Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом

Статья посвящена проблемам ранней диагностики и восстановительного лечения детского церебрального паралича (ДЦП). Приведены результаты исследований, свидетельствующие о высокой эффективности полипептидного стимулятора в комплексной реабилитации ДЦП, ввиду

The article describes the issues of early diagnostics and medical rehabilitation of infantile cerebral palsy (ICP). The study results which indicate high efficiency of polypeptide stimulator in ICP complex rehabilitation were presented. For it combines nootropic, neurotrophic, neuroprotective, reparative and anti-convulsion effects.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции [1–3].

Распространенность ДЦП в России составляет 1,6–6 на 1000 доношенных детей, 9–40 на 1000 недоношенных [3].

Неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП: осложненный соматический и гинекологический анамнез у матери, патология беременности, перинатальные поражения нервной системы — гипоксическое, инфекционное, токсико-метаболическое, асфиксия в родах, родовая травма, дисгенезии мозга [2–4].

Согласно Международной статистической классификации МКБ-10 выделяются:

  • G80.0 — Спастический церебральный паралич.
  • G80.1 — Cпастическая диплегия.
  • G80.2 — Детская гемиплегия.
  • G80.3 — Дискинетический церебральный паралич.
  • G80.4 — Атаксический церебральный паралич.
  • G80.8 — Другой вид детского церебрального паралича.
  • G80.9 — Детский церебральный паралич неуточненный.

Клиническая классификация профессора К. А. Семеновой (1972) включает следующие формы ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, смешанные формы [2].

Европейская клиническая классификация ДЦП (SCPE, 2000) выделяет [3]:

  1. Спастический паралич: односторонний (гемиплегия), двусторонний (диплегия, квадриплегия).
  2. Дискинетический: дистонический, хореоатетозный.
  3. Атаксический.

Частота форм ДЦП: спастическая диплегия — 69,3%, гемипаретическая форма — 16,3%, атонически-астатическая форма — 9,2%, гиперкинетическая форма — 3,3%, двойная гемиплегия — 1,9% [2].

Ранними проявлениями ДЦП являются: задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также задержка формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий [5].

Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка первого года [1]: 1 месяц — ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы; 2 месяца — кратко­временно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, гулит, физиологическая астазия-абазия; 3 месяца — держит голову, прослеживает за предметом, ослабевает хватательный рефлекс, и пытается произвольно удерживать вложенную игрушку, на животе опирается на предплечья; 4 месяца — поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается и сидит с поддержкой за руки, произносит гласные звуки; 5 и 6 месяцев — сидит с поддержкой за одну руку или кратковременно самостоятельно, поворачивается со спины на бок и живот, различает знакомые лица, появляются первые слоги; 7 и 8 месяцев — сидит самостоятельно, встает на четвереньки, пытается кратковременно стоять у опоры; 9 и 10 месяцев — встает на колени с поддержкой, стоит и пытается передвигаться у опоры, кратковременно стоит самостоятельно, говорит первые слова; 11 и 12 месяцев — ходит с поддержкой за одну ручку и пытается ходить самостоятельно, выполняет простые инструкции, говорит несколько слов, пытается самостоятельно есть ложкой. Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития: до 3 месяцев — легкая, 3–6 месяцев — среднетяжелая, более 6 месяцев — тяжелая. Корректирующие коэффициенты при недоношенности: до 1 года — добавляется срок недоношенности в месяцах, с 1 года до 2 лет — половина срока недоношенности в месяцах [5].

Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных (выпрямляющих) рефлексов, совершенствованием реакций равновесия [5, 6].

Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у доношенных детей, в 3–4 месяца — у недоношенных) безусловных рефлексов — ладонно-ротового, хоботкового, Моро, рефлекса опоры и автоматической походки, позотонических реакций (лабиринтного, а также шейных тонических — асимметричного и симметричного — рефлексов). По мере угасания безусловных рефлексов, уже с первого месяца жизни, формируются установочные рефлексы (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные и др.), которые обеспечивают повороты и выпрямление туловища, и совершенствуются до 10–15 месяцев [1, 2, 6]. У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позного стереотипа [5, 6].

Таким образом, ранняя диагностика ДЦП может и должна проводиться уже на первом году жизни ребенка, что позволяет существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степень инвалидизации больного.

Наиболее значимые осложнения ДЦП: ортопедо-хирургические нарушения (дисплазия тазобедренных суставов, деформации стоп — эквинусная, вальгусная, варусная, контрактуры суставов конечностей), речевые и когнитивные расстройства в виде задержки психоречевого развития или умственной отсталости (более чем у 60%), эписиндром (у 35%), нарушения поведения, невротические расстройства (у 65% пациентов), синдром вегетативной дисфункции (более чем у 70%), астенический синдром (более чем у 85%) [1, 2, 7, 8].

Ведущими принципами реабилитации ДЦП являются: раннее начало, комплексный мультидисциплинарный подход, дифференцированный характер, непрерывность, длительность, этапность, преемственность. Восстановительное лечение больного ДЦП должно проводиться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и включать следующие направления [2, 4–8]:

Медикаментозная терапия при ДЦП включает [4, 5, 7]:

  • препараты, оказывающие нейротрофическое и ноотропное действие (Кортексин, Церебролизин, Ноотропил, Фенибут, Пантогам, Энцефабол);
  • препараты, улучшающие общую церебральную гемодинамику и микроциркуляцию (Кортексин, Циннаризин, Актовегин, Трентал, Инстенон и др.);
  • препараты, улучшающие метаболизм в нервной системе, репаративное и рассасывающее действие (АТФ, Элькар, Лидаза, Стекловидное тело, Деринат);
  • антиконвульсанты при сочетании ДЦП с судорожным синдромом (вальпроаты — Конвулекс, Депакин и др.);
  • препараты, нормализующие мышечный тонус (при гипертонусе — Мидокалм, Баклофен, препараты ботулотоксина; при гипотонии — Прозерин, Галантамин);
  • препараты, уменьшающие гиперкинезы (Пантогам, Фенибут, Наком, Тиапридал);
  • витамины (В1, В6, В12, С, Нейро­мультивит, Мильгамма, Аевит и др.).

Накоплен значительный положительный опыт применения Кортексина в остром периоде перинатальной церебральной патологии, при этом выявлено, что использование его в комплексной терапии критических состояний у детей сокращает длительность интенсивной терапии и сроки пребывания больных в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии, средний срок стационарного лечения и этап первичной неврологической реабилитации, что существенно улучшает прогноз восстановления двигательных и когнитивных функций, а также неврологического статуса пациента в целом [9–11]. Анализ результатов применения Кортексина в реабилитации детей первых лет жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС свидетельствует о значительном улучшении двигательных и когнитивных функций, а также предречевого и речевого развития [11–13].

При изучении эффективности восстановительного лечения с использованием Кортексина у 67 детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет с нарушениями развития психоневрологических функций перинатального генеза отмечалось достоверно более интенсивное формирование функций зрительного, слухового восприятия, импрессивной речи, коммуникативных функций, чем при лечении без Кортексина [11].

При обследовании 135 детей (в возрасте от 1 месяца до 5 лет) с последствиями перинатального поражения ЦНС наблюдалась выраженная положительная нейрофизиологическая динамика на фоне использования Кортексина, при этом в результате 5-летнего лечения с его применением полная компенсация двигательных и когнитивных нарушений отмечалась у 74%, а без него — всего у 9,6% пациентов [13].

Проведение сравнительного изучения влияния Кортексина в сочетании с кинезотерапией на нарушенные двигательные и когнитивные функции у 118 пациентов с ДЦП в возрасте от 1 года до 18 лет (при этом 73 больным основной группы была проведена реабилитация методом кинезотерапии в комплексе с лечением Кортексином, 45 больным контрольной группы — только кинезотерапия) выявило существенное положительное влияние Кортексина к концу двухмесячного курса лечения, проявлявшееся как в улучшении двигательных возможностей, так и показателей когнитивной деятельности (слухоречевая память, внимание, предметная деятельность) [14].

При обследовании 22 больных ДЦП в возрасте 11–18 лет в процессе комплексной реабилитации с 20-дневным применением Кортексина (курсовая доза 200 мг) было отмечено значительное улучшение самочувствия, поведения, коммуникабельности и интегративных функций у 62,1% пациентов, умеренное улучшение в виде снижения выраженности субъективных проявлений — у 33,3% обследованных [16].

Показан высокий результат лечения речевых расстройств при ДЦП Кортексином в сочетании с рефлексотерапией [17]. В амбулаторных условиях лечение получили 78 детей с ДЦП в возрасте от 2 до 7 лет с атонически-астатической и спастической формами заболевания. Для лечения применили курсы микротоковой рефлексотерапии (МТРТ) по авторской методике в сочетании с курсом Кортексина. Анализ результатов комплексного лечения с сочетанием МТРТ и Кортексина показал его высокую эффективность в восстановлении речевых функций у детей с ДЦП по отношению к пациентам группы сравнения [17].

Одной из актуальных проблем лечения ДЦП, особенно гемипаретической формы, является наличие сопутствующей эпилепсии, которая нередко протекает на фоне нарушения когнитивных функций, когда наряду с базовой антиконвульсантной терапией присутствует необходимость назначения препарата, обладающего церебропротективным и нейротропным действием, а также не вызывающего повышения судорожной активности [18–20]. Исследование эффективности применения Кортексина у детей с эпилепсией показало, что после курса лечения препаратом ни у одного пациента не произошло рецидива эпилептических приступов, у 40–50% детей улучшились показатели памяти, внимания, отмечена положительная динамика психомоторного и речевого развития [18].

При изучении эффективности Кортексина у детей, страдающих генерализованной эпилепсией (обследован 21 ребенок в возрасте 10–11 лет), было выявлено, что ни у одного пациента не произошло рецидива эпиприступов, при этом улучшение памяти и положительная динамика в психоречевом развитии отмечались у 70% пациентов [19]. Отмечены особые условия назначения Кортексина в качестве средства ноотропной терапии у больных с эпилепсией: стойкая ремиссия, а также у пациентов с сохраняющимися приступами, но в период после второго месяца с момента последней смены противоэпилептической терапии [20].

Таким образом, комплексный эффект и широкий спектр клинического применения Кортексина при перинатальных поражениях нервной системы и ДЦП обусловлен сочетанием ноотропного, нейротрофического, нейропротекторного, репаративного и антиконвульсивного эффектов, а также его антиоксидантного, метаболического и антистрессорного действия. Представленные результаты подтверждают высокую терапевтическую эффективность препарата Кортексин в комплексной реабилитации при различных заболеваниях центральной нервной системы у детей.

Ранняя диагностика и комплексное восстановительное лечение способствуют повышению эффективности реабилитационных мероприятий, снижению инвалидизации и повышению социальной адаптации детей с церебральным параличом.

Литература

  1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев, Здоровье, 1988. 327 с.
  2. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Кодекс, 2007.
  3. Заболевания нервной системы у детей. Под ред. Ж. Айкарди. М., Бином, 2013. Т. 1, с. 221–259.
  4. Детская неврология. Клинические рекомендации. Под ред. Гузевой В. И. М., 2014.
  5. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Медведев М. И. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича. Методическое пособие. М., 2013. 76 с.
  6. Кожевникова В. Т. Современные технологии физической реабилитации больных с последствиями перинатального поражения нервной системы и детским церебральным параличом. М., 2013. 567 с.
  7. Немкова С. А. Детский церебральный паралич: Современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. М.: Медпрактика-М, 2013. 442 с.
  8. Детский церебральный паралич: эффективные способы борьбы с двигательными нарушениями / Под ред. Умнова В. В. СПб, 2013. 235 с.
  9. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Курбатов Ю. Н., Подкорытова И. В. Использование полипептидного стимулятора в комплексном лечении когнитивных нарушений у детей с заболеваниями центральной нервной системы // Педиатрическая фармакология, 2012. № 5.
  10. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Применение кортексина в комплексной нейрореабилитации у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015, 2: 37–44.
  11. Клейменова И. С. Эффективное лечение нарушений развития психо-неврологичес­ких функций у детей раннего возраста. В кн.: Нейропротекция при острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. СПб: Наука, 2007. С. 159–165.
  12. Платонова Т. Н. Использование кортексина в комплексном лечении заболеваний нервной системы у детей // Тerra medica. 2000; 4: 50–53.
  13. Громада Н. Е. К лечению отдаленных последствий перинатального поражения ЦНС. В кн.: Нейропротекция при острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. СПб: Наука, 2007. С. 149–151.
  14. Исанова В. А., Исмагилов М. Ф. Кортексин в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом // Неврологический вестник. 2008; 15 (4): 125–127.
  15. Студеникин В. М., Пак Л. А., Шелковский В. И. и др. Применение кортексина в детской неврологии: опыт и перспективы // Фарматека. 2008; 14: 23–29.
  16. Иванникова Н. В., Эсаулова И. В., Авдонина В. Ю. и др. Кортексин в комплексной абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями // Terra Medica. Спецвыпуск. 2004: 7–8.
  17. Уханова Т. А., Горбунов Ф. Е., Иванова В. В. Лечение речевых расстройств при детском церебральном параличе сочетанием рефлексотерапии с кортексином // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011; 8: 19–22.
  18. Гузева В. И., Трубачева А. Н. Применение кортексина в комплексном лечении эпилепсии у детей // Terra Medica. 2003; 2: 19–21.
  19. Федунова Г. В., Сысоева Е. Н. Опыт применения кортексина при симптоматической эпилепсии у детей // Главный врач. 2008; 4 (16): 32.
  20. Королева Н. Ю., Воронкова К. В., Тарабрин П. П. Нарушение когнитивных функций у больных с эпилепсией, влияние антиэпилептической терапии и коррекция нарушений // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2010; 4: 41–46.

С. А. Немкова, доктор медицинских наук, профессор

ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, Москва


Ксения Александровна Семёнова (10 августа 1919, Уфа) — советский и российский врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.

В 1947 с отличием окончила 1-й Ленинградский медицинский институт им. академика И. П. Павлова

В 1942 Ксения Александровна мобилизована на фронт, где служила до окончания Великой Отечественной войны сначала ординатором, затем начальником отделения для раненых с черепно-мозговой травмой в эвакогоспиталях 1-го Украинского и 3-го Украинского фронтов.

1954 — ассистент кафедры неврологии Симферопольского медицинского института.

1958 — старший научный сотрудник НИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

1968— впервые в стране создан Отдел восстановительного лечения детей с церебральными параличами в НИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского на базе 68-ой Клинической больницы г. Москвы. Отдел являлся Всесоюзным научно-методическим центром реабилитации детей с церебральными параличами. Детям со всего Советского Союза оказывалась квалифицированная помощь, а для специалистов, занимающихся лечением этих больных, регулярно проводились курсы по обучению различным методам восстановительного лечения. Однако Отдел не охватывал всех детей нуждающихся в помощи. Остро стоял вопрос создания специализированного Центра помощи детям с ДЦП.

1974 — Госплан СССР выделил средства на проектирование и строительство больницы для детей, страдающих церебральным параличом.

1982 — отделение для больных, страдающих детским церебральным параличом, при НИИ судебной психиатрии им. Сербского переведено в НИИ педиатрии Российской Академии медицинских наук.

С 1983 — профессор детской психоневрологической больницы № 18 (в настоящее время научно-практический центр детской психоневрологии). В центре получают реабилитационную помощь, консервативное и оперативное лечение дети в возрасте от 5 дней до 18 лет с церебральным параличом, последствиями травм позвоночника и спинного мозга, а также с другими психоневрологическими заболеваниями. Открыто единственное в России детское нейрохирургическое отделение, где лечатся пациенты с последствиями травм позвоночника и спинного мозга.

Консультирует больных в Марфо-Мариинской обители милосердия.

Книги (3)

В книге излагаются вопросы двигательных, речевых и психических нарушений у детей с церебральными параличами и пути их реабилитации на основании новой оригинальной трактовки данного заболевания.

Детский церебральный паралич рассматривается как своеобразно текущий процесс, в возникновении которого и в дальнейшем его течении большое значение придается патологии иммуногенеза. Приводятся данные иммунологической диагностики церебральной патологии плода и новорожденного. Выделяются три стадии в течении данного заболевания.

Большое внимание в книге уделено вопросам компенсации и возможностям развития поврежденного мозга. Приводятся данные диафаноскопического исследования, позволяющие не только диагностировать, но и при динамическом исследовании прогнозировать возможности дальнейшего развития мозга ребенка.

Вопросы речевой и психической реабилитации рассматриваются в тесной связи с двигательными нарушениями. Приводятся программы речевой терапии для детей первых 3 лет жизни, страдающих церебральными параличами.

В книге на основании многолетнего опыта автора описаны приемы и методы лечебной физкультуры при лечении двигательных расстройств у детей с различными формами церебрального паралича и на разных его стадиях, начиная с периода новорожденности.

Для лучшего понимания и усвоения описанных принципов и методов лечебной физкультуры в книге изложены все этапы двигательного развития здорового ребенка. Эти этапы сопоставлены с особенностями патологии двигательного развития детей с церебральными параличами.

Особое внимание уделено групповым занятиям для развития движений и хореографической лечебной гимнастике, а также коррекции движений и их разработке в условиях трудового процесса.

Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом.

Соавтор: Штеренгерц А.Е., Польской В.В.

В книге описаны современные методы лечения детей, больных церебральным спастическим параличом, медикаментозная терапия, массаж и лечебная физкультура, иглорефлексотерапия, способствующие уменьшению инвалидизации.

Приведена методика лечебного плавания для больных первых двух лет жизни.

Восстановительное лечение детей

Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом

Описание "Восстановительное лечение детей"

Предлагаемая книга является в определенной степени энциклопедией восстановительного лечения больных с детским церебральным параличом (ДЦП), пациентов с последствиями черепно-мозговой травмы и нейроинфекции. Данная работа основана на более чем тридцатилетних клинических наблюдениях и исследованиях в ведущих клиниках и медицинских центрах. С учетом анамнеза и многолетнего катамнеза оцениваются характер и особенности течения болезни и особенности ее исхода в зависимости от применяемых методов восстановительного лечения.

Подробно рассматриваются имеющиеся методики восстановительного лечения, а также находящиеся в постоянном совершенствовании многокомпонентные системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации (метод профессора Козявкина В.И.) и динамической проприоцептивной коррекции (устройство "Гравистат").

Книга предназначена для специалистов, занимающихся восстановительным лечением последствий перинатального поражения мозга, для студентов старших курсов медицинских учебных заведений, для курсов повышения квалификации врачей в области восстановительного лечения моторики и речи, а также нейроортопедии, для лечения пациентов с ортопедической патологией неврологического кинеза, для врачей-реабилитологов, неврологов, кинезитерапевтов, инструкторов и методистов лечебной физкультуры, логопедов и дефектологов.

Авторский коллектив - 25 выдающихся практикующих врачей и научных работников. Руководитель авторского коллектива К.А.Семенова - детский невролог, доктор медицинских наук, заслуженный деятель наук РСФСР, профессор, главный научный сотрудник Отделения восстановительного лечения детей с церебральными параличами ГУ "Научный центр здоровья детей" РАМН. Научные редакторы: Г.Г.Шанько - академик белорусской Академии медицинских наук, профессор, А.Л.Куренков -доктор медицинских наук.

Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом (ДЦП). Обращение к читателям К.А.Семеновой, доктора медицинских наук, профессора

Эта книга написана для тех, кто обречен на горькую судьбу инвалида еще до рождения, и для их близких - для больных детским церебральным параличом (ДЦП).

До 1956 года я работала невропатологом: сначала во фронтовом эвакогоспитале, а затем, после войны, в неврологической клинике, где лечились взрослые. Таких клиник для детей еще не было. Однажды, в 1956 году, я увидела в коридоре клиники мать и на ее коленях мальчика лет восьми. Он не мог ходить, говорить, самостоятельно есть.

С тех пор я не могла больше ни о чем другом думать, только о их страшной жизни. Я ушла из неврологической клиники для взрослых и стала работать с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП).

В этой книге собрано многое из того, что было сделано мной и моими сотрудниками: методики исследования и методики лечения не только для детей с ДЦП, но и с последствиями черепно-мозговой травмы и нейроинфекции. И не только для детей двух-трех лет (для них было предложено много методик восстановительного лечения отечественными и зарубежными учеными), но и для детей школьного возраста, подростков и юношей с ДЦП, которым возвратить возможности движения и речи крайне трудно.

Методы, разработанные в нашей клинике, применяются теперь во многих клиниках России, Украины, Казахстана и других странах. И многие тысячи обреченных на инвалидные дома подростков и юношей теперь живут, учатся и работают пусть и не так хорошо, как здоровые люди, но так, чтобы ощущать, как прекрасна жизнь.

Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом (ДЦП). Вступительное слово М.Я.Студеникина, заслуженного деятеля наук РФ, академика РАМН, профессора

Детский церебральный паралич (ДЦП) во всех странах мира занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей и взрослых и имеет тенденцию к увеличению своей распространенности.

Мультифакториальность этиологии и сложность патогенеза ДЦП затрудняют эффективность его лечения. Поэтому детский церебральный паралич (ДЦП) занимает первое место среди других болезней нервной системы, ведущих к инвалидности.

Профессор института педиатрии Российской академии медицинских наук Семенова К.А. в течение многих лет глубоко изучает этиопатогенетическую сущность и патогенез детского церебрального паралича, обосновывает методы эффективного лечения больных детей. Ее многолетние исследования свидетельствуют о том, что восстановительное лечение может быть эффективно только в условиях раннего начала (в возрасте 4-9 месяцев), иногда с последующим систематическим лечением в течение нескольких лет.

Клинические наблюдения автора с изучением соматосенсорных потенциалов, данных электроэнцефалографии, электронейромиографии, иммунологических и биохимических показателей свидетельствуют о ведущей патогенетической роли при этом заболевании сложных многоуровневых нарушений функциональной системы антигравитации (ФСА) и прежде всего - вестибулярной системы. Это дало Семеновой К.А. основание предложить использовать комбинезон "Пингвин", применяемый космонавтами в условиях невесомости, для восстановительного лечения больных детским церебральным параличом (ДЦП). Это лечение, как показали многочисленные исследования, оказалось эффективным для детей и подростков. Лечебное воздействие при помощи этого устройства было названо методом динамической проприоцептивной коррекции.

Особый интерес представляют разделы книги об устройстве лечебных костюмов и эффективности их применения в комплексном лечении детей с церебральным параличом (ДЦП).

В этой книге подробно излагаются все виды массажа, методы лечебной физкультуры и другие методы, повышающие эффективность динамической проприоцептивной коррекции, как основу восстановительного лечения. При этом восстанавливаются движения конечностей и речь, нормализуется биологическая активность мозга, деятельность мышц и сегментарного аппарата спинного мозга.

Исходя из этого, трудно переоценить значение данной книги для педиатров, невропатологов и других специалистов, занимающихся лечением детского церебрального паралича (ДЦП) и снижением инвалидности при этом заболевании и других болезнях с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата.

Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом (ДЦП). Предисловие

Детский церебральный паралич (ДЦП) во всех странах мира в структуре хронических заболеваний центральной нервной системы детей и детской инвалидности занимает одно из первых мест.

Восстановительное лечение этого заболевания до настоящего времени лишь в определенной степени эффективно у детей первых месяцев и лет жизни. У детей старшего дошкольного, школьного возраста, а тем более, у подростков и юношей, оно малоэффективно.

Недостаточная эффективность восстановительного лечения обусловливается полиэтиологичностью ДЦП, крайней сложностью патогенеза и мультифакториальностью клинических проявлений при различных формах и стадиях этого заболевания. Вместе с тем, помимо двигательных нарушений - центрального синдрома ДЦП, - у больных имеются не менее сложные нарушения речи и гностических функций. Но в программах восстановительного лечения этой патологии уделяется мало внимания, хотя дизартрия, моторная и сенсомоторная алалии, аграфия, алексия и другие гностические нарушения значительно утяжеляют степень инвалидности больных.

Все эти обстоятельства заставляют в последнее время отечественных и зарубежных ученых и врачей-неврологов, ортопедов, педиатров склониться к тому, чтобы сосредоточить внимание на помощи этим больным через обеспечение их всеми возможными условиями, средствами и вспомогательными приспособлениями для их социальной адаптации, сводя восстановительное лечение к минимуму. Определенный опыт в этом плане в ряде стран уже имеется.

Однако нам представляется, что даже обеспечение больных различными бытовыми устройствами и, прежде всего, колясками, в которых больной может с помощью компьютера овладеть теми или иными функциями, недостаточно. Необходимость для больных провести в этих колясках всю свою жизнь и быть лишенным минимальных возможностей, доступных здоровым детям - прогулок, человеческих контактов, нормального обучения, а затем и работы - может вызывать тяжелые переживания у больных и их близких. Это заставляет постоянно искать средства воздействия на нарушенные функции больного мозга детей, юношей и даже взрослых, страдающих этим заболеванием.

Необходимость патогенетического подхода к восстановительному лечению обусловила рассматривать каждую из составляющих лечения по стадиям и формам. Поэтому при описании восстановительного лечения больных на ранней стадии подробно описываются массаж и ЛФК с учетом специфики задержки и патологии моторики и речевого развития у детей с перинатальным поражением ЦНС на ранних стадиях постнатального онтогенеза. Именно этот учет и определяет успешность работы методистов ЛФК и логопедов. К сожалению, основное большинство их мало знакомо с патогенезом двигательных нарушений на ранних стадиях развития моторики и речи и их коррекцией.

С превентивной логопедией детей с ДЦП, у которых по возрасту - первые 2-3 года жизни - речь еще только формируется, дело обстоит особенно сложно. В работе подробно описывается диагностика нарушений речевого развития при различных проявлениях ранней стадии ДЦП методики становления речи и психического развития, что особенно важно.

К большому сожалению, в настоящее время коррекция патологии речи начинается с трех лет, когда уже почти полностью или полностью сформировался патологический двигательный стереотип оральной мускулатуры. Сломать патологический двигательный стереотип оральной мускулатуры еще более сложно, чем патологический стереотип скелетной мускулатуры. В результате - тяжелые речевые расстройства, на базе которых развивается ряд психических нарушений: депрессия, негативизм, уход в себя, нежелание вступать в сложные для этих больных контакты и другие проявления эмоционально-волевых расстройств, отягощающих двигательную патологию.

Свою специфику имеют ЛФК и другие методы восстановительного лечения на двух других стадиях ДЦП.

Особое внимание уделяется разработанному нами методу динамической проприоцептивной коррекции - как его обоснованию, так и эффективности. Метод осуществляется при помощи лечебных комбинезонов "Адели" и "Гравистат". Прототипом их является комбинезон "Пингвин" - нагрузочное устройство, имитирующее влияние гравитационного поля Земли и активизирующее деятельность важнейшей из динамических функциональных систем - функциональной системы антигравитации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.