Упражнения для развития графомоторных навыков у детей с дцп

Проблема социализации и социальной адаптации детей с нарушениями психофизического развития является одной из актуальных и значимых в теории и практике специального образования, а также основной темой школы-интерната №7.

Детский церебральный паралич-это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.

У ребёнка с ДЦП, с его ограничениями жизнедеятельности, обусловленными двигательными нарушениями, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и как следствие, ограничение социальных контактов, всё выше перечисленное вызывает выраженные трудности в социальной адаптации.

В то же время исследования Е. Г. Сологубовой (1996) показывают, что в результате своевременной и полноценной медико-социальной и педагогической реабилитации и адекватной профессиональной ориентации 35,4% детей с ДЦП являются социально перспективными, то есть могут жить и работать в обществе наравне со здоровыми людьми, а 40,2% - могут трудиться в специально созданных условиях.

Дети с особыми образовательными потребностями должны найти своё место в обществе и занять в нём достойное положение. Овладение навыками письма является одним из важных средств социализации в обществе, но именно у детей с ДЦП это вызывает большие трудности, а порой невозможность приобретения и реализации этих навыков.

В структуре двигательного дефекта у учащихся с ДЦП особое место занимают нарушение функции рук. Именно они в ряде случаев затрудняют бытовую, школьную и трудовую адаптацию.

Дети с одинаковыми клиническими формами ДЦП могут иметь существенные различия в степени выраженности как двигательных расстройств в общем, так и моторных функций рук. Учёт этого обстоятельства имеет существенное значение в выборе методов и стратегии при подготовке руки к письму и непосредственно обучению письму.

Планирование и результат моей деятельности по теме:

• Анализ влияния двигательных нарушений при ДЦП на формирование и развитие графомоторных навыков;

• Выработка и использование в работе алгоритма некоторых подходов к преодолению сенсомоторных затруднений при подготовке руки и непосредственно обучению письму детей с ДЦП;

• Выступление на методическом объединении.

Степень тяжести поражения рук широко варьирует при различных формах ЦП.

Спастическая диплегия (синдром Литтля 45 – 50%) степень поражения рук может быть различной – от выраженных ограничений объёма и силы движений до лёгкой неловкости, которая выявляется при тонких дифференцированных движениях в процессе овладения акта письма.

Гемипаретическая форма (20 -25%, односторонние двигательные нарушения, чаще больше поражена рука. Мышечный тонус в руке высокий, она часто согнута во всех суставах и приведена к туловищу, кисть сжата в кулак.

Гиперкинетическая форма(15 -20%) двигательные расстройства, проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений (гиперкинезов, исчезают во сне, усиливаются при движении, волнении, утомлении, охватывают мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма крайне затруднена.

Атонически-астатическая форма (10 -15%): поражается мозжечковая система мозга, которая является важным регулятором координации движений и равновесия. Характеризуется низким мышечным тонусом (атония). Мышцы конечностей слабые. Ребёнок сидит согнувшись, не удерживается в вертикальном положении. При тонких целенаправленных движениях, например при письме, наблюдаются дрожание (тремор) рук, нарушен двигательный акт письма, навык формируется с большим трудом, письмо длительное время остаётся неровным, порывистым, с неровными большими буквами.

Исследование показало, что при всех формах заболевания встречаются стойкие или обратимые патологические установки верхних конечностей. Наиболее часто наблюдается приведение плеча к туловищу, сгибание руки в локтевом суставе, сгибание кисти и пальцев. Разгибание руки бывает затруднено, отмечается снижение силы в мышцах-разгибателях, плеча, предплечья и кисти. Всё это в значительной степени затрудняет формирование функции кисти. Характерны нарушения точности, соразмерности, дифференцированности движений рук, а также недостаточность координации одновременно выполняемых движений в разных суставах. Всё это задерживает развитие опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной функции кисти и пальцев, составляющих основу манипулятивной деятельности и навыка письма.

Специфические трудности при обучении техники письма:

• Несформированность или нарушение хватательной функции кисти;

• Повышение мышечного тонуса;

• Слабость мышц кисти;

• Несформированность зрительно-двигательных координаций;

Одним из средств коррекции двигательной сферы, кинестетического восприятия являются рекомендации Винтропа М. Фелпс, которые нашли своё применение в логопедии при коррекции дизартрий.

- массаж в виде лёгких поглаживаний;

- многократное потряхивание конечности ниже того сустава, в

котором имеется тугоподвижность;

- обучение произвольному расслаблению мышц;

2. Пассивное движение.

- ребёнок при этом не оказывает ни поддержки, ни сопротивление движению, но осознаёт его;

- способствует выработке зрительного и кинестетического контроля.

3. Активное движение с ассистированием.

- помощь на одном из этапов движения;

- ребёнок помогает себе здоровой рукой (при гемипарезах);

4. Активное движение без помощи.

5. Произвольное движение (по инструкции).

6. Автоматизированное движение.

7. комбинированное движение.

- умственная релаксация должна сопровождать телесную;

9. Спонтанное движение с позиции расслабления.

10. Достижение и схватывание.

11. Двигательные умения и навыки.

Рекомендации ориентированы на работу с детьми раннего возраста или с детьми, имеющими низкий потенциал развития.

Движения рук тесно связаны с познавательной деятельностью, а также с речью. Мелкая моторика рук является одним из факторов формирования речи. Формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, чувствительности, пространственной ориентацией, координацией движений.

Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные виды массажа, лечебную физкультуру, а также коррекционно-педагогическое воздействие.

Подготовка к письму состоит из трёх этапов:

Нельзя пренебречь ни одним из этих этапов. Но в каждом конкретном случае нужно выявлять трудности и концентрировать особое внимание на их разрешении.

Включает в себе 1-й и 2-й этапы. Тренировку функции кисти можно проводить после расслабления мышц путём расслабления, потряхивания по Фелпсу. Для первого этапа хорошо подходит методика развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.

1-й этап. Совершенствование простых жестов необходимых для письма;

Прежде чем ребёнок начнёт учиться писать, он должен приобрести ряд навыков:

• Регуляция пронации и супинации;

• Формирование кулачковой позы;

• Регуляция движений в локтевом суставе;

• Удержание головы и плеча;

• Формирование сложной координации между всеми этими движениями.

Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребёнка побуждают брать игрушки из разных положений;

Развитие простых предметных действий (пассивно или пассивно-активно).

Развитие предметно – практической деятельности. Предлагаются манипулятивные и конструктивные игры, рисование пальцем, лепку из пластилина, игры с бумагой, песком, водой.

2-й этап. Развитие пространственных представлений;

Процесс письма – сложный многоуровневый акт, состоящий из целого ряда операций, которые после обучения переходят в автоматический стереотип из единства акустических, оптических и кинестетических раздражителей. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования.Сюда относятся три категории элементарных знаний о пространстве:

- отражение удалённости предмета и его местоположения;

- ориентирование в направлениях пространства;

- отражение пространственных отношений между предметами.

Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок,по разному проявляющихся в различных видах деятельности:

- в рисовании: глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок на пространстве листа, несоблюдение пропорций в рисунке.

В процессе развития пространственного восприятия необходимо давать задания, соответствующие его ментальному развитию. Не смотря на его реальный возраст, избегая предложения трудновыполнимых задач, усиливающих его моторные нарушения.

3-й этап. Собственно подготовка к письму.

Наступает момент, когда нужно определить, начинать ли письмо, несмотря на моторные нарушения или подождать ещё, пока не улучшатся движения. Процесс предварительной подготовки к письму с помощью упражнений даёт хороший результат в большинстве случаев. Желательно пользоваться тетрадями Хавранека, в которых используются рисунки, обозначающие глаголы действия. Эти упражнения позволяют концентрировать внимание ребёнка на выполнение нужного жеста (слева –направо). Их вначале можно

выполнять на доске, чтобы освоить движения большей амплитуды, достичь большей гибкости плеча, локтя и кисти. Чтобы научить ребёнка не фиксировать внимание на кусочке мела, который он держит, а на выполнение жеста, можно нарисовать на значительном расстоянии две точки. Ребёнок ставит мел на первой, и делает движение, которое должно их соединить. Можно это делать пальцем, следуя по заранее нарисованной линии или с помощью влажной губки. Эти упражнения сначала выполняются пассивно, а затем – активно с ассистированием, пока ребёнок не сможет их выполнить самостоятельно.

Обучение графическому навыку письманеобходимо проводить в три этапа:

1. Развитие мускульной памяти;

2. Развитие кинестетической памяти;

3. Развитие тактильной памяти;

4. Закрепление знаний и умений с помощью вкладышей букв.

Все этапы связаны между собой и сочетаются на одном занятии.

Для развития мускульной памяти предлагается штриховка различных фигур обведённых по трафаретам. Штриховка осуществляется сначала параллельными штрихами, расстояние между которыми равно ширине строчной буквы. Позднее вводится штриховка волнистыми и круговыми линиями, овалами, полуовалами, петлями. Эти упражнения укрепляют мышцы пальцев, кисть руки, подготавливают её к работе.

Развитие тактильной памяти осуществляется посредством многократного ощупывания букв из негрубой наждачной бумаги, причём рука движется слева направо, как это происходит при письме.

Индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с альбомом, тетрадью;

Обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приёма удержания;

Формирование навыков пространственной ориентации в альбоме, тетради;

Формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков и т. п.

Проводятся упражнения с использованием трафарета с геометрическими фигурами. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют в заданном стрелкой направлении. Также используют трафареты с изображением различных предметов, фигур животных. Характер штриховки усложняется (волнообразная, кругообразная, петлеобразная).

Дети знакомятся с рукописным начертанием букв, используются разнообразные игровые приёмы:

• письмо мокрым пальцем на полоске линолеума;

• письмо на манке;

• письмо под счёт;

В дальнейшем письмо в тетради с помощью вкладыша, по обводке, письмо в жирно очерченной рамке, обводка пунктирного изображения, письмо по опорным точкам, а затем самостоятельно.

Таким образом, отрабатывается правильное написание сначала каждой буквы в отдельности, а затем их соединение в слоги.

Условия обучения письму:

Предпочтительна поза сидя. Лучше использовать адаптированный стул, стол. Учитель сзади ребёнка, чтобы лучше увидеть трудности ребёнка.

Положение стоя. Удобно для письма на доске и в том случае, когда он должен длительное время стоять за столом, например, для проведения постуральной терапии.

2. Размещение листа, наклон в зависимости от доминирующей руки. Фиксация листа с помощью различных приспособлений.

3.Выбор пишущих средств: использование карандашей и ручек с отягощением;

В результате глубокого изучения этой темы, системы работы у детей наблюдается динамика в развитии графомоторных навыков.

Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом Опыт педагога Письмо - один из видов речевой деятельности. Но почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Они смутно представляют.

Подготовка руки к письму. Отчет о проделанной работе Подготовка руки к письму через различные виды деятельности «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе.

Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования. Для начальной школы необходимо подготовить руки детей, чтобы они легко действовали.

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Иванищева Светлана Владимировна учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Развитие графо-моторных навыков у первоклассника с ДЦП

из опыта работы

Роляк Людмилы Николаевны,

учителя начальных классов

У первоклассника Кирилла детский церебральный паралич представляет собой двигательное расстройство ног и рук. В первую очередь, это оказывает неблагоприятное влияние на процесс обучения письму. Нарушения зрительного и слухового восприятия также мешают в овладении навыками письма. Кроме того, у Кирилла отмечается двоение и расплывчатость в глазах, несогласованность в движениях, что создает затруднение в восприятии единого зрительно-двигательного образа буквы.

Традиционная система письма не дала положительных результатов. Для Кирилла неприемлемы такие виды работ, как:

1. Списывание с готового образца.

2. Обведение образца.

3. Письмо по точкам.

4. Письмо под счет.

5. Безотрывное соединение элементов букв.

Уже с первых дней Кирилл начал испытывать трудности, ведь письмо-это был совершенно новый вид деятельности для него. У мальчика сразу начиналась повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к раздражительности. При неудачах он быстро терял интерес к письму, отставал от общего темпа, поэтому обучение письму пришлось проводить в индивидуальной форме, в спокойной обстановке. Соответствующая разъяснительная работа была проведена с мамой и сестрой, которые помогали Кириллу дома.

Для себя я определила проблему и наметила план, как ее преодолеть. Вместе с ребенком стали создавать комфортную среду для него: подбор ручки и карандаша, как их держать, на чем будет писать, как расположить и закрепить тетрадь, чтобы она не двигалась, какие упражнения для кистей и пальцев будем выполнять, как организовать рабочее место.

Заметила, чтобы работа была продуктивной и давала положительный результат, продолжительность каждого этапа занятия не должна превышать 10 минут, а общее время занятия – не более 30 минут.

Между этапами занятий проводила расслабляющие упражнения для кистей рук и пальцев, уделяя больше внимания правой руке:

*разгладить листок бумаги ладонью правой руки, придерживая лист левой;

* смена положений кистей, (согнуть-разогнуть, ладонью к лицу - к столу);

* пересыпание крупы, начиная с мелкой, затем с крупной;



*упражнения с водой, включая погружение, переливание, выжимание воды из кусочков губки;



*массаж рук, состоящий из разминания, растирания, точечного массажа;



* прокатывание и вращение карандаша между пальцами ведущей руки.



Определила, что успешность формирования навыка письма и становление почерка может зависеть от соблюдения при письме гигиенических правил:

1. Правильный выбор мебели, позволяющую при письме иметь правильную фиксированную осанку, (Кирилл отказался от специальной мебели и выбрал обычную школьную парту).

2. Тетрадь или лист обязательно следует зафиксировать, чтобы все усилия ребенка были направлены на выполнение двигательно-письменных упражнений.

Любая буква состоит из одного или несколько графических элементов. Для подготовки к усвоению письменных букв ввела еще ряд дополнительных элементов: начало письма с левого верхнего угла листа, движение письма слева направо и упражнения на письмо сверху вниз, а также рисование дорожек, ленточек. Кириллу понравилось рисование дорожек мокрым пальцем на классной доске.



Первоначально начали со штриховки геометрических фигур на альбомном листе, затем подключили письмо элементов букв. На первых этапах рабочую строку прорисовывали на альбомном листе в крупных размерах, затем перешли на работу в тетради.



Ввела задания, направленные на фиксирование строки и работу внутри ее:

*закрашивание строки и штриховка с разным наклоном в пределах ее границ;

* обводка контура рабочей строки;

*вписывание в строку геометрических фигур и их штриховка в разных направлениях;

*написание прямых и наклонных линий в пределах границ строки по заранее намеченным точкам и самостоятельно;

*написание буквенных элементов в строке;

* написание буквенных элементов с выходом в межстрочное пространство.

После того как Кирилл освоил выполнение линий различной конфигурации, перешли к отработке основных элементов букв по схеме:

*анализ элементов буквы;

*формообразующее движение в воздухе;



Затем чисто интуитивно применила несколько простых и доступных методических приемов в обучении письму:

*упростила конфигурации некоторых букв;

*перешли к более легким способам их начертания;

*создавали единый зрительно-двигательный образ буквы;

*производили необходимое двигательное действие.

*соблюдение основного алгоритма письма: написание букв вертикально во избежание наслаивания одной буквы на другую.

Такая многократность повторения однородных движений позволила развить у Кирилла зрительно-моторную координацию, затем зрительно-двигательную память на это движение и запомнить написание буквы.

Особое внимание уделила дыхательным упражнениям , которые Кирилл выполнял в начале каждого занятия в течение 3 - 5 минут. При повышенном тонусе выполняли расслабляющие дыхательные упражнения (задувание свечи, какой ароматный цветок, воет вьюга и т.д.) а при сниженном мышечном тонусе пассивно-активные и активные упражнения (именинный пирог, колесо спустило, сердитая кошка и т.д.) Развитие движений всегда проводим в сопровождении речи, для этого используем короткие стихотворения – пальчиковые игры. Речь подкрепляет движения, помогает их контролировать, связывает намерение и действие.



- Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

- Не могу уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснился.

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить чуть-чуть молока!

Сахар, и соль, и изюмчик клади,

Кашку –малашку мы гномам дадим!

На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?

Мы замочек повертели, мы замочек покрутили,

По замочку постучали, постучали и открыли!

Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять!

Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь!

Для развития движений рук мы использовали имитационные движения в виде игры:



В данных методиках нашла рекомендации для комплексной реабилитации таких детей с участием многих специалистов. Следовало проанализировать состояние ребенка, определить конкретные коррекционные задачи, разработать план совместной работы логопеда, дефектолога, психолога, учителя, воспитателя и инструктора ЛФК. Только при этом условии возможна успешная работа по формированию графо-моторных навыков. Ввиду отсутствия специалистов определили совместные действия только с логопедом: обучение ребенка адекватной позе во время письма, умение следить глазами за движением рук в разных направлениях, проведение комплекса гимнастических упражнений для развития мелкой моторики рук и удержание зрительного контакта с ручкой и карандашом.

Беседовала с мамой и сестрой Кирилла, рекомендовала им дома творческие занятия продуктивными видами деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Эти занятия тесно связаны с мышечно-суставной работой кистей рук, с механизмом зрительно-моторной координации, что очень важно для полноценной деятельности письма, развивают эмоционально-волевую сферу, мышление, формируют способность анализировать образец и соотносить с ним результат своей деятельности. Для развития мелкой моторики рук систематически раскручивать и закручивать крышки, складывать разборные игрушки, нанизывать бусы, выкладывать узоры из мозаики, сматывать и разматывать клубки ниток, застегивать пуговицы, шнуровать, пользоваться всеми видами бытовых выключателей.



Распечатывала и предлагала дома проводить те же игры, расслабляющие упражнения для кистей рук и пальцев, которые разучивала с Кириллом на занятиях. Включить приемы самомассажа.

Обучению детей с ДЦП письму должна предшествовать подготовительная работа, направленная на нормализацию мышечного тонуса, развитие тонкой моторики и координации движений, совершенствованию пространственных ориентировок

Для развития движений рук можно использовать комплекс упражнений, разработанных на основе метода Эстер Коттон. Упражнения проводятся сидя за столом, при этом важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, что достигается благодаря удобной позе и посадке.



Предлагается несколько последовательных серий упражнений:

- обучение сжиманию рук и манипуляциям согнутыми ладонями;

- обучение выпрямлению рук и манипуляциям выпрямленными руками;

- обучение дифференцированной работе правой и левой рук;

- развитие действий, совершенствующих произвольное схватывание.

Для снижения тонуса мышц могут использоваться приемы Фелпса, основанные на принципах Шерингтона. Согласно этой методике нужно производить максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлению кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением.

Для тренировки движений рук можно также использовать комплекс упражнений, направленный на нормализацию тонуса кистей рук и подготовки их к работе, разработанный Р.Д. Бабенковой.



Перед началом работы с детьми с гиперкинезами желательно использовать мешочки с песком, наложенные на тыльные поверхности кистей рук ребенка, а также утяжеленные кубики для конструктивных игр.

Для формирования графо-моторных навыков можно применять методику написания букв, изложенную в трёх прописях Т.Ф. Воронской, каждая из которых предназначена для изучения письма той или иной группы букв, объединённых общим элементом. Основные принципы работы по обучению письму по Т.Ф. Воронской включают:

- учет возрастных и психофизических возможностей ребенка;

- вовлечение в деятельность всех сфер психики ребенка;

- уважение к ребенку в сочетании с разумной требовательностью;

- развитие мотивационной сферы;

- формирование положительного эмоционального настроя;

- формирование навыков учебного труда;

- наглядность, использование игр;

- систематичность и последовательность;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм на всех этапах обучения;

Эти принципы должны соблюдаться на пяти ступенях работы по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом:

1-я ступень обучения. На данном этапе особенно важно развивать моторные функции. Для этого используются разнообразные игры, направленные на развитие тонкой моторики. Упражнения в прописях направлены на обучение детей свободно передвигать руку по строке, т.е. на развитие зрительно-моторной и пространственной координации.

2-я ступень обучения. На данном этапе буквы в прописях пишут фломастером крупно, высота до 6 см. Взрослый с ребенком анализируют маршрут написания буквы от стартовой точки до окончания в процессе выполнения. Таким образом, происходит запоминание маршрута написания.

4-я ступень обучения. Ребенок пишет буквы шариковой ручкой в прописях в одну линейку с анализом маршрута написания.

5-я ступень обучения. На этом этапе ребенок пишет шариковой ручкой в тетради с двумя линиями (без наклонных). На этом этапе формируется автоматизация графического навыка.

Описанный механизм обучения письму позволяет на всех ступенях обучения отрабатывать навыки, сформированные на предыдущих этапах. Использование такой системы обучения письму детей с ДЦП дает положительные результаты.

В заключение хочу отметить, что трудности с формированием и развитием графо-моторных навыков у детей с ДЦП - это неоспоримый факт. Коррекционно-развивающая программа формирования графо-моторных навыков будет эффективной при соблюдении требований:

*учет клинической формы и степени тяжести заболевания;

*использование дифференцированных приемов и специальных методик в работе;

*введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих двигательной деятельности (зрительно-моторной координации);

*введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук;

*использование специального оборудования во время проведения занятий.

Но самое главное, нужно учитывать, что дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико- социальной помощи.

Учитель нуждается в рекомендациях для комплексной реабилитации детей с участием многих специалистов.

Развитие графомоторных навыков у детей с ДЦП

В последнее десятилетие наблюдается рост количества детей с множественными тяжелыми нарушениями, в том числе с двигательной патологией различного генеза. Вопросы помощи людям с церебральным параличом всегда решались на основе взаимодействия различных специалистов: врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Однако модернизация систем здравоохранения, образования и соцзащиты ставит перед учеными и практиками задачи разработки не только новых методов диагностики и лечения, но и совершенствования системы социальной поддержки, сопровождения, а самое главное, обучения таких детей и их социализации. В настоящее время отмечающееся многообразие проявлений и тяжесть нарушений в двигательном, речевом, познавательном развитии у детей с двигательными патологиями требует постоянного поиска новых методов комплексной реабилитации, инновационных стратегий медико-психолого-педагогического сопровождения.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – болезнь центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Причиной ДЦП может быть раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Основные проявления заболевания – неспособность сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. Этому часто сопутствуют нарушения речи, психики, зрения и слуха, что в итоге отражается на социально значимых навыках, таких как способность к самостоятельной жизнедеятельности – приему пищи, способность одеваться, получать образование и осваивать профессию.

Одна из характерных особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболевания в течение долгого времени сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, они и препятствуют развитию двигательных навыков ребенка.

Процесс развития графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями (ТДН) рассматривается как поэтапное овладение ребенком операциями и действиями при целенаправленном обучении, в ходе которого происходит постепенное усложнение целей графической деятельности, превращение в средство социализации – общения и приобщения к социокультурным ценностям, социальной адаптации личности как субъекта деятельности.

Определение графического навыка, данного Н.Г. Агарковой – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [3].

У младших школьников с церебральным параличом, дефекты письма связаны с нарушениями зрительно-моторной координации, зрительного восприятия формы и пространственных представлений, которые сочетаются с нарушением стереогностической функции.

На фоне общего недоразвития речи у детей с церебральным параличом проявляется дисграфия. Дифференцированный подход в логопедической работе по коррекции нарушений графомоторных функций предполагает следующие направления:

- формирование фонетико-фонематического, звукобуквенного анализа;

- развитие зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия с единовременным развитием психических функций – мышления, памяти, внимания и речи;

- развитие мелкой моторики рук и кистей, формирование графических навыков.

Чтобы добиться необходимого для успешного письма уровня развития тонкой моторики, преодолеть нарушение манипулятивной функции рук, слабость, неточность движений, ограничение их объема и крайне низкий уровень координации, используется система упражнений, формирующих, развивающих и совершенствующих тонкомоторные навыки. Упражнения, с одной стороны, должны быть динамичны и эмоционально приятны, с другой, строго дозированы и не допускать перегрузки, переутомления ребенка.

Затруднения, которые испытывают дети при формировании графических навыков, обусловлены двигательным дефектом, а также состоянием неречевых процессов (внимания, памяти, произвольной деятельности, зрительно-моторной координации и др.)

Проблемой становится формирование навыка удержания ручки. Причина этому – несформированность хватательной функции кисти. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетной мускулатуры, гиперкинезы нарушают протекание микродвижений, на основе которых строятся двигательные действия письма. Поэтому необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма.

Для формирования графомоторных навыков нужно выделить время для специальных занятий для развития движений, обеспечивающих правильную технику письма. Эти занятия являются составной частью комплекса обучения грамоте, элементы таких упражнений могут быть использованы на занятиях по изобразительной деятельности и включены в работу воспитателя во время проведения дидактических игр, а также в специальные занятия с инструктором лечебной физкультуры (ЛФК). Степень выраженности двигательного дефекта у детей различна, следовательно, различны возможности манипулятивной деятельности рук, поэтому в первые дни пребывания в образовательном учреждении педагогу вместе с врачом и инструктором ЛФК необходимо обследовать ребенка и выявить его индивидуальный уровень готовности к обучению технике письма.

Следует проанализировать состояние каждого ребенке, определить конкретные коррекционные задачи, разработать план совместной работы дефектолога, воспитателя и инструктора ЛФК. Только при этом условии возможна успешная работа по формированию графомоторных навыков. Для детей, использующих для письма левую руку, необходимо обеспечить дополнительное обследование врача-невропатолога и ортопеда, чтобы получить заключение о том, какой рукой следует в дальнейшем учить писать ребенка.

Первый и важный этап работы при формировании графомоторных навыков обучение ребенка адекватной позе во время письма. При этом решаются такие задачи, как:

2. Применение фиксирующих приспособлений для головы и конечностей ребенка.

3. Отработка общих поз, удобных при письме, а также обучение ребенка среднему положению головы, поворотам и наклонам при строго подобранном положении рук.

4. Научить ребенка следить глазами за движением рук в разных направлениях.

Вместе с тем, важным этапом является подготовка руки к письму, несмотря не то, что приемы и методы развития мелкой моторики рук детей с двигательными нарушениями используются на каждом этапе коррекции графомоторных навыков. При этом, возникает необходимость решения следующих задач:

- обучение ребенка различным движениям пальцев рук, синхронным движениям пальцев рук и кисти;

- тренировка изолированных движений пальцев рук и кисти;

- обеспечение формирования правильного дифференцированного захвата предметов (пишущих принадлежностей) в зависимости от их толщины, упругости, веса и других качеств;

- способствование развитию свободного движения правой руки при удержании предмета и в процессе различных манипуляций с ним;

- использование метода использования указательного пальца, смоченного в краске, для имитации письма в альбоме;

- проведение комплекса гимнастических упражнений для развития мелкой моторики рук;

Рассмотрим задачу обучения правильному способу удержания пишущего предмета: карандаша, ручки. Наряду с указанным, на данном этапе необходимо осуществить подбор индивидуального способа удержания ручки в том случае, если правильный способ не удается ребенку из-за тяжелых нарушений двигательных функций кисти и пальцев. В основном же обучение удержание пишущего инструмента предполагает:

1. Отработку правильного положения рук при письме.

2. Обучение принятию такой позы руки и пальцев, которая бы имитировала держание ручки.

3. Формирование удобного захвата ручки (карандаша), лежащей перед ребенком, принятие им положения для письма.

4. Обучение расслаблению и напряжению пальцев, одновременно с тем, как они удерживают пишущий предмет и сохраняют правильную позицию для письма.

5. Упражнения по развитию свободных движений пальцев при удерживании ручки.

Формирование у ребенка навыка движения пишущими инструментами при письме включает развитие:

- зрительно-моторной координации – удержание зрительного контакта с рукой.

- точных, изолированных движений пишущей (это может быть как правая, так и левая) руки.

Также важно обучить ребенка с нарушениями двигательных функций навыкам оптико-пространственной ориентировки. Это означает, что ребенку нужно помочь сформировать пространственную ориентировку на листе бумаги – начало письма с левого верхнего угла листа, движение письма слева направо и упражнения на письмо сверху вниз, а такжерисование дорожек, ленточек. Можно использовать имитацию письма в воздухе, как с контролем, так и без контроля зрения, добиваться автоматических движений слева направо с помощью упражнений на рисование дорожек мокрым пальцем на грифельной доске.

В ходе обучения письму рекомендуется обучать ребенка писать ведущей (сохранной) рукой и сочетать обучение с комплексом лечебных мероприятий (физиотерапия, специальная гимнастика, медикаментозное лечение), направленных на нормализацию действий в поражённой руке. Комплекс упражнений должен включать раскрашивание по трафаретам ассиметричных фигур.

Однако продолжительность упражнений и работы ребенка не должна превышать 15 минут, после чего необходимо сделать перерыв и дать ребенку размяться и отдохнуть. Следует помнить, что единовременная общая продолжительность работы не должна превышать 30 минут.

Необходимо остановиться на следующих неэффективных приемах формирования навыка письма таких, как:

- списывание с готового образца прописей;

- обведение образцов букв, например, по точкам;

- требование от ребенка безотрывного соединения букв.

Следует также учитывать основные гигиенические правила: удобный выбор мебели фиксация тетради использование крупных, ребристых карандашей прочным грифелем.

Рассмотрим методики и рекомендации специалистов для эффективного формирования графомоторных навыков у детей с ДЦП. Анализируя работы ряда психологов и педагогов А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, З.В. Лиштван, Б.А. Сазонтьева и др. можно предположить, что занятия продуктивными видами деятельности могут оказать влияние на формирование саморегуляции как общей способности к учению. Процесс рисования, например, тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой кистей рук, с механизмом зрительно-моторной координации, что важно и для полноценной деятельности письма. Рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность с одной стороны позволяют судить об особенностях эмоционально-волевой сферы, мышления, с другой способствуют развитию воображения, памяти, внимания, речи, тонкой моторики, а также формируют способность анализировать образец и соотносить с ним результат своей деятельности, что способствует формированию навыков письма (О.В. Боровик, 2000; Т.С. Комарова, 1991; М.А. Гусакова, 1987; Г.С. Швайко, 2002).

Как отмечается в работах Т.С. Комаровой, М.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, В.С. Кузина, Е.В. Шорохова – успешное освоение изобразительной творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, а также помогает в формировании других видов деятельности. Следовательно, важное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями функций опорно–двигательного аппарата имеют занятия изобразительной деятельностью и художественным трудом, в частности, лепкой и аппликацией. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми графических и живописных умений и навыков происходит коррекция тонкой моторики рук.

У ребенка с ДЦП необходимо сформировать некоторые базовые моторные навыки, необходимые для письма. Основой таких навыков является обычное развитие общей и тонкой моторики, для чего используется лечебная гимнастика, навыки самообслуживания, продуктивная деятельность - рисование, лепка, конструирование, вырезывание и т.п.

Развитие двигательной сферы имеет огромное значение для предупреждения, а в дальнейшем и для коррекции нарушения письма, и поэтому является обязательным компонентом любого занятия в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На занятиях развитие движений целесообразно проводить в сопровождении речи.

Для развития движений рук И. Филипяк предлагает комплекс упражнений, разработанных на основе метода Эстер Коттон. Упражнения проводятся сидя за столом, при этом важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, что достигается благодаря удобной позе и посадке. Предлагается несколько последовательных серий упражнений:

- обучение сжиманию рук и манипуляциям согнутыми ладонями;

- обучение выпрямлению рук и манипуляциям выпрямленными руками;

- обучение дифференцированной работе правой и левой рук;

- развитие действий, совершенствующих произвольное схватывание.

Для снижения тонуса мышц могут использоваться приемы Фелпса, основанные на

принципах Шерингтона. К. А. Семенова утверждает, что согласно этой методике нужно производить максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлении кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением [5].

Для тренировки движений рук можно также использовать комплекс упражнений, направленный на нормализацию тонуса кистей рук и подготовки их к работе , разработанный Р.Д. Бабенковой.

Обучению детей с ДЦП письму должна предшествовать подготовительная работа, направленная на нормализацию мышечного тонуса, развитие тонкой моторики и координации движений, совершенствованию пространственных ориентировок. Серьезное внимание уделяется также дыхательным упражнениям.

В процессе работы дыхательные, расслабляющие (при повышенном тонусе) и активизирующие пассивно-активные и активные упражнения (при сниженном мышечном тонусе) упражнения выполняются в начале каждого занятия. Продолжительность дыхательных упражнений не более 3 - 5 минут.

Перед началом работы с детьми с гиперкинезами желательно использовать мешочки с песком, наложенные на тыльные поверхности кистей рук ребенка, а также утяжеленные кубики для конструктивных игр. Специфические методические приёмы обучения письму: упрощение конфигурации некоторых букв; переход к физиологически более легким способам их выполнения; целесообразный психофизиологический механизм формирования единого зрительно-двигательного образа буквы; формирование необходимого двигательного действия.

Для формирования графомоторных навыков можно применять методику написания букв, изложенную в трёх прописях Т.Ф. Воронской, каждая из которых предназначена для изучения письма той или иной группы букв, объединённых общим элементом [6]. Основные принципы работы по обучению письму по Т.Ф.Воронской включает:

- учет возрастных и психофизических возможностей ребенка;

- вовлечение в деятельность всех сфер психики ребенка;

- проявление уважения к ребенку в сочетании с разумной требовательностью;

- развитие мотивационной сферы;

- формирование положительного эмоционального настроя, формирование навыков учебного труда;

- наглядность, использование игр; систематичность и последовательность;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм на всех этапах обучения;

- объяснение основного алгоритма письма, написание букв строго вертикально во избежание наслаивания одной буквы на другую.

Эти принципы должны соблюдаться на всех пяти ступенях работы по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом. Итак, согласно вышеперечисленным принципам, определим этапы формирования графомоторных функций у детей с тяжелыми двигательными нарушениями:

1-я ступень обучения. На данном этапе особенно важно развивать моторные функции. Для этого используются разнообразные игры, направленные на развитие тонкой моторики. Упражнения в прописях направлены на обучение детей свободно передвигать руку по строке, т.е. на развитие зрительно-моторной и пространственной координации.

2-я ступень обучения. На данном этапе буквы в прописях пишут фломастером крупно, высота до 6 см. Взрослый с ребенком анализируют маршрут написания буквы от стартовой точки до окончания в процессе выполнения. Таким образом, происходит запоминание маршрута написания.

4-я ступень обучения. Ребенок пишет буквы шариковой ручкой в прописях в одну линейку с анализом маршрута написания.

5-я ступень обучения. На этом этапе ребенок пишет шариковой ручкой в тетради с двумя линиями (без наклонных). На этом этапе формируется автоматизация графического навыка.

Описанный механизм обучения письму позволяет на всех ступенях обучения отрабатывать навыки, сформированные на предыдущих этапах. Использование такой системы обучения письму детей с ДЦП может принести положительные результаты.

Таким образом, мы рассмотрели особенности развития графомоторного навыка у детей с тяжелыми двигательными нарушениями, этапы работы по формированию графических навыков, а также методики и рекомендации специалистов в этой области.

Коррекционно-развивающая программа формирования графомоторных навыков у детей с ДЦП является эффективной при соблюдении специальных условий: учет клинической формы, степени тяжести заболевания и сторонности поражения; использование дифференцированных приемов в работе; введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (зрительно-моторной координации); введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук; использование специального оборудования во время проведения занятий. Но в первую очередь, конечно, нужно учитывать, что дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

2. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Инфра-М, 2005. – 512 с.

3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. – 2009. – №4. – C . 15-17.

4. Кузнецова Г.В. Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста //Коррекционная педагогика. – 2004. – №1(3). – С.59-66.

6. Воронская Т.Ф. Обучение письму детей с проблемами в развитии: Методическое руководство к прописям. – М.: Книголюб, 2006. – 40 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.