Специализированная школа для детей с эпилепсией

Эпилепсия — одно из тех особых заболеваний, которые требуют многих знаний и аккуратного дисциплинированного соблюдения пациентами лечебных рекомендаций.

Врачебный приём не может охватить все нюансы питания, отдыха, хобби, выбора работы и многих других особенностей.

Чтобы дать пациентам современные знания об этом заболевании, его правильной диагностике, методах лечения, верном образе жизни с эпилепсией, особенностях ведения заболевания на разных этапах жизни (детство, юношество, беременность, поздний возраст), выборе профессии и многих других подробностях и особенностях, мы организовали регулярные обучающие школы по эпилепсии.

Ведёт школу заведующий кабинетом эпилептологии врач-невролог Елена Николаевна Жигалова. Вначале специалист читает лекцию на запланированную тему, затем происходит обсуждение со слушателями и ответами на вопросы.

На 2019 год мы запланировали провести занятия на такие темы:

Что такое эпилепсия?

Почему возникают приступы?

Как современная наука объясняет возникновение эпилепсии?

Какие бывают приступы?

Какие существуют формы эпилепсии?

Как диагностируют эпилепсию?

Какие виды обследования используют при разных формах заболевания?

Как подготовиться к обследованию?

Что обозначает результат обследования?

Что такое ЭЭГ, видеоЭЭГмониторинг, МРТ по эпипротоколу, ПЭТ, ОФЭКТ?

Зачем они нужны?

Как правильно лечить эпилепсию?

Как эпилептолог выбирает способ лечения?

Какие существуют противосудорожные препараты?

Как правильно их принимать, какие могут быть побочные эффекты и как их не допустить?

Кому нужно проводить хирургическое лечение?

Какое обследование нужно провести до операции?

Какие существуют виды оперативного лечения при эпилепсии?

Что нужно делать после операции?

Можно ли отменять препараты после операции?

Что такое стимуляция вагусного нерва?

Для кого этот метод?

Как проводится лечение?

Каковы особенности образа жизни при VNS-терапии?

Беременность и эпилепсия.

Почему и как планировать беременность?

Ведение беременности у женщин с эпилепсией.

Грудное вскармливание при эпилепсии.

Образ жизни при эпилепсии.

Как организовать режим дня, сон, физическую активность, питание?

Как верно сочетать прием противосудорожных препаратов и полезное питание?

Что исключить из рациона?

Кому нужно проводить хирургическое лечение? Какое обследование нужно провести до операции? Какие существуют виды оперативного лечения при эпилепсии? Что нужно делать после операции? Можно ли отменять препараты после операции?

Что такое стимуляция вагусного нерва?

Для кого этот метод?

Как проводится лечение?

Каковы особенности образа жизни при VNS-терапии?

Эпилепсия в зрелом и пожилом возрасте.

Особенности течения болезни и лечения.

Что нужно знать и как правильно лечить.

Особенности течения, диагностики и лечения эпилепсии у детей.

Побочные эффекты противосудорожных препаратов у разных групп пациентов.

Знать, предупреждать и корректировать.

Приглашаем на занятия пациентов и их родственников, проживающих в Москве, Московской области и всех желающих.

Вход свободный с предварительной записью по телефону

Место проведения: г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 65, 3 этаж, 9 кабинет.

Готовьте вопросы и приходите! Мы работаем для Вас!

На карте синим и желтым цветом отмечены бесплатные и платные парковочные места.

Как добраться на общественном транспорте

Интеллектуальные нагрузки могут помочь более гармоничному развитию и социализации ребенка, они могут служить помощником в процессе лечения эпилепсии у детей, поэтому грамотный выбор детского сада или школы является крайне важным для детей, больных эпилепсией.

Выбор детского сада или школы



При выборе детского сада или школы лучше всего проконсультироваться с лечащим врачом. В большинстве ситуаций дети с эпилепсией учатся в общеобразовательных учреждениях, несмотря на то, что в некоторых случаях им необходима помощь специалистов.


Посещение регулярных занятий с детском саду и школе развивают ребенка, позволяют ему пребывать в обществе других детей, что благотворно влияет на его самоощущение: он в меньшей степени задумывается о том, что отличается от сверстников. Это позволяет раскрыть его потенциал и вдохновляет на достижения. Однако в некоторых случаях дети могут столкнуться с проблемой академической неуспеваемости. Когда это происходит, необходимо, в первую очередь, понять причину. Плохая успеваемость может быть по причине неспособности ребёнка к концентрации внимания из-за приёма лекарств, плохого сна или же по причине специфических особенностей восприятия информации, зависящих или не зависящих от эпилепсии.


Проследите за тем, как проходит процесс восприятия той или иной информации вашим ребенком, проконсультируйтесь с врачом, пройдите обследование у специалистов.

При выборе образовательного учреждения важно мнение эксперта, ведь излишняя защита ребенка с эпилепсией и снижение требований к нему могут не позволить ребенку реализовать весь его потенциал.

После выбора образовательного учреждения важно обсудить особенности проявления заболевания с воспитателем или учителем, с работающим в учреждении медицинским работником, чтобы они не только могли оказать ребёнку необходимую помощь, но и дать правильные пояснения остальным детям, которые будут окружать его.

Как рассказать в саду или в школе?




Вне зависимости от того, какой детский сад или школу вы выбрали, воспитатели, учителя и медицинский работник в образовательном учреждении должны знать о заболевании ребенка, чтобы оказать первую помощь при приступе и вовремя вызвать специалистов.

Помните, для ребенка важно понимать, что его родители действуют в партнёрстве с образовательным учреждением, в котором он обучается. Так он будет чувствовать себя более комфортно вне дома, будет ощущать вашу заботу и чувствовать себя в безопасности.

Встретьтесь с воспитателем или учителем ребенка, с медицинским работником для того, чтобы обсудить различные вопросы, связанные с заболеванием, которые могут возникнуть в ходе его обучения в образовательном учреждении. Станьте инициатором того, чтобы ребенок пошел на встречу вместе с вами, но не давите на него. Его присутствие на встрече желательно, но не обязательно.

Если ребенок обучается в школе, то попросите его классного руководителя поделиться всей необходимой информацией с другими учителями, чтобы они позаботились о вашем ребенке.

Необходимо предоставить как можно больше информации об особенностях заболевания, о том, в какой форме они проявляются, как лучше помочь ребенку в той или иной ситуации. Необходимо быть максимально открытым и честным в отношении заболевания, быть готовым обсудить следующее:

  • Точный медицинский диагноз, поставленный ребенку;
  • Частоту приступов;
  • Описание течения приступа;
  • Факторы, провоцирующие приступ;
  • Как бороться с приступами, как обеспечить ребенку должную помощь и уход;
  • Описание наиболее тяжелого состояния, в котором может пребывать ребенок, и поэтапный перечень действий, способствующих нормализации этого состояния;
  • Номера телефонов, по которым в любое время можно связаться с членами семьи ребенка;;
  • Контакты лечебного учреждения, в котором состоит на учёте ребёнок;
  • Возможность предоставить информацию о состоянии здоровья ребенка другим детям в группе или классе ( это будет способствовать уменьшению страхов окружающих перед проявлением симптомов заболевания, а, следовательно, дети с большей вероятностью смогут помочь).


Повышение осведомленности детей, окружающих вашего ребенка, должно стать одной из приоритетных задач родителей. Однако нужно учитывать, что до детей необходимо корректно доносить информацию. Выбор в пользу той или иной формы донесения информации целиком ложится на плечи родителей: одни выбирают неформальный разговор по душам, иллюстрируя его примерами из жизни, в то время как другие прибегают к помощи специалистов служб эпилепсии или врачей.

Таким образом, родитель должен сделать всё возможное, чтобы в образовательном учреждении, в котором находится его ребенок, знали о том, что необходимо делать при приступе, как вести себя после приступа.

Медицинский работник в школе должен быть знаком с принципами оказания первой помощи при приступе, знать, что такое эпилептический статус, как необходимо действовать в случае возникновения приступа, когда необходимо вызывать бригаду скорой помощи и т. д. Более того, родители всегда должны быть на связи с детским садом или школой ребенка, для того, чтобы работники образовательных учреждений могли в любой момент связаться с ними в случае возникновения экстренной ситуации.

Эпилепсия - одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов. Причина эпилепсии– нестабильность и повышенная возбудимость клеток коры головного мозга, результатом которой является периодически возникающий патологический разряд в клетках коры больших полушарий головного мозга. Эпилепсия – потенциально контролируемое заболевание. У 65%-70% пациентов приступы полностью прекращаются на фоне лечения. Полное отсутствие приступов более 12 месяцев является основной целью лечения эпилепсии и называется ремиссией.

  1. Положить пациента на плоскую кровать или пол.
  2. Перенести в безопасное место (дальше от воды, уличного движения, острых предметов и углов).
  3. Расстегнуть одежду, особенно у горла.
  4. Под голову положить подушку/свернутую куртку.
  5. Во время приступа больного нельзя переносить, кроме тех случаев, когда ему может угрожать опасность, например, на проезжей части, возле огня, на лестнице или в воде.

  1. Держать больного, ограничивая его движения.
  2. Пытаться открыть рот больного, даже если произошло прикусывание языка/щек, чтобы не усилить травму, которая уже произошла в начале приступа.
  3. Ни в коем случае не допускайте запрокидывания головы, так как есть риск западения языка и пациент может задохнуться!
  4. Поливать больного водой.
  5. Делать искусственное дыхание.
  6. После приступа пытаться разбудить больного, встряхивая его, постукивая, давая нюхать острые запахи или применяя какие-либо другие способы.

Пациентам с эпилепсией не рекомендуется смотреть телевизор более 1-1,5 часа, при этом расстояние до телевизора должно быть максимальным, насколько позволяет комната (но менее 2-х метров), а размер экрана чем меньше, тем лучше. Телевизор должен быть цветным с мягко отрегулированным контрастом и высокой частотой разверстки (100 Гц), обязательно дополнительное освещение комнаты для уменьшения светового контраста. Чтобы уменьшить эффект мерцания при просмотре мелькающих картинок, вспышек, калейдоскопических съемок нужно закрыть один глаз.

При работе/игре на компьютере продолжительность не должна превышать 1-1,5 часа с обязательным перерывом через каждые 30 минут на 10-15 минут, которые необходимы для отдыха глаз. Расстояние до монитора должно составлять 70 см (вытянутая длина руки взрослого с вытянутыми пальцами); расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 35 см для 14-дюймовых экранов. Также обязательно дополнительное освещение комнаты для уменьшения светового контраста. На монитор не должны попадать блики от окон и других источников света. Необходимо убрать из поля зрения другие мониторы и телевизоры.

На сегодняшний момент существуют следующие методы лечения эпилепсии: лекарственный, хирургический, стимуляция вагуса (блуждающего нерва), поведенческая психотерапия, добавочная терапия - кетогенная диета, гормональная терапия. Рекомендуется придерживаться той терапии, которую назначил врач. Эффективность лечения может меняться при смене препарата. Переход с одного лекарства на другое может вызвать некоторые осложнения, ухудшение самочувствия, обострение болезни.

Преимущества мобильного приложения:

  • Полная информация о заболевании
  • Подбор правильной терапии
  • Квалифицированная помощь в эпицентре
  • Удобное и правильное ведение дневника пациента
  • Напоминание о приеме лекарств
  • Подробный отчет о приступах, приемах и пропусках лекарств, самочувствии пациента
  • Фиксация каждого приступа
  • Напоминания о визитах к врачу

По словам Инны Олеговны, эпилепсия абсолютно совместима с высоким или очень высоким интеллектом и даже с развитием гениальности. Эпилепсией страдали многие великие люди: Ю. Цезарь, Сократ, Ф.М. Достоевский, А. Нобель, В. Ван Гог, Жанна д Арк, Г. Флобер, Александр Великий, Наполеон, Св. Павел и др. У пациентов с диагнозом эпилепсия может быть нормальная счастливая семья и здоровые дети. Эпилепсия – это не приговор, ремиссия достижима в 65%-70% случаев.

Что можно и нельзя детям с эпилепсией. Приступ эпилепсии: что делать окружающим


Миф 1: эпилепсия — это тяжелые приступы с подергиваниями конечностей


Всего на сегодняшний день врачи выделяют более 40 форм эпилепсии: часть из них связана с возрастом, часть — с факторами, непосредственно запускающими приступ (например, яркими вспышками света). Преобладают эпилепсии, причины которых — какие-то повреждения мозга: после травмы, после нехватки кислорода у новорожденных во время родов. Есть и генетические эпилепсии, то есть передающиеся по наследству, но они очень редки.

Самым первым подтверждением того, что происходит именно эпилептический приступ, становится электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — на ней возникают патологические изменения.


Миф 2: эпилепсия неизлечима

Главная задача при лечении эпилепсии — это уменьшение количества приступов или их полное исчезновение, так называемое состояние ремиссии. У детей оно достигается в 70-75% случаев — в том числе благодаря тому, что существует федеральное руководство по детской неврологии (последняя редакция от 2016 г.), где подробно расписано лечение. Для каждой формы эпилепсии разработан алгоритм назначения препаратов.

— Когда я только начинала работать врачом, приходилось до многого доходить самим, — вспоминает доктор Гузева. — Сегодня у молодого врача есть алгоритм поведения в каждой конкретной ситуации, и это очень экономит время.

— Сейчас мы лечим эпилепсию препаратами с доказанной эффективностью, — поясняет Елена Белоусова. — То есть, назначая противосудорожный препарат, мы знаем, какой процент пациентов даст исчезновение приступов и в течение какого времени это произойдет. Иногда мы уже на первой консультации знаем, что этот пациент через 2-3 года будет здоров, и мы сможем отменить препарат.

К сожалению, остаются 30% случаев — они относятся к тяжелым формам детской эпилепсии, — в которых до сих пор не удается подобрать эффективного лечения.

Миф 3: у противосудорожных препаратов очень много побочных эффектов

— Больше всего сил у нас уходит на объяснения, — говорит доктор Белоусова. — Рассказываем, что противосудорожные препараты десятилетия проходят апробацию. Что их принимают миллионы людей, и в аннотациях перечислено все, что случилось хотя бы с одним человеком. Подсчитываем, с какой частотой встречаются серьезные побочные эффекты, какой конкретно риск для их ребенка и какова вероятность, что лечение ему поможет.

Обычно после объяснений врача родители меняют свое мнение. А вот проблема, которая реально существует при лечении эпилепсии — когда подростку доверяют самому принимать противосудорожный препарат, а он этого не делает и просто выбрасывает таблетки.

— Наши исследования показали, что почти половина подростков не пьют правильно прописанные им лекарства, — рассказывает Валентина Гузева. — Как мы это узнали? По концентрации препарата в крови. Когда к нам приходят с жалобами на учащение приступов, особенно родители подростков, мы в первую очередь делаем этот анализ. Следующий шаг — убедить подростка продолжать лечение, и здесь эпилептолог часто превращается в психолога.


Миф 4: эпилепсию лечат психиатры

Это было справедливо для России прежних лет, но вот уже почти четверть века диагностикой и лечением эпилепсии занимаются преимущественно неврологи. Создана целая система оказания помощи детям с эпилепсией, и во многих городах-миллионниках (помимо Москвы и Санкт-Петербурга можно назвать Воронеж, Краснодар, Новосибирск) есть специализированные кабинеты и отделения. В них принимают врачи-эпилептологи — неврологи, пока не выделенные официально в отдельную специальность, но много лет обучающиеся и практикующие в этой области.

— Однако некоторым пациентам с эпилепсией необходимо и наблюдение у психиатра, — признает Елена Белоусова. — Речь идет о детях с серьезными нарушениями поведения — с аутизмом, с выраженной гиперактивностью. Иногда это гораздо больше беспокоит родителей и мешает адаптироваться детям, чем эпилептические приступы.

К сожалению, врачей-эпилептологов не хватает. А им самим не хватает психологов и психотерапевтов, которые взяли бы на себя психологическую часть работы с семьей и ребенком. У врача часто просто нет достаточно времени на то, чтобы проконсультировать и по поводу приема препарата, и по поводу поведения в социуме. Так, очень болезненный вопрос — рассказывать ли в окружении ребенка о его диагнозе — явно должен находиться в компетенции специально подготовленных психологов.

Миф 5: дети с эпилепсией не могут учиться в обычной школе, заниматься спортом

Эпилептологи придерживаются принципа: любой пациент с эпилепсией должен вести максимально приближенный к нормальному образ жизни, для него не должно быть лишних ограничений. Но все зависит от конкретной ситуации.

— Если ребенок по интеллекту может учиться в обычной школе — он должен учиться в обычной школе, — считает Елена Белоусова. — Если у пациента не провоцируются приступы при просмотре телевидения, при работе на компьютере — не надо это запрещать. И не надо ограничивать физические нагрузки, если они не провоцируют эпилептический приступ — а это очень редкая ситуация.

— Большинство детей с эпилепсией становятся полноценными трудоспособными гражданами, — отмечает Валентина Гузева. — Поэтому важно, чтобы они были социализированы с самого начала.

В России более жесткие ограничения, чем в других странах: больным эпилепсией не разрешают посещать бассейн, взрослым с этим диагнозом нельзя водить автомобиль. Но опытные эпилептологи считают: если у ребенка длительное время нет приступов, он получает противосудорожный препарат и риск рецидива маловероятен — плаванием заниматься можно, в мире это обычная практика. Законодательство по вождению автомобиля в ряде стран тоже более либеральное: если пациент находится в состоянии ремиссии, то можно.


Миф 6: детям с эпилепсией нельзя смотреть телевизор

— Вообще фотосентитивная эпилепсия, при которой приступ провоцирует мелькание света, вещь довольно редкая, — говорит Елена Белоусова. — Процент пациентов с фоточувствительностью невысокий, и противосудорожные препараты хорошо ее уменьшают, иногда полностью убирают. Но если электроэнцефалограмма пациента реагирует на вспышки света, то мы обязательно даем рекомендации: избегать дискотек, некоторых компьютерных игр, телевизионных передач. Ко всем абсолютно больным эпилепсией это не относится.


Миф 7: домашние животные могут предвидеть наступление приступа

Такое порой описывается в художественной литературе, однако исследования этого не подтверждают. Также не существует приборов или других технических способов предсказать приступ.

— К сожалению, основная неприятность в течение эпилепсии — это непредсказуемость возникновения приступа у большинства пациентов, — поясняет Елена Белоусова. — Но у некоторых приступ начитается с каких-то необычных ощущений — они называются аурой. Пациент еще не потерял сознание, но у него есть предчувствие приступа. И тогда он может предупредить окружающих, дойти до постели, чтобы лечь.

Что касается собак, то их сегодня специально обучают звать на помощь, если у их хозяина случается приступ.

Миф 8: в случае приступа больному эпилепсией срочно нужна медицинская помощь

Эпилептический приступ — тяжелое зрелище, однако оказать помощь в таком случае может любой минимально обученный человек, даже школьник. Не надо делать ничего особенного — главное обеспечить больному безопасность. Уложить на пол, на землю, на кровать и слегка придерживать его — так, чтобы человек не ударился и не травмировался при судорогах. Лучше повернуть больного на бок, чтобы он не задохнулся рвотными массами.

При эпилептическом приступе нельзя:

  • разжимать челюсти пациента и пытаться вытащить запавший язык;
  • вставлять какие-либо твердые предметы в рот;
  • давать любые лекарства, жидкости;
  • пытаться восстановить дыхание с помощью реанимационных техник.

— Если приступ у ребенка развивается впервые, постарайтесь не теряться, вести себя спокойно, — советует родителям Валентина Гузева. — Очень важно обеспечить безопасность и не навредить ребенку, а также отследить все моменты, чтобы потом детально рассказать о течении приступа врачу. Важно все: с чего началось, каким было поведение ребенка во время и после приступа. Иногда такая подробная картина позволяет нам быстро поставить точный диагноз. Если приступ наблюдают несколько взрослых — снимайте видео на телефон, это тоже очень поможет врачам.


Эпилепсия — одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов. Причина эпилепсии– нестабильность и повышенная возбудимость клеток коры головного мозга, результатом которой является периодически возникающий патологический разряд в клетках коры больших полушарий головного мозга. Эпилепсия – потенциально контролируемое заболевание. У 65%-70% пациентов приступы полностью прекращаются на фоне лечения. Полное отсутствие приступов более 12 месяцев является основной целью лечения эпилепсии и называется ремиссией.

  1. Положить пациента на плоскую кровать или пол.
  2. Перенести в безопасное место (дальше от воды, уличного движения, острых предметов и углов).
  3. Расстегнуть одежду, особенно у горла.
  4. Под голову положить подушку/свернутую куртку.
  5. Во время приступа больного нельзя переносить, кроме тех случаев, когда ему может угрожать опасность, например, на проезжей части, возле огня, на лестнице или в воде.

  1. Держать больного, ограничивая его движения.
  2. Пытаться открыть рот больного, даже если произошло прикусывание языка/щек, чтобы не усилить травму, которая уже произошла в начале приступа.
  3. Ни в коем случае не допускайте запрокидывания головы, так как есть риск западения языка и пациент может задохнуться!
  4. Поливать больного водой.
  5. Делать искусственное дыхание.
  6. После приступа пытаться разбудить больного, встряхивая его, постукивая, давая нюхать острые запахи или применяя какие-либо другие способы.

Пациентам с эпилепсией не рекомендуется смотреть телевизор более 1-1,5 часа, при этом расстояние до телевизора должно быть максимальным, насколько позволяет комната (но менее 2-х метров), а размер экрана чем меньше, тем лучше. Телевизор должен быть цветным с мягко отрегулированным контрастом и высокой частотой разверстки (100 Гц), обязательно дополнительное освещение комнаты для уменьшения светового контраста. Чтобы уменьшить эффект мерцания при просмотре мелькающих картинок, вспышек, калейдоскопических съемок нужно закрыть один глаз.

При работе/игре на компьютере продолжительность не должна превышать 1-1,5 часа с обязательным перерывом через каждые 30 минут на 10-15 минут, которые необходимы для отдыха глаз. Расстояние до монитора должно составлять 70 см (вытянутая длина руки взрослого с вытянутыми пальцами); расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 35 см для 14-дюймовых экранов. Также обязательно дополнительное освещение комнаты для уменьшения светового контраста. На монитор не должны попадать блики от окон и других источников света. Необходимо убрать из поля зрения другие мониторы и телевизоры.

На сегодняшний момент существуют следующие методы лечения эпилепсии: лекарственный, хирургический, стимуляция вагуса (блуждающего нерва), поведенческая психотерапия, добавочная терапия — кетогенная диета, гормональная терапия. Рекомендуется придерживаться той терапии, которую назначил врач. Эффективность лечения может меняться при смене препарата. Переход с одного лекарства на другое может вызвать некоторые осложнения, ухудшение самочувствия, обострение болезни.

Преимущества мобильного приложения:

  • Полная информация о заболевании
  • Подбор правильной терапии
  • Квалифицированная помощь в эпицентре
  • Удобное и правильное ведение дневника пациента
  • Напоминание о приеме лекарств
  • Подробный отчет о приступах, приемах и пропусках лекарств, самочувствии пациента
  • Фиксация каждого приступа
  • Напоминания о визитах к врачу

По словам Инны Олеговны, эпилепсия абсолютно совместима с высоким или очень высоким интеллектом и даже с развитием гениальности. Эпилепсией страдали многие великие люди: Ю. Цезарь, Сократ, Ф.М. Достоевский, А. Нобель, В. Ван Гог, Жанна д Арк, Г. Флобер, Александр Великий, Наполеон, Св. Павел и др. У пациентов с диагнозом эпилепсия может быть нормальная счастливая семья и здоровые дети. Эпилепсия – это не приговор, ремиссия достижима в 65%-70% случаев.

Эпилепсия — одно из тех особых заболеваний, которые требуют многих знаний и аккуратного дисциплинированного соблюдения пациентами лечебных рекомендаций.

Врачебный приём не может охватить все нюансы питания, отдыха, хобби, выбора работы и многих других особенностей.

Чтобы дать пациентам современные знания об этом заболевании, его правильной диагностике, методах лечения, верном образе жизни с эпилепсией, особенностях ведения заболевания на разных этапах жизни (детство, юношество, беременность, поздний возраст), выборе профессии и многих других подробностях и особенностях, мы организовали регулярные обучающие школы по эпилепсии.

Ведёт школу заведующий кабинетом эпилептологии врач-невролог Елена Николаевна Жигалова. Вначале специалист читает лекцию на запланированную тему, затем происходит обсуждение со слушателями и ответами на вопросы.

На 2019 год мы запланировали провести занятия на такие темы:

Что такое эпилепсия?

Почему возникают приступы?

Как современная наука объясняет возникновение эпилепсии?

Какие бывают приступы?

Какие существуют формы эпилепсии?

Как диагностируют эпилепсию?

Какие виды обследования используют при разных формах заболевания?

Как подготовиться к обследованию?

Что обозначает результат обследования?

Что такое ЭЭГ, видеоЭЭГмониторинг, МРТ по эпипротоколу, ПЭТ, ОФЭКТ?

Зачем они нужны?

Как правильно лечить эпилепсию?

Как эпилептолог выбирает способ лечения?

Какие существуют противосудорожные препараты?

Как правильно их принимать, какие могут быть побочные эффекты и как их не допустить?

Кому нужно проводить хирургическое лечение?

Какое обследование нужно провести до операции?

Какие существуют виды оперативного лечения при эпилепсии?

Что нужно делать после операции?

Можно ли отменять препараты после операции?

Что такое стимуляция вагусного нерва?

Для кого этот метод?

Как проводится лечение?

Каковы особенности образа жизни при VNS-терапии?

Беременность и эпилепсия.

Почему и как планировать беременность?

Ведение беременности у женщин с эпилепсией.

Грудное вскармливание при эпилепсии.

Образ жизни при эпилепсии.

Как организовать режим дня, сон, физическую активность, питание?

Как верно сочетать прием противосудорожных препаратов и полезное питание?

Что исключить из рациона?

Кому нужно проводить хирургическое лечение? Какое обследование нужно провести до операции? Какие существуют виды оперативного лечения при эпилепсии? Что нужно делать после операции? Можно ли отменять препараты после операции?

Что такое стимуляция вагусного нерва?

Для кого этот метод?

Как проводится лечение?

Каковы особенности образа жизни при VNS-терапии?

Эпилепсия в зрелом и пожилом возрасте.

Особенности течения болезни и лечения.

Что нужно знать и как правильно лечить.

Особенности течения, диагностики и лечения эпилепсии у детей.

Побочные эффекты противосудорожных препаратов у разных групп пациентов.

Знать, предупреждать и корректировать.

Приглашаем на занятия пациентов и их родственников, проживающих в Москве, Московской области и всех желающих.

Вход свободный с предварительной записью по телефону +7 (499) 464-03-03.

Место проведения: г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 65, 3 этаж, 9 кабинет.

Готовьте вопросы и приходите! Мы работаем для Вас!

На карте синим и желтым цветом отмечены бесплатные и платные парковочные места.

Как добраться на общественном транспорте

Особенности работы школьного педагога с детьми, страдающими эпилепсией.

В рамках образовательной программы мы хотим донести информацию о том, что многие дети, страдающие эпилепсией, могут обучаться в обычных школах и детских садах.

Социологический опрос показал, что большинство учителей испытывает страх, растерянность, не знают, как оказать первую помощь при приступе.

Большинство родителей умалчивают о проблеме и не ставят в известность классного руководителя о заболевании.

Для школы, колледжа, института и т д. очень важно, чтобы учитель как можно больше знал об этом заболевании и при необходимости умел оказать первую помощь.

Так как мне небезразлична данная проблема, я написала обсуждение по данной теме.

Особенности работы школьного педагога с детьми, страдающими эпилепсией.

Воспитание и обучение детей, страдающих эпилепсией, в нашей стране сопряжено со многими трудностями. Это связано с тем, что патогенез этого заболевания еще пока находится в стадии изучения, и дать подробные советы, одинаково годные для любого ребенка, страдающего эпилепсией, невозможно, т.к. каждый случай сугубо индивидуален.

К сожалению, все эти действия, как показывает практика, в большей мере приводят не к ожидаемой пользе, а только лишь к развитию многих комплексов, которые, в свою очередь, могут в дальнейшем привести к аутостигматизации. Ребенок начинает испытывать стыд, затруднения при общении, у него понижена самооценка. Однажды столкнувшись с явлением стигмы, он подсознательно ожидает и боится ее.

Чтобы предотвратить это, необходимо понять: дети, страдающие эпилепсией, нуждаются не только в медикаментозном лечении, но и в особой поддержке со стороны коллектива и, в том числе, педагогов. Преподаватели в школах, несомненно, должны быть хорошо информированы. Они должны не только правильно ориентироваться в тех случаях, когда случается эпилептический приступ, но и знать о тех специфических характерологических расстройствах, которые могут возникать у детей, страдающих эпилепсией, правильно понимать их действия, поступки, поддерживать здоровую эмоциональную обстановку в классе, не допускать агрессии. Это очень важно, т.к. от учителя зависит формирование личности, характера, отношения ребенка к себе и окружающим, и, следовательно, его социальные установки и место в обществе.

В первую очередь, необходима доверительная беседа с родителями ребенка. Педагог должен выяснить, как часто происходят приступы, какой они имеют характер, как влияет течение болезни на формирование личности. Также педагогу необходимо знать, какие противоэпилептические препараты принимает ребенок, как оказать первую помощь при приступе и как при необходимости связаться с родителями или ближайшими родственниками.

Если эпилептический приступ все же произошел, не надо пугаться и кричать. Чтобы ребенок не нанес себе ушибов и повреждений, его нужно уложить на что-то мягкое, поддерживая голову руками. Рекомендуется удалить из зоны действия все опасные предметы, а также попытаться, насколько возможно, освободить ребенка от одежды (расстегнуть рубашку, ослабить ремень). Нельзя оставлять ребенка одного во время приступа.

1) если продолжительность приступа превышает 5 минут;

2) если имеется нарушение дыхательных функций;

3) если приход в сознание после приступа осуществляется слишком медленно;

4) если приступы происходят серийно, один за другим;

5) если эпилептический приступ случился в воде;

6) если во время приступа ребенок был травмирован.

После приступа обычно наступает сон. До приезда родителей ребенка нужно уложить в изолированном тихом помещении, где есть достаточный приток свежего воздуха. Но и во время сна желательно, чтобы за ним кто-то наблюдал, т.к. приступ может повториться, даже без пробуждения.

Жить полноценно с эпилепсией — можно. И можно даже, будучи больным эпилепсией, приносить пользу обществу. Эпилепсией страдали Ю. Цезарь, Сократ, Ф.М. Достоевский, А. Нобель, В. Ван Гог и многие другие великие люди.

Уже упомянутый ранее Н.А. Шнайдер в своем обращении к педагогам пишет: «Больной эпилепсией ребёнок, в целом, не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки. А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из его индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. И которая ни в коем случае не делает его хуже или в чём-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего. А так – он такой же, как все.

Это то, в чём Вы должны убедить себя, своих коллег, друзей больного ребёнка и, конечно, самого маленького человечка, на долю которого выпало такое страдание.

Источники и литература:

1. Международная классификация болезней МКБ-10 //www.medicalib.ru/

2. Материалы Всероссийской 68-ой итоговой студенческой научной конференции им. Н.И.Пирогова (Томск, 20-22 апреля 2009 г.) : Под ред. В.В.Новицкого, Л.М.Огородовой. — Томск: СибГМУ, 2009. — 411 с.

4. Эпилепсия у ребёнка: советы воспитателям и учителям //www.krasmedic.ru/

5. Эпилепсия //www.medi.ru/

надо законодательно утвердить такое ознакомление пациентов, так как большинство пациентов не получают технику безопасности при эпилепсии. вот петиция на эту тему bit.ly/PetitionEpilepsy

в суде слушается дело об отсутствии ТБ при приступах

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.