Занятия с ребенком дцп по монтессори


На базе нашего центра уже 2,5 года функционирует экспериментальная площадка Службы ранней помощи. Работу осуществляет междисциплинарная команда состоящая из неврологов, педиатров, травматологов — ортопедов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов.

Основная цель функционирования службы ранней помощи — оказание психолого-педагогической, медико — социальной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1года 5месяцев до способствование оптимальному развитию таких детей, их социальному включению и адаптации в общество. Дети, поступающие на реабилитацию в Службу ранней помощи нашего центра, имеют те или иные ограничения физических возможностей здоровья, нарушения физического и (или) психического развития.

В работе используются классические методики, современные технические средства реабилитации, инновационные технологии, одной из которых и является методика раннего развития Марии Монтессори.

Монтессори-педагогика представляет собой соединение трех базовых основ: ребенок, педагог и подготовленная среда.

Педагогика Монтессори — это система саморазвития ребенка. В центре системы Монтессори всегда стоит ребенок, а вокруг него специально созданная развивающая, предметно-пространственная и социальная среда. Монтессори-педагогика предоставляет ребенку свободу выбора и самостоятельную деятельность.

Роль монтессори-педагога это роль, в первую очередь партнера, уважающего личность ребенка и его стремление к индивидуальности. Роль взрослого, как создателя подготовленной среды, педагога, учитывающего интересы, сенситивные периоды и индивидуальные особенности ребенка. Монтессори-педагог помогает ребенку в его работе весьма тактично и, только в случае острой необходимости, это специалист, который воздействует на ребенка косвенно, через среду и с помощью правил. Важная часть работы монтессори-педагога — это быть наблюдателем, хорошо знающим индивидуальный уровень развития каждого ребенка.

Монтессори — среда включает в себя множество зон (упражнений в повседневной жизни, сенсорного развития, языковая, математическая, географическая, космического воспитания, двигательная, эстетического развития.)

Материал в Монтессори — среде расположен на уровне глаз ребенка и находится в постоянном доступе.

Пособия изготовлены преимущественно из экологически чистых натуральных материалов (дерево, стекло, фарфор, керамика и т. п),

Исходя из опыта проведенной работы, можно сделать предварительные выводы о важности и актуальности методики М. Монтессори в условиях службы ранней помощи реабилитационного центра.

Монтессори — материалы в подготовленной обучающей среде направлены на развитие все шести видов органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, чувство равновесия и положения тела в пространстве).

Возможность совершения самостоятельного выбора, работа в индивидуальном темпе, позе, и месте являются одной из важных составляющих метода.

Монтессори-педагог реабилитационного центра вступает в тесную взаимосвязь с семьей ребенка, с целью дальнейшей реализации полученных ребенком умений, знаний и навыков в условиях дома, и реальной жизни. Родителям настоятельно рекомендуется присутствовать на занятии в качестве наблюдателя или активного участника, соблюдая те же правила, что и работающий в группе ребенок, и педагог. Имея возможность длительно наблюдать за ребенком, его работой, делая необходимые пометки и возможно фотографии, родитель получает дополнительный педагогический опыт, новые идеи, методы и приемы, которые в дальнейшем реализует на занятиях в условиях дома.

Монтессори-терапия — это лечебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори.

Монтессори-терапия представляет собой врачебную педагогику, построенную на фундаменте физиологических исследований органов чувств (Клод Бернар, Эдуард Сеген, Жан Марк Гаспар Итар).

Монтессори-терапия помогает обучать детей навыкам самообслуживания, развивать у них самостоятельность, самоконтроль, мелкую моторику, умения и навыки.

Опираясь на выделенные для психологической коррекции И.И. Мамайчук (2003) блоки, была структурирована последовательность этапов Монтессори-терапии, таким образом, работа монтессори-терапевта включает в себя условно несколько этапов:

1. Консультирование, включающее диагностический этап и формирование терапевтических целей.

Монтессори-терапевт в первые индивидуальные сеансы работы, выполняет направляющую функцию. Благодаря очень внимательному наблюдению за ребенком, выявляет тот сензитивный период, на котором находится ребенок, и соответствующие ему базисные интересы и потребности, анализирует уровень развития общей и мелкой моторики.

Зачастую, интеллектуальный уровень развития и моторный не всегда соответствуют друг другу, пример тому, дети, с различными видами детского церебрального паралича (основной контингент нашего реабилитационного центра), в большинстве своем интеллектуально сохранные дети.

При подробном планировании целей и задач работы с конкретным ребенком, монтессори-терапевт ставит перед собой и родителями как очень узконаправленные терапевтические цели, имеющие базисное и очень важное значение в жизнедеятельности ребенка ( принятие пищи и т.п) ,так и цели, связанные с овладением умений и навыков, отвечающих за полноценную учебную деятельность.

2. Начальный терапевтический этап.

Предполагает углубленное знакомство с ребенком и его проблемами, способствует уточнению целей и заканчивается определением терапевтических задач, объема и объекта терапии (ребенок, родитель и ребенок). На данном этапе Монтессори-терапевт организует соответствующую подготовленную среду, помогающую ребенку преодолеть (обойти) имеющиеся моторные ограничения, в полной мере восполнить свои потребности в познании и самостоятельности. Монтессори-терапевт, отдавая себе отчет, что не весь классический монтессори — материал одинаково подойдет для каждого ребенка, проходящего курс реабилитации в центре, адаптирует его, с четким соблюдением концептуальных закономерностей создания материалов методики М. Монтессори и консультирует родителей о возможности организации подобной среды в домашних условиях

3. Основной терапевтический этап.

Во время данного этапа монтессори-терапевтом реализуется намеченная индивидуальная программа по направлениям:

— коррекции (негативных аффективных и стереотипных форм поведения, симптомов психической дисфункции — нарушений внимания, мотивации и т.п.)

— оптимизации и стимуляции развития психических функций (в соответствии с актуальным уровнем развития, интересами и индивидуальными особенностями ребенка; стабилизация функциональных взаимодействий между ребенком и взрослым — родителем, терапевтом)

4. Контрольный (оценочный) и прогностический этап,

На данном этапе перед специалистом стоит задача оценить динамику развития ребенка, изменения микросоциальной среды и определить необходимость длительности и вида дальнейшего продолжения терапии, и сопровождения семьи.

Монтессори-терапевт в реабилитационном центре работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами, именно комплексный характер такого терапевтического воздействия, позволяет осуществлять реабилитацию у детей с широким спектром расстройств.

Помощь педагога-терапевта адресна, клиентоориентрована, направлена на развитие и преодоление проблем конкретного ребенка, улучшение качества его жизни. Монтессори-терапевт, как и монтессори -педагог, являясь именно педагогом, а не доктором, выполняет главную задачу: помочь родителям научиться жить рядом вместе с их особым ребенком, а не устранить особенности развития ребенка, так как зачастую осуществить это полной мере невозможно.

Служба ранней помощи это служба, работающая в первую очередь с целью поддержки семьи, поэтому роль родительского участия в реабилитационном процессе одна из ведущих.

Монтессори-терапевт, являясь частью команды специалистов Службы ранней помощи, ставит перед собой задачу максимального вовлечения семьи. Именно работа с семьей, одна из самых актуальных социальных составляющих работы монтессори-терапевта.

В рамках осуществления терапевтического подхода методики М.Монтессори, на данный момент существует несколько форм работы с родителями:

· Консультация, ответы на вопросы

( выяснение актуальных проблем, постановка целей, планирование создания материалов соответствующих конкретному ребенку и преследуемым целям в домашних условиях, их расположение дома, проведение экскурса по интересующим теоретическим, методическим ресурсам для домашнего ознакомления.)

-Изготовление материала (в соответствии с преследуемыми целями, индивидуальными особенностями, сензитивными периодами, моторными и интеллектуальными возможностями конкретного ребенка)

— Презентация материала ребенку (умение правильно провести презентацию материала, разложить даже самое простое, по мнению взрослого действие, на ряд этапов (поддействий), сделав тем самым более доступным и понятным, сложный двигательный акт для ребенка, при первичном занятии, речевое сопровождение во время показа, темп показа, реакция на непредвиденные обстоятельства)

· Совместная работа с родителем и ребенком, на сеансе индивидуальной работы

Совместная терапевтическая работа во время занятий дает возможность родителю взглянуть на своего ребенка немного с другой позиции. С самого первого занятия, когда ребенок заходит в кабинет он воспринимается как полноценная личность, мнением которой активно интересуются, и на которую возлагают ответственность, доверяя к примеру хрупкое стекло кувшинчиков для переливания воды, такой подход приводит к неожиданно положительным результатам, которые не могут не радовать родителей и вдохновлять к дальнейшей самостоятельной работе со своим ребенком.

Монтессори-терапевт учит родителей умению активно наблюдать за своими детьми, осуществлять анализ их движений и действий. Иногда, во время работы с родителями, монтессори — педагог может занять наблюдающую позицию, позволяя матери самостоятельно побыть в роли педагога, моделируя ту ситуацию, которая в будущем повторится в домашних условиях.

Монтессори-терапевт старается быть открытым, правдивым и одновременно тактичным в профессиональных отношениях с родителями ребенка, терпеливо объясняет им, что, если ребенок сначала не достигает результата, или у него что-то не получается — это нормально. Важно проявить терпение, любовь к своему ребенку, и дать ему время.

Завершая данную статью, хотелось бы привести к прочтению известную китайскую народную мудрость, которая дополняет известное высказывание Марии Монтессори.

Список используемой литературы:

Татьяна Бригида
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном и психическом развитии. Как показывает общая практика разных педагогов, дети прекрасно чувствуют себя в Монтессори - классе и добиваются отличных результатов в обучении. Они здесь самые обычные дети, такие же, как и все остальные, — с присущей им индивидуальностью.

При проведении коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по методу Монтессориможно выделить следующие задачи:

• формирование ориентировочных реакций;

• развитие движений руки и действий с предметами;

• формирование сенсорных и математических представлений;

• эмоциональное благополучие и социальная адаптация;

Основополагающий девиз методики Монтессори - "Помоги мне это сделать самому".

Обучать ребенка в Монтессори среде – это значит:

• создать развивающую среду;

• наблюдать за детьми, не вмешиваясь в процесс;

• создать вместе с детьми несколько четких и простых правил.

Особенность системы М. Монтессори – это уникальная развивающая среда, имеющая четкую логику построения и соответствующая психологическим потребностям ребенка.

Монтессори – класс разделен на 4 зоны, в каждой зоне решаются свои коррекционные задачи.

Здесь ребенок уточняет свои движения, развивает мелкую моторику, получает необходимые навыки, например, учится застегивать пуговицы и молнии, а также не только обеспечивают бытовую и социальную адаптацию, но и дают ребенку алгоритм действий, представление о структуре человеческой деятельности. Например, как чистить овощи, как мыть руки т. д. Упражнения в зоне практической жизни способствуют физическому, социальному и психическому развитию.

Занимаясь в сенсорной зоне, ребенок использует и развивает все свои органы чувств. Занимаясь с разнообразными материалами, дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся определять высоту, цвет, размер, вес предметов.

Следующие две зоны Монтессори – класса: математическая и языковая. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья элементы этих зон можно использовать только со старшими детьми, имеющими сохранный интеллект.

Каждый материал, находящийся в Монтессори-среде имеет чёткие цели.При этом цели можно разделить на 2 категории:

Прямая цель – это то, что хочет сделать ребенок, работая с данным материалом;

Косвенная цель – это то, чему ребенок научится, какое знание он усвоит, достигнув прямой цели.

Все материалы автодидактичны, т. е. для работы с материалом ребенку не нужен постоянно сидящий рядом взрослый. Педагог организует работу детей, проводит презентации работы с материалами и, в случае необходимости, помогает детям.

Как же Монтессори-педагогика помогает социализировать ребенка, в т. ч. и ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Термин социализация не имеет однозначного определения и в разных словарях и публикациях можно встретить разнообразные определения. Однако, обобщив, имеющиеся определения можно сказать, что социализация – это не только овладение социальным опытом, но и формирование цельной, успешной личности.

Это заложено в самих принципах и материалах Монтессори-педагогики:

Свобода выбора материала для работы, места для работы, времени работы с материалом. Свободная деятельность стимулирует осознанный выбор ребенком того или иного действия. По мнению самой Марии Монтессори, в результате свободной деятельности ребенок сам строит себя как личность. Ребенок постоянно сталкивается с различными проблемными ситуациями и это доставляет им огромное удовольствие и задача взрослого, не лишать детей этого удовольствия преодоления трудностей самостоятельно, не бросаться тут же делать за ребенка, а помогать ему лишь при необходимости.

Т. е. у ребенка вырабатывается самостоятельность, инициативность и в то же время учет интересов и потребностей окружающих.

Внешний порядок приводит к внутреннему порядку. Материалы Монтессори автодидактичны, что помогает ребенку самому оценивать результат своей работы и исправлять ошибки, т. е. ребенок учится быть самостоятельным.

Стабильная обстановка, постоянство правил, принятие ребенка, отсутствие отрицательных оценок со стороны педагога повышают уверенность детей с ограниченными возможностями здоровья в своих возможностях и делают его более самостоятельным, ребенок учится быть включенным в деятельность и достигать цели, т. е. развивается как цельная личность и социализируется.

Использование технологии Марии Монтессори даёт ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной, способной понять других людей и быть понятыми ими, установить доброжелательные отношения, наладить контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной.

Календарно-тематическое планирование логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Внутренний мир ребенка с ограниченными.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста на основе метода проекта Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы) Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач.


«Значение системы Монтессори

Семьдесят лет имя Марии Монтессори - замечательной женщины, педагога с мировым именем, физика, психолога, врача - было забыто в нашей стране и упоминалось лишь в трудах историков педагогики. В то время в других странах мира - в Европе, Америке, Азии - открывались научные институты и академии, в которых изучали и воплощали в жизнь антропологические, дидактические, педагогические идеи Марии Монтессори, и миллионы детей успешно учились в ее школах. И лишь в начале 90-х годов в России стали создаваться детские сады и школы Монтессори.

Чем же отличается метод Монтессори от традиционной педагогики?

Прежде всего своими целями. Монтессори - педагоги не готовят ребенка к школе, а готовят его к жизни. Можно научить ребенка писать, читать, но гораздо важнее, чтобы он обрел уверенность в себе, был самостоятельным и независимым, жил в гармонии с миром. Свою педагогическую систему М.Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде, где материал выбирает не учитель, а сам ребенок. Он же определяет время работы с этим материалом и сам контролирует свои ошибки. В отличие от традиционной педагогики у Монтессори изменяется и роль педагога. Он не контролирует и не указывает на ошибки, а наблюдает и приходит на помощь, когда она нужна. Это возможно благодаря самоконтролирующим материалам Монтессори и созданию развивающей среды в классе. На занятиях акцент делается на индивидуальное развитие, причем ребенок сам определяет его темп и интенсивность.

Образовательный процесс педагогики Монтессори основан на следующих принципах:

1.Создание обучающей среды, которая включает в себя специальный обучающий материал, оборудование с учетом детских возможностей, культурных, национальных традиций, эстетических требований, подготовленного педагога.

2.Предоставление детям свободы во время занятий.

3.Создание педагогом атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.


Как же должна быть устроена обучающая среда?

Специально подготовленная среда учитывает моторные потребности ребенка, она подталкивает его к действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания.

Все материалы, предложенные Марией Монтессори, по своей ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости ребенка. Для ребенка Монтессори-материал есть ключ к миру, благодаря которому он учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире, шаг за шагом становится более самостоятельным. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к предметам, действиям. Из любопытства и радости общения у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир.



В школе - интернате № 100 г. Кемерово восемь лет работает класс Монтессори, где обучаются дети дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. Наличие у детей с ДЦП множественных дефектов (двигательных, речевых, сенсорных) затрудняет реализацию их желаний к деятельности, в связи с чем они нередко теряют интерес к учебе, игре, становятся неуверенными, вялыми, безынициативными. Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, общегигиеническим навыкам). Нарушение двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей-все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Поэтому важным моментом коррекционно-педагогической работы в школе-интернате № 100 является формирование у детей мотивации к деятельности и развитие активного познавательного интереса, и здесь как нельзя лучше применяется система М.Монтессори .



Совершенствование движений, их координация - насущная потребность ребенка. Ребенка знакомят с алгоритмом деятельности. Анализ движений помогает сначала педагогу, а затем ребенку избавиться от лишних ненужных действий, создающих суету и мешающих ему выполнять основную работу. Известно, что дети интересуются не столько результатом работы, сколько ее процессом, деятельностью как таковой. Однако точность выполнения играет для них важную роль. Дети моют стол или режут салат, потому что им нравится мыть или резать.

Создав класс Монтессори в школе-интернате, мы решали следующие задачи:

-Предоставить каждому ребенку, больному ДЦП, возможность развивать и утончать моторику, особенно мелкую мускулатуру рук и пальцев. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта.

-Упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться, раздеваться, причесываться и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить, выполнять самостоятельные действия по самообслуживанию.

-Упражнять детей в проявлении заботы об окружающей среде: уборка мусора, подметание, сервировка стола, аранжировка цветов и уход за ними.

-Предоставить возможность ребенку - инвалиду индивидуально развивать и утончать сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, стереогностические, барические и тактильные чувствительности.

Основными формами коррекционной работы в классе Монтессори являются: подгрупповые занятия в течение 25-30 мин; индивидуальные занятия (20-30мин), во время которых передается способы деятельности с тем или иным материалом (презентации) и многократные повторы упражнений; свободное занятие детей, когда ребенок может выбрать любой материал и работать с ним.

В связи с тем, что наши дети-инвалиды имеют множественные дефекты (двигательные, сенсорные, дефекты интеллектуальной сферы), часть детей передвигается на инвалидных колясках, не может устойчиво стоять, сидеть, обучать детей в точности по системе Монтессори, предназначенной для здоровых детей, не представляется возможным. Поэтому я адаптировала программу для детей-инвалидов, уделив больше внимания развитию мелкой моторики рук, согласованности действия рук, координации движений, сенсорному развитию детей, развитию навыков самообслуживания и навыков практической жизни.

Упражнения практической жизни (переливание воды, пересыпание и сортировка крупы, просеивание муки, завязывание бантов, шнурков, плетение веревок, чистка обуви, сервировка стола и. т.д.) происходят из повседневных домашних дел, в которые ребенок с удовольствием включается. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность выполняется им совершенно самостоятельно.

Обучение построено максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных и интеллектуальных возможностей ребенка- инвалида. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога), постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией в будущем.

Начиная впервые работать с ребенком, больным ДЦП, я провожу обследование, результаты которого фиксирую в индивидуальных картах развития мелкой моторики. В карте отслеживаются двигательные возможности ребенка, общее состояние мелкой моторики, согласованность действия рук, пространственная ориентация, координация движений, сенсорное развитие (определение цвета, формы, размера, тактильных ощущений, слуха, обоняния, осязания, барического чувства). В карте отмечается сформированность навыков самообслуживания, практических навыков, предметных действий, графическая подготовка. При обследовании тесно сотрудничаю с врачом- неврологом, дефектологами, логопедами, инструктором ЛФК, учителем, воспитателем, вношу в карту диагноз с сопутствующими заболеваниями, анамнез, разрабатываю дальнейшую коррекционную работу с этим ребенком, отслеживаю динамику и перспективы развития. Такое обследование проводится два раза в год: на начало и конец года.

Проводя такие обследования, было выявлено, что больше 90% детей, больных ДЦП, нуждаются в коррекции развития мелкой моторики рук, так как у этих детей чаще всего наблюдаются монопарезы, тетрапарезы, спастические диплегии, гемипарезы, а эти нарушения требуют постоянной тренировки и коррекции, и метод Монтессори как нельзя лучше может быть применен в работе с детьми - инвалидами.

Анализ состояние мелкой моторики рук в конце 2012-2013 учебного года, показал, что количество детей с низким уровнем развития мелкой моторики уменьшилось с 16 человек до 9, а с высоким уровнем увеличилось с 4 до 9 человек при общем количестве 40 детей, занимающихся в классе Монтессори. Большое количество детей с низким уровнем развития мелкой моторики, сенсорики - это дети дошкольного возраста, которые в большинстве случаев самостоятельно не передвигаются, себя не обслуживают. В процессе ежедневных занятий в течение нескольких лет дети постепенно овладевают навыками самообслуживания, навыками графической подготовки руки к письму, навыками свободного ориентирования в пространстве, развитием сенсорных способностей .


Общее развитие ребенка и развитие речи с помощью методики Монтессори. Монтессори-терапия на службе речевого развития ребенка.

Работать с ребенком, страдающим РДА и имеющим выраженную задержку психического развития, я начала примерно 1,5 года назад. Приговор, вынесенный ПМПК этому ребенку, был страшен - органическое поражение ЦНС, аутистические формы поведения, НЕОБУЧАЕМ.

После разговора с мамой, состоялось наше знакомство с самим Тимкой. Тогда ему только исполнилось 4 года. Его мама заранее предупредила меня о том, что реакция на мое появление может быть самой непредсказуемой. При первой встрече Тимофей был абсолютно неконтактен: хаотично бегал по комнате, громко кричал, залезал под стол, кидал попадающиеся под руки предметы (стулья, кубики, книги), на мою речь (как и на меня) адекватно не реагировал.
Процесс привыкания, адаптации к занятиям проходил тяжело. Занимались мы с Тимой 3 раза в неделю. Тимофей постепенно привыкал ко мне. Единственное, к чему он проявлял интерес - было рисование (с помощью фломастера удавалось сосредоточить внимание Тимы на материале, снять агрессию). На занятие Тима одевал как можно больше одежды (прятался в ней). Речью, как коммуникативной функцией, он по-прежнему не пользовался, в диалог не вступал, обращенную к себе речь понимал частично, выполнял простейшие задания по словесной инструкции; объем пассивного словаря был крайне мал.

По системе Марии Монтессори мы работаем уже более 9 месяцев. Сейчас Тима стал более адекватен, ушла выраженная агрессия, занимается в одной кофточке и штанишках. Ребенок овладел основными навыками самообслуживания, формируются операции счета (особенно его привлекает материал "Веретена"), операции звукобуквенного анализа, Тима читает простые слова из "розовой" серии, с удовольствием работает с малым подвижным алфавитом. Я считаю, что именно Монтессори-педагогика дала такой ощутимый толчок в развитии данного ребенка (так как об этом говорят сравнительные результаты работы до и после начала Монтессори-терапии).

Но как же это происходило?

В начале я немного беспокоилась, как же пройдет первое знакомство Тимы с новым помещением, с незнакомой для него средой. Но мои сомнения оказались напрасными. Тима достаточно быстро осваивался в новой для него обстановке. Первые наши занятия строились по такой схеме: я работала с тем или иным материалом, переходя от одной зоны в другую, а Тима просто за мной наблюдал. Так как среда в Монтессори-группе постоянна и материал в ней также всегда постоянен, она не пугала Тиму, как это происходило с занятиями дома, когда материал для занятий приносил и предлагал ему педагог. Постепенно Тима стал включаться в работу сам.

В зоне практической жизни мы с удовольствием мыли с ним руки, хотя ранее он не давал прикоснуться к себе. Так как лишняя одежда сковывала движения, Тима стал понемногу раздеваться, сбрасывая с себя не только лишние слои одежды, но и лишние преграды, отделяющие его от окружающего мира. В зоне русского языка и математики Тима первое время очень любил гладить шероховатые буквы и цифры руками, прикасался к ним щечкой. Я не настаивала на классическом проведении трехступенчатого урока, а просто непринужденно называла те буквы и цифры, которые он исследовал. В такой нетрадиционной форме мы запоминали все символы.

Но хотелось двигаться дальше. Тима постепенно привык ко всем правилам Монтессори-группы: стал сам убирать материал на свои места (а ведь для этого необходимо было запомнить, откуда данный материал был взят, сориентироваться в пространстве!), работа с материалом, требующим переноса, происходила либо за столом, либо на ковре (а для этого необходимо было выстроить внутренний план действия: выбрать материал, решить, где с ним удобнее работать, приготовить рабочее место!).

Обязательным условием подбора материала для карточек было:

1. Предметы, изображенные на карточках, должны были быть хорошо знакомы ребенку, он должен был понимать их значение и предназначение;

2. В словах, подобранных для составления их из подвижного алфавита, не должно было быть мягких или непроизносимых согласных звуков;

3. В словах не должно было быть безударных гласных в корне.

Параллельно с этой работой мы приступили к интуитивному чтению.

1. Постепенное усложнение слоговой структуры (по мере произносительных возможностей ребенка);

2. Отсутствие мягких согласных звуков в словах.

Так как перед данным этапом обучению чтению была проведена достаточно долгая работа над звукобуквенным анализом слов, процессом слияния букв Тима овладел достаточно быстро. Сейчас Тима самостоятельно прочитывает и правильно подкладывает предметы и картинки к простым словам, имеющим один слог, типа СГС.

Рассказывать о работе с Тимой можно достаточно долго, так он поражал и радовал меня, работая с любым материалом. Конечно, были и огорчения, часто многое было непонятно в его поведении: то застынет неподвижно, то вдруг проявится регресс в освоенных навыках, то вдруг утратит интерес к занятиям, которые его ранее привлекали. Были моменты, когда я думала, что Тима не сможет овладеть тем или иным материалом, но терпение, время и желание сделали и делают свое дело.

. Подходит к концу наш первый год занятий по системе Марии Монтессори. А следующий год - новый этап в продвижении Тимы. Работы с ним станет не меньше, а значительно больше. А значит - новый материал, новые возможности!

Только надо обязательно давать детям шанс!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.