В чем проявляется органический психосиндром при дцп

Все, что выделяет человека на общем фоне живых существ, находится в его голове. Память, мышление, интеллект, психика со всеми присущими ей качествами и свойствами – все это находится в головном мозге. Вот почему различные изменения в поведении и состоянии сразу указывают на проблемы в структуре или функциональности головного мозга. Психоорганический синдром со всеми своими симптомами и вариантами проявления является одним из таких расстройств, причины которого необходимо устранять при помощи лечения.

Просматривая художественные фильмы, можно отметить, что там герои получают множество ударов и травм по голове, впадают в кому, злоупотребляют наркотическими или алкогольными веществами, при этом состояние их головного мозга не меняется. Врачи реального мира наблюдают обратные явления. Различные травмы головы, проникающие инфекции или чрезмерные интоксикации сказываются на состоянии мозга.

Психоорганический синдром проявляется в снижении памяти, интеллекта и эмоциональной восприимчивости. Человек становится больным. Что это за болезнь и как с ней справиться, расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Содержание:

  1. Психоорганический синдром, причины
  2. Жалобы и симптоматика органического психосиндрома
  3. Психоорганический синдром, клинические варианты
  4. Диагностика органического психосиндрома
  5. Психоорганический синдром, лечение
  6. Психотерапия
  7. Реабилитация

Головной мозг человека часто страдает из-за воздействия болезненных факторов. В результате у больного развивается патологический комплекс, называемый в медицине психоорганическим синдромом (ПС, органическим психосиндромом). Он проявляется нарушениями памяти, ухудшением интеллектуальных возможностей, эмоциональными отклонениями и другими психическими расстройствами. Выявленные отклонения требуется лечить медикаментозными и психотерапевтическими методами в специализированных клиниках.

Основные симптомы

Симптомы психоорганического дефекта представлены триадой признаков Вальтер–Бюэля:

  • Нарушение памяти. Расстройство постепенно охватывает все ее виды. Сначала страдает функция фиксации (иначе запоминания) далее человек утрачивает способность вспомнить произошедшие события. Потом все сложнее восстанавливаются прочно усвоенные факты. Ослабление свойств чаще проявляется в форме дисмнезии, когда поражения неравномерно затрагивают функции памяти. Встречается и преобладание амнестического типа патологии с выпадением отдельных событий, смещением настоящего и прошлого, иногда с конфабуляцией — искажением или воображением ситуаций.
  • Снижение интеллекта. Разрушение происходит постепенно: человек утрачивает интерес к окружающему, проявляет бедность эмоций и речи, также замедляется темп психических процессов. У больного снижается уровень суждений и умозаключений, что сказывается на критической оценке событий и собственного поведения. Он неспособен выделить главную мысль в разговоре, зацикливается на несущественных деталях, теряет такт, чувство долга, способность воспринимать все, что не входит в круг интересов.
  • Аффективные расстройства. По незначительным поводам отмечается резкая неадекватная реакция: смешливость или дурашливость, слезы или гневливость (аффективная инконтиненция). Внезапно появившись, эмоции быстро угасают. Недержание эмоций и потеря критической оценки приводят к неоправданному упрямству или повышенной внушаемости.

Больные жалуются на вестибулярные расстройства, ощущение сдавливания и головные боли, не переносят изменения атмосферного давления, повышение температуры воздуха. Не исключены проявления разнообразной неврологической симптоматики: непроизвольные сокращения мышц (гиперкинез), парезы, потеря чувствительности. Иногда по ночам отмечается спутанность сознания, случаются периодические психозы с галлюцинациями, бредом, эпилептиформные припадки.

Выраженность симптоматики различна в зависимости от стадии болезни. В легких случаях сочетание признаков оценивается как изменение уровня личности, на позднем этапе проявлениям присуще слабоумие (органическая деменция).

При эндокринных нарушениях, поражениях сосудов, болезнях ЦНС отмечается повышенная истощенность, даже адинамия (слабость мышц и снижение двигательной активности иногда до полного прекращения). Если причина развития психосиндрома — сифилис или черепно-мозговая травма, преобладает повышенная возбудимость, раздражительность, злость.

Детский психоподобный синдром имеет существенные различия с проявлениями у взрослых, протекает атипично, поскольку органические поражения возникают в период незрелости мозговых функций и ЦНС. В зависимости от возраста ребенка симптомы существенно варьируют:

  • На раннем этапе преобладают эмоциональная возбудимость и впечатлительность, плохой сон нередко с нарушениями периодов. Присутствуют незрелость вегетативных реакций, задержка речи, понижен интерес к интеллектуальной деятельности (слушание сказок, сюжетно-ролевые игры, заучивание стихов).
  • После 4 лет доминируют переменчивость настроения, импульсивность, повышенная раздражительность, неспособность концентрировать внимание. Наблюдаются двигательная расторможенность, несовершенство координации, навязчивость, отсутствие дистанции.

У школьников психопатические признаки отличаются разнообразием: отмечаются выраженные нарушения в интеллектуальной сфере, неврологические синдромы, проявляется недостаток самокритики, обнаруживаются качества личностного дефицита.

Психоорганический синдром, причины

К развитию болезни могут привести самые разнообразные патологии.

Наиболее часто врачам приходится выявлять следующие причинные факторы:

  • Атрофические явления в головном мозге, вызванные сенильными процессами.
  • Атеросклероз сосудов, питающих мозговые ткани.
  • Травматические повреждения головы.
  • Инфекции вирусной и бактериальной природы, поражающие центральную нервную систему. Нередко специалистам приходится иметь дело с менингитами и энцефалитами.
  • Опухолевые процессы.
  • Операции на головном мозге.
  • Эпилепсия.
  • Болезни эндокринной системы – сахарный диабет, поражения щитовидной железы.
  • Сердечно-сосудистая патология, инсульты.
  • Зависимость от психоактивных веществ.

Прогноз

В случае наличия у вас или родственников психоорганического синдрома постарайтесь обратиться к нам, не откладывая надолго своё решение. Мы найдем выход из ситуации при любом варианте заболевания и сделаем всё возможное для того, чтобы добиться положительного результата.

Жалобы и симптоматика органического психосиндрома

Болезнь развивается постепенно. Незначительные проявления становятся более явными и дополняются новыми.

У больных выявляется:

  • Астенический синдром со слабостью, эмоциональной неустойчивостью, головными болями связанными с изменением погоды, повышением артериального давления, приступами тахикардии.
  • Прогрессирующим снижением возможности к концентрации.
  • Рассеянностью, невнимательностью.
  • Психической истощаемостью и физической усталостью.
  • Ослаблением памяти, утратой возможности к запоминанию, забывчивостью, переходящей в амнезию.
  • Конфабуляторный синдром с искаженными воспоминаниями, фантазированием.
  • Сужение интеллекта и обычного объёма интересов. Пациент теряет способность вычленения главного из второстепенного.
  • Процесс деменции.
  • Обеднение речи.
  • Потеря самокритики, этические искажения – снижение способности определять, что является хорошим, а что плохим.

Для ПС свойственна диагностическая триада Вальтер-Бюэля:

  1. Нарастающая утрата памяти.
  2. Прогрессирующее интеллектуальное обеднение.
  3. Эмоционально-волевые отклонения.

Проявления синдрома в детском возрасте

Болезнь крайне редко встречается у детей. Однако, согласно классификации МКБ-10, ее проявления существенно отличаются от наблюдаемых у взрослых пациентов. Это связано с тем, что большая часть психических функций еще не развита в полном объеме. В зависимости от возраста признаки заболевания у детей могут существенно различаться.

У детей раннего возраста может наблюдаться задержка в развитии речи. Детям сложно запоминать новые слова. Должны привлечь внимание неустойчивое настроение, а также нарушения сна. Иногда наблюдается суетливость.

Что касается больных преддошкольного возраста, здесь могут наблюдаться нарушения, связанные с эмоционально-волевой сферой. Поведение ребенка отличается назойливостью, импульсивностью. Страдает мелкая моторика, просматривается неспособность ребенка концентрироваться.

У детей школьного возраста могут наблюдаться нарушения познавательной активности. Помимо этого, должны обратить на себя внимание повышенная самокритичность, а также импульсивность.

Психоорганический синдром, клинические варианты

Наблюдения за больными дают возможность лечащим врачам выявить доминирующий тип течения болезни.

Выявляют несколько разновидностей заболевания:

  1. Астенический.
    Болеющие люди теряют способность занятий любым видом деятельности. Они жалуются на выраженную усталость, физическую слабость, раздражительность, отсутствие работоспособности и пониженное настроение. Их беспокоит гиперчувствительность к звукам, цветам, запахам.
  2. Эксплозивный.
    Пациенты излишне возбудимы, избыточно восприимчивы к любой информации, агрессивны. Любое противоречие по отношению к себе вызывает у них злобный ответ, часто с элементами истеричности. Чтобы облегчить себе состояние, они нередко принимают алкоголь. Со временем у них выявляется мелочность, придирчивость, формирование сверхценных идей и паранойя.
  3. Эйфорический.
    Больные склонны в течение дня к неоднократным резким перепадам настроения. Приступы весёлости и беспечность быстро переходят к агрессивной возбужденности.
  4. Апатический.
    В клиническом состоянии у болящих доминирует безразличие к окружающему, безучастность к жизни. На фоне ослабления памяти и интеллектуального сужения развивается деменция.

Неврологические симптомы

Пациенты также могут жаловаться на следующие проявления синдрома:

  • ритмический шум в ушах, разный по интенсивности;
  • головокружение, которое возникает при смене положения тела;
  • нарушения чувствительности — человек может ощущать мурашки, покалывание и онемение конечностей;
  • утренние головные боли преимущественно в области затылка;
  • расстройства сна (поверхностный сон с частыми пробуждениями, бессонница, дневная сонливость);
  • астению (сильную усталость, утомляемость, отсутствие сил и энергии);
  • ухудшение самочувствия в условиях духоты, шума и жары.

Эти симптомы часто сопровождаются нарушениями речи (афазии), двигательными расстройствами (параличами) и агнозиями (нарушение узнавания различных объектов и явлений окружающего мира).

Диагностика органического психосиндрома

Пациентам при поступлении на излечение в клинику предлагается полный объём исследований.

План обследования включает:

  • Сбор данных о начале болезни. В тяжёлой ситуации с привлечением близких.
  • Осмотр внешнего вида с физикальными методами (аускультацией, пальпацией, перкуссией).
  • Определение неврологического статуса.
  • Лабораторная и инструментальная диагностика (ЭКГ, КТ и МРТ).

В некоторых случаях требуется привлечение к выявлению причины болезни профильных специалистов: инфекциониста, травматолога, невролога, эндокринолога.

Психоорганический синдром, лечение

После получения всех данных обследования выясняется, в какой именно больнице требуется оказание помощи. При устранении причинного фактора психические нарушения снимаются в стационаре психо-неврологического или наркологического профиля.

Чтобы убрать симптоматику ПС, используют медикаментозное лечение, включающее применение:

  • Группы ноотропов
    . Данные препараты играют важную роль в устранении мнестических, интеллектуальных и когнитивных нарушений. Чтобы они дали нужный эффект, требуется назначать их длительное время и в больших дозах. Со временем у больных на фоне действия ноотропных лекарств отмечается явное улучшение.
  • Нейротрофических средств
    с защитным действием. Метаболический и нейропротекторый эффект позволяет восстановить трофику головного мозга и благоприятно воздействовать на все психические функции.

  • Витаминов
    , особенно группы В, принимающих участие в передачи нервных импульсов.
  • Антиоксидантов
    , ускоренно выводящих из клеток токсичные катаболиты.
  • Успокоительных
    , устраняющих эмоциональное возбуждение и психотические реакции.
  • Транквилизаторов
    , снимающих страхи.

В качестве дополнительной терапии применяются гормональные средства, противосудорожные лекарства и другие по показаниям.

Диагноз и лечение

Прежде чем поставить диагноз – врач проводит полный осмотр и диагностику пациента. Такие меры проводят в комплексе и состоят из применения таких методик:

  • осмотр пациента и его опрос, его окружения, сбор анамнеза, его анализ;
  • направление на сдачу биоматериала на лабораторное исследование – в этом случае пациент сдает на анализ собственную кровь и мочу, врачи определяют уровень его билирубина в крови, а также АЛТ и АСТ;
  • обследование пациента при помощи аппаратных методов – при помощи компьютерного томографа и рентгенологического исследования черепной коробки, ЭЭГ.

Дополнительно пациенту может понадобиться консультация невропатолога, а также терапевта.

Лечение психоорганического синдрома всегда комплексное с назначением медикаментозных препаратов, а также прохождением курса физиотерапии и приема гомеопатических средств.

Медикаментозный курс предусматривает назначение в схеме терапии следующих препаратов:

  • ноотропные лекарства – это может быть Пирацетам, Фенотропил, Семакс, Церебролизин;
  • нейротрофики позволяют восстановить нормальный кровоток головного мозга;
  • церебро и нейропротекторы, а также витамины, в составе которых в повышенной дозировке присутствуют витамины В, С, Е, никотиновая кислота.

Курс физиотерапевтических процедур позволяет улучшить функции ЦНС, укрепляя иммунитет и активируя все защитные силы организма, повышает способность адаптироваться в новых условиях.

При отсутствии у пациента показаний к физиотерапии, таких как рак и туберкулез, сердечная недостаточность, лихорадка или же поражение острыми инфекционными заболеваниями ему могут быть назначены хвойные ванны или же таковые с добавлением морской соли, электрофорез и магнитотерапия.

Если ставится за цель понизить мышечный тонус – назначаются курсом парафиновые аппликации и рефлексотерапия, массаж и мануальная терапия.

Положительный эффект дает и использование ультразвука и тепловая стимуляция пациента, физиотерапевтические процедуры с использованием токовых импульсов.

Если пациент пережил инсульт и развился психоорганический синдром – все физиотерапевтические процедуры врач назначает лишь по истечении 1-1.5 месяца после острой стадии заболевания.

Психотерапия

Особенности излечения психоорганического синдрома предполагают сочетание медикаментозного лечения и психо-реабилитационных методов.

Психотерапия включает:

  • Сеансы индивидуальной психокоррекции.
  • Применение внушения наяву и гипнотическое воздействие.
  • Когнитивно-поведенческую форму влияния на психику.
  • Арт-терапию.
  • Семейный формат психореабилитации.

Особое значение придается физиотерапевтическим процедурам, массажу, упражнениям лечебной физкультуры. Хороший лечебный эффект дает иглотерапия, устраняющая многие неврологические симптомы.

Терапия

Как такового конкретного лечения психоорганического синдрома не существует. Терапия направлена в первую очередь на устранения тех первопричин, что вызвали синдром. Несмотря на огромный выбор психотропных препаратов на рынке, не существует специфического лечения данного заболевания. Врач-психиатр может назначить лишь поддерживающую терапию в зависимости от степени выраженности сопутствующих симптомов.

Необходимо отметить, что только квалифицированный специалист имеет право заниматься постановкой диагноза и назначением лечения. Следует обращаться к психиатру, психоневрологу или же к участковому терапевту при подозрении на психоорганический синдром. Психиатрия – это та сфера, где лучше не откладывать лечение. Своевременное обращение к врачу поможет избежать неприятных последствий.

Реабилитация

Основное количество больных психоорганическим синдромом относится к старческому возрастному периоду. В этом возрасте большинство пациентов требует специальный уход и наблюдение персонала. Поэтому в клинике им создаются особые условия.

После прохождения курса излечения клиентам полезна консультативная помощь, психологическая поддержка. С помощью специалистов по реабилитологии лиц с утратой социальных навыков обучают способам самообслуживания. При необходимости родственники могут вызвать врача на дом.

Степень выздоровления и процент восстановления утраченных функций зависит от причины болезни. Наилучший прогноз дают посттравматические виды психоорганического синдрома, так как устранить причинный фактор удается довольно быстро. Деструктивные процессы в мозге идут в формате прогрессирующих нарушений, поэтому лечением и реабилитацией удаётся добиться лишь облегчения состояния.

Проконсультируйтесь со специалистом

Или позвоните:+7 (495) 744-85-28

Звоните! Работаем круглосуточно!

Острое и хроническое течение

В течении психоорганического синдрома МКБ выделяет еще два варианта болезни – хронический и острый. Что касается последнего, то для него характерна внезапная манифестация. Острое состояние может продлиться от нескольких дней до нескольких недель. В дальнейшем не исключены рецидивы, которые переходят в хроническое течение.

Что касается хронического синдрома, то здесь симптоматика может быть нередко малозаметной. Болезнь характеризуется различным течением, а ее симптомы во многом зависят от особенностей предыдущего заболевания.

  • Например, при болезни Пика или хорее Гентингтона синдром прогрессирует и быстро приводит к слабоумию.
  • При заболевании, возникшем вследствие черепно-мозговой травмы, течение болезни максимально приближено к стационарному.
  • При возникновении доброкачественных опухолей нередко возможны ремиссии.

Психопатологические синдромы Количество больных II о л
м(%) ж(%)
Интеллектуальная недостаточность 68 41 27
Церебрастенический синдром 34 21 13
Двигательная расторможенность 23 13 10
Эпиприступы 14 7 7
Энурез 13 7 6
Энкопрез 6 5 1
Расстройства сна 12 7 5
Тики 11 8 3
Депрессивный синдром 9 4 5
Тревожно-фобический синдром 8 4 4
Ипохондрический синдром 7 3 4
Обсессивный синдром 6 3 3
Аффективная возбудимость 17 11 6
Изменения личности 28 19 9
Невропатия 43 29 14

Таблица 5
Характеристика психопатологических проявлений у больных ДЦП в зависимости от пола и возраста

Клиническая группа К-во больных (%) Пол (%) Возраст больных (%)
М Ж До 3 х лет 3 5 лет 6 9 лет 10 13 лет 14 17 лет
Интеллектуально-мнестическая недостаточность: 59 31 28 13 15 11 12 9
а) пограничная умственная отсталость 24 13 И 4 6 4 5 5
6) дебильность 13 4 9 3 3 2 4 1
в) имбецильность 10 5 5 2 3 2 1 1
г) идиотия 14 7 7 4 3 3 2 2
Церебрастенические, неврозоподобные и вторичные невротические расстройства 22 10 12 3 5 5 5 3
П атохарактеро логические реакции и формирования личности: 19 13 6 2 4 5 6 2
а) эпилептоидные 4 3 1 1 2 2 2
б) истероидные 9 3 6 1 1 2 2 1
в) шизоидные (аутичные) 5 3 2 1 1 2 1
Клиническая группа К-во больных Значительная эффективность,%
После 2-3 сеансов После 1 курса После 2 курса
Интеллектуально-мнестические расстройства: 177
а) пограничная умственная отсталость 72 17 58 88
б) дебильность 39 9 29 46
в) имбецильность 30 23 23
г) идиотия 36 14 14
Церебрастенические, неврозоподобные и невротические расстройства 66 36 68 77
Психопатоподобные личностные реакции и формы поведения: 54
а) эпилептоидные 12 25 50
6) истероидные 27 33 56
в) шизоидные 15 20 40

Больные ДЦП є более тяжелыми психопатологическими расстройствами оказались менее чувствительными к первым 2-3 сеансам лечения (см. табл.6). Хотя определенные положительные сдвиги в психическом статусе в этот период наблюдались и у некоторых из них (повышение общей активности), но эти изменения еще были слабо выраженными и не носили устойчивого характера.
К моменту окончания полного 2-х недельного курса интенсивной нейрофизиологической реабилитации, а в ряде случаев через 2-3 недели после него, отчетливые положительные сдвиги в психическом статусе обнаруживались у большинства больных, проходивших лечение. При этом они носили достаточно стабильный, а у некоторых детей — качественный характер. Однако эффективность метода была неодинаковой в группах больннх ДЦП с различными психопатологическими синдромами, доминирующими в клинической картине заболевания.
Так, проявления пограничной умственной отсталости существенно смягчались у 58% страдающих ею детей. У 29% детей с легкой формой дебильности отмечалось заметное увеличение показателей как вербального, так и невербального интеллекта, уменьшались сопутствующие заболеванию явления социальной (школьной) дезадаптации. Улучшались внимание, память, общий жизненный тонус. Повышался аппетит, нормализовался сон, дети легче и продуктивнее общались со сверстниками.
Положительные перемены произошли в состоянии психического здоровья у 23% больных с имбецильностью и у 14% больных с идиотией. И хотя они по своему интеллектуальному уровню продолжали находиться в группах умеренной и глубокой умственной отсталости, появилась определенная упорядоченность в поведении, их словарный запас, навыки опрятности несколько улучшились. Дети становились более спокойными, проявляли меньшую агрессивность, импульсивность, эмоционально адекватнее реагировали на окружающих. У них заметно повышался аппетит, нормализовался сон, урежались судорожные приступы, очищались кожные покровы от имевшихся ранее сыпей, фурункулов, угрей. Следует отметить, что уменьшение психопатологических проявлений, наблюдаемое в процессе лечения у большинства детей с глубокими формами умственной отсталости, зачастую было слабо выраженным и не всегда стойким. Но в целом уровень социально-психологической адаптации возрастал и у этих больных.
Существенно выраженной была эффективность метода в группе детей с ДЦП, страдающих церебрастеническими, неврозоподобными и вторичными невротическими расстройствами. У 68% из них после завершения курса лечения практически полностью исчезали раздражительность, плаксивость, капризность, нарушения сна, немотивированная тревога, явлення энуреза. Улучшились общий фон настроения, активное внимание, память, аппетит. Дети становились живее, жизнерадостнее, легче и активнее вступали в контакты с окружающими. У них расширялся круг интересов, появлялось желание посещать школу, учиться, формировались новые мотивации, повышалась работоспособность, возрастала устойчивость к стрессорным воздействиям.
Психопатоподобные проявления и неадекватные формы психо-логической защиты у детей с ДЦП оказались более устойчивыми к первому курсу интенсивной нейрофизиологической реабилитации. После начальных 2-3 сеансов лечения у большинства больных этой группы каких-либо заметных сдвигов в психическом состоянии практически не происходило. Однако по мере его продолжения психопатологические проявления начинали смягчаться. В подгруппе больных с эпилептоидными нарушениями к концу 1-го курса интенсивной терапии положительные сдвиги в психической сфере наблюдались в 25% случаев. Снизилась склонность к аффективным реакциям, дисфориям, уменьшились агрессивность, злопамятность, конфликтность с окружающими. Поведение стало адекватнее, мягче, спокойнее. Заметно повысился темп мыслительных процессов, переключаем()СТЬ с одного вида деятельности на другой, уменьшились явления педантичности, былой нетерпимости к любым жизненным переменам, редуцировались пароксизмальные и гиперкинетические расстройства.
После первого курса интенсивной терапии у детей с истероидными проявлениями заметное смягчение и устранение основной психопатологической симптоматики имело место в 33% случаев. Почти полностью исчезали капризность, демонстративность, адекватнее становилось общение как в кругу семьи, так и со сверстниками. Менее выраженными становились проявления эгоизма и эгоцентризма. Более реалистично, особенно больные старшего детского возраста, начинали оценивать состояние здоровья и свои возможности. У них появлялись более адекватные планы на будущее.
После первого курса нейрофизиологической реабилитации заметный положительный эффект в отношении психического здоровья наступил и у 20% больных ДЦП с ведущей шизоидной психопатологической симптоматикой. У них заметно повысился общий энергетический потенциал, дети становились активнее в контактах с окружающими. Более адекватными и социально приемлемыми становились их интересы и увлечения. Исчезали мысли о своей ущербности, непохожести на других людей, уменьшалась склонность к бесплодном>'' философствованию. Возникало желание к включению в игры со сверстниками, к социальному самоутверждению, менее болезненно воспринималось внимание чужих людей к себе.
Однако, как показали результаты исследования (см.табл. 6), для достижения стойкого положительного эффекта у больных ДЦП с выраженной психопатологической симптоматикой одного курса системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации обычно было недостаточно. Обнаружилась определенная закономерность: чем тяжелее психические нарушения у ребенка, чем теснее они связаны с личностью больного, чем обширнее и выраженнее лежащее в их основе органическое повреждение головного мозга, тем чаще и интенсивнее должно проводиться лечение. 38% обследованных получили 2-й курс интенсивной реабилитации. После его завершения значительное улучшение состояния психического здоровья, как видно из табл. 6, наступило у 88% больных ДЦП с пограничной умственной отсталостью, у 46% — детей с дебильностью, у 23% — с имбецильноотью, у 14% — с идиотией. При этом у больных с ведущей церебрастенической или неврозоподобной симптоматикой оно после 2-го курса терапии наблюдалось в 77% случаев, с эпилептиформной — у 50%, с истероидной — у 56%, с шизоидной — у 40%. Ни у одного из больных в процессе лечения и после него не наступило какого-либо ухудшения психического здоровья. Более того, они значительно легче стали переносить те экзогенные вредные влияния, которые ранее негативно отражались на основном заболевании: простуды, физические и психические травмы, пищевые отравления.
Таким образом, система интенсивной нейрофизиологической реабилитации является весьма эффективной при лечении психопатологических проявлений у детей с ДЦП. Однако эффективность метода оказалась различной при разных клинических формах психических нарушений. Наиболее выраженной она была у больных с церебрастенической и неврозоподобной симптоматикой, а также с пограничной умственной отсталостью. Несколько слабее эффект 1-2 курсов лечения был у больных с легкими формами слабоумия, неадекватными формами поведения и личностными реакциями. Наименее результативным он оказался у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью.
Разработанный метод обладает большим спектром лечебно-коррекционных возможностей в детской психиатрической практике, причем не только при ДЦП, но и при других нервно-психических расстройствах. Поэтому требуется дальнейшее исследование показаний к его назначению и дифференцированных схем применения при различных клинических формах нервно-психических заболеваний детского возраста.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.