Упражнения для развития зрительного восприятия у детей с дцп

Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом

Сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умещенного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, но первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д. ) , на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительном) , слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического акали торов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детой ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:

§ Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д. ) .

§ Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.

§ Формирование полноценных представлений об окружающему мире.

§ Развитие сенсорной культуры ребенка.

§ Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.

§ Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка, в том числе расширение колоративной лексики.

В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП выделяется; несколько разделов.

1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:

формирование представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме предметов; формирование представлений о величине предметов; формирование и коррекция пространственных представлений; формирование временных представлений.

2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

При организации работы по совершенствованию зрительного восприятия необходимо учитывать, что двигательная недостаточность препятствует его развитию в связи с нарушением моторного аппарата глаз, недоразвитием статокинетических рефлексов. Она мешает формированию зрительно-моторной координации, задерживает и искажает развитие ряда высших корковых функций, особенно пространственного восприятия. В связи с этим в коррекционную работу необходимо включать задания и упражнения для тренировки функций мышц-глазодвигателей, плавного прослеживания, расширения поля зрения:

§ для улучшения функций мышц-глазодвигателей следует предлагать упражнения на развитие зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора;

§ специальная тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища, плавное прослеживание глазами при неизменном положении головы.

При развитии зрительного восприятия работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. Необходимо сформировать у ребенка способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее можно переходить к обучению подбирать парные предметы, составлять картинки из трех—пяти частей.

Особую группу составляют упражнения, направленные на воспитание дифференцированного зрительного восприятия. Эти упражнения предполагают анализ контурных, перечеркнутых, перевернутых и недорисованных изображений. Большой успех у детей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне. Эта работа очень важна в период подготовки к школе, так как в силу недифференцированности зрительного восприятия дети долго путают при чтении и письме буквы и цифры, сходные по начертанию. Развитие дифференцированного зрительного восприятия является профилактикой нарушений чтения и письма, которые выявляются у большинства детей с ДЦП при овладении школьными навыками.

В ходе занятий по формированию представлений о форме дети должны научиться: правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру при определении формы реального предмета; группировать предметы по форме; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по признаку формы (яблоко — круглое, стол — квадратный) ; составлять геометрический! формы из 2—4 частей, а также из заданного количества палочек знать названия геометрических фигур и употреблять их в собственной речи.

При изучении схемы лица и тела большое внимание уделяется закреплению представлений о правой и левой стороне тела и лица как самого ребенка, так и других людей. При формировании и закреплении этих понятий необходимо использовать метки, которые размещают обычно слева (на руке, на груди) . Очень эффективным приемом является дорисовывание фигуры человека, аппликация, лица и фигуры из готовых частей.

Для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению разрезных картинок, сюжетных картинок из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.

В ходе занятий по формированию пространственного восприятия дети должны научиться:

§ различать правую и левую руку, правые и левые части тела и лица человека;

§ определять середину, правую, левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги;

§ воспроизводить на плоскости наблюдаемые пространственные отношения;

§ объяснить с помощью соответствующей лексики расположение одного предмета по отношению к другим;

§ выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать собственные действия;

§ действовать в границах листа бумаги;

§ размещать элементы узора на плоскости, приняв какой-либо объект за исходную точку отсчета;

§ использовать в своей речи названия частей и сторон тела и лица, названия сторон предметов.

§ различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;

§ различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;

§ определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;

§ определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;

§ воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;

Ирина Гурова
Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦП

Консультация для педагогов

К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Умение узнавать предметы на ощупь называется стереогнозом.

Кожа – это самый большой орган человека, и можно подобрать приёмы для развития восприятия всей её поверхности, но работая с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, прежде всего мы развиваем тактильную чувствительность пальцев рук. Это, в свою очередь, способствует развитию движений. Также важно отметить, что тактильные импульсы от кончиков пальцев поступают в те зоны коры головного мозга, которые отвечают за речь, память, мышление, и стимулируют развитие этих функций. Кроме того, у детей, имеющих какие-либо поражения центральной нервной системы, очень часто отмечаются нарушения мышечного тонуса пальцев рук. Поэтому одной из важных задач коррекции моторной области является нормализация мышечного тонуса, чего можно достичь с помощью некоторых упражнений на развитие тактильной чувствительности.

Начать работу по развитию тактильного восприятия необходимо как можно раньше, чтобы не упустить важный сензитивный период. Поскольку сам ребёнок с церебральным параличом очень часто не имеет возможности взять предмет и манипулировать, действовать с ним, то нашей задачей является постоянно, систематически создавать эти возможности. Для этого нужно вкладывать ребёнку в обе ручки предметы, разные по величине, форме, фактуре. При этом очень важно обеспечить разнообразие тактильных ощущений. Вначале это можно делать без анализа признаков, без их называния. Взрослый сам называет игрушку или другой предмет, который у ребёнка в руках. Двигательная активность ребёнка с ДЦП часто оказывается значительно сниженной (ребёнок не может сам может быть даже удержать предмет в руках, не говоря уже о поглаживании, ощупывании его, поэтому педагогу необходимо осуществлять манипуляции, действия с предметом пассивно. Важно отметить, что нужно обращать внимание ребёнка на его собственные ощущения, но слово, обозначающее признак, вводить после того, как соответствующее перцептивное действие уже осуществили. Например, нажали на мягкий мячик рукой ребёнка несколько раз, а потом уже назвали признак: мячик мягкий. Многие признаки можно понять только в сравнении. Поэтому в данном случае нужно взять ещё и твёрдый мячик, и провести аналогичную работу.

Для знакомства с признаками, которые можно определять на ощупь, лучше использовать контрастные предметы: большой и маленький, твёрдый и мягкий, гладкий и шороховатый, шар и фигуру с углами (кубик, призму).







Можно сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, вельвета, шерсти, шелка, меха, ситца, бархата. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, гофрированную и наждачную бумагу, и многое другое. Очень полезно перематывать с катушки на катушку нитки разной толщины, фактуры.



Вариантом пальчикового бассейна можно считать наполненные мешочки. Например, можно предложить ребёнку достать из мешка с теннисными шариками предмет. Когда ребёнок опускает руку в мешок и ищет предмет, теннисные шарики прикасаются ко всей поверхности кисти, создавая тактильные ощущения. Мешок может быть наполнен не только шариками, но и фасолью, горохом, мелкими игрушками.



Можно попросить разобрать и собрать матрёшку под салфеткой, а также сконструировать игрушки из частей.


Детям интересно угадывать предметы на ощупь и через ткань мешочка, то есть, не опуская туда руку, а также и через ткань (салфетку, под которой на столе лежит несколько предметов. Предварительно ребёнок должен рассмотреть предметы и потрогать их.

Большой интерес детей вызывают игры и игровые упражнения, в которых нужно угадать буквы или другие изображённые предметы, наклеенные на плоскость.




В таких играх вначале вначале запоминает несколько предметов на ощупь. Затем все карточки переворачиваются вниз изображением и перемешиваются. После этого ребёнок берёт одну карточку, кладёт под неё ладошку, и угадывает изображение.

Очень полезно обращать внимание ребенка на холодный снег, тёплые батареи, на температуру напитков (сок холодный, а чай горячий). При умывании внимание ребёнка можно привлечь к температуре воды, которая течёт из крана.

Так как общая чувствительность кожи у ребёнка с ДЦП снижена, ему полезно получать интересные ощущения всем телом. Для этого родителям можно посоветовать использовать упражнения на формирование ощущения собственного тела. Хорошо, например, завернуть малыша целиком в шерстяное одеяло; обернуть его махровым полотенцем, надеть прямо на трусики и маечку меховую шубу.

Конечно же, очень полезно развивать чувствительность ножек. Для этого полезно водить ребёнка летом босиком по траве, песку, камешкам. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ступнями карандаши, фломастеры, шарики.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать приём дермолексии: на спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

Для достижения положительных результатов игры и упражнения по развитию тактильного восприятия следует проводить систематически, постепенно усложняя задания.


Детско-родительская встреча. Развитие у детей мелкой моторики руки и пространственного восприятия Конспект детско-родительской встречи в комплексной социально-реабилитационной программе детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие цветового восприятия у детей третьего года жизни в дидактических играх. Дидактические игры были направлены на освоение практических действий, формирование представлений об эталонах цвета и умственных действий.

Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха в условиях коррекционного дошкольного учреждения Разработка научно-обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками может рассматриваться как одно из.

У детей с церебральным параличом довольно часто отмечается сенсорная депривация, т. е. недостаточность зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.

Недостаточность зрительного восприятия проявляется в нарушении фиксации взора, прослеживания и в других патологических реакциях. Это патологическое состояние зрительного анализатора в значительной степени задерживает моторное развитие детей, обусловливает недоразвитие и патологию пространственных представлений у детей с церебральным параличом, препятствует всестороннему зрительному восприятию окружающих предметов, что в конечном результате приводит к отставанию развития ориентировочно-исследовательских действий, лежащих в основе познавательной деятельности.

Для развития зрительного восприятия необходимо проводить коррекционно-воспитательную работу.

Большое место в работе с детьми, находящимися по своему развитию на I доречевом уровне, занимает стимуляция сенсорных функций. Так, для развития зрительного сосредоточения и прослеживания оптического объекта ребенку с церебральным параличом предъявляются адекватные с точки зрения его перцептивных возможностей оптические объекты.

Развитие зрительного восприятия у детей, соответствующих по своему развитию II доречевому уровню,направлено на увеличение подвижности глазных яблок, плавности прослеживания за движущимся предметом, устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища; формирование плавного прослеживания глазами при неизменном положении головы.

Это упражнение проводится в виде игры с ребенком с использованием ярких озвученных игрушек или в виде игры со взрослым, когда тот то приближает лицо к ребенку, то удаляет его, сопровождая это ласковым обращением к ребенку.

  • 1. Расположив ребенка в адекватной для него позе, в поле его зрения помещают яркую, блестящую озвученную игрушку. Медленно перемещая ее в горизонтальной и вертикальной плоскости по кругу, добиваются плавного движения глазных яблок. Большинство детей с церебральным параличом лучше фиксирует взор на лице взрослого, чем на игрушке. Для развития прослеживания ребенком перемещающегося лица взрослого можно уклоняться влево, вправо, вниз, вверх.
  • 2. Эти же самые приемы проводят, когда ребенок находится в вертикальном положении, т. е. на руках взрослого. Если ребенок плохо удерживает голову, то его прислоняют к плечу взрослого. Когда ребенок, удерживающий голову и тело в вертикальном положении, зафиксирует взор на игрушке, ее постепенно перемещают вверх, вниз, в стороны, по кругу на расстоянии 50 см. Тренировка продолжается в течение 10 с несколько раз в день.

Очень часто у детей с церебральной патологией затрудняется как фиксация взора на предмете, так и прослеживание движущегося объекта во всех направлениях.

В этих случаях специальные логопедические занятия направлены на развитие движений глазных яблок и укрепление паретичных мышц. Для этого яркую озвученную игрушку перемещают таким образом, чтобы всячески стимулировать развитие движений прослеживания. С этой целью также используется специальный тренажер, который представляет собой табло с перемещающимися по кругу в разных направлениях и с разными скоростями, регулируемыми индивидуально для каждого ребенка световыми сигналами. Тренировка продолжается в течение 30 с ежедневно.

С детьми, достигшими Ш уровня доречевого развития, основной целью развития зрительного восприятия является выработка зрительных дифференцировок. Во время занятий с ребенком привлекают его внимание не только к игрушкам, но и к окружающему, стремятся, чтобы ребенок узнавал мать, настораживался при виде неожиданно изменившегося лица матери, например одевшей маску или накинувшей на лицо платок. В этот период приобретают значение специально подобранные игрушки, различные по величине, цвету, форме, движущиеся, озвученные. Взрослый, стараясь привлечь внимание ребенка к игрушке, к манипуляциям с нею, прячет ее, чтобы вызвать эмоциональное отношение к каждой игрушке в отдельности и выделить наиболее интересующую и полюбившуюся ребенку.

В зависимости от двигательных нарушений воспитатель специально подбирает задания, которые будут эффективны именно для этого ребенка. Основным методом исправления и коррекции нарушений в двигательной сфере является лечебная физическая культура (ЛФК). Эти занятия проводит врач ЛФК. Дополнительно нужно соблюдать ортопедический режим, т.е. носить специальную обувь и следить за своей осанкой и посадкой за столом.

Для развития у детей способности к манипуляции мелкими предметами и развития тонкой моторики полезно включать в игровую деятельность собирание мозаики, различные виды конструирования, рисование. Важным моментом является использование в играх упражнений, развивающих у детей навыки самообслуживания: завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.д. Важным моментом является развитие у таких детей координации движений, которая также может тренироваться на игровых занятиях.

Занятия, проводимые утром, должны длиться не больше 40 минут. Первые 10 минут используются для упражнений и игр, которые направлены на коррекцию зрительно-пространственных нарушений. На них можно развивать представления детей о форме и величине предметов или развивать функции счета при рисовании или конструировании. Вторая часть занятия, составляющая примерно 10 минут, может включать разнообразные подвижные игры, которые способствуют развитию моторики детей и помогают коррекции двигательных нарушений, сопутствующих тем или иным формам ДЦП. Следующая часть занятия должна включать в себя такие игровые моменты, которые помогают в развитии речи. Детьми могут разучиваться стихи и анализироваться состав слов. Заключительная часть занятия длится 5-10 минут и направлена на развитие у детей внимания, памяти и других функций, помогающих в дальнейшем формировать мыслительную деятельность.

Такое обучение детей в процессе игровой деятельности помогает развивать у них познавательную деятельность и готовить их к обучению в школе. У детей с детскими церебральными параличами нарушается сенсорное восприятие, и его также необходимо подвергать коррекции. Зрительное восприятие и переключение взгляда у таких детей значительно замедлено, в результате чего происходят ограничения в познавательной деятельности. Для коррекции и развития зрительно-моторной координации сначала нужно зафиксировать взгляд ребенка на манипуляциях с предметами, вначале с помощью воспитателя, а затем только по вербальной инструкции. Для успешной работы ребенку помогают правильно сесть и по возможности расслабить мышцы туловища, рук и ног. В дальнейшем используется прием конструирования и подобные ему.

Следующие игровые приемы включают в себя упражнения, направленные на приобретение детьми плавного движения взгляда в различных направлениях. Для этого эффективно использовать такие дополнительные средства, как фонарик и обычное зеркало. С их помощью педагог направляет луч света или луч от зеркала и следит за тем, чтобы ребенок прослеживал их движение взором. Периферическое зрение можно тренировать, используя разнообразные игровые предметы. Например, можно использовать машинки разной величины и объяснить ребенку, что он шофер, который должен всегда сидеть и смотреть вперед, но обязательно быть еще и внимательным, т.к. на дороге, кроме него, могут двигаться и другие автомобили.

Параллельным направлением в коррекции зрительного восприятия является правильная ориентация ребенка с ДЦП в пространстве, и, в частности, умение правильно называть части тела, умение показывать середину, центр на листе бумаги или в кругу других детей.

Не следует забывать и о таких сторонах зрительного восприятия, как его острота и усвоение основных цветов. Для этого используются различные задания, когда ребенок по цвету, форме и величине составляет отдельные группы предметов (обычно это набор из геометрических фигур разного цвета и размера). Такие приемы можно использовать и тогда, когда ребенку предлагается назвать и узнать самому недостающие части предмета. Используется прием, когда ребенка по картинке просят описать предмет, его форму, величину и цвет.

Слуховое восприятие, как и зрительное, часто нарушается у детей с детским церебральным параличом и влияет на развитие психических функций. По мнению Л.С. Выготского, основным принципом коррекционной работы является создание обходных путей развития. Недостаточное, слуховое восприятие речи у детей, которые имеют различные слуховые дефекты, в некоторой мере могут компенсироваться зрительным восприятием. При коррекционных видах работы с такими детьми используются приемы, при которых дети узнают предметы на ощупь и раскладывают их по величине.

При коррекционно-педагогической работе с такими детьми используется такой прием, при котором дети читают с губ другого человека зрительный образ слов. Если такой прием применять с рождения ребенка и при этом ограничивать использование мимики и жестов, то ребенок может освоить таким образом коммуникативную функцию речи. При работе с детьми, имеющими отклонения в развитии слуха, необходимо помнить, что речь педагога всегда должна быть четкой, громкой и выразительной.

Дети с церебральными параличами иногда не могут на ощупь узнать тот или иной предмет. Эти нарушения связаны с расстройствами ощущений двигательных актов. Кинестетические восприятия играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка.

Для коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с ДЦП работа проходит в нескольких направлениях.

Во-первых, детей знакомят с величиной и формой предметов. На занятиях дети учат, уточняют и дифференцируют предметы по размеру и геометрической форме.

Во-вторых, детей учат пространственной ориентировке в различных направлениях и при удаленности предмета. Для этого используют игры, в том числе и подвижные. Эффективно использовать в этих играх различный спортивный инвентарь и дополнительные предметы.

После длительных занятий детям предлагают самостоятельно нарисовать фигуру человека.

Детям с детскими церебральными параличами свойственны нарушения конструктивных способностей. Т.е. нарушаются целенаправленные движения; при этом элементарные движения, которые их составляют, у них остаются сохранными.

При проведении коррекционных мероприятий в игровой деятельности используют приемы обучения организационно-пространственной деятельности. Дополнительно проводятся приемы, способствующие пространственной ориентировке в помещении, в котором находится ребенок.

Для того чтобы развить конструктивные способности у дошкольников, страдающих ДЦП, им предлагают сконструировать из кубиков различные объекты вначале по образцу, который показывает педагог, а затем самостоятельно по памяти. Также для работы используются разрезные картинки с изображениями животных, овощей, игрушек и т.д. Еще дети собирают из мозаики сначала фигуры разной геометрической формы, а потом несложные предметы (грибок, домик и т.д.). Из разного количества кубиков детям предлагается собирать картинки, для этого существуют специальные наборы кубиков из 4, 6, 9 и более штук. Развивать конструктивные способности ребенка можно не только на занятиях, но и в свободное время, на прогулках. Детям предлагают делать фигуры из песка, а зимой из снега.

При рисовании, лепке и других видах творческой деятельности дети продолжают развивать свои конструктивные способности. Дети, у которых наблюдаются тяжелые двигательные нарушения, работают совместно с педагогом, который водит их рукой.

Многие авторы отмечают, что нарушения счета выявляются у большинства детей с детским церебральным параличом. В процессе обучения детей счету необходимо постоянно включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно-осязательный анализатор. Каждый ребенок должен иметь у себя на столе набор счетных палочек и счеты. При заданиях, требующих от ребенка пересчета, используют наглядные предметы — через манипуляции с ними ребенок легче осваивает математические действия.

Первый этап обучения счету должен обязательно содержать наглядный материал, только после этого можно переходить к отвлеченному счету. При обучении счету дошкольников с последующими числами нужно придерживаться некоторых правил: вначале находят равенство, затем происходит обучение порядковому счету, в заключении происходит разбор числа по составу и соотношение числа и цифры. Чтобы научить детей правильно соотносить цифры и числа, можно использовать такой прием, при котором педагог показывает детям цифру или пишет ее на доске, а дети откладывают правильное количество предметов. Так же используется этот прием в порядке наоборот: педагог показывает какое-то количество предметов, а дети поднимают соответствующую им цифру.

Э.С. Калижнюк предлагает проводить занятия по изучению состава числа в определенном порядке:

♦ педагог показывает детям определенную цифру и затем на наборном полотне выставляет такое количество предметов, которое соответствует показанной цифре;

♦ дети самостоятельно подбирают варианты, которые подходят к этому числу;

♦ педагог специально ставит на наборное полотно меньшее количество предметов, чем нужно; дети должны правильно дополнить его, чтобы получилось правильное число.

В дальнейшем происходит обучение в цифровой форме: детям показывают какие- то цифры, которые педагог держит в руке, и спрашивают, какую из этих цифр нужно переложить в другую руку, чтобы вместе получилось нужное число. Потом дети должны выполнить это задание самостоятельно.

После этого с детьми проводится обучение счету в письменной форме. На альбомных листах пишут математические примеры, в которых одно из слагаемых пропущено. Дети должны определить недостающую цифру.

Когда дети учатся писать цифры, эффективным приемом считаются задания, при которых даются трафареты изучаемых цифр, и дети их закрашивают и обводят. Чтобы дети не переворачивали трафареты, необходимо после цифр ставить точку. Дополнительно нужно учить детей вести цифровой ряд слева направо. Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом, по данным некоторых авторов, наблюдаются в 80% случаев заболевания.

При ДЦП происходит органическое нарушение речедвигательного анализатора, что приводит к нарушениям в артикуляции звуков, нарушениям в голосообразовании, дыхании, темпе и выразительности речи. Самыми частыми нарушениями речи при детском церебральном параличе являются дизартрии. Другим нарушением, которое встречается при ДЦП, является алалия. Без специального коррекционного воздействия речь у детей с моторной алалией не развивается и может оставаться на уровне лепета. Алалия встречается примерно у 3-5% детей с детским церебральным параличом.

У детей со спастической диплегией в большинстве случаев встречается псевдобульбарная дизартрия.

При гиперкинетической форме ДЦП может отмечаться недоразвитие просодической стороны речи. Наблюдаются речедвигательные расстройства; из- за тонических спазмов, которые возникают в артикуляционной и дыхательной мускулатуре, происходят нарушения дыхания и голосообразования. При этой форме ДЦП наблюдается подкорковая дизартрия, иногда — снижение слуха. У детей с атоническо-атактической формой ДЦП нарушения моторики, как общей, так и артикуляторной определяются пониженным тонусом мышц. Этой форме ДЦП характерна мозжечковая дизартрия.

При самой тяжелой форме ДЦП — двойной гемиплегии, речевые нарушения проявляются в виде псевдобульбарной дизартрии, иногда анартрии.

Нарушения речи при ДЦП включают в себя фонетико-фонематические нарушения. Выполнение любых движений, в том числе и речевых, вызывает у детей повышение тонуса мышц в артикуляционной мускулатуре и только усиливает проявления дизартрии. Для развития у детей речевого дыхания рекомендуется проводить различные упражнения на дутье.

При усвоении детьми лексической стороны родного языка выявляются некоторые трудности. Многие дети не знают значений тех или иных слов или заменяют значение одного слова на другое, которое может совпадать с ним по значению. Дети не понимают значений многозначных слов. Из-за недостаточности социальных контактов представления о предметах и явлениях окружающей среды у детей с ДЦП неполные, а иногда и неправильные. Для развития словаря необходимо проводить коррекционную работу по совершенствованию восприятия и каких-то представлений с их словесным обозначением и объяснением.

Используются игры и упражнения по описанию предметов и действий, загадыванию и отгадыванию загадок.

Усвоение грамматических форм и категорий языка проходит слабо и с нарушениями. Дети с детским церебральным параличом затрудняются при употреблении каких-либо грамматических форм и нередко нарушают всю структуру предложения. Это выражается в том, что дети могут пропускать второстепенные члены предложения, предлоги или нарушать порядок слов в предложениях.

Для того чтобы успешно корректировать и формировать грамматические навыки и умения, необходимо подходить к работе комплексно, т.е. учитывать и речевое, и интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом. При ДЦП могут отмечаться нарушения письменной речи — дисграфии и дислексии. Они возникают из-за недостаточных зрительных впечатлений и несформированности оптико-пространственного гнозиса. Дети с трудом узнают, запоминают буквы и цифры.

При письме дети пропускают буквы и слоги, смешивают и заменяют согласные. Часто у детей с ДЦП встречается так называемое зеркальное письмо, или оптико- пространственная дисграфия. Это нарушение обычно наблюдается при поражении правых конечностей.

При ранней диагностике, которая может проходить уже в дошкольном возрасте на занятиях по рисованию, можно значительно снизить эти проявления у детей в школьном возрасте.

Занятия по этому направлению следует проводить в такой последовательности (по Э. С. Калижнюк): на листе бумаги для рисования в левом углу нужно поставить какой-нибудь значок, у детей вырабатываются движения слева направо. Для этого сначала дети тренируют руку не на листе бумаги, а проводят воображаемую линию рукой в воздухе или ведут мокрым пальцем по доске слева направо. Также можно использовать такой прием, при котором изображения рисуют красками и карандашами, необходимо все время делать опору на правую руку. При неправильном написании или рисовании необходимо производить сравнение с правильным изображением и проводить сознательный разбор.

Этапом, претворяющим обучение грамоте, может стать конструирование асимметричных букв из палочек и обведение букв с помощью карандаша. Если ребенок левша, коррекционную работу следует начинать как можно раньше. Она должна быть направлена на развитие кинестетических ощущений путем длительных тренировок. Сначала дети рисуют на листе бумаги различные волны и дорожки.

Все эти направления коррекционно-педагогической работы способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.

При организации лечебно-педагогических мероприятий необходимо участие не только педагогов, но и врачей. При наличии у детей с ДЦП множественных дефектов, в том числе двигательных, речевых, интеллектуальных и так далее, у них ослабляется желание к любому виду деятельности. При этом они нередко теряют интерес к учебе или игре, становятся безынициативными и неуверенными в себе. Поэтому важным и необходимым моментом при коррекционной работе является формирование у таких детей желания к деятельности и развитие при этом познавательных интересов. На занятиях необходимо добиваться того, чтобы ребенок получал от заданий и упражнений удовольствие и удовлетворение. Родителям и педагогам нужно чаще поощрять ребенка и таким образом развивать у него уверенность в своих силах. Необходимо также по мере возможности привлекать ребенка к выполнению каких-то несложных поручений и участию в общественно полезном труде вместе с другими детьми.

Из-за повышенной физической и интеллектуальной утомляемости детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обязательно нужно соблюдать режим дня, который предусматривает смену отдыха и трудовой и учебной деятельности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.