Воображение у дошкольников с дцп

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сатари Виктория Витальевна

Статья представляет исследование в области специальной психологии. Основное внимание обращено на изучение творческого потенциала детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в возрасте 7-11 лет. Наиболее изученными у детей с ДЦП являются графические функции и особенности интеллектуальной деятельности. Объектом нашего исследования является изучение особенностей воображения у детей с ДЦП. Важной составляющей нашей работы является изучение литературы по обозначенной проблеме и составление диагностического комплекса.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сатари Виктория Витальевна

The paper presents the research work in the fi eld of special psychology. The investigation is mainly focused on the creative potential of 7-11-year-old children with cerebral palsy . Many psychologists study intellect speech abilities and graphic skills of children with cerebral palsy . It is very important to study imagination because it can fi ll in the gaps in the intellectual process. The object of the study is the specifi c features of imagination of children with cerebral palsy . The main task of the research is to study literature on creative imagination and to develop a diagnostic complex for children with cerebral palsy .

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП

Работа представлена кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор И. Ю. Левченко

Статья представляет исследование в области специальной психологии. Основное внимание обращено на изучение творческого потенциала детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в возрасте 7-11 лет.

Наиболее изученными у детей с ДЦП являются графические функции и особенности интеллектуальной деятельности. Объектом нашего исследования является изучение особенностей воображения у детей с ДЦП. Важной составляющей нашей работы является изучение литературы по обозначенной проблеме и составление диагностического комплекса.

Ключевые слова: творческий потенциал, детский церебральный паралич, воображение, тест на креативность П. Торренса.

INFLUENCE OF SOCIAL FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The paper presents the research work in the field of special psychology. The investigation is mainly focused on the creative potential of 7-11-year-old children with cerebral palsy. Many psychologists study intellect speech abilities and graphic skills of children with cerebral palsy. It is very important to study imagination because it can fill in the gaps in the intellectual process. The object of the study is the specific features of imagination of children with cerebral palsy. The main task of the research is to study literature on creative imagination and to develop a diagnostic complex for children with cerebral palsy.

Key words: creative potential, children with cerebral palsy, imagination, Torrance Test of Creative Thinking.

Детский церебральный паралич (ДЦП) во всех странах мира в структуре хронических заболеваний центральной нервной системы занимает одно из первых мест.

Это обстоятельство заставляет в последнее десятилетие ученых склониться к тому, чтобы сосредоточить внимание на помощи детям с ДЦП через обеспечение их всеми возможными условиями, средствами и вспомогательными приспособлениями для их социальной адаптации (К. А. Семенова, 2007).

Успешность вхождения ребенка в социальный мир определяет уровень его социально-психологической адаптации, т. е. такое состояние взаимоотношений личности и социума, при котором первая, с одной стороны, без длительных внешних и внутренних конфлик-

тов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом, с другой стороны, в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от пола, возраста, уровня психосоциального развития (А. А. Налчаджян, 1988). Другими словами, социально-психологическая адаптация - хорошо сбалансированное взаимодействие личности и окружающего мира, при котором реализуются как собственно личностные, так и социальные интересы [2, с. 3]. Именно окружающая действительность создает условия для личностного развития ребенка.

В связи с нарастающими социально-экономическими преобразованиями в современном

обществе возникла необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной системой образования встает важная задача выявления и развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования всего учебного процесса. С каждым годом появляется все больше учреждений, в которых обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это Центры психолого-медико-социального сопровождения, надомные школы и школы-интернаты. Все это требует поиска новых путей и форм коррекционно-развивающей работы. На необходимость расширения содержания психодиагностической и психокоррекционной работы указывает в своих работах и И. Ю. Левченко (2001, 2006, 2007).

Проблемами изучения познавательных особенностей детей с данной патологией занимались такие ученые как: М. С. Певзнер (1980, 1988), Э. С. Калижнюк (1982, 1987), Е. М. Мастюкова (1972, 1974, 1985, 1995 и др.), М. В. Ипполитова (1974, 1986), И. Ю. Левченко (2000, 2001) и др.

Наиболее изучены особенности: речевого развития, пространственных представлений и графических функций. Проблема воображения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата до настоящего времени остается не изученной.

Для выявления типичных возрастных особенностей развития воображения младших школьников с двигательными нарушениями нами было организованно экспериментальное исследование. Целью эксперимента стало изучение психологических особенностей воображения у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.

Программа эксперимента включала в себя:

1. Наблюдение за ребенком в классе, на перемене, во время игры и при общении со сверстниками и педагогами.

2. Беседа с педагогами и медицинским персоналом с целью получения сведений о психическом развитии ребенка и его семье, сбор анамнестических сведений.

3. Анализ медицинской и педагогической документации позволил уточнить, а в некоторых случаях и собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка. Документация, которая ведется на ребенка в учреждениях, позволила узнать о всех периодах развития (от рождения до момента изучения), о причинах возникновения основного заболевания, степени тяжести двигательных и сопутствующих нарушениях (особое внимание обращалось на речевое и интеллектуальное развитие).

4. Психологическое обследование детей с помощью анкетирования и применения следующих психологических тестов:

• Исследование воссоздающего воображения (по материалам О. В. Боровика), которое заключается в чтении детям рассказа с последующим рисованием и рассказом ребенка по рисунку.

• Копирование фигуры Тейлора.

• Оценка творческого потенциала детей с ДЦП при конструировании из плоских геометрических фигур (Авторская методика С. В. Коноваленко).

В ходе проводимой нами научно-экспериментальной работы по изучению воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП была разработана анкета по выявлению эстетического отношения к миру. Анкета заполняется как учащимися, так и их родителями. Это желательно делать для получения более достоверных данных при обработке детских анкет, и изучения отношения взрослых к данной сфере жизни своего ребенка [4, с. 206].

Распределение по типам учреждения

Учреждения Количество детей

Школа VI вида № 47 12

Диагноз Количество детей

Спастическая диплегия 20

Правосторонний гемипарез 3

Левосторонний гемипарез 5

Гиперкинетическая форма 2

Распределение детей по возрастам и классам

Класс Возраст Количество детей

1 класс от 7-9 лет 6

2 класс от 8-9 лет 8

3 класс 9-10 лет 6

4 класс 10-11 лет 10

коррекционных мероприятий и дальнейшей жизни ребенка и важности родительского вклада в процесс реабилитации. А ведь каждому педагогу-практику известно насколько важно, чтобы ребенком занимались не только специалисты, но и сами родители. Семья в современном обществе является главным социальным институтом воспитания и домашнего образования ребенка. Именно поэтому данное положение является приоритетным в области образования.

Проведя свое экспериментальное исследование воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП в разных социальных условиях, мы выяснили, что:

1. Развитие воображения у детей с ДЦП связано с особенностями двигательной сферы. Чем сильнее степень поражения ЦНС, тем больше вероятность увидеть выраженные отличия в рисунках от нормально развивающихся сверстников.

2. Детям с ДЦП свойственно схематичное изображение предметов, почти лишенное детализации (при сравнении с нормой), что, по нашему мнению, связано не только с основным диагнозом, но и с недостаточным эстетическим воспитанием, так как работа в этом направлении способствует расширению кругозора детей, обогащению их эмоциональной сферы [3, с. 112].

3. Существуют особенности, которые могут препятствовать продуктивной социальной адаптации, а именно: социальная деприва-ция, явления госпитализма, педагогическая запущенность, низкая психологическая и педагогическая культура родителей, а также проблемы органического характера. Из-за перечисленных проблем дети с ДЦП склонны к упрощенному изображению объектов, что приводит к однообразию в рисунках (низкая гибкость и оригинальность). Чаще всего дети с ДЦП рисуют что-то из двух-трех тем (то, что им знакомо), в то время как при нормальном развитии разнообразие сюжетов доходит до 7-9.

4. Как показало наше исследование (особенно анкетирование и беседа), очень важным является вклад семьи ребенка с ДЦП в процесс развития воображения. Именно родители мо-

гут обнаружить этот потенциал, наблюдая за играми ребенка дома, так как именно в одинокой игре он строит самостоятельно сюжет, творчески создает те или иные значимые для него события и отношения.

5. Пребывание ребенка в специальном учреждении положительно влияет на него самого и семью и способствует созданию благоприятных социально-педагогических условий для развития. Педагоги и психологи специальных учреждений способствуют преодолению такого неблагоприятного семейного фактора, как педагогическая некомпетентность родителей и пассивная установка на будущее своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

6. Описанный диагностический комплекс помогает не только выявить особенности воображения и влияния социальных факторов, но и позволяет прогнозировать выбор условий обучения для каждого ребенка с ДЦП, что представляет собой практическую значимость при проведении ПМПК для определения форм обучения.

7. К 4 классу дети с ДЦП по результатам тестирования все меньше отстают от нормально развивающихся сверстников. Этот факт говорит о том, что даже в процессе не направленного на развитие воображения обучения (в классе, на занятиях у психолога, де-фектолога, логопеда и дополнительных уроках музыки, рисования, тестопластики и др.) дети приобретают тот опыт, который в дальнейшем обеспечит развитие воображения в ходе нарушенного развития, что будет в дальнейшем способствовать формированию качеств, необходимых для адаптации к социуму.

Таким образом, выявленные в ходе нашего исследования особенности воображения, которые препятствуют продуктивной социальной адаптации, ставят перед педагогами, работающими с детьми с ДЦП, проблему разработки программ развития воображения в условиях специальных учреждений разного вида и активное привлечение к этой работе родителей, что несомненно будет способствовать успешной адаптации и социализации в современном обществе детей с ДЦП.

1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 с.

2. Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. М.: Творческий центр Сфера, 2007. 144 с.

4. Сатари В. В. Изучение и развитие эстетического отношения к миру как важная составляющая развития процесса воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП: тезисы в сборнике Молодые ученые столичному образованию. М.: МГППУ, 2009. С. 204-206.

1. Vygotsky L. S. РгоЫешу defektologii. М.: РгоБУеБЬсЬешуе, 1995. 527 б.

2. KrotkovaA. V. Sotsial'noye га7УЙуе i УОБрйашуе doshkol'nikov Б tserebral'nyш рагаНсЬош. М.: ТуогсЬеБЙу tsentr Sfera, 2007. 144 б.

4. Satari V. V. ^сИешуе i razvitiye esteticheskogo otnosheniya k тот kak vazhnaya sostavlyayushchaya raz-vitiya protsessa voobrazheniya и detey mladshego shkol'nogo vozrasta б DTsP: tezisy v sbornike Molodye исИе^е stolichnoшu obrazovaniyu. М.: MGPPU, 2009. S. 204-206.


Рубрика: Психология

Дата публикации: 14.03.2020 2020-03-14

Статья просмотрена: 256 раз


Инклюзивное образование рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Общество должно быть готовым принять и помочь данной группе детей. Очень важно, чтоб каждый ребенок мог, обучаться и развиваться Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве, это касается разных категорий учащихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения, эти нарушения создают определенные трудности в представлениях об окружающем мире, тяжести социализации, что отрицательно сказывается на развитии воображения. В свою очередь слабое воображение, препятствует развитию психических процессов, к развитию познавательной деятельности, а также отрицательно влияет на формировании эмоций и личностных интересов в целом.

ЛС. Выготский считал, что дети с задержкой речевого развития оказываются отсталыми и в развитии своего воображения. Дети с ЗПР оказываются детьми с чрезвычайной бедностью, скудностью воображения

Рассматривая в онтогенезе этапы развития воображения, Л. С. Выготский подчеркивал, что воображение и способность к нему не от рождения. Способность к воображению появляется у детей по мере приобретения опята, знаний и совершенствования всех психических функций.

Если проанализировать работы (В. И. Лубовской, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.) по изучению воображения детей с отклонениями в развитии, то мы заметим, что воображение у таких детей формируется по тем же законам развития психики, что и у детей с нормальным развитием.

Изучению различных форм воображения у глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста посвящены труды Г. Л. Выгодской (1975), М. Ю. Pay (1963), М. М. Нудельмана (1971,1978 и др.).

Необходимо сначала понять, кто же такие глухие и слабослышащие, и в чем особенности их психических процессов, чтобы понять особенности их воображения. Потеря слуха лишает человека не только важного источника информации и, но и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития.

Воображение детей с нарушением зрения изучали В. Зайкаускас (1983), А. Г. Литвак (1985), В. М. Сорокин (1987).

Узость круга, недостаточная обобщенность, флегментарность у детей нарушением зрения не могут не сказаться на развитии способности к воображению.

Психологи, изучавшие сновидения слепых отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

Воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя таким образом компенсаторные функций.

Особенности воображения детей с задержкой психического развития (ЗПР) стали темой исследований H. A. Цыпиной (1982), С. К. Сиволапова (1984), Е. А. Екжановой (1989), Е. С. Слепович (1990), Е. А. Медведевой (1997) и У. В. Ульенковой (1983).

У детей с ЗПР развитие воображения происходит в своеобразном порядке, так как у них наблюдаются торможение формирования личностных качеств и трудности с восприятием и усвоением информации.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутетского, Н. С. Лейтеса, Я. А. Пономорева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., во введении цифры убрать воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей навыков, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной процесса. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у детей различных возрастов, недостаточно разработаны. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с ОНР, так как возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов. Дети с нарушениями речи с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения.

Вопросами изучения развития творческого воображения занимались отечественные ученые: Л. С. Выготский, К. Н. Коринилов, С. Л. Рубинштейн, В. С. Мухина, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, а так же зарубежные ученые Дж. Гилфорд, Т. Рибо, Е. Торренс, Ж.Пиаже, Э.Фромм и д. р.

Воображение ифантазия — это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение — это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение — это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство — это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

– До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

– В 4–5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

– В 6–7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности.

Творческое воображение — воображение, которое отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность..

Можно сделать вывод о необходимости развития воображения детей с ОВЗ, как залога его успешной социализации, а также творческой и учебной деятельности.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью формирования воображения детей с ОВЗ дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию творческого воображения у детей данной возрастной категории.

Анализируя полученные данные всех методик, мы определили уровневый показатель развития творческого воображения дошкольников:

– 0 % т. е. в данной группе не имеется детей с высоким уровнем развития творческого воображения;

– 14,2 % (1 человек) имеют средний уровень развития творческих способностей;

– 85,8 % детей (6 человек) показали низкий уровень развития творческих способностей.

По результатам проведенной диагностики видно, что уровень развития творческого воображения низкий, проблема развития воображения у детей с ОВЗ актуальна.

Рисование — это, прежде всего, одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Рисование помогает лучше узнать ребёнка, даёт возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребёнка думать и рассуждать.

Для проверки эффективности воздействий, было проведено контрольное обследование воспитанников

Мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

По итогам суммарного балла мы определили уровневый показатель творчества дошкольников, принявших участие в эксперименте.

Если на констатирующем этапе, на высоком уровне развития творчества детей было 0 %, то на контрольном этапе выявлено 1 человек (14.2 %). На среднем уровне развития творческого воображения, на констатирующем этапе было 1 человек (14.2 %), стало 3 человека (42.9 %). На низком уровне развития творчества было 7 человек (87,5 %), на контрольном же этапе выявлено 3 ребенка (42.9 %).

Это означает, что работа по развитию воображения у детей проводимая нами, эффективно повлияла на развитие творческого воображения детей с ОВЗ, что нашло подтверждение нашей гипотезы.

  1. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. — 2001. — № 1(49)- с.14.
  2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. — М — 1995.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М — 1991.
  4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Наука. — 1960. — 340 с.
  5. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. — М., 1985

Похожие статьи

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребёнка. Педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способностей к творчеству в дошкольном.

С целью развития творческого воображения у детей средней и подготовительных групп проводились занятия изобразительной деятельностью. После целенаправленной работы провели повторное исследование. В исследовании приняло участие 40 детей, из них 20 детей.

Затрудняет развитие воображения ребенка несформированность умений и навыков в графике

Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Параллельно с уменьшением уровня воображения у ребенка пропадает интерес к искусству.

Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать

Самым продуктивным полем деятельности при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует.

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения.

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в

творческое воображение, изобразительная деятельность, старший дошкольный возраст, балл, ребенок, творческое воображение.

Критерии оценки уровня творческого воображения детей старшего дошкольного

Индивидуальный и групповой уровень творческого воображения у детей старшего

Немалое количество дошкольников обладают высоким уровнем развития творческого воображения.

В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе. Ключевые слова: условия, педагогические условия, творческое воображение, дошкольник.

Развитие творческого воображения у младших школьников на. природный материал, творческое воображение, ребенок, окружающий мир, изобразительное искусство, воображение, активное воображение, изобразительная деятельность, детский рисунок, вид.

Статья о развитии детей в возрасте от 6 до 8 лет, страдающих Детским Церебральным параличом.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_razvitiya_detey_s_dtsp_6.docx 17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития детей с ДЦП 6-8 лет

Давайте рассмотрим, какие же особенности развития претерпевают дети, страдающие ДЦП или с ограниченными возможностями здоровья. При любых двигательных нарушениях проявляются вторичные дефекты развития. Прежде всего, нарушаются процессы ощущения и восприятия. А это фундамент дальнейшего полноценного развития ребенка, так как через ощущения и восприятия ребенок познает свойства и качества окружающего мира. Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавании предметов на ощупь, т.е. наблюдается нарушения стереогнозиса. Это препятствует развитию предметных действий и отрицательно сказывается на общем уровне психического развития.

Многие дети с ДЦП имеют нарушения зрения: косоглазие, атрофия зрительного нерва и т.д. Для формирования предметно-практической деятельности мышления значение имеет согласованность движение руки и глаза. У детей с ДЦП такие согласованные движения развиты недостаточно, особенно если наблюдаются неправильные установки тела, головы и конечностей. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями. У них нарушается концентрация внимания, страдает объем и распределение. Это препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, конструирования и рисования. На базе развития ощущения, восприятия и движения формируется высшие психические процессы: внимание, память, мышление, воображение и речь. По - этому дети с ДЦП имеют не только двигательные нарушения, но и значительные нарушения в развитии познавательной активности и деятельности.

Кроме того, зависимость от окружающих взрослых способствует формированию пассивности, безынициативности, а также нарушает становление мотивационной сферы. Также имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро утомляются, становятся вялыми и раздражительными при неудачах отказываются от выполнения заданий. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство или усиливаются насильственные движения, появляется обильное слюнотечение. У них произвольная деятельность формируется медленно. Дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью и болезненно реагируют на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Обследуя детей с ДЦП 6-8 летнего возраста можно выделить следующие особенности развития познавательной деятельности:

  1. Количество предметов, которые ребенок удерживает в поле зрения в деятельности не больше 3-4х,время концентрации на задании в среднем 10-15 минут; способность переключаться с одного вида деятельности на другой снижена, отмечаются симптомы застревания. Интерес к заданиям избирательный, по этому качество внимания снижается.
  2. Память развивается недостаточно, объем кратковременной памяти низкий. Из 7 слов в среднем воспроизводят 3-4 слова. Словесная память зависит от состояния речевого развития. Образная память зависит от зрительного восприятия, по этому при легких нарушениях зрения ребенок запоминает из 7 картинок 4-5.
  3. Воображение в этом возрасте у детей на низком уровне развития. Они затрудняются в словесной форме воссоздать образ персонажа. Изобразительная деятельность у них развита слабо и зависит от двигательных возможностей.
  4. Мышление развито на наглядно-действенном уровне и зависит от формы ДЦП. Наглядно-действенное мышление формируется на основе развития самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении практических задач. В процессе действия с предметами появляется мотив для собственных рассуждений и умозаключений, и создается фундаментальная основа для становления образов - представлений. Если такой процесс нарушен, то наглядно-действенное мышление страдает, отсюда слабо формируется наглядно-образное и логическое мышление. Дети с ДЦП действуют с помощью взрослого т.к. произвольная деятельность не развита. Они не понимают картинок с изображением нелепостей, потому что не устанавливают скрытый смысл. Не видят последовательность в серии картинок, не могут установить самостоятельно тождество, сходство и различия в образах на основе зрительного анализа. Сенсорное развитие также отстает.
  5. Элементарные математические представления развиты недостаточно. В этом возрасте дети с ДЦП различают лишь основные цвета и 2-3 оттенка, 4 геометрические формы и называют только величины большой-маленький, высокий-низкий. У них недостаточное представление о количестве, знают понятие много и один, больше- меньше, умеют считать лишь до 5 или заучивают счет механически. У некоторых счет не соотносится с количеством предметов, не запоминают образ цифры после шести. Трудно усваивают простые арифметические задачи даже с наглядным материалом. Это следствие того, что сенсорное развитие нарушено. Отсюда следует, что дети с ДЦП имеют из-за основного заболевания вторичные нарушения- задержку психического развития или умственную отсталость. По этому корреционно-педагогическая работа строится с учетом возможностей ребенка и потенциала дальнейшего развития. Очень важно выбрать эффективные методы и приемы воздействия для развития познавательных способностей у детей с ОВЗ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з.

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П.

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет." Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с.

Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.

В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития.

Определение, классификация , особенности развития детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.