Заикание при дцп лечение

Википедия: ”Детские церебральные параличи (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу не прогрессирующих, но часто меняющихся синдромов моторных нарушений, вторичных по отношению к поражению или аномалиям головного мозга, возникающих на ранних стадиях его развития”.

Из термина видно, что основное поражение при ДЦП затрагивает моторные функции организма ребёнка, в результате чего развиваются нарушения двигательной и мышечной активности, функций зрения, слуха, координации движений, а также РЕЧИ и психики.

В этой статье мы поговорим о лечении неврозоподобного заикания при дизартрии и детском церебральном параличе при помощи мультимедийного комплекса ”BreathMaker”.

Патология речи встречается не у всех детей с ДЦП, но частота её настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в логопедической работе. У всех детей с ДЦП имеется та или иная степень дизартрии и у многих заикание. Так как проблема связана чаще всего с повышенным тонусом мышц, то и мышцы, отвечающие за речь, тоже спазмируются, вызывая заикание. Наша задача снять спазмы и гипертонус с мышц речевого аппарата, что с успехом делает ”BreathMaker”.

Но следует отметить, что у детей больных ДЦП, чаще развивается так называемое неврозоподобное заикание, которое характеризуется постепенным развитием на фоне органического поражения центральной нервной системы. Для этого вида заикания характерна выраженная судорожность речи, часто с тикообразными сокращениями мышц лица и рук. Оно отличается стабильностью проявлений, у ребёнка обычно отсутствует страх речи. В данном случае ”BreathMaker” , помимо прочего, снижает тонус речевой мускулатуры. Этот вид заикания трудно поддаётся лечению, но даже в этом случае значительное улучшение речи можно гарантировать.

Для ребёнка с ДЦП очень важно формировать свою собственную речь, а не только повторять сказанные кем-то или написанные фразы. В работе с ”BreathMaker” мы практикуем такой вид разговорной практики как пересказ. Это обязательное условие для всех наших пациентов, так как заставляет развиваться слабый ассоциативный центр головного мозга, что необходимо всем заикающимся, а детям с ДЦП особенно.


Лечение дизартрии и заикания у детей с ДЦП процесс длительный, протекающий под постоянным контролем врача. Плюс такого лечения в том, что ребёнок основное время проводит дома, занимаясь по нашей программе на компьютере, и периодически приезжая к нам в Центр Коррекции речи (ЦКР), для консультаций с врачом, и отчётом о проделанной дома работы. Также практикуется врачебный контроль по Skype.

Хорошие результаты лечения наиболее заметны у детей от 12 лет и старше, при лёгкой степени ДЦП. Дети в этом возрасте адекватно реагируют на критику, правильно понимают и выполняют поставленные задачи. Но это не значит, что младшие дети остаются без помощи. При работе с мультимедийным комплексом ”BreathMaker”, как минимум улучшение гарантировано всем, кого доктора берут на лечение.

В процессе лечения у ребёнка появляется плавность, певучесть речи, расслабляются мышцы, отвечающие за речь, пополняется словарный запас, улучшается техника чтения. Быстрее процесс лечения идёт у детей умеющих читать. Дети не умеющие читать работают в паре с родителем. Процесс лечения интересен для ребёнка и сам по себе, так как это работа с компьютером (а дети это любят). И всё же процесс лечения заикания это совместный труд родителей и ребёнка.

Совсем не значит, что лечение ограничится только работой с ”BreathMaker”. Ребёнок должен много читать в слух, с ним надо разговаривать, то есть вести диалог, а не просить повторять слова. Родители должны помнить, что длительные просмотры телевизора, постоянно включённая музыка снижают активность собственной речи ребёнка. Речь нужна для общения, а перекос в сторону слушания ухудшает развитие ассоциативного центра у ребёнка.

Нами накоплен большой опыт в лечении заикания у детей с ДЦП с помощью мультимедийного комплекса ”BreathMaker”. Приходите в наш ЦКР и мы приложим все свои силы и знания, чтобы помочь Вашему ребёнку научиться правильно и красиво говорить.

Статья доктора Синибор В.Ю.


Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail




Причины заикания у детей

Заикание (его еще называют логоневрозом) – достаточно распространенное явление не только среди детей, но встречается и у взрослых. По статистике около 4 процентов детей и двух процентов взрослых страдают этим неприятным речевым нарушением.

Заикание может быть вызвано целым рядом причин – как внешними, так и внутренними. Если у вашего ребенка заикание появилось одновременно с речью, то это связано с врожденными причинами.

  • Патологии во время беременности: внутриутробные инфекции, длительная гипоксия, вредные привычки у матери,

  • Проблемные роды: родовая травма, малыш родился гораздо раньше срока, длительные роды с развитием гипоксии, что отразилось на ЦНС ребенка.

  • Наследственность: если кто-то из родителей или близких родственников страдает заиканием, есть вероятность, что и у ребенка проявится этот дефект речи.

- Впрочем, заикание у маленьких детей– это достаточно распространенное и естественное явление, которое ребенок обычно благополучно перерастает. Речевой аппарат ребенка развивается, поэтому он может торопиться и проглатывать некоторые звуки или наоборот – повторять другие. Как правило, возрастное заикание проходит в течение нескольких месяцев. Но если проблема нарастает, а ребенок начинает стесняться своей речи или его возраст старше четырех лет – это повод немедленно обратиться за консультацией и помощью специалиста, - рассказывает логопед-дефектолог Лариса Пристанская.

Если ребенок сначала разговаривал нормально, а потом резко стал заикаться, это говорит о приобретенном заикании. Его причины могут быть тоже самыми разными.

  • Психологическая травма: например, ребенок чего-то сильно испугался, подвергся насилию или тяжело переживает развод родителей.

  • Неблагоприятный психологический климат в семье, в детском саду или школе – постоянный стресс, который испытывает ребенок из-за строгости родителей, придирок воспитателей, насмешек других детей может перерасти в заикание.

  • Перенесенные заболевания: менингит, энцефалит, сотрясение головного мозга и даже обычный грипп могут вызвать такое осложнение, как заикание.

  • При попытке переделать левшу в правшу: да, это настоящий стресс для ребенка, который может обернуться расстройством речи.

  • Ложное заикание: если кто-то из членов семьи заикается, ребенок совершенно неосознанно может начать копировать манеру его речи.

Симптомы заикания у детей

Заикание у детей может проявлять по-разному, но вы его точно не спутаете ни с одним другим дефектом речи.

Лечение заикания у детей

Логопедические методики

Логопедические методики направлены на то, чтобы заикающийся ребенок научился контролировать свое дыхание и темп речи. Чтобы малыш не заскучал и не устал от занятий, многие занятия проводятся в виде игры.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика помогает детям с заиканием контролировать свое дыхание и темп речи. Чаще всего во время занятий используется методика Александры Стрельниковой, которая в юности потеряла голос, а в дальнейшем с помощью своей же методики и восстановила. Комплекс упражнений, основанных на резком вдохе и плавном выдохе, помогает ребенку научиться произносить слово на вдохе, не дробя на отдельные звуки и слоги. Занятия проводятся с логопедом-дефектологом, который внимательно следит за правильностью исполнения. В противном случае ребенок может жаловаться на головную боль или даже повышение давления.

Пение

Многим заикающимся малышам справиться со своей проблемой помогает пение, а лучше - хоровое. Во время пения речевой аппарат расслабляется и тренируется, дыхание контролируется и замедляется, и заикание исчезает само собой.

Логопедический массаж

Логопедический массаж помогает расслабить речевой аппарат ребенка, снимает спазмы – главную причину заикания. Особое внимание уделяется губам, языку, гортани, а также мимическим мышцам, шее и плечевому поясу, которые часто оказываются в сильном тонусе и нуждаются в расслаблении.

Гипноз

К гипнозу в лечении заикания прибегают очень редко. Такой метод возможен только для детей среднего и старшего школьного возраста с устойчивой психикой и при условии, что они вообще поддаются гипнозу. Некоторые психотерапевты уверены, что именно во время гипноза возможно узнать истинную причину заикания и устранить ее.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозное лечение назначается обычно в тех случаях, если у ребенка есть неврологические проблемы, и всегда в комплексе с занятиями с дефектологом. Чаще всего назначаются ноотропы, которые улучшают кровообращение головного мозга, миорелаксанты, помогающие справиться с мышечными спазмами, а также успокоительные препараты. Некоторые из них отпускаются по рецепту в аптеке, некоторые встречаются в свободной продаже, но важно запомнить одно: все препараты, даже обычное успокоительное, назначает только врач!

Профилактика заикания у детей в домашних условиях

Профилактика заикания детей в домашних условиях довольно проста. В первую очередь, оградите малыша от стрессов и переживаний. Ему необязательно переживать вместе с родителями тяготы развода и наблюдать внутрисемейные ссоры. Если ребенок чего-то сильно боится, стоит это обязательно выяснить и объяснить, почему этого пугаться не нужно, заверить, что вы всегда будете рядом и придете на помощь, если понадобится. Если ребенок боится темноты – установите в комнате ночник. Если его дразнят дети в детском саду – сообщите об этом воспитателю. Помните, что психологический комфорт – залог счастливого детства.

Также важно соблюдать режим дня: хорошо высыпаться, не засиживаться перед телевизором или компьютером. Откажитесь от ранних развивающих занятий или хотя бы соблюдайте меру в них: поток разнообразной информации и новых лиц-учителей может негативно сказаться на речевых возможностях ребенка.

- Обязательно как можно больше и чаще общайтесь со своим ребенком: разговаривайте с ним, тщательно и медленно проговаривая каждый звук, каждый слог. Пойте вместе песенки, учите стихотворения, проговаривайте скороговорки, не сюсюкайте в разговорах, - советует логопед-дефектолог Лариса Пристанская.


Заикание – это нарушение плавности и ритмичности речи, выраженное в частом повторении звуков или многократных запинках и паузах. По статистике, в мире подвержено этому дефекту около 2.5% населения. Причем мальчики подвержены заболеванию в 4 раза чаще, чем девочки. Меняется процент заикающихся и в зависимости от особенностей национальной речи – ритм, темп, сложность. Во Франции заикаются около 6% людей, а в США всего 1%.

Причины заикания у детей

По МКБ-10 недуг относится к эмоциональным расстройствам, которые начинаются исключительно в детском или подростковом возрасте. Причем основной пик возникновения речевых нарушений приходится на 2 года.

Достоверные причины появления дефекта точно не установлены, однако большинство ученых предполагают влияние 2 факторов — генетических и неврологических. Нередко заикание начинается на фоне сопутствующих неполадок с речью:

  • задержка или чрезмерно бурное развитие,
  • недоразвитие (алалия),
  • нарушения в произношении звуков (дислалия), ринолалия или гнусавость.

Часто недуг является одним из симптомов заболеваний центральной нервной системы. Располагающими факторами могут быть родовые травмы головного мозга, ДЦП, отягощенная неврологическая наследственность.


Важно: заикание может возникнуть на фоне полного эмоционального здоровья при испуге или сильном стрессе.

Стоит отметить и неблагоприятное влияние провоцирующих факторов на развитие заболевания:

  • Напряжённая психологическая обстановка в семье, детском саду, школе.
  • Тяжелая инфекция или хроническое заболевание.
  • Отклонения в воспитании (патологическое).

Иногда причиной дефектов в речи может быть банальное подражание ребенка взрослому или кумиру.

Типы заикания и ранние признаки недуга

В основе всех разновидностей заболевания лежит судорога. В момент произнесения слов происходит спазм мускулов челюсти, языка, гортани. Такое кратковременное влияние провоцирует многократное повторение или запинание речи ребенка.

Выделяют 2 типа заикания:


К судорожным сокращениям речевого аппарата нередко присоединяются подергивания лица и даже конечностей, как компенсаторная попытка преодолеть барьер заикания. Опасность недуга усугубляется развитием в последующим логофобии – панической боязни разговаривать. Если не корректировать проблемы с речью на начальных этапах, то в старшем возрасте присоединяются психологические и социальные проблемы.

Как распознать заикание на ранних этапах:

  • Появление в речи ребенка многократных повторов слов.
  • Вытягивание звуков.
  • Резкое изменение громкости речи.
  • Избегание общения.
  • Напряженность мускулов шеи, губ, лица.

Особенно стоит обратить внимание если проблемы с речью у малыша начинаются во время волнения или появляются запинки в начале слов или предложений.

Лечение заикания

Терапия речевых дефектов актуальна в любом возрасте, но раннее решение проблемы в детском возрасте позволяет не допустить психических и психологических осложнений недуга. Лечение логоневроза подразумевают целый комплекс мероприятий. Они должны корректировать не только речь, но и воздействовать на неврологические расстройства.

Лечение делится на несколько этапов:

  1. Полная диагностика, во время которой необходимо установить причину заикания и сопутствующий неврологические проблемы.
  2. Совместная работа психологов, неврологов и логопедов. На этом этапе перестраиваются речевые навыки, проводят специальные логопедические упражнения.
  3. Реабилитация и закрепление.


Для коррекции используют медикаментозное лечение, с назначение противосудорожных средств, а также препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, ноотропы.

Хорошее воздействие на заикание оказывает остеопатия. Она помогает снять судорожный синдром, убирает нервное возбуждение, успокаивает невротические рефлексы. Очень важным в терапии являются и общеукрепляющие процедуры, которые воздействуют на нервную систему. Лечение иглоукалыванием заикания, использование физиотерапевтических методов помогают нормализовать работу ЦНС и стабилизировать работу речевого центра.


Различные речевые нарушения при ДЦП наблюдаются у 80% маленьких пациентов. Их проявление напрямую зависит от степени поражения головного мозга, уровня развития центральной нервной системы. Отсутствие четкой и связной речи лишает ребенка возможности полноценного общения в окружающем обществе.

Основные виды и причины нарушений

Основные виды речевых нарушений при ДЦП:

• Дизартрия – нарушается нормальное произношение звуков, голос ребенка тихий с придыханием. Проблема возникает из-за спазма мышц лица, нижней челюсти и патологического недоразвития речевых механизмов нервной системы.
• Дислексия и дисграфия – при внутриутробном поражении мозговых участков, отвечающих за речь, больного невозможно научить писать простые слова и предложения.
• Алалия – патология полного или частичного отсутствия речи встречается при нормальном уровне слуха. При сенсорной форме малыш просто не понимает обращенные к нему слова. При моторной страдают психомоторные функции, мешая крохе научиться говорить даже отдельные звуки осознанно.
• Заикание – возникает при легкой степени поражения речевой зоны головного мозга.
• Анартрия – полное отсутствие речевых навыков.

У ребенка часто встречается задержка речевого развития при ДЦП. Он начинает говорить осознанные слова только после 3–4 лет, с трудом строит фразы. Дефект выражен более серьезно при недоразвитии коры головного мозга, нарушении мелкой моторики.


К серьезным речевым нарушениям при ДЦП приводят не только врожденные заболевания и внутриутробные инфекции. При уходе за больным ребенком многие родители предупреждают его малейшее желание. Поэтому у него отсутствует необходимость о чем-то просить, произносить желания вслух.

Дизартрия при ДЦП

• Легкая – на некоторых участках артикуляционного аппарата наблюдается парез. Поэтому невнятными являются только отдельные звуки (гласные, шипящие или звонкие).
• Средняя – повышенный тонус мышц лица не дает произносить треть звуков. Малыш произносит слова невнятно, ему тяжело объяснить свои просьбы и желания.
• Тяжелая – связная речь отсутствует из-за полной атрофии лицевой мускулатуры. Она наблюдается у 80% детей со спастическим тетрапарезом, о котором упоминалось ранее.

Кроме нарушения речи, у больного наблюдается гипертонус мышц, снижена моторика. Движения пальцев рук ограничены. Он разговаривает, словно рот заполнен не пережеванной едой.


Особенности развития и коррекции речи у детей с ДЦП


При диагностике выделяются следующие особенности речевых нарушений при ДЦП:

• позднее появление младенческого лепета;
• слова произносятся по слогам, с разным темпом;
• наблюдаются проблемы с глотанием пищи;
• повышенное выделение слюны;
• ограниченное количество используемых слов.

Перед составлением речевой карты пациента с ДЦП проводится комплексное обследование с применением МРТ головного мозга, энцефалограммой. Сурдолог должен исключить патологии слуха, мешающие восприятию звуков. Основная работа по реабилитации ложится на логопеда-дефектолога и невропатолога.


Как упоминалось ранее, психические и речевые нарушения при ДЦП корректируются одновременно с помощью разных методов:

• курсовой прием нейростимуляторов, витаминов группы В;
• массаж мышц, отвечающих за работу артикуляционного аппарата;
• иглоукалывание активных точек;
• логопедическая гимнастика в игровой форме;
• использование различных приспособлений для стимуляции мелкой моторики.

Задача дефектолога – спровоцировать желание говорить, расширять словарный запас. При уменьшении пареза лицевых мышц улучшается четкость отдельных звуков. В домашних условиях родители должны продолжать активные занятия в форме игры, читать ритмичные стихи и сказки.

Заикание… Это, пожалуй, самое загадочное речевое расстройство. известное человечеству. Речь заикающихся – это трудный, мучительный монолог, лишенный интонационной и мелодической выразительности.

Заиканием страдали Демосфен, Аристотель, Эзоп, пророк Моисей, Вергилий. Практически все врачи, которые исследовали проблему заикания в XIX веке, сами заикались – Кленке и Коэн, Вуазен и Беккерель, Меркель и Шультесс, Эрве-де-Шегуан и Сикорский.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Судороги могут быть как клонического так и тонического характера. При клоническом заикании наблюдается повторное развитие слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Так же выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и вызывающие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:

  • нарушение развития моторики и чувства ритма;
  • скудность эмоционального развития;
  • повышенная реактивность;
  • скрытые психические нарушения.

Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания так же относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и заикание может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к специалисту за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы, при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу. Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы, быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с заиканием, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным его проявлением в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма…шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на заикание первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение, логопеда и психолога.

Специалисты Центра в рамках эффективного оказания помощи детям с заиканием располагают большим арсеналом традиционных методик, а также современных аппаратных методов воздействия зарубежного и отечественного производства.

1.В структуру занятия с данной категорией детей включается логопедический массаж. Сертифицированные Специалисты Центра владеют знаниями о механизме нарушения при ЗАИКАНИИ, об анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов.

В комплексе логопедического массажа специалисты используют и зондовый и точечный массажи , воздействуя при этом на артикуляционные мышцы, выходы нервных окончаний.

2.Плавная правильная речь не возможна без правильного дыхания. Специалисты владеют методикой дифференцированного ротового и носового дыхания — А.Г.Ипполитовой.

3.При совершенствовании просодических компонентов речи при заикании активно используем ритмичные колыбельные песни, которые формируют внутренний сбалансированный настрой. Формирование чувства ритма — важный момент в эмоциональном и умственном развитии у детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи. Особое место в системе комплексного метода лечения заикания занимает музыкотерапия.

  1. Включение в структуру занятия логопедических упражнений позволяют через сочетание речи с движением, через нормализацию общего ритма движений ребенка уменьшить судорожную готовность.

    1. Все занятия проводятся через особую систему — усложнение используемого вида речи.

    Сначала педагог с ребенком говорят шепотом, потом сопряжено, отраженно, далее используется вопросно-ответная форма речи и только потом самостоятельное высказывание.

    • Эффективным методом при заикании является БИОАКУСТИЧЕСКЯ КОРРЕКЦИЯ, в основе которой лежит восстановление функционального состояния ЦНС — нормализация параметров электроэнцефалограммы

    • С целью контроля за своей речью в коррекции заикания используем на занятии логопеда МИКШЕР. Цель – учить ребенка слышать свою речь и контролировать ее. А это основная цель при ЗАИКАНИИ!

    Хочется напомнить, что успешность устранения заикания зависит от своевременного обращения к специалистам, от включения в работу родителей и от выполнения рекомендаций педагога и лечащего врача.

    1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
    2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
    3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной……….

    Результаты эффективной работы ведущих специалистов Центра при заикании были обобщены и представлены в Российскую Академию Образования в 2016 году и получили положительную оценку кафедры коррекционной педагогики и логопедии.

    Мы готовы всегда прийти Вам на помощь!

    Заикание – это специфическая форма невроза (логопедический невроз), которая приводит к расстройству речи. В результате ребенок часто повторяет звуки, слоги, слова, делает остановки в разговоре. При этом заболевании в коре головного мозга нарушается связь между нейронными процессами – возбуждения/торможения, из-за чего возникает судорожное состояние мышц речевого аппарата, спазм мышц гортани.

    Чтобы вылечить заикание, обращайтесь в медицинский центр, к врачу – детскому неврологу. Народные средства здесь не помогут. Только квалифицированный специалист владеет методиками, с помощью которых можно избавиться от этой проблемы.

    Особенности заикания и причины его возникновения

    Под влиянием определенных факторов детская нервная система не полностью сформирована. Поэтому под влиянием определенных раздражающих факторов она может работать с отклонениями от нормы. Логоневроз возникает у детей в возрасте до пяти лет, когда происходит формирование фразовой речи.

    Признаки заикания следующие:

    фразы произносятся невнятно, неточно;

    пропускаются трудные для выговаривания слова, звуки, слоги;

    при воспроизведении слов малыш очень напрягается, краснеет, покрывается потом;

    ребенок боится говорить, раздражается, плачет;

    нарушена координация движений (трудности с мелкой моторикой);

    есть дополнительные движения при разговоре – непроизвольное сжатие кулаков, шмыганье носом и др.

    Кроме вышеперечисленного, может возникать энурез, агрессивность, отсутствие аппетита, расстройство сна.

    Усиление или уменьшение заикания зависит от окружающей среды и степени усталости ребенка. Например, утром, в спокойной обстановке, среди родных, логоневроз может не проявляться, а в компании незнакомых людей – существенно усиливаться.

    Причины возникновения заболевания следующие:

    ослабление нервной системы после инфекционной болезни (краснухи, кори, менингита);

    бытовые конфликты родителей;

    наличие хронических заболеваний;

    перенесенный сильный стресс, испуг;

    подражание заикающемуся родителю.

    Лечение заикания у детей

    При возникновении первых признаков логоневроза обращайтесь в клинику, к детскому неврологу. Терапия этого заболевания предусматривает комплексный подход. Победить заикание возможно только совместными усилиями родителей и врачей – логопеда, невролога, психолога. Лечебная программа составляется индивидуально. Назначаются лечебно-оздоровительные мероприятия, способствующие восстановлению психики и нервной системы. Проводятся коррекционно-воспитательные занятия, где закрепляются правильные стандарты и навыки речи.

    Иногда заикание самостоятельно проходит в течение месяца, если было вызвано временным фактором – неожиданным громким звуком или конфликтом родителей. Если у ребенка при разговоре наблюдается нервный тик или речь не восстанавливается на протяжении 3-х месяцев, то обращение к педиатру просто необходимо.

    Различают несколько форм логоневроза:

    невротическую, когда ребенок не может правильно говорить из-за перенесенного стресса;

    неврозоподобную, которая характеризуется нарушением произношения слов, затруднениями с чтением и письмом.

    При невротических нарушениях речи помощь окажут детский невролог и психолог. При обнаружении неврозоподобной формы заикания лечение проводится логопедом-дефектологом и неврологом. Это длительный процесс, занимающий не менее года и требующий регулярного наблюдения врача. Выбор методики лечения зависит от особенности психики ребенка и степени нарушения речи.

    Во время терапии проводятся такие мероприятия:

    дыхательная артикуляционная гимнастика;

    упражнения по улучшению мелкой моторики;


    Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.