Иволгинский дацан лечение эпилепсии


Мы продолжаем рассказывать истории оздоровления жителей Бурятии с помощью нетрадиционной медицины.

Действительно, когда врачи и лекарства не помогают, остается одна надежда: народные целители. С помощью своего природного дара они поднимают людей на ноги. Кроме этого, у нас в Бурятии, да и по всему миру зарекомендовала себя тибетская медицина. Она славится травами, которые избавляют от хронических и других тяжелых заболеваний.

Необходимость в операции отпала

У Жамцо-ламы проходила лечение девушка, которая была после родов. Как показало исследование в больнице, ей нужна была операция. Она, конечно же, не хотела операционного вмешательства. После курса лечения операция уже не понадобилась, удивился сам врач.

Жамцо-лама, как правило, делает диагностику пульса и на основе анализа составляет программу лечения. Все травы и лекарственные препараты состоят из натуральных ингредиентов и привозятся строго из Тибета.


Тибетская медицина лечит от многих заболеваний. В том числе от бронхита. Мама трехлетнего малыша была счастлива, когда ее сын, наконец, перестал кашлять. Он кашлял 4 месяца без перерыва, врачи не могли поставить диагноз, все списывали на аллергию. А тибетские травы помогли.

Жамцо-лама помогает людям избавиться от разных заболеваний: головные боли, кожные заболевания, болезни суставов, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет, одышка, ангина, проблемы с печенью, желчным пузырем, почками, женские заболевания.

- Продолжительность курса лечения у всех выявляется индивидуально. Ведь все зависит от состояния здоровья пациента, - рассказал тибетолог Жамцо.


Бросить куриться спустя 10 лет

Как рассказала нам одна из читателей infpol.ru, она отказалась от курения благодаря травам, которые ей прописал Жамцо-лама. Случайно услышала о ламе от водителя маршрута № 17.

Многих беспокоит повышенное содержание сахара в крови. У одной из пациенток Жамцо-ламы уровень сахара был 9, а после одного курса лечения уровень пришел в норму (5,1).

Благодаря лечению Жамцо-ламы многие женщины, имеющие серьезные женские заболевания, сумели забеременеть.


Жамцо-лама проверяет пульс Главе Республики Тыва

Как сохранить свое здоровье?

Мы решили взять у эмчи-ламы Жамцо небольшие советы, как сохранить свое здоровье.

- Важны две вещи: то, как мы себя чувствуем, и то, как мы думаем. Что касается нашего тела, то нужно есть свежую еду, натуральную. Большое значение имеет гимнастика. Есть разница в образе жизни в Бурятии и в Тибете. Там независимо от возраста люди каждый день делают 100 простираний утром и вечером. Это очень хорошая гимнастика и духовная практика. Также важно думать о хорошем. Если человек постоянно думает о плохом, он притягивает к себе болезни. Нужно думать о хорошем, это помогает поддерживать организм в хорошем состоянии.

Людям свойственно верить во что-то сверхъестественное, иноземное, в то, что оказывается за гранью обычного бытия. Некоторые люди ходят к гадалкам, чтобы получить ответы на вопросы личного характера, но есть и другой путь. Настоящие буддистские монахи 4 и 5 июня проведут прием в Барнауле . Они подбирают индивидуальную программу для каждого из своих гостей.

Тибетская медицина

Ламы из Иволгинского дацана Республики Бурятия работают в разных направлениях. Саган лама-лекарь – специалист по тибетской медицине, практик Чод (одна из школ буддизма), который проходил практику и учился на родине буддизма – в Индии . У монаха своя индивидуальная коллекция трав, отваров, порошков, которые приготовлены на основе растительного сырья. Экстракты из его коллекции помогают в случаях болезней желудочно-кишечного тракта, при регулярных простудах, гриппе. Саган практикует лечение легочных заболеваний, мочеполовой системы. Помимо физических болезней он предлагает помощь при неврологических расстройствах – бессоннице, депрессии, внутреннем выгорании. Ламы находят причину беспокойства человека, разъясняют ему путь выхода из сложной ситуации, мотивируют на изменения в поведении и даже могут повысить концентрацию гостя. Месячный курс лечения Саган лама оценивает в 4 тысячи рублей. Он обладает разными методиками лечения, активно практикует иглоукалывание.

- Эта область лечения давно признана по всему миру. Жаль, что многие люди обращаются уже тогда, когда перепробовали все остальное. Есть множество точек на теле человека, каждая из которых отвечает за разные зоны движения энергии, и если на них правильно воздействовать, то они могут улучшать самочувствие, восстанавливать почти угасшие процессы в организме, – рассказывает Саган лама-лекарь из Иволгинского дацана Бурятии.


Ламы из Иволгинского дацана

Лекарь отмечает, что иногда в его методики лечения сложно поверить. Самый сложный случай в его практике - обращение человека, заболевшего гепатитом B. Поначалу никто не верил в успешность лечения, но пациент пошел на поправку.

Чудеса Иволгинского дацана

Дацан, из которого ламы прибыли в Барнаул, прославился еще давно. Именно в этом монастыре служил нетленный Хамбо-лама Итигэлов, который прославился на весь мир уже после смерти. Этот человек официально умер еще в 1927 году. Он ввел себя в глубочайшее состояние медитации, среднее между жизнью и смертью и находится в нем до сих пор. Его эксгумировал из могилы в 2002 году и с тех пор к нему выстраиваются очереди из верующих. Когда монаха извлекли из могилы, его суставы были подвижными, а мышцы эластичными. Признаков гниения на тот момент не было, как и спустя несколько лет. Но в 2005 фото и видеосъемку с монахом запретили после публикации его обнаженных снимков. За монахом ухаживают, меняют его одежку и медитируют вместе с ним, он находится в обычных условиях – в комнатной температуре, но защищен стеклянным кубом от пыли.

- Для науки все еще остается загадкой, почему Итигэлов не подвержен гниению, он обладал огромным знанием и силой при жизни, возможно, часть его энергии осталась в теле, - делится Саган лама.

Сила звезд и молебена

Помимо относительно признанной медицины монахи занимаются и более сакральными методами лечения. Среди них – ритуалы, хуралы и астрологический прогноз. Ламы Шираб-Жамсо и Этигэл-Зурхайши обучались в Индии, проходили практику в Китае и Монголии . Втроем с Саганом они устраивают ритуалы с молитвами о благополучии, здоровье, процветании, удачи, внутреннем равновесии. Монахи помогают своим гостям прийти к гармонии.

Также они помогают точными астрологическими прогнозами. Ламы вычисляют самые благоприятные дни для важных дел и решений. Самый длительный прогноз они делают на год вперед.

Примечательно, что у приема нет точной цены. Гость сам может определить, сколько он готов пожертвовать монахам за их труд. Ламы в любом случае окажут помощь всем гостям.

Читайте также

На Алтае онкобольных с метастазами в костях начали лечить новым способом

В краевом онкодиспансере на этой неделе впервые провели процедуру системной лучевой радиоизотопной терапии для пациента с множественными метастазами в костях(подробнее).

4. Хурдэ (молитвенный барабан) представляет собой круглый или восьмигранный цилиндр, диаметр которого может колебаться от десятков сантиметров до 1-2 метров. Через центр этого цилиндра и через оба его конца проходит вертикальная железная ось. В середину закладывают длинный свиток, где записаны мантры-молитвы. Назначение хурдэ состоит в том, что каждый верующий, проходя мимо них, мог прокрутить цилиндр, в который вложена молитва. Таким образом считается, что верующий прочел эту молитву столько раз, сколько прокрутил барабан. Вращать барабаны нужно по направлению хода солнца.

5. Полное название Иволгинского дацана звучит так: Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид — Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости.

6. На службы-хуралы, которые проводятся в Иволгинском дацане, съезжаются паломники не только из Бурятии, но и со всего света. На службах монахи поют мантры, призванные пробудить сознание, совершают буддийские ритуалы и обряды, оберегающие верующих от злых, враждебных людям демонических сил.

7. Оранжерея для священного дерева Бодхи.

8. На территории дацана расположены пять ступ субурганов. По сказаниям буддистов, устройство субурганов, как памятников замечательнейших священных событий, начато было в Индии еще при жизни Будды Шакьямуни.

9. В Иволгинский дацан приезжает множество туристов. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое. Монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины. В тибетской медицине используется специфический метод диагностики заболевания пульсовый. Арсенал методов лечения различен: многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минералы, металлы. Большая часть сырья для эмчи-ламы (лекаря) поступает из Индии, Китая, Тибета.

11. Храм Зеленой Тары (Ногоон Дара Эхэ дуган). Еще достраивается.

13. Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм будды Майтреи (построен в 1970-е).

15. Величайшая реликвия дацана — нетленное тело Великого ламы — Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова.

16. Лама Итигэлов ушел из жизни по собственной воле в 1927 году, медитируя в позе лотоса.

17. Саркофаг с его телом был вскрыт через 75 лет, 11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане. Тело ламы Итигэлова осталось в сохранности и оказалось нетленным. Фотографировать тело запрещено, впрочем как и внутри всех храмов на территории.

18. Храмовый комплекс — место с очень сильной энергетикой.

19. На территории монастыря располагаются здания библиотеки, учебные корпуса буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.

20. Жууд Дуган — храм, где проводятся практики Тантры и другие сложные и скрытые ритуальные практики.

21. Цогчен-дуган — главный соборный храм (построен в ноябре 1976). Выстроен по принципу мандалы, древней религиозно-символической идеи, берущей свое происхождение из Индии. Охраняют здание 12 каменных львов.

22. Храм-дворец Итигэлова.

Место реально крутое!


В магазине мы встретились с экипажем из Железногорска(Лена и Алена) и вместе с девочками двинули в сторону Иволгинского дацана.


На подъезде к дацану есть интересная сопка, склон которой украсила надпись из мраморной крошки "ом ма ни бад мэ хум" — это одна из самых известных мантр в буддизме, которая означает "О жемчужина, сияющая в цветке лотоса".


Крыши буддийского монастырского комплекса видны издалека:


Припарковались мы на стоянке перед входом. Пока фотографировались и разглядывали ворота, к нам подошел человек и любезно предложил заказать экскурсию. Мы с радостью согласились.


Немного справочного материала(скомунижжено из интернета):

Иволгинский дацан
— самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Он носит название "Хамбын Сумэ", и "Гандан Даши Чойнхорлинг", в переводе с тибетского: "монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости". Это один крупнейших буддийских монастырских комплексов в Бурятии и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.
На территории дацана расположена резиденция Пандито Хамбо Ламы.
Дацан находится в Республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга, он был основан в 1945 году.
За годы Советской власти, после проведения антирелигиозной политики в стране, Иволгинский дацан стал первым и единственным действующим буддийским храмом, теперь он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества, который притягивает к себе не только буддистов-паломников, но и туристов из разных стран.
История: В 1945 году, в год окончания Отечественной войны, по многочисленным просьбам жителей "Постановлением Совета народных коммисаров Бурят-Монгольской АССР" было решено открыть "Хамбинское Сумэ" в Верхней Иволге. Местные буддисты начали собирать деньги на строительство и культовые предметы для храма, вскоре был построен деревянный дом, которому придали вид дацана. Узнавая о строительстве буддийского храма, все больше людей принимало активное участие. В том же году состоялась первая открытая служба, "Сахюусан хурал", которую возглавил гэбши Галсан Хайдуб.
В 1951 году — власти выделили землю под создание монастырского комплекса, здесь построили несколько жилых домов для лам.
В 1970-1976 годах -происходило строительство храмов. Сначала в качестве Цогчен-дугана были Чойра-дуган и восьмистенный храм. Позже был построен другой, который стал выполнять функцию Соборного храма, Цогчен-дугана. А первоначальный восьмистенный храм преобразован в Деважин Сумэ, а в Чойра-дугане расположен факультет философии.
Современность: В XXI веке Иволгинский дацан приобрел совершенно особое значение, благодаря обретению буддийской святыни — Нетленного тела Пандито Хамбо Ламы XII Даши Доржо Итигэлова.
В настоящее время в монастырский комплекс входят:
Цогчен-дуган — центральный храм Иволгинского дацана, освящение его состоялось в 1976 году.
Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм Будды Майтреи, основанный в 1970-е гг.
Дэважин-сумэ — Рай Будды Амитабхи, глинобитное двухэтажное здание, возникшее в 1970-х гг., посвященное теме Чистой Земли, или Западного Рая, созданного Буддой Амитабхой, и называющегося Сукхавати на санскрите, или Дэвачен в тибетском языке.
Сахюусан-сумэ — деревянный дуган квадратной формы, посвященный Дхармапалам — защитникам Учения Будды. Он был построен в 1986 году.
Чойра-дуган — это здание было первым Цогчен-дуганом Иволгинского дацана, впоследствии преобразовано в факультет философии Чойра. Он был построен в 1947-1948 гг.
Ногоон Дара Эхын Сумэ, посвященный Зеленой Таре.
Этигэлэй Хамбо ламын Ордон — дуган, воссозданный по сохранившимся старым фотографиям, где пребывает Пандито Хамбо лама Итигэлов.
Оранжерея для cвященного дерева Бодхи.
Священные ступы-субурганы.
На территории дацана расположены здания резиденции нынешнего Пандито Хамбо Ламы Аюшеева, библиотека, а также учебные корпуса Буддийского университета Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева.
Здесь же находятся различные служебные помещения, дома лам и летняя гостиница.
При дацане действует визитно-информационный центр

И конечно же, фото.
На заметку: внутрь храмов заходить можно, но фотографировать не разрешается. Убранство очень яркое и красивое, но мы не решились нарушить правила "ради кадра", так что прошу поверить на слово — побывать там стоит! :)


кармические причин заболеваний (или о восьми классах существ) учение Дзогчен

Если мы провоцируем какие-нибудь классы существ, они насылают на нас свои вредные воздействия, и у нас могут быть большие неприятности. Например, у нас повсюду сжигают мусор, особенно пластик, особенно в больших городах. Это чрезвычайно опасно, поскольку провоцирует класс мамо. Вообще говоря, даже просто сжигание плохо пахнущей одежды может вызвать раздражение мамо. А жечь пластик — намного хуже. Никто об этом не думает. Люди считают, что сожжение мусора — это уборка и очищение, однако если дым попадает в окружающую среду — это очень опасно. Мы совершаем такие действия из-за недостатка собственной ясности. Тот, кому недостает ясности и кто об этом не думает, провоцирует иных существ и вынужден расплачиваться. Было бы лучше создать современные устройства, которые не производят ни дыма, ни пепла.

Кое-где люди взрывают горы и скалы и полностью их разрушают. Конечно, если там живут местные охранители, это вызовет их ярость. Даже если местный охранитель мал и не слишком влиятелен, он все равно принадлежит к определенному классу. У нас в обществе схожая ситуация. Если французские рыбаки отправятся за рыбой к берегам Северной Африки, то они отчасти лишат рыбы местных рыбаков. Хотя простой рыбак не столь важная фигура для французского правительства, тем не менее, он гражданин Франции. А потому французское правительство заступится за него перед государством Северной Африки, и, если стороны не придут к соглашению, это может повлечь за собой большие неприятности.
Порой мы испытываем на себе и воздействие природной энергии, потому что, когда энергия субъекта и объекта не уравновешенна, у нас могут быть неприятности. Однако многие вредоносные влияния связаны с существами восми классов. И поэтому мы выполняем практики проявлений [просветленных существ].


Сдерживание вредоносных сил с помощью проявлений [просветленных]
*******************************************************************
В целом, все разнообразные существа подразделяются на восемь классов. Это общее подразделение, потому что в одном классе могут быть сотни подклассов. Проявления просветленных существ обрели власть над восемью классами, наложив на них обет повиновения. Как мы уже говорили, делая в конце туна догпа, чтобы обратить вспять вредоносное влияние, мы произносим восемь слогов: Я МА * * * * * *, которые символизируют восемь классов. Каждый класс способен на то или иное вредоносное действие. Того, кто потревожил класс за (символ которого слог РУ), может разбить трудноизлечимый паралич.
Рак связан с влиянием класса цен, и заразные заболевания тоже связаны с подобными влияниями.
А расстройства лимфы и кожные заболевания связаны с влиянием нагов, чей слог НА. Однако помимо болезней есть множество других разновидностей причиняемого вреда.
Например, мамо, чей символ МА, порождают раздоры, конфликты и войны, а также такие смертоносные эпидемии, как холера.
Способ преодоления всех этих вредоносных влияний — прибегнуть к соответствующему проявлению просветленных. Например, лучшая практика для преодоления паралича — Ваджрапани, который властвует над классом за, ответственным за этот вид насылаемого вреда. Охранитель Рахула, который включен в нашу практику, — на самом деле не существо класса за, а проявление Ваджрапани.

Поэтому, если кого-то поразил паралич, делают практику Ваджрапани — в особенности на закате, потому что в этот момент есть связь с с классом за. Чтобы укротить класс мамо, существует Экаджати. Она — не мамо, но приняла их обличье. Она — проявление просветленного существа, дакини Сангва Йеше (санскр. Гухьяджняна). Другое ее проявление — Сингхамукха. Благодаря этим проявлениям можно сдерживать и преодолевать вредоносные влияния.
Если нам вредят наги, мы применяем практики проявления Гаруды. Есть разные виды Гаруды. Некоторые могущественные формы существуют и в индуизме. В боне Гаруда — одно из исконных могущественных существ. В буддизме проявление Гаруды также существует в учении Кала-чакры. В мандале Калачакры есть проявление Калачакры в образе охранителя, называемого Дордже Шут. Считается, что это проявление Дордже Шуг имеет облик Гаруды. Это значит, что существует много видов Гаруды и они широко распространены. Хотя некоторые проявления Гаруды считаются важными и применяются главным образом против вредоносных влияний нагов, некоторые проявления Гаруды противодействуют всем восьми классам.

Если взять Гаруд разного цвета, то Белый Гаруда в основном борется с вредоносным влиянием, исходящим от нагов, Черный — от якшей, а Красный — от класса цен. Выполняя практику Гаруды, мы применяем Красного Гаруду, в частности, для излечения рака — Красного Гаруду из терма Адзома Другпы (1842-1924). Эта практика действительно работает, потому что в мантре действия упомянут рак, который насылается классом цен. Вообще же для сдерживания класса цен существуют также очень важные практики Хаягривы.
Произнося догпа, мы начинаем с А Я МА ****.
РУ — это рукши, санскритское название класса, по-тибетски называемого цен. Характерно, что этот класс существ и насылаемый им вред в особенности присутствуют в Северной Америке. По этой причине, если мы делаем пуджу охранителям в Северной Америке, то включаем в нее пуджу этому классу цен, обращаемся к Ява Рукши. Их измерение — красное, а в Северной Америке от природы все красное, даже индейцы слегка красноватые.
Как я уже сказал, в нингма есть учения Дешег кагъе, связанные именно с восьмью классами существ. Последние три из этих учений содержат объяснения о защитниках, о различных проявлениях просветленных существ в облике защитников и об истинном месте различных классов существ. Также там содержатся объяснения взаимосвязей между людьми и этими классами, того, чем мы, люди, можем их спровоцировать, и какое наказание можем за это понести. Если вы почитаете и изучите эти книги, то сможем узнать больше, однако вы не найдете одной книги, в

Мы продолжаем знакомиться с малоизвестными точками России и сегодня отправляемся к берегам Байкала, в Бурятию. Там находится уникальное с духовно-культурной точки зрения место — Иволгинский дацан, центр российского буддизма.

Россия, как лоскутное одеяло, соткана из десятков культур. 142 905 200 непохожих друг на друга людей (по переписи 2010 года). Каждый уголок нашей страны самобытен благодаря живущим там людям. На юге колорит создают кавказские народы, в Поволжье — татары, мордва и чуваши, а в Сибири — якуты, ханты и другие северяне.
Сегодня мы отправляемся в Бурятию, в центр российского буддизма.

Иволгинский дацан — это буддийский монастырь, официально считающийся центром буддизма в России. Его история не уходит корнями в Лету. О нём не сложены красивые легенды. Но все, кто был там, говорят, что место это магическое.

Дацан — у бурят это буддийский монастырь, который, помимо храмов, включает в себя также университет.




…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии — это одна из самых больших достопримечательностей, которые я видел в СССР. Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать её… Далай Лама ХIV

Иволгинский дацан начали строить в чистом поле. Сначала был простой деревянный дом, но постепенно усилиями верующих монастырь разрастался и преображался. В 1951 году власти официально выделили под него землю, а в 1970 и 1976 гг. были построены соборные храмы (дуганы).

Сегодня Иволгинский дацан — это 10 храмов с необычной архитектурой, 5 ступ-субурганов, университет, оранжерея священного дерева Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и одна из главных буддийских святынь — нетленное тело ламы Итигэлова… Впрочем, обо всём по порядку.

Согчен дуган (главный соборный храм), Чойра дуган, Деважен дуган, Джуд дуган, Сахюусан сумээ, Майдари сумээ, Маанин дуган, Ногоон Дари Эхэн сумээ, Гунрик дуган, дуган Зелёной Тары — так называются 10 храмов Иволгинского монастыря. Они отличаются по размеру, году постройки и предназначению. Так, Гунрик дуган — это храм, посвящённый будде Вайрочана, Джуд дуган является тантрическим храмом.

Храмы построены в китайско-тибетском стиле: яркие, многоцветные, с загнутыми вверх углами крыш. Но при этом у иволгинских построек есть уникальные архитектурные особенности.




Фото: 1, 2 и 3 — Михаил Семахин

Особое место среди построек монастыря занимает дворец с нетленным телом великого Учителя. Речь о бурятском религиозном деятеле, одном из выдающихся буддийских подвижников ХХ века хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлове.

Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии. Мальчик рано остался сиротой и в 15 лет прошёл 300 км, чтобы добраться до Анинского дацана и стать там послушником. Итигэлов провёл в монастыре 23 года, постигая духовные и философские истины. Завершив обучение, он активно занимался религиозной деятельностью, получил звание главного Учителя всех буддистов Восточной Сибири.

Спустя 30 лет, как было завещано, послушники пришли навестить Итигэлова и обнаружили, что за три десятилетия тело Учителя осталось нетленным. Впоследствии его ещё несколько раз доставали из бочки — результат оставался прежним. В 2002 году Итигэлова окончательно извлекли из-под земли.

При эксгумации присутствовали учёные. Они взяли образцы волос, ногтей и кожи Итигэлова. Результаты лабораторных исследований шокировали: ткани не омертвели. Более того, за 75 лет тело хамбо-ламы нисколько не деформировалось. Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса, ламы, ухаживающие за ним, утверждают, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже проступает испарина.

Увидеть нетленного может любой желающий. Но всего восемь раз в году — во время больших буддийских праздников. В остальное время доступ к нему имеют только монахи и (в исключительных случаях) официальные делегации.

В настоящее время в учебном заведении обучаются около 100 монахов-послушников — хувараков. День хуварака довольно строг, а быт аскетичен. В 6:00 подъём, с 7:00 до 21:00 — хуралы и изучение философии, тибетского языка, восточной медицины, иконографии, а также ряда светских предметов (логики, истории и других).

В перерывах между занятиями послушники готовят себе еду, убирают свои жилища (обычные деревянные избы прямо на территории монастыря) и выполняют хозяйственные работы по дацану. Через пять лет хувараки становятся ламами, а также получают светский диплом об образовании.

Лама — религиозный учитель, монах.

Приобщиться к жизни хуварака может каждый: по субботам и воскресеньям преподаватели Иволгинского дацана (среди которых, кстати, есть и духовные лидеры из Тибета, Монголии и Индии) читают лекции для всех желающих.

Знакомство с Иволгинским дацаном следует начать с гороо.

Гороо — в буддийской традиции это почётный обход святых мест.

Обход дацана необходимо совершать по ходу движения Солнца (по часовой стрелке). Гороо можно делать как самостоятельно, так и в сопровождении лам. Последние всегда приветливы и с удовольствием проводят экскурсии для гостей. Главное — совершить гороо нечётное количество раз.

На территории дацана каждая скульптура, каждый памятник и даже элемент декора наполнены глубоким смыслом. Поэтому во время гороо не стоит торопиться. Так, во время обхода будут встречаться не только дуганы, но и молитвенные барабаны (хурдэ). Их обязательно нужно покрутить (тоже по часовой стрелке). Внутри них находятся свитки с мантрами. В самом большом барабане Иволгинского дацана свиток, где, по словам лам, написано 100 000 мантр — один поворот словно 100 000 прочитанных молитв.




Также на пути встретится причудливый камень. По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёный Тары (богини, быстро приходящей на помощь). Считается, что если отойти от камня на несколько шагов, загадать желание (обязательно доброе), вытянуть руку вперёд и, закрыв глаза, подойти к камню и попытаться прикоснуться к нему, то задуманное непременно сбудется. Если собьёшься с пути и дотронешься до чего-то другого, а не до камня, желанию не суждено воплотиться в реальность.




Фото: 1, 2 и 3 — Михаил Семахин

Во время гороо можно заходить в любые открытые дуганы, присутствовать на молебнах. Главное — соблюдать местный этикет. Так, нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды, нельзя показывать на них пальцем. Также на территории монастыря нельзя курить, сквернословить, не стоит громко разговаривать.

Следует заглянуть также в оранжерею, где растёт священное дерево Бодхи. Это один из главных символов буддизма. По легенде, медитируя именно под этим деревом, Будда достиг Просветления. Оранжерее Иволгинского дацана более 30 лет, первый отросток привезли когда-то из Индии, постепенно дерево разрослось в небольшую рощицу.

После гороо можно пройти на пустырь за дацаном, где растёт сухой кустарник, увешанный разноцветными тряпочками. Эти тряпочки называются химморины.

Химморин — это лоскут ткани с молитвой; цвет химморина зависит от года рождения молящегося.




Помимо храмов и религиозных монументов (к примеру, ступ-субурганов), на территории Иволгинского дацана есть музей памятников буддийского искусства, библиотека, кафе, летняя гостиница и торговые лавки. В одних из них продают буддийские сувениры, а в других строят бизнес местные жители. Они торгуют шалями, шерстяными варежками и носками. Пообщавшись с ними, можно не только снизить цену, но и узнать много интересного о бурятском народе. В кафе подают национальную кухню (позы, плов и прочее) — это ещё один способ приобщиться к бурятской культуре. Кроме того, места вокруг столь самобытные, непохожие на европейскую Россию, что руки сами невольно тянутся за фотоаппаратом. Словом, даже люди, далёкие от буддизма, найдут, чем заняться в Иволгинском дацане.

Как добраться до Иволгинского дацана?

Дацан находится в Иволгинском районе Республики Бурятия в селе Верхняя Иволга, что в 8 км от районного центра (посёлка Иволгинск) и в 35 км от Улан-Удэ. Поэтому если вы решили посетить Иволгинский дацан, то сначала необходимо добраться до столицы Бурятии, а оттуда уже держать путь в Верхнюю Иволгу. Здесь возможны два варианта.

От Улан-Удэ до Иволгинска ходит рейсовый автобус № 130, который за 30–40 минут доставит вас до райцентра. От Иволгинска до села Верхняя Иволга можно добраться на маршрутном такси, которое там регулярно курсирует.

По большим буддийским праздникам автобус из Улан-Удэ ходит прямо до дацана.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.