Упражнения при гиперкинетической форме дцп

  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Гл авная
  • О центре
  • Наш персонал
  • Филиалы
  • Фонд
  • Контакты
  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Методики лечения
  • Социальные услуги
  • Статьи
  • Истории пациентов
  • Медиагалерея
  • Наши партнеры

Все наши центры снова открыты и ждут пациентов!

Обязательно ознакомьтесь с подробностями изменений в этой новости!

Люди ещё не нашли способ лечения, дарующий возможность восстановить поврежденный мозг. Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, а также взять на себя часть функций поврежденных областей. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Одним из основных элементов практически любой программы лечения является лечебная физическая культура (ЛФК), и другие виды терапии, основанные на движении – кинезотерапия, Бобат-терапия, Войта-терапия и другие.

Как термин, ЛФК обозначает раздел медицины, который изучает лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Кроме того, ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, официально признанной во многих странах мира, в том числе и в России.

С другой стороны, это медицинская процедура, которая используется для восстановительной реабилитации и лечения больных и инвалидов, а также профилактики различных заболеваний. Главным средством ЛФК является физическая нагрузка в разных формах.

Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастика – физические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.



​История лечебной физической культуры​​​​

В древнем Китае ещё в глубокой древности - за несколько тысячелетий до нашей эры, физические упражнения использовались для укрепления здоровья. В те времена существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.




ЛФК при ДЦП

Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.

При занятиях ЛФК необходимо учитывать важное обстоятельство – дети с ДЦП, как правило, устают значительно быстрее, чем их здоровые сверстники. Поэтому важно чередовать упражнения с высокой и низкой нагрузкой, и давать небольшой отдых после процедуры. Не возбраняется после ЛФК отправить ребенка на массаж, или сделать его самостоятельно. Вообще, сочетание нескольких процедур (читайте – видов терапевтического воздействия) позволяет значительно повысить общую эффективность реабилитации.


Физическая нагрузка при занятиях ЛФК рассчитывается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Со временем, по мере развития костно-мышечной системы, она должна увеличиваться.

В этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам.

Рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.

Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть - это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

При этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше. Это обусловлено особенностями физического развития - высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций. Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.

Дети и подростки около школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки и навыки самообслуживания. Многие родители не осознают важность того, что в первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя.


для занятий на ЛФК и АФК

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleks_uprazhneniy_pri_giperkineticheskoy_forme_dtsp.doc 27 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный комплекс упражнений при гиперкинетической форме ДЦП

1. Изменение положения головы (подъём, наклоны, повороты, вращения) при сохранении неизменным положение тела и конечностей из различных и.п.: лежа на спине, животе, боку, стоя на четвереньках, коленях, сидя, стоя во весь рост (с фиксацией отдельных частей тела).

2. И.П. – лежа на животе, подъем верхней части туловища с упором на кисти и предплечья.

3. И.П. – упор на согнутые предплечья, лежа на животе. Выдох в упор на кисти, с передвижением кистей рук вправо-влево.

4. То же упражнение выполняется на скамейке или на матах.

5. Лежа на спине - поворот на бок и удержание равновесия с опорой на руки перед грудью и без опоры, повороты со спины на живот и обратно; несколько поворотов подряд в одну и другую сторону.

6. Переход из положения лежа на животе в положение стоя на четвереньках с удержанием равновесия при опоре на четыре конечности, на три и на две.

7. Ходьба на руках в различных направлениях с поддержкой ног методистом.

8. Перекатывание вправо-влево в группировке.

9. Движение в положении стоя на четвереньках с мешком с песком на голове.

10. Удержание равновесия в различных положениях лежа и сидя на цилиндре.

11. Передвижение с помощью рук и ног, лежа на цилиндре.

12. Упражнения на большом мяче в различных положениях с опорой и без опоры на верхние или нижние конечности.

13. Подъем и спуск по ступеням, во весь рост, с поддержкой и без.

14. Ходьба с мешочком с песком на голове.

15. Ходьба по скамейке с поддержкой и без поддержки.

16. Передвижение по наклонной плоскости на четвереньках, во весь рост, с поддержкой, без поддержки.

17. Ходьба по ограниченному коридору или по следовой дорожке, с дополнительной опорой и без опоры.

18. Ходьба по одиночному параллелепипеду.

19. Удержание равновесия на обыкновенном мяче на двух ногах, на одной ноге с поддержкой и без нее.

20. Перемещение на большом мяче, сидя, лежа с опорой на верхние и нижние конечности, в различных направлениях – вперед, назад, повороты, вращения.

21. Ходьба по скамейке вперед, назад, с поворотом.

22. Ходьба по скамейке, установленной наклонно, - подъем, спуск, повороты.

23. Обучение прыжкам на тренажерах на двух ногах, на одной ноге, освоение мягкого приземления.

24. Удержание равновесия на одной ноге на больших кубах.

25. Обучение спрыгиванию с высоты, с мяча, приземлении с поддержкой и без.

26. Удержание правильного положения тела сидя, стоя, в ходьбе с закрытыми глазами.

27. Выполнение различных передвижений в заданном направлении с закрытыми глазами.

28. Подъем и спуск по наклонной плоскости и ступеням с закрытыми глазами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Можно использовать на уроках физкультуры как для исправления осанки детей, так и для профилактики возникновения сколиоза.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной.

Комплекс упражнений при нарушении осанки (сколиоз). №1. направлен на восстановление нарушенной осанки обучающихся разных возрастных групп.

Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость.

Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Комплекс содержит задания на спряжение глаголов в настоящем и прошедшем времени,особености изменения модальных и возвратных глаголов. Задание №11 можно использовать как викторину по сказкам для .

Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия.

автор: Прокопьева Екатерина Михайловна

Инструктор лечебной физической культуры первой категории КГУ Реабилитационный центр УО г.Шымкент

Общая характеристика : гиперкинетическая форма ДЦП.

Характерной особенностью гиперкинетической формы являются, периодически возникающие у ребёнка насильственные движения – гиперкинезы. У ребёнка внезапно повышается тонус мышц во время движений, при громком звуке, ярком свете, эмоциональном возбуждении. Ребёнок с трудом сохраняет равновесие и часто падает. Длительное время дети не могут самостоятельно сидеть, в этом положении они падают вперёд, назад или на более поражённую сторону. Стоять на месте таким детям ещё труднее. Ребёнок должен занимать такие положения, которые препятствуют возникновению вторичных дефектов.

Старайтесь побуждать его занимать такие положения, при которых:

— голова расположена прямо и слегка наклонена вниз;

— тело расположено прямо (не искривлено, не повёрнуто);

— обе руки выпрямлены и не прижаты вперёд;

— ребёнок пользуется обеими руками прямо перед глазами;

— равномерно распределяйте нагрузку на обе стороны тела;

— на оба бедра, на оба колена, обе стопы, обе руки.

Поддержка тела, плеч, бёдер ребёнка в любом положении, позволит ребёнку осуществлять более целенаправленные движения руками и ногами. Правильное ношение и уход является неотъемлемой частью реабилитацион- ной программы для каждого ребёнка.

Диагноз: ДЦП. Гиперкинетическая форма.

Коррекционная работа, направленная на формирование вертикального положения головы, туловища.

Основные коррекционные задачи:

  1. Общая релаксация организма.
  2. Развитие мышц-сгибателей ног, рук.
  3. Развитие устойчивости, равновесия и ориентировки в пространстве.

Вспомогательные коррекционные задачи:

  1. Стимуляция и контроль за правильным положением головы.
  2. Формирование правильной осанки.
  3. Улучшение подвижности в суставах.
  4. Уменьшение непроизвольных движений.

Инвентарь для проведения индивидуального коррекционного занятия: большой сенсорный мяч, овальный мяч, мат, доски: гладкая и ребристая, цветные кольца, гимнастические палки просунутые между конусами, гимнастическая скамейка, шведская стена, детская качалка.

Проведение занятия ЛФК.

  1. Упражнения на расслабление тонуса мышц.

А) Упражнения на большом сенсорном мяче. Лёжа на животе, покачивающие движения вперёд-назад, влево-вправо; то же самое, лёжа на спине.

Б) Сидя на овальном мяче, покачиваясь в стороны, удерживая равновесие.

В) Лёжа на овальном мяче поперёк, делать выпады вперёд, опираясь руками о пол, возвращаться назад, делая сед на пятки.

  1. Растягивающие и разминочные упражнения.

А) Пассивные сгибания и разгибание рук в локтях.

Б) Круговые вращения рук в кистях, локтях. Разминание пальцев рук.

В) Пассивное вращение стоп ребёнка. (Инструктор сам выполняет вращения)

Г) Сгибание и разгибание ног.

Д) Круговые движения ног.

Е) Разведение ног ребёнка инструктором.

Используемая литература при подготовке к занятию:

  1. Использование кинезотерапии в реабилитации детей с ДЦП.

2017/ Баличевцева И.В., Кривошеева В.В.

  1. Коррекционная направленность средств АФК при детском церебральном параличе в условиях реабилитационного центра.

2018 / Ковальская И.А., Викулова Н.Н., Божко Е.А.

  1. Пути решения проблем реабилитации детей с двигательными нарушениями средствами физической культуры.

2018 / Гросс Н.А., Шарова Т.Л., Беркутова И.Ю., Горбунова Е.А., Клендар В.А., Буканова Г.В., Сынкова Е.В., Молоканов А.В.


Гиперкинетическая форма дцп – это патологический процесс, при котором поражаются подкорковые отделы головного мозга. При патологии наблюдается изменчивость мышечного тонуса. В покое деформация суставов и контактуры отсутствуют.

Причины патологии

Возникновение гиперкинетической формы дцп наблюдается на фоне воздействия разнообразных провоцирующих факторов. Заболевание развивается у детей при гипоксии. При этой патологии в организме плода диагностируется нехватка кислорода. Заболевание протекает в острой и хронической форме. В период протекания патологии наблюдается отмирание клеток нервной системы, которые уже сформировались. При этом патологическом процессе полноценное развитие НС невозможно.

Если в период вынашивания ребенка на организм матери воздействуют токсические вещества, то это становится причиной патологии. При воздействии токсинов дифференцируются клетки организма ребенка, что приводит к выраженным аномалиям в головном мозге.

Патологический процесс диагностируется при нарушенном процессе обмена веществ. При недостаточном объеме питания плода диагностируется замедление его роста и развития. Так как ребенок не готов к рождению после его появления на свет наблюдаются проблемы с работой дыхательной системы. Это исключает возможность получения мозгом питательных веществ в оптимальном количестве.


Существует множество причин возникновения гиперкинетической формы дцп у новорожденных, поэтому женщине рекомендуется вести здоровый образ жизни при вынашивании ребенка.

Симптоматика патологии

Гиперкинетическая форма дцп сопровождается ярко выраженными симптомами, что позволяет их определить пациенту самостоятельно. Заболевание проявляется непостоянством тонуса мышц. У детей мышечный тонус может снижаться, повышаться или быть в норме.


  • При гиперкинетической форме дцп наблюдается нарушение обычных движений. Наблюдается размашистость и неловкость. При этой форме патологического процесса у пациента появляются гиперкинезы. Они проявляются непроизвольными сокращениями мышц мимической мускулатуры. Гиперкинезия отмечается в верхних и нижних конечностях. При заболевании у пациента отмечаются слуховые и речевые расстройства. В области мелких суставов может наблюдаться появление подвывихов.
  • В период протекания гиперкинетической формы дцп нарушается целенаправленный захват определенных предметов. При заболевании может наблюдаться появление затруднений в других движениях, которые требуют максимальной концентрации. Заболевание сопровождается эмоциональной лабильностью. У пациентов диагностируют частую и беспричинную смену настроения. При заболевании могут возникать нарушения, которые имеют вегетативный характер.


  • При этой форме заболевания не диагностируются значительные нарушения в деятельности головного мозга. Существует несколько степеней тяжести патологического процесса, в соответствии с которыми проявляется симптоматика. При легкой форме у пациентов диагностируют незначительные повреждения. Таким детям разрешается посещение общеобразовательных учреждений, так как они не нуждаются в посторонней помощи. Если заболевание имеет среднюю или тяжелую степень, то им нужно обеспечить постоянную заботу родителей.
  • Если гиперкинетический тип заболевания имеет легкую форму, то это сопровождается быстрыми и неожиданными непроизвольными спазмами мышц. Стрессовые ситуации и депрессии приводят к увеличению степени выраженности симптоматики. Если ребенок находится в спокойном состоянии или спит, то симптомы являются слабо выраженными.


  • При заболевании, которое протекает в тяжелой форме, наблюдается появление серьезных признаков. С первых месяцев жизни наблюдается появление непроизвольных движений. Со второго года жизни обнаруживаются умеренные гиперкинезы. Они наблюдаются в корне языка, на лице и заканчиваются в туловище. В верхних и нижних конечностях симптом является слабо выраженным.
  • Заболевание характеризуется наличием большого количества симптомов. Если у ребенка появляются первые признаки патологии, то его нужно показать доктору. Только специалист в соответствии с результатами обследования назначит действенную терапию.

Восстановительные методики

Вылечить полностью заболевание невозможно. Существуют разнообразные методики, с помощью которых можно откорректировать состояние здоровья ребенка. Их подбор должен проводиться только доктором в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и степенью тяжести протекания патологического процесса.

В период разработки схемы лечения доктором учитываются разнообразные факторы. Терапия назначается в соответствии со степенью поражения головного мозга, частотой и характером судорог, наличием сопутствующих заболеваний. Предварительно доктор определяет наличие эпилепсии, а также характер и частоту приступов.

Для обеспечения максимально эффективного лечения болезни рекомендовано иметь комплексный подход. Терапия болезни требует применения нескольких методик:

  • Медицинской реабилитации;
  • Медикаментозного лечения;
  • Коррекции речи;
  • Восстановительных процедур;
  • Педагогической коррекции.


Проводить реабилитацию детей рекомендовано в раннем детском возрасте. Лучше всего приступать к лечению в возрасте 4-5 лет. В этот период диагностируется недостаточное формирование двигательных нарушений, которые появляются при патологии.

Маленьким пациентам рекомендуется принимать миорелаксанты, с помощью которых обеспечивается борьба с мышечными спазмами. Для снижения выраженности симптоматики болезни рекомендовано применение антиковульсантов. Для того чтобы откорректировать работоспособность нервной системы и эмоциональный фон ребенка, ему делают назначение нейтроторофических лекарств.

С помощью медикаментозной терапии нормализуется мышечный тонус, а также уменьшаются гиперкинезы. Детям рекомендуется принимать лекарства, которые повышают метаболизм нервной системы. С целью улучшения воздействия медикаментозной терапии и ускорения восстановительного периода пациенту нужно принимать витамины группы В.


При нарушениях на фоне дцп рекомендовано применение средств, которые будут обеспечивать их компенсацию – костыли, велосипеды, коляски, вертикализаторы, специальную обувь. На поздних стадиях болезни применяются прогрессивные методы, которые заключаются в использовании разнообразных костюмов, тренирующих аппаратов. С их помощью обеспечивается выработка необходимого двигательного стереотипа и уменьшение напряжения.


При возникновении необходимости рекомендуется использование логопедической и психо-педагогической коррекции. Благодаря работе дефектолога снижается выраженность нарушения речи. Психолог работает не только с ребенком, но и с его родителями, что позволяет обеспечить благоприятную психологическую обстановку в семье. Ребенка обучают общению с окружающими. Благодаря работе психолога у малыша появляется способность к обучению.

При патологии широко применяется массаж. Эта процедура обеспечивает улучшение кровообращения и обмена веществ в области поражения. Для достижения максимальной эффективности манипуляции рекомендовано, чтобы ее проводил высококвалифицированный специалист.

Для лечения детей нужно использовать комплекс лечебной физкультуры. Упражнения подбираются доктором в зависимости от степени тяжести болезни и индивидуальных особенностей пациента. Ребенку рекомендовано регулярно заниматься плаванием. Для лечения болезни используют лазерную терапию. Высоким эффектом воздействия в борьбе с патологией характеризуются физиотерапевтические процедуры. При детском церебральном параличе широко применяют иппотерапию, которая заключается в верховой езде.


Заключение

Детский церебральный паралич гиперкинетической формы – это тяжелый патологический процесс, который приводит к возникновению разнообразных нарушений в организме ребенка. Заболевание развивается при неправильном вынашивании ребенка. при патологии диагностируется большое количество симптомов.

Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.

Суть диагноза ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.

Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.

Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.


Лечебная физическая культура

Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.

ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.


Значение лечебных упражнений при ДЦП

В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.

Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.

Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:

  • осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
  • помощь в восстановлении работоспособности тела;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
  • полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
  • предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
  • замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
  • укрепление слабой мышечной ткани;
  • развитие координации движений;
  • помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.

И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.


Виды упражнений

На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?

  1. Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
  2. Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
  3. Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
  4. Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
  5. Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
  6. Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
  7. Упражнения на выработку выносливости.


ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.


ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.


ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

ЛФК на расслабление

Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.

Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.

  • Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
  • Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
  • То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.


ЛФК в игровых упражнениях

Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.

Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?

Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.