Сенсорная комната для детей с эпилепсией


У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).

Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.

Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Классификация стимулов

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релаксационная сенсорная комната


Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.

Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.

Активационная сенсорная комната

Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные
тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.

Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:

  • неврозоподобные состояния,
  • адаптационные расстройства,
  • нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
  • психосоматические заболевания,
  • стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
  • мышечное напряжение,
  • нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания,
  • ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
  • задержка речевого и психомоторного развития,
  • резидуально-органические поражения ЦНС,
  • нарушения двигательных функций,
  • легкие формы аутизма,
  • энурез и энкопрез,
  • нервный тик,
  • заикание.

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.


В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.

В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.

В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.

Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.

Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.

Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

Зачем нужна сенсорная комната в школе? Во-первых, это профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников. В условиях сенсорной комнаты создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение и тревожность. Во-вторых, это способ развития чувственного восприятия, стимуляция правого полушария коры головного мозга. А правое полушарие отвечает за творческое мышление, воображение, интуитивное принятие решений, то есть навыки, без развития которых успешное обучение представить сложно.

Для кого предназначена сенсорная комната? Существует миф, что занятия в сенсорной комнате показаны для особых детей, имеющих проблемы со здоровьем. Однако само предназначение комнаты — чувственное развитие – предполагает, что находиться в комнате может любой ученик. Самое главное, нужно учитывать индивидуальные особенности восприятия ребенка, а так же его желание и готовность выполнять упражнения в этой комнате. Разработчики оборудования для сенсорной комнаты и специалисты по методическому сопровождению занятий указывают на индивидуальный подход к детям, имеющим проблемы со здоровьем: астенический синдром, синдром гиперактивности, синдром эпилепсии, психоневрологические заболевания, нарушения зрения и слуха. В этих случаях требуется дополнительная консультация врача.

Какие правила поведения в сенсорной комнате?

1.При входе снимать обувь.

2.Не приходить в комнату с симптомами заболеваний (насморк, кашель), или в состоянии болезни.

3.Не приносить в комнату школьные принадлежности, напитки и еду.

4.Не мешать друг другу выполнять упражнения.




Назначение сенсорной комнаты.

Развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются

— различные психоневрологические проблемы; неврозоподобные состояния;

— задержки психомоторного и речевого развития;

— резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.

— аутизм (легкие формы);

— адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);

— школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);

— явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);

— нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, тревожность, застенчивость);

— различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются:

— глубокая умственная отсталость

Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка :

— эпилептического синдрома или готовности к эпилепсии,

-психоневрологических заболеваний, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов. При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).

Дети могут посещать тёмную сенсорную комнату только с согласия родителей и при наличии медицинской справки об отсутствии противопоказаний.

Сенсорная комната (комната психологической разгрузки) представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды.

Цель работы в сенсорной комнате — сохранение и укрепление пси­хофизического и эмоционально­го здоровья учащихся с помо­щью мультисенсорной среды.

Наиболее актуальной задачей, которую можно решать с помощью сенсорной комнаты, является развитие сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом. Также хорошо известно, что в основе развития эмоциональной сферы лежит развитие всех форм чувствительности.

Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное реабилитационное и коррекционное пространство в детских учреждениях. Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые и ароматерапевтические эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-25 минут в зависимости от возраста пользователей) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.
Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.

В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ ИМЕЕТСЯ:

Интерактивная воздушно-пузырьковая трубка. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещённое за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно её благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.


Вибромузыкальный сухой бассейн с интерактивной подсветкой. Сухой бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.


Кресло лепесток используется для релаксации.



Световой стол для рисования песком. На столе можно рисовать песком. Используется на тематических занятиях по сказочным сюжетам. Способствует развитию визуальных и тактильных ощущений. Активизирует внимание, снимает напряжение. Рисование на песке способствует сенсомоторному развитию детей, формирует способность к манипуляциям одновременно двумя руками, интеграции движений рук и глаз, формирует нетрадиционные для изобразительной деятельности мышечно-двигательные ощущения. Специальные световые эффекты, яркие цвета подсветки создают атмосферу ожидания чуда, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя, стимуляции ослабленных зрительных функций.





Сенсорная тропа для ног способствует развитию рецепторов стопы, тактильного восприятия, координации движений, стимулирует работу внутренних органов.


Декоративно-развивающие панели чаще всего используются для развития мелкой моторики, для изучения времен года.



Настенный и напольные лабиринты тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.



Лестница света. Панель предназначена для развития навыков различения цветов, музыкальных нот, игры.


Тактильно-развивающая панель предназначена для стимуляции тактильных ощущений и развития мелкой моторики.




Управление образования администрации Тамбовского района

Тамбовской области

МБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества

Муниципальный ресурсно-методический центр

Составитель: Раева О.В.,

педагог-психолог

п. Строитель

Рекомендации направления использования и области применения сенсорной комнаты.

Сенсорную комнату в своей работе могут использовать такие специалисты как врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги.

В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);

развитие двигательных функций;

создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

Сенсорные комнаты также широко используются в специализированных реабилитационных центрах, школах, центрах для развития детей.

Показаниями для детей:

различные психоневрологические проблемы:

неврозы и неврозоподобные состояния;

задержки психомоторного и речевого развития;

резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков;

необходимость проведения семейной психокоррекции;

все формы детского церебрального паралича:

двигательные нарушения другой этиологии;

нарушения зрения, слуха, речи.

Занятий в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков.

Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом:

Ранний возраст (1 – 3 года)

Развивающие занятия для детей данного возрастного периода направлены на:

- корректировку зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций;

- коррекцию слуховых ориентировочных реакций;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений;

- развитие наблюдательности и внимания;

- развитие речи, обогащение пассивного и активного словаря;

Занятия проводятся в присутствие близкого ребёнку человека

Дошкольный возраст (3-6 лет)

- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие познавательного интереса, мотивации к обучению;

- развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);

- повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям;

- психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия.

Младший школьный возраст (7-11 лет)

- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие познавательного интереса, мотивации к обучению;

- развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);

- снятие психоэмоционального напряжения.

Подростковый возраст (12-14 лет).

Занятия с данной возрастной группой направлены на решение следующих психологических проблем:

- повышенная агрессивность, склонность к разрушительным действиям.

резкие и немотивированные колебания настроения;

- чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость;

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Показаниями для взрослых к включению в занятия в сенсорной комнате могут являться:

- различные психологические проблемы: депрессивные состояния, неврозы, стрессы;

- нарушения зрения, слуха, речи;

- нарушение двигательных функций;

- различные соматические заболевания, сопровождающиеся снижением психоэмоционального состояния и повышенной тревожностью.

Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются:

- глубокая умственная отсталость

Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.

Синдром гиперреактивности, (двигательной расторможенности). Для занятий с такими детьми в тёмной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители, необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.

Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии.

Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом- психоневрологом. Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом. Нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.

Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами

Нарушения зрения . Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

Нарушение слуха. Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.

Тревожные дети. При работе с такими детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов:

появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;

получение положительных эмоций;

снижение тревожности и беспокойства;

уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;

отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;

ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;

ускорение процессов мозговой активности;

стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у детей нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития восприятия и познания окружающего мира. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете врача или психолога. Специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.

Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие. На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным.

Сегодня все чаще в детских садах, центрах инклюзивного образования, школах можно встретить новое популярное пространство – сенсорную комнату. Попробуем разобраться, для чего она нужна и чем может быть полезна.

Волшебная комната

Сенсорная комната – это организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. Врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги, учителя начальных классов проводят здесь развивающие и лечебно-коррекционные занятия, психологические тренинги и сеансы релаксации.

Часто такая комната делится на две зоны:

  • темная сенсорная комната – помогает расслабиться и снять напряжение. Упражнения в сухом бассейне, звуки водного фонтана или отражения зеркального шара в сочетании с тихой и приятной музыкой способствуют релаксации;
  • светлая сенсорная комната – место для занятий и дидактических игр.

В активной зоне можно выполнять упражнения для развития органов чувств, коммуникативных навыков и физического здоровья. Здесь специалисты часто используют пузырьковую колонну, сенсорные дорожки, столы для рисования песком или фиброоптические светящиеся волокна.

Сенсорная комната для дошкольников

Дошкольники на занятии в сенсорной комнате. Педагог Юлия Зуева

В эру телевидения и гаджетов детям для полноценного развития не хватает разнообразия ощущений. Этот пробел и помогает устранить сенсорная комната. В игровой форме малыши могут получить представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Веселые игровые задания развивают у малышей память, речь, моторику, творческие способности, воображение, любознательность и наблюдательность. Дыхательная гимнастика успокаивает и помогает тренировать концентрацию внимания.

Педагог-психолог Юлия Зуева уже не первый год проводит занятия в сенсорной комнате с дошкольниками. Приводим описание упражнений с ее занятий.

Сенсорная комната в школе

Педагог или психолог проводят здесь для детей и подростков обучающие игры и психотехнические упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастику, релаксационные упражнения, творческие мероприятия. Здесь можно работать над формированием позитивной жизненной установки, снижением агрессивности, перепадами настроений, преодолением робости и застенчивости. А можно просто зайти, чтобы разгрузить голову после уроков. И 15 минут достаточно, чтобы набраться сил и энергии.

Расположитесь поудобнее. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, мягко струятся по всему телу. Постойте немного под водопадом. Расслабьтесь. Пусть вода унесет прочь ваши страхи и неприятности. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Особые дети в сенсорной комнате

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в развитии сенсорной сферы. Оборудование, общая атмосфера сенсорной комнаты и индивидуальные программы помогают им успешно развиваться.

Или, например, зеркальный шар. Дети могут ловить солнечных зайчиков на полу, на стене, на потолке. Так ребенок незаметно для себя постепенно учится видеть какой-то предмет и переключать внимание.

Бывает и так, что перед занятием ребенку нужно успокоиться. В таких случаях мы используем музыкальную кровать. Через нее проходят низкочастотные звуки. Эти низкие частоты и спокойная классическая или храмовая музыка помогают даже очень агрессивного ребенка привести в уравновешенное состояние. Например, у нас есть девочка, которая бывает очень агрессивна по отношению к себе, просто бьет себя, и когда кладешь ее на эту кровать, она успокаивается, и дальше можно с ней продуктивно заниматься.

Сенсорная комната – новый подход к решению психологических проблем и устранению проблем, связанных с дефицитом сенсорных ощущений. Эта уникальная среда стимулирует положительный настрой, активирует сенсорный опыт ребенка, улучшает физические и социальные навыки, стимулирует общение и развивает способность чувствовать свое тело.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.