Мудры при лечении эпилепсии

Точка зрения современной медицины


Рассмотрим, как определяет эпилепсию официальная медицина. С точки зрения современной медицины, эпилепсия – это хроническое неврологическое заболевание, которое проявляется внезапным возникновением судорожного припадка.

Надо отметить, что до недавнего времени эта болезнь считалась также психической. Болезнь очень распространенная, так как каждый сотый человек планеты, то есть 1% населения Земли, периодически испытывает судорожные припадки.

Излечима ли болезнь на сегодняшний день? Несмотря на то, что болезнь очень серьезная и опасная, тем не менее в некоторых случаях она полностью излечима, если вовремя ее диагностировать и правильно лечить.

Добиться стойкой ремиссии удается у 80% больных. Лечение в подавляющем большинстве случаев консервативное – прием противоэпилептических препаратов, иногда же приходится осуществлять хирургическое вмешательство.

Точка зрения эзотерики


С точки зрения эзотерики, эпилепсия – болезнь кармическая, поэтому для исцеления требуется осознание ошибок и покаяние. С эзотерической точки зрения эта болезнь носит ментальный характер, так как является болезнью тонких тел.

Чтобы излечиться от эпилепсии, в первую очередь надо отработать свой кармический долг. А для этого личность должна избавиться от своих пороков, выработать в себе доброжелательность и сострадание, приучить себя к умеренности и прощению, стараться дарить любовь, а не требовать ее у других.

На этом пути личность должна постоянно самосовершенствоваться, активизировать духовный рост, слушать классическую музыку, познавать мир и Бога, наполняясь высшим разумом. Нужно принять законы Вселенной, следить за своими мыслями и эмоциями, не унывать, быть позитивно настроенным.

Точка зрения Аюрведы

Согласно Аюрведе, причины возникновения болезни следующие:


  • продолжительное употребление нездоровой и нечистой пищи;
  • пребывание в горе, в гневе, сильная страсть;
  • неосознанный страх, сильная ненависть, беспокойство ума;
  • закупорка сердца в результате доша-дисбаланса.

В Аюрведе центральное место занимает понятие доши. Существует три типа дош: Доша Питта, Доша Капха и Доша Ватта.

Это три энергии, три жизненные силы, управляющие работой человеческого организма. Доша Ватта управляет кровообращением, дыханием и прохождением нервных импульсов, поэтому Аюрведа относит эпилепсию к расстройству Доша Ватта. Дисбаланс в Ватта, особенно в прана Ватта, отвечающей за нормальную работу мозга и нервной системы, приводит к эпилепсии.

Лечение эпилепсии в Аюрведе – комплексное. В арсенале Аюрведы огромное количество препаратов, уменьшающих частоту приступов и продлевающих жизнь больных эпилепсией, но они применяются только после того, как организм больного будет очищен различными методами, а ум будет уравновешен и спокоен.

Точка зрения православия

Эпилепсия же среди всех болезней стоит особняком, так как считается, что больной подвергается воздействию бесов. Казалось бы, что лечение таких больных – прерогатива церкви и официальной медицине тут не место. Что же думают по поводу лечения эпилепсии служители церкви, что они советуют?

Священнослужители считают, что есть два врача: тот, кто лечит тело, и Господь Бог, лечащий души людей, поэтому надо обратиться к обоим. Сначала больной должен пойти в храм, очистить душу, затем обратиться к врачу с тем, чтобы вылечить тело. Врача тоже дал Господь.

Йога и эпилепсия


Если человек страдает эпилепсией с раннего детства, с десяти лет до двадцати одного года, то, по мнению йогов, причина болезни – неполноценность здоровья. Если же болезнь появилась позже, с двадцати четырех лет и старше – то тут явно вина самого больного, это означает, что он ведет неправильный образ жизни.

Причиной же этой приобретенной эпилепсии считают интоксикацию желчью и веществами разлагающихся фекальных масс кишечника, образовавшихся вследствие запоров из-за неправильного образа жизни, в частности – питания.

То есть болезнь заработана вследствие легкомысленного и небрежного отношения к собственному здоровью. Если больному удастся излечиться, то он просто обязан полностью изменить свое отношение к жизни.

Как же излечиться от болезни?

Йога предлагает нам придерживаться следующих правил и диеты:


  • ежедневно утром и вечером по 30 минут босиком гулять в местах, где нет дыма и пыли;
  • во время этих прогулок систематически выполнять Враджана-пранаяму;
  • внимательно следить за работой кишечника, избегать запоров, регулярно освобождать кишечник;
  • употреблять поменьше соли, если невозможно полностью от нее отказаться;
  • не есть топленое и сливочное масло, мясо, рыбу, яйца;
  • есть побольше фруктов и овощей;
  • на ночь не есть бананов;
  • спать в открытом помещении, а если нет такой возможности, то хотя бы при открытой форточке.

Кроме того, йога предлагает нам выполнять специальные асаны, помогающие избавиться от болезни. В арсенале хатха-йоги много упражнений, помогающих при эпилепсии, однако самостоятельно их выполнять не рекомендуется, надо найти опытного инструктора, под чутким руководством которого проделывать эти упражнения.

Мнение Сергея Николаевича Лазарева

В чем же причина болезней, по мнению Лазарева, почему человек на протяжении своей жизни болеет той или иной болезнью? Сергей Лазарев причиной болезни считает плохие черты характера. По его мнению, именно характер определяет судьбу человека. Любая болезнь, по мнению Лазарева, начинается на уровне ума, затем соответствующим образом отражается на физическом теле, так как тело и ум взаимосвязаны друг с другом.

Все, что происходит на уровне психики, обязательно отражается на уровне тела. Если портится характер человека, то тело, не выдержав нагрузки, начинает болеть. В своих книгах автор подробно описывает, какие психологические причины вызывают те или иные заболевания. В частности, он считает, что причиной эпилепсии является упрямство. В чем же основная проблема, вызывающая болезни, по Лазареву?

Психологические причины упираются в самую главную проблему, из-за которой человек перерождается в материальном мире, продолжая болеть и страдать. И эта главная проблема – забвение человеком своей высшей природы. То есть для того, чтобы человек был здоров, у него должен быть не только хороший характер, но и правильное мировоззрение. А главное, что должен понять человек, что смысл жизни – в увеличении в душе любви.

Видео по теме

Медитация, созданная специально для людей, страдающих эпилептическими проявлениями:

Какой же вывод из всего сказанного? Работайте над собой, постоянно совершенствуйтесь, познавайте мир и свое место в нем, не забывайте о своей духовной природе, будьте милосердны, относитесь с любовью к людям и окружающему миру, ведите здоровый образ жизни – и будьте здоровы!


Происхождение (патогенез) заболевания

Доши, длительное время находящиеся в обострённом состоянии, в результате различных причинных факторов, среди которых:

  • длительное употребление нездоровой и нечистой пищи и вредные привычки на фоне склонности к бредовым состояниям;
  • продолжительное горе, страсть и гнев;
  • подсознательный страх или ненависть, удручённый и беспокойный ум;
  • неэтичное поведение, привязанность к низменным развлечениям;
  • беспорядочное и возбуждённое состояние дош;
  • подавление Саттвы (одного из атрибутов разума, представляющего чистоту и сознание) Раджасом (атрибутом разума, представляющего энергию, притяжение и динамизм) и Тамасом (третьим атрибутом разума, представляющим собой пассивность, бездействие, тьму и невежество);
  • закупорка сердца в результате доша-дисбаланса и т.д.

начинают восходящее движение, скапливаются в головном мозге и приводят к развитию симптомов, возникающих при преобладании той или иной доши. На фоне дисбаланса развиваются специфические изменения разума, сопровождающиеся зрительными галлюцинациями и судорогами (тоническими спазмами и клоническими конвульсиями). Приступы часто сопровождаются выпадением наружу языка, западением и миганием глаз, выделением слюны с пеной, судорогами конечностей и т. д. Обычно острая фаза приступа длится от нескольких секунд до нескольких минут и сменяется фазой релаксации, во время которой человек приходит в сознание, словно пробудившись ото сна.

Симптомы, которые могут свидетельствовать о приближении приступа:

  • Непроизвольное сокращение бровей, которое со стороны похоже на то, как человек хмурится;
  • Возникновение косоглазия, непроизвольное подёргивание век и глаз (нервный тик);
  • Слуховые и иные галлюцинации;
  • Повышенное слюноотделение и активные выделения из носа;
  • Снижение аппетита и потеря интереса к еде;
  • Ощущение спазма, тяжести или сдавленности в области сердца;
  • Активное бурление в животе;
  • Усталость;
  • Возникновение суставной и мышечной боли по всему телу;
  • Ощущение темноты;
  • Обмороки и головокружения;
  • Мечты и стремления к опьянению, танцам, дракам и иному деструктивному поведению;
  • Одышка на выдохе;
  • Шероховатость тела;
  • Возникновение красных или черных пигментных пятен на поверхности тела
  • Самопроизвольная речь или ропот;
  • Отклонение головы в одну из сторон;
  • Сужение пальцев;
  • Нестабильные движения конечностей и т. д.

Четыре типа эпилепсии, описанные в аюрведических текстах

Аюрведа относит эпилепсию (апасмара) к одному из расстройств Вата-типа. Как известно, именно энергия воздуха и эфира, поддерживает нормальное прохождение нервных импульсов в организме человека, отвечает за все моторные функции, работу органов дыхания и сокращение сердечной мышцы. Поэтому любой дисбаланс Вата-доши, особенно нарушения циркуляции Прана-Ваты, которая поддерживает нормальное функционирование мозга и нервной системы, может привести к развитию эпилепсии.

Хотя это заболевание и является наиболее распространённым среди представителей Вата-конституции, эпилепсия может наблюдаться так же и у людей с преобладанием Питта- и Капха-доши.

Основываясь на особенностях взаимодействия дош в организме и в зависимости от преобладания симптомов доминирования одной или нескольких из них, Аюрведа выделяет четыре основных типа эпилепсии:

1. Ватика (Vatika) или эпилепсия Вата-типа, основной причиной которой является дисбаланс Вата-доши. Может стать результатом чрезмерного возбуждения и сильного стресса, а провоцировать приступы могут любые сильные эмоции.

Признаки: во время приступа наблюдается дрожь (кампа), скрежет зубов (прадешад-дантан), рвота пеной (фенодвами), тяжёлое дыхание (шваса), больной наблюдает визуальную ауру предметов грубой формы, розового или черного цвета.

2. Пайттика ( Paittika ) или эпилепсия Питта-типа , основной причиной которой является дисбаланс Питта-доши. Может возникнуть в следствие сильного физического или психического перенапряжения, а также в экстремальных условиях: при нахождении в условиях высоких температур, повышенной облачности, влажности или, напротив, сухости и т.д. Они же могут провоцировать возникновение приступов.

Признаки: во время приступа проявляется желтизна конечностей, лица и глаз, больной наблюдает визуальную ауру желтых или кроваво-красных оттенков у предметов, страдает от болезненной жажды и жары, визуализирует весь мир, словно в огне.

3. Шлайшмика (Slaishmika) или эпилепсия Капха-типа , основной причиной которой является дисбаланс Капха-доши. Может развиться в результате нарушений работы мозга, при чрезмерном употреблении жирной или острой пищи, постоянном сидячем образе жизни. Этот тип эпилепсии чаще наблюдается у детей.

Признаки: во время приступа наблюдается белый цвет пены изо рта, белизна тела, лица и глаз (шукла-пхенанга-вактра-акша), ощущение холода (шета), чувство ужаса (хруштанга) и тяжести (гуру), больной визуализирует белую ауру у предметов (пашьян-шуклани-роопани) и долгое время восстанавливается после приступа.

4. Саннипатика ( Sannipatika ) или эпилепсия, вызванная дисбалансом всех трёх дош.

Признаки: проявляются симптомы и признаки трёх вышеупомянутых разновидностей заболевания.

Четвёртая форма эпилепсии является неизлечимой. Если это заболевание возникает у истощенных людей или наблюдается длительное время, оно также считается неизлечимым. Обостренные доши вызывают приступы эпилепсии с периодичностью раз в 15, 12 дней или месяц. В некоторых случаях атака может происходить и в более короткие промежутки времени.

Общие аюрведические рекомендации по лечению эпилепсии: питание и привычки

  • Выходя на улицу в солнечный день, надевайте защитные очки или шляпу, чтобы избежать попадания в глаза солнечных бликов.
  • Спите не менее 6-7 часов в ночное время.
  • Отдавайте предпочтение пище богатой жирными кислотами (Омега-3): рыба, семена льна, грецкие орехи, сардины, соевые бобы, тофу, креветки, брюссельская капуста, цветная капуста, зимняя (восковая) тыква и др.
  • Включите в рацион питания продукты, богатые витамином Е: подсолнечное семя, миндаль, кедровые и другие орехи, арахис, шпинат, корень таро, льняное масло, соя, фисташка, брокколи, морковь, мангольд, зелень горчицы и репы, манго, папайя, тыква и тыквенные семечки, красный перец и др.
  • Не принимайте слишком холодные или горячие ванны, отдавайте предпочтение тёплой воде.
  • Не пропускайте приём лекарств, приёмы пищи и ночной сон.
  • В достаточном количестве употребляйте различные масла: топлёное масло (гхи), маргарин, сливочное масло и сливки.
  • Ограничьте употребление чрезмерно сладких продуктов и пищи с повышенным содержанием углеводов, вместо риса употребляйте чапати.
  • Снизьте потребление белковой пищи, но не исключайте её из рациона совсем.
  • Чаще употребляйте в пищу следующие продукты: старый рис (пурана-шали) и 60-дневный рис (шаштика-шали), пшеницу (богхума), суп из зелёного маша (мудга-юша), ножки варёной птицы (шигру), коровье молоко (гокшира), топлёное коровье масло (гхи), виноград (дракша), гранат (дадима), индийский крыжовник (амалаки).
  • Ведите спокойный и размеренный образ жизни, полноценно отдыхайте (вишрама).
  • Употребляйте только полезную и свежеприготовленную пищу (патояхара).
  • Слушайте спокойную, умиротворяющую, духовную музыку (мана-хиата-карани).
  • Находитесь рядом с сочувствующими людьми и наставниками, проповедующими религиозные истины, которые способны привить вам понимание, терпение, память и силу концентрации (самадхи).
  • Человек, страдающий от эпилепсии (апасмара) и безумия (унмада), должен быть максимально защищен от нахождения вблизи воды, огня, деревьев, гор и неровностей, так как это может привести к мгновенной смерти.

Неблагоприятные факторы и привычки, которые могут провоцировать приступы и ухудшать состояние больного эпилепсией:

  • Злоупотребление тяжелой пищей (гуру-ахара);
  • Употребление в пищу несовместимых продуктов питания (вируддхахара), а также слишком холодной или горячей пищи;
  • Употребление алкоголя (мадья);
  • Чрезмерное употребление рыбы (масья);
  • Подавление жажды и аппетита (вега-кшутвега-дхарана);
  • Оскорбление учителей и старших (гуру-вриддхапачара);
  • Неэтичная деятельность и поведение (абхичара);
  • Бессонница (анидра);
  • Усталость (шрама);
  • Избыточная работа (ативяяма);
  • Психическое раздражение (чхинта) и т. д.

Лечение эпилепсии (апасмара) в Аюрведе: методы, лекарственные травы и препараты

В Аюрведе лечение эпилепсии производится комплексно, в нескольких направлениях одновременно. Врач должен сначала восстановить нормальную деятельность сердца, каналов (сосудов) и ума, которые закупорены дошей, с помощью резких (сильных) лечебных мер, направленных на глубокое очищение организма методами Панчакармы, прежде всего, при помощи применения слабительных средств (виречана), особенно в случае с эпилепсией Питта-типа, терапевтической рвоты (вамана), особенно при заболевании Капха-типа, и назальной терапии (насья). В лечении больных с эпилепсией Вата-типа также часто применяется терапия с помощью лечебных клизм (басти). К другим методикам относится: сила убеждения (Ашвасана), использование различных практик, способствующих укреплению тела и ума (балакарака оушадха) и омолаживающая терапия (расаяна). После того, как организм больного очистится с помощью вышеописанных методов, а его ум будет спокоен и уравновешен, ему назначают лекарственные аюрведические препараты непосредственно для лечения эпилепсии (апасмары).

Монопрепараты, используемые в Аюрведе для лечения эпилепсии (апасмара):

  1. Аир (Вача, Acorus calamus).
  2. Шапкхапушпи (Convolvulus pluricaulis).
  3. Восковая тыква или Кушманда (Benincasahispida).
  4. Целаструс или Древогубец метельчатый (Джйотишмати, Celastrus paniculata).
  5. Солодка голая или Лакрица (Яштимадху, Glycyrrhizaglabra).
  6. Джатаманси или Нард (Nardostachys jatamansi).
  7. Тагара или валериана (Valeriana jatamansi).
  8. Чеснок посевной (Allium sativa).
  9. Индийский крыжовник или Амалаки (Emblica officinalis).
  10. Плухея ланцетная или Расна (Pluchealanceolate).
  11. Асафетида (Ferula narthex).
  12. Индийская разновидность дягиля лекарственного (Чорака, Angelica glauca).
  13. Костус или Кушта (Saussurea).
  14. Инжир или фиговое дерево (Ficuscarica).
  15. Брахми (Bacopa monnieri).

Многокомпонентные препараты Аюрведы, используемые в лечении эпилепсии (апасмара):

  1. Панчагавья Гритам;
  2. Махапанчагавья Гритам;
  3. Кальянака Гритам;
  4. Кушмандака Гритам;
  5. Брахми Гритам;
  6. Сарасватариштам;
  7. Смритисагара раса;
  8. Брахми расаяна и др.

Эпилепсия является серьёзным заболеванием, которое требует длительного лечения. Многим людям часто приходится принимать лекарства продолжительное время, а иногда и в течение всей жизни. По прошествии нескольких месяцев, когда основные симптомы исчезают, многие пациенты полагают, что уже полностью здоровы, однако, чаще всего, через какое-то время приступы возобновляются с новой силой, что снова приводит к необходимости приёма лекарственных препаратов. Стоит иметь в виду, что эпилепсия – это болезнь, которая требует постоянного наблюдения со стороны психиатров и врачей, и долгосрочного многолетнего лечения. Однако соблюдение аюрведических рекомендаций по питанию и образу жизни способно значительно облегчить течение болезни, а в сочетании с приёмом препаратов и другими методами Аюрведы в отдельных случаях привести к полному исцелению.

Внимание! Данная статья носит исключительно информативный характер. Для подбора индивидуальной диеты, программы лечения и лекарственных препаратов обратитесь к квалифицированному аюрведическому врачу.

Материал подготовила Юлия Волохова.


Сахаджа шанкха мудра

Данная мудра – это упрощенный вариант шанкха мудры. Поэтому, в принципе, она оказывает такое же действие, как и мудра защиты. Обе эти мудры способствуют формированию мощного энергетического поля, защищающего от вредоносных психических влияний и энергетических нападений. Рекомендуется делать ее по 10–15 минут три раза в день.


Апана мудра (мудра очищения)

Эта мудра оказывает противовоспалительное и жаропонижающее действие. Способствует выведению из организма экзо– и эндотоксинов через кожу и почки. Устраняет воспалительные процессы в печени, поджелудочной железе, желудке, тонком и толстом кишечнике. Рекомендуется при комплексном лечении и профилактике следующих болезней: кожные заболевания различной этиологии, паразитарные и простейшие инфекции, сахарный диабет I и II типа, избыточный вес и ожирение, острые и хронические заболевания крови, костного мозга и лимфатической системы. Один из методов применения мудры таков: сядьте в удобной позе, положите обе ладони с этой мудрой на бедра и держите так 10–15 минут, визуализируя сияние вокруг тела.


Самана мудра (мудра баланса)

Эта мудра также называется мукул мудра или сукри мудра. Она способствует балансу пяти элементов и гармонизирует три доши. Ее можно использовать при самых различных заболеваниях. Она активизирует механизмы детоксикации печени, тонкого кишечника, почек, кожи, легких, повышает активность иммунной системы, оказывает омолаживающее действие. Она широко применяется в энергетическом целительстве как "псилазер" и в ритуалах защиты.


Шива линга мудра

Указанная мудра способствует укреплению всех кровеносных сосудов. Она препятствует преждевременному старению организма. Улучшает обмен веществ, оказывает тонизирующее, укрепляющее нервы, омолаживающее действие. Ее рекомендуется использовать для гармонизации пяти пран, очищения и укрепления сосудов головного мозга, предотвращения микроинсультов, улучшения памяти и когнитивных способностей, для раскрытия внутренних творческих потенций.


Линга мудра

Благоприятно действует на иммунную, дыхательную, пищеварительную, выделительную и нервную системы. Это мощное омолаживающее средство, препятствующее старению кожи, нервных клеток и внутренних органов. Мудра улучшает зрение, слух и голос, активизирует энергетические каналы.


Шунья мудра

Эта мудра помогает сохранить энергию молодости, уменьшает количество морщин, стимулирует сексуальную потенцию, снижает уровень холестерина, понижает сахар в крови, снимает опухоли лимфатических желез, помогает при заболеваниях ушей, синхронизирует работу полушарий мозга. Также она помогает при истерии, перевозбуждении, бессоннице, депрессии, невралгических болях, при мигренях, при эпилепсии. Шунья мудра успокаивает, укрепляет нервную систему и поэтому часто используется при лечении нервных заболеваний.


Камадхену мудра

Эта мудра также называется сурабхи или дхену. Соедините мизинец одной руки с безымянным пальцем другой – и наоборот. Указательный палец одной руки соедините таким же образом со средним пальцем другой – и наоборот.

Мудра рекомендуется в комплексном лечении и профилактике следующих заболеваний: острые и хронические стрессы, астено-невротические состояния различной этиологии. Она показана для профилактики и комплексного лечения хронических простатитов, аденом предстательной железы и импотенции, синдрома хронической усталости. Эта мудра помогает в осуществлении желаний, усиливает намерение, приносит успех в начинаниях.


Матсья мудра

Нормализует водно-солевой электролитный обмен. Улучшает функцию почек. Стимулирует работу щитовидной железы. Способствует усвоению микроэлементов. Рекомендуется в комплексном лечении следующих болезней: хронические заболевания почек, гипотиреоз, атеросклероз, сердечная недостаточность, гипертония, мигрени, сахарный диабет, избыточный вес и ожирение, полиартриты и артрозы.


Гада мудра

Рекомендуется для профилактики следующих заболеваний: вегетососудистой дистонии и мигрени, неврозов, аритмии различного происхождения, при фобиях. Эта мудра препятствует воспалительным процессам в респираторной системе, нормализует уровень половых гормонов, стабилизирует симпатическую нервную систему. Приносит уверенность, решительность, проницательность.


Джнана мудра

Эта мудра повышает силу разума, избавляет от гнева, ментальных расстройств, головной боли, бессонницы, лености и депрессии. Помогает при нарушениях сна, синдроме хронической усталости. Также она способствует адаптации организма к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, перемене климата и часовых поясов.


Каруна мудра

Это жест сострадания и симпатии. Рука вытянута, мизинец и указательный палец выпрямлены, а большой прижимает другие два. Рекомендуется для профилактики следующих заболеваний: острые и хронические стрессы, астеноневротические состояния различной этиологии, нейроциркуляторные дистонии.


Кшепана мудра

Эта мудра лечит озноб, одышку и может помочь справиться со многими инфекционными болезнями. Она повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям, кашлю и грудным болезням, генерируя тепло в груди. Такой жест помогает также рассосаться в груди собирающейся флегме. Применяется в профилактике и комплексном лечении хронических простатитов, аденом предстательной железы и импотенции. Кроме того, мудра поможет сбросить лишний вес.

Заключение

В период зарождения человеческой цивилизации, задолго до того, как человек получил в дар искусство речи, он использовал для коммуникации жесты. Они стали первичной формой общения между людьми.

Язык жестов – самый древний и самый универсальный язык в мире. Жесты рук выражают желания, сообщают новые идеи, говорят об отношении к происходящему и окружающим людям. Они способны передать целую гамму эмоциональных состояний: гнев, радость, умиление, смирение, тоску, печаль, угрозу.

Жесты рук используются, когда язык не может или не должен использоваться. Каждая область ладони связана с определенным участком мозга, которому передаются уникальные сообщения. Руки подобны клавиатуре, связанной с внутренним "компьютером" человеческого существа.

Жесты рук трактуются в духовной практике как мудры, под которыми обычно понимаются священные ритуальные действия. Например, при использовании в религиозном танце мудры становятся сложным языком духа.

Санскритское слово "мудра" означает "печать". Издревле наряду с мантрами мудры использовались для "запечататывания" энергии.

Изначальная мудра – санскритский символ ОМ. Из этой первообразующей мудры с течением времени развился целый мистический язык, который стал настолько же разнообразным, как и та страна, в которой он родился.

При систематических занятиях мудрами происходят заметные улучшения в жизни практикующего. Занятия мудра-йогой не только улучшают здоровье, но также создают мощное энергетическое поле. Определенные жесты помогают развернуть Божественный потенциал, раскрыть внутренние силы, до определенных пор пребывающие в бездействии.

Мудры облегчают понимание внутреннего мира и окружающей действительности, помогают обрести плоды Духа и Космоса. Они пробуждают духовное сердце человека, расширяют сознание и позволяют выразить свою любовь миру. А при помощи самоотверженной, Божественной любви можно победить всех демонов, преследующих человеческое существо.

Именно при помощи любви человек может приблизиться к Богу. Страх, зачастую насаждаемый в отдельных конфессиях, никогда не укажет верный путь к Божественному трону. Научиться выражать любовь – вот истинное начало мудрости.


Немедикаментозное лечение эпилепсии включает в себя хирургическое вмешательство, стимуляцию вагусного нерва, кетогенную диету и другие альтернативные / дополнительные методы лечения, например, метод биологической обратной связи, применение йоги, аюрведы, аэробные упражнения, музыкальную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, иглоукалывание и лекарственные травы ( традиционная китайская медицина).

Альтернативная терапия, несмотря на этот термин, не должна рассматриваться как альтернатива противоэпилептическим препаратам; они дополняют последнее , как общепринятое лекарственное лечение.

Альтернативные методы лечения, такие как йога, с помощью методов, которые "расслабляют тело и ум", уменьшают подверженность стрессу и его выраженность, улучшают контроль, позволяют лучше контролировать судороги , а также улучшают качество жизни. Кетогенная диета является безопасным и эффективным средством лечения рефрактерной эпилепсий; эта диета используется для лечения эпилепсии с 1921 года. Диета вызывает кетоз, который может контролировать судороги. Наиболее успешное лечение эпилепсии связано с современными противоэпилептическими препаратами, которые могут обеспечить контроль над судорогами в 70-80% случаев.

Пациенты часто выбирают альтернативные методы лечения, потому что они могут негативно относиться к противоэпилептическим препаратам из-за побочных эффектов, продолжительности лечения, неспособности достичь контроля над судорогами, убеждений, а в случае женщин, еще и потому, что они хотят забеременеть.

Немедикаментозное лечение может привести к неблагоприятным неврологическим , соматическим и последствиям, психическим расстройствам, неблагоприятному течению эпилепсии и является вариантом только для очень небольшого числа пациентов меньшинства пациентов.

Кетогенная диета

Кетогенная диета остается ценным вариантом лечения для пациентов с рефрактерной детской эпилепсией и, в частности, эпилептических энцефалопатий. Успех кетогенной диеты при судорожных припадках дает некоторое представление об эпилептогенезе и противосудорожном действии. Оценки исследователей показывают, что в целом полное прекращение всех припадков происходит у 16% пациентов, более чем в 90% случаев отмечается сокращение числа судорожных приступов, причем, сокращение судорог на 50% происходит в 56% случаев. 40-50% тех, кто начинает соблюдать кетогенную диету, достигают более чем на 50% сокращения числа судорожных присутпов через 12 месяцев. Родители также сообщают об улучшении поведения и внимания своих детей. Кетогенная диета является терапией первой линии у пациентов с недостатками в транспорте глюкозы GLUT-1, при котором глюкоза не может быть перенесена в спинномозговую жидкость для использования головным мозгом; кетогенная диета также полезна у пациентов с дефицитом пируватдегидрогеназы (Е1) для лечения судорог возникших из-за дефицита белка транспортера глюкозы .

Классическая кетогенная диета (протокол Госпиталя Джонса Хопкинса) : кетогенная диета, используемая в педиатрическом центре эпилепсии Больницы Джона Хопкинса, обычно считается стандартной или классической формой этой диеты. Обычный протокол для детей в возрасте от 3 до 12 лет обеспечивает соотношение четырех частей жира к одной части белка и углеводов в сочетании.

Кетогенная диета имеет небольшое число побочных эффектов , например, такие как обезвоживание и гипогликемия. Кроме того, у детей может быть замедленный рост, переломы и гиперлипидемия. Гормон лептин, который генерируется кетогенной диетой, подавляет судороги.

Йога

Древнеиндийская практика и философия йоги все чаще становятся центром терапии и исследований эпилепсии. Йога предлагает древний, но удивительно современный подход к лечению приступов. В Аюрведе эпилепсия называется апоспарой , что означает "потерю сознания тела". Древние индийские тексты, Веды, описывают четыре типа эпилепсии и девять расстройств, вызывающих судороги у детей. Для лечения эпилепсии физическая практика йоги направлена ​​на восстановление баланса (союза) между теми аспектами здоровья человека, которые вызывают судороги. Йога - одна из старейших формальных практик, целью которой является восстановление этого баланса.

Пранаяма или глубокое диафрагмальное дыхание

В этом методе, когда человек предчувствует настпление судорожного припадка он обучается "рефлексивно ловить" и задерживать дыхание, как будто он испуган. Этот прием вызывает изменения в метаболизме, кровотоке и уровнях кислорода в крови. Практика пранаямы , т. е. контролируемого глубокого диафрагмального дыхания, помогает восстановить нормальное дыхание.

Асаны способствуют восстановлению баланса тела и его метаболических систем. Практика асан повышает физическую выносливость и успокаивает нервную систему. Асаны , используемые только в качестве физических упражнений, улучшают кровообращение, дыхание и концентрацию, уменьшая шансы на возникновение судорожного приступа. Эти упражнения также помогают улучшить качество жизни, связанное со здоровьем (HRQOL).

Дхъяна или медитация

Стресс является общепризнанным триггером судорожных приступов. Дхьяна или медитация "успокаивает ум", и тем самым " излечивает тело". Медитация улучшает кровообращение и замедляет продукцию гормонов стресса. Медитация также увеличивает уровни нейротрансмиттеров, таких как серотонин, которые успокаивают нервную систему организма. Практика релаксационных методов, таких как медитация йоги, хорошо известна как помощь в борьбе с судорогами.

В 1996 году Индийский журнал медицинских исследований опубликовал результаты исследования влияния практики Сахаджа Йоги на контроль над судорогами . В этом исследовании группа пациентов с эпилепсией, практикующих Сахаджа Йогу втечение 6 месяцев, на 86% уменьшала частоту судорожных припадков.

Влияние йоги на электроэнцефалографию

Эффект медитации йоги на электроэнцефалографию (ЭЭГ) был впервые зарегистрирован Анандом и др . В 1961 году в контролируемом исследовании, проведенном в AIIMS, ЭЭГ четырех йогов регистрировалась как во время отдыха, так и во время медитации. Все субъекты проявляли значительную альфа-активность во время состояния покоя, и эта активность становилась более заметной, с повышением амплитудой, во время медитации. Во время отдыха зрительные и слуховые стимулы блокируют альфа-активность, тогда как во время медитации эти стимулы не блокируют альфа-активность, что указывает на отсутствие внешнего воздействия на ЭЭГ в состоянии медитации. Во время медитации было больше высокоамплитудной альфа-активности. Увеличенная амплитуда тэта волн наблюдалась во время медитации и до медитации. Некоторые авторы также изучали эффекты дыхательных упражнений и обнаружили, что некоторые из испытуемых, особенно опытные, могут выхывать двунаправленные изменения в каждой вегетативной переменной. Значительная активность альфа-полосы и модуляция сердечного ритма наблюдались после адъютантной йога-терапии у пациентов с рефрактерной эпилепсией.

Практика Йоги регулирует физиологию тела посредством контроля осанки, дыхания и медитации. Определены эффекты Йоги на вегетативные функции пациентов с рефрактерной эпилепсией, которые представляли собой количественно стандартизованные автономные функциональные тесты. Группа йоги продемонстрировала значительное улучшение парасимпатических параметров и снижение частоты судорог.

Аюрведа

Аюрведическое лечение фокусируется на личности, а не только на состоянии пациента. Согласно Аюрведе, однотипное нарушение может привести к различным расстройствам, тогда как одно и то же расстройство может быть результатом различных форм нарушений / дисбалансов. Аюрведическая медицина стремится лечить эпилепсию, "разблокируя каналы сердца и ума", которые могут быть забиты избытком "дошей". Это открытие каналов практикуется с использованием различных смесей и слабительных средств. Препараты, принимаемые перорально, готовят с маслами.

Ниже перечислены несколько аюрведических методов лечения, которые использовались в прошлом и в настоящем для лечения эпилепсии . Однако, как упоминалось ранее, лечение, выбранное для одного пациента с эпилепсией, может быть неприемлемым для другого. Также важно отметить, что большинство, если не все, из традиционных лекарственных средств, перечисленных ниже, не были исследованы или клинически доказаны для лечения или оказания помощи людям с эпилепсией и, как правило, рекомендуется из-за убежденности пациента в эффективности альтернативного лечения.

Эти методы лечения, которые включают сильные элиминационные средства, используются для облегчения симптомов, в зависимости от конкретных требований и упоминаются как полезные для пациентов с эпилепсией.

Когда эпилепсия связана с внешними факторами, тогда рекомендованы мантры. Используя радикальную рвоту ( ватика апсамара ) и клизму ( паиттика апасмара ), врач сначала предпринимает шаги для открытия каналов "сердца и ума", которые были заблокированы "дошами. Препараты рекомендуются только после того, как пациент "полностью очищен". Для внутреннего использования рекомендовано большое количество грифтов (очищенных масел). Одним из наиболее важных среди них является маха-панча гавья-гхра . Также упоминалось использование смесей гхра и хвои (масла).

Для смазывания тела пациента рекомендуется масло, приготовленное с различными растительными и животными продуктами. Рекомендуются насысы . Также было упомянуто использование большого разнообразия анджана ( палочек cpllyriu ) для приведения бессознательного пациента к его чувствам. На индийском рынке существует множество аюрведических лекарств для эпилепсии, например, асвагандхадиришты, бали-хвост, брахми-гхрата, чанданади, калянака-гхрата, махамрутунджйа-раса, адхата бхасма, ваатакулантака-расаи ограндра раса. В Аюрведе способы введения лекарств для эпилепсии включают внешнее применение, внутреннее применение и применение в глаза и нос. Мерой первой помощи, рекомендованной при эпилепсии, является выпускание крови ( сирадха ) из вен. Также упоминалось обжигание обеих теменных костей с помощью игл ( soocivedha ).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.