрепляющие и растягивающие мышцы, удерживающие позвоночник и пресс живота.

Лежа на спине, развести ноги на ширину плеч. Руками обхватить крест- накрест предплечья. Не отрывая от пола спину и голову, плавно наклониться всем туловищем влево. Ноги и бедра не отрывать от пола. Задержаться в повороте на 2-3 секунды и снова плавно вернуться в исходное положение. Аналогично выполнить движения в другую сторону. Повторить 3-4 раза.

Встать прямо и медленно наклониться вперед, держа спину ровной. Руки свободно опускаются, колени чуть согнуты. Оставаться в таком положении 2-3 секунды и вернуться в прямое положение. Повторить 3-4 раза.

Лежа на животе руки вдоль туловища, ладонями кверху. Подбородок соприкасается с поверхностью пола, ноги неподвижны. Медленно отрывать туловище от пола с поднятыми прямыми руками. Взгляд направить прямо перед собой. Удерживаться в таком положении 2-3 секунды и вернуться в прежнее положение. Выполнять повторы согласно рекомендациям.

Лежа на левом боку, вытянуть перед собой левую руку. Ладонь лежит на полу. Правой рукой достать поверхность пола.


Поднять правые верхнюю и нижнюю конечности и тянуться ими друг к другу одновременно. При этом голова и шея приподняты над полом. Удерживаться так 2-3 секунды и снова возвратиться в прежнее положение. То же самое проделать, повернувшись на правый бок. Отдых между подходами – 2 минуты.

Лежа на спине, расслабить мышцы шеи. Согнутые в коленях ноги медленно подтянуть к бедрам. Затем плавно вернуться в исходную точку. Повторить 12 раз.

Лечь на спину с заложенными за голову руками. Ноги согнуть в коленях. Не отрывая стопы ног от пола медленно поднимать плечи голову. Удерживаться так 2-3 секунды и вернуться обратно.

Актуальность методики В.Дикуля

Разработанные и проверенные опытом методики Дикуля на самом деле работают и помогли десяткам тысяч людей обрести не только здоровье, но и смысл жизни. Ее основа – регулярность занятий по предложенным программам на специальных тренажерах в реабилитационных центрах. Основа успеха – воля и упорство в достижении поставленной цели – встать на ноги. В залоге положительных результатов – непременное точное выполнение индивидуальных рекомендаций.

В лечении должны быть задействованы все направления комплексной реабилитационной программы. Продолжительность реабилитационного периода зависит от степени поражения позвоночника и состояния опорно-двигательного аппарата больного. В среднем, из имеющегося опыта наблюдения за восстановительными процессами пациентов, положительная динамика в состоянии организма начинается спустя месяц регулярных занятий.

Методикой Дикуля в реабилитации при различных патологиях позвоночника можно воспользоваться и в домашних условиях, но для этого необходимо точное выполнение всех рекомендаций.

Длительные, настойчивые нагрузки в итоге приводят к восстановлению нарушенной проводимости. Это от пациента требует не только физических сил, но и психологических. Кроме того необходима мощная мотивация на выздоровление. У методики Дикуля большое будущее. Ее результаты сегодня до сих пор не имеют четкого научного обоснования, так как нет полнообъемного объяснения механизма ее действия. В будущем, с развитием новых подходов в реабилитации больных с патологиями позвоночника будут найдены новые алгоритмы для более быстрого самовосстановления организма. Начало этому положил В. Дикуль.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.