Методы исследования мышления больных эпилепсией

Применение нейропсихологического и психодиагностического методов исследования при оценке когнитивных функций и эмоционально-личностной сферы у больных эпилепсией.


Эпилепсия у детей характеризуется высокой частотой встречаемости (до 1% среди детского населения) и приводит к значительным по степени выраженности психическим расстройствам. Серьезную угрозу это заболевание представляет в период развития и обучения детей, когда наступают характерные для эпилепсии явления органической деменции и эпилептические изменения личности, требующие точной диагностики и реабилитации.

В современной психиатрии и неврологии Нейрокогнитивные исследования, основанные на нейропсихологическом методе, с недавних пор вошли в научную и исследовательскую практику специалистов-медиков и психологов и являются актуальными для клинической психологии (прежде всего, нейропсихологии) и медицины (в первую очередь, эпилептологии и неврологии). А разработка комплексной психологической оценки нарушений познавательной деятельности и методов их коррекции у детей с эпилепсией проводится на основе изучения структурно-функциональных основ интеллектуальных процессов у детей с разными формами эпилепсии и обусловлена индивидуальными особенностями мозговой организации речевой, мнестической и других ВПФ, проявляющейся в нестандартных отношениях полушарий, блоков и уровней мозга.

Мультидисциплинарный характер углубленного нейропсихологического исследования речевых, мнестических, эмоциональных процессов потребовал привлечения кардинальных положений широкого круга научных дисциплин. Помимо общеизвестных данных классической неврологии, психиатрии , а также приоритетной в настоящее время нейропсихологической концепции А.Р.Лурия, исследования составили данные психологии, психолингвистики, нейрофизиологии.

Автором в течение длительного периода времени было изучено более 2000 больных с разными формами эпилепсии и судорожными синдрома, обусловленными метаболическими нарушениями, находившихся в неврологических, эпилептологических и генетических отделениях: МНИИ педиатрии и детской хирургии МЗ России; научно-практическом центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы при правительстве Москвы.

Все больные прошли курсы комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, проводилось восстановительное обучение больных с разными формами эпилепсии.

Выделенные типы нейропсихологических синдромов у больных эпилепсией, связанные с локализацией очага эпиактивности, варьировали в зависимости от тяжести заболевания, умственного развития ребенка и степени вовлечения корковых и подкорковых структур мозга в патологический процесс.

Верификация локализации очага эпиактивности разными методами показала определенные соответствия между результатами нейропсихологической, клинической и нейрофизиологической диагностики.

Какая роль электроэнцефалографии в диагностике эпилепсии?

Основным методом диагностики эпилепсии служит электроэнцефалография (ЭЭГ). Метод ЭЭГ напоминает электрокардиограмму (ЭКГ), которая проводится для исследования функции сердца. ЭЭГ — совершенно безвредный метод, не имеющий противопоказаний. Перед проведением ЭЭГ на голову больного надевается шапочка с электродами. Исследование обычно не требует специальной подготовки (в том числе, не нужно стричь волосы, они не служат препятствием для наложения электродов на кожу головы).

ЭЭГ — основной метод диагностики эпилепсии, позволяющий отличить эпилепсию от других заболеваний, не сопровождающихся формированием патологического разряда в коре большого мозга. Патологический разряд, возникающий в коре большого мозга во время эпилептического приступа, можно зарегистрировать при помощи специального метода ЭЭГ. Это исследование помогает понять, в каких отделах коры берет начало разряд, как он распространяется, является ли приступ фокальным и генерализованным. Все это имеет большое значение для подбора лечения, так как методы лечения фокальных и генерализованных форм эпилепсии различаются.

должно быть проведено всем больным с подозрением на эпилепсию. Установление диагноза эпилепсии без , только на основании внешних проявлений или описания приступа, невозможно! На ЭЭГ больного эпилепсией возможно выявление эпилептиформных изменений (в виде комплексов или , отдельных спайков, полиспайков, острых волн, комплексов острая волна — медленная волна и др.), которые соответствуют распространению патологического разряда в коре. ЭЭГ позволяет отличить эпилепсию от других заболеваний, также характеризующихся приступами, которые не сопровождаются формированием патологического разряда в коре и появлением эпилептиформных изменений на ЭЭГ: например, заболевания сердца, нарушения углеводного обмена, некоторые психические заболевания и др. Локализация этих изменений способствует уточнению диагноза. Однако при однократной записи ЭЭГ в поликлинике или в условиях медицинского центра, обычно проводимой в периоде между приступами, патологические изменения выявляются не всегда. Это связано с тем, что вероятность возникновения приступа именно в момент записи ЭЭГ не достаточно высока. В тоже время у части больных (хотя и не у всех) изменения на ЭЭГ обнаруживаются только во время приступов. В этих случаях ценным диагностическим методом может служить запись ЭЭГ во время сна (при некоторых формах эпилепсии характерные изменения на ЭЭГ выявляются только в определенные фазы сна), (длительная запись ЭЭГ в течение нескольких часов, обычно — в течение суток) и мониторинг (позволяющий получить запись ЭЭГ во время приступа одновременно с видеосъемкой приступа). Длительный мониторинг служит наиболее точным методом диагностики эпилепсии. мониторинг позволяет осуществлять не только более точную диагностику эпилепсии, но также и контролировать результаты лечения.

Какая роль методов нейровизуализации в диагностике эпилепсии (КТ, МРТ)

При симптоматических формах эпилепсии, вызванных структурными изменениями в мозге, большую роль в диагностики также играет нейровизуализация (преимущественно МРТ).

Преимущества КТ заключаются в том, что этот метод лучше выявляет кальцинаты и свежие кровоизлияния. Однако, именно в диагностике эпилепсии метод МРТ имеет явные преимущества над КТ, и поэтому, при возможности, именно этот метод должен быть применен в диагностике эпилепсии.

Абсолютным противопоказанием для проведения томографии служит наличие любых металлических предметов на теле или в организме больного, которые не могут быть удалены перед началом исследования (например, искусственный водитель ритма, металлические конструкции, применяемые при протезировании суставов, а также при нейрохирургических вмешательствах (клипирование сосудов и др.).

При патопсихологическом обследовании больных эпилепсией обнаруживаются характерные изменения мышления, речи, памяти, личностные особенности.

Существенно изменяется темп психических процессов, у большинства больных он значительно замедлен. Показательно в этом отношении исследование с помощью таблиц Шульте. Тогда как здоровые люди затрачивают в среднем на поиск чисел в одной таблице 40—50 с., у боль­ных эпилепсией поиск чисел в таблице длится от 0,5 до 2,5 мин. и более.

Уже в начальной стадии эпилепсии отмечаются изме­нения подвижности психических процессов. Явления инер­тности психической деятельности обнаруживаются даже при наличии в анамнезе у больных с начальными прояв­лениями эпилепсии единичных судорожных припадков (при отсутствии еще заметных признаков интеллектуально-мнестического снижения).

Нарушения подвижности психических процессов лег­ко обнаруживаются в пробе на переключение. Так, при попеременном прибавлении к заданному числу двух дру­гих отмечаются ошибки чередования. Последние обнару­живаются и при попеременном назывании к заданным словам антонимов и синонимов.

Характерны в этом отношении результаты исследова­ния методикой попеременного называния пар одушевлен­ных и неодушевленных предметов. У больных эпилеп­сией обнаруживаются ограничение называемых предме­тов рамками одного понятия (называются одни лишь до­машние животные в качестве одушевленных либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевленных), частое повторение одних и тех же слов, иногда (чаще в начале задания) — неправильное чередование пар слов.

При выраженном эпилептическом слабоумии и олигофазии больные нередко прибегают к называнию собствен­ных имен близких им людей.

Явления инертности отмечаются и при произвольном назывании 60 слов. На выполнение этого задания уходит от 6—7 до 14 мин. Многократно повторяются одни и те же слова. Психически здоровые обычно называют слова смыс­ловыми гнездами, состоящими из 5—6 слов, близкими по родовой принадлежности, например, “автомобиль, поезд, самолет, пароход”. После такого смыслового гнезда может следовать другое: “море, река, озеро” и т.д. У больных эпилепсией эти смысловые гнезда состоят из значительно большего числа слов. Это обстоятельство делает понятным, почему больные эпилепсией затрачивают на произвольное называние слов много времени, в силу инертности продол­жают искать нужное слово, а не переходят к словам, при­надлежащим к другому смысловому гнезду.

Обнаруживаемая при обследовании больных эпилеп­сией инертность протекания ассоциативных процессов ха­рактеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Эти особенности отмечаются и в произвольной речи больных: они “топчутся” на месте, не могут отвлечься от второсте­пенных, мало существенных деталей. Но при этом цель высказывания больным не теряется.

Инертность, вязкость мышления больных эпилепсией отчетливо выступает в словесном эксперименте. Об этом свидетельствует увеличение латентного периода, частые эхолалические реакции, однообразное повторение одних и тех же ответов. Часто на слова-раздражители больные отвечают стереотипными рядами слов либо называют слова из своего профессионального обихода, иногда в качестве ответной реакции подбираются прилагательные, обозна­чающие цвет данного предмета. Иногда ответные слова относятся к предыдущим словам-раздражителям (“запаз­дывающие” речевые реакции).

Такие же особенности обнаруживают больные эпилеп­сией при исследовании методикой подбора слов-антони­мов, являющейся вариантом словесного эксперимента. Здесь сам исследующий инструкцией предопределяет ха­рактер ответных реакций. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образо­ванию антонима путем прибавления к заданному слову частицы “не”. В словесном эксперимен­те отмечается зависимость между характером слова-раз­дражителя и величиной латентного периода. Испытывае­мые больным затруднения в подыскании нужного слова-антонима увеличиваются при предъявлении им слов аб­страктного значения.

Часто в словесном эксперименте встречаются ответ­ные реакции — штампы (например: яблоко — груша, пти­ца — курица). При выраженном слабоумии ответные ре­акции стереотипны, однообразны — на все слова-раздра­жители больной может отвечать 2—3 словами (“хороший” или “плохой”, “знаю” или “не знаю”). Нередко словесные реакции отражают отношение больного к предметам, обоз­наченным словами-раздражителями, например: город - люблю; булка — вкусная и т. п. Эти особенности ассоци­аций отражают изменения личности больных, присущий больным эпилепсией эгоцентризм.

Такого рода включение себя в описываемую ситуацию рассматривается как признак преобладания конкретных представлений в мышлении больных эпилепсией, недо­статочности в осмыслении условного характера задания, как проявление эгоцентрических тенденций.

Уже в обычной беседе больные эпилепсией обнаружи­вают склонность к чрезмерной обстоятельности, детали­зации. Еще больше эти особенности эпилептического мыш­ления выступают при описании больными сложного ри­сунка или при пересказе текста. При этом больные подме­чают совершенно несущественные детали, фиксируют на них свое внимание. Нередко, описав, таким образом, рису­нок, больной все же не может уловить его содержание.

Затруднения в выделении существенных признаков предметов и явлений характеризуют наблюдающиеся при эпилепсии снижение уровня процессов обобщения и от­влечения. При исследовании методикой исключения боль­ные крайне обстоятельно характеризуют каждый из четы­рех изображенных на рисунке предметов и либо не нахо­дят между ними отличия, либо заявляют, что все эти пред­меты ничего общего между собой не имеют. Так, боль­ные приходят к выводу, что шкаф, кровать, этажерка и комод являются мебелью, и не могут найти отличитель­ного признака, позволяющего объединить виды мебели, служащие для хранения каких-либо предметов. Разгляды­вая картинку с изображением очков, часов, весов и термо­метра, больной дает им крайне детальную характеристику и утверждает, что не видит между ними ничего общего.

Больные эпилепсией производят классификацию по конкретно-ситуационному признаку. При этом можно ус­лышать такие рассуждения: “морковь, лук, помидор — это я всегда в борщ кладу”; “врач, ребенок, термометр — все это в больнице, и уборщица в больнице нужна” и т. п. Характерно образование в процессе классификации не­скольких мелких, близких по содержанию групп, напри­мер, выделяется посуда металлическая и стеклянная, обувь и головные уборы образуют отдельные группы и не объ­единяются с одеждой.

Часто наблюдающиеся у больных эпилепсией пустые рассуждения создают картину своеобразного резонерства, отличающегося от резонерства при других заболеваниях, в первую очередь, от шизофренического. Резонерство боль­ных эпилепсией носит характер компенсаторных рассуж­дений. Его особенности проявляются в поучительном, типа сентенций, тоне высказываний, отражающих некоторую патетичность и переоценку собственного жизненного опы­та, в то время как эти высказывания носят характер неглу­боких, поверхностных, бедных по содержанию суждений, содержат шаблонные, банальные ассоциации. Их резонер­ские рассуждения всегда приурочены к конкретной ситуа­ции, от которой больному трудно отвлечься. У резонерствующих больных эпилепсией в эксперименте отмечаются снижение уров­ня обобщения и отвлечения, узость диапазона мышле­ния, эгоцентрические тенденции при бедности словарно­го запаса.

Характерны наблюдающиеся у больных эпилепсией расстройства речи — замедление ее темпа, употребление уменьшительных слов и речевых штампов, олигофазии. Олигофазия, как писал А. Н. Бернштейн (1912), — основ­ное и наиболее характерное речевое расстройство у боль­ных эпилепсией. Различают острую послеприпадочную и постоянную (общую прогрессирующую, по Я. П. Фрумкину, 1939) олигофазию.

Непосредственно после припадка при наличии расстро­енного сознания у больных обнаруживается асимболия — нарушена способность узнавать предмет и его назначение. По мере восстановле­ния сознания асимболия исчезает, ука­зывал А. Н. Бернштейн, и проявляется амнестико-афатический комплекс (острая после­припадочная олигофазия). Олигофазия проявляется в том, что больные узнают пока­зываемый им предмет и обнаруживают знание его свойств и назначения, но назвать предмет не могут. Патофизио­логически острая послеприпадочная олигофазия изучена М. И. Серединой (1952), установившей своеобразную по­степенность восстановления корковых связей между сиг­нальными системами после судорожного припадка. Вначале высвобождаются из-под торможения связи между речевоспри­нимающей областью и двигательным (кинесте­тическим) анализатором. В связи с этим больной может правильно выполнять двигательные задания. Затем вос­станавливаются связи между зрительным и речедвигательным анализаторами —- больной может правильно назы­вать предметы. В последнюю очередь восстанавливаются связи между слухоречевым и речедвигательным анализа­торами, лишь тогда больные уже могут правильно отве­чать на вопросы.

Затруднения называния предметов в послеприпадочный период неоднородны: более знакомые, обыденные предметы больные называют раньше, чем менее знако­мые по прежнему жизненному опыту.

Течение эпилепсии сопровождается неуклонным ослаб­лением памяти. Вначале обнаруживается нарушение про­извольной репродукции — концентрация внимания на вос­произведении в памяти какого-либо слова приводит к ухуд­шению способности репродукции. На последующих эта­пах обнаруживаются расстройства удержания и запомина­ния. Такая динамика расстройства памяти при эпилепсии отмечалась О. Bumke (1939), И. Шипковенским (1956).

Кривая запоминания у больных эпилепсией носит свое­образный характер. Количество воспроизводимых слов с каждым последующим повторением либо незначительно увеличивается, либо остается прежним. Не встречается, как при церебральном атеросклерозе, уменьшение коли­чества слов, воспроизводимых при последующих повто­рениях. При более глубоких нарушениях памяти у боль­ных эпилепсией кривая запоминания носит более пологий характер.

Представляет интерес определенное соответствие меж­ду выраженностью общей прогрессирующей олигофазии и глубиной расстройств памяти, их параллелизм. Чем меньше выражены у больных эпилепсией расстройства памяти, тем менее выражена и общая прогрессирующая олигофазия, и, наоборот, более глубоким расстройствам памяти соответствуют более выраженные олигофазические проявления.

Для больных эпилепсией характерен детализирующий тип восприятия, отражающий черты эпилептической пси­хики в перцепции. Аналогами детализирующего типа вос­приятия в мышлении являются снижение уровня обобще­ния и вязкость. При обследовании больных эпилепсией с равной степенью выраженности психического дефекта за­метен явный параллелизм между отмеченными особен­ностями в перцепции и мышлении.

Исследование больных с помощью теста Роршаха показало, что с тенденцией к детализации у больных эпилепсией свя­зано известное уменьшение количества “стандартных” ин­терпретаций, характерных для здоровых и отражающих присущие норме перцептивные стереотипы.

С нарастанием слабоумия уменьшается и количество образов, характеризующихся динамичностью, снижается “показатель движения”.

Таким образом, для эпилептического интеллектуаль­ного дефекта характерно сочетание таких признаков, как понижение количества стандартных интерпретаций, отсут­ствие кинестетических интерпретаций, снижение количес­тва ответов с интерпретацией пятна как целого, бедность, стереотипность содержания.

С прогредиентностью заболевания связано и возраста­ние количества ответов по цвету.

При исследовании методом Вартегга (А. Т. Чередни­ченко, 1975) больные эпилепсией чаще, чем больные ши­зофренией и здоровые, использовали цветные карандаши. В некоторых случаях преимущественное использование красного цвета было характерно для предприпадочного со­стояния обследуемых. Сам рисунок носил характер итера­тивно-детализирующего. Нередко во всем бланке отмеча­лись явления персеверации. Уменьшение коли­чества “стандартных” образов объяснялось бедностью ри­сунка, его редуцированностью, а не необычностью, “сверх­включением”, как это имеет место при шизофрении.

Сравнительно мало при обследовании больных эпи­лепсией используется личностный опросник MMPI.

Особенности личности больных эпилепсией И. В. Крук изу­чала с помощью методики незаконченных пред­ложений. Полученные при этом дан­ные позволяют характеризовать систему личностных отношений больных эпилепсией. На первый план высту­пало значительное преобладание словесных реакций типа импунитивных, отражающих тенденцию к ниве­лированию возможных конфликтных факторов. Напри­мер: “Если все против меня. я стараюсь, чтобы все было хорошо”; “Люди, с которыми я работаю. очень хоро­шие”. Эти примеры свидетельствуют о выраженности у больных в ситуации исследования черт аффективной вяз­кости, умилительности. Иногда при изменении обста­новки исследования, при внесении в нее фрустрирующих факторов выступал и другой компонент эпилепти­ческой аффективной пропорции — взрывчатость, злоб­ность. Это особенно было заметно у больных с преоб­ладанием в картине психического дефекта аффективных изменений. В ряде случаев в составленных больными фразах выявлялась агрессивность: “Если все против меня, то. я буду бороться и ни перед чем не останов­люсь”.

В ответах больных часто обнаруживались тенденции, которые могут быть обозначены как чрезмерно альтру­истические. Они соответствуют характерным для боль­ных эпилепсией особенностям личности, которые в пси­хиатрической литературе получили название “гиперсоциальности эпилептиков” (F. Mauz, 1937); “Я всегда хо­тел. жить и трудиться на благо коллектива”; “Моей самой большой ошибкой было. то, что я заболел; ведь я мог бы приносить пользу людям”.

Отношение к болезни проявлялось такого рода ир­радиацией фраз: в плане отношения к болезни больны­ми рассматривались фразы, обычно воспринимаемые в связи с чувством сознания вины, страха, отражающие взаимоотношения в коллективе, отношение к прошло­му и т. д.: “Когда меня нет, мои друзья. нет друзей у больного человека”; “Когда-то я. был такой, как все, у меня не было припадков”; “Самое худшее, что мне слу­чилось совершить, это. заболеть”.

Анализ полученных данных в соответствии со степенью выраженности психического дефекта у обследо­ванных больных позволяет говорить о характерных для этого заболевания прогрессирующих нарушениях само­оценки. По мере углубления психического дефекта на­растают явления недостаточной критичности к себе, не­дооценка неблагоприятных жизненных факторов, уси­ливается преобладание импунитивных реакций, стано­вится все более частой преувеличенно-оптимистическая оценка будущего. Больной с выраженным эпилептичес­ким слабоумием фразу: “Думаю, что я достаточно спо­собен, чтобы. ” заканчивает следующим образом: “. учиться в институте”. Параллельно отмечается уси­ление испытываемых больными затруднений при вы­делении эмоциональной направленности фраз. Фразы становятся эмоционально малозначимыми: “Моя мать и я. сидим дома”.

Методика “незаконченных предложений” дает объ­ективное представление о характерологических изме­нениях больных эпилепсией и может быть использо­вана для определения степени выраженности психиче­ского дефекта. Эти данные могут помочь в решении диагностических и экспертных вопросов, а также в ин­дивидуальном построении реабилитационных мероп­риятий.

§ 5. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста

Эпилепсия либо является следствием органического поражения мозга, либо имеет геннуинное происхождение. Кроме эпилептических припадков, которые истощают и травмируют больного, заболевание часто сопровождается стойкими психическими изменениями, затрагивающими как познавательные процессы, так и характер больного.

При обследовании детей, больных эпилепсией, в особую группу выделяют детей, страдающих генуинной эпилепсией. В структуре личности у этих детей часто отмечается повышенный инстинкт самосохранения, большое стремление к самоутверждению и выраженная эгоистичность. Генуинная эпилепсия — это форма эпилепсии, протекающая с первично генерализованными припадками, не связанная с явным органическим поражением головного мозга или выявленным нарушением обмена.

Дети, страдающие эпилепсией, никогда не теряют связь с реальностью и стремятся учитывать обстоятельства и влиять на них в свою пользу.

В структуре личности ребенка, больного эпилепсией, выявляется в первую очередь замедленность, заторможенность всех реакций, а также вязкость проявлений в аффективной сфере. Больные педантичны, мелочны, трудно переключаемы. Они обращают большое внимание на второстепенные детали проблемы и застревают в них.

При осуществлении любой деятельности у больных могут наблюдаться абсансы (от франц. l’absense — отсутствие) — кратковременные выключения сознания, проявляющиеся в застывшем взгляде, иногда ритмических подергиваниях глазных яблок или век.

Среди детей, страдающих эпилепсией, встречается много таких, которые обладают хорошей зрительной памятью, граничащей с эйдетической памятью (разновидностью образной). У некоторых из таких детей эйдетический образ приближается к галлюцинаторному. Следует подчеркнуть, что состояние памяти как психического процесса зависит от общего состояния больного ребенка. У детей, страдающих частыми приступами, процесс запоминания деформирован.

Психологическое обследование детей с эпилепсией дает возможность устанавливать зависимость между возникающими у них расстройствами вербального мышления, словесной памяти и речевыми расстройствами.

Характеризуя в целом особенности мышления при эпилепсии, следует отметить такие характеристики, как обстоятельность, склонность к повторам, застреваемость, персеверативность, затрудненность обобщений и кратких формулировок. Часто выраженность этих процессов сочетается с общими изменениями личности больного ребенка.

Воображение детей, больных эпилепсией, характеризуется бедностью и конкретностью образов. У них вызывает затруднение угадывание образов в незаконченных рисунках или сочинение рассказов на заданные темы. Составление любого рассказа опирается у них на конкретный материал, сохраняемый в памяти. Этот материал служит основой возникновения представлений. Однако снижение темпа формирования мнемических следов, и таким образом представлений, не позволяет осуществлять этот процесс полноценно, что ведет к развитию эмоциональной тупости и обедненности воображения больных детей.

При исследовании воображения детей, больных эпилепсией, методом Роршаха выявилась тенденция видеть в изображенном лишь целостные конкретные предметы (бабочку, обрыв, ущелье, различных животных). Некоторые дети в состоянии аффективного приступа могут видеть в пятне только цвет или разрезанных животных и кровь.

Эмоционально-волевая сфера больных эпилепсией отличается определенными особенностями: вязкостью, напряженностью и длительностью сохранения негативных переживаний. Эти дети легко ранимы и тяжело переносят свое состояние. Они легко обижаются и не переносят порицаний. Эмоциональной сфере детей с эпилепсией свойственна та же инертность и вязкость, что и другим психическим процессам. Поэтому негативные переживания таких детей прочно закрепляются в сознании и приобретают неадекватные формы. От неудач они становятся раздражительными, сердитыми, а иногда и злобными. В случае обиды дети младшего школьного возраста и подростки могут затаить желание отомстить обидчику. Однако такая особенность, как мстительность, у этих детей может проявиться не открыто, а тайно, исподтишка.

Для детей, страдающих генуинной эпилепсией, характерны хорошая работоспособность, активность и целенаправленность. Однако эти процессы у них могут сопровождаться нарастанием агрессии, если возникают препятствия к осуществлению той или иной деятельности. Эти дети проявляют особое стремление к завершению, доведению до конца начатой работы. При этом демонстрируют особую аккуратность, чувство долга и ответственность.

Особенности детей, больных эпилепсией, у которых отсутствует снижение интеллектуальной деятельности

У части детей, больных эпилепсией, для которых нехарактерны частые припадки, а психическая деятельность близка к норме, может отсутствовать снижение интеллектуальной деятельности. Эти дети обычно продолжают обучение в массовой школе. Однако и у них наблюдаются некоторые проявления патологического развития психики.

Подросткам и при нормальном развитии свойственна особая сензитивность к воздействию на них окружающего мира. Некоторые дети, страдающие эпилепсией, в этом возрасте особо ранимы. Они чувствительны и повышенно аффективны. У этих детей отмечается потребность в самоутверждении и постоянном привлечении к себе внимания. Отсюда проявляющиеся у них назойливость и некоторая агрессивность.

Особенности детей с органической эпилепсией

В практике патопсихолога часто встречаются больные с органической эпилепсией. В большинстве случаев у этих больных обнаруживаются те же черты, что присущи генуинной эпилепсии. Однако есть и отличия. Органическая эпилепсия сопровождается более выраженной тугоподвижностью, значительным снижением интеллекта с отсутствием критического отношения к собственной интеллектуальной несостоятельности, выраженной истощаемостью, отсутствием устойчивости и целенаправленности в работе. При осуществлении любой деятельности такие дети не проявляют инициативы. Обращает на себя внимание резкое нарушение их работоспособности.

Особенности протекания дементного процесса при эпилепсии

Психические нарушения при эпилепсии у части детей вызывают распад высших психических функций. Деменция при эпилепсии — это сложное образование, ее особенностью является необратимый, прогрессирующий дефект, который проявляется в общем снижении личности, в стойком поражении интеллекта и других психических процессов, в уменьшении возможности детей продолжать обучение.

У дементных детей, страдающих эпилепсией, в большей степени проявляются тугоподвижность и замедленность всех психических процессов. Заметно снижается память, больной ребенок лишается возможности получать новые знания и постепенно теряет уже приобретенные. Разрушаются мыслительные операции, проявляющиеся в нарушении различения главных и второстепенных сущностей явления. Восприятие окружающего мира происходит только в связи с конкретной ситуацией. В ответах больных обнаруживается все увеличивающаяся склонность к детализации второстепенных подробностей, отражающих узость кругозора больного ребенка. Снижение всех мыслительных процессов и плохая память не позволяют больному ребенку правильно разбираться в жизненных явлениях. Разрушаются логические взаимосвязи и процесс сравнения или обобщения сводится к перечислению многочисленных второстепенных признаков.

Понижается работоспособность. Ребенок оказывается способным к проявлению активности только в исполнительской деятельности. Характерными становятся личностные нарушения и резкое сужение интересов. Аффективная сфера поражается в сторону все большего эгоизма, злопамятности и жестокости. Среди личностно сниженных больных с эпилепсией отмечаются преимущественно дементные больные.


Эпилепсия – это заболевание, которое способно проявлять себя в виде самых разных признаков. Приступы эпилепсии могут протекать с потерей сознания или без него. Во время приступа мы можем увидеть судорожные подёргивания мышц, почувствовать различные ощущения в теле, наплывы мыслей и пережить яркие и не всегда понятные эмоции. К тому же для разного возраста характерны свои особенности возникновения и протекания эпилепсии, о чём уже было подробно рассказано в соответствующих разделах нашего сайта. Ниже мы обсудим то, как происходит процесс выявления эпилепсии и возможная диагностика этиологии (причин) эпилепсии1.


Методы диагностики эпилепсии


Диагностирование эпилепсии подразумевает ряд процедур, которые обычно включают анализ крови, электроэнцефалографию (ЭЭГ), компьютерную томографию (КТ) и/или магнитно-резонансную томографию (МРТ). Данные методы позволяют врачу выявить причину эпилепсии, а также определить тип приступа2. Однако, несмотря на все достижения науки и высокий уровень развития техники, в соответствии со сложившейся традицией и современными алгоритмами отправной точкой для диагностического процесса всегда является осмотр пациента врачом.


На осмотре у врача



Первый осмотр у врача по поводу заболевания – это важный этап в диагностике эпилепсии. Осмотр начинается с сообщения жалоб пациентом и/или его близкими. Как правило, основной жалобой в обсуждаемых случаях будут приступы потери сознания, подёргивания мышц или застывания на месте. Задавая уточняющие вопросы, врач может выяснить частоту приступов и то, как они проявляются у конкретного пациента.

На этом этапе пациент может помочь врачу, если он:

  • подробно опишет приступы и всевозможные предшествующие и последующие ощущения с указанием даты и времени;
  • предоставит письменное описание приступа человеком, который стал свидетелем произошедшего;
  • покажет видеозапись приступа (если была возможность сделать её)1.

Для определения диагноза важно понимать, в каких условиях возник приступ, чем он сопровождался и что последовало после него. Эта информация учитывается при дифференциальной диагностике – процессу разграничения между собой близких по проявлениям болезней. Наличие головных болей, специфических искажений восприятия в виде вспышек света или двигательные нарушения могут указывать, как на эпилепсию, так и на мигрень. Эпилепсия по внешним проявлениям близка к обморокам – потерям сознания, вызванным резким падением артериального давления. Также существует ряд психических расстройств, которые могут быть приняты за эпилепсию. По эпидемиологическим оценкам врачей США, от 10 до 30% случаев эпилепсии, устойчивой к терапии, на самом деле относятся к психическим расстройствам и требуют лечения не противоэпилептическими препаратами4.



Довольно часто данные, полученные на этом этапе диагностики, настолько подробные и чёткие, что они способны дать врачу точное понимание направления диагностического процесса и предпочтительного способа терапии. Однако, клинический опыт и интуиция врача должны быть подкреплены лабораторными и инструментальными методами. Это поможет предотвратить ненамеренную ошибку врача в диагнозе. Если Вы считаете, что в случае Вашей болезни или болезни Вашего близкого нужно провести какой-то метод исследования, обсудите это с врачом. Объясните доктору свою позицию, но постарайтесь не угрожать и не давить на врача в беседе. Ответственность за хорошие отношения между пациентом, его родственниками и врачом лежит на всех участниках этого общения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.