Упражнения на развитие памяти у детей дцп


Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является память. Дети запоминают все, что их окружает, и дошкольное детство — время бурного развития памяти, "господство" природной непроизвольной памяти.

Память – один из основных познавательных процессов. Без достаточного уровня развития памяти невозможно успешное обучение.

Возможности развивать память у детей с инвалидностью ограничены и имеют определенные особенности: небольшой объем памяти, сниженная прочность запоминания, неточность воспроизведения, быстрое стирание полученной информации.

Соответственно, чтобы воспроизвести информацию, ребенку приходится прилагать дополнительные усилия.
Однако развитие памяти у детей с ДЦП имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического и психического развития и социализации в обществе.
Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрав для достижения этой цели наиболее эффективный вид деятельности, которым и является игра, ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Память делится на несколько видов. По степени интенсивности психических процессов - эмоциональная, двигательная, образная (зрительная), слуховая, тактильная.

Эмоциональная память сохраняет наши впечатления о контактах и об отношениях с окружающими и предостерегает или подталкивает нас к действиям. Например, если ребенок обжегся об утюг или его оцарапала кошка, то в будущем полученные впечатления ограничат его любопытство.

Для развития эмоциональной памяти выполняйте упражнения в новых для ребенка местах. Например, когда вы находитесь на природе, обращайте его внимание на пейзажи и посторонние звуки. Важно, чтобы ребенок запоминал ощущения веселья и радости на отдыхе.

Образная память воспринимается при помощи разных органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса. Соответственно, ее можно разделить на слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную.
Самые простые приемы для развития зрительной памяти – игры с картинками и предметами. Например, вы показываете ребенку 9 – 10 предметов/картинок, прячете их и просите назвать, либо убираете часть предметов и просите сказать, что пропало.

Тактильная память - способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Для детей помладше существует упрощенный вариант этой игры - "Чудесный мешочек". В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Затем попросите ребенка достать из мешочка шарик или кубик.

Комплекс игр, направленных на развитие слуховой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой памяти.

• Пойте со своим малышом везде, где только можно, например, когда едете в машине, стоите в очереди и т. д. Для пения подходит любое время.
• Развивайте слух и музыкальные способности своего ребенка с помощью пения. Не волнуйтесь, если перевираете слова или мелодию, главное, чтобы пение доставляло вам обоим удовольствие. Пойте любые песни – какие знаете и какие вам нравятся.

Кто стучится в дверь ко мне?

• Устройтесь с ребенком перед зеркалом, и пусть он погримасничает, глядя на свое отражение.
• Попросите его сделать следующее:
– улыбнуться;
– показать язык;
– открыть и закрыть рот;
– показать зубки.
• Дайте малышу что-нибудь съестное, и когда он будет жевать, сделайте так, чтобы он увидел себя в зеркале (с закрытым ртом, разумеется!).
• Эта игра поможет ребенку лучше разобраться в себе самом и своих способностях.

• Простое приготовление пищи может очень многому научить вашего ребенка.
• Если вы привлекаете ребенка к приготовлению еды, это может стать для него весьма поучительным и в то же время забавным опытом.
• В процессе приготовления завтрака вы можете поговорить с ребенком о форме, размерах, цветах и запахах продуктов.
• Вот простой рецепт блюда, которое можно приготовить в компании с ребенком.
– Нарежьте банан не очень толстыми кружочками.
– Сбоку воткните в каждый кружок зубочистку.
– Окуните банановые кружочки в растопленный шоколад, а потом – в кокосовую стружку или вафельные крошки.
– Приятного аппетита!

Плавает или тонет

• Чтобы ребенок быстрее запомнил стишок, лучше всего делать ударение на последнем слове и при этом выполнять какое-то действие.
• Пример (Не забывайте делать ударение на последнем слоге!):
Тили-БОМ! (Махните рукой, словно ударяете.)
Что за ГРОМ? (Заткните уши руками.)
Вот те РАЗ, (Посмотрите на часы.)
Ровно ЧАС! (Покажите один палец.)

Ароматная игра

• Начните играть с 2 или 4 пар. Дайте ребенку рассмотреть картинки.
• Разложите карточки на столе картинками вниз.
• После того, как ребенок перевернул и увидел картинку, спросите у него, где вторая такая же.
• Картинки можно наклеить на дно баночек из-под йогурта или на крышки, чтобы ребенку было удобно захватывать их.

Что на картинке?

Дайте ребенку посмотреть на картинку 1 минуту, предупредите, что нужно запомнить как можно больше деталей. Уберите картинку и задайте вопросы:
1. Кто был изображен на картинке?
2. Есть ли на картинке дом?
3. Какого цвета жираф?
4. Есть ли у жирафа пятна?

Игра с матрёшками

• Спрячьте в каждой матрёшке предмет. Задача ребёнка - вспомнить, в какой матрёшке находится каждый предмет (в зависимости от возраста используются 2,3,5-ти составные матрёшки).

На столик ставятся несколько предметов или игрушек средней величины. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).

Ребёнок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, квадрат, звёздочка и т.д.), называет и запоминает последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы, должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

Взрослый просит ребёнка вспомнить действия животных, людей, предметов, а потом показать.
Вспомни: как прыгает зайка? Покажи
Как ходит медведь? Покажи
Как бодается бык? Покажи
Как латает бабочка? Покажи
Как кошка лежит на солнышке? Покажи
Как ты плывёшь? Покажи
Как едет машина? Покажи
Как кружатся листья? Покажи и т. д.

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях др.).

Память – когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память может быть кратковременной и долговременной; произвольной и непроизвольной; образной, эмоциональной, двигательной и словесной.

Память детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. Поэтому важным для дошкольников с ДЦП является выполнение игр и упражнений, направленных на развитие памяти.

Предлагаю использовать следующие игры и упражнения:

Первый вариант игры: убрать одну или несколько игрушек. Ребенок должен вспомнить какой (каких) игрушки не хватает.Второй вариант игры: поменять игрушки местами. Ребенок должен вспомнить правильный порядок игрушек.

В зависимости от возраста ребенка количество игрушек может быть сокращено или увеличено.

На карточках могут быть изображены предметы, животные, растения, цвета, цифры, буквы, абстрактные узоры и др.

Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения.

Ассоциативный тренинг для развития памяти детей. Рекомендации для родителей, педагогов На ассоциациях построена работа нашей памяти. Каждая единица информации, поступающая в мозг автоматически связывается с той информацией,.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные оттенки эмоциональных.

Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста «Без памяти, мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей Волшебный мир детства, загадочный мир детской души как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко.

Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом 1. И. П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться.

Вестибулярная тренировка в лечении больных детским церебральным параличом Упражнения для тренировки равновесия. 1. Сесть на стул, ноги фиксировать мешочками с песком. Ноги слегка разведены. Ребенок наклоняется.


Скачать:

ВложениеРазмер
doklad.docx 39.19 КБ
prez-iya_vnimanie_i_pamyat.ppt 2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку развить внимание и память.

Демонстрация упражнений, направленных на развитие внимания у детей с ДЦП.

Особенности внимания детей младшего школьного возраста с ДЦП

Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания ; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания , а обучение чтению — с устойчивостью внимания . Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания , он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие.
Однако необходимо учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами.

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредото-чиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Нарушения внимания могут быть связаны не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения, нистагмом и др.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование :

В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ДЦП:

Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмечается слабость активного произвольного внимания. При нарушениях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта – сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Как помочь ребёнку развить внимание

1.Для поддержания устойчивости и концентрации внимания необходимы следующие условия:

- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

- возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

- создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

- привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания.

Для концентрации внимания можно использовать памятки :

-отвлекаемость на внешние раздражители (птички за окном, дождь, снег, скрип и т.д.).

- тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений ) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.

Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функционировании всей познавательной системы в целом.

Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с ДЦП

Память – это отражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс, который проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.

В ходе проведения теоретического обзора литературы по проблеме коррекции видов памяти у младших школьников с ДЦП было выявлено:

Двигательная память , т.е. запоминание , сохранение , воспроизведение движений , развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП.

У некоторых детей механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение . Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Более полно запоминаются яркие предметы и те, по которым можно создать больше ассоциативных связей. Их воспроизведение и узнавание возможно и по истечении некоторого времени.

Узнавание выражается в положительных эмоциях (смех, улыбка), повороте головы в сторону нужного объекта или его изображения, в движении глазных яблок и фиксации взгляда на нужном предмете, в попытке сделать указательный жест, в звукоподражании. Значительную трудность, а порой невозможность узнавания и запоминания представляют бесцветные изображения. Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти.

Образная память включает в себя зрительную , слуховую , осязательную и некоторые другие виды памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Невозможность последовательного зрительно - осязательного восприятия предмета приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности. Все эти примеры доказывают, что нарушения в формировании образной памяти большей частью являются следствием нарушений восприятия.

Память детей с ДЦП отличается недостаточностью объема запоминания , трудностями приема , хранения и воспроизведения информации.

- непроизвольная память является практически единственной формой памяти на протяжении раннего и дошкольного возраста и не теряет своего значения в более старшем возрасте.

У детей с ДЦП отмечаются определенные недостатки в развитии данной формы памяти. В частности, ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации.

Установлено, что на продуктивность непроизвольного запоминания детей влияет характер материала и выполняемой с ним деятельности. Так, наглядно предъявляемый материал запоминается лучше , чем вербальный .

Начиная с младшего школьного возраста произвольная память , основанная на опосредовании процессов запечатления целью, логическими приемами, все больше начинает занимать ведущее место в структуре оптимального психического развития ребенка как основа для систематического обучения.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается :

- преобладание образной памяти над словесной, кратковременной памяти над долговременной;

- снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;

- большая сохранность непроизвольного запоминания по сравнению с произвольным ;

- преобладание механического запоминания над словесно-логическим;

- быстрое забывание и низкая скорость запоминания .

Все это необходимо учитывать педагогу в своей деятельности.

Как помочь ребёнку развить внимание и память

Педагогические приёмы для коррекции недостатков внимания и памяти

- учитывать все раздражители, имеющие повышенную интенсивность, невольно привлекающие внимание ребёнка;
- речь учителя должна быть чёткой, оптимально громкой, с переменными интонациями, приуроченным к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение;
- использование интересного наглядного материала в начале урока;
- усвоение нового осуществляется на основе известного, т.е. накопленного в памяти;
- все сообщаемые сведения следует неоднократно повторять;
- предъявление основного и вспомогательного материала должно происходить в оптимальных условиях;
- класс должен быть хорошо освещен: иллюстрации должны быть достаточно чёткими и крупными;
- не вывешивать на стенах класса наглядные пособия, плакаты, панно, которые не относятся непосредственно к теме данного урока;
- наглядный материал должен сопровождаться подробными словесными комментариями;
- целесообразно время о времени переключать детей на выполнение другого вида учебной деятельности, организовывать короткие перерывы, стимулировать их деятельность похвалой, одобрением, но в то же время, в связи с недостаточностью такого свойства внимания, как переключаемость, смена видов деятельности не должна быть слишком частой.

Память и внимательность: как выработать их у ребёнка

Развитие внимательности тесно связано с памятью. Чтобы память хорошо работала, нужно включить в процесс три фактора:

- достаточное для запоминания яркое впечатление,

- возникновение простой и понятной ассоциации, которая запустит процесс реактивного вспоминания.

На практике это выглядит примерно так.

Если нужно выучить стихотворение :

-сначала прочтите его вслух, постарайтесь сделать это эмоционально и выразительно, насколько сможете;

- затем обсудите прочитанное, задайте вопросы по тексту, спросите, что понравилось, обратите внимание на необычные слова и интересные выражения — этим вы включите логическое мышление;

- повторите стихи несколько раз;

-при проверке школьника, используйте подсказки: мимику, жесты, помогающие вспомнить текст.

Способ, как запоминать информацию рассеянным детям

Интересный метод, как повысить силу запоминания, заключается в том, чтобы повторять информацию с определёнными интервалами. Попросите школьника проговорить услышанное через 1 минуту, затем повторить через 5 и 20 минут. Напомните и заново проверьте текст через 4 часа, затем через 1 день и через 3 дня.

Этот приём работает не только со школьными заданиями, а с любым набором информации — слов, картинок или действий. Взрослые точно так же могут использовать этот мнемонический приём, чтобы запомнить важные вещи.

Учёные, разработавшие этот способ, утверждают, что если добавить к циклу ещё несколько повторений — через 1 неделю, 1 и 3 месяца, то можно запомнить информацию на всю жизнь.

Как привить ребёнку внимательность в быту

Хорошая концентрация и сила памяти нужна не только для учёбы. Рассеянность делает жизнь человека и всех, кто его окружает, сложнее. Часто собственная невнимательность и её последствия — ошибки, забытые поручения, потерянные вещи, неправильно понятые указания родителей — огорчают детей и отнимают у них уверенность в своих силах.

Сильная рассеянность может даже стать причиной постоянного подавленного настроения и детской депрессии. Исправить ситуацию и поддержать забывчивого ребенка можете только вы, показав ему, как справляться с проблемой, и научив уважать себя даже после серьёзных промахов:

- обязательно на своём примере покажите, как пользоваться напоминаниями (записками, пометками, галочками в тетради);

- научите класть нужные вещи на видное место,

- внимательно проверять портфель.

Такие простые и жизненные привычки помогут привить прилежание, которого так не хватает невнимательным детям.

Если вы хотите, чтобы сын или дочь росли организованными и собранными, то усилия требуются не только от них, но и от вас. Дети не умеют заботиться о том, как бы получше запомнить, что говорят им взрослые — это в данный момент ваша задача.

Старайтесь давать поручения так, чтобы их легко было принимать во внимание:

- прежде чем сказать нечто важное, убедитесь, что ребёнок слушает — смотрит вам в глаза, не отвлекается на предметы, не отворачивается, не выбегает из комнаты;

- никогда не кричите вдогонку — это гарантирует, что он забудет о сказанном вами;

- говорите простыми словами, постоянно проверяйте, понял ли вас ребёнок, пусть он повторит сказанное вами, возможно, ещё и объяснит своими словами;

- после сказанного добавьте мотивации: объясните простыми словами, что это очень важно для вас и обязательно должно быть сделано.

Если все пункты соблюдаются, это намного повысит вероятность, что ребёнок запомнит ваши просьбы и всё сделает правильно. Кроме того, благоприятный психологический настрой положительно влияет на самооценку, так что ему будет комфортно и спокойно после разговора с вами, и он не станет допускать ошибок из-за того, что разнервничался.

Коррекция недостатков развития внимания и памяти осуществляется как на уроках, так и на групповых индивидуальных занятиях общеразвивающей и предметной направленности, с использованием игр, специальных заданий и упражнений.

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ.

(Взрослый заранее кладет в непрозрачный пакет несколько предметов (пластиковую вилку, ложку, резиновую игрушку, соску-пустышку, ластик, карандаш и др. в зависимости от возраста) и по очереди подходит к каждому ребенку, который молча в течение 10 секунд ощупывает предметы, пытаясь отгадать, что там лежит. Затем он записывает, что, на его взгляд, лежало в пакете.

В конце урока учитель просит нескольких ребят перечислить все предметы, после чего достает из пакета то, что там находится).

1) Словарный диктант; математический диктант.
2) Комментированное письмо, решение примеров.

3) Обнаружение ошибок в тексте, в решении примеров, уравнений и.т.п.
4) Корректурные задания (проводят ежедневно по 5 минут 2 месяца):
- нахождение и вычёркивание определённых букв в печатном тексте (цифры), используются любые печатные тексты, старые книги, журналы (задания усложняются, зачёркиваются другие цифры; одновременно отыскиваются две буквы);
5) Чтение текста до заданного выражения.
6) Упражнения, основанные на точном воспроизведении какого – либо образа (задание точно воспроизвести геометрический узор по клеточкам, последовательность букв, цифр).

7) распределение цифр в определённом порядке (например в порядке возрастания от1 до 40 , начиная с верхнего ряда слева направо).


Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

Кратковременная (3 -30 сек)

Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

По форме хранения информации в памяти

По участию воли в процессах памяти

Произвольная (необходимы усилия)

Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

Механическая (простое заучивание)

Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.


Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.


Игры для развития зрительной памяти


Упражнения для развития слуховой памяти


Развиваем ассоциативную память малыша

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.


Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Заключение

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.