Видов детской деятельности у детей с детским церебральным параличом


Особенности игровой и других видов деятельности дошкольников с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_fadeeva.docx 21.98 КБ

Предварительный просмотр:

детский сад компенсирующего вида № 46

Фадеева Елена Александровна

В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период считается игровая деятельность, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных.

У детей с ДЦП предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, нормально развивающийся ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда уже хорошо держит голову, сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предметов на ощупь. Все это имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.

Динамику развития игровой деятельности у дошкольников с ДЦП изучала Н.В. Симонова. В ее исследовании состояние и динамика развития игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) оценивались по следующим параметрам: наличие мотива, замысла сюжета игры, создание игровой ситуации и принятие на себя роли, овладение приемами реализации игрового действия, планирование, регулирование и соподчинение действий по ходу игры. Результаты исследования показали следующее.

Таким образом, в результате обучения детей с ДЦП 4-5 лет игровой деятельности на первом году обучения отмечается динамика в развитии игры, проявляющаяся в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр.

Игровая деятельность детей с ДЦП 5-6 лет (2-й год обучения) характеризуется становлением сюжетно-ролевой игры. Расширяется тематика игр, игра структурно обогащается, увеличивается ее продолжительность, совершенствуются игровые приемы, используются предметы-заместители, игра носит групповой характер (в игре участвуют 4-5 человек), возникает принятие на себя роли, ролевое общение в игре. Такие качественно-количественные положительные изменения в игровой деятельности возможны в основном за счет грамотного психолого-педагогического сопровождения детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.

Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 6-7 лет (3-й год обучения) характеризуется незначительными изменениями структурно-динамической стороны. Однако на этом этапе появляется формирование самостоятельных творческих коллективов, сворачивается направляющая, планирующая и контролирующая роль взрослого в игре. Если раньше он был инициатором игры, то теперь только содействует игре, наблюдает за процессом, советует и помогает. В игре в большей степени и более полно отражаются взаимоотношения людей, их ролевое взаимодействие. Замысел становится творческим, игра может включать в себя несколько компонентов и состоять из нескольких сюжетов, последовательно переходящих один в другой. Продолжительность игры достигает 35 мин и более.

Таким образом, изучение состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Но вместе с тем игру ребенка с ДЦП и ребенка без двигательной патологии нельзя отождествлять. У детей с ДЦП обнаруживается больший, чем при нормальном развитии, разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре.

Уже в дошкольном возрасте можно начать формирование трудовых навыков и умений у детей с ДЦП. Организация трудовой деятельности дошкольников специфична. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы. Трудовая деятельность рассматривается как источник развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность.

Обычно выделяют следующие виды трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни. Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т.д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса — так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.

Негативно на развитие различных видов деятельности влияет стиль воспитания ребенка по типу гиперопеки. В этих случаях у ребенка не формируется потребность в деятельности, в речевом общении, не развивается способность к волевому усилию, мотивационная сфера, складывается неадекватная самооценка. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности.

Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.

Негативное влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с ДЦП приводит к тому, что он развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу. Однако чем раньше будет проведена диагностика двигательной патологии и психического развития ребенка, чем раньше будет начата комплексная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа, тем меньше будет вероятность возникновения тяжелых вторичных отклонений в психическом развитии и тем благоприятнее будет прогноз по социальной реабилитации и адаптации.

Одной из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте Н.В. Ганзина выделяет игровую. У детей с ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Автор указывает на то, что это связано с двигательной патологией, так как любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных (Ганзина Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП. Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. №. 8. С. 178).

С.Д. Антонюк дает следующее определение подвижным играм - это характерный вид двигательной деятельности. Подвижную игру можно отнести к деятельности, выполненной сознательно, которая направлена на решение поставленной цели. Подвижные игры занимают значительное место в процессе физической реабилитации детей с ДЦП, они способствуют решать лечебные и воспитательные задачи на значительном эмоциональном уровне.

Значительное опоздание претерпевает предметная деятельность у детей с ДЦП. Из-за сложной структуры двигательного дефекта у таких детей сложно выполнимы предметные действия. С.Д. Антонюк уточняет, что это в результате может привести к приостановке формирования целостного представления о предмете, а так же к маленькому запасу знаний и представлений об окружающем мире. Именно зрительно-моторная координация способствует воспитанию предметной деятельности. Зачастую дети с ДЦП не имеет возможности прослеживать глазами за движениями рук, это в свою очередь мешает формированию предметной деятельности. Такая особенность формирования предметной деятельности отрицательно воздействуют на процесс подвижной игры (Антонюк С. Д. Влияние направленной игротерапии на формирование сенсомоторного интеллекта у детей с проблемами в развитии. Адаптивная физическая культура. 2004. № 4. С. 11).

М.С. Якушкина указывает на то, что всестороннее освоение ребенком с ДЦП подвижных игр является особенно значимым обстоятельством для полноценного развития личности, формирования познавательных психических процессов, коммуникативных навыков, а так же развития других видов деятельности. По данным автора, уровень сформированности игровой деятельности в одной группе не могут быть одинаковыми (Якушкина М.С. География игры. Адаптивная физическая культура. 2001. №1. С. 32).

Динамике формирования игровой деятельности у дошкольников с ДЦП посвящена научная работа Н.В. Ганзиной. Она рассматриваете сформированность игровой деятельности по следующим параметрам: присутствие мотива, замысла игры, создание игровой ситуации и принятие на себя роли водящего или игрока, постановка и решение задач во время игры. В своем исследовании автор получила следующие показатели.

Автор выделяет подвижную игру как одно из средств коррекции у детей с ДЦП, указывая на большую эмоциональность при игровой деятельности. Если ребенок-инвалид получает радость и эмоциональный подъем от подвижной игры, то получен значительный результат игры. За счет этого подвижные игры особенно с элементами соревнования, сильнее, нежели другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма детей с ДЦП в движении. На ребенка с ДЦП оказывается всестороннее влияние во время проведения подвижных игр, особенно на моторику и нервно-психическую сферу играющего (Тимофеева Т.Н. Игровая коррекционная методика занятий с детьми с проблемами развития. С. 32).

Значение двигательной деятельности в подвижной игре велико. Для подвижной игры свойственны творческие оживленные двигательные действия, имеющие мотивацию за счет сюжета игры. Данные действия в большинстве случаев ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными проводящим игру или самими играющими). Они направлены на преодоление разнообразных возникающих трудностей по пути к достижению назначенной цели (выиграть, преодолеть поставленные препятствия) (Антонюк С. Д. Влияние направленной игротерапии на формирование сенсомоторного интеллекта у детей с проблемами в развитии. С. 12).

Отсюда, можно сделать вывод, что на первом году обучения детей с детским церебральным параличом четырех-пяти лет в игровой деятельности отмечается динамика в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр (Тимофеева Т.Н. Игровая коррекционная методика занятий с детьми с проблемами развития. С. 33).

Во второй год обучения игровая деятельность детей с ДЦП пяти-шести лет может характеризоваться становлением сюжетно-ролевой игры. Происходит расширение тематики игр, игра структурно обогащается, продолжительность проведения игр увеличивается, совершенствуются игровые приемы, применяются предметы-заместители, количество участников в игре становится больше (примерно четыре - пять игрока), ребенок примеряет роль на себя, происходит ролевое общение в игре. С.Д. Антонюк указывает на то, что положительная динамика в качественно-количественной игровой деятельности вероятна в связи с хорошим психолого-педагогическим сопровождением детей, а также благодаря проведению коррекционно-развивающей работы с ними.

Игровой деятельности дошкольников с ДЦП шести-семи лет (третий год обучения) характерно незначительное изменение структурно-динамической стороны. Но автор оговаривает тот факт, что на данном этапе возникает организация самостоятельных творческих коллективов, роль взрослого в игре меняется. Если до этого он был инициатором в подвижной игре, то сейчас лишь способствует игре, наблюдает со стороны за игрой, направляет, поощряет, в каком то случае оказывает помощь. В подвижной игре в основном более обширно начинает воспроизводятся отношения межу детьми, их ролевое взаимодействие. Замысел реализуется в творчество, возможности игры расширяются, она включает в себя определенное количество компонентов и состоит из нескольких сюжетов, постепенно переходящих один в другой. Игра может длиться тридцать пять минут, а иногда и более.

Делая вывод, можно сказать, что исследование состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП можно проследить же изменения, что и у детей без нарушений. Но автор указывает на тот факт, что игру детей с детским церебральным параличом и детей без двигательной патологии нельзя объединять. У детей с ДЦП раскрывается значительный, чем при развитии без патологии, разброс уровней игры в одной возрастной группе, неоднородная сформированность некоторых структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Кроме того дести с ДЦП в большей степени нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослого, мотивация к игровой деятельности у них не так сильно развита, может наблюдаться низкая активность в подвижной игре.

Влияние на развитие игровой деятельности оказывает тот или иной тип гиперопеки ребенка. При большой опеке со стороны родителей у ребенка не вырабатывается потребность в деятельности, в речевом общении, не вырабатывается способность к волевому усилию, очень слабая мотивация, формируется неадекватная самооценка. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности (Антонюк С. Д. Влияние направленной игротерапии на формирование сенсомоторного интеллекта у детей с проблемами в развитии. С. 12).

Л.М. Шипицина указывает на преимущества подвижной игры перед физическими упражнениями, выделяя ее эмоциональное проведение, инициативность участников игры, развитием фантазии у игроков, а также благодаря игре происходит стимулирование двигательной активности.

В подвижных играх дети с ДЦП применяют естественные движения в развлекательной ненавязчивой форме.

Так же эффективны для коррекции детей с ДЦП и игровые упражнения, отличие их от подвижных игр в том, что они не имеют законченного сюжета или развития событий (к ним относятся эстафеты) (Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003. С. 176).

М.С. Якушкина указывает на то, что точная и верная организация подвижных игр благоприятно воздействуют на формирование костно-связочного аппарата, мышечной системы, на становление правильной осанки. Все выше перечисленное подчеркивает важность применения подвижных игр, именно они увлекают детей с ДЦП в различную деятельность, в основном динамическую работу, где участвуют как крупные, так и мелкие мышечные группы, благодаря играм происходит увеличение подвижности в суставах.

Автор так же утверждает, что подвижные игра активизируют сердечно-сосудистую систему, легкие, поднимает их работоспособность, способствует улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.

В наши дни в дошкольных учреждениях в работе с детьми ДЦП все больше начали обращать внимание на включение подвижных игр в занятия для коррекции и социальной адаптации.

Основная задача при использовании подвижных игр у дошкольников с ДЦП является повышение уровня двигательной моторики, добиваться вертикального положения тела, развитие мелкой моторики рук. Существенное условие решения данной задачи - расслабление спастически сокращенных мышц и укрепление ослабленных, растянутых мышц. Автор указывает на то, что реализация подвижных игр в занятиях дошкольников с ДЦП особенно необходима для детей-инвалидов, благодаря намеренно направленным упражнениям происходит трофическое влияние на их организм, которое в свою очередь помогает восстановлению иннервационных механизмов и предупреждению образования вторичных контрактур и деформаций, а при необходимости содействуют формированию компенсации, помогает улучшению психомоторных показателей развития, улучшению работы дыхательной систем, вестибулярного аппарата, коррекции нарушенной осанки (Якушкина М. С. География игры. С. 32).

Дальнейшее усложнение игры приводит к тому, что дети с ДЦП из-за значительного эмоционального напряжения выполняют максимальное волевое движение, а значит - существенно большая вероятность упрочения выполняемого движения и перехода его в полуавтоматизированное. Такое же воздействие имеют игровые упражнения и эстафеты.

Л.В. Шапкова обращает внимание на то, что в процессе игровой деятельности ребенок с ДЦП стремится выполнить условия игры, соблюдая правила, чувствует успех при победе, за счет чего самоутверждается в коллективе, у него появляются положительные эмоциональные реакции. Все это приводит к тому, что ребенок-инвалид с большей силой, уверенностью, активностью и мотивацией работает над предложенными ему движениями в подвижных играх.

Зачастую под эмоциями во время игровой деятельности ребенок с ДЦП правильнее выполняет то или иное движение, нежели при выполнении обычных упражнений в индивидуальном процессе обучения, когда он не может скорректировать движение, производя его не совсем правильно (Коррекционные подвижные игры и упражнения детей с нарушениями в развитии / Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2002. С.101).

Отсюда, важным условием воспитания игровой деятельности у ребенка с ДЦП считается проводимая с ним адекватная, компетентная, регулярная коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов вида деятельности. Регулярное применение игрового метода при проведении ЛФК, а так же других видов занятий приводит к хорошим результатам в улучшении двигательных навыков.

Отрицательное влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с ДЦП в результате может привести к тому, что он развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу. М.С. Якушев обращает внимание на то, что чем раньше проведена диагностика двигательной патологии и психического развития ребенка-инвалида, тем раньше необходимо использовать комплексную психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу. В результате, во время проведенная работа дает большую вероятность невозникновения тяжелых вторичных отклонений в психическом развитии, а также способствует положительному прогнозу по социальной реабилитации и адаптации (Якушкина М. С. География игры. Адаптивная физическая культура. 2001. №1. С. 34).

Особенности развития детей дошкольного возраста

с ДЦП (детским церебральным параличом)

Баранова Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: детский церебральный паралич (ДЦП); пренатальные, перинатальные, постнатальные факторы; основные формы детского церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая диплегия; гемипаретическая, гиперкинетическая, атонически-астатическая формы ДЦП.

Детский церебральный паралич (далее ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП развивается в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%), речи и др. У некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина и вынужденная обездвиженность создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной степени выраженности.

Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие нарушения, на другом – минимальные. Психические и речевые расстройства, также как и двигательные имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности.

Тяжелая. Дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Они не могут себя обслуживать.

Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т.п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.

Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они могут себя обслуживать, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

При легкой и средней степени поражения (а таких детей более 70% среди всех, страдающих ДЦП) дети могут посещать коррекционно-образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые больные воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Медицинской наукой накоплены огромные данные о причинах возникновения детского церебрального паралича. Многочисленные исследования свидетельствуют о нарушении развития плода под влиянием различных вредных факторов. В настоящее время доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Принято выделять: пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношения к происхождению ДЦП.

Пренатальные факторы:

- конституция матери, соматические, сердечно-сосудистые, эндокринные, инфекционные заболевания будущей матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус), вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);

- физические травмы, ушибы плода;

- осложнения предыдущей беременности;

- физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение);

- некоторые лекарственные препараты;

- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови;

- экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода, воздух; содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок, повышенный уровень радиации).

Все выше перечисленные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии). Развитие нервной системы плода в этих условиях нарушается. К факторам, нарушающим развитие плода также относят следующие: вес менее 1500 г, микроцефалия, ненормальная позиция плода, малый вес плаценты, беременность сроком менее 37 недель, аномалия конечностей, генетические факторы.

Перинатальные факторы.

К этим факторам относят родовую травму, асфиксию в родах. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП. Родовая травма, с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая механическая травма, с другой – она вызывает нарушение мозгового кровообращения и в тяжелых случаях кровоизлияние в мозг. Причинами родовых травм могут быть механические повреждения при рождении (применение щипцов, вакуумоэкстрактора (15%), неправильное предлежание плода (7%), узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, скоротечные роды (11%), длительные потуги, искусственные роды – кесарево сечение (8%), патология плаценты или пуповины, обвитие пуповины, слабость родовой деятельности (27%), преждевременное отхождение вод (18%).

Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией – патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания и сердечной деятельности. Частота случаев ДЦП среди детей, родившихся в асфиксии, колеблется по данным разных исследователей от 3 до 20%. Четкая связь прослеживается между родовой асфиксией и ДЦП у детей, рожденных преждевременно.

Постнатальные факторы.

На постнатальной стадии выделяются следующие причины отклонений:

- травмы черепа и костей, субдуральные гематомы;

- инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга;

- интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками, свинцом, мышьяком и др.;

- кислородная недостаточность: при удушении, утоплении;

- осложнения после прививок;

- при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в мозге: опухоли, кисты, гидроцефалия.

Примерно в 2% случаев основную роль в развитии ДЦП играет генетический фактор.

На практике часто встречаются сочетания различных вредоносных факторов. В мировой литературе предложено более двадцати классификаций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой, в которую включены собственные данные автора и элементы классификации Д.С.Футера и М.В. Цукер.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм детского церебрального паралича:

Спастическая диплегия - наиболее распространенная форма ДЦП, характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием специального обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых навыков. При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых расстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы.

Следующая форма ДЦП - двойная гемиплегия - возникает при наиболее тяжелых поражениях незрелого мозга. Это тоже тетрапарез. Однако обе пары конечностей поражаются в одинаковой степени Больные - практически обездвиженные, безречевые и имеют глубокую степень интеллектуального недоразвития. Их состояние усугубляется наличием сопутствующих синдромов, что приводит к невозможности их воспитания и обучения. При условии отсутствия глубокого интеллектуального недоразвития у этих больных двойная гемиплегия может трансформироваться в спастическую диплегию.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется наличием насильственных движений. Гиперкинезы встречаются в сочетании и с параличами, и с парезами или без них. Широко распространены речевые нарушения (90%), чаще - в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект ребенка при этом часто остается удовлетворительным. Обучению ребенка мешают тяжелые речевые нарушения и тяжелые расстройства произвольных движений. Однако дети с этой формой ДЦП проявляют стремление к общению и обучению. Эта форма вполне благоприятна в отношении обучения и социальной адаптации.

Атонически-астатическая форма ДЦП отличается низким тонусом мышц, в отличие от других форм с высоким тонусом. Для этой формы характерно наличие парезов, атаксии и тремора. У 60% - 75% детей наблюдаются речевые расстройства в форме мозжечковой дизартрии. Довольно часто при этой форме наблюдается недоразвитие психики.

Гемипаретическая форма. При этой форме двигательные расстройства выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Из-за трофических расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда - укорочение длины паретичной конечности. При этом тяжелее поражаются руки - правая или левая. Эта категория больных ДЦП, как правило, лучше, чем при других формах, общается, социально ориентируется и приучается к труду, но нуждается в коррекции нарушений таких корковых функций, как счет, письмо, пространственное восприятие.

Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболевания в течение многих лет сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, которые препятствуют развитию двигательной сферы (Семенова К.А., Махмудова Н.М.).

Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются не только паретичностью, нарушением тонуса мышц, наличием насильственных движений - гиперкинезов, но и неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают наличие атаксий и дизметрий, что проявляется в виде неточности движений рук. Все эти двигательные расстройства с возрастом имеют тенденцию к усилению. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений.

Для детского церебрального паралича характерно нарушение и высших кинестетических функций (нарушение мышечно-суставного чувства), определяющих в значительной степени не только тонус мышц, но и развитие произвольных движений (К.А.Семенова). У больных при сохранности правильного восприятия отдельных движений нет возможности синтезировать эти движения в единое целое. Дети, больные двойной гемиплегией не узнают формы пассивного движения пальца по геометрическим фигурам. У детей, страдающих гиперкинетичекой формой ДЦП, кинестетическое чувство иногда исчезает до полной потери после непроизвольных движений.

При атонически-астатической форме патологии кинестетического восприятия часто больной не может ощущать прямую линию - как прямую. Она воспринимается, как часть окружности. При гемипарезах кинестетическое восприятие неполное, иногда возникает ложное восприятие формы пассивного движения. Специалисты по проблемам детского церебрального паралича (Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова) считают, что патология кинестетического восприятия является одной из причин нарушения хода развития ряда гностичеких функций. Кроме того, установлено, что при ДЦП имеют место расстройства пальцевого праксиса, пальцевого гнозиса, нарушение стереогноза.

Вышеизложенное подтверждает сложный и стойкий характер нарушения двигательной функции у детей, страдающих различными формами детского церебрального паралича, и указывает на то, что эти нарушения специфичны для той или иной формы. Однако познавательная деятельность детей с ДЦП нарушается и в связи с особенностями их психического развития. Многие авторы (М.Б. Эйдинова, К.А. Семенова, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Е.И. Кириченко, И.Ю. Левченко) относят нарушения психического развития у детей с ДЦП к аномальному психическому развитию и утверждают, что эти нарушения в значительной степени зависят от локализации и времени поражения головного мозга.

У ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности формирование всех видов восприятия может быть нарушено на самых ранних этапах его развития. Причиной являются такие факторы, как нарушение моторного аппарата глаз, недоразвитие статокинетических рефлексов, способствующее ограничению полей зрения у таких детей. Известно, что развитие полей зрения тесно связано с формированием произвольного внимания и всех видов восприятия, в том числе и пространственного. У детей с ДЦП при недостаточности предметных действий недостаточно развито предметное восприятие, а предметные действия невозможны без развития и совершенствования общей моторики. В результате предметной деятельности происходит развитие осязания.

Кроме того, двигательная недостаточность препятствует не только нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но и мешает формированию интерсенсорных условных связей, особенно зрительно-моторных. Известно, что движение, а также практическая деятельность имеет огромное значение в развитии ряда высших корковых функций, особенно пространственных. Этим объясняются часто наблюдаемые пространственные нарушения у детей с церебральными параличами. Многие дети с церебральными параличами испытывают затруднения в восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин (А.Л. Добронравова).

Все сказанное выше указывает на специфические условия интеллектуального развития детей, страдающих церебральным параличом. Больной ребенок часто не способен различить, обозначить и дифференцировать свои пальцы, не замечая при этом своей несостоятельности. Пальцевая агнозия иногда сочетается с невозможностью обозначения элементов лица. Эти больные не могут нарисовать человека, особенно его лицо и руки.

Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность. Кроме того, у тех, же больных может отмечаться синдром конструктивной апраксии. В речи могут выявляться нарушения по типу моторной алалии, легкие анамнестические нарушения и недоразвитие семантической стороны речи. Известно, что более выраженными и стойкими перечисленные выше нарушения бывают при определенных формах ДЦП, а именно: правостороннем гемипарезе, спастической диплегии при минимальном поражении рук (синдром Литтля). По мере проведения лечебно-педагогических мероприятий эти процессы могут быть обратимыми.

Итак, патология двигательной функциональной системы у детей, страдающих церебральными параличами, является одним из важных факторов, замедляющих и искажающих психическое развитие. Патология зрительного и слухового восприятия в результате поражения рецепторных систем также может привести к недоразвитию познавательной деятельности, речи и интеллекта в целом. Кроме того, частые явления при этом заболевании - недостатки в развитии речи, что нарушает коммуникативность, обобщающие и регулирующие функции речи.

Условия воспитания больного ребенка играют важнейшую роль в патогенезе психических нарушений, а именно - недостаточность коммуникативных связей с окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения. Реакция на свое инвалидизирующее хроническое заболевание, неправильное поведение родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот чересчур требовательных к своему больному ребенку, могут развить в одних случаях пассивность, неумение преодолеть трудности, в других - реакцию протеста, негативизм, упрямство.

Однако среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия. У группы детей, прогностически благоприятных, нарушения психического развития носят обратимый характер при активном и комплексном воздействии на основные компоненты дефекта развития.

Список литературы:

1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.

2. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.