Таблица шульте при эпилепсии

Нарушение психической деятельности при эпилепсии

Эпилепсия – внезапно падать, быть охваченным. Синонимыми: падучая болезнь, черная немочь, священная болезнь, лунная болезнь. Эпилепсия – э ндогенно органическое заболевание с хроническим течением, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте, характеризующиеся разнообразными парокси з мами, а также изменениями в когнитивной сфере и личности.
Клиническая картина

Большой судорожный припадок возникающий внезапно, как правило. Припадок состоит из двух фаз:

  1. Тоническая – все мышцы тела охватывает напряжение, повышение тонуса всех мышечных систем.
  2. Клоническая – судорожная фаза припадка – 1-2 минуты. Судороги охватывают все мышечные системы.
  3. Амнезия.
Малые припадки могут наблюдаться в качестве пароксизмов. Тонус и клонус – изменение состояние мыш.систем, могут охватывать определенные группы мышц (только справа). Локализация мышечных изменений судорожных процессов позволяет установить сторонность поражения. Может выражаться в том, что больной застывает на мгновение. Возможны эквиваленты большого судорожного припадка:
  • Сумеречные состояния сознания особого типа при эпилепсии: больной не осознает происходящего, но сохраняется в этот период двигательные автоматизмы и больной действует в логике предметов, которые попадаются на его пути.
  • П ароксизмальные изменения настроения. Грубые расстройства настроения, которые присутупообразно могут возникать как припадки– дисфории.
Эпилепсия в раной степени распространена в мужской и женской популяции (от 3до 6 чел. на 1000 людей) Большому судорожному припадку иногда может предшествовать аура. Эта аура может быть разного характера. По качеству ауры, по ее содержанию можем выдвинуть о локализации очага.
Три основных группы нарушений при эпилепсии:
  • Нарушение динамики психической деятельности
  • Нарушение познавательной деятельности
  • Изменение личности.
Эти нарушения выявляются в патопсихологическом исследовании.
Нарушение динамики психической деятельности: - Замедленност ь протекания псих. процессов и их инертност ь . В основе этих нарушений лежат нарушения характера протекания основных нервных процессов в коре головного мозга (возбуждение и торможение). Психологически эта замедленность выражается в тугоподвижности (замедленная ориентировка в каждой новом задании. Пример, если больному в ходе патопсихологической диагностике, то сталкиваемся со следующими формами поведения: уточнение инструкции, переспрашивания инструкции, требуют подтверждения правильности и успешности, у больного эпилепсии сразу же актуализируется мотив экспертизы, озабоченность собственной успеностью), при выполнении заданий с высоким темпом (таблицы Шульте). В норме на одну таблице – 30-40 сек., больной эпилепсией – 1-1,5 мин(предела нет). При выполнении задания складывания куба Линка, если поставить задачу темпа – в два раза медленнее, чем в норме. Инертность – это и есть тугоподвижность (трудность перехода и переключения с одного вида активности на другой). Обнаруживается при предложении больному на стимульное слово называть слово с противоположным значением. Повторяет одни и те же слова на слово раздражитель. Проявляется инертность эмоциональная – больной эпилепсией злопаметен, обиду и негативное переживание помнит долго (инертность). Инертность в поведенческих программах: больной зашел в шкаф.
Нарушения познавательной деятельности: Нарушения памяти и нарушения мышления. Память Нарушения непосредственного запоминания : задание запоминания 10 слов, то типичная картина кривой запоминания: Низкая продуктивность первого воспроизведения Отсутствие нарастания количество воспроизведенных элементов по увеличению повторения - плато. Не характерна истощаемость Больной дополняет ряд своими собственными словами, если это доп. слово появилось, то оно повторяется в следующих воспроизведений. Больной эпилепсией пытается запомнить все, продемонстрировав себя. Опосредованная память у больных эпилепсией: применение дополнительных средств (рисунков при запоминании) не повышает кривой запоминания. Показатели воспроизведении ниже при пиктограмм, чем без них. Их рисунки изобилуют деталями, с помощью которых больной старается максимально полно изобразить на рисунке то, что требовалось (слишком много деталей). При выполнении этого задания в силу инертности больной эпилепсией перестает руководство пользоваться инструкцией. Цель запомнить слово подменяется целью нарисовать (из-за инертности больных). Мышление Больные эпилепсией во многом полярны больным шизофренией, у них наблюдается инертность и замедленность . Если обратиться к структуре мыслительного акта, то для больного эпилепсией характерна обстоятельность мышления, чрезмерная детализация суждений, определений и т.д. например, при классификации предметов больной разделяет предложенные картинки на очень мелкие и дробные группы. Нередко можно наблюдать следующие ответы: (почему выделили такие группы): поросеночка с медведиком положить нельзя. Снижение уровня обобщений – снижение уровня выполнения мыслительных операций. Если больной шизой находит самое причудливое и абстрактное, то больной эпилепсией заземлен, конкретен, вместо операции обобщения строит конкретную ситуацию объединение сугубо синкретическое по конкретно-ситуационным признакам . Мотивационно-обусловленные нарушения мышления. Резонерство – готовность к многоговорению на незначительную тему, но резонерство больного эпилепсией качественно отличается от резонерства шизиков. В резонерстве эпилептиков видим желание утвердиться, вызвать одобрение, резонерство появляется только в ситуациях общения (для шизиков наличие партнера не важно), компенсаторная функция резонерства у эпилептиков. Аффетивная насыщенность – яркая аффективная окрашенность резонерских суждениях, в своих резонерских суждениях эпилептик учит собеседника как правильно жить. Лексика резонерская совершенно особая (имейте в виду, учтите – фраза адресованная партнера с целью воздействия на него).
Личностные изменения больных эпилепсией.
  • Гротескность многих личностных проявлений в отношении к миру, к другим людям, к самому себе. Больной эпилепсией обнаруживает те же самые качества, которые наблюдаем и у здоровых испытуемых (тенденция к самоутверждения, достижения успеха, одобрения и внимания со стороны другого челоека). Чрезмерность этих проявлений характерно для эпилептиков.
  • Противоречивость личностного облика больного эпилепсией: с дной стороны, это человек контактный и услужливый (чрезмерно услужливый - слащавый),а с другой стороны, жестокий и злопамятный .
Больной педантичен – он с трудом переключается, он медленно осваивает новое, поэтому педантизм формируется как личностная особенность компенсирующийся инертность, тугоподвижность, когнитивные нарушения, но и потом начиает культивироваться больными, как положительное качество. Эгоцентризм – больной центрирован на себе (в пиктограммена вкусный ужин: нарисовать то, что Я люблю).

Патопсихологический синдром

Ведущий синдрмообразующий фактор - нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга с резким нарушением динамики нервных процессов

1. Первичные нарушения:

изменение динамики психических процессов (замедленность, инертность),

сужение объема внимания, трудности его распределения,

отсутствие гибкости, подвижности поведенческих программ,

общее снижение когнитивных способностей.

2. Вторичные нарушения. Возникают как компенсация первичных дефектов:

конфабуляции при запоминании,

комплекс личностных характеристик: угодливость, вежливость, педантизм.

3 Третичные нарушения

- хроническая поведенческая и эмоциональная напряженность (ожидание отрицательной оценки),

- завышенная самооценка, как компенсация хронического неуспеха

Эпилепсия – самостоятельная болезнь головного мозга различной этиологии, проявляющаяся припадками и сопровождающаяся различными клиническими и параклиническими симптомами.

Этиологические (причинные) факторы эпилепсии определяются только как предпосылки для ее развития. Приобретенная предрасположенность - следствие различных заболеваний головного мозга (например, травмы, опухоли), после которых образуется эпилептогенный очаг. Врожденная предрасположенность – разноообразные перинатальные патологические воздействия. Наследственная предрасположенность – наследуемые особенности метаболизма, нейротансмиттеров.

Степень выраженности психических расстройств при эпилепсии зависит от тяжести заболевания, от частоты и характера припадков.

Эпилепсия характеризуется замедленностью, инертностью всех психических процессов, мышление тугоподвижное, вязкое. Если у Вас эпилепсия, то Вы как бы топчетесь на одном месте, не можете отвлечься от второстепенных деталей, детализации, чрезмерной обстоятельности, при этом целенаправленность не нарушается, наоборот, она также инертна. В мышлении преобладают конкретные образы, эгоцентрические тенденции. Часто наблюдается резонерство, отличающееся бедностью суждений, шаблонными, банальным ассоциациями, привязанностью к конкретной ситуации.

Иногда снижаются память и внимание, появляются такие черты как угодливость, слащавость, вспыльчивость, невыдержанность. При развитии болезни могут присоединяться развязанность, грубость, высокомерие, отсутствие выдержки, полюсность аффекта ("с Библией в руках и с камнем за пазухой").

При эпилепсии, к сожалению, страдает чувство юмора. Если при шизофрении непонимание юмора связано, прежде всего, с эмоциональными изменениями личности, то при эпилепсии – с тугоподвижностью.

Тугоподвижность видна практически во всех психологических исследованиях. Удлиняется проведение проб на переключения внимания. В то время, как в норме одна таблица Шульте обрабатывается за 40-50 секунд, при эпилепсии это время увеличивается до 0,5-2,5 минут. При этом не обнаруживается увеличения времени на каждую последующую таблицу, как при психоорганическом синдроме. Произвольное называние 50 слов, в норме занимающее 1,5-2,5 минуты, при эпилепсии растягивается до 7-14 минут, при этом характерен выбор ограниченного числа смысловых гнезд.

Для эпилепсии характерны.

  • Дисфории - мрачно-угрюмое, злобно-раздражительное настроение, часты аффективные вспышки, проявления агрессии.
  • Состояния экстаза -наивысший эмоциональный взлет, наивысшая степень вдохновения, радости, восторга
  • Снохождение - хождение ночью в состоянии неполного сна, промежуточном между сном и бодрствованием, когда отсутствует контроль над своими действиями, в последующем Вы об этом эпизоде не помните, а знаете только по рассказам свидетелей.
  • Сумеречные состояния сознания – полная дезориентация, аффективная напряженность, галлюцинации, бредовая интерпретация происходящего, возбуждение, неадекватное по ситуации поведение, часто опасное и для Вас, и для окружающих. Такие расстройства встречаются обычно на поздних стадиях заболевания, полностью забываются, длятся от нескольких минут до нескольких суток.
  • Особые состояния сознания – состояние уже пережитого, никогда не виденного, состояния дереализации и деперсонализации, в том числе схемы тела (психосенсорные расстройства), например, когда окружающее пространство переворачивается на 180 градусов.
  • Трансы – немотивированное и необоснованное Ваше перемещение из одного места в другое с частичным расстройством сознания, внешне упорядоченным поведением и неполной амнезией. В отличие от сумерек здесь нет аффективного возбуждения, бреда и галлюцинаций.
  • Галлюцинации – к.п. зрительные, окрашены в черные и красные цвета, устрашающие. Для галлюцинаций, как и для других продуктивных расстройств при эпилепсии характерен аффект страха, повторяемость и появление критики после их прекращения.

Эпилепсия — эндогенно-органическое заболевание с хроническим течением, возникающее преимущественно в детском и юношеском возрасте, характеризующееся разнообразными пароксизмами, а также изменениями личности, нередко достигающими выраженного слабоумия.

1. Генуинная эпилепсия (внутренне присущая) — причина не выявлена

2. Симптоматическая эпилепсия — возникает в результате тяжелого поражения головного мозга. Например: черепно-мозговая травма, опухоли (объемный процесс), воспалительный процесс.

Психологическая характеристика больного:

1. изменение динамики протекания психических процессов.

Два феномена:

а) — общая замедленность снижения темпов психических процессов. В обычном поведении проявляется в общей замедленности реакции, неуклюжести моторной сферы.

В эксперименте это проявляется так — замедленная ориентировка в новом задании. Например, таблицу Шульте в норме человек выполнит за 40-45 сек., а больной за 1 минуту, полторы минуты. Также и в других пробах. В свободных ассоциациях также проявляется замедленность при подборе слов

— инертность психической деятельности. Инертность состоит в трудности переключения. Степень выраженности инертности может быть различной в зависимости от тяжести и длительности заболевания. При генуинной эпилепсии может наблюдаться истощаемость. При симптоматической эпилепсии истощаемость наблюдается.

б) Нарушение познавательной деятельности.

Снижение всех видов познавательной деятельности:

— нарушение памяти: обычно не грубое. При генуинной эпилепсии обычно грубых нарушений нет.

Запоминание слов — медленное накопление объема запоминаемого материала. В запоминании рассказа может быть пропуск части сюжета. Также наблюдается нарушение опосредованного запоминания материала. Опосредование не улучшает запоминания, как в норме, а дезорганизует его. Больные эпилепсией — при опосредованном запоминании вязнут в деталях. Наблюдается предельная детализированность. Например, нужно запомнить веселый праздник. Они рисуют стол, закуски, выпивку, людей… Основную цель — запомнить, заменяет на цель — нарисовать. И начинается путаница в деталях.

Общая инертность психической деятельности. Неэкономичное использование опосредованного звена. Избыточность не приводит к улучшению.

— особенности внимания:

1. сужение объема внимания

2. трудности переключения внимания (требуется больше усилий для переключения внимания, чем в норме).

— особенности, специфика речи:

1. объединение инертности и нарушения памяти. Появляется замедленность темпа речи, амнестические западения (забывает слова). В речи достаточно много уменьшительно-ласкательных суффиксов. Олигофазия — замедление темпа и нарушение речевой памяти.

— нарушение мышления:

1. нарушение операциональной стороны мышления по типу снижения уровня обобщения. У больного наблюдаются трудности выделения существенного признака предметов и явлений, подмена данного признака, конкретно-ситуационным.

Трудности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

2. обстоятельность, тенденция к детализации суждений. Больной вязнет в деталях.

Нарушение мотивационной стороны мышления — в виде резонерства. Резонерство всегда многословно, аффективно насыщенно. Больной — моралист, учит всех жить. Это носит компенсаторный характер резонерства. Затруднение в выполнении задания, или когда больной пытается повысить свою самооценку и добиться признания от другого человека.

Ханжество, слащавость. При первом впечатлении такой больной приятен, подчеркнуто вежлив. Все эти проявления — поведенческий фасад.

В ситуации конфликта, обиды, такой больной злобен, агрессивен, мстителе, злопамятен. Помнит малую обиду годами. Несоответствие поведенческому фасаду. Их точки зрения — ригидные. Они редко когда их меняют. Недостаточно прислушиваются к чужому мнению. Они подчеркнуто вежливы и лояльны к вышестоящим людям. Деспотичны к зависимым от них людям.

Им свойственен педантизм, максимальный контроль, детализация. Хорошо переносят монотонный труд. Создание чего-то — проблематично. Очень тревожная ситуация.

— инертность мотивационной сферы. Инертность побуждений, целей в крайней степени проявляется. Трудность адаптации в социальной реальности.

рубрика: Медицинская психология, прочитано — 51230 раз

Внимание характеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, переключаемостью.

Избирательность (концентрация) связана с возможностью успешной настройки на восприятие определенной информации.

Объем внимания – количество одновременно воспринимаемых объектов.

Переключаемость – возможность выполнения действий во времени, при смене целей или одновременном учитывании нескольких факторов при выполнении одной работы.

Нарушения внимания

Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических заболеваниях. Возможны также нарушения внимания и при аффективно-эмоциональных реакциях и состояниях у здоровых людей.

Снижение активного внимания (концентрации, переключаемости, устойчивости) отмечается при неврозах.

У больных с органическими заболеваниями головного мозга отмечаются персеверации, трудности в переключении, повышенная отвлекаемость, истощаемость внимания.

У больных шизофренией активное внимание ухудшается в результате снижения энергетического потенциала, апатоабулического синдрома.

У соматических больных (например, туберкулезом и др.) отмечаются трудности концентрации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема внимания.

Б.В. Зейгарник рассматривает многие нарушения внимания как частные нарушения умственной работоспособности, являющиеся следствием психических или соматических заболеваний. У больных шизофренией вследствие нарушений личностного компонента мышления, у больных с органическими изменениями головного мозга в результате изменений структуры головного мозга, у больных психопатией в результате изменений в эмоционально-аффективной сфере, у больных эпилепсией в результате ригидности мышления и т.д.

У больных неврозами отмечается снижение активного внимания (концентрация и переключение). У больных шизофренией снижение активного внимания (устойчивость и переключаемость) является результатом общего снижения психической активности. У больных с локальными поражениями головного мозга отмечаются повторы, персеверации одного и того же действия, выражены затруднения переключения на новую деятельность. При травматических и сосудистых заболеваниях головного мозга отмечается неустойчивость, трудность длительной концентрации, истощаемость внимания. При алкоголизации и диэнцефальном синдроме отмечается снижение концентрации и устойчивости внимания. Церебральный атеросклероз харак-теризуется быстрой утомляемостью, проявляющейся в колебаниях внимания, невозможности сосредоточения. При эпилепсии отмечаются трудности переключения и снижение устойчивости внимания.

Методики исследования внимания

1. Корректурная проба. Данная методика впервые предложена Bourdon в 1895 г. Она используется для исследования устойчивости внимания и способности к его концентрации. Корректурная проба очень проста и не требует специальных приспособлений, кроме бланков и секундомера. Бланки представляют собой ряды букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв по выбору исследующего. Можно каждые 30-60 секунд отмечать положение карандаша больного. Исследующий обращает внимание на количество ошибок, темп выполнения, распределение ошибок в течение опыта, характер ошибок (пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других букв и т.д.).

2. Счет по Крепелину. Методика предложена Крепелиным в 1895 г. Она применяется для исследования переключения внимания, а также работоспособности. На специальных бланках расположены столбцы цифр, которые испытуемый должен складывать или вычитать в уме, а на бланке записывать результат. После выполнения задания исследующий обращает внимание на количество ошибок, их распределение, объем выполненного задания, темп, способность переключаться, то есть делает вывод о работоспособности (истощаемости, врабатываемости), расстройствах внимания.

3. Отыскивание чисел на таблицах Шульте. Исследование проводят с помощью специальных таблиц, где хаотично расположены числа от 1 до 25. Испытуемый указкой показывает числа по порядку, называя их вслух, при этом фиксируется время выполнения задания. Таким образом исследуют темп сенсомоторных реакций, особенности переключения внимания, объем внимания, сосредоточенность (отвлекаемость), повышенную истощаемость по гиперстеническому или гипостеническому типу, врабатываемость.

4. Для исследования переключения внимания, инертности психических процессов, истощаемости можно использовать модифицированную таблицу Шульте (Ф. Д. Горбов, 1959, 1964 гг.). Это красно-черная таблица содержит 49 чисел, из них 25 черных (1-25) и 24 красных (1-24). Испытуемый попеременно должен показывать черные и красные цифры. Причем черные в порядке возрастания, а красные в порядке убывания. Методика используется в первую очередь для исследования динамики мышления, способности переключать внимание.

5. Отсчитывание. Методика предложена Крепелиным. Испытуемый отсчитывает от ста одно и то же число (обычно 17, 13, 7, 3). Экспериментатором отмечаются паузы. Исследуется характер ошибок, следование инструкции, переключение, сосредоточенность, истощаемость внимания.

1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
2. Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. – Ташкент, 1971.
3. Докучаева М. А. Об исследовании методики счета по Крепелину в психиатрической больнице. //Психологические методы исследования в клинике. – 1976. – №2.
4. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.
5. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – М., 1970.
6. Тепеницына Т. И. Анализ ошибок при исследовании внимания методом корректурной пробы. //Вопросы психологии. – 1959. – №5.

Немецкий психотерапевт Вальтер Шульте в середине XX века изобрел уникальный тест для тренировки внимания, усвоения большого количества информации и скорости реакции, который сразу начал использоваться для подготовки персонала практически всеми спецслужбами мира.

Тест используют для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Это упражнение также способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, а еще помогает развивать память и устный счет.

Для улучшения периферического зрения, а также скорочтения, таблицу Шульте необходимо проходить смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо остановить внутренний диалог, то есть ничего не проговаривать про себя.

Для тех, кто никогда не встречался с данной методикой, я дам некоторые пояснения.
Таблицы Шульте — это такие таблицы со случайно расположенными числами (реже буквами), обычно размером 5×5 элементов.
Включает шкалы: эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.

Простейшая таблица Шульте представляет собой квадратный листок бумаги шириной с книжную страницу, условно разделенный на 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов), в которые шрифтом обычного книжного размера беспорядочно вписаны числа от 1 до 25.

Таблицы используются для обследования лиц разных возрастов. Для маленьких детей можно подобрать специальные, небольшие таблицы размером 3×3, 4×3, 4×4 и 5×4 клеток. Модификацию методики предложил Ф.Д. Горбов.

Стимульный материал

Перед выполнением теста, вы должны проследить за тем, чтобы расстояние от таблицы до глаз было таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30—35 см. При выполнении важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим зрением.

Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы избежать переутомления. Обычно не более 10 таблиц в день. По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6×6, 7×7, 8×8, соответственно увеличивая и размер квадрата.

Инструкция к таблицам Шульте

Исследователь должен определить время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Он отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Далее делает вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.

При обработке результатов, мы можем подсчитать следующие показатели:

  1. эффективность работы (ЭР),
  2. степень врабатываемости (ВР),
  3. психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где
Тi – время работы с i-той таблицей,
5 — количество рассмотренных материалов.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого (чем выше балл, тем лучше результат).

Степень врабатываемости (ВР), т.е. насколько быстро испытуемый включается в задание, вычисляется по формуле:
Вр = т1 / ЭР.

Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.

Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:
ПУ = т4 / ЭР.

Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.
Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.

Регулярное выполнение методики позволят быстрее читать, быстрее находить нужный материал, лучше ориентироваться в тексте и также способствуют развитию памяти, потому что при нахождении нужных чисел так или иначе приходится запоминать расположение следующих или предыдущих, чтобы лучше в них ориентироваться и быстрее проходить это задание.

Ханжество, слащавость. При первом впечатлении такой больной приятен, подчеркнуто вежлив. Все эти проявления - поведенческий фасад.

В ситуации конфликта, обиды, такой больной злобен, агрессивен, мстителе, злопамятен. Помнит малую обиду годами. Несоответствие поведенческому фасаду. Их точки зрения - ригидные. Они редко когда их меняют. Недостаточно прислушиваются к чужому мнению. Они подчеркнуто вежливы и лояльны к вышестоящим людям. Деспотичны к зависимым от них людям.

Им свойственен педантизм, максимальный контроль, детализация. Хорошо переносят монотонный труд. Создание чего-то - проблематично. Очень тревожная ситуация.

Инертность мотивационной сферы. Инертность побуждений, целей в крайней степени проявляется. Трудность адаптации в социальной реальности.

Основной синдромообразующий фактор - нарушение динамики психической деятельности: инертность, ригидность. Что проявляется в снижении темпа психических процессов, эмоциональной застойности, сужение полеориентировки, инертность мотивации и целеполагания.

В результате инертности целеполагания - стереотипность жизненных программ. Часто становится неадаптивным. Не может успешно реализовать жизненные программы.

Тяжелый для психотерапевтического воздействия. Жесткий способ поведения - защита от непредсказуемости окружающего мира.

Первичные дефекты: снижение познавательной деятельности.

Вторичные дефекты: конфабуляция - фантазмы, возникающие у людей с провалами памяти как защита организма.

Вторичный дефект формируется как результат адаптации к узким жатым болезнью рамкам жизнедеятельности. Проявление таких личностных признаков, как эгоцентризм, преобладание негативных эмоций, повышенная раздражительность, агрессивность, противоречивость.

Третичные дефекты: возникают как реакция больного на отношение окружающих к нему или его болезни. Больной считает, что окружающие ждут от него неуспеха. Не доверяют некоторые виды деятельности. Если это обрастает невротической переработкой, то может возникнуть агрессия. При этом больной формирует поведение слащавости, подстраиваясь под окружающих, стараясь получить одобрение. Их оценка занижена, с другой стороны она компенсаторно завышена.

При патопсихологическом обследовании больных эпилепсией обнаруживаются характерные изменения мышления, речи, памяти, личностные особенности.

Существенно изменяется темп психических процессов, у большинства больных он значительно замедлен. Показательно в этом отношении исследование с помощью таблиц Шульте. Тогда как здоровые люди затрачивают в среднем на поиск чисел в одной таблице 40-50 с., у больных эпилепсией поиск чисел в таблице длится от 0,5 до 2,5 мин. и более.

Уже в начальной стадии эпилепсии отмечаются изменения подвижности психических процессов. Явления инертности психической деятельности обнаруживаются даже при наличии в анамнезе у больных с начальными проявлениями эпилепсии единичных судорожных припадков (при отсутствии еще заметных признаков интеллектуально-мнестического снижения).

Нарушения подвижности психических процессов легко обнаруживаются в пробе на переключение. Так, при попеременном прибавлении к заданному числу двух других отмечаются ошибки чередования. Последние обнаруживаются и при попеременном назывании к заданным словам антонимов и синонимов.
Характерны в этом отношении результаты исследования методикой попеременного называния пар одушевленных и неодушевленных предметов. У больных эпилепсией обнаруживаются ограничение называемых предметов рамками одного понятия (называются одни лишь домашние животные в качестве одушевленных либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевленных), частое повторение одних и тех же слов, иногда (чаще в начале задания) — неправильное чередование пар слов.

При выраженном эпилептическом слабоумии и олигофазии больные нередко прибегают к называнию собственных имен близких им людей.

Явления инертности отмечаются и при произвольном назывании 60 слов. На выполнение этого задания уходит от 6—7 до 14 мин. Многократно повторяются одни и те же слова. Психически здоровые обычно называют слова смысловыми гнездами, состоящими из 5—6 слов, близкими по родовой принадлежности.

У больных эпилепсией эти смысловые гнезда состоят из значительно большего числа слов. Это обстоятельство делает понятным, почему больные эпилепсией затрачивают на произвольное называние слов много времени, в силу инертности продолжают искать нужное слово, а не переходят к словам, принадлежащим к другому смысловому гнезду.

Обнаруживаемая при обследовании больных эпилепсией инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Эти особенности отмечаются и в произвольной речи больных: они “топчутся” на месте, не могут отвлечься от второстепенных, мало существенных деталей. Но при этом цель высказывания больным не теряется.

Инертность, вязкость мышления больных эпилепсией отчетливо выступает в словесном эксперименте. Об этом свидетельствует увеличение латентного периода, частые эхолалические реакции, однообразное повторение одних и тех же ответов. Часто на слова-раздражители больные отвечают стереотипными рядами слов либо называют слова из своего профессионального обихода, иногда в качестве ответной реакции подбираются прилагательные, обозначающие цвет данного предмета. Иногда ответные слова относятся к предыдущим словам-раздражителям (“запаздывающие” речевые реакции).

Такие же особенности обнаруживают больные эпилепсией при исследовании методикой подбора слов-антонимов, являющейся вариантом словесного эксперимента. Здесь сам исследующий инструкцией предопределяет характер ответных реакций. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию антонима путем прибавления к заданному слову частицы “не”. В словесном эксперименте отмечается зависимость между характером слова-раздражителя и величиной латентного периода. Испытываемые больным затруднения в подыскании нужного слова-антонима увеличиваются при предъявлении им слов абстрактного значения.

Часто в словесном эксперименте встречаются ответные реакции — штампы (например: яблоко — груша, птица — курица). При выраженном слабоумии ответные реакции стереотипны, однообразны — на все слова-раздражители больной может отвечать 2—3 словами (“хороший” или “плохой”, “знаю” или “не знаю”). Нередко словесные реакции отражают отношение больного к предметам, обозначенным словами-раздражителями. Эти особенности ассоциаций отражают изменения личности больных, присущий больным эпилепсией эгоцентризм.

Такого рода включение себя в описываемую ситуацию рассматривается как признак преобладания конкретных представлений в мышлении больных эпилепсией, недостаточности в осмыслении условного характера задания, как проявление эгоцентрических тенденций.

Уже в обычной беседе больные эпилепсией обнаруживают склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации. Еще больше эти особенности эпилептического мышления выступают при описании больными сложного рисунка или при пересказе текста. При этом больные подмечают совершенно несущественные детали, фиксируют на них свое внимание. Нередко, описав, таким образом, рисунок, больной все же не может уловить его содержание.

Затруднения в выделении существенных признаков предметов и явлений характеризуют наблюдающиеся при эпилепсии снижение уровня процессов обобщения и отвлечения. При исследовании методикой исключения больные крайне обстоятельно характеризуют каждый из четырех изображенных на рисунке предметов и либо не находят между ними отличия, либо заявляют, что все эти предметы ничего общего между собой не имеют. общего.

Больные эпилепсией производят классификацию по конкретно-ситуационному признаку. Характерно образование в процессе классификации нескольких мелких, близких по содержанию групп.

Часто наблюдающиеся у больных эпилепсией пустые рассуждения создают картину своеобразного резонерства, отличающегося от резонерства при других заболеваниях, в первую очередь, от шизофренического. Резонерство больных эпилепсией носит характер компенсаторных рассуждений. Его особенности проявляются в поучительном, типа сентенций, тоне высказываний, отражающих некоторую патетичность и переоценку собственного жизненного опыта, в то время как эти высказывания носят характер неглубоких, поверхностных, бедных по содержанию суждений, содержат шаблонные, банальные ассоциации. Их резонерские рассуждения всегда приурочены к конкретной ситуации, от которой больному трудно отвлечься. У резонерствующих больных эпилепсией в эксперименте отмечаются снижение уровня обобщения и отвлечения, узость диапазона мышления, эгоцентрические тенденции при бедности словарного запаса.

Характерны наблюдающиеся у больных эпилепсией расстройства речи — замедление ее темпа, употребление уменьшительных слов и речевых штампов, олигофазии.

Непосредственно после припадка при наличии расстроенного сознания у больных обнаруживается асимболия — нарушена способность узнавать предмет и его назначение. Олигофазия проявляется в том, что больные узнают показываемый им предмет и обнаруживают знание его свойств и назначения, но назвать предмет не могут.

Затруднения называния предметов в послеприпадочный период неоднородны: более знакомые, обыденные предметы больные называют раньше, чем менее знакомые по прежнему жизненному опыту.
Течение эпилепсии сопровождается неуклонным ослаблением памяти. Вначале обнаруживается нарушение произвольной репродукции — концентрация внимания на воспроизведении в памяти какого-либо слова приводит к ухудшению способности репродукции. На последующих этапах обнаруживаются расстройства удержания и запоминания.

Кривая запоминания у больных эпилепсией носит своеобразный характер. Количество воспроизводимых слов с каждым последующим повторением либо незначительно увеличивается, либо остается прежним. При более глубоких нарушениях памяти у больных эпилепсией кривая запоминания носит более пологий характер.

Представляет интерес определенное соответствие между выраженностью общей прогрессирующей олигофазии и глубиной расстройств памяти, их параллелизм. Чем меньше выражены у больных эпилепсией расстройства памяти, тем менее выражена и общая прогрессирующая олигофазия, и, наоборот, более глубоким расстройствам памяти соответствуют более выраженные олигофазические проявления.
Для больных эпилепсией характерен детализирующий тип восприятия, отражающий черты эпилептической психики в перцепции. Аналогами детализирующего типа восприятия в мышлении являются снижение уровня обобщения и вязкость. При обследовании больных эпилепсией с равной степенью выраженности психического дефекта заметен явный параллелизм между отмеченными особенностями в перцепции и мышлении.

Исследование больных с помощью теста Роршаха показало, что с тенденцией к детализации у больных эпилепсией связано известное уменьшение количества “стандартных” интерпретаций, характерных для здоровых и отражающих присущие норме перцептивные стереотипы.

С нарастанием слабоумия уменьшается и количество образов, характеризующихся динамичностью, снижается “показатель движения”.

Таким образом, для эпилептического интеллектуального дефекта характерно сочетание таких признаков, как понижение количества стандартных интерпретаций, отсутствие кинестетических интерпретаций, снижение количества ответов с интерпретацией пятна как целого, бедность, стереотипность содержания.

Сравнительно мало при обследовании больных эпилепсией используется личностный опросник MMPI.

Методика “незаконченных предложений” дает объективное представление о характерологических изменениях больных эпилепсией и может быть использована для определения степени выраженности психического дефекта. Эти данные могут помочь в решении диагностических и экспертных вопросов, а также в индивидуальном построении реабилитационных мероприятий.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.