Устинова е в детский церебральный паралич коррекционная работа с дошкольниками

МАРИНА ВАСИЛЬЕВА
Возможности игры в коррекционной работе с детьми

Васильева М. Г, педагог-психолог ГБДОУ №13

Проблема организации психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Так, по данным Т. В. Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию.

Эффективность и полезность занятий психолога с детьми с ограниченными возможностями зависит от выбранных психологом форм и методик работы; взаимодействие психолога с детьми с ограниченными возможностями приводит к психологической реабилитации, повышению самооценки детей-инвалидов, способствует их социальной реабилитации.

Если рассмотреть теоретические аспекты проблемы взаимодействия психолога с детьми с ОВЗ,то еще в 17 веке профессор Платтер отмечал наличие у детей с физическими недостатками психопатологических особенностей в виде упрямства, не послушания,тип "слепого" с труднопреодолимой замкнутостью, сосредоточенностью на внутренней жизни.

При детских церебральных параличах (ДЦП) двигательные нарушения сопровождаются недостаточностью ряда нервно-психических функций. Сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны. При спастической диплегии (тетрапарез, при котором руки страдают меньше, чем ноги) дети часто не могут обслужить себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Отмечается удовлетворительное развитие вербального мышления, но недостаточность наглядно-образного (с трудом запоминают расположение кабинетов, не умеют рисовать).

При ДЦП двигательная недостаточность с рядом сопутствующих факторов может приводить к формированию патологических свойств личности по дефицитарному типу; на грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействие социальных факторов, оказывающих психотравмирующее действие,таких как переживание недоброжелательного отношения сверстников, чрезмерного внимания окружающих; явления госпитализма, т. к. больные часто находятся в больницах и санаториях длительный период; разлука с матерью или неполная семья (отцы в 25% случаев оставляют семьи); психический травматизм в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое излечение и необходимостью длительной реабилитаци затруднения в процессе обучения из-за параличей, гиперкинезов, пространственных нарушений; сенсорная депривация при часто сопутствующих нарушениях зрения, слуха; неправильное воспитание по типу гиперопеки (приводит к формированию эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости). Педагог-психолог должен учитывать вышеперечисленные особенности детей с ограниченными возможностями, их психику, характерные черты в поведении. Учет этих возможностей будет способствовать выбору наиболее эффективных форм работы.

А значит проведенные методики будут максимально действенны.

Одним из методов коррекционной работы является игра (игротерапия).

Игровая терапия — это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера. Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций (А. А. Осипова). Игры можно проводить в любое свободное время как индивидуально, так и с подгруппой детей, но при этом необходимо придерживаться определенных правил.

Основные правила игровой терапии:

Педагог должен: развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть, осознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал свое поведение, сохранять глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы;не пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок — ведущий, педагог следует за ним; устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни;не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.

Таким образом,через специально организованную игровую деятельность дети удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Игротерапия. Игры, направленные на профилактику детских страхов.

Игры на вытеснение страхов у детей

1. Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться.

2. Игра "Лохматый пес" - на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль "пса" и усаживаем его на стульчик.Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо,мирно он сидит:

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.

3. Игра "Пятнышки". Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание, снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры: двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.

Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики –угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие.А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т. д.

4. Игра "Мы охотимся на льва". На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 3-х лет. Дети проговаривают текст,сопровождая его соответствующими движениями:

Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.

У нас длинное ружьё и подзорная труба.

Ой! А что это? А это –поле: топ – топ - топ.

Ой! А что это?А это- болото: чав – чав - чав.

Ой! А что это? А это –море: буль-буль-буль.

Ой! А что это? А это –тропинка: шур-шур-шур.

Под ней не проползти. Над ней не пролететь.

Её не обойти, а дорожка напрямик –

Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?

— Давайте его потрогаем! (дети "трогают" воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно!Испугались мы его и побежали скорее домой:

По тропинке: шур – шур – шур.

По морю: буль – буль – буль.

По болоту: чав – чав – чав.

По полю: топ – топ – топ.

Прибежали домой.Дверь закрыли на все запоры: чик – чик.

Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!

5. Игра "Кто первый". На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения.

В середине комнаты ставим 2 стула, между ними - проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот - победил.Усложнение: ползти после слов "гусеница", а не "крокодил", "змея". Затем, с 6 лет, после слов "гусеница", "крокодил" или же после хлопка, а не удара в бубен и т. д.

6. Игра "Автобус". На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей.

Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. "Автобус" забирает на "остановках" "пассажиров" в единственную, да еще плохо работающую "дверь" - все должны потесниться и во время "движения" автобуса ритмично двигаться все вместе.

7. Игра "Смелый заяц". На преодоление страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях, боязни животных. Играть можно с 3-х лет.

Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле, громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – "трусливые зайцы". Увлекшись пением, заяц не "видит", как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему "лапы".

8. Игра "Сова". На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет.

Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал "сова" зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.

9. Игра "Болото". На преодоление страха глубины, высоты, страха перед чудовищами, живущими в болоте.

На расстоянии 1 шага ставим стулья или кубы, повернутые в разные стороны, образующие прямую или зигзагообразную линию – это "болото". Дети должны перейти на другую сторону. В момент перехода усиливаем эмоциональное напряжение словами "упадешь", "вернись", "не пройдешь" а в конце – одобрение "ну, и молодец", "так держать", "справился"

Мы убедились, что для каждого ребенка, у которого свой диагноз, необходим индивидуальный подход и своя форма работы с методиками, которые будут способствовать его реабилитации и адаптации в обществе, формированию позитивной адекватной самооценки.

1. Жданов, В. В.Школа-центр для детей-инвалидов как один из путей развития специального образования: журнал дефектология В. В. Жданов. –1996 - №6- 37 с.

3. Малкина – Пых, И. Г.Телесная терапия: справочник практического психолога / И. Г. Малкина - Пых. – М. : Эксмо, 2007.

5. Сергеева, Т. А.Школа - центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии : журнал дефектология. Т. А. Сергеева. –1993 - №5 - 37 с.

6. Устинова, Е. В.Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками : методическое пособие/ Е. В. Устинова. -М. : Книголюб, 2008.


Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Третьякова Светлана Николаевна Хочу поделиться играми,.

Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста Презентация "Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста". Слайд 2 Интеллектуальное развитие старших.

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.

Использование кроссвордов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Ребенок прекрасный слушатель и собеседник при условии.

Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. В настоящее время, к сожалению, нечасто.

О возможности мелкой моторики в коррекционной работе логопеда. (Из опыта работы) Серебрякова Е. С. Учитель логопед МБДОУ №140 г. Воронеж. Аннотация: развивать мелкую моторику пальцев рук, связную речь,.

Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры для детей 4–5 лет Игра – это один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям.

Здоровьесберегающие компоненты в коррекционной работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие компоненты в коррекционной работе с детьми с ОНР. Ни для кого не секрет, что в последние годы выявилась устойчивая тенденция.

1.Виды коррекции при ДЦП.

2.Коррекция поведенческих нарушений при ДЦП.

3.Коррекция эмоциональных нарушений при ДЦП.

4.Коррекция когнитивных нарушений при ДЦП.

5.Реабилитация и абилитация при ДЦП.
Вопросы для коллективного обсуждения

1.Медицинская коррекция при ДЦП.

2.Принципы психокррекционной работы при ДЦП.

3.Психологическая коррекция познавательных процессов при ДЦП.

4.Психологическая коррекция эмоциональных нарушений.

5.Коррекция нарушений речи.

6.Принципы коррекционной реабилитации.

7.Построение коррекционно-развивающей программы при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Задания для самостоятельной работы

1.Разработать психокоррекционную программу детей с ДЦП (психическое явление и возраст выбирается студентом самостоятельно).

1.Провести коррекционные занятия с ребенком с ДЦП.

Основная литература:


  1. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития / Л. А. Данилова. - Санкт-Петербург, 2011.

  2. Детскийцеребральныйпаралич : Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук ; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. - СПб. : Дидактика Плюс; М., 2003.

  3. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

  4. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб., 2003.

  5. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2009.

  6. Усанова О. Н.Специальная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб., 2006.

  7. Устинова Е.В. Детскийцеребральныйпаралич. Психологическая помощь дошкольникам / Е. В. Устинова. - Москва, 2007.

  8. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031900 - "Спец. психология" / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. - М., 2004.


  1. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

  2. Лебединская К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям ВПО 030301 - "Психология", 030302 - "Клиническая психология" и по направлению подготовки ВПО 030300 - "Психология" / К . С. Лебединская , В. В. Лебединский ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва, 2011.

  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.

  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.

  5. Специальнаяпсихология : учебно-методическое пособие: для студентов по направлению "Психолог, преподаватель психологии" / Т. А. Болдырева, Л. В. Тхоржевская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва, 2011 .

  6. Шаповал И.А. Специальная психология. - М., 2005.

  7. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб, М., 2001..

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная литература:


  1. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003.

  2. Государев, Н. А. Специальная психология : учеб. пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось-89, 2008.

  3. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития / Л. А. Данилова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. - 138 с.

  4. Детскийцеребральныйпаралич : Хрестоматия : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук ; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. - СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманит. исслед, 2003 (ГП Техн. кн.). - 519 с.

  5. Зельдин, Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП [Текст] / Леонид Зельдин. - Москва : Теревинф, 2012. - 135 с .

  6. Коноваленко, С. В. Детскийцеребральныйпаралич . Конструктивная деятельность детей / С. В. Коноваленко. - Москва : Книголюб, 2007. - 80 с.

  7. Левченко, И.Ю. Детскийцеребральныйпаралич : коррекционно-развивающая работа с дошкольниками / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - Москва : Книголюб, 2008. - 175 с .

  8. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - Москва : Книголюб, 2008 . - 155 с.

  9. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

  10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб, 2003.

  11. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

  12. Осокин, В.В. Детскийцеребральныйпаралич : медицинская коррекция и психолого-педагогическое сопровождение : монография / В. В. Осокин, Д. Х. Астрахан, Ж. Н. Головина. - Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. - 307 с.

  13. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / [Учеб. пособие]; [Сост. В . М . Астапов . Ю. В . Микадзе]. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 384 c.

  14. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП . Алалия, дизартрия, ОНР : учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов / И. А. Смирнова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004 (ООО Тип. Правда 1906). - 318 с.

  15. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб., 2003.

  16. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

  17. Усанова О. Н.Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00669-7 [Гриф УМО]

  18. Устинова, Е.В. Детскийцеребральныйпаралич . Психологическая помощь дошкольникам / Е. В. Устинова. - Москва : Книголюб, 2007. - 120 с.

  19. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031900 - "Спец. психология" / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 367 с .

1.8.2Электронные образовательные ресурсы

Из разговоров с родителями детей с ДЦП мы знаем, что они нуждаются в полезной информации: чьем-то успешном опыте, эффективных или новых методиках лечения и обучения детей, полезной литературе, контактах.

Хотим рассказать об опыте психолога Галины Анатольевны Пономаревой в лечении ДЦП методами телесно-ориентированной терапии. Она предложила свой метод, основанный и подтвержденный собственной практикой и работами старших коллег-психотерапевтов – отечественных и зарубежных. Рассказывая о работе с детьми с ДЦП, Пономарева приводит игры с телом для ребенка с ДЦП и ряд упражнений для детей с ДЦП, которые использовала на занятиях в центре.


Особенности проведения занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией в условиях сенсорной комнаты с использованием техник телесно-ориентированной психокоррекции

Пономарева Г.А., психолог

Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого? Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?

Наш опыт работы с детьми с тяжелой двигательной патологией в возрасте 5-7 лет и старше в сенсорной комнате показывает, что коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии. Ребенок на наших занятиях всегда является субъектом процесса и отношений, поэтому дети приходят на занятия с удовольствием, чувствуют себя успешными. Начиная работу в группе с потребностей тела каждого конкретного ребенка, мы отстраиваем отношения сотрудничества и взаимного уважения, в которых дети приобретают необходимый социальный опыт, в результате изменяется их поведение и самооценка.

Специально организованная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с ДЦП, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.

Как известно, развивающийся мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В его структурно-функциональном созревании среди прочих факторов подтверждается ведущая роль эндогенного механизма - двигательной афферентации. Этим, прежде всего, определяется необходимость постоянного использования в комплексе восстановительных мероприятий при детском церебральном параличе психофизических упражнений, техник телесно-ориентированной психокоррекции, как патогенетически обоснованного метода коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы с акцентом на активное участие самого ребенка в процессе реабилитации.

При условии установления отношений, основанных на эмпатии, сотрудничестве между специалистом и ребенком, появляется возможность развивать его осознанное отношение к процессу реабилитации и интерес к достижению положительных результатов. Тогда волевые усилия ребенка могут быть направлены на коррекцию двигательных дефектов с помощью различных средств.

Двигательные нарушения, гиподинамия и скованность детей с ДЦП нередко создают ложное впечатление наличия у них выраженной задержки психического развития. Однако при наблюдении и общении выявляются интеллектуальная сохранность и дифференцированность эмоций, отмечаются глубокие личностные реакции - обидчивость, переживание своего дефекта, а в процессе психокоррекционной работы отмечается положительная динамика в психоэмоциональном развитии.
Под влиянием психофизических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. В процессе работы с телом нормализуются позы и положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков.

Изменения внешние ведут к изменениям внутренним. Далее мы приведем выводы, которые делает М. Фельденкрайц, и на основании которых мы строим свою работу по телесно-ориентированной психокоррекции с детьми с тяжелой двигательной патологией:

  • всякая мышечная деятельность есть движение;
  • нервная система занимается преимущественно движениями;
  • движения отражают состояние нервной системы;
  • качество движения легче всего определить извне;
  • движения приносят большой опыт;
  • ощущения, чувства и мысли базируются на движениях;
  • движение - основа самоосознания.
Таким образом, Фельденкрайц считал движение наиболее эффективным средством достижения кардинальных изменений в человеческой жизни вообще.

Опыт нашей работы с детьми с тяжелой двигательной патологией показывает, что такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях. Также, и, на наш взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе работы с телом решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

Таким образом, телесно-ориентированная психокоррекция с детьми с тяжелой двигательной патологией, на наш взгляд, является тем важным звеном в коррекционно-развивающей работе, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.
Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Работа с детьми с тяжелыми формами ДЦП имеет ряд особенностей. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Проще говоря, работаем с тем, что есть, превращая весь процесс работы с телом в забавную игру.

Игры с телом

Гиперкинез - это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок.


Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.

Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.

Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.





Литература

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.