Синдром аспергера и эпилепсия

Синдром Аспергера и дети

Синдром Аспергера – как утверждает Википедия – относится к пяти наиболее распространенным в настоящее время нарушениям развития
Впервые об этом заболевании заговорил австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер в 1944 году, а спустя почти 40 лет оно получило фамилию своего первого исследователя


Синдром Аспергера: отличие от аутизма

Синдром Аспергера – это, по сути, разновидность аутизма, заболевание, которое входит в так называемый аутичный спектр

Помимо синдрома Аспергера, к нему относят

синдром Каннера (собственно, сам аутизм)
синдром Ретта
атипичный аутизм
и детское дезинтегративное расстройство

Однако у детей, страдающих данным синдромом, как правило, сохранена большая часть высших функций мозга: речь, чувства, ориентация в пространстве и т.д.

Более того, именно среди людей с сиднромом Аспергера встречается наиболее число известных талантливых аутистов – савантов

У этих особенных людей высокий уровень IQ и незаурядные способности в одной или нескольких сферах жизни

Удивителен тот факт, что, согласно статистическим данным, данный недуг отмечают лишь в среднем у 0,5% детей школьного возраста, ведь у половины страдающих синдромом Аспергера он просто не диагностируется

Такие особенные люди не слишком отличаются от обычных здоровых людей своими интеллектуальными способностями, а некоторые даже превосходят их

Синдром Аспергера — признаки, симптомы

Если вы посмотрите на фото больных синдромом Аспергера, то не сможете определить по ним признаки и симптомы болезни (Эйнштейн, Кэрролл, Спилберг, Месси и другие)

Это расстройство всегда скрытое

Синдром Аспергера у детей проявляется практически так же, как и аутизм

Вот их основные признаки

Трудности в социальной коммуникации
Сложности в общении с людьми
Проблемы с воображением

Уже с 2-х лет можно четко отследить симптомы синдрома Аспергера у детей

Синдром Аспергера — причины возникновения

Считается, что основная причина развития данного заболевания – генетический сбой

Другая, не менее распространенная причина – биологическая предрасположенность организма

Бывает и такое, что ребенок, находясь в утробе матери, испытывал те или иные токсические нагрузки, подвергался вирусной атаке (краснуха, герпес и др.), формировался под воздействием неблагоприятных экологических факторов

В настоящее время все больше говорят о вакцинации , как о причине возникновения у ребенка синдрома Аспергера и аутизма
Медики также говорят о гормональном сбое в работе организма таких людей – повышенное содержание кортизола и тестостерона

По сути, причины возникновения синдрома Аспергера и классического аутизма, а также других форм данного недуга, одни и те же
Есть официальные причины аутизма, а есть истинные


Синдром Аспергера — тест онлайн

Выявить данное заболевание и отличить его от других форм аутизма довольно сложно, ведь очень многие симптомы пересекаются
Хотя признаки недуга четко могут прослеживаться уже с 2-х лет, окончательный диагноз ставится, как правило, начиная лет с 4-х и до 12

Такому особенному ребенку придется наблюдаться сразу у нескольких врачей, сдавать ряд анализов , проходить генетическое обследование, делать интеллектуальные тесты

Вы можете сделать тест онлайн на определение у своего ребенка синдрома Аспергера
А по его результатам уже обращаться к тем или иным специалистам

Наиболее распространенные тесты онлайн: тест AQ, EQ, RAADS-R, RME, ADI-R, ADOS. Все они доступны для прохождения только после полутора лет

Имейте в виду, что на основании результатов даже всех этих тестов не стоит самостоятельно ставить диагноз
Все они предназначены, в первую очередь, для выявления патологий
А это – повод искать профессионала и обращаться к нему за помощью

Сюжет о синдроме Аспергера

Синдром Аспергера: лечение

Официальная медицина признала данное заболевание, равно как и все болезни аутичного спектра, неизлечимым
Считается, что можно лишь помочь таким людям более или менее адаптироваться в обществе, но процессы, происходящие в их организме, не поддаются восстановлению

Однако на практике все немного иначе
На сегодняшний день существует ряд людей, которые полностью восстановили своих аутичных детей, детей с синдромом Аспергера, с другими ЗПРР, с ДЦП, с эпилепсией, с сахарным диабетом, с астмой и проч

Все они использовали натуральный, эффективный и безопасный метод восстановления здоровья – программу Тенториум

Эти люди поняли главное
Они признали, что недуги их детей не являются болезнью, а их отставание в развитии – не психическое заболевание
Это особое состояние, при котором человеку нужно всего лишь создать определенные экологичные условия

Если вам удастся это сделать, то в вашем ребенке раскроется уникальная личность

Наша программа подходит тем

кто следит за здоровьем своей семьи
кто выбирает только опробированные и безопасные системы питания и методики оздоровления
кто хочет восстановить ребенка из тяжелого состояния натуральными продуктами
кто уже имеет неудачный опыт восстановления или недоволен существующими на данный момент результатами
кому нужен четкий план по питанию, созданию оптимальных бытовых условий и приему продукции Тенториум
кто не хочет пробовать сложный протокол добавок или хочет заменить его на продукцию Тенториум
кто хочет видеть своего ребенка полностью восстановленным, а, значит, здоровым и активным

Отказ от ответственности:
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

*Синдром Аспергера иногда называеют формой высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена). Проще говоря, лица с синдромом Аспергера обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом , но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного.

Кроме того, синдром Аспергера встречается почти исключительно только у мальчиков.

Как и при других видах аутизма, состояние при синдроие Аспергера определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, что отличает таких детей от сверстников.

Нарушение социального взаимодействия может проявляться в следующих формах:
– экстремальный эгоцентризм – невозможность взаимодействовать со сверстниками;
– взаимодействие со сверстниками возможно, но не является привлекательным, не значимо и не ценится высоко;
– социальная и эмоциональная неадекватность общения.

Ребенок производит впечатление старомодности, “маленький старичок”, воспринимается другими детьми, как эксцентричный профессор. Живет в своем мире с узкими, необычными интересами. Демонстрирует необычные склонности (коллекционирование). Собирает факты, касающиеся определенных событий, но не всегда понимает смысл (читает энциклопедии о динозаврах – все запоминает (у них нередко хорошая механическая память).

У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.

Ребенок может быть на удивление успешен в чем-то одном и неуспешен в другом. Например, свободно владеет языком, но затрудняется приспосабливаться к социальному контексту и различным слушаниям (ему трудно вести диалог). Отмечаются трудности понимания переносного смысла метафор ( что не связано с уровнем интеллекта ).

Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

Наблюдается отклоняющийся, необычный стиль коммуникации:
– ослаблена коммуникативная функция речи. Речь – формальная, скучная, бедная интонационно, необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу (роботоподобный, маломодулированный язык, ребенок говорит как бы разными голосами), голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, что иногда сохраняется и после пубертата. Ребенок часто непроизвольно издает различные звуки “прочищает горло”, смеется;
– выявляются проблемы невербальной коммуникации: неумение использовать жесты, ограниченность мимической экспрессии,
– отмечается необычный стиль глазного контакта (очень пристальный взгляд или избегание взгляда).

Снижена способность понимать чувства других людей и подстраиваться под них. Характерна привязанность к дому, а не к близким.

У них нет близких друзей. Их часто обижают. При этом ребенок хочет общаться , быть социализированным, но сделать это ему крайне трудно. Он может находиться с другими детьми, но только если эти дети подстраиваются под него. Отмечается влечение к аутистическим играм. Командные игры затруднены, так как ребенка-аутиста интересует только собственный счет, а не счет команды.

Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное выражение лица, что придает ему “красивость”, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало (минимальная экспрессия), жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен “внутрь себя”.

Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления (нередко поведению недостает внутренней логики).

Моторная сфера развита плохо:
– отмечается неуклюжесть, неловкость;
– моторика угловатая, движения неритмичные с тенденцией к стереотипиям.

Интеллект. В отличие от других случаев аутизма при синдроме Аспергеранет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Интеллект нормальный (общий показатель IQ не менее 70, при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже)или выше нормы

Эпилепсия и эпилептические синдромы

Эпилептические приступы очень разнообразны. В основном это тонические (продолжительные сокращения отдельной группы мышц) и клонические (быстрые, ритмичные сокращения всех скелетных мышц) судороги, изменение или потеря сознания, нарушение дыхания. Длительность судорог в среднем 3-4 минуты. Зачастую, начало приступа сопровождается аурой – совокупность ощущений и переживаний, которые испытывает больной перед приступом. Проявляется аура по-разному, в зависимости от локализации очага возбуждения в головном мозге. Чаще всего это зрительные (вспышки, пятна, полосы), слуховые (звуки, шумы, слова, музыка), тактильные (онемение, покалывание, мурашки) галлюцинации, а также психические проявления (дежавю, чувсто страха и ужаса).

Изменение электрической активности нервных клеток или нарушение процессов возбуждения и торможения коры больших полушарий может происходить вследствие целого ряда болезней или травм головного мозга: опухоль, гидроцефалия, энцефалит, гипоксия, черепно-мозговая травма, патологии сосудов, нарушение метаболизма. В таком случае, подобные приступы называются эпилептическим синдромом или симптоматической эпилепсией. Поэтому при появлении приступов необходимо проверить ребенка на все возможные заболевания, чтобы терапия приступов была направлена, в первую очередь, на устранение причины. Основное, при появлении симптомов эплепсии - проводение глубокой диагностики и определение патогенеза нарушения.

Чаще всего у детей возникают фибрильные судороги, появляющиеся на фоне высокой температуры. Однако, если врачу не удается найти соматических патологий, обуславливающих повторные, регулярные приступы, то ставится диагноз эпилепсия. Известно более 40 форм эпилепсии различных по возрасту начала заболевания, клинической картине и прогнозу. 75% эпилепсий имеют хороший терапевтический прогноз и проходят к возрасту 14 лет.

Диагностику и лечение эпилепсии и эпилептического синдрома необходимо начинать после первого же появившегося приступа, так как в детском возрасте возможно появление когнитивных нарушений даже после одного приступа. Один приступ, может повлечь за собой и последующие приступы, так как возбуждение из очага патологии может распространяться по нейрональным сетям в другие области. Длительные и частые приступы могут вызывать гибель нейронов и привести к развитию негативных последствий: травмы во время приступов, эмоциональная нестабильность, нарушение формирования личности, задержка психомоторного развития, развитие умственной отсталости. Возможно изменение личности по эпилептоидному типу: дисфория, раздражительность, злобно-тоскливое настроение.

Диагноз эпилепсии или эпилептического синдрома ставится врачом детским неврологом или эпилептологом. Прежде всего, врач опрашивает родителей о частоте, продолжительности, времени возникновения приступов, наличии ауры. Далее, необходимо инструментально оценить электрофизиологическую активность мозга, выявить локализацию участков повышенной возбудимости с помощью ЭЭГ. Используется, также ЭЭГ со свето- или аудио- стимуляцией, длительный (ночной) ЭЭГ мониторинг. КТ и МРТ головного мозга позволят проверить структурные изменения в мозге. Дополнительно назначают биохимический анализ крови и люмбальную пункцию. В основе лечения эпилепсии и эпилептического синдрома лежит фармакотерапия, индивидуально подобранная врачом в зависимости от типа приступов и формы заболевания. Существует большой спектр противосудорожных препаратов, которые позволят контролировать приступы и значительно уменьшить их количество и продолжительность.

Если у ребенка появились признаки задержки психоречевого развития, то необходимо проведение занятий по программе лечебной педагогики с дефектологом, логопедом-дефектологом. Справиться с психоэмоциональными и личностными нарушениями, а также помочь ребенку научиться самоконтролю поможет психолог. В случаях сложных комбинированных нарушений отлично зарекомендовала себя программа Нейрореабилитация, позволяющая нескольких врачам и коррекционным специалистам работать над выздоровлением пациента. Междисцплинарный подход, применяемый в Нейрореабилитации, позволяет добиться максимально слаженных действий врачей.

Различные виды эпилепсии чаще встречаются среди людей с аутизмом


Данная информация приводится исключительно в образовательных целях. Не рекомендуется рассматривать ее в качестве медицинского совета или применять без консультации со специалистом. Autism Speaks не является учреждением здравоохранения и не занимается медицинским консультированием. За рекомендациями по лечению обращайтесь к своему врачу или к педиатру своего ребенка.

Эпилепсия является мозговым нарушением, для которого характерны неоднократные судорожные приступы или конвульсии. Эпилепсия гораздо чаще встречается у людей с аутизмом, чем среди населения в целом. Судорожные приступы чаще встречаются у людей с менее развитыми вербальными способностями.

Как показывают исследования, 15-30 процентов людей с аутизмом также страдают и от эпилепсии.

Приблизительно у 5 процентов людей, у которых в раннем детстве развивается эпилепсия, также появляется и аутизм.

Диагностика и лечение эпилепсии имеют важнейшее значение. Исследования показывают, что люди с аутизмом, которые не проходят своевременно лечение от эпилепсии, подвержены риску различных проблем со здоровьем, а в крайних случаях их может ожидать преждевременная смерть.

По сравнению с теми, у кого судорог не наблюдается, дети с расстройствами аутистического спектра и судорогами, вероятнее всего, будут чаще иметь нарушения сна и поведенческие проблемы.

Судороги предполагают наличие электрохимического дисбаланса у клеток головного мозга. Эксперты полагают, что некоторые связанные с аутизмом нарушения мозга также приводят к появлению судорог. К таким нарушениям может относиться химический дисбаланс в молекулах, которые отправляют сигналы между нервными клетками головного мозга. По заключениям Национального института по изучению неврологических нарушений и инсульта, у некоторых людей, страдающих эпилепсией, наблюдается чрезмерно высокий уровень нейротрансмиттеров, которые увеличивают нейронную активность (возбуждающий эффект). У других уровень нейротрансмиттеров низкий, за счет чего нейронная активность понижается (тормозящий эффект). Слишком высокая нейронная активность может приводить к возникновению судорог.

Однако есть и хорошие новости: обычно эпилепсию можно держать под контролем с помощью лекарственных препаратов.

Определение симптомов эпилепсии

Судорожные приступы могут возникнуть в любом возрасте. К типичным симптомам приступов относятся:

— Внезапные мушки перед глазами.

— Чрезмерное мышечное напряжение.

— Непроизвольные подергивания конечностей.

— Судорожные сокращения мышц лица.

— Внезапная спутанность сознания.

— Сильные головные боли.

К другим менее характерным симптомам относятся:

— Сонливость или нарушения сна.

— Ярко выраженная и внезапная раздражительность или агрессивность.

— Отставание в психическом развитии.

Подобно аутизму, существует целый спектр интенсивности проявления эпилепсии. Степень интенсивности сильно различается у страдающих эпилепсией. Встречается несколько типов судорог, для каждого из которых характерны свои симптомы:

— Наиболее часто встречаются тонико-клонические припадки (их также называют большим эпилептическим припадком). Они вызывают чрезмерное напряжение мышц и их подергивание. Большой эпилептический припадок также сопровождается потерей сознания.

— Малый эпилептический припадок бывает сложно распознать (его также называют миоклонической эпилепсией). Такого рода припадки сопровождаются периодами невосприимчивости к окружающим стимулам. В такие периоды человек смотрит в пространство, замерев на месте. У него или нее при этом могут подергиваться или судорожно сокращаться мышцы.

— Тонические судороги предполагают только чрезмерное мышечное напряжение.

— Клонические судороги представляют собой периодические подергивания с обеих сторон тела.

— Миоклонические судороги проявляют себя как подергивания или судорожное сокращение верхней части тела, рук или ног.

— Атонические судороги предполагают внезапную вялость или потерю мышечного тонуса. При их возникновении человек может падать или непроизвольно запрокидывать голову.

Диагностика и лечение эпилепсии у людей с аутизмом

Если у родителей или опекунов есть подозрение, что ребенок или взрослый с аутизмом страдает судорогами, необходимо проконсультироваться у невропатолога.

Вероятнее всего, невропатолог отправит вас на электроэнцефалограмму (ЭЭГ). ЭЭГ — это неинвазивный метод обследования, при котором к голове человека прикладываются электроды для анализа активности головного мозга. Путем анализа проявлений активности мозга, получаемых в процессе ЭЭГ, невропатолог может определить, есть ли у того или иного человека эпилептические припадки.

Лечение эпилепсии у людей с аутизмом происходит по тем же принципам, что и у других. Как правило, врач выбирает противосудорожный препарат исходя из таких факторов, как тип и интенсивность припадков, а также их форма по ЭЭГ.

Противосудорожные препараты вылечить от эпилепсии не могут. Однако в большинстве случаев они могут предотвратить или свести припадки к минимуму. В настоящее время у врачей США есть выбор из более чем двадцати препаратов. После начала лечения важно внимательно следить за его эффективностью и возможными побочными эффектами. Относительно распространенными побочными эффектами бывают чувство небольшого утомления, неприятные ощущения в животе или тошнота. Они обычно проходят после первых недель приема. Чтобы снизить проявление побочных эффектов, врач может сначала назначить препарат в малых дозах, которые постепенно увеличиваются. При лечении эпилепсии изменение дозы приема препарата встречается нередко.

Противосудорожные препараты устраняют припадки приблизительно у двух пациентов из трех. При более сложных случаях может потребоваться прием комбинации из двух или более препаратов.

Когда с помощью препаратов не удается справиться с припадками, врач и члены семьи могут обсудить возможные другие выходы из ситуации. К ним относятся стимуляция блуждающего нерва. Этот метод предотвращает припадки путем отправки электрических импульсов головному мозгу устройством, которое действует на мозг как кардиостимулятор. Другим методом может быть удаление хирургическим путем участков головного мозга, вызывающих эпилептические припадки.

Случаи внезапной смерти при эпилепсии

Когда аутизм и эпилепсия встречаются одновременно, это нередко влечет за собой общее ухудшение здоровья, а в исключительных случаях скоропостижную смерть. По последним данным научных публикаций, внезапная скоропостижная смерть от эпилепсии встречается у от 1 до 93 на 10 000 больных эпилепсией ежегодно (в зависимости от публикации).

Скоропостижная смерть чаще постигает людей с неконтролируемыми большими эпилептическими припадками, включая тех, кто не принимает противосудорожные препараты в нужных дозах для предотвращения эпилепсии. К причинам смерти относятся остановка дыхания, потеря нормального ритма сердцебиения, дисфункция головного мозга или их сочетание.

Врачи вместе с пациентами разрабатывают стратегии снижения риска смерти в связи с эпилепсией. Прежде всего, для этого необходимо максимально исключить вероятность возникновения припадков. Это предполагает поиск правильного препарата и контроль за тем, чтобы ребенок или взрослый принимали его в соответствующих дозах в отведенное для этого время. Также нелишними будут приборы контроля припадков, которые сигнализируют опекунам о начале припадка.

Исследования в области эпилепсии и аутизма

Последние исследования показывают, что на вероятность появления как эпилепсии, так и аутизма влияют определенные генные мутации или изменения ДНК. Самые известные из таких генов вызывают редкие синдромы, связанные с аутизмом и эпилепсией. Такого рода синдромы включают туберозный склероз, генетическое заболевание, вызывающее опухоли в органах тела. У сорока процентов людей с туберозным склерозом развивается также и аутизм, а у девяноста процентов наблюдаются эпилептические припадки. Еще одним синдромом является фокальная эпилепсия с корковой дисплазией, наследственное заболевание, вызванное нарушением в развитии нейронов. Примерно две трети пациентов с этим синдромом также имеют аутизм.

Если ребёнок не смотрит в глаза и не ест ничего, кроме привычных блюд, это могут быть симптомы.

Блестящий ум, вдумчивость, способность к нестандартным подходам в сочетании с граничащей с бестактностью прямотой и неумением следовать социальным нормам — люди, страдающие синдромом Аспергера действительно зачастую выглядят именно так. Однако кино, как всегда, демонстрирует далеко не всё.

Синдром Аспергера у мальчиков встречается в четыре раза чаще Asperger Syndrome , чем у девочек.

Лайфхакер выяснил основные моменты о раскрученном сериалами нарушении.

Что такое синдром Аспергера

Чисто технически на сегодня такого диагноза нет. Синдром Аспергера стал частью более широкой категории — расстройств аутистического спектра (РАС).

Как распознать синдром Аспергера

Тревожные звоночки можно заметить уже в первые месяцы жизни. Один из самых ярких симптомов What to know about Asperger’s syndrome — отсутствие взгляда в глаза. Также младенец может быть более неловким, неуклюжим, чем его сверстники.

Но основные признаки синдрома Аспергера проявляются примерно на втором году жизни — когда от ребёнка ожидают, что он начнёт общаться с окружающими. Вот несколько наиболее распространённых симптомов, которыми проявляет себя этот тип РАС:

Перечисленные симптомы могут быть как ярко выраженными, так и смазанными. Иногда они становятся очевидными лишь по мере взросления — когда усложняются требования окружающей человека среды.

Чем опасен синдром Аспергера

За ширмой синдрома скрываются истерики и нервные срывы — когда что‑то идёт не по установленным правилам. Дети с расстройством нередко проявляют агрессию, направленную в том числе и на самих себя.

Никогда не будет эпизода с юным Шелдоном, в котором мальчик бьёт себя по лицу до кровавых синяков и рыдает, потому что его последний друг решил, что он слишком странный, и отвернулся от него. Авторы этого не допустят.

Частое следствие нестандартного поведения — насмешки, неприятие и отторжение со стороны окружающих. Это может усугубить состояние ребёнка. Привести к развитию других расстройств — тревожного или депрессии. Ещё один нюанс — сниженная самооценка, страх перед людьми, неспособность установить и поддерживать длительные связи.

По этим причинам синдром Аспергера нуждается в коррекции.

Как лечить синдром Аспергера

Если родители полагают, что у ребёнка есть симптомы РАС, важно как можно быстрее поговорить об этом с педиатром. Врач проведёт дополнительный осмотр, пообщается с самим пациентом. И при необходимости выдаст направление к профильному специалисту. В зависимости от выраженности симптомов это может быть:

  • Психолог. Он помогает диагностировать проблемы с эмоциями и поведением и рекомендует, как их преодолеть.
  • Невролог. Этот медик выявляет различные нарушения в работе мозга.
  • Коррекционный педагог. Специализируется на речевых сложностях и других проблемах развития.
  • Психиатр. Имеет опыт работы с психическими расстройствами и назначает препараты для их лечения.

Универсального подхода к терапии синдрома Аспергера нет. Некоторым детям достаточно пройти курс логопедической коррекции, который улучшит навыки общения. Кому‑то помогут занятия по обучению социальным навыкам. Кто‑то нуждается в когнитивно‑поведенческой терапии.

Лекарства при лечении синдрома Аспергера применяются нечасто. В основном их назначают, чтобы скорректировать отдельные симптомы — например, повышенную тревожность или гиперактивность.

Ну, и хорошая новость. Если родители вовремя занялись коррекцией, ко взрослому возрасту синдром Аспергера во многих случаях становится почти неразличим. Остаются лишь плюсы: высокий интеллект Understanding Asperger’s Symptoms in Adults , умение сосредоточиться на интересной задаче, любовь к порядку и трепетное соблюдение графиков. А это — отличный трамплин для жизненного успеха.

Аутизм, одной из форм которого является синдром Аспергера, у детей встречается намного чаще, чем принято думать. Для многих родителей подобный диагноз звучит как своеобразный приговор, ведь придется всю жизнь учить свое чадо, развивать его всеми возможными способами, но полностью раскрыться у ребенка может получиться с трудом. Если сказать что такое аутизм простыми словами, получится примерно сильное отставание в развитии.


Аутизм у взрослых не появляется, возникая в младенчестве. Исследования на эту тему ведутся уже не 1 год, но до сих пор болезнь считается одной из самых странных, непонятных. Ярче всего можно увидеть проявления болезни у детей, и когда болезнь начнет прогрессировать, начнется своеобразная изоляция общества от ребенка и наоборот, малыша от коллектива.

Ученые предполагают, что аутизм у взрослых мужчин можно встретить чаще, чем у женщин. Состояние это затягивается на всю жизнь, потому ребенок, который вырастет с заболеванием, болеет, будучи уже взрослым. Самая распространенная причина появления аутизма, по предположениям, считается негативное воздействие множества токсинов на организм при беременности и родах. Сюда входят инфекции, осложнения, могут влиять генетические особенности.

Чтобы определить диагноз, требуется наличие характерных признаков аутизма, важно знать, что это за болезнь:

  1. Сложности при общении.
  2. Сложности с воображением.
  3. Сложности со взаимодействием.

Типичной болезни не бывает, что это такое, для каждого ответ будет разным. Зависит все от человека. По статистике, около 5 детей на 1000 имеют подобный диагноз. Может быть, болезнь, такая, как аутизм, присутствует в организме и раньше, но заметной становится она при возрасте 1-3 года. В этот период начинаются изменения в поведении малыша, такие, как:

  • отсутствие привязанности малыша к родителям. Ему не нужны постоянные контакты, он не будет плакать, если мама или отец куда-то отошли, не старается смотреть, не видно заинтересованности;
  • прослеживается явная задержка в развитии;
  • малыш становится равнодушным к общению со сверстниками, иногда проявляется явная агрессия, даже если повод отсутствует. Он не нуждается в компанейских играх;
  • ребенок предпочитает одну игрушку, не видит остальных, как другие дети;
  • реакция на внешние факторы неоднозначна. Здоровому ребенку это может казаться несущественным, например, яркий свет, разного рода звуки, но у больных аутизмом могут прослеживаться неконтролируемые приступы страха, паники;
  • ребенок не видит разницы между предметами живой и неживой природы.


На сегодняшний день не определена генетика болезни, непонятно, излечим ли аутизм полностью, хотя развитие ее связывают именно с генами. У детей развитие происходит по-разному, некоторые усваивают материал быстрей, учатся разговаривать на ранних годах жизни. Но иногда здоровый ребенок развивается с отставаниями. Потому сложно определение аутизма на ранних стадиях. Возможно понять, имеется ли аутизм синдром у малыша, или это просто позднее развитие, иногда очень сложно, бывает невозможно.

Важно знать, что такое аутизм и как он проявляется. Ведь если появляются характерные признаки, важно обратиться к педиатру, чтобы провести соответствующие тесты.

Виды аутизма

Часто разные виды аутизма объединяются под одним названием. Говорят, Синдром Аспергера, или Каннера, подразумевая просто аутизм. Но разные виды проявляются по-разному. Потому стоит знать различия между формами подобной болезни.

При заболевании человека подобным синдромом, характерны следующие особенности, присутствует ряд основных симптомов аутизма:

Подобные симптомы аутизма важно понимать правильно. Например:

  • не стараться расширить их суть, содержание. Для примера, важно видеть разницу в неспособности установить контакт с человеком и проявление активного нежелания контакта;
  • диагностировать синдром аутизма неправильно, без присутствия явных признаков, симптомов.

Продукты питания малыш выбирает очень избирательно, часто не принимает еду определенного цвета, размера, внешнего вида. Некоторые родители видят все это, но не придают роли, только через некоторое время понимают, что у ребенка присутствует синдром Каннера, выявленный не ими, а врачами из-за задержки в развитии.

Схоже с предыдущим, синдром Аспергера, у ребенка в раннем возрасте наблюдаются коммуникативные нарушения, он не полностью воспринимает существующую реальность. Малыш по-особому реагирует на мир, имеет свой особый круг интересов, который полностью отличает его от ровесников. В поведении его отличается явная агрессивность, импульсивность, частые аффекты, возникают странные желания, представление о мире полностью отличается. Часто поведение становится сложно объяснить простой логикой, которая отсутствует и у самого ребенка, когда его спрашиваешь о произведенных действиях.


Дети начинают с раннего возраста понимать себя не так, как другие. Возникает особая, странная связь с реальностью. Логика развита нормально, но полученные знания накапливаются медленно, часто очень неравномерно происходит развитие. Внимание может проявляться в разной степени, пассивное и активное восприятие неустойчиво, но поставленные цели могут достигаться человеком очень энергично.

Если у малыша синдром Аспергера, речевой аппарат развит нормально, существенная задержка не наблюдается. Внешний вид своеобразен и выделяется отрешенное выражение лица, что смотрится необычно, некоторые отмечают, что даже красиво. Мимика медленная, взор обращен как бы через предметы, вдаль. На глазах других людей ребенок фиксируется мало, смотрит на что-то другое и возникает чувство, что ему просто не интересно.

Причины возникновения аутизма непонятны, но моторика развита несомненно хуже, чем у сверстников. Возникают неритмичные движения, часто повторяются. Коммуникация ослаблена, речь часто необычная, мелодичная, своеобразная, выделяется среди остальных темпом, ритмом. Голос может быть разным по высоте. Навыки зачастую появляются слабо, отчего развитие затормаживается. Наблюдается явная привязанность к одному месту, к дому. Но отсутствует привязанность к проживающим там людям.

Начинаются первые проявления с 8-30 месяцев. Внешние причины аутизма подобной формы зачастую отсутствуют, иногда возникает минимальное моторное развитие. У ребенка начинает появляться отрешенность от внешнего мира, он, даже если чему-то научился, забывает полученные навыки. Речь не развивается, ухудшается.


Диагностировать аутизм несложно. Возникает постоянное движение рук, похожее на то, когда человек моет руки. Потом ребенок теряет возможность держать предметы в руках, появляется атрофия мышц, сколиоз, дистония, атаксия. Он не может жевать, только сосать, дыхание сбивается. Иногда можно наблюдать наличие эпилептиформных приступов.

После 5-6 лет возвращается возможность усваивать слова, хотя и проявляется способность слабо. Ребенок может начать играть в примитивные игры, но потом активность болезни снова усиливается. Моторные навыки снова утрачиваются, бывает, что больной перестает даже уметь ходить. Дети чаще всего нормальные адекватные, эмоционально активные, привязаны к людям и к местам очень долго. После развития тяжелых изменений наблюдается расстройство статики, теряется мышечный тонус, возникает слабоумие.

Синдром Аспергера поддается лечению сложно. Подобная же болезнь не поддается лечению на современном уровне развития медицины. Подобное нарушение считается самым сильным среди других подобных. Оно не поддается коррекции.

Болезнь похоже на синдром Каннера. Но в данном случае нет одного из важных критериев для диагностики аутизма. При заболевании имеют место следующие признаки аутизма у взрослых и в детском возрасте:

  1. Явное нарушение между общением ребенка с другими людьми.
  2. Поведение повторяется, становится стереотипным, ограниченным.
  3. Возникают первые признаки аномального развития, появляются нарушения уже после 3-х лет.
  4. Возникает у детей, имеющих серьезные расстройства рецептивной речи, или имеющих умственную отсталость.

Лечение детского аутизма

Обучать ребенка, который болеет аутизмом, следует по другим правилам, нежели здорового. Родители должны быть готовы к сложностям, им нужна будет поддержка. Дети, у которых поставлен диагноз аутизм, отдаются в специализированные детские сады, а дома должны проводиться специальные мероприятия, которые сделают минимальными приступы гнева, агрессии, страха, повторяющихся движений. Семье может быть необходима посторонняя помощь для борьбы с заболеванием, требуется знать, как выявить аутизм, понять путь развития малыша и следовать ему, не смотря на трудности.


При наличии у аутиста еще и эпилепсии, должны использоваться обычные препараты против болезни. Психотропными веществами будет сложно излечить присутствующие у ребенка симптомы аутизма. Но если их тяжесть зашкаливает, их величину можно ослабить. Для этого применяются в комплексе с воспитанием, образовательной программой.

Если присутствуют желания наносить себе вред, возникают частые депрессии, повторяющееся поведение, проводится терапия с помощью селективных ингибиторов. Методы лечения аутизма не очень эффективны. Воздействующие на организм ребенка лекарства, стимулирующие излишнюю активность, могут помочь справиться с подвижностью. Но перебарщивать с их употреблением не стоит, ведь может развиться повторяющееся поведение.

Нейролептики могут справиться с повторяющимся поведением, излишней агрессивностью, возбудимостью, но их явные преимущества могут быть омрачены имеющимся списком осложнений. Около 2/3 детей, страдающих аутизмом, приобретают в итоге возможность разговаривать. Но если они не начинают говорить в возрасте около 5 лет, изменений в лучшую сторону ожидать не нужно. В половине случаев со временем исчезает отчужденность, но вместо нее появляется излишний интерес ко всему окружающему.

Необходимо знать, как лечить аутизм и лечится ли аутизм вообще. Для этого определять болезнь в первые годы жизни ребенка. У подростков больных аутизмом, возникают следующие изменения, когда они находятся в подростковом возрасте:

  • в 11-14 лет учащаются припадки;
  • периоды гиперактивности сменяются периодами сниженного интереса к окружению и полной инертностью поведения;
  • ребенок начинает возбуждаться все чаще, иногда перерастая в приступы агрессии;
  • поведение становится временами излишне сексуальным, что может доставить проблемы.


Около 10% детей, которые болели аутизмом, в последствие становятся способны заботиться о себе самостоятельно. Еще меньшая доля имеет друзей, вступает в отношения, становятся родителями. При появлении у малыша к 5 годам речи, повышении IQ, скорее всего родителей ожидает нормальное или умеренное развитие личности.

Многие не знают, можно ли вылечить аутизм. При наличии у ребенка показателя IQ ниже 60 после 10 лет, скорее всего такие личности не смогут развиться нормально и жить в дальнейшем самостоятельной жизнью. Дети или взрослые аутисты, у которых классический аутизм, даже при достойном уровне показателя IQ, развиваются нормально при взрослении только в половине случаев.

Заболевания, которые схожи с аутизмом

Часто родители путают следующие болезни, так как симптомы аутизма схожие:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике, каждый третий малыш имеет ранние признаки аутизма. Основными симптомами синдрома являются: гиперактивность, сложность в освоении материалов дошкольной программы, невозможность концентрации на одном деле длительное время, излишняя подвижность.

У взрослого также присутствуют признаки синдрома. Им сложно принять взвешенное решение, запоминать что-то. Вылеченный должен проявить себя уже в раннем возрасте, чтобы потом достигнуть полного выздоровления.

Профилактика аутизма, что присутствует у малышей:

  1. Следует активно воспитывать ребенка, включать в навыки основы социального общения.
  2. Вскармливать грудью, а не искусственно.
  3. Находиться с малышом максимальное время.
  4. Не использовать пломбы, в которых имеется ртутная основа.
  5. Не употреблять генно модифицированную продукцию в период беременности.
  6. Пить только очищенную воду как матери, так и ребенку в дальнейшем.
  7. Использовать для еды посуду только качественную, стараться пользоваться минимальным количеством пластика.

Аутизм излечим в некоторых своих проявлениях потому не стоит отчаиваться и сидеть сложа руки. Применяется лечение аутизма стволовыми клетками, достаточно перспективное направление в избавлении от болезни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.