Заключение дефектолога на ребенка с дцп

представление дефектолога

на ученицу 3 класса ГБОУ школы________________

Б_______ Е______ Д______

Дата рождения: 29.06.2006 г.р . возраст: 11 лет 11 мес.

Программа обучения:

адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1

Уровень знаний о себе и своем окружении:

ниже возрастной нормы

Латерализация:

Особенности ведущей деятельности:

ведущий вид деятельности – игровой, на достаточном уровне развита сюжетная игра.

Владение сенсорными эталонами:

Основные цвета _ знает, называет.

Оттеночные цвета знает, называет.

Геометрические фигуры _ знает, называет.

Способность понять и принять инструкцию:

понимает и принимает пошаговую инструкцию в одноступенчатом формате.

Характеристика работоспособности

работоспособность снижена, не способна длительно выполнять предложенное задание, нуждается в организующей и обучающей помощи педагога.

Особенности восприятия:

Зрительное восприятие носит предметный характер, фрагментарное (на сюжетной картинке вычленяет отдельные детали, не связывает сюжет)

Слуховое восприятие реакции на вербальные слуховые сигналы в виде обращений, просьб снижены и носят избирательный характер

Пространственное восприятие _ нарушено умение ориентироваться в схеме собственного тела, не ориентируется на листе бумаги, пространственные понятия сформированы на недостаточном уровне.

Определение расположения предметов в пространстве не определяет пространственное положение предметов в окружающей действительности и не располагает их в соответствии с заданной инструкцией

Восприятие времени _ испытывает затруднения в ориентировке в частях суток, днях недели, временах года.

Особенности внимания:

низкая концентрация и устойчивость, с трудом удерживает внимание на изучаемом объекте.

Особенности мышления:

наглядно-образное для формирования понятий необходимо присутствие наглядно воспринимаемых признаков вещей. Учебный процесс носит наглядный, конкретный характер.

словесно-логическое не сформировано.

Особенности памяти:

запоминает медленно, непрочно, теоретические сведения сохраняются в памяти незначительное время, лучше запоминаются эмоционально-значимые события; особую трудность испытывает в запоминании знаково-символической информации (буквы, цифры)

Основные трудности, отмечаемые в обучении:

затруднения в формировании учебных навыков, нуждается в помощи направляющего и обучающего характера, требуется дополнительное время на отработку учебного умения. Основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности интеллектуальных процессов учебно познавательной деятельности, волевой регуляции: не может организовать самостоятельно деятельность, сосредоточенно работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.

Состояние общей и ручной моторики:

отмечается неловкость и неточность выполняемых движений, сложности при переключении с одного движения на другое.

Особенности поведения:

часто отвлекается. Отсутствует мотивация к учебно-познавательной деятельности.

Речевое развитие:

активный словарь ограничен бытовым окружением. Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, фрагментарностью, неточностью в употреблении многих слов. Объём знаний об окружающем мире недостаточен. Правильно выполняет простые действия по речевой инструкции. Затрудняется в понимании сложных синтаксических конструкций, причинно-следственных отношений.

Сформированность социально-бытовых навыков:

Сформированы в соответствии с возрастной нормой.

Ориентировка в пространстве и времени:

Сформирована на недостаточном уровне. Ориентируется во временных представлениях с опорой на сюжетные картинки.

Темп деятельности:

Дополнительные сведения:

при планировании предстоящей деятельности нуждается в стимулирующей и обучающей помощи педагога. Не может дать адекватную оценку выполненной деятельности, но стремится получить похвалу за выполнение предложенного задания.

низкая сформированность пространственного восприятия, временной ориентировки;

слабая концентрации и переключаемости внимания;

низкий уровень сформированности наглядно-образного и словесно-логического мышления;

низкий объём и прочность запоминания;

низкий уровень сформированности учебной мотивации;

несформированность мелкой моторики;

Рекомендации:

изменение варианта адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Ф.И.О специалиста ______________________/Н. И. Абрамова. /

Фамилия, имя, отчество Павел Я.

Школа 960 класс 3 класс КРО

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (кон­тактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похва­лу, наличие аффективных реакций) эмоционально лабилен, в ситуации неуспеха реагирует аффективно, может заплакать, в контакт вступает легко

Развитие общей и мелкой моторики слабовыраженное недо­развитие мелких мышц руки

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяс­нения, не понимает) инструкция в целом доступна. но иногда требуется разъяснение в связи с низкой речевой регуляцией дей­ствий

- восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляю­щая, обучающая помощь) требуется постоянная организующая и направляющая помощь. поэтапный контроль взрослого; к по­мощи восприимчив

- способность переноса на аналогичные задания перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, на­личие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, само­контроль структурные компоненты деятельности сформиро­ваны слабо, допускает много импульсивных реакций, слабо вы­ражена способность к волевому усилию. Деятельность хаотич­на, отсутствует самоконтроль

Темп работы (на учебном и неучебном материале) нестаби­лен, средний - ниже среднего, снижение связано с особенно­стями эмоционально-волевой сферы, мотивацией Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных за­нятиях) отмечается быстрая истощаемость. пресыщаемость (в анамнезе органическая симптоматика)

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация соответствует нижней границе нормы

Сформированность пространственно-временных представ­лений ориентация в схеме тела, в ближайшем пространстве, понимание предлогов не нарушено. слабая дифференцированность признаков времен года. некоторые трудности в понимании лексико-грамматических категорий

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз) зрителыюе восприятие и стереогноз без особенностей, трудности в пробах на слуxомоторнvю координацию в связи с невозможностью удержи­вать речевые звенья инструкции

Особенности внимания снижение уровня показателей свойств внимания: внимание низкопродуктивное

Особенности памяти объем зрительной памяти 7 единиц, слуховой - 4 единицы

- уровень развития наглядных форм мышления в пределах возрастной нормы

- словесно-логическое мышление трудности аналитико­-синтетической деятельности, незначительное снижение функ­ции обобщения

Особенности конструктивной деятельности трудности при анализе частей узора на ориентировочном этапе: в vсловиях оказания помощи планирующего характера задание выполняет­ся на среднем уровне продуктивности

Общая характеристика речевого развития словарь в пределах обихода. трудности построения развернутых речевых высказы­ваний (нарушение функций программирования и контроля рече­вой деятельности). слабая речевая регуляция действий

Сформированность учебных навыков:

- сформированность понятий числа, числовой последовательности навык сформирован

- вычислительный навык навык сформирован

- навык решения задач испытывает трудности

- характерные ошибки невнимателен. допускает много импульсивных действий

- навык каллиграфического письма не сформирован на дос­таточном для возраста уровне, работы крайне небрежные

- навык орфографического письма под диктовку допускает большое количество орфографических ошибок, присутствуют пропуски букв

- списывание текста множественные исправления. пропуски букв

- выполнение грамматических заданий доступно понимание грамматических категорий. при выполнении допускает ошибки - характерные ошибки не сформирован навык внимательного письма

- темп чтения средневозрастной

- способ чтения целые слова

- понимание прочитанного не нарушено

- навыки работы с текстом справляется с заданиями вида:

- характерные ошибки затруднен последовательный пepeсказ (трудности программирования и контроля целенаправлен­ной деятельности)

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы) собственно учебная мотивация сни­жена, низкий уровень самостоятельной работы, неспособ­ность к волевому усилию, нарушены планомерность деятельно­сти, самоконтроль, произвольность

Заключение специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные незрелостью эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Планируемые мероприятия специалиста формирование структурных компонентов учебно-познавательной деятельно­сти, коррекция произвольности экстериоризированных дейст­вий формирование произвольности интериорuзированных дей­ствий, формирование навыка внимательного письма, коррекция функции внимания

Дата обследования Подпись специалиста

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА УЧАЩЕГОСЯФ.И.О. ученика Павел Я. возраст 9 лет

Школа 960 класс 3 класс КРО

Жалобы родителей трудности в обучении и поведении Жалобы педагогов неуправляемый, рассеянный, раздражительный, плаксивый

Сведения о семье неполная семья, родители в разводе. мать (28 лет)

Особенности поведения, общения, привычки, интересы ги­перрасторможен. испытывает трудности в общении с одно­классниками, повышена личностная тревожность

Сформированность социально-бытовой ориентировки сформирована в пределах возраста

Моторная ловкость неловок, тонкая моторика плохо сформирована

Ведущая рука правая нога правая ухо правое глаз правый

Мотивация низкая

Критичность соответствует возрасту (к себе очень крити­чен)

Работоспособность низкая

Темп деятельности средний в начале работы. медленный к концу или отказ

Особенности внимания низкая устойчивость и концентра­ция, плохая переключаемость

Особенности памяти низкая граница нормы

Характеристика интеллектуального развития средний уро­вень

Сформированность представления о пространственных и временных отношениях сформированы

Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка небрежность в работах, неряшливость

При письме пропуски букв

При чтении нет

При счете редкие ошибки

Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности высокий уровень тревожности, низкая самооценка. мотиваиионно-волевая сфера слабо сфор­мирована

З а к л ю ч е н и е школьного психолога уровень актуального развития в пределах возраста, нарушения эмоционально-лич­ностного и волевого развития. Рекомендуются наблюдение у психиатра, работа дефектолога и психолога, необходимо включение социального педагога для работы с семьей.


В материале представлено дефектологическое представления на обучающегосяс ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
defektologicheskoe_predstavlenie.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. ребенка : Александр О.

Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающий фон настроения спокойный, в контакт входит легко, адекватно реагирует на похвалу, предъявляемые требования,проявление волевых усилий затруднено .

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: круг представлений об окружающем мире узкий, знает свой возраст, дату рождения, адрес испытывает трудности с ориентировкой в пространстве, не ориентируется в текущих и прошлых событиях, знает времена года, последовательность устанавливает, определяет части суток, соотносит их с режимом дня, не умеет определять время по часам.

Умения по самообслуживанию сформированы недостаточно: необходим контроль взрослых в уходе за одеждой, обувью, за соблюдением правила личной гигиены. Не может совершить самостоятельно покупки в магазине- испытывает трудности с выбором товаров, их оплатой.Не умеет самостоятельно пользоваться транспортом, сотовой связью.

Общая характеристика учебной деятельностии работоспособность: учебная мотивация внешняя, недостаточный уровень обучаемости, испытывает затруднения в формировании и закреплении учебных навыков, темп работы неравномерный, часто отвлекается, работоспособность снижена;

понимание инструкции :понимает после разъяснения,испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение;

целенаправленность : деятельность не целенаправленна, проявление волевых усилий затруднено;

способность к волевому усилию при возникновении трудностей: слабо выражена,не прилагает усилий, не может преодолевать трудности, доводить дело до конца ;

потребность в помощи : нуждается в помощи направляющего и обучающего характера, к помощи восприимчив;

способность переноса на аналогичные задания :перенос осуществляет частично, требуется помощь;

уровень познавательной активности :низкий, не проявляет познавательной активности, учебные задачи принимает формально;

общий темп и продуктивность деятельности :снижен в результате слабой организованности,

низкий уровень продуктивной деятельности.

Сформированность учебных навыков в соответствии с программными требованиями:

  • сформированность понятий числа, числовой последовательности: сформирован недостаточно;
  • вычислительный навык: испытывает трудности,сформирован на минимальном уровне
  • навык решения задач: испытывает трудности, решает с обучающей помощью учителя;
  • характерные ошибки:выполнение арифметических действий с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел), выполнение действий с числами при измерении,определение времени по часам.

  • навык каллиграфического письма:сформирован недостаточно;
  • навык орфографического письма под диктовку:не сформирован;
  • списывание текста: списывает, допускает пропуски и замену букв;
  • выполнение грамматических заданий: испытывает трудности,выполняет с помощью учителя;
  • характерные ошибки: пропуск и замена букв, граница предложения, ошибки, связанные с применением орфографических правил.

  • темп чтения: 65 слов в минуту;
  • способ чтения: целыми словами, сложные слова по слогам;
  • понимание прочитанного: смысл прочитанного понимает;
  • выделение главной мысли простого текста: выделяет главную мысль произведения,определяет основные черты характера действующих лиц с помощью вопросов учителя;
  • характерные ошибки: не соблюдает паузы и интонацию, не понимает переносный смысл метафор, поговорок, пословиц.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, испытывает трудности формирования навыка письма, нуждается в коррекции пробелов в знаниях по математике, письму и развитию речи.

Дефектологическое сопровождение детей с ДЦП должно состоять в специализированной помощи для овладения тем обязательным минимумом знаний и возможностей, которые необходимы в повседневной жизни. Учитывая тот факт, что данное заболевание выдвигает двигательные нарушения как ведущий дефект, сопровождающийся аномалией моторного развития, самое важное – ликвидировать его негативное воздействие на нервно-психические функции ребенка.

Дефектологическое сопровождение и ДЦП: важность и необходимость

Слабое ощущение собственных движений, затрудненность элементарных действий, сложности взаимодействия с предметами, повышенная утомляемость и т.п. двигательное беспокойство (излишняя суетливость, усиленная жестикуляция и гримасничанье, слюнотечение) – все это затрудняет полноценное передвижение, сводя на нет совершенствование навыков самообслуживания.

Именно поэтому педагог-дефектолог обязан организовать дефектологическое сопровождение, создать необходимые условия для нормального формирования познавательной активности, творческой инициативы, развития воли, мотивации и регулировки психоэмоционального баланса ребенка. Эффект должен быть достигнут благодаря комплексному, системному воздействию, состоящему из многих компонентов – начиная от медикаментозного и заканчивая ортопедическим.

Цели и задачи коррекционной работы

Ключевая цель коррекционной работы – это развитие и коррекция двигательной активности конечностей, формирование здоровой моторики, отвечающей за речь, эволюцию личности ребенка и его способность адаптироваться в обществе. Детям должны быть оказаны все виды помощи, подкрепленные позитивными взглядами на жизнь, семью и общество, обучение и труд, разумеется, учитывая формы и степени тяжести заболевания, а также особенности развития и характер психических функций. Основными задачами является:

  1. создание эмоционального круга общения со взрослыми на речевом, предметно-действенном и игровых уровнях;
  2. нормализация мышечного тонуса, налаживание артикуляции и подвижности ее органов, зрительно-моторной координации;
  3. налаживание речевой и звуковой активности, а также стимуляция голосовых реакций с последующим развитием сенсорных процессов, формированием пространственных и временных представлений;
  4. развитие речи и голоса с пониманием предмета разговора, расширение знаний и представлений о законах окружающего мира;
  5. развитие силы рук и подготовка к способности письма, мотивация предпосылок к интеллектуальной деятельности, формированию математических представлений;
  6. овладение элементарными навыками самообслуживания и гигиены.

Помощь родителям

Родители являются основными участниками и неотъемлемой частью дефектологического сопровождения, целью которого является социализация ребенка. В первую очередь, это обусловлено тем, что семья и ближайшее окружение играют ключевое значение в процессе становления маленькой личности.

Поэтому очень важно со стороны родителей организовать быт, досуг и воспитание таким образом, чтобы максимально сгладить негативные моменты состояния ребенка и мотивировать позитивные, соблюдая правильный режим дня, организовывая комплексные и системные занятия, формируя адекватную самооценку и развивая важные во взрослой жизни волевые качества.

Помощь родителям заключается, в первую очередь, в понимании. Понимании того, что особенный ребенок – это не просто беспомощный малыш. Это, прежде всего, личность, способности которой ограничены. Очень часто родительское стремление перерастает в банальное желание того, чтобы ребенок самостоятельно принимал пищу, одевался и совершал элементарные гигиенические процедуры.

Безусловно, это важно, но еще более важно, чтобы ребенок четко понимал свои обязанности, развивал интерес к труду. Таким образом, ребенок будет чувствовать себя нужным, полезным, обретет уверенность в собственных силах – и это самое главное. Задача специалиста в данном случае – помочь родителям в преодолении трудностей, которые связаны в непонимании окружающих, определении жизненных приоритетов, гармонизации семейных отношений.

Результативность и эффективность

В ходе коррекционной работы может быть достигнута совокупность положительных результатов. Это и нормализация тонуса мышц с коррекцией кормления, и развитие дыхания, и связная речь, и координация движений с элементарными навыками ухода за собой.

Дорогие родители, не избавляйте ребенка от жизненных испытаний и трудностей, прекратите опекать и оберегать малыша от перипетий судьбы – и вы убережете чадо от пассивности, лености и, следовательно, нулевых результатов труда. Будьте добры, терпеливы, но в то же время требовательны к своему чаду, развивая правильное отношение к состоянию собственного здоровья и физическим возможностям. Учите ребенка смотреть на себя, как на полноценную часть общества, способную достичь пусть не максимальных, но своих собственных успехов.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э.С. Калижнюк, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.).

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений - например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Таким образом, структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что так же связано с органическим поражением центральной нервной системы;

сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Итак, можно сделать вывод: психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

Диагностическая методика; методика составления индивидуальной программы развития познавательной деятельности ребенка с ДЦП, имеющего задержку психического развития; примерное распределение программного материала по развитию познавательной деятельности, предложенные в данной исследовательской работе, могут быть применены специальными педагогами и специальными психологами при обследовании и коррекции психического развития детей данной категории.


Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Записаться к Дефектологу

Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно позвонить по единому номеру телефона
----- в Москве

----- в Санкт-Петербурге

Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.

В данный момент запись ведется к специалистам и в клиники в Москве и Санкт-Петербурге.

Кто такой дефектолог?


Дефектолог – это специалист, обладающий профессиональной подготовкой в такой области как дефектология (также называется коррекционной педагогикой). Следует отметить, что дефектолог не является врачом, но эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики. Дефектология занимается особенностями развития детей с недостатками со стороны психического или физического здоровья. Также эта отрасль специализируется на разработке и внедрении принципов воспитания и обучения таких детей. Соответственно, дефектолог – это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками.

Учитель-(педагог)-дефектолог


Учитель-дефектолог – это специалист, который состоит в штате учебного учреждения (детского сада, школы) общего или специального профиля. Работать такой педагог может как с отдельными пациентами, у которых присутствуют те или иные проблемы, так и со всеми воспитанниками или учащимися (например, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слуха).

Основной задачей этого специалиста является коррекция и компенсация недостатков, которые существуют у ребенка. Под коррекцией подразумевается исправление проблемы, которая нарушает нормальное восприятие окружающего мира. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у малыша.

Эта специальность объединяет много направлений, так как принцип работы с ребенком, который обладает проблемами со слухом, отличается от подхода к малышу с отклонениями в умственном развитии. На сегодняшний день существует 4 основные направления в дефектологии.

Дефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

Работа педагога по коррекции начинается с обследования учащихся с целью выявления детей с теми или иными проблемами. Затем проводится идентификация (по виду, по степени выраженности) дефектов и последующее объединение детей со схожими нарушениями в группы. Впоследствии дефектолог проводит как индивидуальные, так и групповые занятия. Работа строится на основе различных современных методик, выбор которых зависит от типа отклонений у учащихся.

Всю работу с детьми, которую проводит дефектолог, можно условно разделить на несколько этапов, последовательность выполнения которых определяется самим специалистом.

Существуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:

  • Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь).
  • Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.
  • Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев. Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию), целью которых является соблюдение личной гигиены.
  • Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры. На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.
На таких занятиях ребенок получает знания общего характера, поэтому чаще всего они проводятся групповым образом. На индивидуальных уроках дефектолог работает более основательно над развитием и совершенствованием тех навыков и функций, которые актуальны для конкретного случая. Так, если у ребенка полностью утрачен слух, нет смысла работать над его улучшением. В данном случае специалист по коррекции направляет усилия на то, чтобы обучить ребенка, например, тактильному общению. Также на индивидуальных занятиях закрепляются полученные в ходе группового обучения знания, стимулируется познавательная активность (стремление к учебе), отрабатывается пропущенный материал.

Большим значением в профессиональной деятельности этого специалиста является консультирование родителей. Помощь дефектолога направлена на то, чтобы научить взрослых создавать и поддерживать здоровую внутрисемейную атмосферу. Часто дефектолог проводит занятия, на которые приглашаются не только дети, но и их родители.

Диагностика (анализы) дефектолога


Дефектолог не проводит и не назначает какие-либо лабораторные исследования (типа анализа крови или анализа мочи). Этот специалист использует диагностический тест, который позволяет оценить уровень развития ребенка как в целом, так и отдельных его навыков. Для этого дефектолог задает вопросы, просит выполнить некоторые действия, а также оценивает внешний вид ребенка. Иногда он специально делает положительные или отрицательные замечания, для того чтобы оценить детскую реакцию на негатив или одобрение. Также могут быть искусственно смоделированы обстоятельства, позволяющие определить отношение ребенка и его поведение в сложных, нетипичных ситуациях. Для более полной оценки могут быть опрошены родители, а также использованы документы, показывающие успеваемость ребенка в школе или дошкольном учреждении. В некоторых случаях может быть использована диагностическая карта, которая предварительно разрабатывается дефектологом.

Диагностическая карта дефектолога содержит следующие рубрики:

  • данные о ребенке и родителях (возраст, фамилия/имя/отчество и другие сведения);
  • заболевания родителей и близких родственников, в том числе и те, которые передаются по наследству;
  • данные о рождении ребенка (какая беременность по счету, были ли осложнения при вынашивании или рождении ребенка, на каком сроке родился малыш);
  • информация о раннем развитии (когда ребенок начал самостоятельно держать голову, сидеть, ходить);
  • как развивались речевые навыки (когда появился первый лепет, первые слова, первые фразы);
  • перенесенные ребенком болезни и тяжелые состояния;
  • занимался ли малыш с другими специалистами, и каковы были результаты;
  • выражает ли ребенок интерес к игре, к обучению.

Заключение дефектолога – это подтвержденный документально вердикт, который выносит этот специалист после обследования ребенка. Следует уточнить, что дефектолог не делает заключение о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений, а лишь предоставляет оценку тех или иных навыков ребенка. Другими словами, этот специалист не ставит диагноз, а только описывает состояние малыша.
Характер данных, которые указываются в справке дефектолога, зависит от возраста и проблемы ребенка. Но существуют также и общие характеристики, указывающиеся во всех заключениях, которые выносит дефектолог.

В справке дефектолога указываются следующие данные о ребенке:

  • каким образом ребенок предоставляет сведения о себе (быстро или после нескольких просьб, в развернутом виде или называет только имя);
  • умение идти на визуальный, тактильный, словесный контакт (насколько быстро и непринужденно контактирует ребенок с окружением, испытывает ли он при этом интерес);
  • характер общей деятельности ребенка (присутствует ли мотивация, устойчивость и сохранение желания заниматься каким-нибудь видом занятий длительное время);
  • адекватен ли подход к игровой деятельности, к игрушкам (использует ли ребенок игрушки по назначению, разбирается ли в правилах самых простых игр, испытывает ли интерес к такой деятельности);
  • как ребенок реагирует на одобрение, похвалу, замечание, собственные неудачи;
  • оценка таких детских качеств как внимание, зрительное восприятие, память, мышление;
  • понимает ли ребенок картины/выражения со скрытым смыслом, выявляет ли бессмысленные/нелепые сюжеты;
  • насколько развита и согласована у него двигательная активность рук;
  • насколько скоординирована у ребенка походка, движения всего тела;
  • соответствуют ли учебные навыки (письмо, чтение) требованиям программы и возрасту;
  • различает ли ребенок предметы в соответствии с их цветом, размером и другими характеристиками;
  • ориентируется ли он в пространстве и времени.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.