Занятия с детьми с дцп и аутизмом

В жизни детей с особенностями развития стрессов больше, чем у многих взрослых. Занятия, лечение, процедуры, реабилитация, обеспокоенная семья, не всегда доброжелательные прохожие…

При этом особый ребенок не умеет, а иногда и физически не способен выразить свои чувства: он не может осознать и рассказать, что с ним происходит, не умеет выразить свой внутренний мир через игры или рисунки. В результате ребенок “уходит в себя”, а накопившийся стресс выплескивается в виде истерик, постоянных капризов и даже агрессии.

Нам, взрослым, тоже знакомы эти ощущения… Когда вы чем-то встревожены, невозможно нормально жить и работать: мысли носятся по кругу, внутри все будто зудит и колется. Любая мелочь цепляет и раздражает: случайно выпавшая из рук чашка или ушедший из-под носа автобус вызывают слезы, жалость к себе или бессильную ярость.

С детьми происходит все то же самое, только в разы сильнее. Возможно ли слышать других, учиться и быть послушным, когда внутри такая буря? Унять эмоции и начать управлять ими поможет психолог.

Что делает психолог и как проходят занятия?

Например, в игре возможно преодолеть стереотипию у детей с аутизмом и ЗПР. Психолог присоединяется к стереотипии, а потом изнутри ее меняет – в стереотипных действиях появляется смысл и сюжет. Теперь ребенок не просто катает машинки, а везет груз на стройку. Со временем появляются персонажи: водитель Жираф, строитель Мишка. У персонажей возникают отношения: они ссорятся, дружат, ходят друг к другу в гости, обедают, ложаться спать и просыпаются по утрам.

В процессе игры отрабатываются коммуникативные ситуации “приветствие”, “прощание”, “знакомство” и т.д. Психолог вступает в диалог с ребенком, они начинают обсуждать игру. Общение возможно даже с неговорящими детьми: тогда используются методы альтернативной коммуникации.

Через рисунки (арт-терапия) и игру с фигурками и песком (песочная терапия) дети научаются отслеживать и предупреждать о своих состояниях других. В активных играх (например, бой подушками) снимается потребность в агрессии.

Психолог развивает эмоциональную и чувственную сферу ребенка, но результат его работы проявляется комплексно: улучшаются поведение и навыки общения, развивается мышление, ребенок начинает интересоваться миром и окружающими людьми.

Первый специалист общается с родителем, а второй – играет либо наблюдает за ребенком. Таким образом, ребенок не устает ждать и не отвлекает родителя от консультации, и оба специалиста имеют возможность собрать максимально полную информацию.

На консультации нам важно узнать, какие есть особенности в поведении вашего ребенка: что его пугает, что ему нравится и не нравится, с чем могут быть сложности.

При постановке цели коррекционных занятий будут учтены способности ребенка, его уровень развития в данный момент и ваши пожелания: научить адекватно реагировать на запреты (без криков, агрессии и самоагрессии, истерики, плача), помочь убрать стереотипию, научить играть, научить общаться и т.д.

Вы также можете записаться на консультацию именно к нейропсихологу. Он проведет диагностику и сможет сказать, что в мозгу “сломалось”. На основании этого формируется эффективная программа занятий: когда есть понимание причин нарушений – можно понять, как их устранить.

Далее вы с администратором Центра составляете удобное для вас расписание занятий и заключаете договор на оказание услуг.

Цена первичной консультации — 2000 рублей. Если в день консультации вы заключаете договор, то деньги за консультацию учитываются при оплате занятий или абонемента — то есть они стоят на 2000 рублей меньше.

Длительность первичной консультации — до 2 часов, индивидуального занятия – 40 минут. Принимаем оплату наличными в кассу Центра или переводом на расчетный счет.

Чтобы прийти на первичную консультацию
и начать ходить на занятия с дефектологом, заполните заявку:

Или позвоните администратору Детского Центра, в который вы планируете ходить:

Программа реабилитации и лекции Глена Домана – своими глазами


Слушать этот курс приезжает много народу, но заниматься по программам остается около трети: марафон, когда приходится менять всю жизнь семьи на несколько лет, под силу далеко не всем.

Мой долгожданный курс проходил в июне. Я на целую неделю одна отправлялась в Америку, а трудиться с Петей над выполнением нашей домашней программы оставались моя мама и Поля.

Прямого рейса из Москвы в Филадельфию не было, маршрут был с пересадкой в Нью-Йорке: сначала восемь часов полета, потом пять часов в аэропорту и еще полчаса на каком-то кукурузнике. В пригород Филадельфии, где находятся Институты, я добралась уже полумертвая, в гостинице мне так и не удалось справиться с замысловатым душевым штурвалом, я облилась холодной водой и рухнула в постель.

Из-за разницы во времени и волнения я проснулась в четыре утра и решила отправиться искать Институты. Вместе с другими документами нам прислали план местности, и я довольно быстро нашла несколько зданий, окруженных парком, в красивом месте с названием Каштановые Холмы.

Я пришла слишком рано и еще часа два сидела перед входом, наблюдая, как пробуждается жизнь: вот мимо в спортивном костюме пробежал сын Гленна Домана Дуглас, прошла с тремя ретриверами Джанет, дочь Гленна Домана (узнала по фотографиям в буклете), проходили другие, еще незнакомые люди.

Кому помогают в IAHP

Наконец двери открыли, и можно было попасть внутрь. Всего нас собралось около 100 человек: два или три специалиста, остальные — родители. В аудиторию еще не пускали, поэтому все стояли и сидели в холле, некоторые беседовали друг с другом. Первыми, с кем я заговорила, были тихие, вежливые индусы — супружеская пара. Их сын-подросток попал в аварию, уже несколько месяцев находился в коме, и они надеялись на помощь: в Институтах разработаны методики выведения из комы.

Две четы хасидов из Бруклина, с пейсами, шляпами, париками. Молодая красивая Хая рассказала, что у них уже четверо детей, у трехлетней дочки Темы очень тяжелая форма ДЦП: она не слышит, не видит, не двигается.

Шофер-дальнобойщик, его жена слушала курс раньше.

Профессор-энтомолог с женой.

Милые, приветливые техасцы, говорившие с таким акцентом, что я половину слов не понимала.

Крикливая толстуха в коротких шортах.

Врач-невропатолог из Лос-Анджелеса.

Приятная женщина средних лет, приехавшая ради племянника с ДЦП. У мамы мальчика, ее сестры, последняя стадия рака, а папа три года назад погиб в автокатастрофе.

Каждой услышанной истории хватило бы на отдельную книгу.

Когда мы вошли в аудиторию, оказалось, что все места уже распределены, к столам прикреплены таблички с нашими именами. Каждый день нас пересаживали, вероятно, чтобы вновь познакомившиеся не болтали друг с другом, вместо того чтобы слушать лектора. Аудитория расположена амфитеатром, внизу — кафедра и сцена, где проводятся демонстрации.


После короткого вступительного слова нам объяснили, как будут проходить занятия. Долгий звонок, по которому можно войти, потом вход категорически запрещен. (Сейчас опоздавшие могут слушать и смотреть лекцию из холла.) Занятия с половины десятого утра до семи-восьми часов вечера, с десятиминутными перерывами между лекциями, каждая из которых длится около пятидесяти минут, и сорокаминутным перерывом на обед. На то, чтобы ходить в столовую, времени не было, и в большой перерыв в холл приносили одноразовую посуду и большие кастрюли с супом.

Поражение мозга у ребенка: где и почему

Многие лекции читал сам Глен Доман. Он рассказывал об истории создания Институтов, о программах, о людях, трудившихся с ним, о становлении разных методов и о полученных результатах, о работе с выдающимися медиками, о том, как устроен и функционирует человеческий мозг, о профиле развития. Мы боялись дышать, слушая, только что не раскрыв рты, невысокого старичка с круглым животиком и аккуратной седой бородкой.

Другие лекторы тоже были хороши, каждый выступал в своей манере, но все — очень интересно. Лекции в Институтах построены так, что слушателей то нагружают новой сложной информацией, то дают возможность слегка расслабиться, слушая рассказы о поездках и о создании программ, просто истории из жизни.

При этом все хорошо продумано, нет воды, лишних слов, все только по существу. Никогда не бывает такого, чтобы лектор съехал на отвлеченную тему, а самые важные положения он повторяет трижды (не дважды и не четырежды, а именно трижды).

Что-то из услышанного было для меня совершенно новым и неожиданным, о чем-то мы все думали, но не решались сказать вслух — а теперь нам говорили об этом с кафедры. От некоторых объяснений и примеров мороз по коже подирал: никто и никогда так понятно и наглядно не объяснял нам, какие ужасные трудности могут испытывать наши дети ежедневно. И иной раз сердце стукало: это про Петю, про Петю, про Петю.

Поражение мозга может произойти в любом возрасте, с момента зачатия до смерти, и установить причину часто так и не удается. Развитие мозга может быть остановлено (тяжелое поражение мозга), замедлено (легкое и среднее поражение), но может быть и ускорено.

В следующий раз — о научном обосновании методик Институтов.


Использование оборудования светлой сенсорной комнаты при работе с детьми с аутизмом.

Введение

1 занятие.

Цель: развитие эмоциональных реакций ребенка.

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности.

Ход занятия:

Необходимо выработать определенные ритуалы занятий:

1. Ребенку предлагается вход в комнату по сенсорной тропе для стимуляции тактильных ощущений (стопотерапия). После того, как ребенок научился выполнять данное действие сенсорную тропу можно заменить игровой дорожкой, что создает дополнительные неудобства и вызывает у ребенка эмоциональные реакции, а при возникновении трудностей, психолог предлагает ребенку помощь (протягивает руку или вербально стимулирует ребенка), что вызывает взаимодействие ребенка и психолога.

Занятие №2.

Цель: развитие эмоциональных реакций ребенка и навыков взаимодействие.

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности.

Пирамида – великан. Психолог показывает ребенку и предлагает совместно разобрать пирамиду – великан. При этом действия ребенка поощряются и проговариваются психологом (цвет колец, которые они снимают, форма). После того, как пирамида разобрана, психолог предлагается собрать ее в том же виде, какой она была.

Занятие №3

Цель: развитие тактильных ощущений и умение действовать по инструкции

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности;

4. Развитие мелкой моторики рук

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, стол-ванна для игр с водой и песком

Ход занятия:

Ребенок входит в занятие по сенсорной тропе, погружаюсь в обстановку занятия. Далее психолог берет руки ребенка и делает массаж, используя карандаш, рисуя на ладонях и пальцах ребенка геометрические фигуры и каракули, что вызывает положительную реакцию у ребенка.

При этом психолог проговаривает действия, далее ребенку предлагается самостоятельно проделать действия, психолог проговаривает действия ребенка. Затем ребенку предлагается сделать то же самое на руках психолога. Эти действия важны в процессе занятия, так как они свидетельствуют о доверии ребенка к психологу и готовности к взаимодействию. Далее ребенку предлагается перейти к игровому занятию с водой и песком (элементы набора аквапескотерапии могут меняться в зависимости от возраста и интересов ребенка).

Психолог дает возможность ребенку изучить свойства песка и воды. Психолог показывает, что воду можно переливать, набирая в ладони, показывая, что она может утекать сквозь пальцы, если по ней хлопать, она издает звуки, если поместить руку в воду, она видна, т.к. прозрачна. Ребенку предлагается сделать то же самое. Если ребенок не хочет делать это самостоятельно, психолог берет руку ребенка и проделывает это совместно с ним, при этом проговаривая действия и возможные ощущения ребенка. Важно наблюдать за эмоциональными реакциями ребенка, проговаривая (тебе нравится, приятно, вода холодная). Также происходит изучение свойств песка (он шуршит, утекает сквозь пальцы, на нем можно рисовать, в него можно спрятать руку и ее не видно). Обычно песок вызывает большой интерес и ребенок длительное время занимается изучением его свойств, что дает возможность психологу проговаривая действия ребенка, пронаблюдать его реакции во время этих действий. После того, как ребенок изучил свойства воды и песка, можно предложить ребенку следующее задание: спрятать в песке с помощью пальцев, кисточки (по желанию ребенка), камушков или ракушек или пуговиц. Сначала психолог показывает как это можно сделать, затем предлагает сделать это ребенку, проговаривая, что предмет не виден, мы его спрятали, его можно найти. После того, как мы нашли предмет, предлагается сделать то же самое в ванне с водой, при этом психолог проговаривает, что предмет видно, что он мокрый, что он в воде, что его можно достать. При этом все действия ребенка должны быть эмоционально стимулироваться и вербально подкрепляться психологом. После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор (важно, какой выбор делает ребенок – повторяет ли он тропу, либо каждый раз меняет свой выбор).

Занятие №4

Цель: развитие тактильных ощущений и умение действовать по инструкции

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности;

4. Развитие мелкой моторики рук

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, дидактическая черепаха

Ход занятия:

После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор

Занятие №5

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и дифференциации цвета и формы

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности;

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Сформировать цветоразличение

Ход занятия:

После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор

Психолог проговаривает, что было на занятии, подчеркивая удачи и достижения, спрашивая, понравилось ли ему и придет ли он еще раз.


Мне часто пишут с просьбой поделиться вариантами реабилитации для особых детей.

К нам в семью пришли двое детей с инвалидностью: Ариана в 2 годика (сейчас ей 9) с ДЦП (сняли уже этот диагноз) и резким отставанием в развитии (позже поставили УО и еще позже сняли его), ЭПИ (тоже сняли) и Надя в 6 лет (сейчас ей 12) с тяжелой формой аутизма и тяжелой УО, неговорящая и почти не понимающая речь на тот момент.

Обе девочки при появлении у нас практически ни на что не реагировали.

Можно написать целый трактат, но я постараюсь кратко. Надо уточнить, что все очень индивидуально, один и тот же диагноз может иметь массу вариаций и требовать разного отношения.

1. Самый главный. Присматриваюсь всесторонне к ребенку, изучаю сильные и слабые стороны, интересы, пытаюсь понять перспективы.

Например, Ариана еще в доме ребенка на третьей нашей встрече начала меня узнавать и проявила очень слабо, но все же, попытку указать на бабочку после моего многочасового трындежа и попыток ее научить видеть на рисунке бабочек. Еще она стояла на ножках, держась руками за опору, и у нее была чувствительность ног (я сразу там же и проверила).

2. Следование за ребенком.

Это логическое продолжение первого принципа, которое заключается в том, чтобы использовать стремления самого ребенка для его развития. Его сильные стороны, его предпочтения.

Мое участие и руководящий контроль занятий мягко встраивается в жизнь ребенка через его предпочтения.

3. Процесс реабилитации — это сама жизнь и есть.

Сам процесс мне уже доставляет удовлетворение небольшими результатами на небольших этапах, он стал самой жизнью. И когда приезжают родственники, то глядя на себя со стороны, ловлю на том, что у нас и процесс принятия пищи стал реабилитацией, и мытье посуды, и общение, и прогулки, все с какими-то особенностями.

4. Сбор информации. Сюда входит и приобретение книг и дисков.

Вспоминаю френдов, кто реабилитировал детей с такими и похожими проблемами, пишу им, обзваниваю школы и реабилитационные центры своего населенного пункта и не только. Например, когда мы жили в Горно-Алтайске, я возила девчат и в Барнаул, и в Новосибирск неоднократно.

5. Разработка маршрута обследований и реабилитации.

Стараюсь примерно на годы прикинуть план и подробно по пунктам на ближайшее время.

6. Принцип бережного отношения к своим внутренним ресурсам.

Если мне не хочется заниматься, то не стану себя заставлять. Попытаюсь уговорить, мол, представь, какие будут результаты. Если не срабатывает- спокойно оставляю в покое детей и занимаюсь тем, что нравится мне без намека на самоедство и угрызения совести. Обычно довольно быстро мне снова становится ужасно интересно заниматься с детьми.

С Арианой , когда у нее стоял диагноз ДЦП и резкое отставание в развитии, мы начали со следующих методик:

1. Массаж по Куренкову
2. Динамическая гимнастика
3. Гимнастика по Доману
4. Уже в Москве использовали немного платформу Галилео. Немного, потому что диагноз ДЦП ей вскоре сняли.
5. Прочее

У Нади с ее аутизмом и тяжелой УО к 6 ее годам, основная задача была развить речь, хотя бы на уровне умения выразить согласие-несогласие. С Надей я сразу поняла, что нужно гораздо больше помощи внешних людей, специалистов и врачей, поэтому практически сразу пригласила надомного педагога-дефектолога, очень ей благодарна до сих пор, также оформила ее на занятия в центр реабилитации в нашем городе Горно-Алтайске, где и услышала про центр реабилитации в Новосибирске, куда мы ничтоже сумняшеся срочно переехали из Горно-Алтайска, чтобы она могла туда ходить.

1. Канистерапия
2. Дельфинотерапия
3. Иппотерапия
4. Томатис
5. АВА-терапия в Новосибирске
6. Масса центров и отдельных специалистов в Москве
7. Прочее

У обеих девочек:

1. Сенсорное насыщение. Тут подробнее остановлюсь, предыдущие же пункты легко ищутся поиском. Сюда относятся водные процедуры со всевозможными дополнениями вроде теста с перемешанными в нем разными крупами, пенками и красками для ванн и проч., песни Железновой, бассейн, использование всевозможнейших массажеров, ходьба босиком по разнообразнейшим по фактуре и температуре поверхностям,старалась чаще дома держать в трусиках, поскольку я стремилась, чтобы всем телом ощущались разные поверхности. Также домой был куплен батут со стенками, прыгалки-лошадки, гимнастический большой мяч, спортивная стенка и т.п. Очень хорошо повлияла на состояние детей первая поездка на море, это тоже к сенсорике отнесем.

2. Не могу не отметить участия самих детей в развитии друг друга, потому что это играет огромную роль, и я всегда поражаюсь, насколько они это интуитивно правильно и без натуги, в игре, это осуществляют, я сама частенько замираю и тихонько наблюдаю, учась у них.

3. Мама-радио, т.е постоянные разговоры, причем на доступном уровне, четко проговаривая и бесконечно повторяя. Но не фоном, а обязательно ребенка включая эмоционально в процесс.

Сейчас в Москве для родителей с детьми, у которых только что выявили такой диагноз, могу рекомендовать следующее:

2. Художественные фильмы про аутизм.

3. Реабилитационные центры.

Каждый выбирает для себя. Многие я читала в электронном виде, приведу лишь те, которые у меня в бумажном варианте сейчас есть, часть раздала безвозвратно.

В планах прочесть:

5. Специальная диета для детей с аутизмом.

Много вариаций, подробно останавливаться не буду. Можно почитать про непереносимость глютена, про протокол Немечека. В отдельных случаях эти диеты и для СДВГ-детей используют.

Тут нужно изучать, взвешивать. Единственное, хочу предостеречь, что может быть и негативное последствие от спец.диет, и это следует помнить и подумать, прежде чем начать. Лучше сначала ребенка обследовать.

В ютубе отлично — мультфильмы по Доману, Умачка для детей, а для родителей, например, разные лекции.

Также по детям с аутизмом хочется отметить, что есть определенные маячки, навыки, которые развивают каждый по отдельности, например, указательный жест, зрительный контакт, имитация, ролевая игра и другие.

Описывать купленные пособия, массажеры, специальные игрушки и прочее я не буду, потому что и без этого уже пост стремится к бесконечности.

Наталья Савчук
Конспект занятия с безречевым аутичным ребенком

Конспект индивидуального занятия с безречевым аутичным ребенком

педагога – психолога коррекционных групп

для детей с РАС Савчук Н. В

Цель: становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.

1. Формирование психологического контакта с ребенком, переживание им положительных эмоций в ходе совместной деятельности.

4. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику, жесты, интонацию взрослого.

5. Вызывание у ребенка совместного эмоционального переживания (радости, восхищения, восторга) при выполнении пальчиковых, речедвигательных игр.

6. Формирование навыков конструктивного мышления, и зрительно-пространственной ориентировки, зрительного слежения.

7. Активизация звукокомплексов.

8. Формирование элементарных математических представлений, в области порядкового счета и знания цифр.

5. Дидактические упражнения.

Оборудование: массажный шарик (Су-джок, картинки и карточки для соотнесения цвета и формы, набор цветных геометрических фигур, набор карточек для развития речи, цифры от 1 до 12, сенсорная пузырьковая колонна.

Ход занятия:

1) Организационный момент.

2) Массаж пальцев, рук, предплечья.

Педагог-психолог (я)читаю стихотворение:

Пароход плывет по речке.

И пыхтит он, словно печка.

(У ребенка ладошки сложены вместе, выполняем волнообразные движения).

Педагог-психолог (я) читаю стихотворение, (с помощью больших и указательных пальцев изображаем очки). Добиваюсь, чтобы ребенок смотрел мне в глаза через воображаемые очки.

Бабушка очки надела,

И внучонка разглядела!

Педагог-психолог (я)читаю стихотворение и выполняю упражнение в соответствии с текстом:

Кто его открыть бы смог?

Потянули (Вытягиваем вперед рук, пальцы сплетены)

И открыли! (Разводим ладони в разные стороны)

(Добиваюсь от ребенка правильного выполнения задания).

Педагогом-психологом (мною) используются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник) четырех цветов для выполнения задания, связанного с формированием навыков конструктивного мышления.

8) Дидактическое упражнение на развитие речевых навыков.

Педагог-психолог (я) предлагаю ребенку разложить цифры от 1 до 12 по порядку. Если ребенок допускает ошибки, предлагаю свою помощь. (При необходимости провожу упражнение повторно).

Педагог-психолог (я) предлагаю в конце занятия Ульяне подойти к сенсорному уголку, присесть на мягкий пуфик и посмотреть на разноцветные пузырьки в колонне. Я и девочка прикасаемся к ним руками, гладим колонны. (Важным моментом в итоге занятия является - релаксация и эмоциональное заражение ребенка положительными эмоциями).

Коррекционная работа с аутичным ребенком. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ. Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью.

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.


Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.


Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.


Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.


Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.


Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.


Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.


Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.


Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.


Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).


Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.


Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.


Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.


Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.


Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Видео — Занятия с детьми аутистами (рекомендации специалиста)

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.