Какой тип нарушения мышления как характерен для детей с эпилепсией


Эпилепсия – достаточно распространенное неврологическое заболевание, характеризующееся спонтанным возникновением очагов возбуждения в головном мозге, которые приводят к двигательным, чувствительным, вегетативным и психическим расстройствам.

Встречается у 0,5-1% людей и даже у некоторых млекопитающих. Таким образом, эпилепсия входит в сферу интересов как неврологии, так и психиатрии.

В данной статье будут рассмотрены нарушения психики, часто сопровождающие это заболевание, в том числе эпилептические психозы и другие расстройства.

Почему развиваются

Расстройства личности, связанные с эпилепсией, отличаются широким диапазоном проявления – от незначительных изменений характера и поведения до появления острых психозов, которые требуют обязательной госпитализации в психиатрический стационар.

Степень их проявления зависит от следующих факторов:


  • формы и тяжести эпилепсии;
  • возраста начала заболевания;
  • индивидуальных личностных черт и уровня интеллектуальных особенностей;
  • особенностей медикаментозного лечения.
  • При эпилепсии так или иначе развивается органическое поражение головного мозга. У таких больных слабая, быстроутомляемая и труднопереключаемая нервная система.

    С одной стороны, нарушение нейрональных связей обуславливает ригидность мышления (застреваемость). С другой – возможность возникновения спонтанных очагов возбуждения в мозге может спровоцировать импульсивные реакции.

    Как проявляются

    Типичными нарушениями мышления при эпилепсии является следующее: мышление становится конкретным, тугоподвижным, обстоятельным, нарушается способность отделять главное от второстепенного. Слабая нервная система заставляет таких больных все время фиксироваться на деталях.

    Все это приводит к снижению обучаемости, памяти. Происходит обеднение словарного запаса вплоть до олигофазии (пониженной речевой активности). В конечном счете, все вышеперечисленные нарушения могут стать причиной развития эпилептического слабоумия.

    Что собой представляет эпилептический тип личности? Поведение таких больных отличает полярность. Подчеркнутая ласковость, ханжество, чувствительность, ранимость в некоторых ситуациях могут переходить в злобу, гневливость, агрессивность.

    В целом, больных характеризуют такие свойства личности как эгоцентризм, недоверчивость, злопамятность, мстительность, возбудимость.


    Эпилептиков отличает способность застревать на эмоциональных переживаниях, особенно на негативных; свойствен особый педантизм в отношении быта, работы, чистоты.

    Высокая потребность в порядке часто отрицательно сказывается на продуктивности работы.

    Быстроменяющиеся условия в окружающей обстановке могут привести к перегрузке нервной системы у больных эпилепсией, что проявляется повышением раздражительности, напряжения.

    Также могут наблюдаться ипохондрические проявления – обеспокоенность своим здоровьем, мнительность.

    Склочность и сутяжность мешают нормальной социальной адаптации, приводят к возникновению конфликтов с родными, коллегами, соседями и т.д.

    Заметить людей с эпилептическими изменениями характера несложно. Они выглядят медлительными, немногословными, жесты и мимика сдержанны и маловыразительны, отмечается холодный блеск в глазах.

    Изменение личности при эпилепсии. Эпилептический характер:

    • причинах развития заболевания, в том числе наследственном факторе;
    • диагностике недуга, его последствиях и профилактике;
    • образе жизни больного, возможности беременности и родов;
    • оформлении инвалидности, ее группы;
    • эпилептическом синдроме, его причинах и признаках.

    Психические нарушения

    Эпилептические психозы — это относительно редкие осложнения заболевания, встречающиеся у 3-5% больных и требующие обязательного психиатрического лечения. Бывают: острыми и хроническими.

    1. Сумеречное помрачение сознания сопровождается внезапным эмоциональным и двигательным возбуждением, сужением сознания, различными аффективными проявлениями (страх, злоба и т.д.), наплывом галлюцинаций и бредом, которые и определяют поведение таких больных и могут создать угрозу окружающим. У эпилептиков подобное состояние длится дольше всего – до нескольких суток, а после развивается полная амнезия.

    Онейроид – форма помрачения сознания с обилием слуховых и зрительных галлюцинаций фантастического характера и сценоподобного содержания. Перед больными предстают картины рая, ада, катастроф, чаще на религиозную тему. Они дезориентированы, испытывают сильное психоэмоциональное и двигательное возбуждение. По выходу из состояния возможны обрывочные воспоминания о пережитом.


    Острый параноид. Характеризуется бредом восприятия, изменчивым по фабуле и содержанию. Чаще всего возникает бред преследования и воздействия, что вызывает у таких больных чувство страха, опасности, тревоги.

    Острый аффективный психоз. Проявляются депрессивными и маниакальными расстройствами, отличающимися разнообразием психопатологических проявлений.

    В структуре таких психозов преобладают дисфории, тоскливо-злобные проявления, тревожные расстройства с ажитацией (возбуждением), бредовые идеи самоуничижения и наличия неизлечимой болезни; маниакальные состояния различной степени интенсивности.

    Возникает довольно редко, обычно спустя более 10 лет от начала заболевания:

    1. Паранойяльный психоз. Проявляется бредовыми идеями отравления, ущерба, заболевания. Такие больные склонны к сутяжничеству и тоскливо-злобному настроению.
    2. Галлюцинаторно-параноидный психоз. Ключевое место в структуре состояния занимают слуховые галлюцинации, комментирующего, а иногда и побуждающего характера.
    3. Парафренный психоз. Отличается наличием бреда величия, обычно религиозного содержания, а также нарушением речи.
    4. Кататонический психоз. Сопровождается различными по выраженности и формами двигательных нарушений: ступор, подчиняемость, стереотипные движения и бормотания, дурашливость, гримасничество.

    Эпилептоидная акцентуация

    Существует много мнений о том, являются ли характерные изменения личности прямым следствием эпилепсии или они формируются под влиянием других факторов.


    Если развитие эпилептических психозов довольно редкое явление, то изменение характера в той или иной степени практически всегда наблюдается у больных с эпилепсией.

    Этот термин был позаимствован из психиатрии, где схожие черты в поведении наблюдали у больных эпилепсией.

    Этот факт еще раз доказывает, насколько эти изменения личности специфичны для эпилепсии.

    Эпилепсия относительно распространена в структуре неврологических и психиатрических заболеваний у лиц разных возрастов, пола, социальных групп.

    Поэтому важно помнить, что кроме неврологических симптомов у таких больных в разной мере формируются изменения характера, которые склонны к прогрессированию, видоизменению.

    Они делают эпилептиков труднопредсказуемыми, а иногда даже опасными для окружающих.

    Клинический психолог разъяснит всю клиническую картину эпилептичексих психозов:

    § 5. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста

    Эпилепсия либо является следствием органического поражения мозга, либо имеет геннуинное происхождение. Кроме эпилептических припадков, которые истощают и травмируют больного, заболевание часто сопровождается стойкими психическими изменениями, затрагивающими как познавательные процессы, так и характер больного.

    При обследовании детей, больных эпилепсией, в особую группу выделяют детей, страдающих генуинной эпилепсией. В структуре личности у этих детей часто отмечается повышенный инстинкт самосохранения, большое стремление к самоутверждению и выраженная эгоистичность. Генуинная эпилепсия — это форма эпилепсии, протекающая с первично генерализованными припадками, не связанная с явным органическим поражением головного мозга или выявленным нарушением обмена.

    Дети, страдающие эпилепсией, никогда не теряют связь с реальностью и стремятся учитывать обстоятельства и влиять на них в свою пользу.

    В структуре личности ребенка, больного эпилепсией, выявляется в первую очередь замедленность, заторможенность всех реакций, а также вязкость проявлений в аффективной сфере. Больные педантичны, мелочны, трудно переключаемы. Они обращают большое внимание на второстепенные детали проблемы и застревают в них.

    При осуществлении любой деятельности у больных могут наблюдаться абсансы (от франц. l’absense — отсутствие) — кратковременные выключения сознания, проявляющиеся в застывшем взгляде, иногда ритмических подергиваниях глазных яблок или век.

    Среди детей, страдающих эпилепсией, встречается много таких, которые обладают хорошей зрительной памятью, граничащей с эйдетической памятью (разновидностью образной). У некоторых из таких детей эйдетический образ приближается к галлюцинаторному. Следует подчеркнуть, что состояние памяти как психического процесса зависит от общего состояния больного ребенка. У детей, страдающих частыми приступами, процесс запоминания деформирован.

    Психологическое обследование детей с эпилепсией дает возможность устанавливать зависимость между возникающими у них расстройствами вербального мышления, словесной памяти и речевыми расстройствами.

    Характеризуя в целом особенности мышления при эпилепсии, следует отметить такие характеристики, как обстоятельность, склонность к повторам, застреваемость, персеверативность, затрудненность обобщений и кратких формулировок. Часто выраженность этих процессов сочетается с общими изменениями личности больного ребенка.

    Воображение детей, больных эпилепсией, характеризуется бедностью и конкретностью образов. У них вызывает затруднение угадывание образов в незаконченных рисунках или сочинение рассказов на заданные темы. Составление любого рассказа опирается у них на конкретный материал, сохраняемый в памяти. Этот материал служит основой возникновения представлений. Однако снижение темпа формирования мнемических следов, и таким образом представлений, не позволяет осуществлять этот процесс полноценно, что ведет к развитию эмоциональной тупости и обедненности воображения больных детей.

    При исследовании воображения детей, больных эпилепсией, методом Роршаха выявилась тенденция видеть в изображенном лишь целостные конкретные предметы (бабочку, обрыв, ущелье, различных животных). Некоторые дети в состоянии аффективного приступа могут видеть в пятне только цвет или разрезанных животных и кровь.

    Эмоционально-волевая сфера больных эпилепсией отличается определенными особенностями: вязкостью, напряженностью и длительностью сохранения негативных переживаний. Эти дети легко ранимы и тяжело переносят свое состояние. Они легко обижаются и не переносят порицаний. Эмоциональной сфере детей с эпилепсией свойственна та же инертность и вязкость, что и другим психическим процессам. Поэтому негативные переживания таких детей прочно закрепляются в сознании и приобретают неадекватные формы. От неудач они становятся раздражительными, сердитыми, а иногда и злобными. В случае обиды дети младшего школьного возраста и подростки могут затаить желание отомстить обидчику. Однако такая особенность, как мстительность, у этих детей может проявиться не открыто, а тайно, исподтишка.

    Для детей, страдающих генуинной эпилепсией, характерны хорошая работоспособность, активность и целенаправленность. Однако эти процессы у них могут сопровождаться нарастанием агрессии, если возникают препятствия к осуществлению той или иной деятельности. Эти дети проявляют особое стремление к завершению, доведению до конца начатой работы. При этом демонстрируют особую аккуратность, чувство долга и ответственность.

    Особенности детей, больных эпилепсией, у которых отсутствует снижение интеллектуальной деятельности

    У части детей, больных эпилепсией, для которых нехарактерны частые припадки, а психическая деятельность близка к норме, может отсутствовать снижение интеллектуальной деятельности. Эти дети обычно продолжают обучение в массовой школе. Однако и у них наблюдаются некоторые проявления патологического развития психики.

    Подросткам и при нормальном развитии свойственна особая сензитивность к воздействию на них окружающего мира. Некоторые дети, страдающие эпилепсией, в этом возрасте особо ранимы. Они чувствительны и повышенно аффективны. У этих детей отмечается потребность в самоутверждении и постоянном привлечении к себе внимания. Отсюда проявляющиеся у них назойливость и некоторая агрессивность.

    Особенности детей с органической эпилепсией

    В практике патопсихолога часто встречаются больные с органической эпилепсией. В большинстве случаев у этих больных обнаруживаются те же черты, что присущи генуинной эпилепсии. Однако есть и отличия. Органическая эпилепсия сопровождается более выраженной тугоподвижностью, значительным снижением интеллекта с отсутствием критического отношения к собственной интеллектуальной несостоятельности, выраженной истощаемостью, отсутствием устойчивости и целенаправленности в работе. При осуществлении любой деятельности такие дети не проявляют инициативы. Обращает на себя внимание резкое нарушение их работоспособности.

    Особенности протекания дементного процесса при эпилепсии

    Психические нарушения при эпилепсии у части детей вызывают распад высших психических функций. Деменция при эпилепсии — это сложное образование, ее особенностью является необратимый, прогрессирующий дефект, который проявляется в общем снижении личности, в стойком поражении интеллекта и других психических процессов, в уменьшении возможности детей продолжать обучение.

    У дементных детей, страдающих эпилепсией, в большей степени проявляются тугоподвижность и замедленность всех психических процессов. Заметно снижается память, больной ребенок лишается возможности получать новые знания и постепенно теряет уже приобретенные. Разрушаются мыслительные операции, проявляющиеся в нарушении различения главных и второстепенных сущностей явления. Восприятие окружающего мира происходит только в связи с конкретной ситуацией. В ответах больных обнаруживается все увеличивающаяся склонность к детализации второстепенных подробностей, отражающих узость кругозора больного ребенка. Снижение всех мыслительных процессов и плохая память не позволяют больному ребенку правильно разбираться в жизненных явлениях. Разрушаются логические взаимосвязи и процесс сравнения или обобщения сводится к перечислению многочисленных второстепенных признаков.

    Понижается работоспособность. Ребенок оказывается способным к проявлению активности только в исполнительской деятельности. Характерными становятся личностные нарушения и резкое сужение интересов. Аффективная сфера поражается в сторону все большего эгоизма, злопамятности и жестокости. Среди личностно сниженных больных с эпилепсией отмечаются преимущественно дементные больные.

    Эпилепсия относится к хроническим патологиям головного мозга. Для этого заболевания характерно не только нарушение двигательных и чувствительных функций, но и психических, мыслительных. Медицинские специалисты также отмечают изменение личности, которое носит очень вариабельный характер. Усиление психических расстройств часто наблюдается вне эпилептических приступов. Определенную роль в этом процессе играет и прием лекарств для терапии эпилепсии.

    Эпилептический характер

    Среди неврологов и психиатров давно ведутся споры о том, какую роль играют расстройства личности в эпилепсии. Одни исследователи считают, что изменение характера больного человека – это не более, чем фон, на котором развивается склонность к судорожным реакциям, а другие подчеркивают специфические особенности личности у данной категории пациентов. Такое противоречие связано с тем, что спектр расстройств при данном заболевании очень велик.

    В 70-80-е гг. XX в. в отечественной медицинской науке появились научные работы, подтверждающие врожденные особенности характера у детей, страдающих эпилепсией: упрямство, взрывное поведение и вспышки злобы, повышенная ласка к родителям и друзьям, чрезмерная гиперсоциальность, беспокойство и активность в неподходящих ситуациях.

    Эти и другие черты характера выявлялись у детей после первых эпилептических приступов, а также у их родственников, не переносивших эпилептические припадки (мелочность, жестокая требовательность к выполнению поручений и другие особенности поведения).

    Эндогенные теории


    Существует несколько гипотез, объясняющих изменение характера при эпилепсии в зависимости от внутренних факторов:

    1. Конституциональная (наследственная предрасположенность). Согласно этой теории, больной эпилепсией является носителем врожденных социально опасных качеств характера, а возможно, что он – потомок преступника. Такие люди отличаются злобностью, вспыльчивостью и склонностью к пьянству и насилию.
    2. Органическая – изменения личности при эпилепсии связаны с органическими поражениями головного мозга.
    3. Определенной локализации поражений. Эта теория аналогична предыдущей, но при этом устанавливается взаимосвязь между местоположением эпилептического очага в мозге и специфическими нарушениями психической деятельности.
    4. Гипотеза зависимости психических отклонений от тяжести течения заболевания. Согласно ей, личность больного меняется на фоне участившихся приступов из-за активации гипервозбудимых нейронов, являющихся источниками эпилептических разрядов. Это происходит спустя 10-15 лет после первого инцидента. Признаками изменения личности при эпилепсии являются усиление эгоцентризма, пришедшее на смену эмоциональной вовлеченности, частое проявление властолюбия вместо альтруистических черт. Существуют также исследования, в которых установлена взаимосвязь между такими изменениями от количества перенесенных припадков эпилепсии.
    5. Теория обусловленности изменений личности от формы заболевания.

    Экзогенные гипотезы

    На характер человека, больного эпилепсией, также оказывают воздействие следующие внешние факторы:

    1. Лекарственные средства. Установлено, что характер больных меняется не только из-за припадков, но и под влиянием противоэпилептических препаратов (при их длительном приеме).
    2. Социальные компоненты. Изменение личности при эпилепсии происходит под влиянием общественной среды и связано с реакцией пациента на свою болезнь и отношение к себе со стороны окружающих (агрессивность, ограничения в повседневной жизни). В результате больные становятся очень чувствительными, ранимыми, обидчивыми или у них формируются антисоциальные черты.

    Характерные изменения


    Наиболее распространенными особенностями поведения при эпилепсии являются (перечислены в порядке убывания частоты встречаемости у пациентов):

    1. Связанные с характером: восприятие своей точки зрения как единственно правильной; педантичность; чрезвычайная аккуратность и следование правилам; злопамятность и мстительность; инфантилизм.
    2. Нарушения мышления и памяти: медлительность и тяжеловесность; склонность к излишней детализации и повторениям; эпилептическое слабоумие.
    3. Постоянные эмоциональные расстройства: инертность протекания психических процессов; импульсивность; взрывное проявление аффекта; угодливость.
    4. Изменения темперамента: повышенный инстинкт самосохранения; преобладание угрюмого настроения, ипохондрия.

    Формы заболевания


    Зависимость между изменениями личности при эпилепсии и формой данной патологии выражается в следующем:

    • генерализованная эпилепсия, при которой пациент во время приступов теряет сознание – эмоциональная впечатлительность и вспыльчивость, комплекс неполноценности;
    • эпилепсия пробуждения (припадки через 1-2 ч после сна) – упрямство, замкнутость, апатия, неспособность к самоконтролю, недисциплинированность, отсутствие критической оценки, злоупотребление алкоголем;
    • эпилепсия сна – высокомерие, ипохондрия, педантичность, эгоцентризм.

    Влияние лекарственных средств


    Противоэпилептические препараты могут привести к следующим поведенческим и когнитивным расстройствам:

    Такой эффект оказывают не только традиционные лекарственные средства, но и новые препараты. Несмотря на эти негативные последствия, данные лекарства являются очень эффективными при лечении эпилепсии.

    Инфантилизм

    Инфантилизм в психологии – это понятие, обозначающее незрелость, сохранение поведенческих черт, присущих предыдущим этапам развития личности. У больных эпилепсией данное явление часто возникает наряду с льстивостью и угодничеством перед окружающими.

    Специалисты считают, что определяющую роль в этом играет чувство собственной неполноценности, а также стремление больного скрыть чрезмерную агрессивность, сгладить вину за неконтролируемые импульсивные вспышки. Такие больные также часто стремятся занять пассивную позицию при столкновении с жизненными трудностями.

    Когнитивные нарушения


    Временные нарушения процесса мышления чаще всего возникают при поражении лобных долей мозга в левом полушарии и представляют собой следующие виды расстройств:

    • ухудшение речи (трудность составления фраз, подбора слов и понимания);
    • ощущение пустоты в голове, полное отсутствие мыслей;
    • невозможность вспомнить факты из прошлого и наоборот, навязчивое возникновение старых воспоминаний, не связанных с текущей жизнью.

    Височная эпилепсия


    Наиболее обширная симптоматика изменения личности при эпилепсии выявляется при поражении височной доли:

    • явления аффективности – необоснованные приступы тревоги и страха, эмоциональная неустойчивость;
    • частое появление чувства вины, самоупреков, депрессия, суицидальные попытки, морализаторство, непереносимость юмора;
    • нарушения речи – бессознательное говорение, амнестическая утрата речи, ее нелогичность и бессвязность, отсутствие смысловой нагрузки в логически правильных предложениях;
    • сексуальные нарушения – потеря влечения, эксгибиционизм, переодевание в одежду противоположного пола, влечение к неодушевленным предметам;
    • общие психопатологические признаки – галлюцинации, бред, шизоэпилептоидия.

    Ранними признаками поражения височной коры головного мозга служат потеря памяти прошлого жизненного опыта, при этом мышление и критика могут сохраняться. Такие больные часто ведут записи тех событий, которые им важно запомнить.

    Лобная эпилепсия


    При поражении выпуклой поверхности лобной коры около ее полюса происходят более серьезные изменения – общая деградация и эпилептическое слабоумие. У пациентов преобладают аффективные и волевые нарушения (возникает медлительность, заторможенность, апатия, невозможность понимания смысла речи, пассивная мимика), напоминающие аутизм у больных шизофренией.

    Если повреждены базальные отделы лобной коры головного мозга, то наблюдаются выраженные нарушения поведения, имеющие асоциальный характер:

    • состояние эйфории;
    • крайняя расторможенность низших влечений (как правило, повышенная эротичность, прожорливость);
    • отсутствие самокритики.

    В психиатрии выделяют следующие типы поведения таких больных:

    • маниакальное состояние (возбуждение, покраснение лица, расширение глазных зрачков, тахикардия, обильное слюноотделение);
    • реактивный истерический психоз с сужением сознания и ярко выраженным детским поведением, насильственные движения или пение;
    • приступообразное сексуальное возбуждение, демонстрация своих половых органов, страстные позы;
    • ярость, злость, судороги конечностей;
    • приступы тоски, влечение к насильственным поступкам, истязанию;
    • безучастность, отрешенность, бесцельное блуждание или неподвижность без потери или помрачнения сознания.

    Нарушение психической деятельности при эпилепсии

    Эпилепсия – внезапно падать, быть охваченным. Синонимыми: падучая болезнь, черная немочь, священная болезнь, лунная болезнь. Эпилепсия – э ндогенно органическое заболевание с хроническим течением, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте, характеризующиеся разнообразными парокси з мами, а также изменениями в когнитивной сфере и личности.
    Клиническая картина

    Большой судорожный припадок возникающий внезапно, как правило. Припадок состоит из двух фаз:

    1. Тоническая – все мышцы тела охватывает напряжение, повышение тонуса всех мышечных систем.
    2. Клоническая – судорожная фаза припадка – 1-2 минуты. Судороги охватывают все мышечные системы.
    3. Амнезия.
    Малые припадки могут наблюдаться в качестве пароксизмов. Тонус и клонус – изменение состояние мыш.систем, могут охватывать определенные группы мышц (только справа). Локализация мышечных изменений судорожных процессов позволяет установить сторонность поражения. Может выражаться в том, что больной застывает на мгновение. Возможны эквиваленты большого судорожного припадка:
    • Сумеречные состояния сознания особого типа при эпилепсии: больной не осознает происходящего, но сохраняется в этот период двигательные автоматизмы и больной действует в логике предметов, которые попадаются на его пути.
    • П ароксизмальные изменения настроения. Грубые расстройства настроения, которые присутупообразно могут возникать как припадки– дисфории.
    Эпилепсия в раной степени распространена в мужской и женской популяции (от 3до 6 чел. на 1000 людей) Большому судорожному припадку иногда может предшествовать аура. Эта аура может быть разного характера. По качеству ауры, по ее содержанию можем выдвинуть о локализации очага.
    Три основных группы нарушений при эпилепсии:
    • Нарушение динамики психической деятельности
    • Нарушение познавательной деятельности
    • Изменение личности.
    Эти нарушения выявляются в патопсихологическом исследовании.
    Нарушение динамики психической деятельности: - Замедленност ь протекания псих. процессов и их инертност ь . В основе этих нарушений лежат нарушения характера протекания основных нервных процессов в коре головного мозга (возбуждение и торможение). Психологически эта замедленность выражается в тугоподвижности (замедленная ориентировка в каждой новом задании. Пример, если больному в ходе патопсихологической диагностике, то сталкиваемся со следующими формами поведения: уточнение инструкции, переспрашивания инструкции, требуют подтверждения правильности и успешности, у больного эпилепсии сразу же актуализируется мотив экспертизы, озабоченность собственной успеностью), при выполнении заданий с высоким темпом (таблицы Шульте). В норме на одну таблице – 30-40 сек., больной эпилепсией – 1-1,5 мин(предела нет). При выполнении задания складывания куба Линка, если поставить задачу темпа – в два раза медленнее, чем в норме. Инертность – это и есть тугоподвижность (трудность перехода и переключения с одного вида активности на другой). Обнаруживается при предложении больному на стимульное слово называть слово с противоположным значением. Повторяет одни и те же слова на слово раздражитель. Проявляется инертность эмоциональная – больной эпилепсией злопаметен, обиду и негативное переживание помнит долго (инертность). Инертность в поведенческих программах: больной зашел в шкаф.
    Нарушения познавательной деятельности: Нарушения памяти и нарушения мышления. Память Нарушения непосредственного запоминания : задание запоминания 10 слов, то типичная картина кривой запоминания: Низкая продуктивность первого воспроизведения Отсутствие нарастания количество воспроизведенных элементов по увеличению повторения - плато. Не характерна истощаемость Больной дополняет ряд своими собственными словами, если это доп. слово появилось, то оно повторяется в следующих воспроизведений. Больной эпилепсией пытается запомнить все, продемонстрировав себя. Опосредованная память у больных эпилепсией: применение дополнительных средств (рисунков при запоминании) не повышает кривой запоминания. Показатели воспроизведении ниже при пиктограмм, чем без них. Их рисунки изобилуют деталями, с помощью которых больной старается максимально полно изобразить на рисунке то, что требовалось (слишком много деталей). При выполнении этого задания в силу инертности больной эпилепсией перестает руководство пользоваться инструкцией. Цель запомнить слово подменяется целью нарисовать (из-за инертности больных). Мышление Больные эпилепсией во многом полярны больным шизофренией, у них наблюдается инертность и замедленность . Если обратиться к структуре мыслительного акта, то для больного эпилепсией характерна обстоятельность мышления, чрезмерная детализация суждений, определений и т.д. например, при классификации предметов больной разделяет предложенные картинки на очень мелкие и дробные группы. Нередко можно наблюдать следующие ответы: (почему выделили такие группы): поросеночка с медведиком положить нельзя. Снижение уровня обобщений – снижение уровня выполнения мыслительных операций. Если больной шизой находит самое причудливое и абстрактное, то больной эпилепсией заземлен, конкретен, вместо операции обобщения строит конкретную ситуацию объединение сугубо синкретическое по конкретно-ситуационным признакам . Мотивационно-обусловленные нарушения мышления. Резонерство – готовность к многоговорению на незначительную тему, но резонерство больного эпилепсией качественно отличается от резонерства шизиков. В резонерстве эпилептиков видим желание утвердиться, вызвать одобрение, резонерство появляется только в ситуациях общения (для шизиков наличие партнера не важно), компенсаторная функция резонерства у эпилептиков. Аффетивная насыщенность – яркая аффективная окрашенность резонерских суждениях, в своих резонерских суждениях эпилептик учит собеседника как правильно жить. Лексика резонерская совершенно особая (имейте в виду, учтите – фраза адресованная партнера с целью воздействия на него).
    Личностные изменения больных эпилепсией.
    • Гротескность многих личностных проявлений в отношении к миру, к другим людям, к самому себе. Больной эпилепсией обнаруживает те же самые качества, которые наблюдаем и у здоровых испытуемых (тенденция к самоутверждения, достижения успеха, одобрения и внимания со стороны другого челоека). Чрезмерность этих проявлений характерно для эпилептиков.
    • Противоречивость личностного облика больного эпилепсией: с дной стороны, это человек контактный и услужливый (чрезмерно услужливый - слащавый),а с другой стороны, жестокий и злопамятный .
    Больной педантичен – он с трудом переключается, он медленно осваивает новое, поэтому педантизм формируется как личностная особенность компенсирующийся инертность, тугоподвижность, когнитивные нарушения, но и потом начиает культивироваться больными, как положительное качество. Эгоцентризм – больной центрирован на себе (в пиктограммена вкусный ужин: нарисовать то, что Я люблю).

    Патопсихологический синдром

    Ведущий синдрмообразующий фактор - нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга с резким нарушением динамики нервных процессов

    1. Первичные нарушения:

    изменение динамики психических процессов (замедленность, инертность),

    сужение объема внимания, трудности его распределения,

    отсутствие гибкости, подвижности поведенческих программ,

    общее снижение когнитивных способностей.

    2. Вторичные нарушения. Возникают как компенсация первичных дефектов:

    конфабуляции при запоминании,

    комплекс личностных характеристик: угодливость, вежливость, педантизм.

    3 Третичные нарушения

    - хроническая поведенческая и эмоциональная напряженность (ожидание отрицательной оценки),

    - завышенная самооценка, как компенсация хронического неуспеха

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.