Гимнастика войта при эпилепсии

Своевременный выбор лечения позволит получить хороший эффект при выявлении у ребенка заболевания нервной системы. Грамотный подбор схемы терапии позволит успешно восстановить двигательные функции и связанные с этим навыки: речи, ходьбы и еды. Эффективность реабилитационного периода у взрослых с поражениями периферического и центрального отделов нервной системы так же определяется минимизацией срока от момента поражения до начала лечения. Одним из методов, действительно показавших свою практическую эффективность, судя по отзывам - метод Войта.

Основы Войта-терапии

Блокирование прохождения нервных импульсов, в результате повреждений нервных волокон при неврологической патологии, провоцирует ошибочные движения. Метод Войта - рефлекторная гимнастика, формирует модели движения, свойственные здоровому человеческому телу.


В середине прошлого века тогда еще чехословацкому врачу Вацлаву Войта удалось разработать методику восстановления детей с диагностированным ДЦП. В основу методики автор положил рефлекторную гимнастику в виде раздражения точек на поверхности кожи ребенка и вызываемых этим рефлекторных движений. Многократное повторение комбинаций раздражение-сокращение вызывает формирование новых двигательных рефлексов. Метод получил название рефлекторной локомоции.

Многократные, регулярные занятия позволяют не только разблокировать передачу нервного импульса по периферическим нервным волокнам, но и активировать ответственные за обработку импульсов участки коры головного мозга. Постепенно усложняя упражнения, можно сформировать у ребенка правильные рефлекторные мышечные реакции.

Особенно хороших результатов позволяет получить комбинирование метода Войта при ДЦП с лечением другими (кинезо- и аппаратными) методами, а так же лекарственной терапией.

Показания к применению


Метод Войта показал свою эффективность в лечении ряда патологических состояний:

  1. ДЦП.
  2. Различной степени выраженности координационные нарушения.
  3. Патологии развития скелетно-мышечной системы.
  4. Искривления позвоночника различной этиологии, в том числе сколиоз.
  5. Патологии, связанные с суставами и связочным аппаратом: дисплазии, косолапость, плосковальгусная стопа.
  6. Кривошея.

Но, с осторожностью применяется метод войта при эпилепсии и других судорожных заболеваниях.

В своих работах автор отмечал наибольший эффект от применения метода Войта при ДЦП. Патологические выпрямительные рефлексы у новорожденных еще не сформированы. И в случае с полной блокировкой нервных путей – они отвечают на лечение. При своевременно начатой терапии, ребенок практически в 100% случаев способен обучиться необходимым действиям и догнать своих сверстников.

Гимнастика по методу Войта направлена на активизацию нервной системы и выработку спонтанных правильных двигательных навыков. Поэтому основное правило – систематичность тренировок. Повторяющиеся физиологичные движения способны предупредить формирование патологических.

Войта-терапия и дети


Метод с успехом применяется у детей любого возраста, начиная с грудного. Основанием для назначения курса выступают установленный диагноз и определенная цель терапии. Начинать лечение лучше, пока замещающая моторика не успела сформироваться. Если на курс берется пациент с уже закрепившимися замещающими двигательными моделями, то первый этап лечения будет направлен на активирование моделей физиологического движения. А уже затем будет осуществляться перевод незакрепленного аномального рефлекса в нормальное состояние.

Крик грудного ребенка во время процедуры является проявлением активированного состояния. Естественна реакция родителей на крик, наводящий из на мысль, что ребенку больно. На самом деле, крик – естественная реакция пациента такого возраста на непривычную ситуацию. Через некоторое время адаптации и привыкания крик теряет интенсивность. В перерывах ребенок быстро перестает кричать. Старшие дети не кричат, о своих переживаниях они сообщают словами.

Войта-терапия со взрослыми


Повреждение нервной системы у взрослых носит чаще всего приобретенный характер. Лечение методом Войта дает хорошие результаты, как на ранних стадиях - в остром периоде, так и на реабилитационном этапе. Цель – восстановление доступности утерянных здоровых двигательных моделей и предупреждение негативных последствий в виде болей, нарушения функциональности и снижения силы. Основная направленность курса – вернуть пациенту возможность вести полноценную жизнь: в условиях семьи, школы, восстановление профессиональных навыков и т. д.

Эффективность терапии

Сравнительные исследования доказали положительный эффект от метода Войта на физиологическом и психологическом уровнях. При этом следует понимать, что это не панацея. Для каждого больного требуется индивидуальная программа реабилитации, направленная на системное оздоровление его организма.

Многочисленные положительные отзывы о методе Войта говорят о его безусловной эффективности. Тысячи прошедших лечение детей начали чувствовать тело и получили возможность управлять им.

Эффекты при церебральных нарушениях

Улучшение состояния детей при патологиях ЦНС после проведенного курса терапии проявляется в виде:

  • Уменьшения моторного возбуждения.
  • Улучшения опоры на животе.
  • Выработки стабильности.
  • Улучшения концентрации внимания.
  • Появления стабильной заинтересованности игрушками.
  • Улучшения сна.
  • Прекращения слюнотечения.
  • Улучшения глотательной и артикуляционной функций.
  • Стабилизация глазодвигательных мышц: снижается или исчезает нистагм, улучшается координированность движения глазами.

В итоге контакт ребенка с окружающим миром становится более разнообразным и полноценным.

Эффекты при наличии периферических парезов

При патологии периферической нервной системы положительное влияние метода проявляется следующим образом:

  • Улучшение периферического кровообращения нормализует рост и минерализацию костной ткани.
  • Снижаются или полностью исчезают чувствительные расстройства.
  • Восстанавливается трофическая функция мышечной ткани.
  • Активируется автоматическая моторика.
  • Более эффективно работает мускулатура, участвующая в дыхании.
  • Значительно уменьшаются симптомы суставных контрактур.
  • Нормализуется деятельность мочевого пузыря и кишечника.

Процедура Войта-терапии


На предварительном этапе проводится Войта-диагностика, в процессе которой определяется вид нарушения, его выраженность, соотношение с возрастными нормами. Итогом станет назначение курса, продолжительность которого может изменяться в зависимости от эффективности проведения.

Начинается сеанс с согревающего массажа. Затем выполняются упражнения в соответствии с программой. Ребенок располагается в определенном положении лежа (на животе, на боку или спине), при этом специалист, воздействуя на рефлекторные точки, вызывает у ребенка непроизвольные движения. Это может проявляться переворотами, вытягиванием или сгибанием руки или ноги.

Противопоказания

Войта-терапию нельзя использовать в ряде случаев:

  • Острая фаза инфекционных, воспалительных и вирусных заболеваний.
  • 1-2 недели после вакцинации.
  • Тяжелая сердечно-сосудистая патология.
  • Беременность.

При эпилепсии метод Войта можно использовать только по щадящей системе. При других состояниях, ухудшающих самочувствие, интенсивность сеансов необходимо снижать, в соответствии с состоянием пациента, но полная отмена не обязательна.

Массаж по методу Войта в домашних условиях


Отличных результатов позволяет добиться разнообразный домашний массаж. Метод Войта – самое эффективное и популярное направление. Специализированная методика осваивается специалистами медиками с высшим образованием. Упрощенную версию для применения в домашних условиях может освоить любой желающий. Техника позволит избавиться от функциональных нарушений: расстройства сна при прорезывающихся зубах, плохого самочувствия при метеорологических перепадах, нарушений пищеварения и других.

Метод Войта-терапии объединяет в своем арсенале акупрессурные, кинезотерапевтические приемы, элементы гимнастики. При воздействии на рефлекторные точки в определенных позах, вызываются движения, опережающие физическое развитие малыша. Но запомнив их на нервном уровне, он их значительно быстрее освоит при взрослении.

Начинать занятия можно с недельного возраста. Первые занятия целесообразно проводить при участии опытного практика-специалиста. Самостоятельно изучать методологию по непроверенным пособиям из интернета минимум бесполезно, максимум – опасно для здоровья малыша. Оптимальный вариант - пройти курс обучения в региональных или областных центрах подготовки.

Опытный специалист воздействует на организм пациента, находящегося в разных позах, задействуются 10 зон на теле и конечностях. В зависимости от решаемой проблемы, разрабатываются их индивидуальные комплексы-комбинации. Манипуляции можно проводить на достаточной по площади твердой поверхности, например, пеленальном столике. Все приемы выполняются симметрично с обеих сторон. Перерыв между занятиями в течение дня должен составлять не менее 3-4 часов, т. е. не более 4 занятий в день. Длительность сеанса - от 5 минут, с постепенным увеличением длительности до 20 минут. Длительность курса 20 дней. Перерыв между курсами не менее месяца.

Несколько простых и доступных упражнений

Следующий комплекс упражнений способны выучить люди и без специального медицинского образования. Это позволит заниматься несколько раз в день и добиться лучшего результата.

  1. Проводящий занятие располагается слева от лежащего на спине ребенка. Левой рукой проводят прессуру ниже соска на 1-2 см (можно использовать согнутую фалангу указательного пальца). Правой рукой при этом потягивают вверх кожу за правой ушной раковиной. При этом рефлекторно ножка подтянется к животу, голова повернется в бок – действия предваряющие боковое переворачивание. Малыша следует остановить и выполнить манипуляции с другой стороны. Дополнительный положительный эффект от занятий: пройдут колики и болевые ощущения, вызванные ими.
  2. Поверните ребенка на бок, нижняя рука его должна быть вытянута вперед, верхняя - вдоль туловища. Нижняя нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, пятка - на уровне попы. Верхняя – прямая с отведением кпереди. Взрослый располагается за спиной ребенка. Правой рукой он оттягивает кожу на лопатке, а левой – производит давление на бедренную кость, выступающую у живота. Это спровоцирует подтягивание ножек, приподнимание головы. Еще немного и он сядет. Движение останавливаем и проводим процедуру с другой стороны.
  3. Взрослый располагается слева от лежащего на животе с повернутой вправо головой ребенка. Правая рука малыша - у головы, левая – вытянута вдоль туловища. Левую ногу следует согнуть в коленном суставе. При удерживании левой голени и давлении на правую пятку, ребенок отталкивается и пытается ползти. Порыв останавливаем и повторяем процедуру с другой стороны.

Интенсивность и дозирование


Действенность рефлекторной локомоции не вызывает сомнения. Но сами процедуры, особенно первые занятия, могут быть утомительны для ребенка. Поскольку лучшего эффекта позволяют добиться регулярные, каждодневные (лучше несколько раз в день) занятия, то важная и ответственная роль отводится родителям и родственникам. Ежедневные занятия по 5-20 минут 3-4- раза в день могут быть проведены только родителями, близкими. Тренером взрослого пациента может быть супруг, или любой другой близкий человек, не равнодушный к судьбе пациента.


Особый ребенок в семье – это испытание родителей на мужество и способность любить.

Полвека назад чешский профессор Войта подарил таким родителям надежду: ребёнок сможет двигаться нормально.

Метод, разработанный им, даёт шанс правильно двигаться множеству больных, как детей, так и взрослых.

Суть метода профессора Войты

Каждый новорождённый обладает правильной программой движения, которая заложена в нервной системе. При нарушениях в ЦНС блокируется связь между головным и спинным мозгом, управляющим скелетно-мышечным аппаратом. Движение разбалансировано, ребенок не умеет управлять своими позами.

Чешский профессор обнаружил, что при надавливании на определенные точки тела происходит непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Регулярное и целенаправленное надавливание закрепляет рефлекс движения, восстанавливает связь между головным и спинным мозгом.

Как было открыто явление рефлекторной локомоции

В 50-е годы прошлого столетия, работая в пражской клинике по лечению детей с ДЦП Вацлав Войта открыл явление рефлекторной локомоции.

При нарушении связи между ними спинной мозг, не получая сигналов, не может генерировать движение. Профессор после десятилетних
экспериментов установил, что утраченную способность ЦНС руководить движением можно заменить внешним – рефлекторным – раздражением.

На занятиях с больными детьми, он заметил, что при нажатии на определенные точки у всех пациентов происходили похожие рефлекторные сокращения мышц.

Если они лежали на животе – то начинали ползти; если на боку или спине – переворачиваться. Здоровые дети отвечали на эти движения так же, хотя ползание и переворачивание ещё были несвойственны их возрасту. Всё это позволило Войте прийти к заключениям, ставшим принципами его метода.

Кому на пользу, а кому во вред

Войта-терапия помогает больным с поражением ЦНС (ДЦП, рассеянный склероз и др.); заболеваниями позвоночника, бедренного сустава; параличом конечностей или их деформацией; травмами конечностей; атрофией мышц; расстройством функций жевания, глотания, дыхания.

Не рекомендуется применять этот метод во время воспалительных заболеваний с высокой температурой; сразу после прививки; во время беременности; при заболеваниях костей и пороках сердца; сразу после операции; при эпилепсии, когда не определено лечение; при негативных отношениях терапевта и пациента.

Принципы лечебного воздействия

Организм новорождённого уже знает, как хватать, глотать, поворачиваться, ходить и т.д. Люди рождаются с готовыми программами движения, которые включаются (или не включаются) по мере взросления.

В разгар работы – в 1968 году — профессор Войта вынужден был эмигрировать в Германию как политически неблагонадежный для коммунистической Чехословакии. С этого времени и до сегодняшнего дня ФРГ становится центром распространения нового метода лечения двигательных нарушений, получившего название Войта-терапия.

Механизм активации заблокированных движений

Данный механизм включает несколько основных направлений.

Если здоровый ребенок к возрасту 6-7 месяцев начинает сам переворачиваться с живота на спину и наоборот, то детей с нарушенной функцией
движения (ДЦП, парезы и параличи и т.д.) надо стимулировать к этому, создавая на базе заблокированного болезнью безусловного рефлекса своего рода условный рефлекс. Это происходит в два этапа.

Первый этап: положение лежа не спине с вытянутыми руками и ногами. Терапевт нажимает точку на груди (немного ниже соска, между 7 и 8 ребром), одновременно не дает голове наклоняться в сторону поворота, воздействуя на точку в зоне шеи. У пациента появляются следующие рефлекторные сокращения мышц:

  • вдоль позвоночника – происходит его вытягивание;
  • во всех суставах ног – голеностопном, коленном, тазобедренном;
  • глаза начинают смотреть в сторону поворота;
  • ребенок начинает глотать, даже если раньше он это делал с трудом;
  • напрягаются мускулы грудной клетки, живота, кишечника.

В результате согласованного действия всех групп мышц ребенок сам переворачивается на бок — это исходное положение для следующего этапа.

Второй этап: положение на боку. Теперь нажатие происходит в зонах тела возле плечевого и тазобедренного суставов и напрягаются такие группы мышц:

  • вдоль позвоночника; обеспечивается его растяжение;
  • мышцы, которые не дают голове упасть по направлению поворота;
  • мускулы на опорной руке, начиная от плеча и до кисти, на которую больной, повернувшись на живот, может опираться.
  • мускулатура на опорной ноге от таза до стопы.

Спонтанно здоровый ребенок начинает ползать в 8 – 9 месяцев. Рефлекторное ползание, используя эффект локомоции можно вызвать и у
новорождённого, а особые детки без Войта-терапии рискуют так и не научиться ползать.

А ведь в этом движении заложены механизмы хватания, вставания, ходьбы, которые так и останутся нереализованными.

Рефлекторное ползание начинается в положении лёжа на животе; голова покоится на опоре и повернута в сторону. Для новорождённого достаточно активации одной точки в районе затылочной части, чтобы привести в действие заложенный механизм.

В более старшем возрасте нужно последовательно нажимать на точки, включающие группы мышц правой руки и левой ноги – и наоборот.

Крестообразное воздействие дает возможность телу удерживать равновесие и двигаться вперед. На теле имеется 9 точек активации ползания и остальных механизмов движения. При работе с ними важно учитывать угловое положение рук, ног и головы. Имеется около 30 вариантов манипуляций при работе с этим движением. Правильный выбор может сделать только специалист.

Наряду с главными двигательными реакциями сеансы Войта-терапии запускаются такие виды моторики, как:

  • глазная;
  • ротовая и лицевая;
  • вегетативная (сокращения кишечника, мочевого пузыря, мышц, ответственных за дыхание);
  • сосательные и глотательные рефлексы.

Итог терапевтического воздействия – доступ ЦНС к ранее закрытым для неё возможностям управлять равновесием тела, сопротивлением силе тяжести, рефлексами ходьбы и хватания и т.д.

Причем, это именно доступ к врожденным механизмам, а не тренировка нужных движений. В мозгу сохраняется память о порядке правильного движения, и он начинает управлять им.

Практическое применение Войта-терапии

На практике этот вид терапии применяется в трех сферах.


Она основана на постуральной реактивации – способности тела преодолевать силу тяжести, Войта разработал семь положений тела, в которых ребенок должен показать нормальную реакцию в возрастные периоды: 0 – 1.5 месяца; 1.5 – 3 мес.; 4 мес. – полгода; 7 – 9 мес.; 9 мес. и старше.

При нарушении одной — трех реакций из семи надо быть настороже. А четыре плохих реакции говорят о нарушении моторики и являются показанием к Войта-терапии.

Ранняя диагностика очень важна, потому что в грудном возрасте легче восстановить врожденные рефлексы, чем в более поздний период, когда закрепились нежелательные механизмы, заменяющие правильный ответ организма на внешнюю среду.

Терапия даёт положительный результат как в грудном возрасте, так и в более старшем вплоть до подросткового.

Пока ребенок не научился говорить, его реакция на лечебные действия проявляется в виде крика. Создавая стресс, особенно для родителей, проводящих лечение, крик все-таки есть адекватный ответ младенца на новые ощущения. Они никак не должны быть болевыми. Более старшие дети уже не кричат.

Оптимальная длительность процедур – от 5 минут до получаса, более длительные и без того стрессовые занятия создадут чрезмерную нагрузку на маленького пациента.

Особенностью Войта-терапии является то, что основное лечение проводят родители и близкие ребенку люди. Врач делает назначение в
соответствии с проблемой ребёнка и проводит обучающий курс. Вся остальная работа лежит на родных. Лечение продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет.

Третьим направлением является лечение взрослых, потерявших движение после травм или инсульта.

Обучение и применение войта терапии на практике — видеоматериалы:

Слово довольной маме

Из отзыва мамы, дочери которой уже помогла войта терапия.

Недавно начала делать попытки передвигаться по-пластунски, упираясь на руки и подтягивая ноги к животу. Со времени занятий улучшения во всем: лезут зубы (4 шт.), едим супчик, исследуем все ящики, собираем в ведерко мелочовку, даже складываем пирамидку, пусть еще неправильно.

О. Яшина. Дочка Катя. 1 год 3 месяца. Диагноз тетрапарез

Метод профессора Войты не обещает чудесного исцеления, он предлагает трудную работу, равносильную подвигу всей его жизни. Подвиг, который вселяет надежду и дарит радость движения.



То что помогло моему ребенку

Войта-терапия — физиотерапевтический метод лечения младенцев, детей и взрослых с патологиями моторных функций из-за нарушений центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Что это такое и вы сами сможете прочитать, а я поделюсь с вами нашим опытом.

При родах у моей дочки произошло кровоизлияние в мозг, после всякого лечения мы попали домой только когда ей исполнилось месяц. Врачи в ОПН нас предупреждали что будет задержка в развитии, и что понадобиться очень много времени, терпения, сил и денег чтоб поднять ребенка на ноги. До года мы ходили в бесплатную поликлинику, к бесплатному невропатологу которая говорила что не видит ни каких проблем , что ребенок здоров, что ей просто нужно время и что все дети по разному развиваются. Но в год, когда моя дочка даже не пыталась ползать и не вставала на четвереньки, она даже не переворачивалась, и не тянулась за игрушками, я забила тревогу, я обошла кучу платных специалистов и одна из невропатологов посоветовала нам пройти курс войта-терапии. Оказывается это делали бесплатно в доме ребенка, я взяла направление в поликлинике и прошли мы 2 курса войта-терапии, а в перерывах между курсами нам делали обычный массаж.

Сама процедура начинается с протого массажа, как бы разогревают тело, а после минут 15-20 делают эту самую войта-терапию. Нам нужно было научиться переворачиваться и ползать, только на это были направлены все силы, но кого то там учили ходить. Ложили они ее на живот и нажимали на точки, под коленкой, где локоть и ждали и она прям на моих глазах, сама вставала на четвереньки. Так же и с переворотами, просто нажимали на другие точки.

После 2х курсов моя дочь начала переворачиваться в одну сторону, и могла стоять на четвереньках около минуты, начала тянуться к игрушкам, првда ползать мы начали только в 1 год 6 месяцев, но то что было на тот момент это очень много, так как до этого у меня была кукла которая ничего не делала и которую ничего не интересовало, а после я получила ребенка, конечно она сильно отставала, но это был для нас очень большой шаг в перед.

Так как для нее это было не привычно она плакала, были дети которым нравилось это, так что я не думаю что это болезненная процедура, может чуть-чуть неприятная.

Сама массажистка которая делала эту процедуру говорила, если бы мы пришли в 6 месяцев, мы бы вообще не знали никаких проблем, так как дети меньше года лучше усваивают это. А детям после года нужно неоднократно повторять эту процедуру.

Вызвать их на дом у нас в Татарстане стоит 3500 руб.

Так что если кто то допускает даже мысль о том что ваш ребенок может отставать, проконсультируйтесь с врачами и в перед, лишним точно не будет и не тяните. И чуть не забыла сказать, но в нашей поликлинике о таком даже и не слышали.


Профессор Вацлав Войта, чешский невролог, разработал метод лечения двигательных нарушений у младенцев, детей и взрослых, а так же диагностику двигательных нарушений в младенческом возрасте. Войта терапия применяется уже несколько десятилетий и является одним из основных методов лечения патологии центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ВОЙТА ТЕРАПИИ.

ЦЕЛИ ВОЙТА ТЕРАПИИ

- Регуляция мышечного тонуса

-Уменьшение аномальных двигательных стереотипов

- Улучшение крупной и мелкой моторики

- Развитие физической и тем самым и ментальной активности

- предотвращение вторичных повреждений, либо терапия вторичных нарушений

- Работа с родителями

ПОКАЗАНИЯ К ВОЙТА ТЕРАПИИ

Благодаря широкому спектру действия терапия приносит пользу пациентам любого возраста и с самыми разнообразными заболеваниями, может использоваться в качестве основного лечения в рамках физиотерапии практически при любых двигательных нарушениях, например:

- Двигательные нарушения в следствие повреждений центральной нервной системы (церебральные парезы, неполные параличи, апоплексия, ДЦП и др.)

- Различные заболевания мышц (врожденные миопатии, мышечная кривошея)

- Периферийные параличи верхних и нижних конечностей (плексус- парезы, поперечный паралич, расщепление душек позвонков и др.)

-Заболевания и ограничения функции позвоночника (сколиоз)

-Сопутствующее лечение патологического развития тазобедренного сустава (дисплазия, вывих)

- Проблемы с дыхательной, глотательной и жевательной функциями.

- Показания для детей в раннем возрасте: задержка двигательного и психического развития, гипотонический синдром.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ВОЙТА ТЕРАПИИ

Нельзя применять терапию в случаях:

- При острых респираторных и воспалительных заболеваниях

- При прививках живой вакциной (как правило, в течение 10 дней после прививки)

- При определенных заболеваниях (эпилепсия в период отсутствия адекватной медикаментозной терапии, сердечных заболеваниях и др.)

При всех заболеваниях, ухудшающих общее самочувствие, процедуры войта терапии нужно сократить в соответствии с толерантностью пациента к нагрузке, но не обязательно отменять.

ВОЙТА ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

КРИК ГРУДНОГО РЕБЕНКА В ВОЙТА ТЕРАПИИ

У грудных детей во время проведения процедуры, активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, выражается в виде крика. Это часто смущает родителей. Однако, крик является важным адекватным средством выражения у пациентов в этом возрасте, которые таким образом реагируют на непривычную активацию. После короткого периода привыкания крик перестает быть интенсивным и после процедуры ребенок быстро успокаивается.

ПРОВЕДЕНИЕ ВОЙТА ТЕРАПИИ

При использовании в лечение Войта терапии, специалист сначала обследует ребенка методом Войта диагностики, а затем подбирает комплекс упражнений, интенсивность, количество занятий, последовательно обучает родителей для самостоятельной работы дома с ребенком. Эти упражнения выглядят так: ребенка удерживают в определенном положение с одновременным воздействием на активные зоны. Критерием правильности выполнения упражнения является вызывание определенной ответной реакции у ребенка. Таким образом, родители могут сами контролировать эффективность своей работы. Необходимо заниматься 2-4 раза в день по 15-30 минут, причем важнее регулярность занятий, а не длительность процедуры. Далее программа лечения через регулярные промежутки времени корректируется в соответствии с развитием пациента. Лучших результатов достигают дети с которыми занимаются регулярно, без перерывов

PNF-метод проприоцептивного нервно-мышечного проторения

Данный метод является одним из видов терапии, основанной на функциональной анатомии и нейрофизиологии. Методика помогает укрепить силу в мышце, увеличивает выносливость и улучшает координацию движения. Способствует исправлению осанки, мышечного дисбаланса. Устраняет хронические боли в мышцах, улучшает подвижность в суставах.

Фитбол-терапия (Fitball)

Данная методика представляет собой комплекс упражнений с мячом больших размеров, используемого в качестве тренажера. Это одна из форм лечебной физкультуры, когда выполнением активных и пассивных движений достигается терапевтический результат.

Основными задачами методики являются:

  1. улучшение эмоционального состояния;
  2. профилактика застойных явлений, локализующихся во внутренних органах;
  3. улучшение кровообращения;
  4. восстановление тонуса периферических нервов.

В зависимости от индивидуальных особенностей пациента, комплекс упражнений имеет несколько направлений:

  1. укрепление мышц плечевого пояса и рук, таза и спины, брюшного пресса, свода стопы и ног;
  2. увеличение подвижности и гибкости в суставах;
  3. восстановление функции вестибулярного аппарата, координации движений и ловкости;
  4. исправление осанки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.