Задания по русскому языку для детей с дцп

В основе уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает получение знаний учащимися не в готовом виде, а в результате самостоятельной деятельности. На каждом этапе урока деятельность учеников должна быть организована таким образом, чтобы дети сами ставили цель, выбирали наиболее оптимальные пути её достижения, основываясь на уже имеющемся опыте или приобретая его, могли оценить, насколько им удалось достичь цели и как эти знания и умения можно применить в дальнейшей жизни. Учителю в этой ситуации надо направить учеников по верному пути, не подавляя их инициативы, давая право на собственное мнение, порой и ошибочное.

Цель статьи – поделиться опытом проведения уроков открытия нового знания по русскому языку в 5-6 классах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Большинство учеников, обучающихся в школе, имеют диагноз детский церебральный паралич (ДЦП). Для данной категории детей характерны быстрая утомляемость, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, неустойчивое внимание, неравномерный темп деятельности. Некоторые дети зачастую не воспринимают смысл инструкций, заданий при фронтальном первичном объяснении, не способны их выполнять самостоятельно, им необходимо дополнительное разъяснение, уточнение. Нарушения общей и мелкой моторики, речевые нарушения (дизартрия, заикание, дислексия и дисграфия), сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, связанный с ограниченностью социальных контактов, создают трудности в процессе обучения. Учебная мотивация у большинства детей находится на среднем уровне. Все это необходимо учитывать при подготовке и проведении урока.

На этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности использую такие приемы, как рифмованное начало урока, загадки, пословицы и поговорки, стихи о языке, культуре речи. Иногда задаю ученику выучить стихотворение, с этого начинается урок. Считаю, что использование таких приемов помогает поддержать в учениках интерес к языку, стремление узнать его историю, умение правильно и выразительно говорить.

Очень важно создать положительный эмоциональный настрой в начале урока и сохранить его до конца, т.к. дети с ДЦП очень ранимые, остро переживают неудачи. Приветствие, доброжелательный тон, настрой на совместную работу способствуют эффективному сотрудничеству.

1) Сл…жить, сл…гать, загар;

2) Р…стительность, гореть, р… сток;

3) горелый, прик…снуться. к…саться.

На этапе реализации построенного проекта ученики действуют в соответствии с планом (алгоритмом) выполнения данной работы, готовят защиту групповой работы.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону предусматривает выполнение заданий каждым учеником самостоятельно. Необходимо учитывать темп выполнения задания конкретным ребенком, чтобы создать для него ситуацию успеха. Детям с нарушениями моторики предлагается выполнить задание, только вставляя буквы в распечатанной карточке или на компьютере, сделать часть упражнения. Эталон для проверки может быть вынесен на слайд презентации, но так как темп выполнения задания у детей неравномерный, то чаще всего образец представлен в письменном виде.

Таким образом, организуя урок в соответствии с новыми требованиями, мы стремимся воспитать личность, способную самостоятельно организовать свою деятельность и добиться успехов не только в учебе, но и во взрослой жизни.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

Учебная деятельность ребятам с ДЦП дается очень трудно. Они не умеют надолго сконцентрировать внимание, медленно читают, не всегда понимая прочитанное, не могут воспроизвести то, что прочитали, пишут с трудом. Большой проблемой является выражение (как устное, так и письменное) своих мыслей. У 70% детей дислексия и дисграфия. Кроме того, 80% детей имеют диагноз дизартрия (нарушение работы артикуляционной мускулатуры), что значительно усложняет процесс коммуникации. Особенностью детей нашей школы является общее речевое недоразвитие различной степени выраженности. В период полового созревания заболевание прогрессирует, поэтому все эти факторы усугубляются. Программа же с 5 по 9 класс усложняется, требует абстрактного мышления и большого объёма памяти. Перечисленные особенности я учитываю при определении интеллектуальных и физических нагрузок, при оценке уровня достижений, при подборе специальных приемов обучения.
Ребенок с высокими умственными способностями обычно успешно приспосабливается к своему состоянию. Однако умственные способности не всегда играют главную роль. Некоторые развитые дети гораздо легче расстраиваются и приходят в уныние из-за неудач. Необходимы дополнительные усилия, чтобы найти новые и интересные способы стимуляции их развития.

Главными постулатами жизни больного ребенка должны быть:
- уверенность в себе и умение нравиться себе;
- умение общаться с другими людьми;
- навыки самообслуживания.

Тщательно продуманная коррекционная работа должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.

Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и спланировать корреционно-развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода.

Диагностика носит личностно-ориентированный характер. Первичная диагностика является основной процедурой определения качества образования.

Только при комплексном подходе возможна реализация диагностики, позволяющая эффективно выстроить коррекционно-образовательный процесс с детьми, имеющими сочетанные нарушения.

В начале учебного года всеми специалистами, работающими в классе, составляется календарно-тематическое планирование, которое позволяет всем участникам кррекционно-воспитательно-образовательной деятельности двигаться в едином направлении.

Оценив действующие программы по русскому языку, я адаптировала их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разработала различные варианты уроков на основе этих программ, осуществила поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределения учебных часов.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа чередования упражнений по степени сложности.
В процессе занятия необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Занятия в нашей школе преимущественно проводятся в форме урока. Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь отстаивать свои убеждения, включаться в процесс межличностной коммуникации. Развитие всех сторон устной речи является основной предпосылкой к успешному усвоению школьной программы. Ограниченность словаря, непонимание грамматических форм и выражений приводит к непониманию текстов, условий арифметических задач и т. д. Поэтому развитие речи учащихся является важным аспектом коррекционно-восстановительной работы, проводимой на уроках русского языка. Кроме того, дети с церебральным параличом, чрезмерно опекаемые родителями или педагогически запущенные, одинаково не приспособлены к необходимым формам установления контакта со сверстниками и взрослыми, не имеют нужных навыков коллективного взаимодействия.

Очень важным этапом работы на уроках русского языка является словарная работа.

Словарная работа в коррекционной школе представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

На уроках русского языка я придерживаюсь такой методики работы над словарным словом:

1. Прочитай выразительно слово, соблюдая ударения.

2. Подумай, что обозначает данное слово. Сформулируй определение сам.

3. Прочитай определение слова по словарю.

- Удалось ли тебе правильно дать определение слову?

4. Подумай, в каких значениях еще может употребляться данное слово. Приведи примеры словосочетаний; составь предложения, используя данное слово в разных значениях.

5. Прочитай пословицы (или поговорки). Как понимаете значение пословицы? Поговорки? Если знаете, назовите свои.

6. В каких произведениях литературы вы встречали данное слово? Вспомните.

7. При чтении произведений художественной литературы выпиши в тетрадь слово в контексте (предложение, фразу, четверостишие).

8. В записанных словах подчеркни непроверяемую гласную или согласную, запомни ее правописание.

2. Модель “ Морфологическая копилка ”. Сбор частей слова для конструирования новых слов; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

3. Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях.

Задание: опишите внешность человека, используя прилагательные.

“ По улице идет человек. Ему немало лет. В руке портфель, на голове шляпа, одет в плащ”.

(По пустынной улице идет незнакомый человек. Ему немало лет. В правой руке он несет черный портфель, на голове старая шляпа. Одет он в темный плащ).

– Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует?

4. Следующее задание: создайте портрет одного из своих одноклассников. Первая группа использует прилагательные в описании портрета, а вторая группа создает портрет без прилагательных.

- После обсуждения результатов работы – вывод : в художественном описании внешности человека, интерьера, природы почти каждое четвертое слово – прилагательное.

5.Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция"("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды.
Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.

У детей с диагнозом ДЦП уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. Ручка в любой момент может выпасть из слабых пальцев . И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальцев.

К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую наши дети проводит все время в четырех стенах своей квартиры и видят окружающий мир из окна машины, когда родители везут их в школу. При таких условиях ему, конечно, трудно описать описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:

моя любимая игрушка;
описание дерева под окном;
любимый человек.
В процессе работы над текстом на уроке литературы устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Но при построении диалога необходимо помнить, что это "место встречи людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман). Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия ребенка. Следует помнить, что больной ребенок очень раним, остро реагирует на критические замечания.

На уроках литературы создаем копилки: копилку рифм, метафор; копилку личностных качеств для характеристик героев.

Обязательно при изучении большого литературного произведения создаем паспорт литературного героя . Это универсальный прием может быть использован для создания характеристик литературных героев.

Имя – Алексей

Автор (создатель) – А.С. Пушкин

ПропискаГде живет – в одной из отдаленных губерний

Кем служит – молодой барин

Особые приметы – смелый, умный, любопытный, настойчивый, красивый, упрямый, не выполняет приказания отца.

Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками.

2.Учимся придумывать рассказы или сказки.

Первый этап - придумать окончание или начало рассказа ( сказки), придумать как можно больше заглавий к ним.

Второй этап - сочинение рассказов (сказок по опорам).

3.Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.


Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Дата публикации: 27.01.2019

Статья просмотрена: 728 раз

Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одним из самых актуальных на сегодняшний день. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет.

Школа — главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Вместе с детьми с ОВЗ обучаются, и дети с сохраненным интеллектом и различным уровнем развития. Это, конечно, существенно осложняет и совместную учебную деятельность детей, и подготовку педагога к уроку. Для работы в таком классе ведущим является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач.

У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Значительные трудности испытывают учащиеся с ЗПР и ДЦП при изучении русского языка и литературы. Обучение русскому языку имеет практическую направленность, поэтому принцип коррекции является ведущим.

Анализ показал, что обучающимся с ОВЗ сложно воспроизводить тексты как письменного, так и устного характера. Поэтому предлагаю им заранее познакомиться с текстом изложения, при работе над сочинением предлагаю карточки сопорными словами, с планом, с возможным началом. При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей этой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Для этого я использую карточки, в которых нужно выполнить упражнения, применяя правило. Очень нравится таким ребятам работать с перфокартами, где нужно вставить пропущенные буквы на пройденное правило. Изучая морфологический разбор той или иной части речи, учащиеся класса выполняют разбор по памяти, а у детей с ЗПР- перед глазами схема морфологического разбора слова.

Приветствую при занятиях работу вгруппах. В каждой группе задания дифференцированы таким образом, что ребенок выбирает задание, с которым он справится. При этом более сильные учащиеся оказывают помощь слабым.

Непросто обстоит дело с запоминанием словарных слов. Существует особая методика изучения словарных слов сучащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и выполняем задание дома.

На уроке дети с ОВЗ постоянно нуждаются в помощи учителя. Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая, поэтому учитель сам выбирает, что ему необходимо.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому я применяю наглядность: схемы, опорные таблицы, памятки. Использование вспомогательных средств обучения оказывают благоприятное воздействие на запоминание.

На следующем уроке учащиеся с ОВЗ выполняют задания на повторение у доски. Когда ребенок успешно справляется с заданием, это придает ему уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Важным считаю формирование умения работать с учебником, справочной литературой, приучаю обращаться к словарным статьям учебника, затем к словарям.

На уроках применяю приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников: задания с пропуском отдельных букв, слов, словосочетаний, нахождение лишнего слова, исправление ошибок.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей с ОВЗ, в том числе и ДЦП, ЗПР формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например, поможем сказочному герою посчитать буквы, звуки, помочь герою добраться к цели путем подбора пропущенных слов.

Информационно-коммуникативные технологии помогают решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся. Построение схем, таблиц с использованием ИКТ позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

Чтобы отследить положительную динамику в продвижении ребенка и выявить пробелы в знаниях можно использовать диагностическую таблицу. Грамотно выстроенный образовательный маршрут для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие каждого школьника.

Работая с такими детьми, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся — одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Им свойственно и быстрое забывание выученного. Они редко замечают свои ошибки. Поэтому коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях: подбор индивидуальных заданий, предотвращение наступления утомления (физкультминутки), поощрять успехи детей, развивать веру в собственные силы и возможности, включать в содержание урока развивающие игры, занимательный материал, наглядность.

От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Несомненно, хороший смех дарит здоровье и радость ребенку от общения.

Считаю, что без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, провожу проверочную работу с аналогичными заданиями. Обязателен подробный анализ выполненных работ, коррекционные индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Система упражнений, заданий для детей с ОВЗ должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В целях обогащения словарного запаса и улучшения связной речи учащихся словарную работу на уроках русского языка можно проводить по тематическим группам. Каждая тематическая группа слов изучается в течение 5 уроков: 1 урок — знакомство с новыми словами, выяснение их лексического и грамматического значения, форм употребления в речи, подбор синонимов, антонимов и т. п.; 2 урок — учащимся предлагается задание — вставить пропущенные буквы в изученные накануне новые словарные слова + составить несколько словосочетаний; 3 урок- запись изученных слов под диктовку + составить простое предложение со словарным словом; 4 урок- запись по памяти изученных словарных слов + составить сложное предложение со словарными словами; 5 урок — словарный диктант из 20 последних изученных словарных слов + коллективное составление небольшого текста с данными словами. Такая система изучения словарных слов обеспечивает основательное запоминание их написания и правильного употребления в устной и письменной речи.

Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу:

Слово (предложение), вкотором допущена ошибка

Как янаписал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

Организация учебного процесса на уроках гуманитарного цикла для учащихся с ДЦП


Косоурова Татьяна Михайловна

Приложение 30

Методические рекомендации по организации образовательного процесса

в профессиональных образовательных учреждениях для лиц с ДЦП.

Т. М. Косоуровой

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности подростка. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

Учебная деятельность студентам с ДЦП дается очень трудно. Они не умеют надолго сконцентрировать внимание, медленно читают, не всегда понимая прочитанное, не могут воспроизвести то, что прочитали, пишут с трудом. Большой проблемой является выражение (как устное, так и письменное) своих мыслей. У 70% учащихсядислексия(избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению) и дисграфия( специфические расстройства обучения, из которых ребёнок не в состоянии писать слова правильно и понятно).

Кроме того, 80% учащихся имеют диагноз дизартрия (нарушение работы артикуляционной мускулатуры), что значительно усложняет процесс коммуникации. Особенностью учащихсянашего ПОУ является общее речевое недоразвитие различной степени выраженности. В период полового созревания заболевание прогрессирует, поэтому все эти факторы усугубляются. Программа же русского языка и литературы на первом курсе включает в себя объём школьной программы за 10 и 11 класс, и все это за один год.Усложняясь с каждым занятием, она требует от студента абстрактного мышления и большого объёма памяти. Перечисленные особенности я учитываю при определении интеллектуальных и физических нагрузок, при оценке уровня достижений, при подборе специальных приемов обучения.

Обучающийся с высокими умственными способностями обычно успешно приспосабливается к своему состоянию. Однако умственные способности не всегда играют главную роль. Некоторые развитые подростки гораздо легче расстраиваются и приходят в уныние из-за неудач. Необходимы дополнительные усилия, чтобы найти новые и интересные способы стимуляции их развития.

Главными постулатами жизни больного подростка должны быть:

- уверенность в себе и умение нравиться себе;
- умение общаться с другими людьми;
- навыки самообслуживания.

Тщательно продуманная коррекционная работа должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.

Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития обучающегося и спланировать корреционно - развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода.

Диагностика носит личностно-ориентированный характер. Первичная диагностика является основной процедурой определения качества образования.

Только при комплексном подходе возможна реализация диагностики, позволяющая эффективно выстроить коррекционно-образовательный процесс с обучающимися, имеющими сочетанные нарушения.

В начале учебного года всеми специалистами, работающими в группе, составляется календарно-тематическое планирование, которое позволяет всем участникам кррекционно – воспитательно - образовательной деятельности двигаться в едином направлении.

Оценив действующие программы по русскому языку, я адаптировала их к конкретной группе, обосновав целесообразность корректив, разработала различные варианты уроков на основе этих программ, осуществила поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределения учебных часов.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа чередования упражнений по степени сложности.

В процессе занятия необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Занятия в нашем техникуме преимущественно проводятся в форме урока. Урок – это общение учителя сстудентом. Обучающийся развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и подростка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием его развития. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а обучающийся хочет и может его усвоить.

Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас обучающихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, приобретая профессию, студенты должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь отстаивать свои убеждения, включаться в процесс межличностной коммуникации.

Развитие всех сторон устной речи является основной предпосылкой к успешному усвоению учебной программы. Ограниченность словаря, непонимание грамматических форм и выражений приводит к непониманию текстов, условий арифметических задач и т. д. Поэтому развитие речи обучающихся является важным аспектом коррекционно-восстановительной работы, проводимой на уроках русского языка. Кроме того, дети с церебральным параличом, чрезмерно опекаемые родителями или педагогически запущенные, одинаково не приспособлены к необходимым формам установления контакта со сверстниками и взрослыми, не имеют нужных навыков коллективного взаимодействия.

На уроках большое внимание уделяю устному опросу студентов. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника.

Психологическое состояние студента в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Очень важным этапом работы на уроках русского языка является словарная работа.

Словарная работа в группе, где есть учащийся с ДЦП, представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению обучающимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

На уроках русского языка я придерживаюсь такой методики работы над словарным словом:

1. Прочитай выразительно слово, соблюдая ударения.

2. Подумай, что обозначает данное слово. Сформулируй определение сам.

3. Прочитай определение слова по словарю.Удалось ли тебе правильно дать определение слову?

4. Подумай, в каких значениях еще может употребляться данное слово. Приведи примеры словосочетаний; составь предложения, используя данное слово в разных значениях.

5. Прочитай пословицы (или поговорки). Как понимаете значение пословицы? Поговорки? Если знаете, назовите свои.

6. В каких произведениях литературы вы встречали данное слово? Вспомните.

7. При чтении произведений художественной литературы выпиши в тетрадь слово в контексте (предложение, фразу, четверостишие).

8. В записанных словах подчеркни непроверяемую гласную или согласную, запомни ее правописание.

2. Модель “Морфологическая копилка”. Сбор частей слова для конструирования новых слов; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

3.Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях.

Задание: опишите внешность человека, используя прилагательные.

“По улице идет человек. Ему немало лет. В руке портфель, на голове шляпа, одет в плащ”.

(По пустынной улице идет незнакомый человек. Ему немало лет. В правой руке он несет черный портфель, на голове старая шляпа. Одет он в темный плащ).

– Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует?

4. Следующее задание: создайте портрет одного из своих одногруппников. Первая группа использует прилагательные в описании портрета, а вторая группа создает портрет без прилагательных.

- После обсуждения результатов работы – вывод: в художественном описании внешности человека, интерьера, природы почти каждое четвертое слово – прилагательное.

5.Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция"("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды.

Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого учащегося разный. В группах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым студентом может быть решена на основе личностно – ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Речь идёт о помощи подростку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности подростка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым студентом посильной и интересной работы.

У учащихся с диагнозом ДЦП уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких подростков очень незначительна. Ручка в любой момент может выпасть из слабых пальцев . И здесь важно терпение учителя.

Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальцев.

К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую такие обучающиеся проводят все время в четырех стенах своей квартиры и видят окружающий мир из окна машины, когда родители везут их на занятия. При таких условиях им, конечно, трудно описать описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:

моя любимая книга;

мой любимый фильм;

описание дерева под окном;

любимый человек и т.п.

В процессе работы над текстом на уроке литературы устанавливается контакт с подростком, идет установка рабочей атмосферы. Но при построении диалога необходимо помнить, что это "место встречи людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман). Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия подростка. Следует помнить, что больной подросток очень раним, остро реагирует на критические замечания.

На уроках литературы создаем копилки: копилку рифм, метафор; копилку личностных качеств для характеристик героев.

Обязательно при изучении большого литературного произведения создаем паспорт литературного героя.

Это универсальный прием может быть использован для создания характеристик литературных героев.

Имя – Евгений Базаров

Автор (создатель) – И. С. Тургенев

ПропискаГде живет – в Санкт- Петербурге

Кем служит – студент Медико-хирургической академии

Опорные слова для паспорта выбираются самими студентами.

2.Учимся придумывать рассказы или сказки.

Первый этап - придумать окончание или начало рассказа ( фэнтэзи), придумать как можно больше заглавий к ним.

Второй этап - сочинение рассказов (фэнтэзи по опорам).

3.Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.

Соединяя занятия языком с активной речевой деятельностью (чтение, свободное письмо и говорение, внимательное слушание и толкование как прочитанного, так и услышанного), удаётся более успешно достигать положительных результатов в работе с надомниками.

Это очень помогает в совокупности с работой над техникой чтения, выразительностью речи, формированием умения рассуждать, формулировать свою точку зрения, решать основную задачу – способствовать социализации ребёнка, получению им обязательного базового стандарта по русскому языку и литературе.

Опираясь на личный опыт взаимодействия с учащимися, имеющими подобного рода особенности здоровья, я составила небольшую, но достаточно эффективную памятку для педагогов, которым предстоит работа с такими учащимися.

С самого начала необходимо узнать особенности психофизиологического развития учащихся с ДЦП, а также типичных трудностей, возникающих при овладении ими учебным материалом;

До начала обучения целесообразно провести подробную беседу с родителями, собрав информацию об увлечениях подростка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх. Необходимо выяснить, какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует; узнать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога;т.е установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями – фундаментальная основа эффективного взаимодействия с обучающимся.

На первых порах в процессе наблюдения за учащимся с ДЦП важно понять, в какой позе подростку легче выполнять письменные работы, как удобнее отвечать: сидя или стоя.

Одним из важных условий работы с такими студентами является создание условий их полноценного личностного развития.

Контроль за выполнением заданий как за самим процессом выполнения, так и за обязательным доведением их до конечного результата. Если же подросток не успел выполнить задание полностью письменно, часть задания он может ответить устно.

При оценке устного ответа обязательно нужно учитывать его речевые особенности.

При оценке результатов письменных работ и при оценке знаний также следует учитывать графические, логические и речевые особенности учащегося.

Необходимо отталкиваться от того, что обучающийся умеет (любит)делать больше всего.

Очень важно быть терпеливым, чутким, деликатным и наблюдательным, потому что подростки не могут учиться беспрерывно, они нуждаются в отдыхе.

Внимательно наблюдая за учащимся, важно постараться понять, как он мыслит, что он знает, как использует сформированные навыки.

Разговаривая с подростком, необходимо давать ему время ответить на ваши вопросы, очень важно говорить по очереди, помня о важности повторения.

Последовательно осваивая новый материал, необходимо двигаться от простого к сложному, от одного навыка к другому.

Для разнообразия занятий, ежедневно необходимо вносить новые элементы в свой урок.

Очень важно быть выразительным, эмоциональным, с меняющимися интонациями голоса, при этом говоря внятно, чётко, не сюсюкая.

Основа основ педагогического труда - похвала и поощрение.

Нужно быть практичным, давая больше самостоятельности подростку в выборе методов решения и ответов, — это способствует развитию у него самостоятельности.

Сохраняя уверенность в себе, необходимо помнить, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Так как подростки не умеют дружить, обязательно должна проводиться работа в группе.

Нельзя показывать свою жалость к больному подростку, необходимо идти вперед на мотивационном компоненте.

Необходимо воспитывать в подростке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.