Характеристика на инвалида эпилепсия

При эпилепсии наблюдается ригидность мышления и эмоций, застревание на малосущественных деталях, полярность эмоций (эмоциональная взрывчатость, агрессивность до жестокости, льстивость, экзальтация, ласковость в сочетании со злобностью и мстительностью), педантизм.

Эпилепсия - хроническое заболевание, вызванное поражением ЦНС и проявляющееся припадочными состояниями и довольно часто – изменением личности.

Психологическая характеристика детей с последствиями органического повреждения головного мозга разной этиологии

При ревматических процессах отмечаются физическая и психическая астения, пассивность, склонность к аутизму, апатия, психозы, колебания настроения. Нарушение интеллектуальной работоспособности отражается на процессах чтения, письма и счета.

При сифилисе отмечаются выраженные колебания настроения и постепенное снижение интеллекта.

При шизофрении постепенное нарастание слабоумия, уход в себя, появление своеобразных интересов.

Структура дефекта при ЗПР у детей 6-7 лет была описана Е.С. Слепович. Согласно ее исследованиям у детей с ЗПР равноположено страдает личность и деятельность. Нарушена интеллектуально-мнестическая деятельность. Результатом трех нарушений является несформированность:

- мотивационно-волевой основы деятельности во всех видах деятельности.

- трудности в оперировании в сфере образов, представлений. В реальной жизни это проявляется в проблемах воображения, проблемах проявления эмпатии.

- всех видов знаково-символической деятельности: моделирования, схематизирования, кодирования, декодирования. Это также сказывается на развитии речи и освоении нравственно-моральных норм.

В конечном итоге нарушения приводят к проблемам социализации.

Классификации ЗПР

К.С. Лебединский выделил 4 группы ЗПР: 1. ЗПР по типу гармонического инфантилизма – дети данной группы запаздывают в своем развитии, но это носит гармоничный характер – страдает в одинаковой степени психическое и физическое развитие. Отставание развития в год, полтора – генетически обусловленные формы психического развития (родители созревали медленно), в повышенной истощаемости, не сформированности саморегуляции, недоразвитость внимания, памяти, мышления. Задержать такого ребенка в детском саду еще на год. 2. ЗПР соматогенного происхождения. Обязательно должны совпасть следующие группы факторов: наличие тяжелого хронического заболевания, которое приводит к астении, специфическая социальная ситуация воспитания ребенка проявляется в отношении с родителями и со сверстниками (пороки сердца, болезни почек), изоляция ребенка (часто в больнице, санатории). В данном случае основные проявления ЗПР будут связаны с нарушением саморегуляции. 3. ЗПР психогенного происхождения. Такие типы воспитания как гипоопека или гиперопека будут провоцировать ЗПР. В этих случаях высшие психические функции недостаточно сформированы т.к. недостаточно сформирована неосознанность, личностно – смысловое поле, длительно действующая травмирующая ситуация. Дети, у которых истощен энергетический потенциал развиваются соматические заболевания. Проблема воспитания в условиях детского дома.

4. ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция – в зарубежной терминологии). Эндогенные и экзогенные причины, генетически обусловленные формы вредности во время беременности, избыточный вес беременной женщины, тяжелое эмоциональное состояние во время беременности, неготовность женщины к беременности (после заболевания).

Наблюдается 2 категории детей: - Дети с преобладающим поражением эмоционально-волевой сферы: эмоциональная лабильность, капризны, раздражительны, часто кричат, плачут, могут быть агрессивны к другим и себе, эмоциональная холодность, не умеют сопереживать, сочувствовать, не умеют преодолевать трудности. - Дети с преобладающим поражением когнитивной сферы: испытывают трудности в восприятии пространства, пространственно-временные отношения, нарушено узнавание предметов, нарушена пространственно-организационная деятельность, страдает память (больше механическая, чем логическая).

Классификация ЗПР по Демьянову, он выделяет 10 групп ЗПР. У Демьянова ЗПР рассматривается более широко и включает все виды психических нарушений, кроме умственной отсталости: 1.Группа с церебрастеническим синдромом – сужение зрительной и слуховой памяти, низкая скорость запоминания, низкая способность к длительному психическому процессу. 2.Группа с инфантилическим синдромом – гармонический инфантилизм, дисгармонический психический инфантилизм, психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности, характеризуется диспластичностью (неловкие, неуклюжие). Группа с невропатоподобным синдромом – легкая органическая недостаточность проявляется нарушением поведения в виде крикливости, излишней возбудимости, склонность к капризам. У многих детей есть срыгивание, рвота, ночные страхи, недержание мочи, эмоциональная сфера неустойчива, на занятиях суетливость, быстрая истощаемость. Группа с психопатоподобным синдромом – ЗПР с синдромом гиперактивности, ЗПР с синдромом гипоактивности, нерешительные в выборе действия, ЗПР с аутистическим синдромом, неловкие движения, наличие двигательных стереотипов, наличие речевых штампов, не стремятся к общению и игре. ЗПР при ДЦП – характерна двигательная недостаточность, что приводит к нарушениям чувствительности и расстройствам зрительно - пространственной ориентации. Для эмоций характерна повышенная синзитивность, эти дети переживают свой дефект. У 65-70% детей с ДЦП отличается задержка психического развития. Темп мыслительных операций замедлен. Дети испытывают страхи и депрессии. ЗПР при общем недоразвитии речи. У этих детей в большей степени страдает вербально-логическое мышление. Основные школьные трудности – освоение чтения, письма и счета. ЗПР при дефектах слуха - страдает вербально-логическое мышление, с трудом формируются понятия и снижена способность к обобщению и абстрагированию. К подростковому возрасту дети начинают переживать свой дефект, чувство неполноценности, повышается самооценка. ЗПР при тяжелых дефектах зрения. ЗПР проявляется в отставании развития моторной сферы, что отрицательно влияет на развитие пространственных функций, а следовательно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление формируется с затруднениями, затрудняется игровая способность. ЗПР при тяжелых соматических заболеваниях (см. Лебединского). ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности – эмоциональная и сенсорная депревация ребенка. Психическая депревация может приводить к снижению познавательной активности, к снижению эмоционально-волевой сферы, к сужению знаний об окружающей среде, знание бессистемны, поверхностны. Не умеют планировать, не могут организовать свою волю для преодоления препятствий. В 1 классе страхи перед школьным обучением и школьная дезадаптация. Несколько видов психического недоразвития могут быть одновременно.

35. Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития. Особенности личности этих детей.

Особенного внимания из списка представляемых бумаг заслуживает характеристика на ученика.

В статье рассмотрим для чего нужна характеристика? Что она включает в себя?

Приведем пример того, как правильно составить и образец грамотного заполнения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-74-50 . Это быстро и бесплатно !

Поскольку был принят закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. все функции по проведения медицинской экспертизы от Врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) переходят к органам Медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Для чего собирать столько бумаг?

Предоставляется педагогическая характеристика на учащегося ребенка в органы МСЭ для прохождения врачебной комиссии, которая нужна чтобы подтвердить статус инвалида.

Требуется характеристика для установления инвалидности и для разработки ИПР. При направлении на прохождение медицинской комиссии (МСЭ или ранее эта организация была ВТЭК) выдается перечень обязательных документов для определения статуса ребенок-инвалид, который включает в себя характеристику для учащегося.

Как правильно написать характеристику?

Характеристики, применяемые в образовательной практике, разделяются на три вида:

  1. Психологическая.
  2. Педагогическая.
  3. Психолого-педагогическая.

Для прохождения медико-социальной экспертизы запрашивается последняя. Утвержденной формы для психолого-педагогической рекомендации не бывает, но существует ряд особенностей, по которым оценивается корректность написания. Для прохождения МСЭ обязательно:

  • подробное описание успеваемости ребенка;
  • количество пропущенных занятий и указание причин, по которым уроки были пропущены;
  • возникающие у учащегося трудности в обучении и освоении отдельных программ и предметов;
  • поведение в коллективе;
  • испытывает ли ребенок ограниченность по сравнению с другими детьми в классе.

Все описанные данные должны быть переданы в полном объеме для разработки корректной ИПР.

Подтверждается подписью классного руководителя, заверяется в приемной у секретаря, на бланке ставится дата составления и две печати.

В характеристике для экспертной оценки должны быть заполнены такие пункты:

  1. Ф.И.О.
  2. Класс.
  3. Вариант образовательной программы (общая, специальная, углубленная).
  4. Форма обучения (совместная, индивидуальная).
  5. Оценка физического развития и соответствие возрасту.
  6. Описание имеющихся нарушений со стороны развития моторики, ориентации в пространстве или иные нарушения движений.
  7. Имеются ли проблемы со стороны органов зрения, слуха и другого восприятия.
  8. Как быстро ребенок утомляется.
  9. Объективное описание и оценка интеллектуальных данных.
  10. Память: эмоциональная, двигательная или словесно-логическая.
  11. Скорость понимания и запоминания пройденного материала.
  12. Внимание: усидчивость, переключаемость, объем.
  13. Мышление: умеет ли ученик проводить анализ представленной информации, обобщать и сравнивать, разделять и классифицировать. Рассуждает ли логично, умеет делать вывод и подводить итог из представленного материала самостоятельно. В этом разделе указать умеет ли ученик сам планировать время на учебную деятельность, находить нужную информацию по заданным действиям, подбирать способы решения задач и скорость принятия этих решений;
  14. Развитие речи: выразительность, наполненность, грамотность, в том числе и письменной речи.
  15. Эмоциональная сфера: впечатлительность, обидчивость, индивидуальные проявляемые эмоции, устойчивость и частота их проявлений, сдержанность, вспыльчивость, агрессия, раздражительность. В этом же пункте указываются: уровень самостоятельности, решительности, умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции и что для этого требуется.
  16. Семейный статус: в каких условиях воспитывается, состав семьи (полная, неполная, количество детей по возрастам), социальный статус, жилищно-бытовые условия.
  17. Отношения в семье: отношения к ученику и между членами семьи.
  18. Получает ли ребенок дополнительные курсы в образовании.
  19. Какие секции или кружки посещает.
  20. Отношения в классном коллективе: насколько коммуникабелен, в каком ключе общается с одноклассниками, другими ребятами в школе, учителями, как много имеется у ученика товарищей в классе или в школе, по какому критерию выбирает окружение, принимает ли непосредственное участие в жизни школы.
  21. Моральные и этичные качества.
  22. Самооценка.
  23. Успеваемость за текущий год по списку предметов.
  24. Количество пропущенных занятий, причины по которым уроки не были посещены.
  • Скачать бланк педагогической характеристики на учащегося для МСЭ (ВТЭК)
  • Скачать образец заполнения педагогической характеристики из школы для МСЭ (ВТЭК)
  • Скачать образец характеристики на ребенка-инвалида из школы для МСЭ

Для этого, обязательно ознакомьтесь и с другими нашими статьями об МСЭ.

Из них вы узнаете:

Для составления педагогической характеристики на школьника направляемого для прохождения МСЭ используются краткие базисные рекомендации:

  1. Чтение: понимание прочитанного материала, выразительность чтения, возможность к пересказу, чтение наизусть.
  2. Русский язык: знание правил и исключений из них, умение приводить примеры и совершать решения, исходя из правил русского языка, ошибки в письменной речи, особенности написания под диктовку, списывания.
  3. Математика: счет механический или осознанный, решения проводит с помощью примера материала или автоматически, задачи решает самостоятельно или с использованием учебника, понимание и нахождение способа решения задачи.
  4. Качество усвоения пройденного материала: усваивает, не усваивает, какие трудности в прохождении.
  5. Обучаемость: слабая, удовлетворительная, хорошая.
  6. Работоспособность: низкая, средняя, отличная.
  7. Как ребенок относится к учебе: безразлично, заинтересован, мотивирован.
  8. Ориентация в социуме.
  9. Навыки самообслуживания.


Понятно, что уже с детского сада, путем прохождения различных тестов и по общему поведению или их нюансам могут заметить первичные отклонения. Школа же в этом плане может более отчетливо выявлять интеллектуальное отставание. Но, к сожалению, не всегда добросовестно или объективно.

Необходимо понимать, что какими бы оптимальными и выверенными не казались стандарты образования, они не являются бесспорным и неоспоримым эталоном. Тем более, когда исполнители тоже люди, которым свойственно не только ошибаться, но и совершать проступки. И сами стандарты постоянно меняются. Поэтому понятно, что особенности отдельного индивидуума не всегда могут в них вписаться.

Родителям не во всех случаях стоит на 100% доверять мнению преподавателя, администрации школы, когда ему заявляют о необходимости назначения инвалидности его ребенку, если речь не идет о бесспорных медицинских показаниях. В последнем случае роль школы достаточно мала, так как основная обязанность установления критериев для ее (инвалидности) определения и назначения лежит на МСЭ.

Главная сложность — в случаях отклонения в умственном развитии при отсутствии выявленных патологий. Здесь и открывается поле для манипуляций и сомнительной этичности, необъективности. От родителей в такой ситуации требуется внимательность и осторожность: не стесняйтесь проверять и перепроверять у других специалистов. Важно помнить, что пока психологическая работа в общеобразовательных школах далеко не на высоте.

В заключение отметим, что при составлении характеристики важно учитывать личные особенности каждого отдельного ученика. Обладая вышеизложенной информацией, можно сверить корректность составления характеристики или дополнить необходимыми вхождениями по требуемым пунктам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-74-50 (Москва)
Это быстро и бесплатно !


Психолого-педагогическая характеристика учащегося

Скачать:

ВложениеРазмер
harakteristika_misha_g.docx 15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Гончаренко Михаила Валерьевича

Общие сведения о ребенке.

Дата рождения: 20.11.2001

Диагноз: F73.08 Органическое поражение ЦНС (кистозно-атрофические изменения). Вторичная микроцефалия. ДЦП, спастический тетрапарез. Симптоматическая эпилепсия. ЧАДЗН, сходящееся альтернирующее косоглазие. Нистагм. Контрактуры голеностопных суставов. Хронический бронхит. Двусторонний крипторхизм.

Общая моторика: Выраженные костно-мышечные деформации (контрактуры крупных суставов, деформация грудной клетки, сколиоз). Телом не владеет, самостоятельно положение тела изменить не может. В течении дня находится в коляске с опорой для спины или в кровати.

Мелкая моторика: Манипулировать предметами не может. Отмечаются значительные трудности в удерживании предметов (кратковременно удерживает предмет). Согласованность действий рук отсутствует. Движения хаотичны , не координированы.

Ребенок пассивен. Преобладающее настроение неустойчивое. Эмоциональные реакции характеризуются однообразием и малодифференцированностью. Имеют место аффективные вспышки в виде плача.

Способы установления контакта.

Установление контакта затрудненно, эмоции малодифференцированы. Установить контакт на незначительное время можно путем тактильного прикосновения с голосовым сопровождением.

Соответствие объема знаний, умений, навыков требованиям программы.

Зрительно-слуховая стимуляция: программу усваивает частично. Реагирует на громкий шум (погремушка).Взглядом следит за говорящим. Узнает голоса знакомых людей не видя их. Улыбается на обращение.

Двигательно-моторная стимуляция: программу усваивает частично. При значительной помощи педагога научился лежа на животе, поддерживаеть себя на вытянутых руках. Дает себя поднимать за руки из лежачего положения на спине, поднимает при этом голову. Сидит с поддержкой и опорой для спины.

Тактильная стимуляция: программу усваивает частично. Хорошо реагирует на прикосновение, массаж пальчиков на руках, поглаживание, вкладывание в руку предметов. Любит находиться в сухом бассейне , на релаксирующей подушке.

Коммуникативная стимуляция: программу усваивает частично. Обращенную речь не понимает.. Собственной речи нет. Чаще стал выражать ответную реакцию в виде протеста. В ситуации наивысшей заинтересованности в чем-либо улыбается, издает звуки по которым можно понять, что ребенок чувствует себя хорошо. Улыбкой реагирует на свое имя. Контакт избирательный.

Стимуляция обонятельной чувствительности: программу усваивает частично. Появилась эмоциональная реакция на запахи продуктов питания (банан, йогурт).

Общие выводы и впечатления: В обучении уровень возможностей низкий. Динамику дает неравномерную и незначительную.

Разумеется, каждому из нас когда-либо давали характеристику: в детском садике, школе, по месту работы и так далее. Она необходима для принятия решения.

Скачать необходимые документы

Виды характеристики

Характеристика на ученика – это документ, который необходим для более полной оценки, как самой личности с качественными особенностями, так и состояния здоровья, направляемый на Врачебно-трудовую экспертную комиссию (ВТЭК) и Медико-социальную экспертизу (МСЭ). Характеристика бывает трех видов:

  • психолого-педагогическая;
  • психологическая;
  • педагогическая.

Для комиссии ВТЭК требуется психолого-педагогическая характеристика. На ВТЭК направлять пациента имеют право следующие организации:

  • лечебное учреждение;
  • органы социальной защиты;
  • пенсионный фонд.

Также на комиссию МСЭ, для получения группы инвалидности можно обратиться самостоятельно.


Педагогическая характеристика на учащегося для ВТЭК

При составлении бланка характеристики для ВТЭК необходимо придерживаться следующих правил:

  • основные данные;
  • как развивается ученик;
  • оценка интеллекта;
  • эмоциональное состояние;
  • условия воспитания в семье;
  • увлечения и хобби школьника;
  • коммуникативная компетентность;
  • качества личности;
  • уровень самооценки;
  • степень успеваемости.

  • фамилия, имя, отчество;
  • год рождения;
  • форма обучения – индивидуальная или классная;
  • школьная программа (общеобразовательная или адаптированная);

  • есть ли заболевания, если есть – указать какие;
  • соответствие физического развития нормам;
  • работоспособность ученика школы;
  • уровень развития моторики — крупной и мелкой;
  • ориентируется ли во времени и пространстве;
  • наличие нарушений движения (навязчивые движения, заторможенность, скованность, порезы и параличи). Координация;
  • степень состояния анализаторов (слух, зрение, обоняние и другие);
  • какова утомляемость.

Оценка интеллекта (описание статуса — мышление, память, речь и внимание):

  • мышление (способность к анализу, сравнению, обобщению и классификации). Способность мыслить логически и делать выводы самостоятельно);
  • какой вид памяти. Бывает словесно-логическая, двигательная и эмоциональная). Быстрота понимания материала и его запоминание);
  • речь. Уровень ее развития. Грамотность, выразительность устной и письменной речи. Словарный запас;
  • внимание. Описание произвольного, непроизвольного внимания. Устойчивость. Переключаемость.

Эмоциональное состояние ученика:

  • характер, эмоциональные особенности (вспыльчивость, сдержанность или раздражительность). Впечатлительность ребенка, обидчивость. При наличии указать степень агрессии или депрессии. Самостоятельность, целеустремленность, решительность. Самоконтроль своих эмоций.

Условия воспитания в семье включает в себя следующее:

  • описание семьи – полнота, жилищные условия и социальный статус;
  • внутрисемейные отношения к ребенку, между родителями.

Увлечения и хобби:

  • степень увлеченности и длительность. Занятия в секциях, кружках. Дополнительное образования.

  • как ученик общается с одноклассниками и учителями. Есть ли близкие друзья. Способность помочь в трудную минуту. Отзывчивость. Как относится в общественной жизни.

  • подразумевает описание качеств человека (жестокость, добродушие, заботливость, справедливость, миролюбие и другие основные качества.

  • адекватность самооценки в сложных ситуациях и делах;
  • чего хочет, уровень желаний;
  • какое положение занимает или желает занять среди одноклассников.

  • общая успеваемость ученика по предметам за текущий год;
  • есть ли пропущенные занятия и каковы были их причины.

Для правильного оформления характеристики ученика для ВТЭК предлагается образец заполнения.

Педагогическая характеристика
на Иванова Петра Петровича

Проживает в полной семье. Взаимоотношения между родными хорошие.

Петя старается усвоить предметы школьной программы, проявляет упорство. Хотя не всегда у него получается, пытается довести начатое дело до конца. Медлителен при выполнении письменных заданий. Учит теоретический материал, но при этом зная его, проявляет неуверенность и ждет подсказки со стороны. Имеет медленный темп чтения, однако понимает прочтенное и может пересказать.

На уроках математики трудно ориентируется в рабочей тетради. Способен решить простую задачу. Любит рисование и хорошо рисует.

По итогам первой четверти пятого класса по обучаемым предметам имеет удовлетворительные оценки, корме предмета Рисование – оценка 5 и физической культуры — 4. На особом контроле по русскому языку и математике.

Ему необходимо больше времени, чем другим одноклассникам, чтобы снять утомляемость. Быстро устает и перестает воспринимать материал.

Проявляет интерес к внешкольной деятельности. Любит играть в футбол.

Взаимоотношения со сверстниками в классе нестабильны. Проявляет неуверенность. Однако старается строить хорошие отношения. В классе подружилась с мальчиком.

Спокоен. Не агрессивен. Знает и соблюдает правила поведения в обществе. Любит, когда хвалят.

Петр вежливый, тактичный. Не конфликтен по отношению к другим ученикам и педагогам.

Директор ____________________ Ф.И.О.

Учитель ____________________ Ф.И. О.

Педагогическая характеристика на учащегося для МСЭ

Заполняется для установления инвалидности ученика на МСЭ.

При заполнении на МСЭ рекомендуется как можно полнее раскрыть деятельность и поведение инвалида, его состояние при выполнении учебной деятельности. Для этого существуют образцы. Пример:

Характеристика
для предоставления на Медико-Социальную экспертизу (МСЭ)

Петров Иван Олегович, _10 декабря_2010 года рождения, ученик __2А__класса.

Проживает по адресу: Челябинская область. Троицк, улица Российская, дом 2 квартира 10

Домашний телефон отсутствует

Воспитывается в полной семье. Отношение к нему и между родителями хорошее. Мама активно интересуется успеваемостью ребенка.

Развитие ученика соответствует возрасту. Рост и вес в пределах нормы. Навыки сформированы. Почерк не стабилен. Бывает тремор рук. Мышление в пределах возрастной нормы. Объем памяти немного снижен. Устойчивость внимания и концентрация среднего уровня. Дефекты речи. Словарный запас в достаточном объеме.

Степень знаний, навыков не отстает от возрастных норм. Понимание учебного материала удовлетворительно. Решение задач среднее. Оценки успеваемости 4 и 5, бывают 3 по причине пропуска урока. Часто отсутствует из-за болезни.

При плохом самочувствии плохо включается в учебный процесс. Особенно на последних занятиях. Сильно утомляется. На уроках физической культуры часто не может выполнить какое-либо упражнение.

Мальчик старательный, вежливый и трудолюбивый, добросовестный. Вполне контактен. Не агрессивен. Не идет на конфликт. Любит окружающий мир и рисование.

Количество пропусков по причине заболевания году в 2018 учебном составляет 50 часов. Часто жалуется на плохое самочувствие.

20 апреля 2019 года
Директор Ивашутова Д.В.
Психолог Носкова О.А.
Классный руководитель Александрова Ю.Н.

Образец на МСЭ, ВТЭК.

Характеристика на ребенка на ВТЭК, МСЭ

Ф.И.___________ученика 2-го кл. общеобразовательной школы №5.

Физическое развитие соответствует возрасту. Хронических заболеваний не имеет. Воспитывается в неполной семье: Мать и сам мальчик. Мама занимается устройством своей жизни, не интересуется ребенком. Не бывает на родительских собраниях.

Воспитанием ученика занимается бабушка. Которая не живет с ними вместе.

Благодаря бабушке умеет читать, писать. Ухожен и хорошо одет.

При общении с одноклассниками контактен, не конфликтен. Любит дежурить по классу. Имеет несколько друзей.

Школьный процесс дается с трудом. Мышление слабо развито. Часто отвлекается на уроках. Домашние задания выполняет плохо. Тяжело дается усвоение и заучивание материала.

Рекомендации: Требуются контроль взрослых и дополнительные занятия по необходимым предметам.

Данный документ на МСЭ и ВТЭК оформляет и подписывает классный руководитель, для заверения ставится печать заведения у секретаря в приемной. На бланке ставится дата регистрации.

Виды эпилепсии

Выделяют два вида данной патологии, которые отличаются этиологией, течением и наличием изменений в структуре головного мозга:

  1. Идиопатическая, или первичная эпилепсия. Это врожденное заболевание, симптомы которого проявляются у детей младшего возраста и старше. В данном случае структурных изменений со стороны вещества мозга не обнаруживается. Отмечается нарушения со стороны электрической активности нейронов (нервных клеток). Данный недуг имеет доброкачественное течение и хорошо поддается терапии. В этом случае человек с эпилепсией может полноценно жить и работать.
  2. Симптоматическая, или вторичная эпилепсия. Это патологическое состояние возникает в том случае, когда наблюдаются структурные изменения головного мозга, а также при нарушении обменных процессов в нем. Заболевание может проявиться у людей любого возраста. Если причина его не найдена, то оно плохо поддается терапии. Однако при исключении этиологического фактора можно рассчитывать на избавление от патологии и ее проявлений. В подобном случае инвалидность и эпилепсия тесно связаны между собой.

Причины возникновения симптоматической эпилепсии:

  1. Злокачественные или доброкачественные образования в тканях головного мозга.
  2. Открытые и закрытые ЧМТ (черепно-мозговые травмы).
  3. Перенесенные инфекции.
  4. Наркотическая зависимость.
  5. Злоупотребление спиртными напитками.
  6. Перенесенные инсульты.

Виды эпилептических приступов

Любой приступ у человека с эпилепсией начинается внезапно, ему, как правило, ничего не предшествует. Именно поэтому людям с этим заболеванием нельзя работать с электричеством, химикатами, на высоте и в других опасных условиях, а также водить транспортные средства.

Припадки непродолжительны, от одной до трех минут, по их окончании человек испытывает сильную слабость и изможденность. Выделяют следующие виды приступов:

  1. Парциальный характеризуется сохранением сознания, но в это время человек теряет контроль над какой-либо частью тела. Однако он продолжает выполнять действия, которые совершал до развития приступа. Он отмечает необычные или неприятные ощущения. В тяжелом случае отсутствует реакция на раздражители, воздействующие на человека извне. Этот приступ может перейти в генерализованую форму.
  2. Генерализованый характеризуется отсутствием сознания и наличием судорог. Сначала происходит напряжение скелетных мышц (тонические судороги), что чаще всего приводит к падению больного. После чего наблюдаются характерные сгибательные и разгибательные движения конечностей и головы (клонические судороги). В этом случае часто возникают сопутствующие травмы различной тяжести, из-за чего человек может стать инвалидом.

Причины, по которым дается группа инвалидности

Дают ли инвалидность при эпилепсии? Этот вопрос решается специальной комиссией МСЭ. Решение зависит от многих факторов и причин.

Не все пациенты с эпилепсией имеют инвалидность. Многие могут полноценно жить при наличии данного диагноза или полностью излечиться от заболевания. Но есть и такие случаи, когда качество жизни резко ухудшается, что связано с учащением или повышением тяжести приступов.

1. Если эпилепсия не является врожденной, то инвалидность дается тогда, когда из-за развития патологии человек больше не может выполнять свою работу:

  • работа на высоте, на воде;
  • управление транспортными средствами;
  • работа в опасных условиях (электричество, химикаты, оружие и так далее).

2. Положительное решение данного вопроса может быть вынесено в том случае, если межприступный период у пациента характеризуется нарушением качества жизнедеятельности:

  • лечение под пристальным контролем специалистов (эпилептолог, невролог) в условиях стационара или частое их посещение;
  • тяжелые побочные эффекты от приема противоэпилептических лекарственных средств;
  • регулярное дорогостоящее, сложное и длительное обследование пациента.

3. Установление группы инвалидности также показано при наличии тяжелых осложнений:

  • патологические изменения психики;
  • нарушение поведения человека, которое он не может контролировать;
  • развитие парезов и параличей;
  • физическая травматизация.

У маленьких пациентов отмечается отставание в росте и развитии. Могут наблюдаться нарушения со стороны зрения, слуха и речи. В данном случае ребенку дается инвалидность.

Реабилитация

Описанная выше индивидуальная программа реабилитации пациента в себя включает:

  • Медицинскую реабилитацию.
  • Профессиональную реабилитацию.
  • Социальную реабилитацию.

Медицинская реабилитация подразумевает следующие виды лечения:

  • медикаментозная терапия;
  • психотерапия (занятия с психологом, работа с семьей, контроль психологического климата на работе);
  • наблюдение у эпилептолога;
  • самостоятельное фиксирование собственного самочувствия (учет припадков, их интенсивности и степени тяжести, периодичность возникновения).

Профессиональная реабилитация включает:

  • подбор профессии;
  • переобучение;
  • создание специальных рабочих мест.

Социальная реабилитация больных в себя включает:

  • занятия спортом;
  • вопросы брака, рождения детей;
  • общеобразовательные программы;
  • сохранение социального статуса.

Итак, получение инвалидности при эпилепсии это необходимая, с точки зрения социальной защищенности больного, процедура. Если вы страдаете от этого заболевания, рекомендуем задуматься о получении группы инвалидности и всех положенных вместе с данной группой льгот.

Группы инвалидности и критерии ее присвоения

Инвалидность при эпилепсии присваивается на основании ряда критериев:

  1. Частота и тяжесть приступов.
  2. Причина развития патологии.
  3. Состояние психики пациента.
  4. Эффективность проводимой терапии.
  5. Возраст пациента.
  6. Наличие парезов и параличей.
  7. Побочное воздействие терапии, которое может затруднять жизнь пациента.
  8. Диагностические данные (результаты ЭЭГ).
  9. Неврологические симптомы.
  10. У детей оценивается задержка психического и физиологического развития.

Больным с эпилепсией могут дать одну из трех существующих групп инвалидности. Зависит это от тяжести течения заболевания и его осложнений.

Третья группа инвалидности. Она присваивается около 40% всех больных эпилепсией. Чтобы получить эту группу, должны наблюдаться как частые парциальные приступы (несколько раз в день), так и припадки с потерей сознания и судорогами (до трех раз за 30 дней). При этом психические, когнитивные нарушения неярко выражены. В большинстве случаев отмечается миалгия. С этой группой дети могут продолжать учиться, а взрослые работать в неопасных условиях.

Вторая группа инвалидности. Она присваивается более 55% пациентов. Ее дадут в том случае, если у человека наблюдаются:

  • парциальные приступы чаще 5 – 6 раз в день;
  • потеря сознания и судороги (генерализованный приступ) чаще 4 раз за 30 дней;
  • когнитивные, психологические нарушения ярко выражены;
  • отмечаются такие осложнения, как парезы.

Первая группа инвалидности. Присваивается довольно редко (не более 5% пациентов). В данном случае отмечаются тяжелые психические нарушения, развитие слабоумия. Пациенты полностью утрачивают способность к самостоятельному обслуживанию. Наблюдаются параличи, нарушение зрения, слуха и речи. В этой ситуации частота приступов не играет определяющую роль.

Существует такое понятие, как бессрочная инвалидность. Она оформляется в том случае, если у пациентов с первой или второй группой на протяжении пяти лет не отмечаются улучшения состояния здоровья, а возможно его ухудшение.

Нюансы

Этапы обследования совпадают с таковыми для взрослых, проходятся вместе с официальным опекуном.

Педиатр дает направление на обследование у комиссии, если с припадками у ребенка наблюдаются задержки физического, психомоторного развития.

После 18 лет необходимо подтвердить тяжесть болезни, получить конкретную категорию нетрудоспособности. Какую группу дают при диагнозе эпилепсия с рождения, зависит от состояния здоровья на момент обследования после восемнадцатилетия.

При обращении взрослого человека в сравнительно удовлетворительном состоянии, сразу дают 3 группу инвалидности при эпилепсии, однако если здоровье плохое, то это может быть 2 или 1.

Кому показана медико-социальная экспертиза

Чтобы получить инвалидность, необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). Лечащий врач лишь дает направление на МСЭ, а комиссия уже принимает решение, учитывая вышеперечисленные критерии.

Кому могут дать направление на экспертизу:

  1. Когда человек больше не может работать на прежнем месте, поскольку создается опасность как для окружающих, так и для него самого.
  2. Отсутствует положительная динамика при проведении длительного лечения.
  3. Ухудшение самочувствия (приступы учащаются, становятся более тяжелыми и продолжительными).
  4. Патологические изменения интеллекта и психики пациента.
  5. Имеются тяжелые осложнения.

Показания для направления на МСЭ

Для того чтобы ответить на вопрос, оформляют ли инвалидность при эпилепсии больного направляют на медико-социальную экспертизу, которая выносит заключение о необходимости присвоить ту или иную группу инвалидности.

Показаниями для направления на данную экспертизу является:

  • Наличие у больного профессии, которая предусматривает опасность для окружающих и для непосредственно эпилептика.
  • Наличие частых приступов.
  • Осложнения, которые связаны с регулярным приемом противосудорожных и иных лекарств.
  • Отсутствие стойкого эффекта при лечении (имеется в виду не только консервативное, но и хирургическое вмешательство).
  • Отклонения в развитии малыша.

Как получить инвалидность? Необходимо пройти комплекс следующих диагностических мероприятий, которые в себя включают:

  • ЭЭГ головного мозга (данное исследование имеет срок давности, непозднее шести месяцев);
  • КТ и МРТ;
  • эхоэнцелография;
  • рентген черепа в нескольких проекциях;
  • офтальмологическое обследование (исследование глазного дна и функций зрения);
  • психологическое тестирование;
  • лабораторные анализы.

Для того чтобы оформить группу инвалидности потребуется заключение каждого из врачей, которые будут проводить обследования.

Для проведения полно обследования на группу инвалидности больного придется положить в клинику.

Давать группу инвалидности будут не во всех случаях, так существует несколько причин, по которым пациенту вправе отказать, в том числе:

  • Наличие только легких приступов в анамнезе (абсансы, парциальные приступы), которые не вызывают опасности для окружающих и для больного, а также не влияют на профессиональную деятельность.
  • Наличие возможности продолжить профессиональную деятельность с ограничениями или на другой должности в той же организации.
  • Наличие длительного и стойкого эффекта от противосудорожного лечения.

Перечень необходимых обследований

Чтобы попасть на комиссию, нужно пройти ряд обязательных диагностических исследований, на основе которых будет вынесено решение о присвоении группы инвалидности:

  1. Лабораторное исследование крови и мочи.
  2. Рентгенография черепа в разных проекциях.
  3. ЭЭГ (электроэнцефалография) в динамике за последние полгода. Это необходимо для точной оценки ухудшения состояния пациента и изменения электрической активности головного мозга.
  4. ЭХО – ЭГ (ультразвуковой метод исследования).
  5. Магнитно-резонансная или компьютерная терапия показана в том случае, когда стойкое ухудшение состояние наблюдается менее шести месяцев.
  6. Консультация офтальмолога для обследования глазного дна и оценки состояния зрительного аппарата и эффективности его функционирования.
  7. Консультация психотерапевта для оценки когнитивного состояния.

После того, как пациент пройдет все необходимые обследования и получит их результаты, следует обратиться к неврологу, который его наблюдает. Лечащий врач должен дать направление на МСЭ.

Эксперты МСЭ рассматривают все предоставленные документы, проверяют их законность и правильность оформления (наличие всех печатей и подписей, заполнение всех необходимых граф и так далее). Если члены комиссии согласны с мнением лечащего невролога, то они присваивают больному соответствующую его состоянию группу инвалидности. Человеку выдают документ (свидетельство), подтверждающий наличие определенной группы инвалидности.

После этого в течение месяца разрабатываются реабилитационные мероприятия для конкретного больного. План реабилитации передается пациенту или его законному представителю. Со всеми документами больному необходимо обратиться в социальную службу для подготовки документов и оформлению пенсионного пособия по инвалидности.

Документы

Чтобы разобраться, положена ли инвалидность ребенку и у взрослого при эпилепсии и какая, ему нужно попытаться встать на группу по инвалидности, оформить пенсию, как и полагается любому нетрудоспособному.

Для этого нужно не только доказать членам комиссии наличие болезни, ее серьезность, возникающие в связи с ней проблемы. Но и собрать пакет документов, включающий в себя:

  • направление от врача на прохождение МСЭ;
  • медицинские документы, подтверждающие регулярность и тяжесть приступов;
  • данные проведенных исследований;
  • результаты анализов, пройденных на этапе сбора документов;
  • справка от МСЭ, подтверждающая статус со всеми нюансами (если освидетельствование проводится повторно).

Инвалидность у детей, страдающих эпилепсией

У детей это заболевание может протекать несколько иначе, чем у взрослого человека. Особенность течения данной патологии у малышей – это отсутствие характерных припадков. Особенно это свойственно грудным детям.

Но заподозрить заболевание можно по следующим симптомам:

  • ребенок часто капризничает;
  • он жалуется на боли в голове;
  • наблюдается тошнота, рвота;
  • отставание в росте и физическом развитии;
  • несоответствие физического и психологического возраста (отставание в психологическом плане);
  • нарушения со стороны речи, зрения и слуха.

Какие могут возникнуть особенности

Отметим также, что инвалидам-эпилептикам независимо от возраста рекомендуется постоянная реабилитация, так как их болезнь не лечится и подразумевает пожизненный приём лекарств. А терапия помогает подавить в мозге активные при рассматриваемом заболевании центры. Плюс, практически всегда требуется психологическая реабилитация для преодоления комплексов и зажимов, спровоцированных состояниями.

Резюмируя, обозначим, что в России по статистике эпилепсия есть у каждого сотого человека, причём мужчины сталкиваются с данной проблемой чаще женщин. Как бы там ни было, на фоне недуга многим дают 3 группу и лишь у 1% инвалидов с эпилепсией самая тяжёлая 1 категория.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.