После приступа эпилепсии несуразная речь

Повторяясь в течение 5 лет, они почти не беспокоили больную. Как она рассказывала о приступах врачам, последние, не придавая им особого значения, не могли понять, что это такое.


У больного М. в 32 года появились приступы продолжительностью до 1 мин, во время которых он вдруг перестает понимать слова окружающих и сам перестает говорить. Иногда при этом совсем не слышит, но прекрасно все видит, может объясняться жестами, правильно оценивает ситуацию. Частота приступов 4—5, а иногда они протекают сериями в течение 2— 3 ч. В это время больной способен идти, но обычно старается сесть или лечь; сохраняет ориентировку в окружающей обстановке. Считать, читать не может. При попытке чтения кажется, что мысли в голове и в тексте одни и те же, но что это за мысли, никак не вспомнит. После припадков остается головная боль.

Наряду с описанными выше приступами 1—2 раза в год отмечаются тонико-клонические припадки, начинающиеся с поворота головы вправо. На ЭЭГ альфа-ритм отсутствует. Регистрируется быстрая активность (бета-волны). Под влиянием ритмических световых раздражителей в центральном, лобном и височном отведениях слева выявляется кратковременный разряд острой — медленной волны. Разряд более четко обнаруживается в монополярных отведениях. На ПЭГ обнаружены признаки слипчивого кистозного конвекситального арахноидита. Данные ЭЭГ позволяют говорить о поражении преимущественно левой височной области, что подкрепляется ПЭГ-обследованием, которое выявило кистозное скопление газа в височных областях.

В приводимом ниже наблюдении имело место сочетание моторной афазии с алексией, а позже и с амблиопией.

Больная Д., 22 лет. В 16 лет в школе возник первый приступ, когда в течение нескольких секунд больная не могла ни говорить, ни читать; в то же время она все слышала, видела и понимала, о чем говорили учащиеся. В течение 2 лет эти приступы несколько раз повторялись, а затем они стали протекать с нарушением зрения. Наряду с неспособностью читать и говорить все окружающее воспринималось, как в тумане. Больная сидела на второй парте и не видела написанного на доске Восприятие акустических раздражителей не нарушалось. Приступы стали более продолжительными — от 1 до 1,5 мин, повторялись 2—3 раза в неделю.

В 20 лет присоединились приступы потери сознания, во время которых больная стереотипно перебирала руками, разбирала постель или совершала другие автоматические действия. Длились приступы около 2 мин, повторялись почти ежедневно Пароксизмы речевых расстройств возникали значительно реже психомоторных— 1—2 раза в неделю.

Периодически возникали головокружения без нарушения сознания ухудшилась память, сообразительность, больная стала медлительной, менее подвижной, чем прежде

ЭЭГ: среди неравномерного по амплитуде и заостренного по форме альфа-ритма часто регистрируются пикообразные колебания, преобладающие в височной области левого полушария. Колебания типа бета- и делтьа-волн слабо выражены. Гипервентиляция (около 2 мин) привела к развитию кратковременной потери сознания с электрографическим доминированием медленных волн частотой 2 кол/с. При выходе из припадка отмечалось устойчивое преобладание медленных колебаний в левой височной области.

Особенностью первых приступов моторной афазии у больной является сочетание их с алексией. Позже к ним присоединяется амблиопия при сохранности восприятия слуховых раздражителей. В дальнейшем ведущими становятся психомоторные припадки, головокружения, наступает хроническое изменение личности. ЭЭГ показывает преимущественное поражение височной области левого полушария.


Нарушения речи при эпилепсии. Органическое заикание

Нарушения речи при эпилепсии также относятся к группе дизартрии. Они могут появляться как во время приступа так и непосредственно после эпилептического припадка, и, как правило, быстро исчезают.

При хронической эпилепсии имеют место нарушения речи стойкого характера. При этом отмечается замедление темпа речи, афатические расстройства, неправильная расстановка ударений и прежде всего нарушение мелодики слова. Нарушения динамики и неправильная расстановка динамических ударений приводят к искажению речи.

Связь заикания с эпилепсией и косоглазием была темой целого ряда фониатрических работ, опубликованных в предыдущие годы, однако, до настоящего времени мы не располагаем авторитетными данными, которые бы подтверждали наличие такой связи.

Органическое заикание относительно редко бывает самостоятельным заболеванием. Функциональные формы заикания, удерживающиеся в течение длительного времени подвергаются автоматизации и становятся стойкими нарушениями речи, не отличающимися от органического заикания.

Органическое заикание может быть симптомом, наблюдающимся при афазии или спастической дизартрии, что было уже нами описано.


Наиболее частыми причинами органического заикания являются родовые травмы, переломы черепа и травмы мозга, постравматическое сотрясение мозга, а также энцефалит.

При органическом заикании отмечается резко выраженное усиление тонуса дыхательных фонационных и артикуляционных мышц, появляются синкинезии мышц лица и конечностей, чаще всего с правой стороны, однако, интенсивность их бывает гораздо меньшей, чем при функциональном заикании.

При некоторых видах заикания отмечается понижение мышечного тонуса, слабость и повышенная утомляемость мышц речи. Функция замыкающего мышечного кольца является недостаточной, и воздух во время фонации выходит через нос (симптом Frocschels). Чрезвычайно характерными для этих форм заикания являются результаты электромиографического исследования мышц речевого аппарата. Под влиянием 0,5 мг простигмина отмечается улучшение состояния, продолжающееся около 2—4 часов.

Уже после 1—2 часов обнаруживаются изменения в электромиографической записи. Лечение будет описано в разделе, посвященном заиканию. В электроэнцефалографической записи часто отмечаются патологические волны, однако они не являются специфичными исключительно лишь для органического заикания. Как известно, у 10—15% здоровых людей во время электроэнцефалографии обнаруживаются нарушения биоэлектрической функции мозга.

От разного рода заболеваний в жизни никто не застрахован. Причины их могут быть как физиологическими, генетическими, так и психологическими. У любого недуга есть своя психосоматика, эпилепсия — один из них.

Эта болезнь связана с поражением головного мозга. Около 30 процентов людей с эпилептическими расстройствами имеют сопутствующие психические отклонения. Это могут быть расстройства личности или другие нарушения.

С течением времени больные привыкают к особенностям эпилептического мышления и движений, приспосабливаясь к ним. К счастью, бо́льшую часть изменений психики эпилептики могут контролировать.

Немаловажное значение имеет форма заболевания и то, в каком возрасте она диагностируется. Более половины пациентов заболевают в возрасте до 15 лет.

Врачи отмечают важность своевременного лечения эпилепсии как у взрослых, так у малышей и детей подросткового возраста. Также в борьбе с недугом велика роль родителей. Им важно не винить себя или малыша в сложившейся ситуации, учитывать его интересы и помогать во всем. А также с рождения показывать младенца неврологу и психотерапевту.

Психические нарушения при эпилепсии

Психические расстройства при данном недуге связаны с тем, что болезнь затрагивает разные отделы головного мозга. Проявления психических нарушений эпилептической болезни внешне можно спутать с другими отклонениями.

Эпилептический психоз — изменения в психике человека, которые появляются при развивающемся недуге. Самыми распространёнными нарушениями считаются:

Довольно опасное состояние, вызывает тягу к алкоголю. Сопровождается оно беспричинной грустью. Иногда к депрессивным ощущениям добавляется агрессия. Подобные состояния могут появляться у больных падучей болезнью как ежедневно, так и несколько раз в месяц.

Многие эпилептики страдают лунатизмом. Это состояние, когда во время сна человек начинает передвигаться. Он может даже уйти на дальние расстояния, а после пробуждения не помнит, что происходило ночью.

В этом состоянии существующие вещи кажутся больному не реальными. Это состояние чревато бредом, а также галлюцинациями. У человека возникают проблемы с ответственностью за собственные действия.

Характерен бредовыми негативными идеями. Больной кричит, может кидаться на окружающих. При этом человек чувствует себя плохо и просит о помощи. По окончании случая инцидент выпадает из памяти.

Выражаются в появлении галлюцинаций, фантастических образов, дисфункции мышления.

Расстройство, характеризующееся присутствием в жизни больного постоянного галлюцинаторного синдрома. Состояние, сопровождаемое бредом или галлюцинациями, появляется обычно под вечер, при засыпании или ночью.

Изменение личности при эпилепсии происходит закономерно, если человек не работает над собой, не старается приспособиться к жизни в обществе. У больного сужается круг интересов, он все больше сосредотачивается на себе. Так, для изменения личности при эпилепсии характерным является:

  • Изменение образа мышления.
  • Излишняя эгоистичность человека, злобность.
  • Избегание общества.

Эпилептическое слабоумие

Психические нарушения при эпилепсии происходят из-за частых припадков, при этом снижается интеллект. Интеллектуальные способности эпилептика значительно хуже, чем у обычных людей.

В отдельных случаях развивается слабоумие. Приобретенное слабоумие при развивающейся эпилепсии называют эпилептической деменцией.

Причиной этому может послужить тот факт, что больные ударяются головой о пол во время приступов. При деменции снижается качество познавательной деятельности, а также практической. Эпилептическое слабоумие начинает проявляться обычно после 100 или 200 глубоких приступов.

Степень слабоумия зависит от того, насколько человек был развит интеллектуально до появления приступов. Например, у больного, занимающегося интеллектуальным трудом и получившим черепно-мозговую травму, может развиться эпилепсия. Но в этом случае слабоумие будет прогрессировать незаметно и медленными темпами.

Для улучшения состояния человека сначала лечат эпилепсию, а потом уже слабоумие, появившееся на его фоне болезни. Слабоумие характеризуется следующими факторами:

Во время припадков у больных зачастую возникает психомоторная заторможенность. Она выражается в снижении скорости реакций, замедления речи, двигательных и мыслительных процессов.

Эпилепсия и шизофрения

Согласно данным одного из исследований, проведенных китайскими учеными, которое проводилось на протяжении 9 лет и в котором приняли участие 16 тыс. пациентов, выясняется, что риск заболеть эпилепсией выше у людей, страдающих шизофренией, нежели не страдающих. Известно также, что у мужчин, страдающих падучей болезнью риск заболеть шизофренией выше, чем у женщин.

Ученые утверждают, что между эпилепсией и шизофренией существует двусторонняя связь. Связан этот факт со схожими факторами возникновения. Это общее течение и патогенез заболевания, генетическая предрасположенность и факторы внешней среды. Но объективную оценку опасности развития шизофрении при эпилепсии может дать только врач.

Олигофрения и эпилепсия

Олигофрения представляет собой умственную отсталость. Она может быть приобретенной или развиться вследствие патологий во время беременности и родов. Такая умственная отсталость часто приобретает свое развитие в комплексе с другими расстройствами психического и соматического характера. К ним относится и эпилепсия.

При диагностике психических нарушений у эпилептиков, важно не спутать их с разными степенями олигофрении.

На вопрос: эпилепсия — это психическое заболевание или нет можно ответить следующим образом. Правильнее назвать недуг хроническим нервно-психическим заболеванием. Ведь клиническая картина болезни представляет собой комплекс неврологических, психических, соматических проявлений.

Психосоматика эпилепсии

Тяжёлая падучая болезнь, психосоматика которой сегодня до сих пор изучается, может быть менее опасной, если человек осознает природу эпилептических припадков. О психосоматике эпилепсии чаще приходится говорить, когда заболевание является приобретенным. Но если болезнь уже диагностирована, припадки происходят также по разным психологическим причинам.

Что же провоцирует эпилепсию?

  • Чувство постоянного противостояния окружающему миру, борьбы с ним.
  • Чувство преследования, напряжения, панические атаки, душевный дискомфорт.
  • Отрицание собственного права на жизнь.
  • Чрезмерная подавленность, эгоизм, педантизм.

Противостояние проявляется настолько сильно, что человек ощущает его физически. Важный момент состоит в том, почему человек начинает испытывать дискомфорт и грусть. Например, если личность постоянно переступает через свои желания или принципы, у нее формируется привычка испытывать постоянный внутренний дискомфорт. Человека сопровождает отчаяние и злость.

Например, психосоматика эпилепсии у ребёнка связана с его отношениями со старшими. К эпилепсии может привести семейное неблагополучие. Ситуация, когда ребенка постоянно подавляют отрицательным образом сказывается на его психике. В этом случае Может развиться эпилептический недуг, даже если для нее не было генетических предпосылок.

Как бороться с эпилепсией

Если вы ощущаете тревожные состояния, на них обязательно нужно обратить внимание:

  • Постарайтесь найти корень болезни. Осознайте эмоции, которые испытывали когда вас заставляли что-то делать помимо воли.
  • Подумайте: почему вы должны поступать так, как хотят другие и кому от этого будет лучше? Человек (особенно во взрослом возрасте) имеет право поступать так, как ему хочется, а не так, как желает кто-то. Вы имеете право на выбор.
  • Осознайте, чего хотите именно вы и начинайте реализовывать желания. Начинать можно с мелочей.
  • При сложностях обратитесь к психотерапевту, который поможет осознать травмирующие ситуации
  • Заведите дневник работы над собой. Туда можно записывать разные наблюдения и мысли.
  • Относитесь себе с добром и побольше хвалите.

Интересный факт заключается в том, что не только падучая болезнь может вызвать некоторые умственные и психические нарушения. Но и определенные поведенческие привычки могут послужить причиной развития эпилептических припадков.

Это нарушения связано с боязнью общества. Одно дело, когда человек интроверт, и ему не нужно большого количества людей вокруг. Но события приобретают другую окраску в том случае, если личности чудится, что за ней постоянно следят. Когда в мозг поступают сигналы о преследовании довольно долго, нервные импульсы также видоизменяются, а в следствие нарушается работа мозга.

При отказе от взаимодействия с людьми у личности атрофируются функции, отвечающие за речь и социальную адаптацию. Выбирают такой способ жизни люди по разным причинам, но ясно одно, он может быть опасен серьезными последствиями, такими как эпилепсия.
Подобные реакции происходят и при садомазохизме. Человек привыкает думать, что заслуживает наказания за любой проступок.

Эпилептический недуг опасен психическими отклонениями. К этому нужно быть готовым болеющим недугом, а также родителям малышей, которые страдают падучей болезнью. Важно вовремя предпринять все необходимые меры, чтобы человек мог вести нормальную социальную жизнь.

Повторяясь в течение 5 лет, они почти не беспокоили больную. Как она рассказывала о приступах врачам, последние, не придавая им особого значения, не могли понять, что это такое.


У больного М. в 32 года появились приступы продолжительностью до 1 мин, во время которых он вдруг перестает понимать слова окружающих и сам перестает говорить. Иногда при этом совсем не слышит, но прекрасно все видит, может объясняться жестами, правильно оценивает ситуацию. Частота приступов 4—5, а иногда они протекают сериями в течение 2— 3 ч. В это время больной способен идти, но обычно старается сесть или лечь; сохраняет ориентировку в окружающей обстановке. Считать, читать не может. При попытке чтения кажется, что мысли в голове и в тексте одни и те же, но что это за мысли, никак не вспомнит. После припадков остается головная боль.

Наряду с описанными выше приступами 1—2 раза в год отмечаются тонико-клонические припадки, начинающиеся с поворота головы вправо. На ЭЭГ альфа-ритм отсутствует. Регистрируется быстрая активность (бета-волны). Под влиянием ритмических световых раздражителей в центральном, лобном и височном отведениях слева выявляется кратковременный разряд острой — медленной волны. Разряд более четко обнаруживается в монополярных отведениях. На ПЭГ обнаружены признаки слипчивого кистозного конвекситального арахноидита. Данные ЭЭГ позволяют говорить о поражении преимущественно левой височной области, что подкрепляется ПЭГ-обследованием, которое выявило кистозное скопление газа в височных областях.

В приводимом ниже наблюдении имело место сочетание моторной афазии с алексией, а позже и с амблиопией.

Больная Д., 22 лет. В 16 лет в школе возник первый приступ, когда в течение нескольких секунд больная не могла ни говорить, ни читать; в то же время она все слышала, видела и понимала, о чем говорили учащиеся. В течение 2 лет эти приступы несколько раз повторялись, а затем они стали протекать с нарушением зрения. Наряду с неспособностью читать и говорить все окружающее воспринималось, как в тумане. Больная сидела на второй парте и не видела написанного на доске Восприятие акустических раздражителей не нарушалось. Приступы стали более продолжительными — от 1 до 1,5 мин, повторялись 2—3 раза в неделю.

В 20 лет присоединились приступы потери сознания, во время которых больная стереотипно перебирала руками, разбирала постель или совершала другие автоматические действия. Длились приступы около 2 мин, повторялись почти ежедневно Пароксизмы речевых расстройств возникали значительно реже психомоторных— 1—2 раза в неделю.

Периодически возникали головокружения без нарушения сознания ухудшилась память, сообразительность, больная стала медлительной, менее подвижной, чем прежде

ЭЭГ: среди неравномерного по амплитуде и заостренного по форме альфа-ритма часто регистрируются пикообразные колебания, преобладающие в височной области левого полушария. Колебания типа бета- и делтьа-волн слабо выражены. Гипервентиляция (около 2 мин) привела к развитию кратковременной потери сознания с электрографическим доминированием медленных волн частотой 2 кол/с. При выходе из припадка отмечалось устойчивое преобладание медленных колебаний в левой височной области.

Особенностью первых приступов моторной афазии у больной является сочетание их с алексией. Позже к ним присоединяется амблиопия при сохранности восприятия слуховых раздражителей. В дальнейшем ведущими становятся психомоторные припадки, головокружения, наступает хроническое изменение личности. ЭЭГ показывает преимущественное поражение височной области левого полушария.

1. Абсансы. Виды абсансов характерные для эпилепсии

2. Головная боль как проявление эпилепсии. Висцеровегетативные пароксизмы

3. Диагностика висцеровегетативных пароксизмов. Дифференциация диэнцефальных пароксизмов

4. Варианты висцеровегетативных пароксизмов. Клиника висцеровегетативных эпизодов

5. Психосенсорные пароксизмы. Классификация психосенсорных эпизодов

6. Клинический пример психосенсорных пароксизмов. Сноподобные состояния

7. Дереализация. Симптомы дереализации при эпилепсии

8. Парестезии при эпилепсии. Головокружение как проявление эпилептоидной личности

9. Изменения настроения при эпилепсии. Речевые эпилептические пароксизмы

10. Психомоторные эпилептические припадки. Оперкулярные пароксизмы

Эпилептическая активность головного мозга может влиять на развитие речи у детей.

Наиболее часто встречаются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стёртая форма дизартрии, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня), заикание, нарушение темпа и ритма речи.

Для парциальной формы эпилепсии характерными речевыми нарушениями являются расстройства по типу олигофазии. У больных снижается речевая активность, затрудняется способность к длительному речевому высказыванию. Обедняется, снижается способность к лексико-грамматическим построениям фразы. Ребенок с трудом выражает свои мысли, не может подобрать нужное слово, построить фразу, нередко употребляются слова с наибольшим количеством слогов: уменьшительно - ласкательные слова (кошечка, супчик), деепричастия (заглядевшись, работавши). Дети используют для выражения мыслей жесты, вводные слова, нарастает обеднение активного словарного запаса, усиливаются проявления амнестической афазии (не может назвать обычный предмет), где подсказка первой буквы или слога помогает называнию. Одно из частых расстройств - нарушение словесной памяти (амнестико - афатические нарушения). Больной не помнит задаваемых ему слов, не может пересказать прочитанный текст, в экспрессивной речи использует односложные выражения, короткую фразу, речевой штамп. Олигофазии появляются в тяжелых случаях течения эпилепсии, как проявление прогредиентного, злокачественного течения болезни.

Наиболее грубые, тяжелые речевые нарушения - сенсо-моторные афазии, когда эпилептический очаг находится в левой височной и лобной областях. Заболевание начинается остро - нарушается понимание речи, экспрессивная речь становится маломодулированной, обедняется. Наиболее показательным является то, что детские афазии носят нестойкий характер, так как речевая функция к моменту начала приступов уже сформировалась. Примерно у каждого десятого пациента, страдающего эпилепсией, имеется заикание различной степени тяжести, тоно-клонического характера. Заикание имеет определенную зависимость от эпилептических приступов, чем чаще приступы, тем выраженнее заикание. Лечение эпилепсии в сочетании с логопедическими занятиями обуславливает коррекцию речевой функции, таким образом, определяется зависимость состояния речи от состояния эпилептической активности.

У больных с миоклонической формой эпилепсии в речевых нарушениях на первый план выступает выраженное нарушение темпа речи, слабость артикуляции, фонации. Речь в зависимости от тяжести течения заболевания, “спотыкающаяся”, “прерывистая”, голос тихий, дрожащий, затухающий, маломодулированный. Наблюдается клоническое или тоноклоническое заикание. При увеличении речевой нагрузки речь становится смазанной, “прерывистой” в начале, середине и конце фразы. Экспрессивная, спонтанная речь становится невозможной.

Из всего многообразия речевых нарушений при эпилепсии необходимо выделить речевые нарушения при малой форме эпилепсии, абсансной, которая характеризуется кратковременными, секундными отключениями сознания, и не всегда заметны для окружающих. По своим последствиям эта форма, как правило, наиболее благоприятна, и не “несет” разрушительных последствий для психики ребенка, его умственного и речевого развития. Речевое развитие этих детей, как правило, в норме или имеется легкая задержка.

Таким образом, при парциальной форме эпилепсии чаще наблюдается псевдобульбарная дизартрия, а у больных с миоклонической формой эпилепсии подкорковая (мозжечковая и гиперкинетическая формы). При лобной и височной локализации очага - амнестико-афатические нарушения. Общим является то, что экспрессивная речь больных остается относительно сохранной, хотя и обедненной по объему словаря и синтаксических конструкций. Разборчивость речи несколько снижена, замедлен темп речи. Дифференциация нарушений в основном наблюдается в начальной и развернутой стадии заболевания. При длительности заболевания более пяти лет на первый план выходит брадилалия, обеднение словарного запаса и синтаксических средств выражения мысли (олигофазия).

Определение характера речевых нарушений в зависимости от формы эпилепсии, в настоящее время имеет большое значение в связи с постоянным усложнением и дифференциацией школьного обучения. Нарушения письменной речи (дисграфии) у детей, страдающих эпилепсией, являются распространенным речевым расстройством.

Логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения речи, его симптоматику, структуру дефекта и психологические особенности ребёнка.

Эпилептическая активность головного мозга может влиять на развитие речи у детей.

Наиболее часто встречаются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стёртая форма дизартрии, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня), заикание, нарушение темпа и ритма речи.

Для парциальной формы эпилепсии характерными речевыми нарушениями являются расстройства по типу олигофазии. У больных снижается речевая активность, затрудняется способность к длительному речевому высказыванию. Обедняется, снижается способность к лексико-грамматическим построениям фразы. Ребенок с трудом выражает свои мысли, не может подобрать нужное слово, построить фразу, нередко употребляются слова с наибольшим количеством слогов: уменьшительно - ласкательные слова (кошечка, супчик), деепричастия (заглядевшись, работавши). Дети используют для выражения мыслей жесты, вводные слова, нарастает обеднение активного словарного запаса, усиливаются проявления амнестической афазии (не может назвать обычный предмет), где подсказка первой буквы или слога помогает называнию. Одно из частых расстройств - нарушение словесной памяти (амнестико - афатические нарушения). Больной не помнит задаваемых ему слов, не может пересказать прочитанный текст, в экспрессивной речи использует односложные выражения, короткую фразу, речевой штамп. Олигофазии появляются в тяжелых случаях течения эпилепсии, как проявление прогредиентного, злокачественного течения болезни.

Наиболее грубые, тяжелые речевые нарушения - сенсо-моторные афазии, когда эпилептический очаг находится в левой височной и лобной областях. Заболевание начинается остро - нарушается понимание речи, экспрессивная речь становится маломодулированной, обедняется. Наиболее показательным является то, что детские афазии носят нестойкий характер, так как речевая функция к моменту начала приступов уже сформировалась. Примерно у каждого десятого пациента, страдающего эпилепсией, имеется заикание различной степени тяжести, тоно-клонического характера. Заикание имеет определенную зависимость от эпилептических приступов, чем чаще приступы, тем выраженнее заикание. Лечение эпилепсии в сочетании с логопедическими занятиями обуславливает коррекцию речевой функции, таким образом, определяется зависимость состояния речи от состояния эпилептической активности.

У больных с миоклонической формой эпилепсии в речевых нарушениях на первый план выступает выраженное нарушение темпа речи, слабость артикуляции, фонации. Речь в зависимости от тяжести течения заболевания, “спотыкающаяся”, “прерывистая”, голос тихий, дрожащий, затухающий, маломодулированный. Наблюдается клоническое или тоноклоническое заикание. При увеличении речевой нагрузки речь становится смазанной, “прерывистой” в начале, середине и конце фразы. Экспрессивная, спонтанная речь становится невозможной.

Из всего многообразия речевых нарушений при эпилепсии необходимо выделить речевые нарушения при малой форме эпилепсии, абсансной, которая характеризуется кратковременными, секундными отключениями сознания, и не всегда заметны для окружающих. По своим последствиям эта форма, как правило, наиболее благоприятна, и не “несет” разрушительных последствий для психики ребенка, его умственного и речевого развития. Речевое развитие этих детей, как правило, в норме или имеется легкая задержка.

Таким образом, при парциальной форме эпилепсии чаще наблюдается псевдобульбарная дизартрия, а у больных с миоклонической формой эпилепсии подкорковая (мозжечковая и гиперкинетическая формы). При лобной и височной локализации очага - амнестико-афатические нарушения. Общим является то, что экспрессивная речь больных остается относительно сохранной, хотя и обедненной по объему словаря и синтаксических конструкций. Разборчивость речи несколько снижена, замедлен темп речи. Дифференциация нарушений в основном наблюдается в начальной и развернутой стадии заболевания. При длительности заболевания более пяти лет на первый план выходит брадилалия, обеднение словарного запаса и синтаксических средств выражения мысли (олигофазия).

Определение характера речевых нарушений в зависимости от формы эпилепсии, в настоящее время имеет большое значение в связи с постоянным усложнением и дифференциацией школьного обучения. Нарушения письменной речи (дисграфии) у детей, страдающих эпилепсией, являются распространенным речевым расстройством.

Логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения речи, его симптоматику, структуру дефекта и психологические особенности ребёнка.

Эпилепсия относится к хроническим патологиям головного мозга. Для этого заболевания характерно не только нарушение двигательных и чувствительных функций, но и психических, мыслительных. Медицинские специалисты также отмечают изменение личности, которое носит очень вариабельный характер. Усиление психических расстройств часто наблюдается вне эпилептических приступов. Определенную роль в этом процессе играет и прием лекарств для терапии эпилепсии.

Эпилептический характер

Среди неврологов и психиатров давно ведутся споры о том, какую роль играют расстройства личности в эпилепсии. Одни исследователи считают, что изменение характера больного человека – это не более, чем фон, на котором развивается склонность к судорожным реакциям, а другие подчеркивают специфические особенности личности у данной категории пациентов. Такое противоречие связано с тем, что спектр расстройств при данном заболевании очень велик.

В 70-80-е гг. XX в. в отечественной медицинской науке появились научные работы, подтверждающие врожденные особенности характера у детей, страдающих эпилепсией: упрямство, взрывное поведение и вспышки злобы, повышенная ласка к родителям и друзьям, чрезмерная гиперсоциальность, беспокойство и активность в неподходящих ситуациях.

Эти и другие черты характера выявлялись у детей после первых эпилептических приступов, а также у их родственников, не переносивших эпилептические припадки (мелочность, жестокая требовательность к выполнению поручений и другие особенности поведения).

Эндогенные теории


Существует несколько гипотез, объясняющих изменение характера при эпилепсии в зависимости от внутренних факторов:

  1. Конституциональная (наследственная предрасположенность). Согласно этой теории, больной эпилепсией является носителем врожденных социально опасных качеств характера, а возможно, что он – потомок преступника. Такие люди отличаются злобностью, вспыльчивостью и склонностью к пьянству и насилию.
  2. Органическая – изменения личности при эпилепсии связаны с органическими поражениями головного мозга.
  3. Определенной локализации поражений. Эта теория аналогична предыдущей, но при этом устанавливается взаимосвязь между местоположением эпилептического очага в мозге и специфическими нарушениями психической деятельности.
  4. Гипотеза зависимости психических отклонений от тяжести течения заболевания. Согласно ей, личность больного меняется на фоне участившихся приступов из-за активации гипервозбудимых нейронов, являющихся источниками эпилептических разрядов. Это происходит спустя 10-15 лет после первого инцидента. Признаками изменения личности при эпилепсии являются усиление эгоцентризма, пришедшее на смену эмоциональной вовлеченности, частое проявление властолюбия вместо альтруистических черт. Существуют также исследования, в которых установлена взаимосвязь между такими изменениями от количества перенесенных припадков эпилепсии.
  5. Теория обусловленности изменений личности от формы заболевания.

Экзогенные гипотезы

На характер человека, больного эпилепсией, также оказывают воздействие следующие внешние факторы:

  1. Лекарственные средства. Установлено, что характер больных меняется не только из-за припадков, но и под влиянием противоэпилептических препаратов (при их длительном приеме).
  2. Социальные компоненты. Изменение личности при эпилепсии происходит под влиянием общественной среды и связано с реакцией пациента на свою болезнь и отношение к себе со стороны окружающих (агрессивность, ограничения в повседневной жизни). В результате больные становятся очень чувствительными, ранимыми, обидчивыми или у них формируются антисоциальные черты.

Характерные изменения


Наиболее распространенными особенностями поведения при эпилепсии являются (перечислены в порядке убывания частоты встречаемости у пациентов):

  1. Связанные с характером: восприятие своей точки зрения как единственно правильной; педантичность; чрезвычайная аккуратность и следование правилам; злопамятность и мстительность; инфантилизм.
  2. Нарушения мышления и памяти: медлительность и тяжеловесность; склонность к излишней детализации и повторениям; эпилептическое слабоумие.
  3. Постоянные эмоциональные расстройства: инертность протекания психических процессов; импульсивность; взрывное проявление аффекта; угодливость.
  4. Изменения темперамента: повышенный инстинкт самосохранения; преобладание угрюмого настроения, ипохондрия.

Формы заболевания


Зависимость между изменениями личности при эпилепсии и формой данной патологии выражается в следующем:

  • генерализованная эпилепсия, при которой пациент во время приступов теряет сознание – эмоциональная впечатлительность и вспыльчивость, комплекс неполноценности;
  • эпилепсия пробуждения (припадки через 1-2 ч после сна) – упрямство, замкнутость, апатия, неспособность к самоконтролю, недисциплинированность, отсутствие критической оценки, злоупотребление алкоголем;
  • эпилепсия сна – высокомерие, ипохондрия, педантичность, эгоцентризм.

Влияние лекарственных средств


Противоэпилептические препараты могут привести к следующим поведенческим и когнитивным расстройствам:

Такой эффект оказывают не только традиционные лекарственные средства, но и новые препараты. Несмотря на эти негативные последствия, данные лекарства являются очень эффективными при лечении эпилепсии.

Инфантилизм

Инфантилизм в психологии – это понятие, обозначающее незрелость, сохранение поведенческих черт, присущих предыдущим этапам развития личности. У больных эпилепсией данное явление часто возникает наряду с льстивостью и угодничеством перед окружающими.

Специалисты считают, что определяющую роль в этом играет чувство собственной неполноценности, а также стремление больного скрыть чрезмерную агрессивность, сгладить вину за неконтролируемые импульсивные вспышки. Такие больные также часто стремятся занять пассивную позицию при столкновении с жизненными трудностями.

Когнитивные нарушения


Временные нарушения процесса мышления чаще всего возникают при поражении лобных долей мозга в левом полушарии и представляют собой следующие виды расстройств:

  • ухудшение речи (трудность составления фраз, подбора слов и понимания);
  • ощущение пустоты в голове, полное отсутствие мыслей;
  • невозможность вспомнить факты из прошлого и наоборот, навязчивое возникновение старых воспоминаний, не связанных с текущей жизнью.

Височная эпилепсия


Наиболее обширная симптоматика изменения личности при эпилепсии выявляется при поражении височной доли:

  • явления аффективности – необоснованные приступы тревоги и страха, эмоциональная неустойчивость;
  • частое появление чувства вины, самоупреков, депрессия, суицидальные попытки, морализаторство, непереносимость юмора;
  • нарушения речи – бессознательное говорение, амнестическая утрата речи, ее нелогичность и бессвязность, отсутствие смысловой нагрузки в логически правильных предложениях;
  • сексуальные нарушения – потеря влечения, эксгибиционизм, переодевание в одежду противоположного пола, влечение к неодушевленным предметам;
  • общие психопатологические признаки – галлюцинации, бред, шизоэпилептоидия.

Ранними признаками поражения височной коры головного мозга служат потеря памяти прошлого жизненного опыта, при этом мышление и критика могут сохраняться. Такие больные часто ведут записи тех событий, которые им важно запомнить.

Лобная эпилепсия


При поражении выпуклой поверхности лобной коры около ее полюса происходят более серьезные изменения – общая деградация и эпилептическое слабоумие. У пациентов преобладают аффективные и волевые нарушения (возникает медлительность, заторможенность, апатия, невозможность понимания смысла речи, пассивная мимика), напоминающие аутизм у больных шизофренией.

Если повреждены базальные отделы лобной коры головного мозга, то наблюдаются выраженные нарушения поведения, имеющие асоциальный характер:

  • состояние эйфории;
  • крайняя расторможенность низших влечений (как правило, повышенная эротичность, прожорливость);
  • отсутствие самокритики.

В психиатрии выделяют следующие типы поведения таких больных:

  • маниакальное состояние (возбуждение, покраснение лица, расширение глазных зрачков, тахикардия, обильное слюноотделение);
  • реактивный истерический психоз с сужением сознания и ярко выраженным детским поведением, насильственные движения или пение;
  • приступообразное сексуальное возбуждение, демонстрация своих половых органов, страстные позы;
  • ярость, злость, судороги конечностей;
  • приступы тоски, влечение к насильственным поступкам, истязанию;
  • безучастность, отрешенность, бесцельное блуждание или неподвижность без потери или помрачнения сознания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.