Как обучать ребенка с симптоматической эпилепсией

а) Обучение и поддержка родителей. Так как впечатление, производимое диагнозом эпилепсии, определяется не только, и даже не столько рациональными аспектами, то нужно учитывать различные мифы, предрассудки, а также непонимание, традиционно связанные с припадочными расстройствами; родители и семья больного должны получить доступное, но полное объяснение. Следует развеять ошибочную мысль о связи эпилепсии с личными качествами, приведя тщательно продуманные доводы о том, что эпилептические припадки являются только симптомом различных расстройств головного мозга, некоторые из которых протекают совершенно доброкачественно.

Ложные, но глубоко укоренившиеся убеждения, например, в том, что все эпилепсии — пожизненные состояния или что они всегда сопровождаются психическими нарушениями, необходимо обсудить и разрушить, так же как и часто выражаемый страх, что опухоли и другие тяжелые заболевания головного мозга являются частыми причинами эпилепсии (Brett, 1997; Arzimanoglou et al., 2004). Обычно всю эту информацию не удается донести за одно посещение, и требуются повторные беседы.

Обязательно полное объяснение целей терапии, ее недостатков и возможных побочных эффектов, также как и показаний к длительному лечению и опасности его прерывания. Это важно для установления доверительных отношений между пациентом и врачом (Aicardi и Taylor, 1998).

Крайне важно точно объяснить родителям, что означает допустимая и нежелательная активность ребенка. Такие ограничения должны быть сведены к разумному минимуму, так как некоторых опасностей все равно не избежать. Плавание возможно только под постоянным наблюдением. Катание на велосипеде (кроме как на безопасных дорогах), а особенно на мотоцикле,— одна из наиболее сложных проблем, которую приходится решать индивидуально и часто неудовлетворительно.


б) Проблемы с образованием, обучением и нарушения поведения. Хотя большинство детей с эпилепсией не испытывают трудностей при обучении и не имеют грубых нарушений поведения, у одной пятой или одной третьей части они имеются, являясь, по крайней мере частично, результатом поражения ЦНС, вызвавшего эпилептические припадки (Sillanpaa 1992, 2004; Beghi et al., 2006). Наоборот, у 20% детей с умственной отсталостью имеется эпилепсия, и у одной трети из них имеется церебральный паралич (Forsgren et al., 1990).

Различные трудности в образовании и нарушения поведения присутствуют у многих детей с эпилепсией без умственной отсталости. Частота психиатрических расстройств среди детей с эпилепсией в несколько раз выше, чем среди населения в целом (Freilinger et al., 2006, Austin и Caplan, 2007). Причина этой связи неясна, так как при исследовании социальных и других факторов не было выявлено различий по полу, возрасту, наличию физических недостатков или низкого интеллекта.

Школьная неуспеваемость среди детей с эпилепсией встречается значительно более часто, чем среди обычных детей (Seidenberg et al., 1986; Arts et al., 2004; Hermann и Seidenberg, 2007). У некоторых детей это является следствием ограниченных интеллектуальных возможностей. Bourgeois et al. (1983), Rodin et al. (1986) и Aldenkamp et al. (1990) вместе с другими исследователями продемонстрировали, что у некоторых детей с эпилептическими припадками развиваются нарушения интеллекта, которые могут быть частично вызваны болезнью, лечением и социально-образовательными факторами. Однако значительное число пациентов с различными типами эпилепсии, даже хорошо контролируемыми, прерывают свое образование до достижения взрослого возраста.

В одной группе более трети пациентов с абсанс эпилепсией имели более высокую квалификацию, чем требовала их работа (Olsson и Campenhausen, 1992). Это может указывать на низкую самооценку и/или низкие родительские ожидания (Levin et al., 1988; Collings, 1990). Sillanpaa (1990) показал, что низкая профессиональная самореализация часто встречается у взрослых пациентов, страдающих эпилепсией с детства, даже если их уровень IQ был нормальным. Loiseau et al. (1983) показал, что больные с абсанс эпилепсией с социальной и профессиональной точки зрения достигают значительного меньшего, чем можно ожидать, исходя из их уровня IQ и относительно доброкачественного характера эпилепсии, тогда как дети с доброкачественной парциальной эпилепсией в этом отношении развиваются совершенно нормально. Причины этих различий неясны. Много внимания уделялось влиянию субклинических ЭЭГ разрядов на способность к обучению и другие психические процессы, в том числе внимание и сосредоточенность, но они также могут избирательно влиять на специализированные навыки (Arts et al., 1988; Kasteleijn-Nolst Trenite et al., 1988,1990; Aldenkamp et al., 1992; Arzimanoglou et al., 2005; Deonna и Roulet-Perez, 2005).

Вероятно, что у многих детей с эпилепсией выраженные суб клинические разряды не являются причиной всех поведенческих нарушений и проблем обучения. Чувство неполноценности и специализированные нейропсихологические нарушения строго коррелируют с агрессивным поведением, плохой успеваемостью, меньшим числом друзей и меньшим количеством интересов (Hermann, 1982, Viberg et al., 1987), но для выяснения механизмов этой связи требуются дальнейшие исследования. Требуется тщательная индивидуальная оценка, а нередко и корректирующая терапия. Подавляющее большинство детей с изолированной эпилепсией может ходить в обычную школу, и пациенты без каких-либо нарушений неврологического развития редко, если вообще когда-либо, направляются в специализированные школы для больных эпилепсией.

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 6.1.2019


Эпилепсия – это заболевание головного мозга, которое характеризуется периодическими потерями сознания, судорогами и изменениями в психике. Эпилепсия распространена среди 1-4% людей и является наследственным заболеванием.

Эпилепсия у детей, к сожалению, довольно распространенное заболевание неврологического характера. О патологии есть упоминания еще больше века тому назад.

В древние времена считалось, что эпилептический припадок — это вселение дьявола в человека и его всячески избегали.

На сегодняшний день болезнь достаточно подробно описана и появление первых ее признаков, говорит о надобности лечения.

Эпилепсия диагностируется чаще в детском возрасте, как правило, в промежутке 5-6 лет и до 18, но может выявляться и в другом периоде жизни. От заболевания, согласно статистике, страдает примерно 1% от всех детей нашей планеты. Поэтому каждый родитель должен знать ряд важной информации, о признаках, причинах и оказании первой помощи ребенку в случае приступа.

Симптомы

Наиболее узнаваемый симптом заболевания – судорожные приступы, однако они проявляются только при тяжелых формах течения. Чем опасна эпилепсия у детей, так это своей непредсказуемостью.

Существует более 60 различных подвидов болезни, каждый из которых обладает своими отличительными чертами и проявлениями, определить которые с первого взгляда достаточно сложно.


Как выглядит приступ эпилепсии в детском возрасте, как распознать болезнь на ранней стадии, можно узнать, исследуя начальные признаки заболевания у маленьких детей.

Патология у новорожденных и годовалых малышей проявляется одинаково. Необходимо обратиться к врачу, если у младенца обнаруживается хотя бы одна из следующих особенностей:

  • мышцы на лице временно немеют, превращаясь в неподвижную маску, затем начинают быстро сокращаться.
  • во время кормления синеет треугольник около губ (от верхней губы до носа).
  • отмечается фиксация взгляда в одной точке на продолжительный период времени.
  • происходят непроизвольные движения конечностями.
  • случается продолжительное отсутствие реакции на какие-либо звуки, одновременно возможна дефекация, а затем приступ плача.
к содержанию ↑

Чем взрослее становится человек, тем более выраженными становятся проявления болезни.

Признаки и симптомы эпилепсии до 2-3 лет и после 5-8 совершенно различаются по своей выраженности.

Кроме описанных выше физических симптомов, у ребят портится характер, поведение.

Они становятся обеспокоенными, агрессивными, раздражительными. Им сложно строить отношения со сверстниками и окружающими, заниматься обучением. При этом определить, как конкретно начинается приступ эпилепсии, как он выглядит и как долго продолжается у ребенка не всегда можно с первого взгляда. Это происходит из-за того, что у каждого вида патологии свои особенности.


Врачам известно крайне много видов эпилептического синдрома, различающихся по симптоматике, месту локализации очагов в мозге, возрасту, в котором впервые проявляется.

Но некоторые варианты считаются наиболее распространенными, проявляющимися с рождения:

  1. Роландическая. Очаг расположен в роландовой (центральной) бороздке. Припадки случаются с 3 до 13 лет, по достижении половой зрелости пропадают. Во время периода возбуждения нейронов ребенок ощущает онемение мышц лица, покалывание. Речь пропадает, слюна начинает выделяться активнее. Продолжительность симптоматики 3-5 минут. Больной остается в полном сознании, память не страдает.
  2. Ночной вид – эпилепсия проявляется скрытыми симптомами у детей в ночное время, часто только до 3 лет. Однако возможно сохранение припадков и в более позднем возрасте. Приступы безболезненные. Сопровождаются лунатизмом, энурезом, вздрагиванием конечностей во время сна, сильной раздражительностью.
  3. Абсансная эпилепсия, проявления которой впервые обнаруживаются у ребенка в 5-8 лет, считается наиболее легкой формой. После наступления полового созревания может пропасть. Или переродится в более тяжелую форму. Симптоматика: периодическое застывание взгляда, синхронные повороты головы и конечностей, провалы памяти во время приступов.
  4. Идиопатическая. Больной не проявляет отклонений от нормы ни в интеллектуальном, ни в физическом развитии, однако периодически у него случаются припадки. Судороги с периодической потерей сознания, повышенное слюноотделение, короткие перебои в дыхании. Воспоминаний о состоянии в памяти не остается.

Виды приступов эпилепсии у детей


Как правило считается, что эпилептический синдром проявляется исключительно в виде судорог, однако периоды перевозбуждения нейронов в мозге могут проявляться и другими способами:

  • атонические припадки со стороны выглядят как обыкновенный обморок;
  • бессудорожные приступы эпилепсии у детей могут появляться в 5-7 лет, малыш просто откидывается на спину, его глаза закатываются, веки закрываются, подрагивают;

  • судорожные конвульсии могут длиться от 30 секунд до 25 минут, сопровождаются энурезом, мышечный спазм проходит на фоне потери сознания, памяти;
  • детский спазм при эпилепсии проявляет симптомы с 2 лет, сразу после пробуждения малыш короткое время покачивает головой, прижимая ручки к груди.

Симптоматические проявления эпилептического синдрома у людей не четко выражены. Однако они – вестники беды, игнорировать их нельзя.

С возрастом без необходимого лечения, соблюдения диеты, симптомы усиливаются, болезнь перетекает в более тяжелую форму, поэтому нужно внимательно следить за мельчайшими странностями в поведении потомков.

Лечение первых признаков и симптомов эпилепсии у детей от 1 года до 5 лет при своевременной диагностике достигает успеха, позже годовалые ребята никак не отличаются от сверстников.

При первых подозрениях родителям следует обратиться к невропатологу, который по совокупности признаков принимает решение о прохождении обследования.

Чтобы поставить диагноз, необходимо получить результаты:

  • энцефалографии (ЭЭГ);
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ ночного сна, ЭЭГ- суточный мониторинг.

Собранные данные анализирует врач-невропатолог и на их сновании составляет план лечения ребенка.


Если результаты указывают на наличие заболевания, в зависимости от его локализации, проявлении симптоматики, состояния здоровья малыша, проводится комплексное лечение курсом от 2 до 4 лет. Иногда прием таблеток становится пожизненным.

Кроме медикаментов, рекомендуют:

  • кетогенную диету, исключающую все возможные противопоказанные продукты, ограничивающую условно-разрешенные;
  • строгий режим дня;
  • посещение психолога при необходимости.

Медикаменты назначаются курсом от месяца до нескольких лет, в зависимости от проявляющихся результатов, тяжести заболевания. Задача таблеток – снизить частоту приступов, сделать их контролируемыми, не допустить прогресса патологии. Остановить развитие эпилепсии получается у 70% больных. Полного выздоровления, маленькие пациенты добиваются в 30% случаев.

Традиционный подход предполагает использование противосудорожных лекарств. Прием начинается с минимальных доз, чтобы определить действенность препарата. При недостаточном эффекте, доза постепенно увеличивается.

Вылечиться одними таблетками, без соблюдения строгой диеты и режима дня – невозможно.

Причины болезни ↑

Несмотря на довольно обширные знания специалистов об эпилепсии, точные ее причины возникновения остаются до конца не известными. Механизм развития патологии заключается в сбое электрических импульсов, проходящих через нейроны головного мозга. Их количество становится учащенным, за счет этого возникает эпилептический припадок.

Есть ряд возможных причин, которые могут повлиять на развитие болезни у детей, к ним относятся:

  • внутриутробная патология. То есть еще при беременности у плода развиваются отклонения в формировании мозговых структур. Такой процесс может возникнуть из-за разных негативных факторов, например, пристрастие будущей матери к вредным привычкам, курение, алкоголизм, принятие наркотических средств. Также внутриутробные инфекции, гипоксия плода и перенесенные матерью заболевания во время беременности повышают риск развития патологии. Помимо этого, чем старше возраст беременной, тем выше риск различных отклонений у ребенка, в том числе и эпилепсии;
  • родовые особенности. К этому пункту можно отнести родовые травмы, долгие роды, нахождение малыша в утробе матери без околоплодных вод, асфиксия плода или использование акушерских щипцов;
  • частые инфекционные заболевания у ребенка, осложнения после перенесенного гриппа, отита или гайморита. Наиболее опасными считаются инфекции головного мозга, например, энцефалит или менингит;
  • черепно-мозговая травма, сотрясение мозга;
  • наследственный фактор. Эпилепсия относится к генетическим заболеваниям, поэтому если у кого-то из родителей есть в анамнезе эпилепсия, риск ее развития у ребенка повышается;
  • дефицит цинка и магния в организме. Учеными доказано, что нехватка этих микроэлементов приводит к появлению судорог и может стать причиной развития патологии;
  • опухоли головного мозга.

Признаки эпилепсии у детей отличаются от клинической картины у взрослых. Особенно следует быть предельно внимательными родителям детей первого года жизни. В зависимости от вида приступов у ребенка могут не появляться характерные для эпилепсии судороги, а, не зная других характерных симптомов их легко можно спутать с другими патологиями.

Характерные симптомы заболевания в грудном возрасте:

  • внезапные крики ребенка, сопровождающиеся дрожью в руках. В этот момент руки разведены, и малыш ими широко размахивает;
  • дрожание или подергивание конечностей, оно асимметрично и возникает не одновременно, например, в левой и правой ноге;
  • замирание ребенка, на непродолжительный отрезок времени, взгляд останавливается и не воспринимает происходящее вокруг;
  • сокращение мышц с одной стороны тела. Начинаются мелкие судороги с лица, переходя на руку и ногу с той же стороны;
  • повернувшись в одну сторону, ребенок застывает на несколько секунд в таком положении;
  • беспричинное изменение цвета кожи, особенно заметно по лицу, оно может стать багряного или наоборот слишком бледного оттенка.

Обратите внимание! Если вы заметили подобные первые изменения в поведении вашей крохи, не медлите с обращением к невропатологу!

Разновидностей заболевания более сорока и каждая из них имеет свои отличия в проявлениях. Наиболее распространенными считается четыре формы:

  • идиопатическая эпилепсия у детей считается самой распространенной. Среди ее симптомов, основными являются судороги с ригидностью мышц. В момент приступа ноги малыша выпрямляются, мышцы находятся в тонусе, изо рта крохи выделяется обильно слюна в виде пены, возможно с примесью крови из-за бессознательного прикуса языка. Возможна потеря сознания на несколько секунд и даже минут, когда малыш возвращается в сознание, он не помнит о происходящем;
  • роландическая форма считается одной из разновидностей идиопатической эпилепсии. Чаще всего диагностируется у детей в возрасте 3-13 лет. К счастью, эта форма эпилепсии часто проходит к половому созреванию подростка, изначально приступы более частые, а с ростом ребенка их количество сокращается. Отличительная черта — это припадок в ночное время. Среди симптомов выделяют: онемение языка и нижней части лица, односторонние судороги, покалывание во рту, невозможность произносить речь, приступ длится до трех минут, больной находится в сознании;
  • абсансная эпилепсия у детей. В этом случае среди первых симптомов болезни нет привычных судорог. Происходит кратковременное замирание, взгляд становится неподвижным, голова и туловище повернуто в одну сторону. Заметен резкий тонус мышц, который чередуется с их расслаблением. Малыш может испытывать боль в голове и животе, тошноту. Иногда повышается температура тела и частота сердечных сокращений. Эта форма эпилепсии немного чаще встречается у девочек и преимущественно возникает в возрасте 5-8 лет.

Иногда первые признаки предстоящего приступа у ребенка появляются за несколько суток, такое состояние называют аурой. Его клинические проявления заключаются в нарушении сна, изменении поведения, кроха становится более капризным и раздражительным.

Помимо самого эпилептического припадка, который может застать больного в любом месте и в любой момент, существует ряд последствий, которые они способны вызвать. К таким последствиям можно отнести:

  • травмы во время приступа. Из-за внезапно начавшегося припадка, окружающие могут не суметь быстро среагировать и подхватить малыша, за счет чего он может упасть на твердую поверхность и в судорожном состоянии продолжать биться головой о нее;
  • развитие эпилептического статуса. Это очень сложное состояние, во время которого припадки длятся до получаса. Это время ребенок находится без сознания, а в структуре головного мозга происходят процессы, которые в последующем влияют на умственное развитие. Происходит отмирание нейронов, а последовать за этим процессом может что угодно;
  • развивается эмоциональная нестабильность, которая проявляется плаксивостью, раздражительностью или агрессивностью ребенка;
  • смерть. Летальный исход может стать следствием удушья в момент приступа из-за не вышедших рвотных масс.

Лечить патологию следует комплексно. В первую очередь, родителям следует создать максимально благоприятные условия для малыша. Для него категорично запрещены стрессовые ситуации и перегрузки. Важно сократить время провождения ребенка у компьютера и телевизора, увеличить длительность прогулок на свежем воздухе.

Лечить эпилепсию медикаментами начинают сразу после установления диагноза. В нередких случаях может потребоваться пожизненная медикаментозная терапия.

Лечить патологию начинают противосудорожными препаратами. Дозировка определяется строго врачом в индивидуальном порядке. Изначально назначают минимальную дозировку, а в последующем увеличивают при надобности. К таким препаратам относят:

  • Конвулекс;
  • Депакин;
  • Тегретол;
  • Финлепсин;
  • Диазепам;
  • Глюферал и др.

Также лечить эпилепсию нужно при помощи психотерапии, иммунотерапии и гормональной терапии.

Оперативное лечение эпилепсии у детей назначается в тех случаях, когда была диагностирована опухоль мозга или получена черепно-мозговая травма.

Лечить эпилепсию нужно систематически и постоянно, но также следует знать о первой помощи, которую следует оказать ребенку во время приступа.

В момент эпилептического припадка важно не дать ребенку травмироваться. Если место, где случился приступ травмоопасное, малыша следует переложить на мягкую поверхность либо подложить под голову подушку, валик из одежды или других подручных материалов.

Чтобы не возникло дисфагии из-за рвотных масс, голову ребенка следует повернуть в бок, а на язык положить платочек.

В случае, если зубы крепко сцеплены, не стоит пытаться раскрыть рот, это у вас вряд ли удастся, не травмировав больного.

Также важно обеспечить доступ свежего воздуха и снять с верхней части туловища одежду либо расстегнуть пуговки. Вызов скорой помощи необходим, если припадок длится дольше 3-5 минут или наблюдается остановка дыхания.

Прогноз неоднозначный, у детей до года часто после лечения частота приступов сокращается и может полностью исчезнуть. Так, в случае если не наблюдается рецидивов в течение 3-4 лет, противосудорожные препараты могут быть отменены врачом, с условием систематического профилактического осмотра.

Эпилепсия у детей — серьезный диагноз и родителям стоит более внимательно относиться к таким деткам. Советы для родителей:

  • на солнце ребенок должен находиться только в головном уборе, стараться меньше допускать попадания на него прямых солнечных лучей;
  • спортивные секции должны быть выбраны наименее травмоопасные, например, настольный теннис, бадминтон или волейбол;
  • не оставляйте ребенка без присмотра в воде будь то ванна или водоем;
  • следите за иммунитетом ребенка, он не должен быть низким.

Помните, дети с эпилепсией — это особенные детки, которым нужно не только медикаментозное лечение, но и психологическая поддержка со стороны родителей и родственников.

Им сложнее адаптироваться в коллективе, чем обычным детям, поэтому важно всячески их поддерживать в любых начинаниях и проявлениях, максимально уберегая от стрессовых ситуаций.

Также не забывайте про постоянный контроль со стороны невропатолога и не допускайте пропусков в приеме медикаментозных препаратов.

Перед каждым учебным годом родители и учителя вновь и вновь задаются вопросом, стоит ли позволять ребенку, больному эпилепсией, посещать школу или все же лучше перейти на домашнее обучение. Разобраться в этом вопросе поможет специалист мирового уровня в области детской эпилептологии и неврологии, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Клиники Института детской неврологии и эпилепсии имени Святителя Луки Константин Юрьевич Мухин.

— Существуют ли строгие противопоказания при посещении школы для больных эпилепсией?

— Некоторые дети с эпилепсией не могут посещать школу в принципе. На это есть ряд причин. Например, частые эпилептические статусы, требующие постоянного медицинского контроля; тяжелая умственная отсталость; тяжелые нарушения поведения; резкое ограничение двигательной активности. Иными словами, это крайне тяжелая, но, к счастью, небольшая, категория пациентов с очень низким качеством жизни, существование которых ограничивается практически их квартирой или даже постелью. В остальных случаях ребенок должен обязательно обучаться в школе вместе с другими детьми — по основной или вспомогательной программе, в зависимости от его интеллектуальных возможностей. С другой стороны, даже если приступы случаются редко, это может напугать одноклассников и сделать из больного ребенка изгоя. К сожалению, такие случаи часты в школах. Насмешки одноклассников могут стать не только причиной сильного стресса, который неблагоприятно сказывается на болезни, но и подтолкнуть к более глубоким психическим травмам, из-за которых ребенок будет считать себя неполноценным и не таким как все. Да, дети в школах и детских садах бывают жестокими, но вступив во взрослую жизнь, придется столкнуться с теми же самыми проблемами.

— Как учителя и родители могут помочь ребенку с эпилепсией?

— Главная задача учителя в таком случае — помочь адаптироваться в школьном коллективе, предвидеть и предотвращать вероятные конфликты и нападки, всячески поддерживать и поощрять больного ребенка, если он сталкивается с определенными трудностями в силу специфики своего заболевания. Работа учителя — не только учить своих подопечных, но и воспитывать их, формировать общую культуру личности. Учитель может провести беседу с классом, рассказать о болезни, объяснить, как помочь человеку во время приступа. Родители, в свою очередь, не должны всячески ограничивать ребенка и сдувать с него пылинки, а наоборот, помогать ему чувствовать себя наравне с другими.

— Как много детей с эпилепсией переходит на домашнее образование и чем оно лучше для ребенка?

— Плюсы в том, что дети учатся по общей программе, изучают те же предметы, что и в школе, сдают экзамены, пишут контрольные. Но при этом их урок может длиться и 25 минут и 2 часа, если учитель планирует совместить занятия. Расписание не жесткое, в день не больше трех предметов. Основной минус — в отсутствии коммуникации со сверстниками. Ребенку полезно находиться среди здоровых сверстников. Но не все дети одинаково комфортно чувствуют себя в коллективе. С моей точки зрения, не следует широко рекомендовать домашнее обучение, если ребенок в состоянии посещать школу.

— Можно ли заниматься спортом и вести активный образ жизни с этим заболеванием?

— Как узнать, что у ребенка действительно эпилепсия?

— Эпилепсия проявляется кратковременными повторяющимися стереотипными приступами, обычно в виде нарушения сознания или судорог; часть приступов может быть только во сне. Вместе с тем, такие состояния, как вздрагивания во сне, ночные страхи, обмороки, по своим проявлениям могут быть похожи на эпилепсию, нередко совершенно безобидны и не требуют лечения. При малейшем подозрении на эпилепсию, необходима консультация специалиста (детский невролог или эпилептолог) с обязательным проведением электроэнцефалографии. В сомнительных случаях проводится более углубленная диагностика: видео—ЭЭГ мониторинг со сном, магнитно-резонансная томография головного мозга, генетические исследования.

— Каковы причины возникновения эпилепсии у детей?

— Наиболее частым фактором приобретенной эпилепсии является кислородное голодание во время беременности (гипоксия), а также врожденные пороки развития головного мозга, внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, цитомегалия, краснуха, герпес и другие), реже — родовая травма. Существуют также формы эпилепсии с наследственной предрасположенностью (например, юношеская миоклоническая эпилепсия).

— Какие еще формы эпилепсии существуют?

— Как установить правильный диагноз и какой врач может это сделать?

— Для начала необходима консультация детского невролога и проведение электроэнцефалографии. Далее консультация специалиста эпилептолога с проведением основного метода диагностики эпилепсии — видео—ЭЭГ мониторинга. При этом электроэнцефалограф и видеокамеры регистрируют биоэлектрическую активность головного мозга, чтобы подтвердить или исключить эпилепсию, выявить точную ее форму.

— Как правильно подобрать лечение?

— Где лечат детей с эпилепсией и где проводят диагностику?

— В большинстве случаев диагностика и лечение эпилепсии должны осуществляться в специализированных амбулаторных учреждениях здравоохранения — эпилептологических центрах. Значительно реже, в тяжелых случаях, при проведении специальных методов обследования (например, МРТ под наркозом) или больным, которые обследуются по прехирургической программе, необходимо нахождение в стационаре. Статистика показывает, что вылечить эпилепсию возможно в более чем половине случаев.

от Наталии Ефименко (Карпа).

Здравствуйте друзья и участники проекта "Не Бойся" .

В рамках образовательной программы мы хотим донести информацию о том, что многие дети, страдающие эпилепсией, могут обучаться в обычных школах и детских садах.

Социологический опрос показал, что большинство учителей испытывает страх, растерянность, не знают, как оказать первую помощь при приступе.

Большинство родителей умалчивают о проблеме и не ставят в известность классного руководителя о заболевании.

Для школы, колледжа, института и т д. очень важно, чтобы учитель как можно больше знал об этом заболевании и при необходимости умел оказать первую помощь.

Так как мне небезразлична данная проблема, я написала работу по данной теме.

Мою работу включили в сборник статей для учащихся и педагогов института ВЭГУ, в котором я учусь.

Высылаю ее Вам, чтобы психологи, педагоги, воспитатели посещающие сайт, как можно больше знали об эпилепсии.

Особенности работы школьного педагога с детьми, страдающими эпилепсией.

Воспитание и обучение детей, страдающих эпилепсией, в нашей стране сопряжено со многими трудностями. Это связано с тем, что патогенез этого заболевания еще пока находится в стадии изучения, и дать подробные советы, одинаково годные для любого ребенка, страдающего эпилепсией, невозможно, т.к. каждый случай сугубо индивидуален.

К сожалению, все эти действия, как показывает практика, в большей мере приводят не к ожидаемой пользе, а только лишь к развитию многих комплексов, которые, в свою очередь, могут в дальнейшем привести к аутостигматизации. Ребенок начинает испытывать стыд, затруднения при общении, у него понижена самооценка. Однажды столкнувшись с явлением стигмы, он подсознательно ожидает и боится ее [3].

Чтобы предотвратить это, необходимо понять: дети, страдающие эпилепсией, нуждаются не только в медикаментозном лечении, но и в особой поддержке со стороны коллектива и, в том числе, педагогов. Преподаватели в школах, несомненно, должны быть хорошо информированы. Они должны не только правильно ориентироваться в тех случаях, когда случается эпилептический приступ, но и знать о тех специфических характерологических расстройствах, которые могут возникать у детей, страдающих эпилепсией, правильно понимать их действия, поступки, поддерживать здоровую эмоциональную обстановку в классе, не допускать агрессии. Это очень важно, т.к. от учителя зависит формирование личности, характера, отношения ребенка к себе и окружающим, и, следовательно, его социальные установки и место в обществе.

В первую очередь, необходима доверительная беседа с родителями ребенка. Педагог должен выяснить, как часто происходят приступы, какой они имеют характер, как влияет течение болезни на формирование личности. Также педагогу необходимо знать, какие противоэпилептические препараты принимает ребенок, как оказать первую помощь при приступе и как при необходимости связаться с родителями или ближайшими родственниками.

Если эпилептический приступ все же произошел, не надо пугаться и кричать. Чтобы ребенок не нанес себе ушибов и повреждений, его нужно уложить на что-то мягкое, поддерживая голову руками. Рекомендуется удалить из зоны действия все опасные предметы, а также попытаться, насколько возможно, освободить ребенка от одежды (расстегнуть рубашку, ослабить ремень). Нельзя оставлять ребенка одного во время приступа.

1) если продолжительность приступа превышает 5 минут;

2) если имеется нарушение дыхательных функций;

3) если приход в сознание после приступа осуществляется слишком медленно;

4) если приступы происходят серийно, один за другим;

5) если эпилептический приступ случился в воде;

6) если во время приступа ребенок был травмирован [5].

После приступа обычно наступает сон. До приезда родителей ребенка нужно уложить в изолированном тихом помещении, где есть достаточный приток свежего воздуха. Но и во время сна желательно, чтобы за ним кто-то наблюдал, т.к. приступ может повториться, даже без пробуждения.

Жить полноценно с эпилепсией - можно. И можно даже, будучи больным эпилепсией, приносить пользу обществу. Эпилепсией страдали Ю. Цезарь, Сократ, Ф.М. Достоевский, А. Нобель, В. Ван Гог и многие другие великие люди.

Уже упомянутый ранее Н.А. Шнайдер в своем обращении к педагогам пишет: «Больной эпилепсией ребёнок, в целом, не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки. А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из его индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. И которая ни в коем случае не делает его хуже или в чём-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего. А так – он такой же, как все.

Это то, в чём Вы должны убедить себя, своих коллег, друзей больного ребёнка и, конечно, самого маленького человечка, на долю которого выпало такое страдание.

Источники и литература:

1. Международная классификация болезней МКБ-10 //www.medicalib.ru/

2. Материалы Всероссийской 68-ой итоговой студенческой научной конференции им. Н.И.Пирогова (Томск, 20-22 апреля 2009 г.) : Под ред. В.В.Новицкого, Л.М.Огородовой. - Томск: СибГМУ, 2009. - 411 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.