Зигмунд фрейд о церебральном параличе

История каждого заболевания имеет своих героев, которые направляли огромное количество усилий на лечение или искоренение той или иной болезни. Не исключением является история ДЦП. Самоотверженные медики и другие специалисты упорно трудились, чтобы создать лучший мир для людей с особыми потребностями .

Первый, кто изучил и попытаться дать определение ДЦП

Д-р Уильям Джон Литтл, первый человек, который определил, что к развитию ДЦП приводит недостаток кислорода, вызванный черепно-мозговой травмой при рождении. Он использовал свой опыт болезни в детстве, чтобы применить его в медицинской практике .

Путь к начинаниям

В детстве Литтл перенес эпидемический паротит, корь и коклюш - три заболевания, которые существуют до сих пор. Последствием полиомиелита стала небольшая косолапость – нарушение, при котором нога развернута внутрь. Когда Уильяму исполнилось 15 лет, перенесенные болезни и физический недостаток вызвали его интерес к медицине. В возрасте 27 лет он получил степень доктора медицины.

Во время учебы Литтл встретил доктора Георга Фридриха Луиса Штромейера, немецкого хирурга-ортопеда, который проводил инновационные реконструктивные операции. Используя свои новые методы, Штромейер смог исправить косолапость Литтла. Операция была настолько успешной, что Литтл стал внедрять ее в Англии, что послужило началом развития ортопедической хирургии в Великобритании. Многие из его методик до сих пор используются в современной медицине.

"Начало" ДЦП

Его работа по ДЦП завершились в 1861 году, когда Литтл попытался дать первое определение ДЦП в документе, представленном на Акушерском общества в Лондоне. В нем он заявил, что "аномальное течение родов", во время которых "ребенок практически задохнулся", травмирует нервную систему и приводит к спастичности, а иногда и к паралитическим контрактурам.

Именно здесь он впервые определил то, что сейчас известно как ДЦП. Его работа была настолько инновационной, что спастический ДЦП первое время называли болезнью Литтла.

В своей работе1861 года Литтл отметил роль лечения и ранней реабилитации. "Многие из наиболее беспомощных были восстановлены в значительной активности и начали получать удовольствие от жизни" ,писал он.

Династия

Написал первую книгу о ДЦП и придумал название для ДЦП

Сэр Уильям Ослер рассматривается как одна из самых значимых фигур в истории медицины. Он также был одним из самых ранних исследователей церебрального паралича и ему часто приписывают первенство в использовании термина "ДЦП".

Отец медицины

Сэр Ослера также произвел революцию североамериканского медицинского образования, когда в Университете Джона Хопкинса, он начал преподавать студентам медицину у постели пациента, а не в аудиториях. Он пошел еще дальше, разработав постобразовательные программы, которые продолжают медицинскую подготовку. Такой принцип обучения используется и сегодня.

В 1905 году Ослер был удостоен наивысшего звания в англоязычном мире медицины: Королевский профессор медицины в Оксфордском университете. Это было честью, которая казалась непреодолимой до 1911 года, когда он был посвящен в рыцари за его вклад в области медицины.

Первый, кто объединил широкий спектр двигательных нарушений

Доктор Зигмунд Фрейд, невролог, который первым стал утверждать, что детский церебральный паралич может быть вызван аномальным развитием до рождения. До этого, хирург-ортопед д-р Уильям Литтл постулировал, что ДЦП развивается из-за осложненных родов. Фрейд не не был согласен с этим утверждением, заявив, что трудные роды – это "лишь симптом более глубоких эффектов, которые влияют на развитие плода." В то время этот вывод был практически проигнорирован. Только спустя десятилетия исследователи начали поддерживать теории Фрейда.

Фрейд о причинах ДЦП

Фрейд не был согласен с выводами Литтла, поэтому он поднимал вопросы, которые до сих пор обсуждаются в медицинском сообществе сегодня. Фрейд заметил, что многие дети, которые испытали асфиксию при рождении, развивались затем нормально, без ДЦП. Литтл же считал, что прициной ДЦП является асфиксия.

Исследования Литтла были в области ортопедической хирургии, и Фрейд считал, что это ограничивало тип пациентов, которых Литтл мог наблюдать и исследовать. Кроме того, Фрейд изучал мозг и его патологию, что позволило ему выявить связь между ДЦП и другими состояниями, такими как интеллектуальные нарушения и эпилепсия. Все это привело Фрейда к выводу, что эти состояния были, вероятно, вызваны проблемами, происходящих в самом начале развития головного мозга и центральной нервной системы, конечно, еще до рождения.

Несмотря на это наблюдение, исследователи и врачи продолжали следовать выводам Литтла. Теория Фрейда не была доказана до тех пор, пока почти век спустя, исследования показали, что только небольшой процент ДЦП – примерно 10 процентов - вызван асфиксией в родах.

Своеобразные рождение Зигмунда Фрейда

Как ни странно, Фрейд был защищен от асфиксии при рождении. Он родился в рубашке – это означает, что он родился в неповрежденной амниотической оболочке. Такое происходит чаще всего во время преждевременных родов и может позволить ребенку развиваться так, как если бы он был еще в утробе матери: не нуждаясь в самостоятельном дыхании, защищенным от инфекции и принимая пищу из амниотической жидкости. Согласно фольклору Фрейд родился в день праздника Caul, который был предзнаменованием будущего успеха. Ему суждено было стать великим человеком.

История и происхождение ДЦП


НОВАТОРЫ


ХРОНОЛОГИЯ


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Впрочем, всякое чтение Фрейда является духовно опасным: вот почему необходима трезвая православная оценка его жизни и творчества на основе сухого изложения ключевых мыслей и этапов его жизни.

I. Введение. Молодые годы Зигмунда Фрейда.

В лицейские годы любимым героем Фрейда был финикийский полководец Ганнибал, гениальный и беспринципный военачальник, угрожавший гибелью древнему Риму. Его увлекали революционные идеи, хотя ни в каких революционных движениях он не участвовал. В 1873 г. Фрейд поступил в университет. Результатом его медицинских штудий стало исследование детских церебральных параличей, которое было признано замечательным. Однако в 1885 г., на стажировке в Париже, он попадает к знаменитому психиатру Шарко, проводившему публичные эксперименты с больными истерией. Наблюдения за этими опытами, носившими какой-то театральный и даже мистический заряд, коренным образом изменяют взгляды Фрейда на психику человека. Одновременно он знакомится со своей будущей женой, Мартой Берней, и . увлекается кокаином.

Если мне не удастся тронуть богов, я расшевелю ад.

Возникновение фрейдизма

Понятие невроза и соответствующий ему склад личности

Фрейд не стал заниматься безнадежно больными людьми, которых только Божье чудо может вернуть в нормальное состояние. Он выбрал объектом своих исследований больных нервными расстройствами, которые в принципе могут избавиться от своих симптомов. Что это за больные?

Метод психоанализа в диагностике и лечении. Анти-исповедь

Зигмунд Фрейд [14]

Одним из главных аргументов защитников учения Фрейда является его практическое применение. Во-первых, говорят они, наша теория соответствует основным требованиям научности, потому что в ее основе лежит эксперимент. Во-вторых, она позволяет поставить больному диагноз в таких случаях, которые обычная психиатрия зачастую вообще не рассматривала как болезни. (Речь идет о неврозах). В-третьих, и это самое главное, многие были вылечены Фрейдом и его последователями. В чем заключалось излечение? — В том, что невротические симптомы у этих людей прекращались, или почти прекращались, и они обретали способность обычного сосуществования с окружающим миром. А это и является целью медицины.

1. Абсолютный материализм.

2. Отрицание свободы воли.

3. Дарвиновский эволюционизм.

II. Переломный момент в жизни Фрейда. Изменение теории

В чем заключалась эта переоценка? Психоанализ в общих чертах остался таким же, каким был. Но он дошел до своего логического предела, из поклонения плоти сделавшись поклонением смерти. Главным принципом всей жизни оказывается уже не инстинкт, как таковой, а стоящий за ним принцип нирваны. Эта концепция Фрейда менее широко известна, чем концепция либидо, но не менее важна для целостного понимания его теории.

Это очень логично с точки зрения всей системы. Ведь главный фактор, определяющий мотивацию человека — влечение. А целью влечения, по Фрейду, является только удовлетворение. Итак, что остается после удовлетворения? Только покой. Это значит, что любое живое существо стремится не к деятельности, а к покою, и покой есть цель всякой деятельности.

Фрейдизм как псевдорелигия. Аналогичный характер юнгианства

Исследуя Фрейда, легко можно заметить слишком авторитарный, для эмпирической науки, характер его теории. Он требует безусловной и безотчетной веры в какие-то догматы, не имеющие научного значения. В области учения о смерти это даже приобретает какой-то мистический характер. О психоаналитиках нередко говорят как о полурелигиозной секте, которая занимается своего рода проповедью. Насколько справедливы такие обвинения?

Прежде всего, в психоанализе, несомненно, присутствует некий эзотеризм[29]. Фрейд (и его ученики) неоднократно подчеркивали, что по-настоящему понять психоанализ можно, только непосредственно участвуя в его практике. А для этого, как мы видели, нужно сначала принять его основные положения.

Конфликты внутри учения. Метастазы фрейдизма

III. Последние годы жизни Фрейда. Его смерть

Фрейд продолжал работать не покладая рук. Болезнь точила его силы, но с удивительным упорством он писал новые и новые произведения, разрушавшие тот образ человека и человечности, который был создан христианской культурой. С 1923 по 1939 годы следуют постоянные операции и курсы терапии, которые, однако, не могут предотвратить метастазы рака. Фрейд не верил в Бога. Если он был как-нибудь религиозен, это могло относиться лишь к теневой, даже темной стороне его личности. Состояние обреченности, которое он испытывал, подталкивало его к философскому обожествлению смерти, которое стало последним штрихом психоанализа.

Фрейд умер в зените своей славы. Он мог гордиться тем, что перевернул мир. Ни слова покаяния не слышали от его постели. Но совершенная бесцельность жизни, усталость и даже какая-то вражда на жизнь, которые нельзя объяснить одной лишь мучительной болезнью, сопровождали его последние годы. Его мир, который он построил, был только миром его фантазии, увлекшей за ним еще множество людей, но не принесшей никакого счастья ни ему самому, ни этим людям.

Фрейдизм после Фрейда. Влияние на современников и потомков

Учение Фрейда в свете христианской антропологии

[3] Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск: 2001. С. 4.

[8] Введение в психоанализ. С. 140.

[12] Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси: 1991. Кн. 2. С. 143.

[13] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990. С. 67-68.

[14] Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск: 2001. С. 180.

[16] Введение в психоанализ. С. 137.

[17] Введение в психоанализ. С. 40. См. тж. с. 100.

[19] Введение в психоанализ. С. 313.

[20] Введение в психоанализ. С. 324-326.

[22] Введение в психоанализ. С. 417.

[23] Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси: 1991. Кн. 2. С. 153.

[24] Введение в психоанализ. С. 15.

[25] Введение в психоанализ. С. 351.

[31] Введение в психоанализ. С. 13.

[33] Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М.: 1998. С. 85.

[37] Введение в психоанализ. С. 310.

[41] Введение в психоанализ. С. 188.

[44] Схиархм. Иоанн (Маслов). Симфония. М.: 2003. С. 1164.

[47] Цит. по: Попов И.В. Труды по патрологии. Т. I. Святые Отцы II - IV вв. Сергиев Посад: 2004. С. 292.

Как изучали ДЦП? Факты из истории

Неизвестное заболевание, симптомы которого очень трудно объяснить, было описано еще в далеком 1860 году хирургом из Англии Уильямом Литтлом. Оно же обычно относилось к детям, чей возраст едва достигал одного года. Болезнь могла вызывать спазмы мускул, ног и конечностей. В результате дети не могли жить нормальной жизнью и отличались от здоровых малышей: некоторые не имели рефлексов и вскоре не могли ходить. Однако состояние здоровья детей при постепенном возрастании не отличалось ухудшением, но все те же проблемы оставались.
Болезнь Литтла (так называлась данная патология) позже имела название спастической диплегией. Она означала, что человек не имеет возможности контролировать собственные движения. Сегодня она известна как ДЦП.
Врач Литтл еще в то время смог предположить, что причиной данной сложной патологии могли стать не только преждевременные роды, но и малое количество кислорода, которое поступало малышу во время родов. Таким образом, определенные мозговые ткани голодали и в результате функционируют плохо. Уже через сто лет Зигмунд Фрейд не смог согласиться с данным утверждением и в 1987 году ему удалось выяснить следующее: дети, которые рождаются с трудностями, далеко не всегда будут иметь такой диагноз. Более того, даже здоровый при гладких родах малыш может быть поражен. Зигмунд выдвинул собственную теорию: данная патология возникает еще задолго до рождения ребенка. Еще в утробе матери, когда развивается мозг, могут возникнуть определенные процессы. А трудности в процессе родов никак не могут сказываться на ДЦП, хотя и часто сопровождаются похожей симптоматикой.
Однако общество не смогло принять теорию Фрейда и все больше отдавало предпочтение первоначальному источнику Литтла. В течение многих лет проводились исследования и люди все больше верили, что болезнь развивается по причине осложненных родов. В 80-х 20 века институт NINDS провел специальное расследование, в ходе которого было выяснено, что подобный диагноз возникает лишь в 10 процентах случаев при условии, что роды не проходили нормально. В связи с этим было снова предположено, что паралич не вызван осложнениями. В практически 70 % случаев нельзя было определить причину.
Подобное открытие вызывало целую бурю обсуждений между различными специалистами. Однако найти первоначальную причину действительно не представлялось возможным.
Вскоре появились инновационные технологии и магнитно-резонансная томография, что дало возможность увидеть процесс развития тканей мозга ребенка еще тогда, когда он находится в утробе матери. Также благодаря МРТ удалось увидеть строение мозга детей, которые уже поражены этой болезнью. В результате выяснилось, что есть определенные места и пороки, оказывающие влияние на нервную систему. Дело оказалось в мутациях генов, которые крайне негативно влияют на развитие головного мозга малыша. Подобные уникальные открытия вызывали все больший интерес среди известных научных деятелей, однако вопрос о том, что именно действует на определенные участки мозга, оставался открытым.

В последние два десятка лет постоянно проводятся различные исследования. Все современные догадки уже подтверждаются невероятными результатами. На сегодняшний день ожидается, что современные технологии смогут ответить на такие вопросы:

  • в чем причина болезни ДЦП
  • какое именно повреждение участка мозга вызывает патологию
  • когда происходит процесс мутации

Это должно оказать неоценимую помощь в том, чтобы разработать новые хирургические методики, которые позволят лечить заболевание с высокой эффективностью. При этом необходимо найти препараты и лекарства, которые помогут пациентам справиться с недугом и ответить на вопрос - сможет ли человек с диагнозом ДЦП жить нормальной жизнью. Важнейшей задачей современной медицины является поиск методов, решений и факторов, которые смогут именно вылечить патологию, а не справиться с симптоматикой.

Изучение ДЦП требовало ни одно столетие времени
Об этом диагнозе известно очень давно, но ДЦП - это название, которое используется в медицинской терминологии всего сто лет. Болезнь, вероятнее всего, была еще со времен развития человека, но несмотря на этот факт, до сегодняшнего дня причину ее возникновения выяснить не удалось.
На практике очень часто может быть использовано название болезнь Литтла, которое возникло на честь известного английского хирурга. Он же собственно говоря в конце 19 века и открыл эту неизведанную болезнь и смог предположить ее причины. Взгляды этого доктора были подтверждены документально. До сегодняшнего дня сохранилась статья о том, как трудные роды влияют на общее состояние ребенка и развитие этой странной патологии. Статья датирована 1862 годом и адресована акушерам Англии. Она является актуальной и в современности.
Доводы доктора Уильяма Литтла очень сильно привлекали внимание общественности. После публикации данной статьи ему пришлось отвечать на ряд вопросов, связанных с заболеванием. При ответе на вопросы он никогда не доказывал собственную правоту, так как сам не был уверен в ней. Все время врач старался переключиться на произведения Шекспира. Во время описания Ричарда Третьего прослеживаются моменты похожей патологии, которая возникла в ходе сложных родов. Английский король, как известно, прожил очень трагическую жизнь и, скорее всего, имел определенные нарушения с мозгом (о чем свидетельствуют описания).
В 1889 году Уильямом Ослером было предложено использовать новое название патологии - церебральный паралич. Им же была написана научная работа, которая имела название “Церебральные параличи у детей”. В данной статье он описывал болезнь и говорил о том, что она имеет связь со сложностью в процессе рождения ребенка.
Однако вскоре Зигмунд Фрейд, который и до сегодняшнего дня является широко известным психиатром, начал отходить от данной теории. Церебральный паралич он выделил в качестве отдельного диагноза, который включает в себя ряд определенных нарушений и симптомов.
В прошлых статьях и научных публикациях указывалось лишь о том, что церебральные параличи являлись лишь частью симптоматики. Несмотря на этот факт, постоянная работа с больными вынудила специалистов найти подходящее название симптомам, которые имели схожесть у разных пациентов. В 19 веке не в последнюю очередь обращали внимание на конкретику в медицине. Зигмунд Фрейд написал собственную монографию, в которой сказал, что ЦП - это состояния, которые известны человечеству уже очень давно. Эти состояния обычно затрагивают ригидность мышц и могут вызывать спонтанные подергивания, но все эти и другие симптомы связаны в одно целое.
Классификация и описание церебрального паралича по Зигмунду Фрейду существенно отличалась от предыдущих авторов, которые изучали данную тему. Она была более широко описанной. Фрейд также утверждал, что термин ДЦП нужно использовать даже тогда, когда нет внезапных подергиваний. Даже когда наблюдается задержка в физ.развитии или появляется эпилепсия - этот термин имеет место быть - согласно словам невропатолога. Подобное определение очень похоже на современное описание ДЦП, которое говорит, что мозг поражается еще на раннем развитии.
Детская неврология - достаточно сложный вопрос, требующий особого внимания. Скорее всего, это и стало причиной того, что З. Фрейд принялся называть все симптомы одной болезнью. Каждое поражение и проблемы с моторикой он связывал именно с определением ДЦП. Группа церебральных диплегий - так он называт поражение разных участков организма. Он выделял четыре типа - общая и араплегическая ригидность мышц, билатеральная гемиплегия и атетоз. Еще позже Зигмунд объединил все вышеуказанные состояния в одно и дал общее название - ДЦП, которое и используется до сегодняшнего дня.

В 20 веке постоянные проблемы с названиями еще более негативно влияли на научные исследования. Каждый специалист начал понимать, что термином ДЦП лучше всего назвать единую нозологию, а не как отдельный симптом или ряд симптомов. В целом наука поддержала эту идею и изучение заболевания постепенно начало выходить из тени.
Известно, что в 1957 году был создан специализированный клуб Литтл, целью которого было развитие в изучении церебрального паралича. В течение двух лет участники клуба готовили отчет и в результате опубликовали меморандум, который позволил дать классификацию заболеваниям. Клуб Литтл утверждал, что ЦП - это определенное поражение головного мозга, которое не развивается и проявляется исключительно на начале жизни. Положение тела и его движения при этом могут быть нарушены. Исследования показали, что подобные нарушения и сама болезнь не могут прогрессировать, но их изменения вполне возможны.
В течение последних лет ученые многих стран предлагали собственные определения данному понятию. Руководитель московского центра, который специализируется на лечении больных с диагнозом ДЦП, К. Семенова говорит об этом заболевании следующее: ДЦП - это целая группа самых разнообразных синдромов, которые возникают исключительно на этапе развития мозга (неправильного развития). Мозг повреждается на разных этапах онтогенеза, в результате чего ребенок не может выполнять ряд определенных действий и его тело может постоянно находиться в неправильном положении. К этому также добавляются и другие симптомы, включая мышечные спазмы.
Известный академик Л. Бадалянов дал собственное определение диагнозу, но оно имеет близость с вышеуказанным термином. Он считает, что ЦП - это также группа симптомов, которые возникают в результате повреждения мозга или его недоразвития в определенных период времени перед рождением. Если головной мозг поражен, то соответственно, мышцы и координация работают неправильно, ребенок не может сохранить нормальную позу и выполняет движения, которые не поддаются контролю. Нарушения моторики и опорного аппарата очень часто могут сопровождаться психическими проблемами и задержками в развитии речи.

В июле 2004 года был проведен семинар по классификации и определению данного понятия. Семинар имел место в Соединенных Штатах, а его результаты используются по сей день. Все участники в один голос подтвердили, что диагноз ДЦП не является этиологическим. Они утверждали, что ЦП - это клинический термин с конкретными объяснениями. После этого была опубликована статья, в которой можно ознакомиться с результатами семинара, и она действительно оказались значимыми. Определение в результате получилось следующее: ДЦП - это прежде всего определенная группа нарушений в движении или положении, которые могут вызывать ограниченные движения. При этом болезнь не прогрессирует. Развивается в результате мозгового повреждения на самых ранних этапах развития. Очень часто ребенок не имеет чувствительности в конечностях, не может нормально разговаривать, имеет проблемы с моторикой и координацией. В частых случаях наблюдаются судороги.

(ОЧЕРК ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРЕЙДА)

Профессиональная подготовка основывается на освоении огромного культурного наследия – как отечественного, так и мирового. Объем такой подготовки ограничивается физическими возможностями человека. Вопрос решается путем отбора из всего многообразия информации некоторой, но наиболее важной ее части. Этот отбор, как и всякий другой, основывается на определенных принципах, ценностях, ориентациях. Из мировой культуры отбирается для изучения то, что ближе к культурным предпочтениям страны. Далее включается традиция преподавания, действуют границы между учебными курсами, идеологические мотивы и другие обстоятельства, устанавливающие приоритеты образовательных программ.

Так, Л. Н. Толстой или А. П. Чехов никогда не рассматриваются в курсе социологии, хотя имели в этой области эмпирические исследования. Педагоги почти ничего не знают об опытах А. Бине, поскольку считается, что он исследовал главным образом развитие умственно отсталых детей. Специализация отсекает значительный круг культурных общеобразовательных явлений переходного или комплексного характера.

В этой связи рассмотрим значительный период жизни З. Фрейда – профессора медицины и основоположника психоанализа. Речь идет о периоде с 1876 по 1899 г. – времени узкоспециальной деятельности Фрейда, о том периоде его жизни, который не освещается широко при подготовке психоаналитиков и о котором мало известно современным российским неврологам. Между тем его работ только по гистологическому исследованию нервной системы, объяснению природы афазии и описанию детского церебрального паралича достаточно, чтобы навсегда обеспечить имени Фрейда место в области мировой клинической неврологии.

Отчасти сам Фрейд способствовал тому, что этот период его жизни и деятельности не так широко освещен в литературе, во всяком случае – в российской. В апреле 1885 г. он писал своей невесте Марте Бернейс, что только что осуществил решение, о котором одна разновидность людей, пока еще не родившихся, будет остро сожалеть как о несчастье. Он имел ввиду биографов. Он уничтожил все свои дневники за последние 14 лет, с письмами, научными записями и рукописями своих публикаций [2].

Данное решение вопроса Рейснера было триумфом точного наблюдения и филогенетической интерпретации, маленьким звеном в длительной цепи результатов исследований, которые в конечном счете убедили ученых в эволюционном единстве всех организмов.

В настоящее время существуют две основные классификации афазий, а именно: классификация Вернике-Лихтгейма и классификация А. Р. Лурия. Помимо этих двух классификаций разработано множество других, в которых, по мнению М. К. Бурлаковой [1], не учитываются ни клинические, ни нейропсихологические критерии афазических расстройств.

Вполне вероятно, что Сабина Шпильрейн сыграла роль посредника между двумя направлениями мировой психологии, которые окажутся лидирующими, но лишь много десятилетий спустя обнаружат свое сходство. Детальный анализ между преемственностью работ Фрейда, Шпильрейн и ранними работами Пиаже, Выготского и Лурии еще предстоит произвести.

В книге рассматривалась история вопроса и скурпулезно анализировались 35 случаев заболеваний (анализ индивидуальных симптомов, патологическая анатомия, отличительный диагноз и лечение). В работе впервые был описан новый синдром – хореоподобный парез, замещающий односторонний паралич. Авторы показали, что многие случаи того, что на первый взгляд представляется эпилепсией у детей, принадлежат к изучаемой группе заболеваний, даже если нет действительного паралича [2].

Опубликована также первая часть обобщающей работы Фрейда о детском церебральном параличе, издание которой было продолжено в 1899 и 1900 гг. Швейцарский невролог Брун позже отмечал, что монография Фрейда представляет собой самое глубокое и полное описание детских церебральных параличей, которое когда-либо было дано. Можно составить впечатление о непревзойденном мастерстве по собиранию и критической переработке в этом трактате огромного клинического материала по тому факту, что одна его библиография занимает 14,5 страницы. Этого великолепного исследования достаточно, чтобы навсегда обеспечить имени Фрейда место в области клинической невропатологии [2].

Фрейд указывал, что некоторые показатели асфиксии при рождении, такие как низкие показатели по шкале Апгар, задержка произвольного дыхания, снижение РН в крови пупочной артерии, учащение сердечного ритма плода – все это есть результат уже имеющегося внутриутробного повреждения мозга. Перечисленные же показатели асфиксии являются, скорее, ранними признаками ДЦП, а не индикаторами асфиксии. Фрейд считал, что ДЦП не только не является следствием аномальных родов, а наоборот, аномальные роды являются маркером, а не причиной поражения головного мозга. Именно предшествующее поражение мозга есть причина неонатальной асфиксии, а не наоборот.

Несмотря на это предположение Фрейда, вплоть до 1960-х гг. ХХ в. среди врачей и ученых широко распространено было мнение, что основной причиной ДЦП являются осложнения в процессе родов. Но в 1980г., проанализировав данные национальных исследований более чем 35000 новорожденных с признаками ДЦП, ученые были поражены, что осложнения вследствие родовой травмы составили менее 10%. В большинстве случаев причины развития ДЦП уходят своими корнями в период пренатального развития плода.

1. Бурлакова М. К. Речь и афазия / М. К. Бурлакова. – М.: Медицина, 1997. – 280 с.

2. Зигмунд Фрейд : Хроника-хрестоматия: учеб. пособие / сост. Вал . А. Луков, Вл. А. Луков; Моск. психол-соц. ин-т – М.: Флинта, 1999. – 416 с.

3. Шипицина Л. М. Детский церебральный паралич: хрестоматия / Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук. – СПб.: Дидактика Плюс, 2003. – 519 с.

4. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России /А. Эткинд. – СПб.: Медуза, 1993. – 463 с.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ

Причиной сопротивления могут быть также отношения с учителем: отношение ученика к учителю, в разной степени осознаваемо, и бессознательные фантазии ученика об отношении учителя к нему, которые могут по-разному коррелировать с реальными отношениями. Причем далеко не всегда вызывать сопротивление будут негативные отношения. Иногда позитивные отношения вызывают ничуть не меньшее сопротивление.

Таким образом, мы определили понятие сопротивления педагогическому процессу и, не вдаваясь в детали, обрисовали причины его возникновения. Далее более подробно рассмотрим источники и формы сопротивления.

Сопротивление-подавление  Содержание пережи­ваемой информации забывается, а ее эмоциональные, двигательные, вегетативные и психосоматические проявления могут сохраниться, выражаясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках, отражая связь между реальным поведением и подавляемой информацией. На уроке русского языка в 5-м классе дети писали сочинение о том, как они хотели бы отметить новогодний праздник. Сережа Г. написал в своей работе, что в зимние каникулы он собирается на День рождения своего одноклассника Миши К. и подарит ему котенка. Разговор с психологом выявил у мальчика подавленное травмирующее переживание. Оно связано с тем, что ребенок не может удовлетворить очень важную для него потребность – иметь котенка. Меткой того, что в душе имеется подавленное переживание, послужила ошибка мальчика: все писали сочинение на другую тему. Здесь сработали защитные барьеры (о котенке лучше не говорить, потому что мама будет сердиться) и проекции (котенок не у меня, а у Миши, я не виноват, что мне приходится об этом говорить), позволяющие частично справиться с этим неприятным переживанием.

Супер-Эго-сопротивление – ученик начинает вести себя так, как будто провоцирует учителя на применение наказания: регулярно опаздывает, демонстративно спит на уроках, отказывается отвечать. Предположительно такое поведение определяется потребностью в дополнительном внимании, ведь именно эта потребность бывает частой причиной девиантного, отклоняющегося поведения у подростков. В таком случае целесообразно рекомендовать учителю наказать ученика за первый же проступок. С точки зрения психоаналитической терапии предложенный алгоритм действий не аналитичен, так как потребность в наказании будет удовлетворена, но не проанализирована, не проинтерпретирована и не проработана, но, очевидно, что удовлетворение бессознательной потребности в наказании снизит инстинктивное напряжение и позволит ученику вести себя более адекватно, в большей степени руководствуясь сознательной частью Эго и принципом реальности, а не требованием карающего, репрессирующего Супер-Эго и бессознательным чувством вины.

Сопротивление, связанное с неправильными действиями учителя . В качестве примера сопротивления, вызванного неправильными действиями учителя, можно привести поведение Р., мешавшего проведению уроков непрерывными вопросами. Молодая учительница, ставшая основным объектом травли ученика, очень болезненно реагировала на его выпады. Она сразу же терялась, не зная, что отвечать на вопросы, вскоре начинала плакать и выбегала из класса. Другую же учительницу, проявлявшую по отношению к Р. требовательность и жесткость, он уважал и не мучил вопросами – не потому, что боялся последствий, а просто у него не возникало такой потребности. Следовательно, поведение ученика Р. определялось не только интрапсихическими причинами, но и неправильным поведением второго участника отношений – молодой учительницы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.