Дзюба с в состояние когнитивных функций при эпилепсии у детей


ЖУРНАЛ "ПРАКТИКА ПЕДИАТРА"

С.В. Балканская, В.М. Студеникин, Л.М. Кузенкова, О.И. Маслова, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН

Эпилепсия - частая хроническая неврологическая патология у детей. Среди зарегистрированных 50 млн больных эпилепсией не менее 15 млн составляют дети. Высокая распространенность эпилепсии в популяции, частое сочетание с умственной отсталостью и изменениями личности, необходимость длительной антиконвульсантной терапии определяют исключительную значимость данной проблемы в нейропедиатрии.

В многочисленных исследованиях за последние 25 лет было показано, что дети с эпилепсией испытывают более выраженные трудности школьного обучения, чем их здоровые сверстники или дети с другой хронической патологией [1, 2, 3]. Когнитивные нарушения у больных с эпилепсией детерминированы сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Ученые выделили пять основных моментов, которые могут объяснить когнитивные и поведенческие проблемы у детей при эпилепсии:

  • патология головного мозга,
  • эпилептогенное повреждение,
  • эпилепсия (как основа электрофизиоло гической дисфункции)
  • лекарственные препараты,
  • психосоциальные факторы [4, 5].

В нарушении познавательной деятельности больных эпилепсией выделяют два механизма:

  • снижение степени активности психической деятельности за счет снижения уровня ее энергообеспечения;
  • качественные изменения интеллекта на фоне сохранности его уровневых характеристик, вызываемые, по-видимому, локализацией и латерализацией очагов пароксизмальной активности в головном мозге [6, 7, 8, 9]. Так, Эрманн B.P. с соавт. [2002] предполагают, что височная эпилепсия с дебютом в детском возрасте (до 14 лет) вызывает значительную редукцию мозговой ткани в гипокампальной области, с распространением на экстрависочные регионы.

Доброкачественная парциальная эпилепсия детского возраста с центро-височными спайками (роландическая эпилепсия) - удобная модель для детального изучения конкретных факторов повреждения когнитивных функций в силу отсутствия явного структурного церебрального повреждения, неврологического и психического дефицита. У пациентов с роландической эпилепсией описываются минимальные нарушения поведения и тонкой моторики, которые ассоциируются с очаговыми роландическими спайками [2, 11]. Наличие эпилептиформного очага на стороне доминантного полушария может вызывать речевую дисфункцию [12, 13, 14, 15]. Отмечаются незначительные различия в выполнении познавательных тестов, в основном на внимание и зрительно-моторную координацию между пациентами и детьми группы контроля [16, 17, 18], интеллектуальный или поведенческий дефициты при нейропсихологическом тестировании 24. У пациентов может затрудняться познавательная деятельность и снижаться школьная успеваемость [4, 26, 27]. Однако важно отметить, что у многих детей с эпилепсией нет когнитивной дефицитарности и не все проблемы школьного обучения обусловливаются эпилепсией или приемом противосудорожных препаратов [1, 28, 29]. Высокая пластичность развивающегося мозга у детей повышает вероятность благоприятного прогноза и определяет необходимость совершенствования методов диагностики и лечения последствий эпилепсии в детском возрасте [30].

КЛИНИЧЕСКОЕ ИСЛЛЕДОВАНИЕ

По химической структуре Пантогам ® (кальциевая соль гопантеновой кислоты) является высшим гомологом витамина В5 (пантотеновой кислоты) и естественным метаболитом ГАМК. Благодаря этому Пантогам обладает мягким психостимулирующим и умеренным седативным эффектом, которые отличают его от других ноотропов и позволяют применять у детей с судорожным синдромом. Пантогам нормализует метаболизм ГАМК и энергетические процессы в ЦНС, улучшает кровоснабжение мозга. При использовании Пантогама улучшается утилизация глюкозы, стимуляция синтеза белка и РНК в нейронах, повышается устойчивость нервных клеток к гипоксии и ишемии [31,32].

В ходе работы был обследован 21 ребенок (12 мальчиков и 9 девочек) в возрасте от 6 до 8 лет с роландической эпилепсией. Оценка уровня и структуры когнитивных расстройств проводилась с применением современных тестовых компьютерных систем, предназначенных для оценки зрительного восприятия, внимания, памяти, забывания и оперантной трансформации зрительного образа, оценки аналитико-синтетических процессов по показателям перестройки стратегии принятия решения в условиях выбора.

ЭЭГ-исследования проводились в отделении функциональной диагностики (руководитель профессор Лукина О.Ф.) ГУ НЦЗД РАМН. Мониторинг осуществлялся в период бодрствования или во время дневного сна при помощи компьютерного электроэнцефалографа.

У всех обследованных детей отмечались дебют приступов до 7 лет, длительность заболевания менее 3 лет, медикаментозная ремиссия более 3 месяцев. Каждый ребенок получал антиэпилептический препарат в терапевтической дозе. Основными жалобами на момент поступления были периодические головные боли (38% детей), повышенная утомляемость (66,7%), нарушение сна (трудности засыпания, беспокойный и поверхностный сон, страшные сны) - у 19% пациентов. Школьная неуспеваемость отмечалась у 9 пациентов (42,9%), проблемы поведения в виде двигательной расторможенности - у 12 детей (57,1%), выраженные затруднения познавательной деятельности - у 2 больных (9,5%). Особенности раннего анамнеза: умеренная отягощенность пре- и перинатального анамнеза выявлена у 8 (38,1%) детей, недоношенность - у 2 (9,5%). В неврологическом статусе при поступлении у всех детей отмечались клиническая медикаментозная ремиссия по приступам более 3 месяцев, легкие или умеренно выраженные общемозговые и вегетативные нарушения, микроочаговая микросимптоматика, оживление сухожильных рефлексов.

Электроэнцефалографические изменения имели следующие характеристики: нерегулярный альфа-ритм был выявлен у 33,3% детей, диффузное усиление медленноволновой активности - у 14,3%, локальное усиление медленноволновой активности - у 71,4% больных, пароксизмальная активность (неспецифическая, диффузная) - у 19%, локальная неспецифическая активность - у 23,8% пациентов, фокальная эпилептиформная активность -у 85,7%, левосторонняя локализация - у 71,4% детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящем исследовании особое внимание отводилось оценке функций внимания и памяти. Нейропсихологическое обследование выявило наличие умеренно выраженного парциального дефицита когнитивных функций у большинства обследованных детей. Только 28,6% детей не показали отклонений от возрастной нормы группы сравнения. Было установлено, что у пациентов с роландической эпилепсией наиболее страдали функции, характеризующие качество аналитико-синтетических процессов: распределение внимания, кратковременная зрительная память, образное мышление и темп психомоторной деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Результаты исследования психофизиологических функций у пациентов с роландической эпилепсией

Параметры психофизиологических функций Частота снижения (количество детей) Уровень снижения (% отклонения от нормы)
Объем внимания 4 18,5
Уровень внимания 14 14,0
Распределение внимания 12 38,5
Кратковременная зрительная память 8 55,0
Точность образного мышления 13 31,4
Оперативность трансформации перцептивного образа 16 19,0
Оперативность процессов принятия решений 12 11,0
Максимальный темп двигательных реакций 12 28,95
Точность зрительно-моторной координации 17 в 4 раза

Для коррекции выявленных нарушений к базовой противосудорожной терапии был дополнительно назначен Пантогам (30 мг/кг/сут) в 2 приема днем, курс - 2 месяца. Повторное обследование проводилось с интервалом 3-4 месяца. Продемонстрирована различная степень клинического эффекта ноотропной коррекции по изменениям ведущих жалоб (табл. 2).

Таблица 2. Динамика ведущих жалоб у детей с роландической эпилепсией по данным катамнестического исследования

Жалобы До лечения, % пациентов После лечения, % пациентов
Головная боль 38,0 14,3
Повышенная утомляемость 66,7 23,8
Нарушения сна 19,0 14,3
Двигательная расторможенность 57,1 33,3
Нарушение внимания, снижение памяти 71,4 42,9

Исследование динамики психофизиологических функций показало следующие результаты. Повышение качества процессов запоминания отмечалось при исследовании объема кратковременной зрительной памяти (в режиме без ограничения экспозиции светового образа (СО) - объем увеличился на 21,7%. Улучшение уровня внимания было подтверждено исследованием уровня ошибок при запоминании СО с экспозицией 1000 мс - данный показатель уменьшился на 28,6%. Исследование распределения и переключения внимания, характеризующих качество аналитико-синтетических процессов, по показателям перестройки стратегии принятия решения в условиях выбора выявило улучшение после курса приема препарата на 26,2%.

Как видно из таблицы 1, наибольшие затруднения для детей с роландической эпилепсией представляла трансформация зрительного образа в пространстве (точность образного мышления была снижена на 31,4%). Исследование динамики этого показателя показало его улучшение до возрастных норм у большинства обследованных детей после завершения курса приема Пантогама. Оценка систем организации произвольных движений (максимальный темп двигательных реакций, точность зрительно-моторной координации) показала их недостаточность у данной категории больных. Повторное исследование выявило повышение точности зрительно-моторной координации на 23,2% до уровня здоровых детей.

Было установлено, что у детей с роландической эпилепсией также уязвимыми оказались показатели темпа психической деятельности: оперативность процессов была замедлена на 19-55%. После курса ноотропной терапии темповые показатели улучшились на 24,6-37,1%, до уровня здоровых сверстников.

Таким образом, выявленные особенности психофизиологических функций у детей с роландической эпилепсией, не имеющих органического поражения ЦНС, свидетельствуют в большей степени о нейродинамических нарушениях (повышенная утомляемостью, снижение работоспособности, замедление темпа и подвижности психических процессов, снижение мотивации на познавательную деятельность, неустойчивое произвольное внимание, ухудшение восприятия, внимания, памяти, психомоторной деятельности). Нарушения проявляются увеличением времени и ошибок в сложных сенсомоторных реакциях большинства тестовых заданий. Это свидетельствует о недостаточности второй сигнальной системы и семантического восприятия у детей вследствие церебрастенических проявлений, а также затруднении ассоциативных процессов, требующих перекодировки информации. Замедление и затруднение реакций при перестройке стратегии выбора в депозитных реакциях характеризует недостаточность систем самоконтроля и тормозных механизмов. Нарушения в тонкой двигательно-координаторной сфере проявлялись недостаточностью организации произвольных движений и замедлением их темпа.

Проведение нейрометаболической коррекции показало обратимый характер когнитивного дефицита у детей с роландической эпилепсией, отсутствие стойких нарушений модально специфических функций. Это обусловило хорошую динамику исследованных психофизиологических показателей на фоне мягкой стимулирующей терапии. Полученные результаты выявили высокую пластичность головного мозга, транзиторный характер когнитивных нарушений у детей с эпилепсией. Совершенствование методов диагностики и лечения последствий эпилепсии в детском возрасте повысит вероятность благоприятного прогноза заболевания. Полученные результаты доказывают, что ноотропный препарат Пантогам в составе нейрометаболической коррекции необходим для улучшения психосоматического здоровья и качества жизни детей с эпилепсией.

Cписок использованной литературы находится в редакции.

Сведения об авторах:
Светлана Владимировна Балканская, старший научный сотрудник отделения психоневрологии НИИ педиатрии ГУ НЦЗД РАМН, канд. мед. наук
Владимир Митрофанович Студеникин, профессор, главный научный сотрудник отделения психоневрологии НИИ педиатрии ГУ НЦЗД РАМН, д-р мед. наук
Людмила Михайловна Кузенкова, руководитель отделения психоневрологии НИИ педиатрии ГУ НЦЗД РАМН, д-р мед. наук
Ольга Ивановна Маслова, профессор, председатель Этического комитета ГУ НЦЗД РАМН, член Исполкома Союза педиатров России, д-р мед. наук

Нарушение познавательных функций у детей с диагнозом

Намжилова С.Р., учитель математики

МАОУ СОШ № 60 г. Улан-Удэ.

Эпилепсия - самое распространенное и серьезное нарушение деятельности мозга. Этому заболеванию подвержены люди всех возрастов, начиная с младенцев до пожилых. Эпилепсия у детей одна из наиболее актуальных проблем. В большинстве случаев дебют эпилепсии приходится на возраст до 16 лет.

Частота нарушений познавательных функций у детей очень велика. Нарушения познавательных функций, вызванные эпилепсией, могут иметь ярко выраженный характер и сильно отличать детей, страдающих этим заболеванием, от здоровых. Часто дети с этим диагнозом не могут учиться среди своих сверстников, не успевают за ними. По этой причине они становятся изгоями и их отвергают. Знать особенности мышления, восприятия, памяти и других когнитивных функций у эпилептиков важно в связи с тем, чтобы понимать их особенности и соответственно обращаться к ним.

Нейропсихологи выделили множество нарушений познавательных функций у таких детей.

Нарушение зрительного и пространственного восприятия.

В Московском НИИ психиатрии было проведено исследование, выявившее особенности восприятия у детей, больных эпилепсией. Результаты исследования показали, что в случае расположения очага активности в теменно-затылочных отделах мозга, наблюдается зрительно-пространственное кодирование предъявляемого материала, распад внутренних пространственных схем и нарушение операций с логико-грамматическими структурами. Также наблюдается нарушение счетных операций, которые тесно связаны с пространственными представлениями.

У больных с очагом в височной и теменной областях наблюдались трудности при выполнении графических проб и оптико-пространственных операций. У них вызывало затруднение определение времени на циферблате часов, на котором не были указаны цифры, понимание карт, схем и чертежей. При расположении очага эпиактивности в затылочных отделах мозга при рассмотрении перечеркнутых и перевернутых фигур возникали трудности зрительного восприятия и отображения пространственных признаков предмета.

На ранних стадиях заболевания у детей отмечается нарушение пространственных представлений. Дефекты проявлялись во всех классах пространственных представлений: представлений о системе координат, топологических и проективных. При развитии заболевания ошибки в пространственных представлениях чаще всего наблюдались у детей с правосторонней эпилепсией и эпилепсией срединных структур мозга. Для начальных стадий левосторонней эпилепсии не были свойственны ошибки в перцептивно-пространственной сфере.

Однако длительное течение болезни приводило к сильным нарушениям в этой сфере во всех случаях. Даже при развитии левосторонней эпилепсии, для начальных стадий которой не было свойственны нарушения пространственных представлений, появлялись грубые ошибки.

Таким образом, наблюдается заметное отклонение восприятия детей, больных эпилепсией, от нормы. Они склонны не только делать ошибки при распознании стимулов внешнего мира (например, букв и цифр), что может затруднять им адаптацию в повседневной жизни. Кроме всего наблюдается зависимость типа нарушений от локализации эпилептического очага.

Еще одна познавательная функция, нарушение которой наблюдается у больных разными формами эпилепсии это – память. Часто у детей, больных эпилепсией, встречается скотомизация памяти - выпадение из памяти всего, что связано с психотравмирующими ситуациями. При припадках височной эпилепсии часто встречается такое нарушение памяти, что знакомое, привычное для человека воспринимается как никогда ранее не виденное, не слышанное и не ощущавшееся. При этом пациенты еще обращают внимание на неожиданность всего происходящего.

Прежде всего, была исследована слухоречевая память у детей. Нарушение слухоречевой памяти у детей с эпилепсией связаны с нарушением речи. На ранних этапах заболевания при любой локализации очага эпилептической активности (в срединных структурах головного мозга, в левом полушарии, в правом полушарии) наблюдаются нарушения слухоречевой памяти.

Очень важно при работе с подобными детьми не только знать значение диагноза эпилепсия, но и знать, в каком полушарии располагается очаг эпилептической активности. От расположения очага могут сильно зависеть особенности нарушения познавательных функций. Большинство познавательных функций, нарушение которых наблюдалось у детей, связаны с особенностями их личности. Например, в особенностях мышления ярко прослеживаются черты чрезмерной педантичности, свойственной людям с эпилепсией.

У детей, больных эпилепсией наблюдается нарушение всех видов познавательных функций в достаточно сильной степени. Подобные особенности восприятия, памяти и мышления больных могут быть непонятны здоровым людям и восприниматься неадекватно, как личное оскорбление. В таком случае необходима отдельная работа с детьми, страдающими подобным заболеванием. У больных значительно страдает переключаемость внимания; они с трудом отрываются от одной деятельности и переходят к другой; для этого перехода им необходим длительный период. В некоторых случаях, даже когда они уже перешли к новой работе, они все еще не могут забыть о прежней и стремятся опять к ней возвратиться. Больные эпилепсией не могут прерывать работу даже по просьбе экспериментатора; они должны обязательно ее докончить; в этом проявляется свойственная им инертность.

Нарушение словесной памяти является одним из основных расстройств при эпилепсии.

При исследовании словесной памяти иногда отмечается такое явление, что больной не только не помнит тех слов, которые ему предлагались для запоминания, но он не помнит даже самого факта такого эксперимента.

Некоторые больные эпилепсией сообщали, что они много читают, но очень мало запоминают содержание прочитанного. Когда они читают какую-нибудь книгу, то, придя к концу, забывают, что читали в начале. У больных страдает главным образом длительное удержание в памяти; они долго помнить не могут, вот отчего так поразительно скуден их умственный багаж, так узок их горизонт, так бедна вся их психическая жизнь.

Обычно у больных очень хорошая зрительная память, на эксперименте они могли даже через продолжительное время точно воспроизвести все показанные им предметы; с такой четкостью зрительной памяти они склонны фиксировать внимание на наглядном материале.

Наиболее частые речевые расстройства на эксперименте - это так называемые олигофазии: больной не может назвать самый обычный предмет, при ответах не сразу может найти нужное слово для выражения мысли; такое затруднение производило впечатление заикания, так как больной, не находя нужного слова, тянет последнее слово или вставляет слова-паразиты "так это. ну. в общем. " и тем самым задерживается и дает себе время вспомнить нужное слово, иногда в этих случаях прибегает к растягиванию слов.

В связи со слабой памятью и общей речевой затрудненностью многие больные не могут прочитанный текст рассказывать своими словами. Так, мальчик 15 лет (ученик 6-го класса) вынужден заучивать наизусть уроки по истории, географии; в немецком языке заучивал наизусть подстрочный перевод.

Больные эпилепсией застревают на отдельных деталях и затрудняются в образовании общих понятий, в восприятии и переработке нового; им недостает обзора всего опыта, который принуждает главное отделять от второстепенного.

Ассоциативный процесс у больных эпилепсией в связи с бедностью слов и затрудненностью мыслительного процесса очень однообразен.

Основное заключение, которое можно дать на основании обследования мыслительных процессов больных эпилепсией, следующее:

1) они долго приспосабливаются к заданию, не теряя, однако, цели задания.

2) они просят повторить им вопрос несколько раз, затем сами повторяют вопрос, а затем уже начинают отвечать, сначала говорят много лишнего, так как не могут сразу сформулировать правильно свою мысль.

3) часто сам говорящий осознает смысл того, что он хочет сказать, только после длительного топтания на одном месте, да и то лишь относительно.

4) Когда на эксперименте предлагается подросткам, больным эпилепсией, напечатанный текст задания и они сами его читают много раз, они понимают его лучше, чем при многократном выслушивании.

5) Воображение больных эпилепсией очень бедное.

1. Бадалян О.Л. Возрастные особенности эпилепсии у детей и подростков: автореф. дис. … докт. мед. наук: 14.00.13 / О.Л. Бадалян - М., 2004. - 48 с.

2. Бадалян Л.О. Невропатология: Учеб. для студентов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 317 с.

3. Дзюба С.В. Состояние когнитивных функций при эпилепсии у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.09: 14.00.13 / С.В. Дзюба - М., 1998. - 25 с.

4. Жмуров В.А. Общая психопатология. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1986 - 280 с.

5. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студ.вузов. - 2-е изд., стеретип. - М.: МГУ, 1986. - 287с.

6. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (нарушение памяти при глубинных поражениях мозга). - М.: Педагогика, 1974. - 192 с.

8. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

9. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

10. Справочник невропатолога поликлиники / Н.С. Мисюк [и др.]; под ред. Н.С. Мисюка. - Мн.: Беларусь, 1988. - 288 с.

Общие представления об эпилепсии: описание болезни в медицине, особенности личности больного. Нейропсихология детского возраста. Когнитивные нарушения у детей, больных эпилепсией. Нарушение опосредствованной памяти и мотивационного компонента у больных.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.07.2012
Размер файла 40,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В результате экспериментальных исследований была показана замедленность их интеллектуальных процессов. Если детям больным эпилепсией, а также взрослым, у которых дебют пришелся на детский возраст, даже удается классифицировать предметы по определенному признаку, то они начинают ошибаться, если им нужно изменить способ решения задачи. Изменение условий лишает их возможности осуществлять продуктивную мыслительную деятельность (Зейгарник Б.В., 1986).

Тугоподвижность мыслительного процесса больных приводила к тому, что они не могли выполнить элементарного задания, если оно требовало от них переключения. Это было выявлено при предъявлении всех методик (составление пиктограмм, метод запоминания по А.Н. Леонтьеву, исключение объектов, определении понятий и т.д.).

Больные могут указывать на принцип, по которому можно объединить 3 объекта (диван, стол и стул - все мебель), но не может отказаться от своего решения о том, что лампа настольная, поэтому должна стоять на столе, что мешает ему принять верное решение и выбрать лампу как лишний объект. Таким образом, конкретные связи, установленные благодаря прошлому опыту, определяют весь ход дальнейших суждений больного, инертно доминируя при мышлении.

Подобные "запаздывающие" ответы представляют собой существенное отклонение от протекания ассоциативного процесса в норме. Это является свидетельством того, актуальный раздражитель имеет для подобных больных меньшее сигнальное значение, чем следовой. Слово-ответ на слово раздражитель в данном случае - не единственная возникающая ассоциация. Но, согласно инструкции, больной должен реагировать одним словом - первым, пришедшим на ум. При этом происходит затормаживание остальных пришедших на ум связей. В связи с инертностью мышления, подобные больные сохраняют в памяти прошлые ассоциации.

3.2 Нейропсихологические исследования нарушения познавательных функций у детей, больных эпилепсией

В рамках нейропсихологической школы было проведено множество исследований особенной познавательной деятельности детей, страдающих эпилепсией. Нейропсихологии выделили множество нарушений познавательных функций у таких детей. На первый план выходили нарушения памяти.

3.2.1 Нарушения восприятия

Важно при обучении таких детей знать особенности их восприятия. Согласно А.Н. Леонтьеву, восприятие формируется в связи с усложнением психики и необходимостью ориентации в окружающей субъекта среды. Вот почему этот компонент является столь важным. Прежде всего, восприятие субъекта может быть классифицировано в соответствии с модальностями - зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое и обонятельное. С.Л. Рубинштейн утверждает, что восприятие человека всегда зависит от направленности его личности и является обобщенным. Таким образом, можно сказать, что восприятию свойственны такие качества, как обобщенность и мотивированность.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что восприятие может нарушаться по разным направлениям. Оно зависит от особенностей личности воспринимающего человека. Нарушения могут проявляться в затрудненности распознавания, искажениях содержаний восприятия, ложных узнаваниях, обманах чувств, а также искажении мотивационной стороны восприятия.

Нарушение зрительного и пространственного восприятия. В Московском НИИ психиатрии Росздрава Троицкой Л.А. был проведено исследование, выявившее особенности восприятия у детей, больных эпилепсией. Результаты исследования показали, что в случае расположения очага активности в теменно-затылочных отделах мозга, наблюдается зрительно-пространственное кодирование предъявляемого материала, распад внутренних пространственных схем и нарушение операций с логико-грамматическими структурами. Также наблюдается нарушение счетных операций, которые тесно связаны с пространственными представлениями.

У больных с очагом в височной и теменной областях наблюдались трудности при выполнении графических проб и оптико-пространственных операций. У них вызывало затруднение определение времени на циферблате часов, на котором не были указаны цифры, понимание карт, схем и чертежей. Также имелись проблемы в написании и распознавании букв (симптом зеркального копирования).

При расположении очага эпиактивности в затылочных отделах мозга при рассмотрении перечеркнутых и перевернутых фигур возникали трудности зрительного восприятия и отображения пространственных признаков предмета.

Еще один симптом нарушения зрительного восприятия у детей, больных эпилепсией, выявили при локализации очага в задних отделах мозга с левосторонней латерализацией. В данном случае дети при рисовании игнорировали часть пространства (чаще всего левую), особенно при поступлении большого объема зрительной информации (Троицкая Л.А., 2007).

Аскоченская Т.Ю. отмечает, что на ранних стадиях заболевания у детей отмечается нарушение пространственных представлений. Дефекты проявлялись во всех классах пространственных представлений: представлений о системе координат, топологических и проективных. При развитии заболевания ошибки в пространственных представлениях чаще всего страдали у детей с правосторонней эпилепсией и эпилепсией срединных структур мозга. Для начальных стадий левосторонней эпилепсии не были свойственны ошибки в перцептивно-пространственной сфере.

Однако длительное течение болезни приводило к сильным нарушениям в этой сфере во всех случаях. Даже при развитии левосторонней эпилепсии, для начальных стадий которой не было свойственны нарушения пространственных представлений, появлялись грубые ошибки.

Таким образом, наблюдается заметное отклонение восприятия детей, больных эпилепсией, от нормы. Они склонны не только делать ошибки при распознании стимулов внешнего мира (например, букв и цифр), что может затруднять им адаптацию в повседневной жизни. Кроме всего наблюдается зависимость типа нарушений от локализации эпилептического очага.

3.2.2 Нарушение памяти

Еще одна познавательная функция, нарушение которой наблюдается у больных разными формами эпилепсии это - память. Мнестические расстройства являются одним из наиболее часто встречающихся синдромов. Они более детально изучены психологами, и, по сути, проблема расстройства мнестических функций стоит, и всегда стояла в центре патопсихологических и психиатрических исследований. По мнению Сеченова, память способствует человеку не только и не столько в воспроизведении запечатленного, сколько помогает в его дальнейшей деятельности: переработке того материала, который был воспринят субъектом, и в классификации и сортировке образов. При таком понимании памяти, становится очевидным, что она лежит в основе процесса психического и умственного развития, что и делает проблему памяти столь актуальной для исследователей.

Часто у детей, больных эпилепсией, встречается скотомизация памяти - выпадение из памяти всего, что связано с психотравмирующими ситуциями.

При припадках височной эпилепсии часто встречается такое нарушение памяти, как jamais prevu - знакомое, привычное для человека воспринимается как никогда ранее не виденное, не слышанное и не ощущавшееся. При этом пациенты еще обращают внимание на неожиданность всего происходящего.

Также, как и нарушение восприятия, нарушение памяти может проходить по разным направлениям. Согласно Б.В. Зейгарник, патология памяти может изучаться по следующим направлениям: 1. Изучение мнестической деятельности опосредованного и не опосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания; 2. Изучение вопроса о динамике мнестического процесса; 3. Изучение вопроса о мотивационном компоненте памяти.

Однако в случае амнезии картина является столь спутанной, что зачастую бывает сложно определить, какой именно компонент памяти был нарушен в данном конкретном случае.

Нарушение непосредственной слухоречевой памяти в зависимости от локализации очага эпилепсии. Прежде всего была исследована слухоречевая память у детей, больных эпилепсией. Этот вид нарушения памяти наиболее часто встречается при эпилепсии. Нарушение слухоречевой памяти у детей с эпилепсией связаны с нарушением речи. У таких детей были выявлены 6 основных типов нарушения речи: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, нарушение фонетико-фонематического слуха, сенсомоторная афазия, дизартрия, связанная с миоклонией языка, а также нарушение слухоречевой памяти.

Расстройства слухоречевой памяти при эпилепсии проявляется на ранних стадиях заболевания. У детей, страдающих эпилепсией, были замечены следующие ухудшения вербально-мнестической функции: уменьшение объема памяти, тормозимость следов при гомогенной (вводится помеха для запоминания, которой, в данном случае, является само запоминание другого материала) и гетерогенной (помехой служит не мнестическая деятельность, а, например, чтение или счет в уме) интерференции, недостаточность слухоречевого гнозиса, дефекты контроля и регуляции, нарушение воспроизведения заданной последовательности стимулов и парафазии.

На ранних этапах заболевания при любой локализации очага эпилептической активности (в срединных структурах головного мозга, в левом полушарии, в правом полушарии) наблюдаются нарушения слухоречевой памяти.

Однако в каждом случае нарушения памяти были по-разному выражены. При поражении срединных структур головного мозга память страдала в наибольшей степени, встречались все виды нарушений. Такие дефекты вербально-мнестических функций как регуляция и контроль слухоречевой памяти, которые проявлялись в персеверациях и побочных ассоциациях, являлись специфичными для ранней стадии подобной локализации очага эпилептической активности.

При локализации очага в правом полушарии прежде всего наблюдались дефекты воспроизведения заданной последовательности стимулов. Также повышалась тормозимость следов в условиях гомогенной интерференции. Сужения объема памяти, тормозимости следов в условиях гетерогенной интерференции, наличия парафазий и дефектов регуляции и контроля практически не было выявлено у подобных больных.

Для больных с очагом в левом полушарии менее всего уязвимыми звеньями являлись воспроизведение заданной последовательности стимулов и дефекты регуляции и контроля. Для такой формы эпилепсии специфично было то, что структура нарушения слухоречевой памяти характеризовалась различной подверженностью нарушениям разных ее звеньев. У таких детей наблюдалось значимое сужение объема памяти, парафазии и повышенная тормозимость следов в условиях гомогенной и гетерогенной интерференции.

Во всех случаях было выявлено, что нарушается тормозимость следов в условиях гомогенной интерференции. Эта реакция является специфической для эпилептического процесса в целом, так как обнаруживается независимо от локализации эпилептического очага (Троицкая Л.А., 2007, Аскоченская Т.Ю., 1990).

При дальнейшем развитии эпилепсии наблюдается заметное ухудшение слухоречевой памяти. Однако в одном случае авторы утверждают, что заметное ухудшение наблюдается только для эпилепсии срединных структур мозга (Троицкая Л.А., 2007, с. 27), а в другом - что заметные ухудшения наблюдаются при развитии как эпилепсии с очагом в срединных структурах мозга, так и при левосторонней эпилепсии (Аскоченская, 1990, с. 9). В случае развития эпилепсии срединных структур наблюдается ухудшение памяти по всем шести параметрам: уменьшение объема памяти, тормозимость следов при гомогенной и гетерогенной интерференции, недостаточность слухоречевого гнозиса, дефекты контроля и регуляции, а также нарушение воспроизведения заданной последовательности стимулов и парафазии (Аскоченская, 1990, с. 10). Согласно Троицкой Л.А., наблюдения изменений в нарушении порядка воспроизведения последовательностей и парафазии были выражены незначительно.

В ходе развития левосторонней эпилепсии наблюдалось качественное изменение структуры самих мнестических функций. Тогда как для начальных этапов течения этой болезни были свойственны значимое сужение объема памяти, парафазии и повышенная тормозимость следов в условиях гомогенной и гетерогенной интерференции, то для дальнейшего течения этого вида заболевания характерно появление дефектов регуляции и контроля, которые развиваются на всем протяжении болезни (Аскоченская, 1990, с. 10).

При развитии правосторонней эпилепсии не наблюдается заметных ухудшений по каким-либо параметрам слухоречевой памяти по сравнению с начальными ее стадиями. Для данной формы эпилепсии специфичным является нарушение воспроизведения заданной последовательности стимулов и повышение тормозимости следов в условиях гомогенной интерференции, степень выраженности которых варьирует не сильно с развитием течения болезни.

Кроме того, было показано, что распознавание эмоционально-просодических характеристик речи методом сравнения и опознания базальных эмоций по голосу отчетливо нарушается при височной фокальной эпилепсии: при поражении передних и медиобазальных отделов височной доли (Троицкая Л.А., 2007).

Таким образом, при рассмотрении проблемы нарушения познавательных функций у детей, больных эпилепсией, обращает на себя внимание сила и разнообразие отклонений. Очень важно при работе с подобными детьми не только знать значение диагноза эпилепсия, но и знать, в каком полушарии располагается очаг эпилептической активности. От расположения очага могут сильно зависеть особенности нарушения познавательных функций.

Большинство познавательных функций, нарушение которых наблюдалось у детей, больных эпилепсией, связаны с особенностями их личности. Например, в особенностях мышления ярко прослеживаются черты чрезмерной педантичности, свойственной людям с эпилепсией. Такая яркая особенность, как эпилептическое резонерство связывается с компенсацией больными эпилепсией их болезни, которая отражает переоценку ими собственной личности. Отсюда и вырастает их любовь к чрезмерной морализации, поучающему тону, демонстрирующим их превосходство, и менторству.

У детей, больных эпилепсией наблюдается нарушение всех видов познавательных функций в достаточно сильной степени. Подобные особенности восприятия, памяти и мышления больных могут быть непонятны здоровым людям и восприниматься неадекватно, как личное оскорбление. В таком случае необходима отдельная работа с детьми, страдающими подобным заболеванием.

Заключение

В соответствии с поставленными целями, в первой главе было рассмотрено общее описание эпилептического синдрома и эпилепсии как болезни с разных точек зрения - медицинской и психологической. Это позволило расширить и углубить житейское представление об этой болезни, ограничивающееся только знанием о наличии судорожных припадков, т.е. позволило вывести понимание эпилепсии за рамки просто соматического заболевания. Во второй главе были рассмотрены принципиальные отличия нейропсихологии детского и взрослого возраста. В третьей главе с точек зрения нейропсихологии и патопсихологии были рассмотрены разные виды нарушений познавательных функций у детей, больных эпилепсией, что зачастую помогает различать местонахождение эпилептического очага, а также понимать мотивировку поступков больных эпилепсией. В результате работы над данным рефератом были сделаны следующие выводы:

1. Эпилепсия - сложное и неоднозначное явление. Она может либо быть врожденной, либо приобретенной в результате травмы. Причем до сих пор неизвестны причины возникновения генуинной (собственно эпилептической болезни) эпилепсии. Однако эпилепсия заключается не только в припадках, но она меняет всю личность больного, наделяя его эпилептоидным характером.

2. Эпилептическая болезнь Эпилепсия уже на ранних этапах вызывает нарушение познавательных функций у детей. Нарушаются восприятие, память и мышление. Развитие эпилепсии приводит к ухудшению познавательных функций.

Библиография

1. Аскоченская Т.Ю. Нарушение психических процессов в начальной стадии эпилепсии у детей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04. / Т.Ю. Аскоченская. - М., 1990. - 21 с.

2. Бадалян О.Л. Возрастные особенности эпилепсии у детей и подростков: автореф. дис. … докт. мед. наук: 14.00.13 / О.Л. Бадалян - М., 2004. - 48 с.

3. Бадалян Л.О. Невропатология: Учеб. для студентов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 317 с.

4. Дзюба С.В. Состояние когнитивных функций при эпилепсии у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.09: 14.00.13 / С.В. Дзюба - М., 1998. - 25 с.

5. Жмуров В.А. Общая психопатология. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1986 - 280 с.

6. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студ.вузов. - 2-е изд., стеретип. - М.: МГУ, 1986. - 287с.

7. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (нарушение памяти при глубинных поражениях мозга). - М.: Педагогика, 1974. - 192 с..

9. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

10. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

11. Справочник невропатолога поликлиники / Н.С. Мисюк [и др.]; под ред. Н.С. Мисюка. - Мн.: Беларусь, 1988. - 288 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.