Устройства для больных церебральным параличом


В первой части Софья Бакалеева разбиралась с тем, что такое физическая терапия, эрготерапия, Войта-терапия и Бобат-терапия.

Кондуктивная педагогика Петё

Возраст: с 2 лет

Во время Второй мировой войны он устроился врачом в дом Красного Креста, где были дети с разными формами церебрального паралича, недоношенные младенцы, сироты с функциональными расстройствами. 15 апреля 1945 года он организовал в разрушенном войной Будапеште Экспериментальный отдел лечения детей-инвалидов – лечебно-педагогическую организацию, которая начала ставить на ноги пациентов с ДЦП. В 1948 году по его идее и инициативе был создан Институт двигательной терапии, который он возглавил.

Независимо от поражения, наша нервная система имеет резервный потенциал, который может быть мобилизован в процессе обучения под непосредственным управлением. Поэтому метод получил название кондуктивного (от латинского konduktiv — наводящего, управляющего) обучения.

Кому подходит: Кондуктивная педагогика адресована в первую очередь детям и взрослым с церебральным параличом различных форм. Также применяется для улучшения состояния при болезни Паркинсона, рассеянном склерозе, последствиях инсульта и черепно-мозговых травм. У пациентов со Spina Bifida, а также после травмы или операции на позвоночнике и спинном мозге, ставятся несколько иные цели для занятий, чем при ДЦП. Особое значение имеет обучение контролированию акта
мочеиспускания, формированию произвольного мочеиспускания (и дефекации).

Цель: ребенок с детским церебральным параличом, преодолев двигательную, речевую, психическую недостаточность, должен стать независимой, самостоятельной творческой, активной личностью и занять достойное место в обществе.

Задачи: повышение мотивации ребенка к движению и интеллектуальному развитию, укрепление веры самого ребенка и его родителей в возможности ребенка, развитие интереса к окружающему миру, формирование дружеских отношений с другими участниками, выработка самостоятельности и усидчивости, обучение самооценке и самоконтролю, улучшение крупной и мелкой моторики. Ребенка учат применять уже освоенные движения в повседневной жизни, учат достигать поставленную цель.


Суть метода: Кондуктивная педагогика представляет собой образовательную систему, которая комбинирует физическую терапию, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие. Подразумевает, с одной стороны, целостный подход к развитию ребенка с опорой на его собственную активность, а с другой — воздействие на него привычной окружающей среды. Требует большой степени участия не только самого ребенка, но и его семьи и всех, кто вовлечен в его жизнь.

Способ: Занятия состоят из блоков разнообразных физических упражнений и педагогических заданий, проводимых в игровой форме.

Принципы: Кондуктолог составляет индивидуальные программы для каждого ребенка, четко формулирует цели для занятий (текущую и глобальную для всего курса), следит за правильностью выполнения упражнений. Все события, которые происходят во время занятий (прием пищи, питье, игры, туалет, переодевание) являются частью занятий, носят обучающий, познавательный и игровой характер и проходят вместе с кондуктологом.

Противопоказания: нет

Курс: Трехнедельные курсы, на протяжении которых дети занимаются по 3-6 часов в день по методу кондуктивного воспитания, являются стандартным протоколом, принятым как в Институте имени А.Петё, так и во многих европейских и американских центрах. Развитие (лечение) продолжается и по окончании курса — дома. Упражнения сохраняются не как упражнения, а как часть режима дня ребенка.

Традиционно (в Венгрии) дети имеют возможность заниматься по программе кондуктивной педагогики во время пребывания в детском саду или школе. Возможно, эта форма наиболее оптимальна для ребенка и его семьи, но пока остается самой сложной с точки зрения организации и привлечения специалистов (для России).

Метод Фельденкрайза


Возраст: любой

На чем основан: Эффективность работы по методу Фельденкрайза основана на нейропластичности (способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт). Однако само это явление было открыто позже, чем Фельденкрайз стал его использовать.

Он спрогнозировал пластичность мозга исходя из собственной работы с людьми, наблюдений за детьми, обучающимися движению, а также из анализа огромного количества научных источников. Совместная работа с доктором Полом Бах-и-Рита в конце 1970 годов научно доказала идею нейропластичности. Однако открытие нейропластичности не было оценено и не применялось в науке и реабилитации в 1970-1980 годов нигде, кроме метода Фельденкрайза и двух пилотных проектов по восстановлению от инсультов и травм головы. До 1990 годов исследования нейропластичности не представляли интереса для других ученых.

Кому подходит: К методу обращаются те, кто хочет улучшить результаты в танцах, боевых искусствах, различных видах спорта, просто улучшить самочувствие. А также те, кто испытывают проблемы со здоровьем (боли в шее, спине, коленях, последствия перенесенных травм, операций, заболеваний опорно-двигательного аппарата, последствия инсульта,
рассеянного склероза и др.) и люди с особыми потребностями (ДЦП, задержки развития различного характера, аутизм, последствия повреждений головного мозга и генетических нарушений).

Цель: общее улучшение функционирования человека и развитие его способностей.

Задачи: глубже узнать и научиться воспринимать собственное тело, достичь легкости и естественности движения, убрать лишние усилия при том или ином движении; в процессе исследования движения, его переосмысления, попыток совершать движения, ранее для него невозможные, человек может расширить представление о своих функциональных возможностях и о себе в целом.

Суть метода: Метод Фельденкрайза не является разновидностью лечебной физкультуры или массажной техникой, это, скорее, метод соматического обучения.

Формы работы: Сознавание через движение (Awareness Through Movement, ATM) — групповые занятия, в которых ведущий, не демонстрируя движений, направляет действия занимающихся вербальными инструкциями. Ими также можно заниматься индивидуально, слушая записи уроков и самостоятельно выполняя описываемые действия.

Функциональная интеграция (Functional Integration, FI) — индивидуальные невербальные сеансы, в которых движение занимающегося направляется движением практика. Сеансы функциональной интеграции проводятся, как правило, на специальной кушетке (вариант массажного стола) с применением особых подушек, валиков и других материалов, которые
используются для поддержки положения тела и организации движения, а также как средство обратной связи для занимающегося.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: нет курсовых занятий.


Возраст: с 2 лет

Авторы: разработан в 1991 году группой российских физиологов и клиницистов на базе новейших для того времени достижений в области космической медицины.

Кому подходит: детям и взрослым с ДЦП (важное условие — пациент должен удерживать устойчивую вертикальную позу с опорой или без опоры)

Задачи: направленная коррекция позы и движений больного с помощью опорных и регулируемых элементов и воздействие на двигательный центр головного мозга с целью восстановления его нарушенных функций; разрушение сложившихся патологических движений и становление новых рефлекторных связей, что должно по задумке оказывать соответствующее лечебное воздействие на структуры центральной нервной системы, контролирующие движения и речь.

Все тяги снабжены устройствами, регулирующими их натяжение, что позволяет создавать не только осевую нагрузку на туловище и ноги в пределах от 15 до 40 кг, но и осуществлять изменение позы пациента, включая создание исходных углов в наиболее крупных суставах, а также сгибание и разгибание туловища. Нагрузочный костюм действует как эластичный внешний каркас, не ограничивая амплитуду движения, а утяжеляя с лечебной целью их выполнение.

Принцип действия: Как ортопедический аппарат он способствует одномоментной коррекции позы туловища и нижних конечностей, выведению суставов в максимально возможное физиологическое положение, выполняя функции эластичного фиксирующего каркаса. Как нагрузочный костюм он помогает гасить патологические рефлексы и позволяет дать дозированную нагрузку на необходимые мышцы, усиливая влияние лечебных гимнастических упражнений.

Лечебный эффект распространяется не только на двигательные возможности туловища и конечностей, но и на артикуляционную мускулатуру при наличии различных форм дизартрий.

Противопоказания: деструктивные изменения в позвоночнике, вывихи тазобедренных суставов, грубые деформации позвоночника, эпилепсия в приступном периоде, выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психо-эмоциональной сферы, соматические заболевания в стадии декомпенсации, лихорадочные состояния

Продолжительность курса: Курс лечения методом продолжается 3-4 недели (3-4 часа ежедневно) и в основном состоит в выполнении больным ряда движений, включающих ходьбу.

Проприоцептивная нейромышечная фасилитация (PNF)


Возраст: с 4 лет (от пациента требуется возможность осознавать и выполнять команды терапевта)

Авторы: Основы PNF были заложены в США при реабилитации раненых в годы Второй Мировой войны. Основоположниками метода являются доктор Герман Кабат и его помощница Маргарет Нотт, которые, исходя из собственных клинических наблюдений, вывели концепцию этой терапии.

В 1946 г. клинический опыт, подкрепленный теоретическими обоснованиями, стал основой метода PNF. В 1948 г. в городе Вальехо (США) открылся центр реабилитации, существующий и сейчас, который специализируется на концепции PNF.

Кому подходит: первоначально использовался как метод лечения больных полиомиелитом и рассеянным склерозом, со временем стало очевидно, что данный подход эффективен в лечении пациентов неврологического, травматологического, ортопедического профилей.

Цель: достижение оптимального уровня функциональных возможностей пациента.

Задачи: проприоцептивная нейромышечная фасилитация используется для улучшения гибкости, силы и диапазона движения поврежденных мышц, для лечения болей; данный метод позволяет добиться выполнения движений, которые пациент по каким-либо причинам не может произвести самостоятельно.

Суть метода: PNF — это концепция, использующая нераскрытый психофизический потенциал пациента. Терапевт всегда сфокусирован на мобилизации этих резервов для достижения наивысшего уровня функционирования. Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприоцепторы, реагирующие на растяжение или сжатие. PNF-терапевт воздействует на них и может стимулировать, инициировать и облегчить выполнение какого-либо движения (всего тела или конечности, вплоть до движения век и мимической мускулатуры), корректировать правильное направление, силу и объем движения. Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, появляются новые, правильные, статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность.

Базовые принципы и процедуры:
— сопротивление (большинство техник PNF основывается на знании эффекта сопротивления; активное мышечное напряжение, вызванное сопротивлением, наиболее эффективное проприоцептивное проторение);

— иррадиация (используется для распространения ответной реакции на стимуляцию);

— мануальный контакт (применяется для увеличения силы и управления движениями с помощью правильного захвата);

— положение и механика тела (правильная механика тела и правильное позиционирование);

— звуковая стимуляция (использование слов и соответствующей силы голоса);

— визуальная стимуляция (пациент отслеживает и контролирует свое движение, терапевт и пациент получают обратную связь, поддерживая визуальный контакт друг с другом);

— тракция или аппроксимация (удлинение или компрессия конечностей или туловища);

— стрейч (растяжение) (стрейч-рефлекс возникает в мышцах, которые испытывают напряжение вследствие их растяжения или сокращения);

— синхронизация (последовательность движений);

— паттерны (многочисленные движения, компоненты нормального функционального движения).

Литература:

3. И.Ю. Шпикалова. Кондуктивное воспитание: эффективность и социальная значимость системы. Перспективы развития в России

Коллажи: Оксана Романова

Ходунки, опоры, и дргуие средства реабилитации для детей с синдромом ДЦП

Характеристики:
Возраст:
4-14 лет
Производство:
Россия
Габариты, ДxШxВ:
100x95x113 см
Гарантия:
10 лет
Вес изделия:
18
Длина ноги (min-max): см
45 - 87
Размер сидения: см
24 х 22
Максимальная нагрузка: кг
100


Ходунки представляют собой конструкцию, собранную из трубного алюминиевого профиля на самоориентирующихся колесах с механизмом компенсации веса пользователя.
Использование ходунков обеспечивает плавное передвижение и мягкую амортизацию за счет динамического подвеса, каждая пружина которого компенсирует 10 кг веса и правильно распределяет нагрузку на всё тело.

Дополнительная опция: подголовник.


Ходунки представляют собой конструкцию, собранную из трубного алюминиевого профиля на самоориентирующихся колесах с механизмом компенсации веса пользователя.
Использование ходунков обеспечивает плавное передвижение и мягкую амортизацию за счет динамического подвеса, каждая пружина которого компенсирует 10 кг веса и правильно распределяет нагрузку на всё тело.

Дополнительная опция: подголовник.


Костюм предназначен для лечения расстройств движения, вызванных детским церебральным параличом, травмой головного мозга, инсультом.

Костюм Адели помогает ребенку достичь способности к передвижению, улучшает координацию, улучшает моторику и речь.
Костюм представляет собой виртуальный мышечный каркас, созданный за счет системы опорных и нагрузочных элементов, настраиваемых индивидуально для каждого ребенка.

Принцип действия костюма основан на выработке организмом рефлекторной реакции в ответ на внешнее воздействие. Костюм представляет собой систему опорных и нагрузочных элементов, которая работает как виртуальный мышечный каркас. Расположение элементов системы приближено к расположению мышц- сгибателей и разгибателей (антагонистов), ротационных и прочих мышц. Кроме того, в костюме присутствуют элементы, служащие для корректировки стопы, положения головы и выполнения других функций. Все элементы оборудованы приспособлениями для регулировки напряжения: это позволяет не только регулировать осевую нагрузку на туловище и конечности в диапазоне от 15 до 40 кг, но и производить необходимые корректировки осанки и положения конечностей, включая исходное положение основных суставов и наклон туловища. Принцип воздействия терапевтичекого костюма АДЕЛИ состоит в целевой коррекции движений и осанки пациента с помощью настраиваемых элементов. Это приводит к нормализации афферентных импульсов и к воздействию на двигательный центр мозга для восстановления нарушенных функций. Патологические синергии разрушаются и создаются новые, нормализованные последовательности рефлексов. Это оказывает соответствующее лечащее воздействие на структуры центральной нервной системы, ответственные за моторику и речевые способности.

Вертикализаторы для детей с дцп это устройства, предназначенные для постепенной адаптации правильного симметрического положение тела ребенка в положении стоя. Вертикализаторы для детей с дцп помогают предупредить развитие контрактур и деформаций крупных суставов, увеличивают эффективность физических упражнений; способствуют подавлению патологической постуральной активности, создают условия для выработки нормальных постуральных реакций; обеспечивают правильное и органичное развитие мышц; способствуют устранению нарушений о санки и патологической установки стоп.

Вертикализаторы изготавливаются из разнообразных материалов, таких как дерево, металл, различные полимеры, допускающие санитарную обработку и стойкие к истиранию.

За ботливые родители пр екрасно понимают, что во время лечение дцп непременно должен происходить процесс перевода лежачего ребенка в вертикальное положение . Но у некоторых детей, подверженных опасному заболеванию, может возникнуть напряжение мышц и нервов, что не позволит использовать вертикализацию . В любом случае полное выздоровление ребенка возможно только если он целый день не лежит, и не сидит в коляске для дцп .


Детские ползунки специально сконструированы таким образом, чтобы обеспечить ребенку надежную поддержку и научить ребенка навыкам движения и ползания.

• рама и ручки регулируются по высоте
• 4 колеса с поворотным механизмом
• мягкие поддерживающие ремни регулируются по длине
• съемные ручки для управления
• грузоподъемность – 23 кг
• вес 4,4 кг

Преимущества ползунков :
- позволяют равномерно распределить вес ребенка и обеспечивают возможность естественного передвижения в положении на коленях и руках.
- обеспечивает необходимую тренировку мышц и суставов ног, коленей и рук, необходимую для дальнейшего развития навыков самостоятельной ходьбы у ребенка
- устройство обладает ярким привлекательным дизайном
- дает возможность ребенку с ограниченными физическими возможностями обрести самостоятельность в передвижении.

Технические характеристики:
- рама регулируется по высоте
- оснащена четырьмя колесами с поворотным механизмом
- ползунки оснащены конструкцией из мягких поддерживающих ремней
- ремни регулируются по длине и могут быть настроены в соответствии с весом и размерами ребенка
- ходунки оснащены съемными ручками, которые могут использоваться родителями или терапевтами во время лечебного занятия.
- ручки позволяют корректировать направление движения ребенка.

Технические данные:

Ширина 600 мм
Длина нижней части 500 мм
Регулировка высоты распределяющей вес крышки 570-650 мм
Регулировка высоты ручек для управления 900-950 мм
Диаметр колес 50 мм
Грузоподъемность 23 кг
Вес 4,4 кг


Ходунки представляют собой комплекс устройств, обеспечивающих поэтапность реабилитации.

• cтальная конструкция
• оснащены 4-мя колесами
• высота от ручек до пола и охватывающего механизма регулируются по высоте: S - от 46 до 66 см, M - от 55 до 85 см
• ширина ходунка: S - 46 см, M - 54 см
• грузоподъемность – 70 кг
• вес: S - 9,6, M - 13,4 кг

Технические данные:

размер S размер M
Ширина с винтами 600 мм 700 мм
Ширина ходунка 460 мм 550 мм
Ширина между ручками 200 - 280 мм 350 - 450 мм
Высота от ручек до пола 460 - 660 мм 550 - 850 мм
Высота охватывающего механизма 460 - 660 мм 550 - 850 мм
Длина 600 мм 800 мм
Масса 9,6 кг 13,4 кг

Ходунки имеют складную конструкцию, изготовленную из алюминиевых трубок с лаковым защитным покрытием. Используются для реабилитации инвалидов.

Надежная фиксация в рабочем положении обеспечивается кнопочными замками - простыми, удобными и безопасными в обращении. На боковых опорах установлены мягкие поручни. Высота опоры регулируется через 2,5 см. При ходьбе пациенту следует переставлять ходунок вперед и опираясь на поручни, сделать шаг.

• ширина – 33 см
• регулируются по высоте: от 62 до 70 см
• легкая прочная конструкция
из алюминиевого сплава
• оснащены 2-мя литыми полиуритановыми колесами высотой 7,5 см,
• которые не оставляют следов на поверхности
• мягкие пористые ручки
• грузоподъемность – 60 кг
• вес 2,2 кг


Опоры-ходунки оснащены полным набором приспособлений для фиксации различных частей тела в правильном положении. Все приспособления легко крепятся
и снимаются, позволяя собирать ходунки, как конструктор, соответственно потребностям конкретного пациента на различных стадиях реабилитации. Все фиксаторы регулируются по нескольким параметрам для максимально точной подгонки ходунков под анатомические особенности пациента. Ходунки выпускаются в трех размерах и могут использоваться как в реабилитационных центрах, так и в домашних условиях.


Опоры-ходунки используются для реабилитации инвалидов, обеспечивают надежную опору при передвижении людей с нарушением двигательных функций. Ходунки имеют складную конструкцию, изготовленную из алюминиевых трубок с лаковым защитным покрытием. Надежная фиксация в рабочем положении обеспечивается кнопочными замками - простыми, удобными и безопасными в обращении. На боковых опорах установлены мягкие поручни. Высота опоры регулируется через 2,5 см. При ходьбе пациенту следует переставлять ходунок вперед и опираясь на поручни, сделать шаг.

5 минут Ирина Смирнова 576


  • Для чего инвалидам нужен вертикализатор
  • Разновидности
  • Что необходимо учитывать при выборе
  • Видео по теме

Многие инвалиды не имеют возможности передвигаться самостоятельно в силу повреждений или атрофии нижних конечностей. Среди людей с ограниченными возможностями встречаются те, которые совершенно не могут двигаться по причине тяжёлых заболеваний. Для таких граждан изобрели специальное устройство – вертикализатор для инвалидов. Он создан, чтобы оказывать помощь в принятии вертикального положения больному.

Для чего инвалидам нужен вертикализатор

Вертикализатор (его другое название стендер) необходим многим инвалидам, в том числе и по психологической причине. Ведь скованное состояние и невозможность таких граждан принимать участие в каких-либо жизненных процессах сильно угнетает. При этом он может оказаться в депрессивном состоянии и потерять интерес к существованию. Наличие вертикализатора позволяет инвалидам вести совершенно иной образ жизни.

Врачи рекомендуют приобрести стендер в основном по медицинской причине, так как у людей, постоянно находящихся в положении сидя или лёжа, замедляются некоторые процессы. Это может привести к неприятным последствиям, к примеру, почечной, лёгочной недостаточности, остеопорозу или понижению кровяного давления. Кроме того, у таких больных замедляется кровообращение и возникают пролежни.

Стендер зачастую назначается пациентам для реабилитации в период терапии некоторых патологий, вызывающих неспособность ходить, или после проведения хирургического вмешательства.

Вертикализатор обычно необходим пациентам со следующими болезнями:

  • ДЦП;
  • нарушение работы спинного мозга;
  • повреждения позвоночника;
  • дистрофия мышц;
  • рассеянный склероз;
  • инсульт.

Стендер предназначен для тренировки равновесия и получения навыков по самостоятельному обслуживанию.

Разновидности

Стендер – это устройство со специальными ремнями, которыми фиксируется инвалид. Они удерживают тело таким образом, что нижние конечности совершенно не нагружаются. Конструкция вертикализатора имеет фиксаторы туловища, стоп, коленей и таза.

Существует несколько их разновидностей:

  • Динамический. Этот вертикализатор выпускается для взрослых людей. Он позволяет человеку самостоятельно перемещаться. Динамический стендер имеет большие колёса, на которые человек воздействует силой рук.
  • Статический. Он включает в себя небольшие колёсики, которые помогают передвигаться по помещениям. При этом посторонней помощи инвалиду не требуется.
  • Передний. Такое устройство могут приобрести не только взрослые, но и дети. Передний вертикализатор подразумевает опору на область живота. Однако использовать его могут лишь те люди, которые держат голову самостоятельно.
  • Задний. Устройство предназначено для опоры на спину. Такие стендеры нужны людям, не способным самостоятельно держать голову. Обычно они назначаются пациентам, которые не могут двигаться.
  • Коляска с вертикализатором. Они выпускаются не только с механическим, но и с электрическим приводом. Удобная конструкция данного стендера позволяет легко перемещать инвалида из сидячего в стоячее положение. Это действие сильно облегчает жизнь больного человека.
  • Многоуровневый. Такое устройство позволяет инвалиду менять своё положение. Пациент может стоять, сидеть и даже лежать. Ещё одной функцией данного вертикализатора является фиксация в положении полустоя.

Существует ещё один вид стендера – активный. Это так называемый тренажёр, с помощью которого можно тренировать мышцы.


Что необходимо учитывать при выборе

К выбору стендера надо подходить с особым вниманием. Прежде, чем приобрести устройство, необходимо измерить не только вес и рост, но и следующие параметры инвалида.

Бёдер и грудной клетки

Ноги, стопы, от колена до стопы и от груди до стопы

Перед выбором вертикализатора следует проконсультироваться с лечащим врачом, поскольку без обследования не получится определить тип нужного оборудования. Медики учитывают возраст больного, его болезнь, а также физические возможности. Сам пациент по возможности тоже должен принять участие в подборе стендера. Ведь он единственный знает и понимает свои потребности.

Детям с церебральным параличом требуется выбирать стендер, учитывая и асимметрию таза. Для них необходимо покупать устройство с жёсткими ремнями, которые должны довольно плотно фиксировать тело. В противном случае ребёнок будет на них висеть. Максимальное пребывание ребёнка с ДЦП в вертикализаторе не должно превышать получаса в день (если врач не рекомендовал другое количество времени), поскольку находясь в устройстве, больной практически не осуществляет движений.

Иногда детям назначают стендер для профилактики контрактур. Ребёнок в этом случае проводит довольно длительное время в конструкции. В такой ситуации требуется портативный вертикализатор, который обустроен столиком и специальным бортиком. Он должен иметь функции изменения высоты, а также угла наклона.

Пациентам, страдающим эпилепсией, требуется все жёсткие фиксаторы и другие детали обить каким-либо мягким материалом.

Выбирая приспособление для взрослого человека, следует учитывать его разновидность. Некоторым нужен передний вертикализатор, другим – задний. Если неправильно отрегулировать или подобрать стендер, то это может привести к значительным болям, дискомфорту или другим неблагоприятным последствиям.

Перед применением оборудования больному измеряется давление. Во время нескольких первых сеансов вертикализации инвалид должен находиться не один. При малейшем возникновении головокружения человека необходимо спокойно посадить, затем положить. При назначении стендера врач должен указать максимальное допустимое время нахождения в нём. Обычно разрешается не более четырёх часов в сутки. Первые сеансы вертикализации проводятся по три или пять минут.

Использование вертикализатора даёт возможность человеку изменить образ жизни. Постоянное лежачее положение зачастую погружает больного в депрессию. Стендер же позволяет человеку принимать участие в целом ряде жизненных процессов. При этом одновременно производится тренировка организма.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.