Аутизм у детей с умственной отсталостью и эпилепсией

Различные формы эпилепсии часто встречаются у пациентов с аутизмом, особенно, с ярко выраженными вербальными расстройствами. 30% людей с аутизмом страдает от эпилепсии. А у 5% эпилептиков развивается аутизм.


Что такое эпилепсия, классификация и симптоматика

Эпилепсия – это хроническое заболевание нервной системы. Оно поражает головной мозг, что приводит к повышенной предрасположенности организма к появлению судорожных приступов, конвульсий, которые сопровождаются потерей сознания. Распространено и другое название – эпилептический приступ. Он может быть одноразовой реакцией на процессы, которые произошли в организме.

Регулярные приступы вызываются разрядами в нейронах головного мозга и электрохимическим дисбалансом в клетках. Определенные разряды есть всегда, но те, которые ведут к нарушениям, являются пароксизмальными. Они означают дисфункцию вегетативной нервной системы и усиливают какой-либо припадок до наивысшей точки.

Болезнь тесно связана с:

  • внезапными расстройствами настроения. Например, дисфорией — расстройством настроения, когда человек ощущает сильную раздражительность, неприязнь к окружению, но это не сопровождается нервной заторможенностью;
  • расстройствами сознания: транс, сомнамбулизм, помрачение;
  • изменением личности;
  • слабоумием.

Нередко заболевание приводит к эпилептическому психозу, то есть состоянию, когда психические реакции больного не соответствуют действительности. Характерные признаки – страх, тоска, агрессивность, бред, галлюцинации.

Эпилепсия у детей с аутизмом может быть нескольких видов. Это зависит от таких параметров:

  • причины и условия болезни;
  • локализация очага;
  • ЭЭГ-характеристики;
  • зрелость нервной системы,

На основе этого были выделены категории:

Симптомы эпилептического приступа

Судороги у ребенка могут возникнуть неожиданно. Симптомы надвигающегося припадка:

  • в глазах темнеет, появляются мушки;
  • мышцы нехарактерно напрягаются;
  • руки и ноги начинают дергаться;
  • мышцы лица непроизвольно сокращаются;
  • нечеткость мыслей, сознание путается;
  • мигрень;
  • нарушение сна (сонливость, бессонница);
  • раздражительность, агрессивность.


Как связан аутизм с эпилепсией?

Эпилепсия предполагает наличие электрохимического дисбаланса в головном мозге. Аутизм нередко сопровождается подобным нарушением в клетках, которые передают сигналы нейронам в мозге. Таким образом, более 60% детей-аутистов страдают от эпилептиформных разрядов, которые можно обнаружить на ЭЭГ. Еще 30% подвержены эпилепсии с явными припадками.

Ученые сделали предположение касательно генной подоплеки этого сходства. Основана такая идея на том, что родственник с эпилепсией увеличивает риск развития аутизма у ребенка.

Однако на данный момент ученые выявляют отдельные общие параметры заболеваний, но целостной картины нет. Поэтому природу одновременного развития двух заболеваний еще предстоит выяснить.

Например, сейчас проводятся исследования, которые должны выявить не только взаимосвязь эпилепсии и аутизма на уровне клеток головного мозга, но и на генном уровне. Нарушения в ДНК могут привести к возникновению обеих болезней.

Например, клубневый склероз, который стимулирует развитие опухолей. Данный синдром появляется вследствие мутации генов и может стать причиной одновременного появления признаков аутизма и эпилепсии. Признаки аутизма появляются у 40% больных клубневым склерозом, а эпилепсии – у 90%.

Диагностика и лечение эпилепсии у людей с аутизмом

Эпилепсия при аутизме обладает стандартными признаками заболевания. Подтверждаются они на ЭЭГ, направление выдает невропатолог. Метод диагностики предполагает подключение электродов к голове и стимуляцию определенных участков. Так определяется активность головного мозга, а врач отслеживает, сопровождается ли это эпилептическим припадком.

Лечение эпилепсии при аутизме возможно. Невропатолог анализирует данные ЭЭГ, частоту и интенсивность судорог. В зависимости от этого, выбирается противосудорожный препарат, который сводит к минимуму симптомы, и у двух из трех пациентов блокирует приступ. У такого лечения есть свои плюсы и минусы.

Плюсы Минусы
Предотвращение припадков, сведение симптоматики к минимуму Противосудорожные препараты купируют симптомы, а не лечат болезнь.
Широкий выбор препаратов При аутизме тяжело подобрать лекарство и дозы
Побочные эффекты вскоре проходят, с ними можно бороться (начинают с малых доз) Распространены побочные действия (тошнота и утомляемость)
Препараты можно комбинировать в сложных случаях При аутизме приходится постоянно менять дозы, так как лекарство становится менее эффективным
Лекарства помогают в двух случаях из трех Есть вероятность, что препарат не поможет.

Когда с помощью лекарств справиться с приступами не получается, то врачи предлагают родителям или опекунам принять решение об инвазивном методе лечения. Например, стимуляция блуждающего нерва. Специальное устройство посылает электрический сигнал в мозг. Иногда возникает необходимость прибегать к удалению поврежденных участков мозга.


В случае отказа от лечения может наступить смерть. Припадки вызывают:

  • перегрузку сердечно-сосудистой системы;
  • кислородное голодание мозга;
  • аритмию в работе органов дыхания;
  • судороги в органах дыхательной системы.

Родителям обязательно необходимо вовремя обратится к врачу и следовать инструкциям. Не забывать о расписании приема лекарства. Рекомендуется приобрести устройство, сигнализирующее о начале приступа.

Выводы

Эпилепсия – опасное заболевание само по себе, но еще оно приводит к серьезным сопутствующим рискам. Родители детей с аутизмом должны понимать, что их ребенок находится в зоне риска этого заболевания. Рекомендуется внимательно наблюдать за поведением ребенка и при подозрениях обращаться к невропатологу.

Вступление



Следующая информация несет исключительно информативный характер. Она не должна быть расценена ни как медицинский совет, ни как замена лечения. Пожалуйста, обратитесь к специалистам для консультации по всем интересующим вопросам.

Эпилепсия – расстройство головного мозга, характеризующееся повторяющимися приступами и судорогами. Частота встречаемости эпилепсии выше у аутистов, нежели у остальных людей.

Судороги больше характерны для тех, у кого имеются трудности с общением и выражением своих эмоций.

Согласно данным исследований, около 30% аутистов страдают эпилептическими расстройствами. В 5% случаев, когда эпилепсия началась еще в раннем детстве, она сопровождалась аутистическими расстройствами.

Крайне важно вовремя диагностировать эпилепсию и назначить лечение. Согласно исследованиям, аутисты с не вылеченной эпилепсией подвержены большому риску ухудшения общего состояния здоровья, также в самых тяжелых случаях может случиться преждевременная смерть. В сравнении с пациентами без судорог, дети-аутисты с таким проявлением эпилепсии чаще испытывают трудности со сном и имеют проблемы с поведением.

Специалисты предполагают, что определенные патологии головного мозга, имеющие прямую связь с расстройствами аутистического спектра, также могут поспособствовать судорожным припадкам.

Эти патологические процессы могут включать в себя сбои в строении молекул, которые передают информацию между нейронами головного мозга в виде сигналов. Люди, страдающие эпилепсией, имеют аномально большое количество нейромедиаторов, увеличивающих активность нейрона (возбуждающие нейромедиаторы).

У других же уровень нейротрансмиттеров, снижающих активность нейрона (тормозящие нейромедиаторы), довольно низкий. Чрезмерная нагрузка на нервную систему может стать причиной судорог.

Но не все потеряно, эпилепсию можно контролировать с помощью медикаментозного лечения.

Обнаружение симптомов эпилепсии

  • необъяснимые приступы;
  • напряжение в мышцах;
  • неконтролируемое дергание рук и ног;
  • подергивание лица;
  • нервный тик;
  • мигрени.

  • беспокойный сон и бессонница;
  • необъяснимая агрессия и раздражение;
  • отставание в развитии.

Признаки эпилепсии могут быть самыми различными. Степень тяжести эпилепсии также сильно варьирует.

Процесс диагностики и лечения эпилепсии у детей-аутистов



Если кто-то из близких родственников подозревает, что у ребенка возникают судороги, необходимо срочно обратиться к неврологу.

Скорее всего, невролог назначит электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Это вид неинвазивного исследования включает в себя размещение электродов на голове пациента с целью мониторинга уровня активности головного мозга. Анализируя полученные с помощью ЭЭГ данные, врач сможет найти, были ли у пациента судороги.

Курс лечения эпилептических припадков у аутистов совершается по таким же принципам, как и лечение у любого другого человека. Обычно врач на основе нескольких признаков, таких как тип и тяжесть судорог и соответствующие им данные ЭЭГ, выбирает противоэпилептическое лекарственное средство.

Противоэпилептические лекарственные средства не лечат заболевание. Но тем не менее они могут облегчить состояние пациента и значительно сократить частоту судорог. На сегодняшний день спектр подобных лекарств состоит порядка из 20 препаратов. В начале курса лекарств необходимо тщательно отслеживать проявление возможных эффектов побочного действия, а также эффективность самого препарат.

К побочным эффектам относят легкую усталость, дискомфорт в желудке и головокружение. Такие симптомы, как правило, исчезают спустя 7-10 дней использования. Доктор, скорее всего, сперва выпишет лекарство в небольшой дозировке, а потом постепенно ее увеличит. Это необходимо для минимизации побочных эффектов.

Противоэпилептические препараты предотвращают судороги почти у 2/3 пациентов. Для случаев, трудно поддающихся контролю, иногда требуется применять два или более препарата одновременно.

В тех случаях, когда припадки уже не могут контролироваться только медикаментозным лечением, медики и родственники часто прибегают к альтернативным вариантам. К ним относят, например, стимуляция блуждающего нерва.

Эта процедура предотвращает судороги, посылая электрические импульсы в мозг через специальное прибор, оказывающий стимулирующее действие на мозг. Другим вариантом является хирургическое удаление областей головного мозга, генерирующих судороги.

Внезапная смерть при эпилептических припадках

Возникновение эпилепсии у аутистов часто связано с общим плохим состоянием здоровья, и в редких случаях, приводит к преждевременной смерти. Согласно данным недавнего обзора научной литературы, на 10 тысяч эпилептиков приходится от 1 до 93 случаев преждевременной кончины в год.

Чаще всего процент преждевременной смерти выше у людей, неконтролирующих свои судороги, в том числе и у тех, кто не принимает достаточное количество противоэпилептических лекарств.

Причины смерти могут в себя включать отсутствие дыхательных процессов, отсутствие нормального сердечного ритма, нарушение функционирования мозга или все вышеперечисленное одновременно.

Доктора работают таким образом, чтобы свести риски смерти, обусловленные эпилептическими припадками, к минимуму. Прежде всего, необходима максимальная профилактика приступов.

Она включает в себя поиск нужных лекарств и обеспечение того, что пациент принимает необходимое количество в назначенное время. Помимо этого полезными могут оказаться специальные датчики, которые уведомляют врача или родителя о начале судороги.

Проводимые исследования

У 40% пациентов с клубневым склерозом развиваются аутистические расстройства, а у 90% возникают судороги. Еще одним синдромом является фокальная кортикальная дисплазия, врожденное заболевание, порожденное аномальным развитием нейронов. Почти 2/3 страдающих этим синдромом людей – аутисты.

Для понимания общей нейронной системы головного мозга, генов и других биологических механизмов, вызывающих аутизм и эпилепсию, необходимы дополнительные исследования.

Восстановление "особых" детей: аутизм, эпилепсия, ДЦП, УО - видео

Симптомы аутизма: стереотипные игры и аутостимуляция


Наталья Керре дефектолог, семейный консультант

Из-за того, что дети с аутизмом иногда с трудом осваивают речь и вообще познают мир иначе, чем обычные дети, им нередко приписывают умственную отсталость. Это — один из мифов об аутизме, считает дефектолог Наталья Керре, автор книги "Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии". Как возникла идея о связи аутизма с умственной отсталостью и в чем еще проявляется аутизм в повседневной жизни ребенка?


Как связаны аутизм и умственная отсталость

Часто можно услышать утверждение, что аутизм обязательно сочетается с умственной отсталостью. Соответствует ли это истине? На самом деле дети с аутизмом так же, как и нейротипичные дети, могут обладать разным уровнем интеллекта, но умственно отсталых среди них — единицы. Откуда же тогда взялось такое мнение?

Дело в том, что детям с аутизмом плохо подходят те стандартные тесты, которые в большинстве случаев используются специалистами. Ребёнок может собирать сложнейшие конструкции по схемам, но не суметь справиться с пирамидкой или матрёшкой, потому что ему не понравилась шероховатая деревянная текстура. Может свободно говорить на двух-трёх иностранных языках, но отказаться на медико-психолого-педагогической комиссии отвечать на простейшие вопросы на родном языке — потому что ему неинтересна тема беседы, в кабинете горят некомфортные для него лампы дневного света, а у опрашивающего человека слишком резкий парфюм.

И ещё тысяча и одна причина, почему формально применённые методики обследования дают результат той самой "умственной отсталости". (И как здесь не вспомнить слова Альберта Эйнштейна: "Если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой".)

Другой неблагоприятный вариант — когда ребёнок, с которым вовремя не начали коррекционную работу, со временем обзаводится выраженной вторичной задержкой интеллектуального развития по схеме: аутизм мешает коммуникации и познанию окружающего мира, жизненное поле, на котором существует ребёнок, предельно сужено (в самых тяжёлых случаях — ограничено пределами квартиры), следовательно, ребёнок с каждым годом всё сильнее и сильнее отстаёт от нейротипичных сверстников.

Но и в этом случае изначально умственной отсталости нет! Не позволяйте никому убедить себя в том, что ваш ребёнок — "безнадёжный" и "глубоко умственно отсталый", только на основании того, что он не заинтересовался задачей вкладывания квадрата в квадратное отверстие, а круга — в круглое. Это не говорит о состоянии его интеллекта. Скажу честно, это вообще никак его не характеризует. Занимайтесь! Ищите те методики и педагогов, которые подойдут именно вашему мальчику или девочке.

Смотрите шире — почти у каждого человека с аутизмом есть свои сильные стороны: у кого-то — иностранные языки, у кого-то — математика, у кого-то — увлечение биологией: всем, что растёт, бегает, плавает, летает. Опирайтесь на эти способности, развивайте их максимально, постепенно подтягивая то, что отстаёт (в случае с аутизмом это стандартно эмоциональная и вербальная коммуникация).

В какой-то момент может показаться, что ребёнок слишком развит в своей "узкой" сфере и безнадёжно отстаёт в остальных. Со временем, если не прекращать работу, ситуация выправится, сильные и слабые стороны более-менее сбалансируются. А узкие интересы, в которых ребёнок успешен, станут тем самым крючком, который поможет социализироваться.

К чему я это? А к тому, что слушайте больше себя, чувства и интуицию, опирайтесь на свои повседневные наблюдения. Никто из нас, специалистов, не знает вашего ребёнка лучше, чем вы — родители. Независимо от того, что напишут в стандартных бланках, за каждого ребёнка имеет смысл бороться до конца. Потому что реальные случаи побед в этой битве — штука гораздо более важная, чем сухая статистика. Если у кого-то уже получилось — есть все шансы, что получится и у вас.

Надо ли бороться с аутостимуляциями при аутизме

Для детей с аутизмом характерны так называемые аутостимуляции: повторяющиеся действия, которые могут приобретать очень сильный, навязчивый характер, особенно в волнующих, стрессовых для ребёнка ситуациях.

Аутостимуляции могут быть:

  • вкусовыми — засовывает в рот различные предметы (и пищевые, и непищевые), всё облизывает;
  • визуальными — ребёнок моргает, щурится, шевелит пальцами или машет кистью руки перед источником света, чтобы сделать его "мельтешащим", включает и выключает свет в комнате, ритмично нажимает на глаза и т.д.;
  • слуховыми — издаёт различные звуки, постукивает по ушам пальцами, бесконечно перезагружает компьютер, чтобы слышать звук заставки, и т.д.;
  • тактильными — трёт кожу предметами, пощипывает себя или находящегося рядом, "зависает" на определённой фактуре: часами гладит мех, дерево, кожу и т.д.;
  • вестибулярными — раскачивается на одном месте, кружится, подпрыгивает, трясёт руками и т.д.;
  • обонятельными — старается всё обнюхивать, ищет определённые запахи и надолго очаровывается ими (запах мыла, поездов, определённых духов и т.д.).


Аутостимуляции используются людьми с аутизмом либо для получения удовольствия, либо в волнующих, стрессовых ситуациях, когда нужно успокоиться. Одна из гипотез предполагает, что аутичные дети постоянно нуждаются в стимуляции, и аутостимуляция служит для них средством возбуждения нервной системы. Согласно другой гипотезе, окружающая среда — источник слишком сильных внешних воздействий, поэтому дети прибегают к аутостимуляции с целью блокирования избыточных раздражителей и контроля за уровнем слишком сильного возбуждения.

Интенсивность аутостимуляции нарастает, когда другие люди пытаются намеренно направить активность ребёнка в другое русло либо когда он оказывается в непривычной, сложной для него обстановке.

Аутостимуляция характерна и для детей с другими нарушениями развития (ДЦП, глухота, слепота, выраженная умственная отсталость), для страдающих соматическими заболеваниями, для воспитывающихся в детских домах, для вынужденных много времени проводить в больницах и т.п. — для всех групп детей, у которых в силу врождённых особенностей развития или сложившихся жизненных обстоятельств ограничены способы общения с окружающим миром, есть недостаточность сенсорных ощущений от окружающего мира. Но наиболее часто аутостимуляция наблюдается и отличается особой стойкостью у детей с аутизмом.

Та или иная форма повторяющихся действий, начавшись в раннем возрасте, может сохраняться и в зрелом. Она может возобновляться даже после успешной коррекционной работы — в психотравмирующих ситуациях либо когда нагрузка чрезмерна.

Нужно ли бороться с аутостимуляциями? Часто родители и специалисты пытаются жёстко пресекать их, держат ребёнка за руки, одёргивают резким окриком, убирают из поля доступности "объект фиксации".

Я считаю, что всё нужно оценивать с позиции опасности аутостимуляции вашего ребёнка для себя самого либо окружающих. Если аутостимуляция безвредна (ребёнок не засовывает постоянно в рот режущие предметы либо ядовитые вещества, не расцарапывает себя до крови и т. д.), но смущает взрослых своей "неуместностью", тем, что привлекает нежелательное внимание окружающих, — препятствовать ей не нужно.

Со временем вы сможете научить ребёнка "стимиться" менее заметно либо только в пределах дома (хотя в сильных стрессовых ситуациях, возможно, эта реакция будет возвращаться не один год, порой — пожизненно), подобрать те объекты, которые вы сможете возить с собой и которые будут позволять ребёнку совершать аутостимулирующие действия незаметно для окружающих: колючие шарики, кусочки ткани приятных ребёнку фактур, которые он сможет перебирать, и т.д. Но в любом случае упорная борьба с аутостимуляциями не должна быть первостепенной задачей коррекционной работы.

Как играют дети с аутизмом

Все виды деятельности у детей с аутизмом развиваются своеобразно. Аутичные дети увлечённо манипулируют предметами. Через этот этап познания предметного мира проходим в раннем возрасте все мы. Однако в норме на следующем этапе развития у ребёнка увлечённость миром вещей ослабевает и на первый план выступают социальные отношения.

В отличие от детей без особенностей развития у детей с аутизмом ведущим надолго остаётся именно этап изучения предметного мира. Основной мотив их манипуляций с предметами — привлекательные сенсорные свойства последних: цвет, фактура, звук при падении и т.п. Ребёнок с аутизмом часто использует предметы без учёта их прямого назначения: пробует на вкус зубную пасту и мыло, жуёт пластилин, обнюхивает игрушки и т.п.

Причём, в отличие от нормально развивающихся сверстников, он может настойчиво повторять эти попытки, его не останавливает боль от острых краёв предмета или неприятные вкус, запах. Действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением аутичный ребёнок часто упорно отказывается, социальное назначение предметов для него менее важно, чем понравившееся сенсорное свойство.

То же самое происходит и с игрушками: катает кольца от пирамидки, но не хочет собирать её; разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки; раскладывает брусочки пластилина в ряд, отказываясь лепить, и т.п. Аутичного ребёнка можно заставить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков и т.п.), но требовать от него осознанности без учёта этой "сенсорной очарованности" почти бесполезно.

Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определённой роли и действий в соответствии с ней, у аутичного ребёнка затруднено, а зачастую без специального обучения этот вид игры не формируется вообще. Ребёнок оказывается совершенно беспомощным в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли, договориться о совместных действиях.

Затруднено использование предметов-заместителей в соответствии с сюжетом игры: аутичному ребёнку очень трудно понять, как палочка может быть и ложкой, и градусником, и лопатой. Ребёнок использует предметы и игрушки в соответствии с собственной логикой и упорствует в этом. Ролевая игра, если и появляется самостоятельно, неустойчива, прерывается не обоснованными игровой логикой действиями, сменой роли, которая также не получает развития.

У аутичного ребёнка, как правило, есть любимые стереотипные игры — многократное повторение одних и тех же действий, в которых он может часами манипулировать предметами, порой совершая очень странные, с точки зрения окружающих, действия.

В стереотипных играх отсутствует видимый сюжет. При непродуманной попытке взрослого включиться в игру либо прекратить её ребёнок демонстрирует неудовольствие либо выраженную агрессию/самоагрессию.

Довольно часто дети с аутизмом игнорируют игрушки, получают гораздо большее удовольствие от манипулирования с неигровыми предметами — и это именно манипуляции, предмет не является заместителем (палочка в такой манипуляции не становится ложкой, песок — кашей в тарелке). Присутствие других детей игнорируется (то есть ребёнок как бы "застревает" на стадии "игры рядом", характерной для детей без особенностей развития до трёх лет).

Физкультура для ребенка с аутизмом: что лучше?

Двигательная сфера при аутизме тоже развивается своеобразно. Ребёнок может производить впечатление моторно неловкого, со слишком напряжённой или расслабленной мускулатурой, с очень плохо развитой мелкой моторикой. Но при этом может проявлять чудеса ловкости в тех областях, которые интересны и важны ему самому: запросто забираться на высокий шкаф, если ему полюбилось прыгать с высоты или нужно достать оттуда игрушку; разворачивать туго завёрнутую в фантик конфету, которую хочет съесть, и т.д. Однако для того чтобы уравновесить уровень моторики и научить ребёнка произвольно владеть своим телом (как общей, так и мелкой моторикой), обычно нужны дополнительные занятия.

Подбирать "физкультуру" для ребёнка лучше исходя из его интересов и предпочтений: очень неплохо зарекомендовали себя иппотерапия, детская йога, плавание, ритмика. Но, возможно, вашему ребёнку лучше подойдут восточные единоборства или танцы — единого рецепта здесь нет.

Работа над физическим развитием ребёнка с аутизмом не должна становиться единственным средством коррекции, но, если использовать эту область как вспомогательную, результаты будут очень хорошими, так как совершенно очевидна тесная связь развития физического и умственного, особенно когда мы говорим о таком комплексном нарушении развития, как аутизм. Кроме того, физическая активность напрямую воздействует на область сенсорики, помогая нормализовать её.

Интерес к социальному миру, как правило, не возникает спонтанно и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребёнка, хотя любой, кто имеет более-менее продолжительный опыт общения с аутичными людьми, видит и знает, что такие дети и взрослые скорее не могут, чем не хотят общаться.


Различные формы эпилепсии часто встречаются у пациентов с аутизмом, особенно, с ярко выраженными вербальными расстройствами. 30% людей с аутизмом страдает от эпилепсии. А у 5% эпилептиков развивается аутизм.


Что такое эпилепсия, классификация и симптоматика

Эпилепсия – это хроническое заболевание нервной системы. Оно поражает головной мозг, что приводит к повышенной предрасположенности организма к появлению судорожных приступов, конвульсий, которые сопровождаются потерей сознания. Распространено и другое название – эпилептический приступ. Он может быть одноразовой реакцией на процессы, которые произошли в организме.

Регулярные приступы вызываются разрядами в нейронах головного мозга и электрохимическим дисбалансом в клетках. Определенные разряды есть всегда, но те, которые ведут к нарушениям, являются пароксизмальными. Они означают дисфункцию вегетативной нервной системы и усиливают какой-либо припадок до наивысшей точки.

Болезнь тесно связана с:

  • внезапными расстройствами настроения. Например, дисфорией — расстройством настроения, когда человек ощущает сильную раздражительность, неприязнь к окружению, но это не сопровождается нервной заторможенностью;
  • расстройствами сознания: транс, сомнамбулизм, помрачение;
  • изменением личности;
  • слабоумием.

Нередко заболевание приводит к эпилептическому психозу, то есть состоянию, когда психические реакции больного не соответствуют действительности. Характерные признаки – страх, тоска, агрессивность, бред, галлюцинации.

Эпилепсия у детей с аутизмом может быть нескольких видов. Это зависит от таких параметров:

  • причины и условия болезни;
  • локализация очага;
  • ЭЭГ-характеристики;
  • зрелость нервной системы,

На основе этого были выделены категории:

Симптомы эпилептического приступа

Судороги у ребенка могут возникнуть неожиданно. Симптомы надвигающегося припадка:

  • в глазах темнеет, появляются мушки;
  • мышцы нехарактерно напрягаются;
  • руки и ноги начинают дергаться;
  • мышцы лица непроизвольно сокращаются;
  • нечеткость мыслей, сознание путается;
  • мигрень;
  • нарушение сна (сонливость, бессонница);
  • раздражительность, агрессивность.


Как связан аутизм с эпилепсией?

Эпилепсия предполагает наличие электрохимического дисбаланса в головном мозге. Аутизм нередко сопровождается подобным нарушением в клетках, которые передают сигналы нейронам в мозге. Таким образом, более 60% детей-аутистов страдают от эпилептиформных разрядов, которые можно обнаружить на ЭЭГ. Еще 30% подвержены эпилепсии с явными припадками.

Ученые сделали предположение касательно генной подоплеки этого сходства. Основана такая идея на том, что родственник с эпилепсией увеличивает риск развития аутизма у ребенка.

Однако на данный момент ученые выявляют отдельные общие параметры заболеваний, но целостной картины нет. Поэтому природу одновременного развития двух заболеваний еще предстоит выяснить.

Например, сейчас проводятся исследования, которые должны выявить не только взаимосвязь эпилепсии и аутизма на уровне клеток головного мозга, но и на генном уровне. Нарушения в ДНК могут привести к возникновению обеих болезней.

Например, клубневый склероз, который стимулирует развитие опухолей. Данный синдром появляется вследствие мутации генов и может стать причиной одновременного появления признаков аутизма и эпилепсии. Признаки аутизма появляются у 40% больных клубневым склерозом, а эпилепсии – у 90%.

Диагностика и лечение эпилепсии у людей с аутизмом

Эпилепсия при аутизме обладает стандартными признаками заболевания. Подтверждаются они на ЭЭГ, направление выдает невропатолог. Метод диагностики предполагает подключение электродов к голове и стимуляцию определенных участков. Так определяется активность головного мозга, а врач отслеживает, сопровождается ли это эпилептическим припадком.

Лечение эпилепсии при аутизме возможно. Невропатолог анализирует данные ЭЭГ, частоту и интенсивность судорог. В зависимости от этого, выбирается противосудорожный препарат, который сводит к минимуму симптомы, и у двух из трех пациентов блокирует приступ. У такого лечения есть свои плюсы и минусы.

ПлюсыМинусы
Предотвращение припадков, сведение симптоматики к минимумуПротивосудорожные препараты купируют симптомы, а не лечат болезнь.
Широкий выбор препаратовПри аутизме тяжело подобрать лекарство и дозы
Побочные эффекты вскоре проходят, с ними можно бороться (начинают с малых доз)Распространены побочные действия (тошнота и утомляемость)
Препараты можно комбинировать в сложных случаяхПри аутизме приходится постоянно менять дозы, так как лекарство становится менее эффективным
Лекарства помогают в двух случаях из трехЕсть вероятность, что препарат не поможет.

Когда с помощью лекарств справиться с приступами не получается, то врачи предлагают родителям или опекунам принять решение об инвазивном методе лечения. Например, стимуляция блуждающего нерва. Специальное устройство посылает электрический сигнал в мозг. Иногда возникает необходимость прибегать к удалению поврежденных участков мозга.


В случае отказа от лечения может наступить смерть. Припадки вызывают:

  • перегрузку сердечно-сосудистой системы;
  • кислородное голодание мозга;
  • аритмию в работе органов дыхания;
  • судороги в органах дыхательной системы.

Родителям обязательно необходимо вовремя обратится к врачу и следовать инструкциям. Не забывать о расписании приема лекарства. Рекомендуется приобрести устройство, сигнализирующее о начале приступа.

Статьи в тему: Микрополяризация головного мозга; Церебролизин при аутизме

Выводы

Эпилепсия – опасное заболевание само по себе, но еще оно приводит к серьезным сопутствующим рискам. Родители детей с аутизмом должны понимать, что их ребенок находится в зоне риска этого заболевания. Рекомендуется внимательно наблюдать за поведением ребенка и при подозрениях обращаться к невропатологу.

Истории родителей детей с эпилепсией, умственной отсталостью, нарушенияем психического развития, нарушением интеллекта и психиатрическими заболеваниями, другими органичиескими заболеваниями головного мозга. Истории детей с эпилепсией, ЗПР, и другими нарушениями ГМ Форум родителей детей с ВПР мозга, с УО и эпилепсией

>Печать

С абсолютно здоровыми вряд ли получится, попробуйте ему это объяснить. Может через соц сети пусть знакомится, общается, или через общество инвалидов — там ведь не только ментальщицы, есть психически здоровые девушки — может и получится…

Шурик а попробовать поискать подобную девочку? Есть же группы родителей с подобными детьми — может у кого-то из дочерей такие же проблемы есть, вот и познакомить их тогда… А поженить по расчету… это не долговременно скорее-всего, получите потом нервный срыв. Лучше поискать из инвалидов не из ментальщиков, а например, с физическими недостатками. Но захочет ли он сам? Да и не сразу в постель или в ЗАГс тащить, а пообщаться для начала….

  1. Причины возникновения атипичного аутизма
  2. Формы атипичного аутизма у ребенка
  3. Симптомы проявления атипичного аутизма у детей
  4. Чем отличается атипичный аутизм от обычного
  5. Какие осложнения могут быть вызваны детским атипичным аутизмом
  6. Диагностика атипичного аутизма
  7. Лечение атипичного аутизма у детей и подростков

Атипичным аутизмом (АА) или неспецифическим первазивным расстройством развития в психиатрической практике принято называть психоневрологическую патологию, связанную с нарушением мозговых структур и относящуюся к группе расстройств аутистического спектра (РАС).


Причины возникновения атипичного аутизма

Официальная медицина пока еще не сформировала единого мнения о причинах возникновения аутизма – как обычного, так и атипичного. В настоящее время аутизм в целом и АА в частности связывают с поражениями структур головного мозга, которые могут быть вызваны такими факторами, как:

  • наследственность. Достаточно часто у детей с диагностированным атипичным аутизмом имеются родственники с РАС или какими-либо психическими отклонениями, способными вызвать развитие патологии;
  • генетическая предрасположенность. По результатам современных исследований, некоторое отношение к аутизму имеют гены SHANK3, PTEN, MeCP2 и др. – однако спрогнозировать развитие РАС только на основании деятельности этих генов пока невозможно;
  • некоторые заболевания. Нередко атипичный или классический аутизм может развиваться как сопутствующее состояние при каком-либо другом заболевании – например, эпилепсии, шизофрении, синдромах Дауна, Ретта, Мартина – Белл и др.;
  • проблемы со здоровьем матери во время беременности (особенно ее первой половины) и/или родов – маточные кровотечения, внутриутробные инфекции, недоношенность плода, проблемные роды и т. д.;
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД), патологические изменения в головном мозгу (особенно в мозжечке и подкорковых зонах), недоразвитость левого полушария мозга.

Также существует пока официально не подтвержденная теория о том, что возникновению РАС, включая АА, могут способствовать детские прививки с использованием вакцин, содержащих ртуть.


Формы атипичного аутизма у ребенка

В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) детский аутизм отмечается кодом F84.0. В свою очередь, атипичный аутизм по МКБ-10 разделяется на две основные формы в зависимости от наличия или отсутствия умственной отсталости (УО):

  • АА с умственной отсталостью (код F84.11) – в данном случае в диагноз может быть включена УО с аутистическими характеристиками;
  • АА без умственной отсталости (код F84.12) – интеллект пациента находится в пределах нормы, а в диагноз могут включаться атипичные детские психозы.

Также в МКБ-10 атипичный аутизм разделен на два подвида:

  1. с дебютом в не характерном возрасте (позже 3 лет, тогда как классический ранний детский аутизм начинает проявляться еще во младенчестве);
  2. с дебютом до 3 лет, но с атипичными симптомами (отсутствует полная клиническая картина детского аутизма). Этот тип патологии в основном распространяется на детей с явной УО.

Вне зависимости от диагностированной формы АА, полностью избавиться от него нельзя – однако, используя индивидуальный подход, можно заметно облегчить патологическую симптоматику при помощи специальной терапии.


Симптомы проявления атипичного аутизма у детей

По своей симптоматике детский атипичный аутизм похож на классический, но с менее широким диапазоном проявлений. Самые распространенные симптомы АА таковы:


В некоторых случаях в поведении ребенка могут присутствовать стереотипные действия. Также ранний детский атипичный аутизм может проявляться в виде различных сенсорных нарушений. Это связано с особенностями восприятия и обработки головным мозгом сенсорной информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) и может выражаться как:


Чем отличается атипичный аутизм от обычного

  • поведение;
  • коммуникативные навыки;
  • социальные навыки.

В свою очередь, атипичный аутизм обычно включает в себя склонность к стереотипному/шаблонному поведению и проблемы в какой-то одной из двух областей:

  • либо социальные навыки (в том числе взаимодействие с окружающими);
  • либо коммуникативные навыки (в том числе вербальная и невербальная коммуникация).

При назначении курса терапии и индивидуальных дополнительных занятий необходимо обязательно учитывать форму АА, выявленную у ребенка – только так можно будет добиться положительных результатов.

Дети, подростки и взрослые с атипичным аутизмом обычно нуждаются в помощи, относящейся только к тем сферам, где их АА проявляется особенно сильно – в остальных же сферах они могут демонстрировать значительные успехи и без посторонней помощи.


Какие осложнения могут быть вызваны детским атипичным аутизмом

Атипичный аутизм может быть сопряжен с определенными трудностями в таких сферах жизни, как:

  • обучение;
  • социальное взаимодействие;
  • сексуальные отношения, создание семьи;
  • выбор профессии, рабочие процессы.

Без соответствующей терапии атипичный аутизм может приводить своих носителей к социальной изоляции, депрессии, суицидальной идеации. Если же АА протекает в сочетании с проблемами развития речи и умственной отсталостью, это влечет за собой и многие другие трудности в жизни пациента и его близких.


Диагностика атипичного аутизма

Перечисленные выше симптомы АА могут быть выраженными как явно, так и очень слабо – иногда даже специалисту бывает сложно интерпретировать симптоматику и поставить правильный диагноз, адекватно отличив атипичный аутизм от обычного, а также от синдрома Аспергера, шизофрении и др.

  • проведение всестороннего медицинско-психологического обследования с использованием специальных тестов;
  • длительное наблюдение за поведением малыша с анализом его коммуникативных способностей, бытовых навыков, игрового поведения и т. д.


Наиболее благоприятные прогнозы имеют дети с АА без умственной отсталости, родители которых обратились к специалистам своевременно – на самых ранних стадиях проявления заболевания. Однако в остальных случаях ситуацию нельзя назвать однозначной, поскольку сценарии развития атипичного аутизма могут быть самыми различными.

Некоторые взрослые атипичные аутисты, не получавшие никакой терапии, самостоятельно научились бороться со своими особенностями, затрудняющими нормальную жизнь в социуме. При этом известны и случаи, когда у детей, начавших лечение до 5 лет, симптоматика АА сохранялась и во взрослом возрасте. Однако обе эти ситуации являются достаточно редкими, а в большинстве своем дети с атипичным аутизмом без умственной отсталости демонстрируют прекрасные успехи именно при помощи настойчивой терапии.

Благодаря правильно подобранной методике удается остановить прогрессирование АА, а иногда и привести состояние ребенка в полную норму (при условии отсутствия умственной отсталости). Конечно, не исключено, что ребенок с врожденным атипичным расстройством аутистического спектра будет несколько отличаться от ровесников, однако при этом он сможет вполне полноценно развиваться и обучаться в общеобразовательных учебных учреждениях.

Не исключено, что в дальнейшем пациент с АА должен будет постоянно наблюдаться у невропатолога и/или психолога, психиатра. Специалисты помогут в своевременном выявлении обострений и не допустят регресса состояния.


Лечение атипичного аутизма у детей и подростков

Излечим ли АА? В большинстве случаев полностью избавиться от него невозможно. Однако существуют проверенные методики для значительного улучшения качества жизни атипичного аутиста – и на первом месте по результативности среди таких методик стоит АВА-терапия, прикладной поведенческий анализ (Applied Behavior Analysis). По отзывам родителей атипичных аутят, для достижения заметного эффекта необходимо минимум 10 часов терапевтических занятий в неделю. Также положительное действие оказывают и специальные игры для детей с диагнозом аутизм.

  • узнаете, по каким законам формируется поведение детей-аутистов, в том числе с неспецифическим первазивным расстройством развития (атипичным аутизмом);
  • научитесь управлению поведением ребенка и предотвращению нежелательных проявлений;
  • получите практический опыт АВА, начав применять методику непосредственно в процессе учебы;
  • сможете развивать своего малыша, обучая его по системе АВА различным полезным навыкам, необходимым для полноценной интеграции в социум.

Записаться на дистанционные курсы ABA-терапии на ближайшие даты можно прямо сейчас. Обучение на наших курсах будет полезным подспорьем для родителей аутят и нейротипичных детей, которым трудно концентрировать внимание и осваивать абстрактные понятия, а также детей с сенсорной и/или моторной недостаточностью.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.