Резонерство при эпилепсии характеризуется

Доктор Медицины, профессор Абр:

САЙТ N. ЗАРАЖЁН РЕЗОНЁРСТВОМ .

Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса (но реальная жизнь изобилует примерами осознанного использования резонёрства вполне здоровыми и высокоинтеллектуальными личностями, например, при проповеднической или пропагандистской деятельности).

По классификации нарушений мышления Б. В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Исследования показали, что «…неадекватность, резонёрство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к „оценочным суждениям“.

Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонёрское (поэтому, то, что описывается в учебниках по психопатологии, выглядит так блекло — нет эмоциональности интонаций).

Типы резонёрства при различной психической патологии.
Шизофреническое (классическое) резонёрство.
Стилевые проблемы.

Резонёрство в норме возникает в сложной и эмоционально-значимой ситуации (например, на экзамене) и зачастую произвольно или полупроизвольно; в патологии же всё наоборот: резонёрство возникает вне зависимости от трудности заданий и эмоциональной нагруженности ситуации.

Иное, чем при шизофрении. Оно более сходно с резонёрством нормальных людей: возникает в процессе диалога, носит компенсаторный характер. Отличие от нормы: выраженная потребность говорить с яркой аффективной окраской высказывания, с особой лексикой — морализаторство, нравоучение.

Следует также отметить наличие резонёрства при некоторых расстройствах личности. В первую очередь, оно наблюдается при истероидном (гистрионном) расстройстве личности и при шизоидном.

Пример стихотворения, написанного больным резонерством.

А свет колеблющейся лавой
в чащобу темную скакал,
где пожирающей оравой
зубов округлился овал.
Не ночи реющей твердыней
с туманом, сотканным со льда,
а перезревшей желтой дыней
катилась поздняя луна.

Безумец выстругал поделку.
То был его живой портрет.
Портрет тот двигал челюстями
И делал страшные глаза.

Нагайкой свинцово-гетманской удар нанесен.
В голове пролетарской отца земля закружилась.
Он упал, сохранить баланс планете стремясь…

Лечение
Специфического лечения резонёрства не существует. Его коррекция осуществляется параллельно лечению основного заболевания. Соответственно спектр используемых методов достаточно широк – от психотерапии до активного медикаментозного лечения нейролептиками, противосудорожными препаратами или транквилизаторами.

С.:
Заметил у себя тенденцию к бессмысленному мышлению, рассуждению, бесплодному нравоучению, которое людей, понятное дело, раздражает. Плюс само по себе мышление у меня потеряло структуру - я никак не могу его использовать, когда нужно, и использую, когда мудрствовать ни к чему. Никак не могу применить мышление для решения бытовых вопросов - обязательно требуются наводки, подсказки. Сам до многого не могу додуматься. Как вылечить такую болезнь? Называю её "болезнь", потому что слышал, что ей страдают шизофреники. Неужели у меня тоже шизофрения?

Профессор Абр:
Резонерство - напомним простыми словами - когда спорят, не зная предмета спора, т. е. не по существу, только бы спорить.

Резонерство в мышлении наблюдается не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей. Отличие резонерства у психически больных Т. И. Тепеницына (1979) видит в степени искажения мотивационного плана мыслительной деятельности и в аффективной неадекватности мотивации, которые при психических заболеваниях еще отягощаются присоединением грубых расстройств мыслительной деятельности.

Резонер - это, если объясняться простыми словами, человек, который склонен скучно и пространно рассуждать о чём-либо, не зная при этом сути того, о чем он говорит. К тому же его речи носят нравоучительный характер. В психологии это понятие толкуется более подробно и понятно, так что для полного представления следует рассмотреть и его. Варианты толкования Стоит отметить, что "резонер" - это многогранный термин. Например, в психопатологии он обозначает утрату способности и возможности мыслить конкретно. Резонеры не преследуют определенную цель, не используют в доводах никаких фактов и не способны делать четкие и недвусмысленные выводы. Есть ещё один вариант толкования. Только он касается не психологии, а литературы. Герои-резонеры - это такие персонажи произведения, которые не принимают практически никакого участия в развитии сюжета или действия. Иными словами говоря, они лишь свидетели, констатирующие происходящее. Эти герои встречаются чаще всего в классическом и средневековом театрах. Однако пика популярности использование подобных персонажей достигло в период буржуазной литературы. И резонеры в таких произведения были не просто констататорами - в этих героях авторы выражали объективность и логичность, критикуя через них печальную (на тот момент) действительность. Ярким примером может стать Чацкий из произведения "Горе от ума" - именно он высказывается о проблемах государственного устройства, реально рассуждая о жизни. Характеристика резонеров Итак, следует подробнее рассмотреть данное понятие в психологии. Резонер - это человек, который просто не может мыслить конкретно. Зачастую его специфическое мышление сопровождается излишними эмоциями, пафосом, а также экспрессией, проявляющейся в огромных количествах. Всё это, конечно, выглядит неестественно. Высокопарность, многословие, а также витиеватость речи - это характерные черты, присущие такому человеку, которого называют "резонер". Психология и медицина трактуют это как болезнь. На самом деле так и есть. Резонерство - это один из многочисленных видов нарушения мышления. Ученые отнесли это заболевание к мотивационно-личностной группе. Феноменология Резонерство называют ещё словесной опухолью. Как узнать вообще, что у человека есть это нарушение? Его речь наполнена чересчур вычурными и сложными выражениями, очень абстрактными фразами, терминами, толкование которых резонер сам не разумеет, а также различными понятиями, не уместными в конкретном случае. Пожалуй, это самые узнаваемые признаки. Резонер - это человек, которому не интересна конечная мысль. Ему нравится непосредственно процесс изложения своих идей. Хотя изрекаемые им мысли трудно окрестить данным понятием. Ведь идея - это нечто конкретное, прообраз, существующий в сознании человека. У резонера такого нет, у него просто поток слов, не связанных между собой по смыслу. Как узнать резонера? У таких людей аморфное мышление. То есть без определенного содержания. Как узнать, что перед вами стоит резонер? Всё просто. Даже при обсуждении простых бытовых вопросов резонеру будет сложно сформулировать свои мысли. Иными словами, даже покупку макарон они будут рассматривать с точки зрения космологии или философии. Хотя на самом деле резонеры всегда выдают себя быстро. Ведь такое мышление не может не отразиться на их жизни, интересах, увлечениях и мировоззрении. Они увлекаются странными вещами, им нравится то, что нормальному, здоровому человеку кажется диким и неприемлемым. В медицине это называется метафизической интоксикацией. Так что узнать резонера не так уж и трудно. Намного сложнее понять его и уйти от беседы с таким человеком. У людей с настолько разным мышлением просто не получится спокойно существовать рядом, даже минимальное количество времени.

Профессор Абр:
В заключение этой главы остановлюсь ненадолго еще на двух криминальных типах, — на идейных преступниках и резонерах. Между ними большая разница. Первые совершают преступление ради торжества известной моральной или социальной идеи, которой они подчиняют свою личность и поведение. Вторые пытаются подвести идейный базис под свое стремление к удовлетворению известных своих потребностей; они прикрывают личные цели известными общими идеями и через посредство последних получают особую энергию для достижения этих целей. Одни приносят в жертву торжеству известных общих идей свои личные интересы, а иногда и целиком свою личность. Другие пользуются известными общими идеями для торжества своих личных целей. Не следует думать, однако, что в резонерстве есть элемент сознательной лжи. Нет, настоящее резонерство бывает вполне искренним, а его своекорыстный, личный элемент может быть скрыт под общими фразами так глубоко, что станет незаметен самому субъекту. Разница между теми и другими преступниками в самом содержании идей, лежащих в основе их предрасположения к преступлению. В одном случае, это моральная или социальная идея, которая получает свое осуществление в чем-либо объективном, по отношению к данному субъекту, и если приносит ему какую-либо пользу, то как отражение известного объективного порядка. В другом случае, это идея, осуществляющаяся в рамках жизни данного субъекта, в известных формах его существования и, притом, идея всегда ложная, так как только ложная идея может разрешить человеку преступление ради его личных целей. У преступников-резонеров мы встречаем кривую логику, софистические уловки. Отсюда не следует, конечно, что те идеи, которыми руководятся идейные преступники, всегда верны. Нет, и они часто ложны, но могут быть и верны.

Признаки резонерства отмечались мною выше при описании бандита Б. Они есть и у убийцы Гребнева — В. Но в этих случаях резонерство не лежало в основе предрасположения к преступлению. Оно сводилось или к рассуждениям, выдуманным уже после преступления, или к дополнительным, второстепенным соображениям, на которых субъект не основывал своей деятельности. К резонерам надо относить лишь тех, у которых резонерские рассуждения лежат в основе их преступной деятельности, так что, не будь у них резонерских рассуждений и не почерпни они из последних известного запаса энергии, они не совершили бы преступления. Хотя и не часто, но такие резонеры встречаются. Один, например, признанный врачами шизофреником и невменяемым бывший студент-юрист второго курса, позднее состоявший следователем, С, 27 лет, сын врача, организовал нападение на квартиру одной своей знакомой для похищения ее бриллиантов, причем и сам был убежден, и своим соучастникам внушил мысль, что тут нет ничего дурного, так как можно допустить лишь государственную собственность, а частную собственность — только в зависимости от полезности ее обладателя, и этой полезности он за данной своей знакомой не признавал.

Организатором налета был сын врача, студент Е., признанный впоследствии душевнобольным, который по каждому соучастнику в отдельности, и собрав их накануне налета всех вместе, с большим красноречием развивал такого рода взгляд: вы живете бедно и имеете ряд неудовлетворенных потребностей, тогда как немного мужества и трезвый взгляд на дело, и вы сможете значительно улучшить свое положение. Если вам не хватает денег, прихватите у государства денег еще, никто от этого не пострадает, потому что государство лишь немного более напечатает денег, вот и все. Не смущайтесь мыслью, что это — кража или грабеж. Вздор! Это — заем, взятие кучки бумаги для поддержания кое-чего реального и большого, — ваших сил и семей. Неужели же эта реальность не стоит кусочков бумаги и последние, по вашему мнению, выше! Просто трусость! Неужели вы не понимаете, что, взяв сейчас эти бумажки, вы вернете государству нечто более ценное — ваши поддержанные и сбереженные силы! Этот заем в конечном счете выгоден для государства, ведь человек же значит более, чем бумаги, которых можно напечатать и еще; от того, что вы возьмете их, никто не пострадает и т.д. Приблизительно в таком духе говорил Е. с своими товарищами и говорил горячо, красноречиво, с блеском в глазах и с волнением в голосе. Они пробовали возражать, но он сейчас же отбивал все их возражения. И у них явилось убеждение, что он прав. Никто из них нужды, в собственном смысле слова, не испытывал, все они имели места и пайки и, не будь этих красноречивых рассуждений Е., никто из них и не подумал бы ни о каком грабеже. Вот несколько данных о некоторых участниках этого налета.

Любит приодеться. Со стороны наследственности у Л. нельзя отметить ничего особенного. Он вполне здоров и никаких психопатических черт не обнаруживает.

Резонерство!
Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре того вида патологии мышления, который обозначается в психиатрической клинике как резонерство.

Это расстройство мышления определяется клиницистами как "склонность к бесплодному мудрствованию", как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Иначе говоря, резонерство выступает для психиатров как само нарушение мышления. В действительности же это лишь феноменологическое описание. Наши исследования показали, что механизмом "резонерства" являются не столько нарушения интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то "концепцию".

Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не выявляет нарушений познавательных процессов. Психологическая характеристика симптома резонерства была предметом специального исследования Т. И. Тепеницыной [183]. Как показали результаты ее исследования, неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к "оценочным суждениям". Т. И. Тепеницына пишет, что "резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений" [183, 72].

Т. И. Тепеницына [183] отмечает, что аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское; так, суждения, звучащие в громкой речи как типично резонерские, при письменной записи вместе с потерей интонаций теряют и свой резонерский оттенок.

Это сокращенный текст из книги Б.В.Зейгарник (глава о нарушениях мышления).
Еще кое-что из других источников!

Резонерство - нарушение мышления при котором больной вместо ясного по содержанию и достаточно четкого по форме ответа на конкретный вопрос или при описании какого-либо определенного события, случая, предмета, явления, прибегает к пространным разглагольствованиям в пределах данной темы, приводит не основанные на фактах доказательства, увлекается бессмысленными рассуждениями в ущерб смыслу говоримого. При резонерстве предложения построены грамматически правильно, изобилуют причастными и деепричастными оборотами, вводными словами; речь многословна, но несмотря на это, больной в своем повествовании нисколько не продвигается. Резонерство бесплодно, так как оно не приводит к познанию.


Резонерство - патологическое свойство личности, проявляющееся, в первую очередь, в особенностях мышления.
Резонерское мышление характеризуется склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных формальных аналогиях рассуждениям. Проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. Цель мыслительной деятельности отодвигается на задний план, а на передний выдвигается тенденция к рассуждательству.

Структура резонерства определяется особенностями личностно-мотивационной сферы. Оно характеризуется чрезмерной потребностью в "самовыражении" и "самоутверждении", утрированной претенциозно-оценочной позицией больного, аффективной неадекватностью выбора объекта рассуждательства, несоответствием этого объекта способам доказательств и рассуждений, тенденцией к "сверх-обобщениям" по пустячному поводу, недостаточной самокритичностью, своеобразной манерой речи. Резонерство наблюдается и у психически здоровых, однако в этих случаях степень искаженности мотивации и ее аффективная неадекватность не достигают значительной выраженности.
При интеллектуальной недостаточности резонерство чаще всего носит компенсаторный характер.


в мышлении больных регистрируется выраженное резонерство: они зачастую в любых обстоятельствах с полемическим задором пускаются в бесконечные пустые споры, даже не обладая минимумом знаний о предмете рассуждения, или начинают писать "научные трактаты" эстетической, философской и социальной направленности, несмотря на то что образование их может не превышать 9 классов школы.


Вы, конечно же, встречали в своей жизни людей, из которых просто льется поток бессмысленных фраз и пустой болтовни. Оказывается, такое многословие при отсутствии конкретной мысли или идеи, является, по мнению психологов и психиатров, диагнозом под названием – резонерство.

Какими признаками характеризуется

Главным признаком резонерства является бессмысленность рассуждений. Человек, страдающий таким расстройством мышления, может употреблять много умных слов, значения которых сам не знает. Он хочет казаться умным. Его речи витиеваты, могут изобиловать какими-то фактами и доказательствами, которые ему самому кажутся весомыми и убедительными. Но, в итоге, его многословие не приводит, ни к какому результату.


Как диагностируется?

Резонерство мышления диагностируется по трем группам признаков:

  • темпу мышления;
  • подвижности мыслительного процесса;
  • структуре речи.

Варианты темпа мышления у людей с резонерством могут быть разные. Это может быть:

  1. Замедление и длительное обдумывание, в процессе которого теряется способность к принятию решения.
  2. Ускорение. У человека происходит очень быстрый процесс принятия решения. Идеи формируются молниеносно. Слишком ускоренное мышление характерно для маниакальных состояний.
  3. Шперрунг. У человека резко обрывается поток идей. Мысль останавливается, заходит внезапно в тупик.
  4. Ментизм. Навязчивые мысли вторгаются внезапно в ситуациях, к которым они не имеют никакого отношения.

Подвижность мыслительного процесса также выдает в человеке резонера. В его речи могут появиться:

  1. Второстепенные темы, которые он детализирует, добавляет несуществующие подробности.
  2. Обстоятельность. Он систематически заостряет внимание на деталях и обстоятельствах, не имеющих или почти не имеющих отношения к основной мысли.
  3. Вязкость. Это состояние, когда отследить в потоке мыслей первоначальную идею и довести ее до логического конца невозможно, так как мысли уже увязли.

Структура речи при резонерстве мышления изобилует:

  1. Речевыми стереотипами и штампами.
  2. Бессмысленными повторениями одних и тех же слов, звуков, окончаний (вербигерация).
  3. Бессвязными цепочками, словами, никак не сопоставимыми друг с другом.

Примеры резонерства

Увидеть типичные признаки резонерства можно, если попросить такого человека объяснить смысл пословицы.

Больной резонерством не остановится на этом объяснении. Он станет размышлять о том, какими снастями лучше выловить рыбку из пруда, в какое время года, насколько водоем загрязнен отходами ближайшего завода и т. д. В итоге, простое объяснение, превратится на набор пустых, не имеющих отношения к ситуации фраз и размышлений. Резонер увязнет в них и к концу беседы вовсе забудет, о чем шла речь.


Причины нарушения мышления

Причинами появления резонерства могут быть нарушения в головном мозге или психические расстройства – шизоидные или истероидные.

Причиной появления резонерства у людей без психических отклонений может стать сложная эмоциональная ситуация. Например, важный экзамен. У здоровых людей это явление временное. Оно пройдет, как только стрессовая ситуация стабилизируется.

У больных людей резонерство мыслей возникает независимо от ситуации или обстоятельств.

Классификация резонерства

Резонерство в психологии и психиатрии принято подразделять на 3 вида:

  1. Классическое (шизофреническое). Проявляется в желании больного поведать миру некую информацию. Но, в процессе вещания, слышно лишь пустые фразы, абстрактные суждения. Пример с пословицей – это и есть разновидность такого заболевания.
  2. Органическое. Это громкое комментирование того или иного процесса. Часто возникает при затруднениях в общении.
  3. Эпилептическое. Это навязчивые нравоучения и морализация. На первый взгляд, это больше похоже на здоровые рассуждения. Возникают в процессе общения.

Как лечится резонерство в психиатрии

Дело в том, что резонерство в психиатрии – это не самостоятельная болезнь или расстройство, а вторичное проявление. Оно может быть признаком шизофрении, олигофрении, эпилепсии и некоторых других психических расстройств. Поэтому в лечении нуждается ни бессмысленная болтовня, а основной диагноз.

Нарушение психической деятельности при эпилепсии

Эпилепсия – внезапно падать, быть охваченным. Синонимыми: падучая болезнь, черная немочь, священная болезнь, лунная болезнь. Эпилепсия – э ндогенно органическое заболевание с хроническим течением, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте, характеризующиеся разнообразными парокси з мами, а также изменениями в когнитивной сфере и личности.
Клиническая картина

Большой судорожный припадок возникающий внезапно, как правило. Припадок состоит из двух фаз:

  1. Тоническая – все мышцы тела охватывает напряжение, повышение тонуса всех мышечных систем.
  2. Клоническая – судорожная фаза припадка – 1-2 минуты. Судороги охватывают все мышечные системы.
  3. Амнезия.
Малые припадки могут наблюдаться в качестве пароксизмов. Тонус и клонус – изменение состояние мыш.систем, могут охватывать определенные группы мышц (только справа). Локализация мышечных изменений судорожных процессов позволяет установить сторонность поражения. Может выражаться в том, что больной застывает на мгновение. Возможны эквиваленты большого судорожного припадка:
  • Сумеречные состояния сознания особого типа при эпилепсии: больной не осознает происходящего, но сохраняется в этот период двигательные автоматизмы и больной действует в логике предметов, которые попадаются на его пути.
  • П ароксизмальные изменения настроения. Грубые расстройства настроения, которые присутупообразно могут возникать как припадки– дисфории.
Эпилепсия в раной степени распространена в мужской и женской популяции (от 3до 6 чел. на 1000 людей) Большому судорожному припадку иногда может предшествовать аура. Эта аура может быть разного характера. По качеству ауры, по ее содержанию можем выдвинуть о локализации очага.
Три основных группы нарушений при эпилепсии:
  • Нарушение динамики психической деятельности
  • Нарушение познавательной деятельности
  • Изменение личности.
Эти нарушения выявляются в патопсихологическом исследовании.
Нарушение динамики психической деятельности: - Замедленност ь протекания псих. процессов и их инертност ь . В основе этих нарушений лежат нарушения характера протекания основных нервных процессов в коре головного мозга (возбуждение и торможение). Психологически эта замедленность выражается в тугоподвижности (замедленная ориентировка в каждой новом задании. Пример, если больному в ходе патопсихологической диагностике, то сталкиваемся со следующими формами поведения: уточнение инструкции, переспрашивания инструкции, требуют подтверждения правильности и успешности, у больного эпилепсии сразу же актуализируется мотив экспертизы, озабоченность собственной успеностью), при выполнении заданий с высоким темпом (таблицы Шульте). В норме на одну таблице – 30-40 сек., больной эпилепсией – 1-1,5 мин(предела нет). При выполнении задания складывания куба Линка, если поставить задачу темпа – в два раза медленнее, чем в норме. Инертность – это и есть тугоподвижность (трудность перехода и переключения с одного вида активности на другой). Обнаруживается при предложении больному на стимульное слово называть слово с противоположным значением. Повторяет одни и те же слова на слово раздражитель. Проявляется инертность эмоциональная – больной эпилепсией злопаметен, обиду и негативное переживание помнит долго (инертность). Инертность в поведенческих программах: больной зашел в шкаф.
Нарушения познавательной деятельности: Нарушения памяти и нарушения мышления. Память Нарушения непосредственного запоминания : задание запоминания 10 слов, то типичная картина кривой запоминания: Низкая продуктивность первого воспроизведения Отсутствие нарастания количество воспроизведенных элементов по увеличению повторения - плато. Не характерна истощаемость Больной дополняет ряд своими собственными словами, если это доп. слово появилось, то оно повторяется в следующих воспроизведений. Больной эпилепсией пытается запомнить все, продемонстрировав себя. Опосредованная память у больных эпилепсией: применение дополнительных средств (рисунков при запоминании) не повышает кривой запоминания. Показатели воспроизведении ниже при пиктограмм, чем без них. Их рисунки изобилуют деталями, с помощью которых больной старается максимально полно изобразить на рисунке то, что требовалось (слишком много деталей). При выполнении этого задания в силу инертности больной эпилепсией перестает руководство пользоваться инструкцией. Цель запомнить слово подменяется целью нарисовать (из-за инертности больных). Мышление Больные эпилепсией во многом полярны больным шизофренией, у них наблюдается инертность и замедленность . Если обратиться к структуре мыслительного акта, то для больного эпилепсией характерна обстоятельность мышления, чрезмерная детализация суждений, определений и т.д. например, при классификации предметов больной разделяет предложенные картинки на очень мелкие и дробные группы. Нередко можно наблюдать следующие ответы: (почему выделили такие группы): поросеночка с медведиком положить нельзя. Снижение уровня обобщений – снижение уровня выполнения мыслительных операций. Если больной шизой находит самое причудливое и абстрактное, то больной эпилепсией заземлен, конкретен, вместо операции обобщения строит конкретную ситуацию объединение сугубо синкретическое по конкретно-ситуационным признакам . Мотивационно-обусловленные нарушения мышления. Резонерство – готовность к многоговорению на незначительную тему, но резонерство больного эпилепсией качественно отличается от резонерства шизиков. В резонерстве эпилептиков видим желание утвердиться, вызвать одобрение, резонерство появляется только в ситуациях общения (для шизиков наличие партнера не важно), компенсаторная функция резонерства у эпилептиков. Аффетивная насыщенность – яркая аффективная окрашенность резонерских суждениях, в своих резонерских суждениях эпилептик учит собеседника как правильно жить. Лексика резонерская совершенно особая (имейте в виду, учтите – фраза адресованная партнера с целью воздействия на него).
Личностные изменения больных эпилепсией.
  • Гротескность многих личностных проявлений в отношении к миру, к другим людям, к самому себе. Больной эпилепсией обнаруживает те же самые качества, которые наблюдаем и у здоровых испытуемых (тенденция к самоутверждения, достижения успеха, одобрения и внимания со стороны другого челоека). Чрезмерность этих проявлений характерно для эпилептиков.
  • Противоречивость личностного облика больного эпилепсией: с дной стороны, это человек контактный и услужливый (чрезмерно услужливый - слащавый),а с другой стороны, жестокий и злопамятный .
Больной педантичен – он с трудом переключается, он медленно осваивает новое, поэтому педантизм формируется как личностная особенность компенсирующийся инертность, тугоподвижность, когнитивные нарушения, но и потом начиает культивироваться больными, как положительное качество. Эгоцентризм – больной центрирован на себе (в пиктограммена вкусный ужин: нарисовать то, что Я люблю).

Патопсихологический синдром

Ведущий синдрмообразующий фактор - нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга с резким нарушением динамики нервных процессов

1. Первичные нарушения:

изменение динамики психических процессов (замедленность, инертность),

сужение объема внимания, трудности его распределения,

отсутствие гибкости, подвижности поведенческих программ,

общее снижение когнитивных способностей.

2. Вторичные нарушения. Возникают как компенсация первичных дефектов:

конфабуляции при запоминании,

комплекс личностных характеристик: угодливость, вежливость, педантизм.

3 Третичные нарушения

- хроническая поведенческая и эмоциональная напряженность (ожидание отрицательной оценки),

- завышенная самооценка, как компенсация хронического неуспеха

Нарушение психической деятельности при эпилепсии

Эпилепсия – внезапно падать, быть охваченным.

Синонимыми: падучая болезнь, черная немочь, священная болезнь, лунная болезнь.

Эпилепсия – эндогенно органическое заболевание с
хроническим течением, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте, характеризующиеся разнообразными пароксизмами, а также изменениями в когнитивной сфере и личности.

Большой судорожный припадок возникающий внезапно, как правило. Припадок состоит из двух фаз:

  1. Тоническая – все мышцы тела охватывает напряжение, повышение тонуса всех мышечных систем.
  2. Клоническая – судорожная фаза припадка – 1-2 минуты. Судороги охватывают все мышечные системы.
  3. Амнезия.

Малые припадки могут наблюдаться в качестве пароксизмов.

Тонус и клонус – изменение состояние мыш.систем, могут охватывать определенные группы мышц (только справа).
Локализация мышечных изменений судорожных процессов позволяет установить сторонность поражения. Может выражаться в том, что больной застывает на мгновение.

Возможны эквиваленты большого судорожного припадка:

  • Сумеречные состояния сознания особого типа при эпилепсии: больной не осознает происходящего, но сохраняется в этот
    период двигательные автоматизмы и больной действует в логике предметов, которые попадаются на его пути.
  • Пароксизмальные изменения настроения. Грубые расстройства настроения, которые присутупообразно могут возникать как припадки–
    дисфории.

Эпилепсия в раной степени распространена в мужской и женской популяции (от 3до 6 чел. на 1000 людей)

Большому судорожному припадку иногда может предшествовать аура. Эта аура может быть разного характера. По качеству
ауры, по ее содержанию можем выдвинуть о локализации очага.

Три основных группы нарушений при эпилепсии:

  • Нарушение динамики психической деятельности
  • Нарушение познавательной деятельности
  • Изменение личности.

Эти нарушения выявляются в патопсихологическом исследовании.

Нарушение динамики психической деятельности:

— Замедленность протекания псих. процессов и их инертность. В основе
этих нарушений лежат нарушения характера протекания основных нервных процессов в коре головного мозга (возбуждение и торможение). Психологически эта замедленность выражается в тугоподвижности
(замедленная ориентировка в каждой новом задании. Пример, если больному в ходе патопсихологической диагностике, то сталкиваемся со следующими формами поведения: уточнение инструкции,
переспрашивания инструкции, требуют подтверждения правильности и успешности, у больного эпилепсии сразу же актуализируется мотив экспертизы, озабоченность собственной успеностью), при
выполнении заданий с высоким темпом (таблицы Шульте). В норме на одну таблице – 30-40 сек., больной эпилепсией – 1-1,5 мин(предела нет). При выполнении задания складывания куба Линка, если
поставить задачу темпа – в два раза медленнее, чем в норме.

Инертность – это и есть тугоподвижность (трудность перехода и переключения с одного вида активности на другой).
Обнаруживается при предложении больному на стимульное слово называть слово с противоположным значением. Повторяет одни и те же слова на слово раздражитель.

Проявляется инертность эмоциональная – больной эпилепсией злопаметен, обиду и негативное переживание помнит долго
(инертность).

Инертность в поведенческих программах: больной зашел в шкаф.

Нарушения познавательной деятельности:

Нарушения памяти и нарушения мышления.

Память

Нарушения непосредственного запоминания: задание запоминания 10
слов, то типичная картина кривой запоминания:

Низкая продуктивность первого воспроизведения

Отсутствие нарастания количество воспроизведенных элементов по увеличению повторения — плато.

Не характерна истощаемость

Больной дополняет ряд своими собственными словами, если это доп. слово появилось, то оно повторяется в следующих
воспроизведений.

Больной эпилепсией пытается запомнить все, продемонстрировав себя.

Опосредованная память у больных эпилепсией: применение дополнительных средств (рисунков при запоминании) не
повышает кривой запоминания. Показатели воспроизведении ниже при пиктограмм, чем без них. Их рисунки изобилуют деталями, с помощью которых больной старается максимально полно изобразить на
рисунке то, что требовалось (слишком много деталей). При выполнении этого задания в силу инертности больной эпилепсией перестает руководство пользоваться инструкцией.

Цель запомнить слово подменяется целью нарисовать (из-за инертности больных).

Мышление

Больные эпилепсией во многом полярны больным шизофренией, у них наблюдается инертность и замедленность.

Если обратиться к структуре мыслительного акта, то для больного эпилепсией характерна обстоятельность мышления, чрезмерная детализация суждений, определений и т.д. например, при классификации предметов больной разделяет предложенные
картинки на очень мелкие и дробные группы. Нередко можно наблюдать следующие ответы: (почему выделили такие группы): поросеночка с медведиком положить нельзя.

Снижение уровня обобщений – снижение уровня выполнения
мыслительных операций. Если больной шизой находит самое причудливое и абстрактное, то больной эпилепсией заземлен, конкретен, вместо операции обобщения строит конкретную ситуацию объединение
сугубо синкретическое по конкретно-ситуационным признакам.

Мотивационно-обусловленные нарушения мышления.

Резонерство – готовность к многоговорению на незначительную тему,
но резонерство больного эпилепсией качественно отличается от резонерства шизиков. В резонерстве эпилептиков видим желание утвердиться, вызвать одобрение, резонерство появляется только в
ситуациях общения (для шизиков наличие партнера не важно), компенсаторная функция резонерства у эпилептиков.

Аффетивная насыщенность – яркая аффективная окрашенность резонерских суждениях, в своих резонерских суждениях
эпилептик учит собеседника как правильно жить. Лексика резонерская совершенно особая (имейте в виду, учтите – фраза адресованная партнера с целью воздействия на него).

Личностные изменения больных эпилепсией.

  • Гротескность многих личностных проявлений в отношении к миру, к
    другим людям, к самому себе. Больной эпилепсией обнаруживает те же самые качества, которые наблюдаем и у здоровых испытуемых (тенденция к самоутверждения, достижения успеха, одобрения и
    внимания со стороны другого челоека). Чрезмерность этих проявлений характерно для эпилептиков.
  • Противоречивость личностного облика больного эпилепсией: с дной стороны, это человек контактный и услужливый (чрезмерно услужливый — слащавый),а с другой стороны, жестокий и злопамятный.

Больной педантичен – он с трудом переключается, он медленно
осваивает новое, поэтому педантизм формируется как личностная особенность компенсирующийся инертность, тугоподвижность, когнитивные нарушения, но и потом начиает культивироваться больными,
как положительное качество.

Эгоцентризм – больной центрирован на себе (в пиктограммена
вкусный ужин: нарисовать то, что Я люблю).

Патопсихологический синдром

Ведущий синдрмообразующий фактор — нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга с резким нарушением динамики нервных процессов

1. Первичные нарушения:

изменение динамики психических процессов (замедленность, инертность),

сужение объема внимания, трудности его распределения,

отсутствие гибкости, подвижности поведенческих программ,

общее снижение когнитивных способностей.

2. Вторичные нарушения. Возникают как компенсация первичных дефектов:

конфабуляции при запоминании,

комплекс личностных характеристик: угодливость, вежливость, педантизм.

3 Третичные нарушения

— хроническая поведенческая и эмоциональная напряженность (ожидание отрицательной оценки),

— завышенная самооценка, как компенсация хронического неуспеха

По классификации нарушений мышления Б. В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Клиническая феноменология[править | править код]

Психологические исследования[править | править код]

Типы резонёрства при различной психической патологии[править | править код]

Резонёрство в норме возникает в сложной и эмоционально-значимой ситуации (например, на экзамене) и зачастую произвольно или полупроизвольно; в патологии же всё наоборот: резонёрство возникает вне зависимости от трудности заданий и эмоциональной нагруженности ситуации.

Резонёрство нередко сочетается с разорванностью мышления у лиц с шизофренией[1].

Эпилептическое резонёрство иное, чем при шизофрении. Оно более сходно с резонёрством нормальных людей: возникает в процессе диалога, носит компенсаторный характер. Отличие от нормы: выраженная потребность говорить с яркой аффективной окраской высказывания, с особой лексикой — морализаторство, нравоучение.

Маниакальный синдром с речевым возбуждением и бесплодным мудрствованием называется резонёрской манией.

Следует также отметить наличие резонёрства при некоторых расстройствах личности. В первую очередь, оно наблюдается при истерическом, нарциссическом и шизоидном расстройстве личности[источник не указан 232 дня]. При расстройствах личности резонёрство не сочетается с нарушением структуры процесса мышления[1].

См. также[править | править код]

  • Бредовая обстоятельность

Литература[править | править код]

  • Зейгарник Б. В. Патология мышления. — М., 1962.
  • Тепеницына Т. И. Психологическая структура резонёрства // Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965.
  • Марилов В. В. Общая психопатология. — М., 2002.

Примечания[править | править код]

От разного рода заболеваний в жизни никто не застрахован. Причины их могут быть как физиологическими, генетическими, так и психологическими. У любого недуга есть своя психосоматика, эпилепсия — один из них.

Эта болезнь связана с поражением головного мозга. Около 30 процентов людей с эпилептическими расстройствами имеют сопутствующие психические отклонения. Это могут быть расстройства личности или другие нарушения.

С течением времени больные привыкают к особенностям эпилептического мышления и движений, приспосабливаясь к ним. К счастью, бо́льшую часть изменений психики эпилептики могут контролировать.

Немаловажное значение имеет форма заболевания и то, в каком возрасте она диагностируется. Более половины пациентов заболевают в возрасте до 15 лет.

Врачи отмечают важность своевременного лечения эпилепсии как у взрослых, так у малышей и детей подросткового возраста. Также в борьбе с недугом велика роль родителей. Им важно не винить себя или малыша в сложившейся ситуации, учитывать его интересы и помогать во всем. А также с рождения показывать младенца неврологу и психотерапевту.

Психические нарушения при эпилепсии

Психические расстройства при данном недуге связаны с тем, что болезнь затрагивает разные отделы головного мозга. Проявления психических нарушений эпилептической болезни внешне можно спутать с другими отклонениями.

Эпилептический психоз — изменения в психике человека, которые появляются при развивающемся недуге. Самыми распространёнными нарушениями считаются:

Довольно опасное состояние, вызывает тягу к алкоголю. Сопровождается оно беспричинной грустью. Иногда к депрессивным ощущениям добавляется агрессия. Подобные состояния могут появляться у больных падучей болезнью как ежедневно, так и несколько раз в месяц.

Многие эпилептики страдают лунатизмом. Это состояние, когда во время сна человек начинает передвигаться. Он может даже уйти на дальние расстояния, а после пробуждения не помнит, что происходило ночью.

В этом состоянии существующие вещи кажутся больному не реальными. Это состояние чревато бредом, а также галлюцинациями. У человека возникают проблемы с ответственностью за собственные действия.

Характерен бредовыми негативными идеями. Больной кричит, может кидаться на окружающих. При этом человек чувствует себя плохо и просит о помощи. По окончании случая инцидент выпадает из памяти.

Выражаются в появлении галлюцинаций, фантастических образов, дисфункции мышления.

Расстройство, характеризующееся присутствием в жизни больного постоянного галлюцинаторного синдрома. Состояние, сопровождаемое бредом или галлюцинациями, появляется обычно под вечер, при засыпании или ночью.

Изменение личности при эпилепсии происходит закономерно, если человек не работает над собой, не старается приспособиться к жизни в обществе. У больного сужается круг интересов, он все больше сосредотачивается на себе. Так, для изменения личности при эпилепсии характерным является:

  • Изменение образа мышления.
  • Излишняя эгоистичность человека, злобность.
  • Избегание общества.

Эпилептическое слабоумие

Психические нарушения при эпилепсии происходят из-за частых припадков, при этом снижается интеллект. Интеллектуальные способности эпилептика значительно хуже, чем у обычных людей.

В отдельных случаях развивается слабоумие. Приобретенное слабоумие при развивающейся эпилепсии называют эпилептической деменцией.

Причиной этому может послужить тот факт, что больные ударяются головой о пол во время приступов. При деменции снижается качество познавательной деятельности, а также практической. Эпилептическое слабоумие начинает проявляться обычно после 100 или 200 глубоких приступов.

Степень слабоумия зависит от того, насколько человек был развит интеллектуально до появления приступов. Например, у больного, занимающегося интеллектуальным трудом и получившим черепно-мозговую травму, может развиться эпилепсия. Но в этом случае слабоумие будет прогрессировать незаметно и медленными темпами.

Для улучшения состояния человека сначала лечат эпилепсию, а потом уже слабоумие, появившееся на его фоне болезни. Слабоумие характеризуется следующими факторами:

Во время припадков у больных зачастую возникает психомоторная заторможенность. Она выражается в снижении скорости реакций, замедления речи, двигательных и мыслительных процессов.

Эпилепсия и шизофрения

Согласно данным одного из исследований, проведенных китайскими учеными, которое проводилось на протяжении 9 лет и в котором приняли участие 16 тыс. пациентов, выясняется, что риск заболеть эпилепсией выше у людей, страдающих шизофренией, нежели не страдающих. Известно также, что у мужчин, страдающих падучей болезнью риск заболеть шизофренией выше, чем у женщин.

Ученые утверждают, что между эпилепсией и шизофренией существует двусторонняя связь. Связан этот факт со схожими факторами возникновения. Это общее течение и патогенез заболевания, генетическая предрасположенность и факторы внешней среды. Но объективную оценку опасности развития шизофрении при эпилепсии может дать только врач.

Олигофрения и эпилепсия

Олигофрения представляет собой умственную отсталость. Она может быть приобретенной или развиться вследствие патологий во время беременности и родов. Такая умственная отсталость часто приобретает свое развитие в комплексе с другими расстройствами психического и соматического характера. К ним относится и эпилепсия.

При диагностике психических нарушений у эпилептиков, важно не спутать их с разными степенями олигофрении.

На вопрос: эпилепсия — это психическое заболевание или нет можно ответить следующим образом. Правильнее назвать недуг хроническим нервно-психическим заболеванием. Ведь клиническая картина болезни представляет собой комплекс неврологических, психических, соматических проявлений.

Психосоматика эпилепсии

Тяжёлая падучая болезнь, психосоматика которой сегодня до сих пор изучается, может быть менее опасной, если человек осознает природу эпилептических припадков. О психосоматике эпилепсии чаще приходится говорить, когда заболевание является приобретенным. Но если болезнь уже диагностирована, припадки происходят также по разным психологическим причинам.

Что же провоцирует эпилепсию?

  • Чувство постоянного противостояния окружающему миру, борьбы с ним.
  • Чувство преследования, напряжения, панические атаки, душевный дискомфорт.
  • Отрицание собственного права на жизнь.
  • Чрезмерная подавленность, эгоизм, педантизм.

Противостояние проявляется настолько сильно, что человек ощущает его физически. Важный момент состоит в том, почему человек начинает испытывать дискомфорт и грусть. Например, если личность постоянно переступает через свои желания или принципы, у нее формируется привычка испытывать постоянный внутренний дискомфорт. Человека сопровождает отчаяние и злость.

Например, психосоматика эпилепсии у ребёнка связана с его отношениями со старшими. К эпилепсии может привести семейное неблагополучие. Ситуация, когда ребенка постоянно подавляют отрицательным образом сказывается на его психике. В этом случае Может развиться эпилептический недуг, даже если для нее не было генетических предпосылок.

Как бороться с эпилепсией

Если вы ощущаете тревожные состояния, на них обязательно нужно обратить внимание:

  • Постарайтесь найти корень болезни. Осознайте эмоции, которые испытывали когда вас заставляли что-то делать помимо воли.
  • Подумайте: почему вы должны поступать так, как хотят другие и кому от этого будет лучше? Человек (особенно во взрослом возрасте) имеет право поступать так, как ему хочется, а не так, как желает кто-то. Вы имеете право на выбор.
  • Осознайте, чего хотите именно вы и начинайте реализовывать желания. Начинать можно с мелочей.
  • При сложностях обратитесь к психотерапевту, который поможет осознать травмирующие ситуации
  • Заведите дневник работы над собой. Туда можно записывать разные наблюдения и мысли.
  • Относитесь себе с добром и побольше хвалите.

Интересный факт заключается в том, что не только падучая болезнь может вызвать некоторые умственные и психические нарушения. Но и определенные поведенческие привычки могут послужить причиной развития эпилептических припадков.

Это нарушения связано с боязнью общества. Одно дело, когда человек интроверт, и ему не нужно большого количества людей вокруг. Но события приобретают другую окраску в том случае, если личности чудится, что за ней постоянно следят. Когда в мозг поступают сигналы о преследовании довольно долго, нервные импульсы также видоизменяются, а в следствие нарушается работа мозга.

При отказе от взаимодействия с людьми у личности атрофируются функции, отвечающие за речь и социальную адаптацию. Выбирают такой способ жизни люди по разным причинам, но ясно одно, он может быть опасен серьезными последствиями, такими как эпилепсия.
Подобные реакции происходят и при садомазохизме. Человек привыкает думать, что заслуживает наказания за любой проступок.

Эпилептический недуг опасен психическими отклонениями. К этому нужно быть готовым болеющим недугом, а также родителям малышей, которые страдают падучей болезнью. Важно вовремя предпринять все необходимые меры, чтобы человек мог вести нормальную социальную жизнь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.