Лунный камень при эпилепсии

М.Л. Гликман, Израиль 17.03.2017


Приложение 4 к статье " Двенадцатый камень наперсника Первосвященника".

Термин "яшма " в русском языке на несколько веков моложе ( известен с 1601 года – цит. по М.Н. Николашвили, 2015) английского слова jasper . Последнее по своему происхождению, этимологии отличается от русского слова "яшма", хотя оба слова обозначают абсолютно идентичную горную породу. Согласно "An Universal Etymological English Dictionary " ( N. Bailey. 1724) : " Jasper -precious stone of a green colour, transparent with red veins and also of other colours " ( p. JA ). Jasper - заимствованное слово , но из французского - jaspe ( в XIII веке), а во французский слово пришло из латыни в форме - jaspis , и из греческого -iaspis . Так сложилась первичная этимологическая цепочка, которую W.W Skeat (1910 , переиздано 2005) немного удлинил: "( F-L-Gr- Arab) … Arab yasb, yasf, cf. Heb yashpheh , a jasper" (p. 313), но слово "transparent" в этом тексте отсутствовало, и уже больше никогда не появиться в словарях , упоминающих jasper -яшму.

Н.Н. Амосова (1956) в своей книге подтвердила , что многие арабские слова пришли в английский язык через французский, " ср. jasper ( фр. jaspe "яшма"; араб. yashb, yashef "яшма" )" (стр. 128). E. Weekley ( 1967) прибавил персидское слово – yashp , и написал свою транскрипцию "Heb. Yashpeh ". Финикийское влияние – " via Phoen." предположил E.Partridge (1958). Авторы Online Etymology Dictionary завершили цепочку последним звеном –" via an Oriental language…Akkadian yashupu " ( еще один вариант транскрипции слов ashpu/iashpu, yashpu – М.Г.).

На чешском, венгерском, финском, словацком, польском, литовском , норвежском, голландском языках пишут – jaspis и на немецком - Jaspis , но читают "яспис ". На болгарском - яспис , на современном греческом - iaspis, и это вводит читателя в заблуждение- такое же название iaspis упоминается в книгах Платона, Теофраста ( IV век до н.э.), в переводе Святого Писания – в переводе Семидесяти ( III веку до н.э.), в трудах Плиния , Диоскорода, Ксенократа, ( все I век н.э.) , у Епифания Кипрского ( IV век н.э.) , у Исидора из Севильи (VI век н.э) и др. Но самая главная отличительная черта античного iaspis от современного в его способности пропускать солнечный или другой свет. Просвечивающий камень – так писал Плиний :" saere tralucent iaspis" ( Естественная История, том 37 :115 ). Яшма –jasper непрозрачный камень, и геммологи это подчеркивают . ( А.М. Жуков , 2002)

Не стыковка античного понятия слова iaspis и современного jasper приводит к казусам. В 1913 году известный американский минеролог G.F.Kunz написал книгу " The curious lore of precious stones " ( была переиздана в 1971 году- М.Г.), в которой можно прочитать следующие строки :" Jasper… Evidently the green hue of this transparent stone …" (p. 91). Русский перевод, сделанный К.В. Егоровой и опубликованный в книге Дж. Кунц "Магия камней" (1996), записан так :" Яшма… Очевидно , зеленый оттенок этого прозрачного камня…" Пока все в порядке. Но в 2004 году вышел новый перевод книги Д.Ф. Кунца под названием " Мистические свойства драгоценных камней", сделанный известным российским геммологом Б.Ф. Куликовым , и была совершена "подгонка под ответ" :" Яшма… Очевидно , зеленый цвет этого непрозрачного камня…" ( стр. 110). Так в природе, но не у Дж. Кунца.

Уверенность , что iaspis - устаревшее название jasper у многих переводчиков непоколебима. В греческих текстах Ветхого Завета и "Откровения Иоанна Богослова" слово iaspis переведено на английский –jasper. Исключение – перевод Библии на русский язык , где фигурирует слово "яспис".


Е. Лазарев (1991) писал :" … старославянское " яспис" … представляет собой очень точное прочтение древнегреческого имени яшмы ( iaspis). .. в культурах Древнего Востока нужно искать и сведения об особых , таинственных свойствах яшмы."

Камень ashpu/iashpu, упомянутый в текстах древней Месопотамии, также в переводах - jasper. В доступной нам литературе удалось найти лишь несколько публикаций, в которых камень ashpu = iaspis ( W.Burkert, 1999; P.Curd, D.W.Graham, 2008).

В книге "Занимательная геммология " ( автор В.А, Супрычев , 1984 ) написано: " Твердые зеленые камни , чаще всего непрозрачные, ассирийцы называли "яшпу" ( камень под таким именем упоминается в клинописи Тель –Амарны)…" ( стр.37).

Был ли камень ashpu зеленым и непрозрачным – это нам еще предстоит выяснить, а пока обратим внимание на тот факт, что Российская книжная полка ломится от книг, в которых описаны мистические и лечебные свойства яшмы : защищает от молнии, останавливает кровотечение, помогает в родах и т.д. " Суеверие древних связало красоту камня с его якобы магической силой" – так писал В.А. Супрычев (1975 ) о яшме (стр. 91). " Древнерусское "яспис" означает "исцеляю, лечу" (Р.И. Ктениди, 2003 , стр.149 )

Мы решили проследить, путем анализа доступной нам литературы, истоки только одного поверья – эффективность амулета из яшмы при эпилепсии или "падучей" . Эпилепсия- хроническое неврологическое заболевание, которое было известно и в древней Месопотамии , о чем свидетельствуют глиняные таблички со второго тысячелетия до н.э. Возможно, удастся обнаружить связь jasper – iaspis – ashpu, и получить подтверждение преемственности имени и мистического свойства.

Мы не ставили задачу рекламировать методы литотерапии или критиковать их несостоятельность. Нас интересовала констатация факта связи названий камней ,изучаемых нами , и конкретного заболевания.

Список авторов написавших , что яшма " лечит, излечивает, как лекарь помогает одолеть эпилепсию и лихорадку ", оказался довольно внушительным ;(Л. Назарова, 2000; И.Э. Платонова, 2000; Н.В. Зимина, 2001; Н.В. Белов , 2001, 2005; С.М. Николаев,1992 , переиздано 2003; С. Бугрова,2005 ;М. Буров, 2005 ; Т. Зюрняева ,2006, Т.А. Федосеева, 2010, а также в книге" Амулеты, талисманы, обереги". 1997) (все книги из доступной нам литературы – М.Г.).

Б.Ф. Куликов (2000) привел ссылку на возможный первоисточник : " Гиппократ (IV век до н.э. ) считал, что яшма излечивает от лихорадки и эпилепсии" . (стр. 161 ). Только одно замечание – этот знаменитый врач античного мира не знал термин "яшма". Значит в те времена эпилепсию лечили или другим камнем , или камнем с другим именем , возможно, iaspis . Продолжим поиск.

И за пределами России поверье в лечебную силу яшмы при эпилепсии и других заболеваниях зафиксировано в ряде публикаций. Приведем некоторые примеры.

В Латвии - Modris Trompets (2015) пишет о яшме разных цветов и при разных болезнях, но эпилепсию в связи с ней не упоминает, Nora Kalna ( 2002),упоминая связку яшма и эпилепсия, ссылается на опыт китайской медицины, а Brigite Pregencere (2017) пишет о лечебных камнях Хильдегарты фон Бинген ( или Бингенской). Хотя эта книга и написана на латышском языке, фактически является переводом с немецкого языка.

В Германии наблюдения и лечебные рецепты аббатисы Хильдегарды очень популярны, но в списке камней , которые она предлагает для лечения эпилепсии нет яшмы - " Jaspis". Предлагаются агат, изумруд и хризопраз ( Г. Хертцка, 1997; R. Termolen, 1994; M. Gienger, 1997; E.Thomsen 1998 ). Два камня (агат и хризопраз) из современного ряда халцедона. S. Franzen , R. Muller (1997) выделили только " агат", а A. Schwarz, R.Schweppe (1999) - изумруд.

В Литве – о яшме и эпилепсии - в мини энциклопедии " Лечебные и магические минералы "(2012 стр.26) и в книге Джаспера Стоуна (2014).

В Болгарии – Елена Христова (2006) :" Яспис… Профилактични и лечебни свойства според легендите: …епилепсия…" (стр. 35). ( В интернете поиск "яспис и епилепсия" даст еще серию книг и статей на болгарском языке - М.Г.).

Публикации на эту тему в Испании - Laura Tuan-Zachariel (1977 ), в Швейцарии - Myrna und Beat Winistorfer – Velasko (1993), в Италии – " Il Grande libro della Critalloterapia" (1997) , в Индии - Manir Chand Jain (2002).

Поиск в интернете " jasper and epilepsy " предоставил нам достаточное количество доказательств , включая свидетельства больных, что ношение jasper предупреждает приступы эпилепсии. Barbara G. Wakker (1989 ) пишет :" Jasper is another name for certain kinds of chalcedony … It also cured epilersy…" ( p. 139). А что, если она права , и "Jasper", который лечит, является разновидностью халцедона, как агат, хризопраз и т.д.. Не яшма, а халцедон в древности под именем iaspis служил амулетом против эпилепсии. Надо продолжить поиск.
К этому нас побуждает и факт упоминания в современной литературе известных врачей древнего мира Гиппократа, Диоскорида , Галена в связи с камнем jasper. Еще раз подчеркнем, такое название им было не знакомо.

Было бы не интересно, если бы все думали одинаково. Прелесть в разнообразии мнений. У человека должна быть возможность выбора, а у лекаря - "индивидуальный подход" в лечении. Может быть поэтому С.М. Николаев (1992, 2003) опубликовал список камней , металлов, минералов эффективных при эпилепсии :" Агат, алмаз, аметист, гагат, золото, изумруд, коралл, лазурит, лунный камень, морион, рубин, сапфир, сера, топаз, янтарь, яшма"(стр.299 ) . А. Сличная (1999) переписала этот список в свою книжку почти не меняя порядок перечисления , но выкинула из списка "серу" и добавила " амазонит и серебро". В. Казьмин ( 2005) чуть-чуть сократил список: " 6. Эпилепсия . ..ювелирные украшения из алмаза, агата, аметиста, гагата, изумруда, коралла, лазурита, лунного камня, рубина , сапфира, тигрового глаза" (стр.107). Яшма пропала. А.Н. Рыжов (2002) поддержал мнение о лечебных способностях сапфира и гагата .
Коллеги из Германии предлагают свой набор камней. В " Das Grosse Lexikon der Heilsteine , Dufte und Kreauter" ( Еd. Methusalem, 1997) на выбор : " Amethyst, Apophillit, Diamant, Glucksgeoden, gruner Turmalin, Hiddenit, Kupfer, Rutilquarz, schwarzer Turmalin , Smaragd, Staurolith – Kreuzstein, Tigerauge, Wasserachate" ( S.296).

В " The Crystal bible" ( 2010) список камней , имеющих отношение к эпилепсии, значительно скромнее : борнит, коралл, изумруд, золотой топаз .

У Вэйсинь (2004), описывая верования разных народов о лечебных свойствах камней при эпилепсии, помимо яшмы, перечисляет изумруд, агат (бесцветный , серый, различной окраски), топаз, алмаз, жемчуг, сапфир (по рекомендации древнеиндийских врачей). Но в сводной таблице – терапевтическом указателе приведены только три драгоценных камня ( скорее всего, наиболее эффективные – М.Г.): агат, хризолит, хризопраз ( агат и хризопраз из группы халцедона – М.Г.)

Предварительный вывод. Получено подтверждение некоторой уверенности в мировой литературе, что яшма – jasper может быть частью лечебного процесса эпилепсии. Допускаем , что вышеприведенные сведения, частично опирались на собственный опыт авторов (!?) , но, чаще всего , это были заимствования из эмпирического опыта других исследователей или из данных, накопленных за многие века существования человечества, которые переписывались из одной книги в другую. Следовательно , должны быть первоисточники, свидетельствующие об эффективности того или иного камня , зафиксированные памятью и изложенные на камне, глиняной табличке, папирусе , пергаменте , бумаге. Надо двигаться вглубь веков, и мы приступаем к изучению доступной нам литературы о роле камней iaspis и ashpu/iashpu в предупреждении приступов эпилепсии.

Следует учесть замечание М.И. Пыляева ( 1888) о том, что : "Вера в сверхъестественную силу драгоценных камней развилась в Европе сильно только в XVII столетии, хотя еще и ранее в XI столетии являлись трактаты о… влиянии ( камней –М.Г.) на судьбу и благоденствие человека " (стр. 355).

Первая остановка – XVI – XVII века. Латынь - общепринятый язык медиков и медицинских трактатов . Alexandri Tralliani (1560), Andreae Baccii (1603), Anselmi Boeti de Boodt (1609), Ioannis de Laet (1647) отмечали положительное влияние " Iaspis, Iaspides" при эпилепсии. В описании камня на первом месте – зеленый цвет.

" … Nomus medicus etiam epilepsiam viridem Iaspidem arcereassiemat …"- ( de Boodt , p.128). И еще одна цитата, но уже на английском языке. N. Culpeper (1653 ), среди прочего ,пишет о iaspis , ссылаясь на Диоскорида , :" being worn in ring, it helps or at least mitigates the falling sickness" ( p.33).
Вторая остановка - наиболее известные лапидарии XI- XIII веков епископа Марбода Реннского (1035-1123), аббатисы Хильдегарды Бингенской ( 1098- 1179), Альберта Великого (1193-1280), в которых упоминается Jaspis ( в переводах jaspide и jasper) и подчеркивается его прозрачность ( transculentique - translucent) , но не указана связь с эпилепсией . Изумруд – вот камень , который следует использовать. У Марбода по этому поводу ( строка 155) :" Et sanare potest ipsa ratione caducos " ( p.45) - "…лечить и падучей страдающих может ." ( русский перевод цит. по М.П. Згурской , 2008). Аналогично у Albertus Magnus : " … cures hemitertian fever and epilepsy" ( p.120).

Примечания. а) Написание слова iaspis в виде jaspis - прекрасная переходная форма для jasper. б) Переводчик поэмы Марбода - J.M. Riddle считает, что под словом jaspis следует понимать "хризопраз" или " изумруд", иначе конфуз - " confusion", т.к." jasper –opaque". в) Латинское слово " caducos " (производное слова "cado" – "падать") созвучно со словом иврита ";;;;" (кадахат) , которое чаще всего переводится "лихорадка", но об этом подробнее в следующей статье.

В Средние века эпилепсию считали болезнью, вызванной злыми духами – "демоническое страдание"( но и это представление о происхождении болезни пришло из глубины веков- М.Г.). Лапидарий короля Кастилии Альфонсо Х (1221-1284) описывает восемь "анти-демонических " камней и изумруд (Zamorad) в их числе : "…e protetto dall'intermita chiamata " demonio"…" (p.49).

Византийский монах Михаил Пселл ( Michel Psellos , 1018 -1078 ) писал, что iaspis облегчает страдание, несчастье эпилепсии ( цит. de Mely,1898).

Третья остановка. Pseudo-Dioscoride сообщает об использовании камня iaspis при умопомрачении или затмении (цит. по de Mely, 1898). Pseudo- Hippocrate признает за камнем iaspis общеукрепляющие свойства (цит. по de Mely, 1898). De Mely (1902), в обзоре работ Гиппократа , не упоминает камень iaspis.

В " Orphei lithica Kerygmata" ( пункт 6) кроме перечисления общих свойств камня iaspis , указывается на его лечебную роль при эпилепсии . Дата появления трактата, ориентировочно, II век до н.э.

Странным образом, но у Плиния в 37 томе " Естественной Истории" только в одном единственном месте упоминается эпилепсия в связи с камнями – это в сообщении о камне " Daphnia"- "Лавровом камне". Каких- либо подробностей о самом камне нет, фигурирует только название.

Остановка четвертая. Древняя Месопотамия. Болезнь эпилепсия известна более 2000 лет до н.э. На шумерском AN.TA.SHUB.BA, а на аккадском называется " bene" и камень ashpu самый главный среди амулетов против этой болезни ( M. Stol, 1993, E. Reiner, 1995). В литературе сообщается о связи заболевания с Луной, и м. б. поэтому ассирийский царь Ашурбанипал ( 6 век до н.э.) украсил статую бога Луны- Сина кольцом с камнем ashpu. В одной из найденных табличек описываются амулеты из камня ashpu в форме луны.

Остановка пятая. Древний Египет. На древнеегипетском языке болезнь , вызываемая демонами , называется "nesejet " ( по H. Schneble, 1987) или " demon - nesyt" ( Paryrus Ebers 750-756) в другой транскрипции.
Ученые установили, что фараон Аменхотеп III страдал эпилепсией лобной доли ( H.Ashrafian, 2012,2013 и др.). Для облегчения его страдания царь Митанни- Тушратта(1370-1350) посылает "брату моему" статую богини Иштар и камень IASHPU, о чем сделана запись на 24-6 табличке из собрания Тель - Амарны.

Вывод. Камни iaspis и ashpu/iaspis были в древности эффективны при предупреждении приступов эпилепсии, что зафиксировано в письменных источниках.

Происхождением слово " яшма" связано с санскритом, турецким и персидским языками, а слова jasper – Jaspis более схожи с iaspis. Теперь мы понимаем - произошла подмена. Термины яшма- jasper не только вытеснили iaspis из списка камней, но и узурпировали мистические свойства этого камня.

Известный минеролог Г.Смит (1984) писал :" Английское название яшмы – jasper- от греческого слова iaspis , которое имеет восточное происхождение, но значение которого неизвестно. В древности под этим словом обозначали другие камни, а именно полупрозрачный халцедон различной окраски " (стр.439). Это также подмечали и переводчики 37 тома Естественной Истории Плиния, и др. Но "кнут обуха не перешибет", поэтому в литературе слова iaspis и ashpu/ iashpu чаще всего переводятся - jasper и "яшма".

Чтобы убедить научную общественность в правоте высказываний о халцедоне одного анализа литературы не достаточно. Нужны археологические находки, на которых было бы начертано :" Это камень ashpu". И такой экспонат существует , но об этом в следующей статье.

А есть ли связь камня яшфе ( yashfe) с эпилепсией ? Поиск продолжается.


Лунный камень или жемчужный шпат, - голубовато-белая разновидность калиево-натриевого полевого шпата - адуляра, названная так из-за характерного шелковистого нежно-сиреневого "лунного" отлива.

Лунный камень с побережья Белого моря называется беломорит.

Черный лунный камень - это лабрадор.

Минерал очень чувствителен к ударам и сжатию. Кристаллы призматические, столбчатые или таблитчатые. Плеохроизм отсутствует. Спектр поглощения не интерпретируется. Люминесценция слабая голубоватая.

Индусы называли лунный камень "лунные лучи", у других народов он имел название "рыбий глаз".


Он единственный из полевых шпатов, прочно удерживающий высокое положение в мире драгоценностей. Об этом самоцвете существует множество легенд и поверий, не случайно он считался камнем халдейских и вавилонских магов и прорицателей: перед прорицанием они клали его под язык, и он сообщал им дар предвидения.


Считалось, что он имеет странную связь с Луной. Например, он холодел и более ярко сиял в новолуние, наливаясь магической силой. Тускнел и угасал, когда Луна на ущербе. К новолунию лунный отлив появлялся вновь.

Индийцы утверждали, что, если положить лунный камень в темное место, из него начинает капать целебная влага, способная излечить меланхолию и лихорадку.

Самоцвет, по европейским поверьям, символизирует здоровье, богатство и долголетие, по индийским - надежду.


Это отличное профилактическое средство против апатии; оно лечит высокую температуру, воспаления и инфекции, эпилепсию, желтуху и болезни печени, укрощает рвоту, укрепляет память и помогает умело обходить расставленные владельцу самоцвета жизненные ловушки и неприятности.

Лунный камень усиливает эмоциональность своего хозяина, поддерживает любовь к домашнему очагу и одновременно вызывает тягу к перемене мест.

Камень этот придает благоразумие в словах, осторожность в действиях, мечтательность, мягкость и нежность, стимулирует приятные воспоминания, смягчает слишком самоуверенных и непреклонных людей.


Но опасен лунный камень для лиц замкнутых и капризных.

Если этот самоцвет повесить на фруктовое дерево, не приносящее плодов, то оно якобы снова станет плодоносить.

Лунный камень в полную силу проявляет свои свойства в новолуние, когда он наливается "ледяным" блеском.

Как амулет лунный камень помогает при эпилепсии и почечной колике, по-видимому, через легкое гипнотизирующее влияние при долгом рассматривании.


Лунный камень прописывали тем, кто плохо спит. Он делает сны чистыми, яркими, запоминающимися. Лечит лунатизм. Его кладут под подушку, чтобы сон был спокойным.


Лунный камень носят только на растущей Луне, когда он воплощает положительное влияние Луны и прибавляет силы в человеке.


На ущербной же Луне он вредоносен, так как отбирает энергию у владельца, становясь энергетическим "вампиром".

Лунный камень можно спутать с халцедоном или синтетической шпинелью.

Как поделочный (полудрагоценный) камень шлифуется кабошоном.

Лунный камень или адуляр типичен для богатых кварцевых жил альпийского типа, встречается в пегматитах, рудных жилах. Наиболее известное месторождение находится в Шри-Ланке, другие — в Австралии, Бирме, Бразилии, Индии, на Мадагаскаре, в Танзании, США (Пенсильвания, Виргиния).


Интересно, что лунный камень, несмотря на свое название, имеет к Луне только косвенное отношение. Удивительные, туманные, источающие бледный свет кристаллы когда-то удалось найти в альпийском горном массиве Монс-Адуляр. Красивый минерал получил свое научное название по месту обнаружения и описания породы. Обиходное название — лунный — ему присвоили ювелиры, объединяя под этой торговой номинацией несколько совершенно разных самоцветов.

В зависимости от разновидности, цены на изделия с переливчатым камешком могут значительно колебаться. Кроме натуральных образцов со схожей структурой и свойствами, на прилавках можно обнаружить и большое количество имитаций из матового стекла. Как отличить оригинал от аналогов и искусственных кристаллов, не имеющих магической силы?

Многоликий самоцвет

Все виды минералов, которые принято называть лунными камнями, относятся к группе полевых шпатов. Разница состоит только во внутреннем строении, предполагающем наличие или отсутствие микротрещин, включений воздуха, вростков слоев друг в друга и прочих особенностей. По этим признакам в геологии принято выделять ортоклазы, олигоклазы и плагиоклазы. От строения зависит и то, как выглядит обработанный самоцвет.


Наряду со схожими разновидностями натуральных минералов за лунные камни часто выдают синтетическую шпинель

В торговых точках лунными могут называться следующие минералы:

Кроме перечисленных, в число самоцветов, словно бы озаренных светом луны, включены и халцедон, и альбит, кристаллы микроклина и другие типы полупрозрачных полевых шпатов. Несмотря на собственную красоту, они не обладают эффектом иризации. Ювелирная ценность таких камешков крайне низка, и их используют как поделочные.

Как отличить имитацию от самоцвета?

Наряду со схожими разновидностями натуральных минералов за лунные камни часто выдают синтетическую шпинель. При выращивании ее кристаллов иногда возникает брак, выражающийся во включениях микропузырьков воздуха в монолитную структуру. Возникающая при этом иризация напоминает эффекты беломорита или радужного плагиоклаза. Изделия с бракованной шпинелью часто выдают за украшения с лунными камнями, но цена их сравнительно невысока по сравнению с натуральными самоцветами. Распознать эту подделку легче всего именно по цене.


Благодаря своей слоистой структуре натуральный лунный камень способен светиться, давать эффект вспышек или перламутровых переливов цвета только под определенным углом к поверхности. Немного повернув ювелирные изделия со вставками из адуляра или других представителей вида, даже неискушенный покупатель может заметить, что самоцветные вставки потеряли свечение. Стекло же будет переливаться постоянно, так как блестки распределены равномерно по всему его массиву.

Еще один признак натурального самоцвета — его высокая теплоемкость. Стекло (или синтетический камень) будет заметно нагреваться, если сжать в ладонях. Природный кристалл долго сохраняет прохладу, практически не нагреваясь от тепла руки. Такой способ может помочь достаточно точно определять натуральность самоцвета.

Как лунные камни применяются в магии?

Еще в древнеиндийских трактатах о свойствах минералов упоминается лунный камень (джандараканд). За необыкновенный эффект свечения ему приписывали магические свойства открывать будущее. Подобные способности дарить мистическое откровение созерцающему глубины кристалла были известны и в Древней Греции. Халдейские маги использовали мерцающий осколок, кладя его в рот. Пророчества, произносимые при этом, считались весьма правдивыми, особенно в полнолуние.

Наделяли адуляр и лечебными свойствами. Считалось, что влага, выделенная кристаллом в ночь, озаренную луной, способна излечивать злокачественную лихорадку. Средневековые лекари использовали самоцвет как средство от эпилепсии.

Современные литотерапевты принимают во внимание принадлежность этих минералов к стихии Воды. Широко известно их свойство помогать при лечении мочекаменной болезни. При нервных расстройствах и депрессиях следует созерцать переливы оттенков внутри кристалла. Это помогает прогнать тревожность, добиться крепкого сна без кошмарных сновидений.

Подвижная и восприимчивая энергетика стихии Воды подойдет не каждому характеру. Установить, кому подходит лунный камень, можно только при учете даты рождения человека. Постоянный контакт с ним будет благоприятным только для знаков, относящихся к тригону Воды: Скорпиона, Рака, Рыб.

Основные свойства самоцвета — растворение негатива, умиротворение, релаксация — помогут сдержать вспышки гнева, успокоиться при стрессовых состояниях. Даже агрессивным и энергичным представителям знаков Огня (Стрелец, Лев, Овен) он сможет подарить немного рассудительности. Но для представителей Воздуха постоянный контакт с минералом может обернуться апатией и нежеланием действовать. Тем же, чей знак Зодиака относится к стихии Земли, не слишком частое общение с мощной энергетикой самоцвета может принести пользу, умеряя излишние амбиции.

С магическими и лечебными целями самоцвет лучше всего надевать только на растущей Луне. В это время, а особенно в полнолуние, энергия камня растет. Как только светило переходит в 3-ю и 4-ю четверти, убывает и сила у минерала. В это время его лучше использовать для уменьшения негатива, снятия боли.

Украшения из лунного камня

От того как носить лунный камень, зависят и его способность помогать владельцу, и эффектность самого украшения. Характеристика его как неброского, имеющего блеклый цвет минерала не позволяет сочетать такую вставку с золотой оправой. Очень хорош лунный камень в серебре с чернением: тускловатый блеск металла не подавляет материал вставок. Радужные переливы лабрадорита или голубоватое сияние адуляра удачно подчеркиваются спокойным цветом металла.

Ювелирные украшения из камня, сияющего подобно луне, очень редко оформляют гранеными вставками. Иризация на фасетках проявляется не так заметно, а астеризм не возникает вообще. Поэтому и адуляр, и беломорит, и лабрадорит часто гранят в виде кабошона. Сочетания лунного камня с другими самоцветами практически не встречаются: серебряный кулон или перстень обычно содержат единственную крупную вставку. Только так можно по достоинству оценить красоту минерала и увидеть изысканную игру света в его глубине.

Из лунных минералов делают и ожерелья. Крупные бусины из адуляра могут стоить достаточно дорого, а колье длиной 45-50 см достигает цены в несколько десятков тысяч рублей. Поэтому такие украшения достаточно редки.

Сочетать изделия из этих самоцветов с одеждой тоже нужно со вкусом. Изысканно будет выглядеть сияющая капелька на маленьком черном платье. Очень элегантное сочетание может получиться и из строгого классического костюма с подвеской и серьгами с мерцающими камнями.

Кольцо из лунного камня может носить и мужчина. Обычно такие украшения приобретают люди со склонностью к занятиям магией. Серебряный перстень с адуляром принято считать аксессуаром ясновидящих и экстрасенсов. В этом случае рассматривают не соответствие энергии камня владельцу, а его значение как амулета, вызывающего видения. Украшение чаще всего и служит этим целям, так как имеет достаточный контакт со своим владельцем, а серебро оправы дополнительно усиливает магические свойства вставки.

Известные месторождения самоцветов

С древних времен и до наших дней считается, что самые красивые адуляры добывают в Мьянме и на Цейлоне (ныне Шри-Ланка). Именно оттуда происходят самые дорогие сорта с голубоватой иризацией и эффектом трехмерности. Минерал находится в толще вулканических пород, где он миллионы лет назад кристаллизовался из расплава кремния и других веществ.

Большое количество адуляра добывается в России. Отечественные образцы славятся включениями наночастиц золота и серебра. Это обеспечивает необычную игру света в кристалле, хотя и не вызывает мерцания, свойственного беломориту.

Эта разновидность тоже относится к российским. Месторождение беломорита обнаружилось в начале ХХ века в Карелии. Геологи случайно обратили внимание на выход светлой горной породы с необычным перламутровым отливом. Считается, что только поэтическое описание этого олигоклаза позволило ему получить собственное название.

Лабрадориты находят и на российском Севере, и на американском континенте, где добывают их уже не первое столетие. Радужные переливы сделали павлиний камень очень популярным среди городских модниц еще в XIX веке. Сравнительно низкая стоимость камня делает украшения с ним вполне демократичными по цене.


Умиротворяющий холодный блеск, родственный лунному свету, делает самоцвет желанным для многих представительниц прекрасного пола. Но не стоит забывать о том, что его магические свойства и энергетика могут вступать в противоречие с характером владелицы. Красивое изделие с переливающимся или мерцающим драгоценным адуляром или радужным лабрадоритом способно принести не только радость. Выбирая для себя лунный камень, нужно учитывать некоторые тонкости, и тогда не придется сожалеть о затраченных на его покупку средствах.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.