Ребенок 7 лет наблюдается у невропатолога по поводу эпилепсии

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

1. Отек Квинке. Крапивница.

2. Алгоритм неотложной помощи:

а) прекратить введение пеницилина;

б) ввести внутримышечно 1% раствор супрастина 0,5 мл;

в) ввести внутримышечно 50-70 мг гидрокортизона или 30-60 мг преднизолона;

г) госпитализировать ребенка в аллергологическое отделение.

Задача №17

Ребенок, 7 лет, находится у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таблетки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл взять таблетки фенобарбитала. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

1. Эпилепсия. Судорожный синдром.

2. Алгоритм неотложной помощи:

а) обеспечить покой и доступ свежего воздуха;

б) отсосать слизь из верхних дыхательных путей;

в) ввести 0,5% раствор седуксена (реланиум, диазепам) внутримышечно или внутривенно 0,3-0,5 мг/кг;

г) если судороги не купируются, ввести ГОМК 20% в дозе 70-100 мг/кг внутривенно;

Задача №18

Вызов к ребенку 2-х месяцев. В течение дня была рвота 5 раз, стул 10 раз водянистый. Температура 38º С градусов. Состояние тяжелое, ребенок вялый. Кожа сухая бледная, складки расправляются плохо, снижен тургор мягких тканей, большой родничок запавший.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

1. КИНЭ с явлениями токсикоза и эксикоза.

2. Алгоритм неотложной помощи:

а) ввести 50% раствор анальгина 0,2 мл внутримышечно с 1% раствором димедрола 0,2 мл;

б) оральная регидратация из расчета 130 мл/кг массы тела с учетом в/в капельного введения жидкости (регидрон, глюкосалан);

г) срочно госпитализировать в инфекционную больницу;

д) в очаге карантин на 7 дней, провести дезинфекцию, наблюдайте за контактными, провести забор материала для бак. посева на кишечную группу.

Задача №19

Вызов на дом машины “скорой помощи” к ребенку 3-х лет, болен третий день, за медицинской помощью не обращались. Ночью поднялась температура до 38,5 º С градусов, ребенок проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель. При осмотре в зеве отмечается гиперемия зева, затруднен вдох.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

1. ОРВИ, ложный круп.

2. Алгоритм неотложной помощи.

а) успокоить ребенка, обеспечить приток свежего воздуха, обрызгать прохладной водой;

б) дать теплое щелочное питье (молоко с минеральной водой);

в) ввести внутримышечно 50% раствор анальгина 0,3 мл и 1% раствор супрастина 0,2 мл;

г) после снижении температуры провести паровые ингаляции;

д) наложить горчичники на грудную клетку и икроножные мышцы;

е) госпитализировать в специализированное отделение;

Задача №20

Вызов к ребенку 10 лет. Перенес 1 год назад повторную ревматическую атаку. Периодически жалуется на боли в области сердца, одышку при подъеме на лестницу, быструю утомляемость. В последнее время состояние резко ухудшилось, появились отеки на ногах.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях в Педиатрии с эталонами ответов.
Девочка 9-ти лет страдает сахарным диабетом. Получает утром 20 ЕД. инсулина. После введения инсулина, опаздывая в школу, не позавтракала. На первом уроке внезапно потеряла сознание. Кожа влажная, дыхание поверхностное, зрачки расширены, отмечаются судорожные подергивания мышц лица.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику подкожной инъекции ребенку.
Эталон ответа
1. Гипогликемическая кома.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) по назначению врача ввести внутривенно 10-20 мл 40% раствора глюкозы;
в) при снижении АД по назначению врача ввести внутривенно плазму и ее заменители: полиглюкин, реополиглюкин, альбумин; сердечные гликозиды - коргликон 0,06% раствор 0,5 мг/кг внутривенно медленно; гормоны - преднизолон, гидрокортизон;
г) при судорогах ввести диазепам 0,3-0,5 мл/кг внутривенно медленно или натрия оксибутират 20% раствор 0,5-0,75 мл/кг.
3. Техника подкожной инъекции согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №2
У ребенка 8 лет, находящегося на стационарном лечении, под утро появился приступ удушья с затруднением выдоха, частым сухим кашлем; дыхание шумное, на расстоянии слышны свистящие хрипы.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.
Эталон ответа
1. Приступ бронхиальной астмы.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать дежурного врача-педиатра;
б) создать спокойную обстановку;
в) придать ребенку полусидячее положение;
г) обеспечить доступ свежего воздуха;
д) по назначению врача применить бронхорасширяющие препараты в виде ингаляции (сальбутамол, тербуталин, фенотерол, беродуал, дитек);
е) при отсутствии эффекта от вышеуказанных мер ввести 0,1 % раствор адреналина подкожно; 2,4% раствор эуфиллина внутривенно или преднизолон.
3. Техника применения карманного ингалятора согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №3
Ребенок 5 лет длительное время находился на солнце. К вечеру у него заболела голова, началось носовое кровотечение.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику применения холода для остановки кровотечения.
Эталон ответа
1. Солнечный удар. Носовое кровотечение.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) придать больному полусидячее положение с умеренно наклоненной головой;
б) на переносицу положить марлю, смоченную в холодной воде (можно лед);
в) в носовые ходы вставить тампоны, смоченные раствором 3% перекиси водорода, сосудосуживающими препаратами (растворы адреналина, нафтизина, галазолина) или гемостатическую губку;
г) если кровотечение не прекращается, транспортировать ребенка в специализированное отделение.
3. Техника применения холода для остановки кровотечения согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №4
Патронажная сестра при посещении ребенка 9 месяцев обнаружила у него повышение температуры тела до 39,2º С. Кожные покровы гиперемированы, кисти и стопы горячие на ощупь.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику применения физических методов охлаждения детям раннего возраста.
Эталон ответа
1. Лихорадка (без спазма периферических сосудов).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) уложить, раскрыть;
б) обтирать кожные покровы губкой, смоченной водой комнатной температуры (20-24˚ С), водочно-уксусное обтирание в течение 2-3 мин;
в) холодный компресс на лоб, область крупных сосудов;
г) по назначению врача дать парацетамол в возрастной дозе внутрь или ввести литическую смесь, в состав которой входят 50% раствор анальгина 0,1 мл/год и 1% раствор димедрола 0,1 мл/год;
д) вызвать врача для постановки диагноза и госпитализации ребенка.
3. Техника применения физических методов охлаждения детям раннего возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №5
Мать 9-месячного ребенка рассказала соседке - медсестре, что у него со вчерашнего дня наблюдаются насморк, повышение температуры тела до 37,2º С. Ночью ребенок проснулся, был беспокоен, плакал.
При осмотре температура тела 38,5º С, голос осипший, появился громкий "лающий" кашель, ребенок начал задыхаться, затруднен вдох, в легких прослушиваются сухие хрипы.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения температуры тела у детей раннего возраста.
Эталон ответа
1. Острое респираторное заболевание. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача скорой помощи;
б) создать спокойную обстановку;
в) обеспечить доступ свежего воздуха;
г) увлажнить воздух (например, повесить влажную простыню, открыть горячий душ, кастрюлю с кипящей водой);
д) провести отвлекающую терапию (горчичники на икроножные мышцы, горячие ножные или ручные ванны);
е) дать теплое щелочное питье;
ж) провести ингаляции (паровые с отварами отхаркивающих трав);
з) по назначению врача закапать в нос 0,5 % раствор новокаина, нафтизин, галазолин;
и) по назначению врача дать отхаркивающую микстуру;
к) по назначению врача седативная терапия (1% раствор димедрола 0,1 мл/год, настойка валерианы 1 капля/год).
3. Техника измерения температуры тела у детей раннего возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №6
Девочка 7 лет лечится по поводу обострения хронического тонзиллита. Получает бисептол. Врачом было назначено внутримышечное введение пенициллина по 500 тыс. Ед 4 раза в день. Через минуту после введения девочке пенициллина в поликлинике у нее появилась резкая бледность лица, цианоз слизистой оболочки губ, рвота, одышка, судороги. Пульс нитевидный. Конечности холодные.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику разведения и внутримышечного введения пенициллина.
Эталон ответа
1. Анафилактический шок.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать помощь;
б) уложить, обеспечить более высокое положение ног, голову повернуть на бок;
в) обеспечить доступ свежего воздуха или кислорода;
г) на область введения препарата холод;
д) по назначению врача ввести 0,1% раствор адреналина внутримышечно и в место введения аллергена;
е) по назначению врача вводить растворы преднизолона, тавегила, коргликона, соды, 5% глюкозы.
3. Техника разведения и внутримышечного введения пенициллина согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача №17
Медсестру школы попросили оказать медицинскую помощь мальчику 10 лет.
Со слов учительницы, ребенок неожиданно побледнел, стал возбужденным, начал жаловаться на слабость, головную боль. Болен сахарным диабетом. Сегодня утром после инъекции инсулина плохо позавтракал.
Объективно: кожные покровы бледные, покрыты потом. Отмечается дрожание рук и ног. Ребенок возбужден, но постепенно возбуждение меняется на вялость, апатию.
АД 100/55 мм рт. ст., пульс 90 в минуту, ЧДД 20 в минуту. Тоны сердца звучные. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику введения 12 ЕД простого инсулина.
Эталон ответа
1. Гипогликемическое состояние.
2. Алгоритм действий медсестры:
а) напоить ребенка сладким чаем с булкой с целью уменьшения гипогликемии;
б) если состояние не улучшится, по назначению врача в/в ввести 20 мл 20% раствора глюкозы с целью ликвидации гипогликемии;
в) обеспечить доступ свежего воздуха;
г) вызвать скорую помощь и госпитализировать ребенка с целью коррекции дозы инсулина и пересмотра питания;
д) до приезда бригады скорой помощи наблюдать за состоянием ребенка.
3. Техника введения 12 Ед простого инсулина на фантоме согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №18
В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребенка 4-х лет.
Жалоб ребенок не предъявляет, не контактен, зовет маму, плачет, изменения в состоянии ребенка воспитатель заметила полчаса назад, температура 39,5˚ С.
Объективно: сознание ребенка ясное. Кожные покровы бледные, свободные от сыпи, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налетом. В зеве легкая гиперемия миндалин, ЧДД 30 в минуту. Дыхание через нос свободное, пульс - 140 ударов в минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочился.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 2% р-ра папаверина гидрохлорида в дозе 0,8 мл.
Эталон ответа
1. Гипертермический синдром (со спазмом периферических сосудов).
2. Алгоритм действий медсестры:
а) вызвать скорую помощь для экстренной госпитализации ребенка в детское отделение ЛПУ;
б) сообщить родителям ребенка о его состоянии и необходимости госпитализации (вызов скорой помощи и родителей возможен с помощью воспитателя или другого лица);
в) уложить ребенка в кровать с целью предупреждения возможных осложнений;
г) растереть кожные покровы, особенно конечности, полуспиртовым раствором и приложить к ногам грелку для снятия спазма;
д) по назначению врача ввести ребенку 0,8 мл 2% р-ра папаверина гидрохлорида в/м для снятия спазма периферических сосудов и усиления теплоотдачи;
е) по назначению врача ввести в возрастной дозе 0,4 мл 50% р-ра анальгина с жаропонижающей целью;
ж) обеспечить обильное теплое питье для восполнения теряемой при лихорадке жидкости;
з) периодически определять пульс у ребенка, измерять температуру, наблюдать за ним до прибытия врача с целью контроля за состоянием.
3. Техника внутримышечного введения 0,8 мл 2% раствора папаверина гидрохлорида на муляже согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Ребенок 7 лет наблюдается у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таб-летки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл с собой взять таблет ки. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

Эталон ответа:

1. Эпилепсия. Судорожный синдром.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) вызвать врача;

б) уложить на спину, голову повернуть на бок, выполнить прием Сафара;

в) освободить и выпрямить дыхательные пути;

г) обеспечить доступ свежего воздуха, дать увлажненный кислород;

д) по назначению врача ввести 0,5% раствор седуксена в возрастной дозе.

ответа к задаче по неатложным состояниямк билету-№" 4

Мать 9-месячного ребенка рассказала патронажной медсестре, что у него со вчерашнего дня наблюдаются насморк, повышение температуры тела до 37.2° С. Ночью ребенок проснулся, был

При осмотре температура тела 38,5° С, голос осипший, появился громкий "лающий" кашель,

ребенок начал задыхаться, затруднен вдох, в легких прослушиваются сухие хрипы.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

1. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп).

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) вызвать врача;

б) обеспечить доступ свежего, влажного воздуха или кислорода;

в) усадить, запрокинуть голову;
"г) закапать в нос или на корень языка 0,,5% раствор нафтизина;

д) провести ручные, ножные горячие ванны;

е) дать теплое щелочное питье.
3. Техника измерения температуры тела у детей раннего возраста согласно алгоритму выполнения

эталон ответа к задаче по неотложным состояниям к билету № 6

Девочка 5 лет страдает пищевой аллергией, под Новый год без спроса съела целую плитку шоколада. Через 30 минут поднялась температура до 39,0° С, на коже появилась обильная папу­лезная сыпь, беспокоит сильный зуд.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

1. Острая аллергическая реакция: крапивница.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) вызвать врача;

б) устранить аллерген (шоколад); .

в) промыть желудок, дать обильное питье, ввести активированный уголь;

г) сделать очистительную клизму;

д) по назначению врача ввести антигистаминный препарат тавегил в возрастной дозе.

3. Техника обработки кожных покровов ребенка раннего возраста согласно алгоритму
выполнения манипуляции. -

эталон ответа билет №7

У девочки 12-ти лет во время взятия крови из вены на биохимический анализ внезапно появи­лась слабость, головокружение, тошнота, она резко побледнела, кожа покрылась холодным лип­ким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин., АД 60/30 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин. Зрачки расширены, реакция на свет ос­лаблена.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

1. Коллапс (проявление острой сосудистой недостаточности).

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) уложить ребенка, опустив его голову;

б) обеспечить свободное дыхание (расстегните одежду, обеспечьте доступ свежего воздуха);

в) согреть ребенка;

-д) обтереть ребенка холодной водой;

г) дать вдохнуть пары нашатырного спирта;

е) по назначению врача, ввести подкожно раствор кордиамина 1.0 мл или 10 % кофеина 0,1
мл/г;

ж) по назначению врача ввести преднйзолон 70 мг внутримышечно.

3. Техника измерения АД и пульса согласно алгоритму выполнения манипуляции.

эталон ответа к задаче по неотложным состояниям к билету № 8

Из анамнеза Вы выяснили, что ребенок родился недоношенным, с месяца - на искусственном вскармливании, получал в основном коровье молоко. Начал сидеть с 8-ми месяцев, ходить с 1 года 4 мес, зубы прорезались в 12 месяцев. У малыша выражены теменные и лобные бугры, отмечает­ся 0-образное искривление нижних конечностей.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

1. Спазмофилия. Ларингоспазм.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) вызвать врача;

б) медсестра обеспечит ребенку доступ свежего воздуха, расстегнет стесняющую одежду;

в) медсестра попытается снять ларингоспазм ребенку рефлекторно:

- лицо и тело ребенка обрызгает холодной водой;

- при отсутствии эффекта нажмет шпателем на корень языка, до появления рвотного реф­лекса, попробует ватной турундой раздражать носовые ходы до появления чихания;

г) при восстановлении дыхания даст ребенку увлажненный кислород с целью купирования
гипоксии;

д) при отсутствии эффекта в течение 15-30 сек. приступит к ИВЛ;

е) по назначению врача введет седуксен или'реланиум в дозе 0,1 мл/кг массы для купирова­
ния ларингоспазма, затем глюконат кальция 10% 1,0 мл под контролем пульса для ликвида­
ции дефицита кальция в организме.

3. Техника введения воздуховода на фантоме согласно алгоритму выполнения манипуляции.

эталон ответаа к задаче по неотложным, состояниям к билету № 9

Медсестру школы попросили оказать медицинскую помощь мальчику 10 лет.

Со слов учительницы, ребенок неожиданно побледнел, стал возбужденным, начал жаловаться на слабость, головную боль. Болен сахарным диабетом. Сегодня утром после инъекции инсулина плохо позавтракал.

Объективно: кожные покровы бледные, покрыты потом. Отмечается дрожание рук и ног Ре­бенок возбужден, но постепенно возбуждение меняется на вялость, апатию,

АД 100/55 мм рт. ст.. пульс 90 в минуту, ЧДД 20 в минуту. Тоны сердца звучные. В легких ве­зикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

1. В результате недостаточного питания после инъекции инсулина у ребенка развилось гипогликемическое состояние.

2. Алгоритм действий медсестры:

а) напоить ребенка сладким чаем с булкой с целью уменьшения гипогликемии;

б) если состояние не улучшится, по назначению врача в/в ввести 20 мл 20% раствора глюко­
зы, с целью ликвидации гипогликемии;

в) обеспечить доступ свежего воздуха с целью обогащения воздуха кислородом;

г) вызвать скорую помощь и госпитализировать ребенка с целью необходимости коррекции
дозы инсулина и пересмотра питания;

д) до приезда скорой наблюдать за состоянием ребенка с целью контроля состояния.

3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с принятым
алгоритмом.

эталон ответа к задаче по неотложным состояниям к бнлету:№" 10

В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребенка 4-х лет.

Жалоб ребенок не предъявляет, не контактен, зовет маму, плачет, изменения в состоянии ре­бенка воспитатель заметила полчаса назад, температура 39,5* С.

Объективно: сознание ребенка ясное. Кожные покровы бледные, свободные от сыпи, конеч­ности холодные. Язык слегка обложен белым налетом. В зеве легкая гиперемия миндалин, ЧДД 30 в минуту. Дыхание спокойное, через нос, свободное, пульс - 140 уд. в минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочился.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

1. Гипертермический синдром.

2. Алгоритм действий медсестры:

а) вызвать скорую помощь для экстренной госпитализации ребенка в детское отделение ЛПУ;

б) сообщить родителям ребенка о его состоянии и необходимости госпитализации (вызов
скорой и родителей возможен с помощью воспитателя или другого лица);

в) уложить ребенка в кровать с целью предупреждения возможных осложнений;

г) растереть кожные покровы, особенно конечности, полуспиртовым раствором и обеспечить
к ногам грелку для снятия спазма;

д) по назначению врача ввести ребенку 2% р-р папаверина гидрохлорида' в возрастной дозе -
0,8 мл в/м для снятия спазма периферических сосудов и усиления теплоотдачи;

е) по назначению врача ввести в возрастной дозе 0.4 мл 50% р-р анальгина с жаропонижаю­
щей целью;

ж) обеспечить обильное теплое питье для восполнения теряемой при лихорадке жидкости;

з) периодически определять пульс у ребенка, измерять температуру, наблюдать за ним до
прибытия врача с целью контроля за состоянием.

3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже или статисте, а соответствии с принятым
алгоритмом.

эталон ответа к задаче по неотложным состояниям к билету. № 11

Медсестру школы пригласили для оказания помощи 11-летнему ребенку, которому стало пло­хо на уроке рисования.

Со слов учительницы, на уроке мальчик долго стоя позировал ученикам (находился в одной позе). Неожиданно мальчику стало плохо, он упал, потерял сознание.

Объективно: лицо бледное, конечности холодные. В момент осмотра ребенок начал прихо­дить в сознание. Дыхание редкое, поверхностное. ЧДД 14 в минуту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 80 в минуту, слабого наполнения. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. На занятиях ребенок чувствовал себя хорошо, был активный. Последние дни не болел. Хроническими заболеваниями не страдает. На диспансерном учете не состоит.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

1. В результате длительного стояния в одной позе у ребенка возник обморок.

2. Алгоритм действий медсестры:

а) уложить ребенка горизонтально с приподнятыми ногами; с целью облегчения притока кро­
ви к головному мозгу;

б) освободить от стесняющей одежды, расстегнуть воротник, ослабить пояс, с целью облег­
чения дыхания;

в) обеспечить доступ свежего воздуха, с целью обогащения воздуха кислородом;

г) дать понюхать смоченную нашатырным спиртом ватку, с целью возбуждения дыхательно­
го центра;

д) лицо и грудь побрызгать холодной водой, с целью рефлекторного возбуждения дыхатель­
ного центра;

е) по назначению врача при отсутствии эффекта ввести кордиамин или кофеин в дозе с целью
восстановления тонуса сосудов и повышения АД;

ж) оценить повторно дыхание, пульс, АД с целью контроля состояния;

з) обеспечить ребенку консультацию врача, с целью исключения заболеваний сопровождаю­
щихся обмороком. Пригласить школьного врача или вызвать скорую.

Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с принятым алгоритмом.

эталон ответа к задаче по неотложным состояниям к билету № 12

Во время дежурства постовая медицинская сестра детского отделения была вызвана в палату к 2-летнему ребенку. Со слов матери, ребенок забеспокоился после взятия у него крови для иссле­дования, появились судороги.

При сестринском обследовании выявлено тяжелое состояние ребенка: отсутствие сознания и наличие клонико-тонических судорог. Кожные покровы бледные. Губы цианотичные. Дыхание шумное. Живот участвует в акте дыхания.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

1. У ребенка судорожный синдром. , .

2. Алгоритм действий медсестры:

а) вызвать к ребенку врача для оказания экстренной помощи (вызов третьим лицом);

б) уложить ребенка на пеленальный стол, обеспечив постоянное наблюдение для предупреж-
- дения травм ребенка во время судорог;

в) расстегнуть стесняющую одежду, отсосать слизь из носоглотки для улучшения дыхания;

г) дать увлажненный кислород ребенку для борьбы с гипоксией;

д) голову повернуть на бок. следить за положением языка, чтоб не было его западания во
время судорог с последующей асфиксией.

е) по назначению врача подготовить 1,0 мл седуксена для введения ребенку;

ж) постоянно определять ЧСС. ЧДЦ, наблюдать за ребенком с целью контроля за состоянием.

3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже и соответствии с принятым алгоритмом.

Эпилепсия — это часто встречающаяся хроническая патология, которая характеризуется внезапными приступами конвульсий и судорог. Возникают такие припадки за счет резкого повышения электрической активности нейронов в головном мозге. Как правило, первые проявления эпилепсии фиксируются в детском или подростковом возрасте.

Ребенку или подростку подобрать лечение и поставить диагноз намного проще, чем взрослому больному, однако и в зрелом возрасте эта болезнь поддается лечению. Неврологи Юсуповской больницы в Москве занимаются лечением эпилепсии любого вида. Наши врачи практикуют только самые надежные методы терапии, основанные на индивидуальных показателях и потребностях конкретного пациента.


Почему возникает

Механика развития эпилептического припадка такова: аномальное возбуждение нейронов в головном мозге приводит к электрическому сигналу, который расшифровывается организмом как электрический импульс. Этот сигнал начинает развиваться, постепенно усиливаясь и приводя в возбуждение определенные участки мозга или весь головной мозг, что в свою очередь провоцирует развитие эпилептического припадка с частичной или полной потерей сознания.

Детская эпилепсия имеет хороший прогноз и поддается лечению, а иногда болезнь полностью отступает к 15-16 годам. Достаточно часто данная патология диагностируется у детей с диагнозом ДЦП. Достоверно причины возникновения эпилепсии у детей неизвестны, однако существует ряд факторов, оказывающих влияние на раннее развитие данной патологии. К ним относятся:

асфиксия или травмы во время родов;

недостаточность магния и калия;

врожденный порок развития мозга;

наследственная предрасположенность (случаи заболевания эпилепсией в семье);

солнечный или тепловой удар;

сильные интоксикации организма;

опухоли, кисты, кровоизлияния головного мозга;

сильный удар током;

инфекционное поражение головного мозга;

механические травмы головы.

В зависимости от причин возникновения, эпилепсия у детей классифицируется на 3 вида: симптоматическую, идиопатическую и криптогенную. Каждый вид требует определенной терапии, поскольку правильно подобранный комплекс лечения способствует стиханию приступов, а позже и вовсе их исчезновению.

Первые признаки болезни

Как правило, первые проявления эпилепсии у больного случаются еще в младенческом возрасте. К сожалению, очень часто родители путают проявления этого заболевания с другими недугами, не обращаясь вовремя за необходимой квалифицированной помощью. Характерной чертой детской эпилепсии является возникновение эпилептического припадка при малейших внешних или внутренних возбудителях (резкий подъём ото сна, повышение температуры тела, вакцинация, громкий звук и т.д.). Задуматься о приеме к детскому неврологу следует, если вы замечаете у своего ребенка следующие внешние проявления:

судороги, подергивания конкретной части тела или тела в целом;

резкое замирание, остановка реакций;

слуховые или визуальные галлюцинации;

резкие вздрагивания ребенка, сопровождающиеся громкими внезапными вскрикиваниями;

сокращение мышц лица с одной стороны, сильное перенапряжение;

отсутствующий взгляд с полным оцепенением;

изменения оттенка кожного покрова (в особенности на лице) на синюшный, зеленоватый, резкое покраснение.

Однако очень схожие синдромы имеют такие заболевания, как менингит или энцефалит, поэтому посещение врача при обнаружении данных симптомов обязательно.

Симптомы

Классическим проявлением эпилепсии являются эпилептические приступы (эпиприпадки). Однако у детей такие приступы проявляются несколько иначе, чем у взрослых больных. Существует ряд клинических симптомов, которые также указывают на развитие такого заболевания, как эпилепсия:

резкий гипертонус мышц;

кратковременная остановка дыхания;

судороги конечностей или всего тела;

непроизвольная дефекация или опорожнения мочевого пузыря;

резкое замирания, отсутствие реакции на внешние раздражители;

резкое расслабление всех мышц с последующей потерей сознания;

постоянные ночные кошмары;

сильные беспричинные головные боли, доходящие до тошноты;

внезапное неконтролируемое выпрямление всех или отдельных конечностей;

дислексия, расстройства речи.

Как правило, по прошествии приступа ребенок ничего не помнит. В такой ситуации родителям очень важно не напугать малыша, а сразу обратиться за помощью в больницу во избежание повторения припадка.


Формы болезни

В зависимости от симптомов и проявлений, существует несколько разновидностей детской эпилепсии. Ввиду определенных нюансов, типов детской эпилепсии значительно больше, чем взрослой. Однако при отсутствующем лечении детское заболевание может усугубиться, припадки могут начать беспокоить человека чаще. Важно не упустить момент и начать лечение еще в детстве, чтобы во взрослом возрасте не страдать от плачевных последствий.

Эпилепсия у детей бывает нескольких видов:

синдром Веста – самая распространенная форма эпилепсии, характеризуется ранним возникновением и длительностью около года, после чего наступает фаза эпилептических припадков и замираний. Ребенок страдает постоянными тоническими и тонико-клоническими судорогами;

младенческая доброкачественная миоклоническая эпилепсия;

синдром Ландау-Клеффнера – проявляется ухудшением общего состояния здоровья ребенка. Как правило, болезнь дает о себе знает в течение первых 3-7 лет жизни больного. Основными симптомами являются эпилептические приступы, потеря способности писать и читать, правильно образовывать слова и употреблять их, возможно развитие пароксизмальной патологии в области височных долей;

эпилептический синдром, проявляющийся у девочек 11-13 лет в период активного полового развития. Не имеет никаких особенностей проявления, возникновение связано с нарушением водно-электролитного баланса и менструальным циклом;

юношеская миоклонус-эпилепсия (синдром Янца) - возникает в возрасте от 7 до 25 лет. Проявляется в виде абсансов, тонико-клонических приступов и миоклонических припадков;

юношеская абсансная эпилепсия – первые признаки это заболевание подает в возрасте от 8 до 20 лет. Проявляется типичными абсансами, миоклонусами и генерализированными тонико-клоническими судорогами.

Симптоматическая эпилепсия у детей

Симптоматическая эпилепсия – это вторичная эпилепсия, хроническая форма заболевания ЦНС, развивающаяся в результате повреждения структур головного мозга, при нарушении обмена веществ в нейронах головного мозга. Такие нарушения возникают при травме, врожденной аномалии развития, опухолях, наследственных нарушениях обмена веществ, при длительном приеме определенных лекарственных препаратов, а также в результате влияния других факторов.

Симптоматическая эпилепсия у детей характеризуется наличием анатомического дефекта головного мозга. В нейронах мозга создается патологический очаг, который определенное время сдерживается антиэпилептическими структурами. Со временем происходит аномальный рост электрического разряда, и он волной распространяется на оба полушария мозга, вызывая развитие эпилептического приступа.

Больше 80% приступов симптоматической эпилепсии регистрируются у детей в первые годы жизни. Для диагностики заболевания используют наиболее информативные методы исследования – МРТ головного мозга, видео-электроэнцефалографический мониторинг, могут быть назначены дополнительные методы исследования – исследования ликвора, пневмоэнцефалография, ангиография и другие методы диагностики. Выбор антиэпилептической терапии зависит от возраста ребенка, наличия сопутствующих заболеваний, формы эпилепсии.

Причины

Наиболее частые причины развития симптоматической эпилепсии у детей:

асфиксия во время родов;

врожденный порок развития головного мозга.

Факторы, влияющие на развитие симптоматической эпилепсии у детей:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.