Височная эпилепсия и религия


Эпилепсия, как и многие другие знаменитые болезни, известны широкому кругу людей благодаря книгам и фильмам — так, о здоровье Достоевского знает каждый школьник. Связь болезни с творчеством видится большинству в способности точно описывать припадки, которыми писатель часто наделяет своих героев. Вроде все просто, человек болел, страдал и иногда рассказывал об этом в книгах. Однако связь особенностей творчества писателя с повседневными проявлениями эпилепсии и изменений личности под влиянием болезни совсем не так очевидна. Чтобы понять, о чем речь, давайте разберемся, что же такое эпилепсия и что помимо приступов получают некоторые ее обладатели.

Представление обывателя о болезни исчерпывается картиной устрашающего вида судорожного припадка, сопровождающегося текущей изо рта пеной. Человек близкий к медицине заметит, что существуют разные виды приступов, среди которых есть напоминающие обморок падения, есть автоматизированные, неосознанно совершаемые действия, а есть приступы неконтролируемой ярости.

Многообразие проявлений эпилепсии затрудняет четкое определение понятия. Тем не менее все формы заболевания имеют одну общую черту — пароксизмальность.


К счастью, такое случается нечасто.

С осознанием многообразия проявлений болезни проблема начинает казаться совсем сложной: неужели любой неврологический, психический и даже вегетативный симптом можно расценивать как эпилептический? Упрощает задачу диагностики тот факт, что основа заболевания (патологически разряжающиеся нервные клетки) могут быть зафиксированы на электроэнцефалограмме. Она и является основным диагностическим инструментом эпилептолога.

Эпилептические пароксизмы стереотипны. Каждый раз припадки имеют один и тот же вид, словно они сделаны по шаблону. В каком-то смысле это так и есть.

Эпилепсия связана с патологическим возбуждением группы нейронов. В каждом отдельном случае это один и тот же участок — эпилептический очаг, который дает патологический электрический разряд с последующим распространением (или без такового — в случае простых припадков) на другие участки мозга.

Аура может быть практически любой — все зависит от того, где расположен эпилептический очаг. Здесь болезнь приоткрывает нам функционирование физиологии мозга: то, что мы видим в момент ауры, отражает функцию того участка мозга, который эту ауру порождает.



И в то же время эти переживания так сильны, что отречься от них полностью герой не в состоянии:

Сложно недооценить в аспекте влияния на культуру и историю всю гамму ощущений, озарение светом, чувство высшей гармонии, мистический опыт, сопровождающие патологическую активность в этом отделе мозга.

Так, ученые из Гарвардской медицинской школы и Массачусетского госпиталя несколько лет назад решили проанализировать все известные исторические сведения о Моисее, Аврааме, Иисусе и апостоле Павле с точки зрения современной медицины. По их словам, особо значимые религиозные фигуры древности вполне могли страдать височной эпилепсией, что, возможно, и послужило отправной точкой их деятельности.

Для нейронаук височная эпилепсия — отличная модель для изучения биологических основ религиозного опыта. Дело в том, что сами пациенты по причине описанных выше особенностей обычно особенно религиозны.

Любопытные опыты были проведены в этой области индийским неврологом, популяризатором науки Вилейануром Рамачандраном, который больше известен благодаря исследованиям зеркальных нейронов.

У больных височной эпилепсией, как вы догадались, дело обстояло иначе: необычайно сильную реакцию вызывало упоминание божественного.


Переживаемое во время припадка у человека с височной формой эпилепсии непосредственно отражается на его мировоззрении, мироощущении, характере, а значит, и на художественном творчестве. Личностные изменения, наблюдаемые вне приступов и даже в периоды стойкой ремиссии, наблюдаются у большого числа таких больных, что позволяет говорить о эпилептическом характере. Этот вопрос еще не решен до конца. Некоторые специалисты считают изменения личности по эпилептическому типу более важными, чем сам судорожный припадок. Когда-то считалось вполне правомочным говорить о заболевании лишь на основании определенного психического статуса. Другие врачи относятся к этой идее скептически, указывая на отсутствие у большого числа пациентов черт, называемых эпилептоидными, а также на то, что практически любого человека можно наделить парочкой эпилептоидных черт.

Очевидно, что в приведенном перечне слишком много отдельных черт, чтобы они могли встречаться одинаково часто.

При этом в менее подходящей среде она способна сделать своего обладателя крайне уязвимым. Немецкий психиатр Карл Леонгард, впервые употребивший термин, писал:

Почему Достоевскому так хорошо удавались эти портреты? Все ли можно списать на болезнь писателя? Широкий спектр образов, которые мы наблюдаем в произведениях, невозможно втиснуть в эпилептические рамки. Так что самонаблюдением и точностью описания собственных переживаний художественный дар далеко не исчерпывается. Обратившись к некоторым особенностям биографии Федора Михайловича, мы увидим, что интересовали его душевные недуги не на шутку и вне связи с собственной болезнью.


С началом заболевания меняются и произведения писателя. Образ князя Мышкина является ярким примером порожденной болезнью личности. Князь заболел рано, и это сформировало его простодушие и наивность. В своих беседах и рассказах он совершенно не заботится о том, интересен ли его рассказ слушателю. Мышкин говорит много, обстоятельно и подробно.

В основе этого лежит тугоподвижность психических процессов в целом и неспособность отделить главное от второстепенного. До крайней степени это доходит при эпилептическом слабоумии, которое еще называют концентрическим. В этом случае круг интересов больного ограничен собственной персоной, главным образом собственным заболеванием, а также соблюдением всех возможных формальностей и правил, в частности субординации с готовностью к заискиванию и лести.

Впрочем, гений Достоевского проявил себя не благодаря, а вопреки болезни. Наложенный эпилепсией отпечаток на мировоззрение и характер просачивается в произведения. Все многообразие и противоречивость проявлений болезни препарировано и отшлифовано художественным талантом так, что образы вызывают интерес не только у эпилептологов и вообще психиатров, но и у обычных читателей, улавливающих во всей литературной композиции нечто особенное.

Автор. Связь между височными долями мозга и религиозным опытом решил исследовать профессор Рамачандран. Он сравнивал в своих экспериментах мозг здоровых людей и страдающих височной эпилепсией.

Автор. Эпилептикам показывали три группы слов: с сексуальным подтекстом, нейтральные и религиозные. Нейтральные слова вызывали слабую реакцию, но когда профессор начал показывать сексуальные и религиозные слова, он был потрясен результатом.

Автор. Ученые считают, что то, что происходит в мозгу эпилептиков – крайнее проявление того, что происходит в мозгу каждого из нас, т.е. височные доли мозга являются ключом к появлению у человека религиозного чувства. Исследования взаимосвязи веры и мозга дали начало новой ветви науки – нейротеологии. В ее рамках проводит эксперименты доктор Майкл Персингер из Канады. Он утверждает, что путем стимуляции височных долей мозга может вызвать религиозный опыт, нечто, похожее на откровение, почти у каждого человека. Он разработал прибор-шлем, который подвергает эти доли действию слабого электромагнитного поля. Перед началом экспериментов он отводил добровольца в тихую комнату и завязывал ему глаза. Доктор манипулировал магнитными полями, и испытуемый чувствовал нечто странное: ему казалось, что он в комнате не один.

Дон Хил. В камере на меня накатывал необъяснимый страх. Я не могу сказать, что действительно думал, что в комнате кто-то есть. Мой здравый смысл говорил, что этого не может быть. Но я не мог избавиться от ощущения, что рядом со мной есть кто-то или что-то, что прячется и смотрит на меня. Мне казалось, что за мной наблюдают, что-то приближается ко мне сзади. Но я знал, что там ничего нет, что я один в хорошо закрытой комнате.

Персингер. Это чувство стало основным переживанием в камере. Наш опыт говорит, что это чувство присутствия рядом чего-то большего, чем сам человек, можно вызвать путем стимулирования правого полушария мозга, особенно его височной доли.

Автор. Надо было убедиться, что чувство присутствия вызывает именно наличие магнитного поля. И доктор проводил эксперименты с наличием поля и без него. Испытуемым не говорили, в чем суть эксперимента, они знали только, что он имеет отношение к релаксации (расслаблению). Результаты оказались впечатляющими. При включенном поле чувство присутствия испытали 80% испытуемых. Но доктор не остановился на этом. Он предположил, что чувство присутствия могут вызывать также природные и бытовые магнитные поля. К нему обратилась женщина, озабоченная тем, что у дочери каждую ночь были видения, что приходят страшные демоны и духи. Доктор решил, что эти галлюцинации вызываются сильным магнитным полем, и надо найти его источник. Для этого есть специальное оборудование, включающее ящик из-под молочных бутылок с намотанной на него медной проволокой.

Персингер. Иногда возникают электромагнитные поля, которые накладываются на естественное поле мозга. У людей с восприимчивым мозгом это способно вызвать видения и мистический опыт, который можно назвать общением с Богом, а можно – спиритизмом. Мы обнаружили в комнате девочки радиочасы, она спала возле них. Оказалось, что они производят такое же магнитное поле, какое используем мы, когда вызываем ощущение присутствия. Часы убрали, и проблема у девочки исчезла.

Автор. В дни, когда наблюдаются северные сияния, поступает больше сообщений, что где-то видели привидения, и возрастает число припадков.

Автор. Мы решили подвергнуть теорию доктора Персингера особой проверке. Может ли он вызвать религиозное чувство у известнейшего в мире атеиста – профессора Ричарда Докинза?

Докинз. Я считаю, что борьба атеизма против религии – это битва добра со злом. В религии мне не нравится то, что она учит не спрашивать, а просто верить во всяческие тайны. Но мне всегда было интересно, каково это – получить мистический опыт, о котором говорят верующие. Я очень ждал эксперимента… А жена угрожала бросить меня, если я вдруг стану верующим.

Автор. Сеанс длился 40 минут. Стал ли профессор ближе к Богу?

Докинз. К сожалению, чувства присутствия я не испытал. Я чувствовал лишь то, что нахожусь в темноте со шлемом на голове, и был расслаблен. Иногда возникали ощущения, о которых я сразу же сообщал, но я не могу поклясться, что они не могут возникать у меня и сами по себе. Я разочарован.

Персингер. Нами составлена анкета для определения чувствительности височных долей мозга, начиная с людей, чьи доли совсем не чувствительны, до тех, чей мозг весьма чувствителен, и даже эпилептиков. У Докинза чувствительность гораздо ниже, чем у большинства людей. Вот почему эксперимент не удался. Не все люди могут иметь религиозный опыт и видения. Сейчас идет дискуссия о том, может ли у человека быть талант к религии. Кто-то может им обладать, а кто-то нет. Все люди разные.

Автор. Кроме неудачного опыта с Докинзом, доктор Персингер провел исследования с участием 1 тыс. добровольцев. И общий результат таков: существует явная связь между духовным опытом и височными долями мозга.

Епископ Сайкс. Если бы я знал, что мной манипулируют с целью вызвать у меня особые ощущения, мне пришлось бы признать, что они очень приятны, но к моей вере и религии имеют мало отношения.

Автор. Религиозный опыт очень сложен и не исчерпывается активностью определенных долей мозга. Работа доктора Персингера – это только начало. Многие ученые предполагают, что связь между мозгом и верой куда теснее. Доктор Эндрю Ньюберг разработал систему формирования образа мозга, которая позволяет понять, что творится с людьми во время получения мистического опыта через медитацию. В экспериментах участвовал буддист Майкл Бейн.

Ньюберг. Мы оставляем добровольца одного в тихой комнате, где он начинает медитировать. Наш контакт с ним ограничен тем, что при приближении к пику медитации он тянет за веревочку, находящуюся сбоку от него.

Автор. По этому сигналу в кровь Майкла вводят радиоактивное вещество. Оно попадает в мозг и позволяет получить изображение кровотока там всего через несколько секунд после сигнала. На этих картинках вы видите мозг Майкла. Зоны сильного кровотока окрашены красным, слабого – желтым. Видно, что височные доли задействованы в медитации. Но это не все. Когда медитация достигла пика, в теменные доли мозга стало попадать все меньше крови, они почти перестали работать. Это очень важно, ведь эти доли отвечают за чувство пространства и времени.

Ньюберг. Эта часть мозга собирает информацию от органов чувств и на ее базе создает представление о нас. Во время медитации люди часто теряют чувство самоидентичности, и это совпадает с тем, что мы видели: активность теменных долей падает.

Автор. Это чувство потери себя важно для всех религий. Во время медитиции буддиста или молитвы католика с их мозгом происходит одно и то же. Ньюберг и Персингер проделали огромную работу. Теперь мы знаем, что вера в Бога определяется физиологией мозга. И тут возникает вопрос: как у людей возникла вера? Этому можно дать простое эволюционное объяснение. По статистике верующие живут дольше и они здоровее, даже раковых и сердечных заболеваний у них меньше. Может ли быть, что вера возникла как механизм выживания?

Докинз. Мне кажется, спрашивать о значении религии для выживания неправильно. Вопрос в том, насколько полезен для выживания тип поведения, который обращается к вере в нужных обстоятельствах.

Автор. Если религия возникла как побочный продукт эволюции, то значит ли это, что от самого понятия Бога можно отказаться? Пожалуй, рано рассчитывать, что с помощью нейротеологии можно объяснить все, связанное с верой. Да, у нас есть данные о том, что вера заложена в строении мозга. Но это не означает, что понятие о Боге – результат биохимии.

Рамачандран. То, что в нашем мозгу есть нервные цепи, отвечающие за веру, не уменьшает значение веры как таковой. Возможно, Бог встроил нам в головы антенны, чтобы мы слышали и понимали его. То, что говорят ученые о мозговых центрах, влияющих на религиозные чувства, не отрицает существования Бога, ценностей мистического и религиозного опыта.

Епископ Сайкс. Было бы странно, если бы со временем ученые не обнаружили, что люди на уровне физиологии и биохимии предрасположены быть верующими. Не стоит бояться такого рода исследований. Наоборот, их надо всячески приветствовать.

Автор. Без сомнения, происхождение религии оказалось сложнее, чем мы думали. Но нейротеология показала, что нельзя считать веру результатом действия социальных условностей или откровения. Теперь мы знаем, что в мозгу есть структуры, помогающие нам верить в Бога. Вне зависимости от того, есть он или нет, люди будут продолжать верить в него.

Докинз. Религиозный импульс человека очень силен. Это немного огорчает меня. Похоже, религия – цепкая штука.

Ньюберг. Мозг устроен именно так, как он устроен. Религия и духовность буквально встроены в нас. Значит, концепции Бога и религии будут жить еще долго.

Дениз О'Лири, Марио Борегар

Научные битвы за душу. Новейшие знания о мозге и вера в Бога

Mario Beauregard and Denyse O’Leary.

THE SPIRITUAL BRAIN:

A NEUROSCIENTIST’S CASE FOR THE EXISTENCE OF THE SOUL

Я чрезвычайно признателен моим докторантам Джоанн Левек, Элизабет Перре-Линк и Винсенту Пакетту, чьи результаты визуализации мозга представлены в этой книге.

Кроме того, благодарю Совет Канады по естественным и инженерным исследованиям (NSERC), институт Метанексус и Фонд Джона Темплтона, без финансовой поддержки которых исследования с участием кармелиток не были бы проведены.

Наш литературный агент Сюзан Ареллано заслуживает благодарности за поразительную эффективность.

Мы, оба автора, хотим поблагодарить Эрика Брандта, нашего редактора в издательстве HarperOne, за его мудрые редакторские замечания, а также редактора по производству Лори Данн и выпускающего редактора Энн Мору за навыки, терпение и понимание. Мы благодарны также за работу Пьера-Александра Левека по обработке изображений человеческого мозга.

И наконец, хочу поблагодарить мою жену Джоанн и моих детей Одри и Марка-Антуана за любовь и понимание.

Спасибо моему отцу, Джону Патрику О’Лири, который на протяжении всей жизни интересовался основополагающими идеями цивилизации и активно поощрял меня заниматься этим и всеми подобными проектами, а также моей матери, Бланш О’Лири, которая никогда не жаловалась на то, как трудно жить с автором в процессе работы над книгой, и оказывала огромную, неоценимую помощь.

CAT (КАТ) – компьютерная аксиальная томография

CBT (КПП) – когнитивно-поведенческая психотерапия

CPR (СЛР) – сердечно-легочная реанимация

EDR – электрокожный ответ, реакция кожи на воздействие электричества

EEG (ЭЭГ) – электроэнцефалограмма

fMRI (фМРТ) – функциональная магнитно-резонансная томография

NDE (ОСО) – околосмертный опыт

NDEr (субъект ОСО) – субъект околосмертного опыта

OBE (ВТО) – внетелесный опыт

OCD (ОКР) – обсессивно-компульсивное расстройство личности

PET (ПЭТ) – позитронно-эмиссионная томография

PTН (ГНП) – гипотеза нервно-психического перехода

PNI (ПНИ) психонейроиммунология

QEEG (кЭЭГ) – количественная электроэнцефалография

RERU – Центр исследований религиозного опыта

RNG – генератор случайных чисел

RSME (РДМО) – религиозный, духовный и/или мистический опыт

SPECT (ОФЭКТ) – однофотонная эмиссионная компьютерная томография

STEP – исследование терапевтического эффекта ходатайственной молитвы

TCI – опросник темперамента и характера

TLE – височная эпилепсия

VMAT2 – везикулярный транспортер моноаминов-2

Когда мы с моим докторантом в Монреальском университете Винсентом Пакеттом приступили к изучению духовного опыта монахинь-кармелиток, мы знали, что наши мотивы скорее всего будут восприняты превратно.

Мы же с Винсентом подходили к своим исследованиям отнюдь не с материалистских позиций. Поскольку мы не материалисты, в принципе мы не сомневались, что умозрительное может соприкасаться с реальным за пределами самого себя во время мистического опыта. Собственно говоря, я и нейробиологией занялся отчасти потому, что на своем опыте убедился: подобное действительно случается. Нам с Винсентом просто хотелось выяснить, какими могут быть нейронные корреляты, то есть активность нейронов, во время подобного опыта. Ввиду безусловного господства материализма в современной нейробиологии, мы считаем, что нам повезло: монахини поверили в нашу искренность и согласились помочь нам, а Фонд Темплтона счел наши исследования достаточно ценными, чтобы финансировать их.

Бог – фантазия верующих, иллюзия мозга? Мистический опыт – плод самовнушения, психическая патология? Разум – банальный биохимический процесс? Поиск смысла жизни – примитивный механизм адаптации? Душа – всего лишь удачный поэтический образ? Действительно ли нет научных доказательств нематериального происхождения всего, что движет нас к возвышенному пониманию вселенной и себя в ней?

Эта книга – впечатляющий научно обоснованный ответ на самые известные исследования человеческой духовности, религиозности и мистицизма, отводящие Богу единственное место для существования – человеческий мозг и описывающие веру как адаптивный эволюционный механизм, позволяющий приспособиться к среде, чтобы выжить.

Книга: Научные битвы за душу. Новейшие знания о мозге и вера в Бога

Религиозные деятели и височная эпилепсия

Религиозные деятели и височная эпилепсия

Что можно сказать конкретно о религиозных деятелях? Есть ли вероятность, что большинство религиозных видений являются результатом височной эпилепсии? В современной литературе ученые часто высказывают предположение, что многие известные религиозные деятели страдали эпилепсией. К примеру, Сейвер и Рабин предположили, что ВЭ была у апостола Павла, Жанны д’Арк, Терезы Авильской и Терезы из Лизье[192]. О чем говорят свидетельства?

Апостол Павел (? – 65 год н. э.). Помимо упоминаний в Новом Завете, исторических сведений о жизни Павла (также носившего имя Савл[193]), основателя некоторых ранних христианских церквей, почти не сохранилось. Еврей и вместе с тем римский гражданин, Павел был учеником известного раввина Гамалиила (Деян 22:3). Но в отличие от своего наставника, Павел был склонен к фанатизму и активно преследовал раннюю христианскую секту. Как раз этим он и был занят в момент своего видения по дороге в Дамаск:

Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь… встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя[194].

Остаток жизни Павел посвятил основанию церквей и управлению ими. Его видение получило ряд материалистских обьяснений[195]. Согласно одному из них тепловой удар, усугубленный чувством вины, вызванной активной (и в целом добровольно взятой на себя) миссией гонения, сделали Павла чрезвычайно легко поддающимся внушению.

Жанна д’Арк (1412–1431). Жанна родилась незадолго до окончания Столетней войны Франции и Англии – войны, опустошавшей Францию. Набожная деревенская девушка, в тринадцать лет Жанна начала слышать голоса и считала их голосами святых и ангелов. Эти голоса убеждали ее положить конец осаде англичанами Орлеана и доставить дофина (наследного принца) в Реймс, традиционное место коронации французских королей, чтобы он стал правителем страны. Этот шаг содействовал бы объединению народа Франции вокруг жизнеспособного правительства. Поразительно, что к семнадцати годам Жанна достигла этих целей. Но позднее она была взята в плен и продана англичанам, которые осудили ее и сожгли у столба за ересь. Как и Павел, посмертно Жанна была наделена множеством диагнозов, относящихся к ее видениям, – в том числе шизофренией, биполярным расстройством, туберкулезом, и, конечно, ВЭ. Само по себе такое разнообразие диагнозов вызывает подозрение.

О жизни Жанны сохранилось значительно больше свидетельств, чем о жизни Павла, – хотя бы потому, что ее тюремщики стремились представить этот педантично задокументированный судебный процесс как средство дискредитации Жанны в глазах французского народа. Выяснилось, что сложные и яркие видения Жанны зачастую продолжались часами, следовательно, об эпилепсии речь не идет. Хьюз отмечает:

Рассматривались также эпилептические явления как возможное объяснение голосов и видений Жанны д’Арк, однако слуховые и зрительные галлюцинации при эпилепсии встречаются крайне редко. Эпилептические явления почти всегда непродолжительны и примитивны, как вспышки света; а логичные видения, которые она описывала, продолжались часами, а не считанные минуты. Таким образом, чрезвычайно набожная и религиозная Жанна д’Арк скорее всего имела дело с религиозными откровениями, а не с эпилептическими явлениями[201].

Кроме того, тяжелая ВЭ, сопровождающаяся ежедневными припадками, обычно со временем прогрессирует[202], а Жанна не выказывала никаких признаков психических нарушений во время на редкость трудных военных походов, находясь в окружении множества внимательных (и зачастую враждебных) глаз. Кроме того, военные и политические советы, которые она приписывала своим голосам, обычно были здравыми, что противоречит объяснениям, ограниченным нарушением или болезнью.

Голоса Жанны можно истолковать с материалистских позиций. Возможно, была талантливым полководцем в условиях культуры, отказывающейся признавать подобные способности у крестьянской девушки. Однако эта же культура предлагает ролевую модель непорочной девы, испытывающей видения и высказывающей пророчества. В этом случае Жанна могла воспринимать свои идеи как видения и высказывать их как пророчества. По понятным причинам католики отвергают объяснения подобного рода. Но по крайней мере в этом случае удается избежать проблемы, присущей большинству материалистских объяснений – склонности приписывать поразительные достижения Жанны болезни, тогда как содержание ее откровений ни в коем случае не было бредовым. Тем не менее нейробиология не в состоянии решать подобные задачи, особенно относящиеся к прошлому. Но мы можем сказать, что нет свидетельств того, что Жанна действительно страдала каким-либо заболеванием мозга.

Тереза Авильская (1515–1582) и Тереза из Лизье (1873–1897). Жизнь обеих Терез подробно задокументирована ими самими в автобиографических рукописях, а также другими людьми. Обе женщины страдали многочисленными недугами, Тереза из Лизье умерла молодой от туберкулеза, тем не менее то, что кто-либо из них болел височной эпилепсией, ничем не подтверждается.

В целом в литературе высказывается мнение, что связь между ВЭ и РДМО выглядит не очень убедительно по целому ряду причин:

Подробно задокументированная интеллектуальная[203] или экстатическая аура[204] встречается крайне редко. Более того, по нейробиологическим причинам эпилептическая аура почти всегда неприятна[205], наиболее типичная эмоция для нее – страх[206].

РДМО сравнительно распространен среди населения и не требует медицинского объяснения. Как отмечают сами Сейвер и Рабин, религиозно-мистический опыт распространен и у детей, и у взрослых во всевозможные исторические эпохи и в условиях разных культур. В ходе общенациональных опросов в США, Великобритании и Австралии 20–49 % респондентов сообщили о том, что лично у них были эпизоды РДМО, и эта цифра превышает 60 % во время проведения всесторонних бесед с произвольно выбранными респондентами[213]. С учетом этих обстоятельств нет причин обращаться к редким или спорным синдромам, чтобы объяснить подобный опыт или отчасти пролить на него свет.

Безусловно, можно с уверенностью утверждать, что (1) большинство людей, имеющих РДМО, не являются эпилептиками, и (2) лишь немногие эпилептики сообщают о РДМО во время припадков. Если бы эпилепсия действительно порождала РДМО, он наблюдался бы у всех или у большинства пациентов с эпилепсией. Ясно, что эпилепсия попросту не играет ту роль, которую предположили для нее Сейвер и Рабин.

Развитие в височной доле мозга эпилептического поражения приводит к прогрессированию определенной формы эпилепсии. В медицине она известна как височная и подразделяется на несколько видов. Данная патология является наиболее распространенной. Встречается около 35% пациентов, страдающих этим недугом, а в случаях с симптоматическими парциальными эпилепсиями этот показатель достигает 60%. Но даже если клиническая картина болезни имеет схожие с височной эпилепсией черты, это необязательно свидетельствует о наличии очага поражения в этом участке. Он может иррадиировать из другой зоны головного мозга.


Что такое височная эпилепсия

Для височной формы эпилепсии характерны неспровоцированные приступы разной степени тяжести. Это не единичные, а периодически повторяющиеся судорожные припадки, локализированные в латеральной височной или в медиальной доле мозга. Относится к ряду симптоматических эпилептических патологий. В зависимости от типа приступа процесс возбуждения может быть локализационно обусловленным, а также распространятся на обе височные зоны.

В зависимости от места расположения очага эпилептического поражения в пределах височного участка различают следующие формы этого недуга:

  1. Амигдалярная эпилепсия. Развивается независимо от возраста человека. Наблюдается преимущественно у лиц младенческого или школьного возраста. Данной височной эпилепсии свойственны тяжелые психомоторные проявления, сопровождающиеся расстройством сознания. У больного при этом двигательная активность сохранена, но автоматизирована.
  2. Гиппокампальная. Составляет около 65% всех случаев симптоматической височной эпилепсии. Первое проявление болезни приходится на школьный возраст пациента. У большинства больных перед первым приступом наблюдаются атипичные фебрильные судороги.
  3. Латеральная. Из всех форм височной эпилепсии именно эта встречается наиболее редко. Возраст пациента, как правило, не играет существенной роли в развитии заболевания. Для данной формы характерны фокальные сенсорные приступы с ярко выраженными проявлениями: визуальные и звуковые искажения, головокружения в сочетании с вегетативными симптомами, потеря сознания.
  4. Оперкулярная (инсулярная). Форма лобно-височной эпилепсии, при которой очаг поражения развивается в оперкулярной зоне головного мозга. Клиническая картина судорожных приступов представлена обильным слюнотечением, клоническими судорогами в мышцах лица, шеи и гортани, ощущением покалывания в горле и половине лица.

Так как данная форма эпилепсии имеет очаговое начало (в височной доле), она относится к ряду фокальных патологий. На данный момент это понятие применимо по отношению к характеру припадков, а не к форме самого заболевания. Наиболее актуальным является разделение эпилепсии височной доли на:

  1. Симптоматическую. Наиболее распространенная и часто встречаемая форма симптоматической болезни — медиальный, или мезиальный, височный склероз. Также в медицине встречается такое понятие, как структурная височная эпилепсия, под которым подразумевается морфологическая характеристика патологического состояния.
  2. Идиопатическую. При данной форме структурные изменения в тканях головного мозга отсутствуют. Развивается под влиянием генетических факторов.
  3. Криптогенную. Одна из наиболее опасных форм височной эпилепсии. Болезнь имеет склонность к прогрессированию. Ей характерны сложные приступы, сопровождающиеся болями в сердце и животе. Люди с криптогенной височной эпилепсией могут впадать в состояние паники, у них наблюдаются обонятельные и зрительные нарушения. Из-за чувства страха пациенты могут совершать необоснованные действия.

Необходимо отметить, что та или иная форма височной эпилепсии в чистом виде встречается редко.


Врач-невролог, кандидат медицинских наук

Врачи связывают сложность диагностики эпилепсии с разнообразием клинических форм данного заболевания. В настоящее время не установлены точные причины развития судорожных припадков. Височная эпилепсия часто носит симптоматический характер. Согласно статистическим данным, патология может возникнуть у людей любого возраста, самый ранний дебют припадков зарегистрирован в 6 месяцев. Височная эпилепсия требует своевременной постановки диагноза и корректного лечения.

Врачи Юсуповской больницы проводят диагностику данной формы болезни при помощи современного медицинского оборудования. Европейские установки МРТ, КТ и ЭЭГ позволяют быстро определить локализацию патологического очага. Опытные неврологи и эпилептологи разрабатывают индивидуальную программу лечения на основании результатов диагностики. Для терапии назначаются новые препараты, отвечающие мировым стандартам по лечению височной эпилепсии. Оперативное вмешательство производится исключительно по показаниям. Добиться стойкой ремиссии удается в 60-70% случаев. Каждому пациенту Юсуповской больницы предоставляются персональные профилактические рекомендации, с помощью которых минимизируется риск рецидива височной эпилепсии.

Причины височной эпилепсии

Возникновение височной эпилепсии может быть спровоцировано рядом различных факторов. Их можно разделить на две группы:

  1. Перинатальные. К ним относятся те, которые воздействуют на плод на стадии его внутриутробного развития. В их число также входят родовые факторы воздействия. Толчком к развитию височной эпилепсии может быть полученная в процессе родов травма, кислородное голодание плода, различные внутриутробные инфекции, такие как корь, краснуха, сифилис и другие, а также асфиксия младенца в момент рождения.
  2. Постнатальные. Под этими механизмами развития подразумевается возникновение эпилептической активности вследствие тяжелой черепно-мозговой травмы и инфекций, поражающих центральную нервную систему. К данной группе факторов также относятся геморрагический и ишемический инсульт. Также прогрессированию заболевания способствуют такие поражения мозга, как опухоли больших размеров, гематома, аневризма мозговых сосудов, склероз и абсцесс.

Более чем в половине случаев заболевание развивается по причине медиального височного склероза. Этот недуг может как вызывать эпилепсию, так и быть следствием длительных судорожных припадков. Его суть заключается в разрушительном процессе, при котором происходит отмирание нейронов, что приводит к рубцеванию глубокого участка височной зоны. Клиническая картина патологии разнообразна, но наиболее характерным признаком являются фебрильные судороги. В медицине они считаются одними из наиболее опасных механизмов развития височной эпилепсии. Фебрильные судороги — это тонико-клонические или тонические подрагивания в конечностях, возникающие в виде припадков при температуре тела 37,8-38,5. Наиболее часто наблюдаются у детей различных возрастных групп.

Также отмечается прямая связь между степенью тяжести заболевания и недостатком рилина — белка, который регулирует позиционирование нейронов. Именно судороги с долгой продолжительностью провоцируют его потерю.

Первые признаки височной эпилепсии

В зависимости от того, в каком возрасте развивается височная эпилепсия, ее признаки могут быть самими разнообразными. Симптомы у взрослых отличаются от проявлений заболевания у детей. У новорожденных эпилептические признаки трудно отличить от обычной двигательной активности. Как уже было упомянуто выше, заболеванию часто предшествуют атипичные приступы фебрильных судорог. Как правило, они начинаются у детей в период с 6 месяцев до 6 лет. С момента первого припадка и на протяжении 2-5 лет у больного наблюдается самопроизвольная ремиссия. По достижении 6-ти или 8-летнего возраста наступают психомоторные приступы, характерные для темпоральной эпилепсии.

Симптомы височной эпилепсии

Характерным свойством множественной клинической симптоматики височной эпилепсии у взрослых является полиморфность недуга. К основным проявлениям болезни относятся приступы. Они бывают различных видов, и каждому из них присущи свои характеристики. Больные височной эпилепсией могут испытывать как один из видов припадков, так и их совокупность. К эпилептическим приступам относятся:

  • простые парциальные припадки (ПП);
  • сложные парциальные судорожные приступы (СП);
  • вторично-генерализованные эпиприступы.

Приблизительно 75% больных перед наступлением судорожного приступа ощущают так называемую ауру. Это состояние представлено совокупностью обонятельных ощущений, зрительных и слуховых нарушений, а также психоэмоциональных чувств. Аура также рассматривается в качестве самостоятельного приступа и служит признаком прогрессирующей височной эпилепсии. Характер ауры имеет большое значение в выявлении более точного расположения эпилептической патологии в височной доле мозга. Наличие ауры является своего рода предостерегающим знаком — человек полностью осознает ее и может принять меры по минимизации приступа и его последствий. Такого рода приступы можно разделить на:

  1. Моторные. Глаза и голова больного височной эпилепсией самопроизвольно поворачиваются в ту сторону, в которой расположен очаг.
  2. Сенсорные. Симптомом таких приступов является ощущение необычных запахов, которые никто, кроме человека с эпилепсией, не чувствует. Кроме того, наблюдается изменение вкуса еды, или пациент жалуется на непривычный привкус в ротовой полости. Также больной чувствует головокружение, которое очень часто сочетается со звуковыми и визуальными галлюцинациями.
  3. Вегетативно-висцеральные. В этих случаях больной эпилепсией ощущает сдавливание и распирание в грудной клетке. Также наблюдаются приступы удушья, многие пациенты не могут избавиться от чувства комка в горле. Припадки сопровождаются болями в животе и в области сердца. Нередко появляется ощущение, словно все вокруг является иллюзией, от чего больного сковывает панический страх
  4. Простые эпиприступы, приводящие к нарушениям психики. Возникают в виде искажения восприятия пациентом реальности и самого себя. Свидетельствуют о медиобазальном эпилептическо-патогенном процессе в височной доле. Характеризуются ощущением дежавю, а также чувством, что ход времени замедлился или ускорился. Кроме того, во время судорожного припадка человек не может ориентироваться в пространстве и ощущает себя так, словно его тело и мысли ему не принадлежат.
  5. Адверсивные и речевые (фонаторные). Пациент произносит и повторяет отдельные слова и фразы. Иногда они бывают осмысленными, а порой звучат бессвязно, и понять их очень сложно. Также возможна временная утрата речи.

В зависимости от симптоматики сложные парциальные припадки при фокальной височной эпилепсии разделены на 4 группы:

  1. Начинаются с ауры и сопровождаются расстройством сознания.
  2. Те же признаки, что и у первой группы, с добавлением автоматизмов.
  3. Приступы с потерей сознания.
  4. Аура отсутствует, но пациент теряет сознание, при этом присутствуют автоматизмы.

Еще одним характерным симптомом височной эпилепсии является застывание лица по типу маски. Это также свидетельствует о сложном парциальном приступе. Глаза пациента широко раскрыты, взгляд неподвижен и направлен в одну точку.

При прогрессировании височной эпилепсии ее симптомы становятся более ярко выраженными и тяжелыми. Развиваются вторично-генерализированные приступы, сопровождающиеся потерей сознания и клонико-тоническими судорогами во всех группах мышц.

Если височную эпилепсию вовремя не подвергнуть лечению, у больного могут возникнуть психические эмоционально-личностные и интеллектуально-мнестические нарушения. Они проявляются в виде:

  • медлительности;
  • заторможенности мышления;
  • забывчивости;
  • эмоциональной неустойчивости;
  • агрессивности и конфликтности.

Пациенты начинают проявлять склонность к детализации, становятся чересчур обстоятельными, не могут отличить существенное от неважного. В то же время испытывают трудности к обобщению, так как зацикленность на деталях мешает им сконцентрироваться и отвлекает от последовательного изложения. Поскольку интеллектуальные способности снижены, речь больного теряет смысл.

Разнообразные нейроэндокринные заболевания у взрослых с височной эпилепсией также свидетельствуют о прогрессировании недуга. В зависимости от пола они могут отличаться. У женщин наблюдается нарушение менструального цикла и снижение фертильности. На фоне височной эпилепсии также может возникнуть поликистоз яичников. Мужчины же страдают снижением либидо и нарушением эякуляции.

Диагностика височной эпилепсии

Успех лечения височной эпилепсии во многом зависит от своевременной постановки диагноза. При появлении признаков заболевания следует обратиться к специалисту — неврологу-эпилептологу. Наилучшим вариантом будет визит к врачу с близким человеком, который может дать более точное описание приступов, наблюдающимся у больного височной эпилепсией. После консультации врач назначает ряд анализов и процедур, необходимых для дальнейшей диагностики.

Часто височная эпилепсия у взрослых никак не проявляется. Соответствующие неврологические признаки возникают, только если эпилептический очаг в височной доле был спровоцирован мозговой гематомой, опухолью, инсультом или травмой. Для детей характерны микроочаговые симптомы в виде повышенной активности сухожильных рефлексов и легких нарушений координации. При длительном течении височной эпилепсии без лечения начинают проявляться и личностные расстройства.

Даже при наличии патологического очага его довольно трудно зафиксировать на электроэнцефалограмме. Для выявления эпилептической активности часто прибегают к полисомнографии — пациенту делают ЭЭГ, когда тот спит.

Наиболее точным методом функциональной диагностики височной эпилепсии является МРТ головного мозга. В результате обследования может быть зафиксировано точное расположение очага. Нередко в ходе МРТ выявляют медиальный височный склероз. Благодаря данному методу возможно диагностирование и многих других повреждений височной доли:

  • опухоли;
  • кортикальные дисплазии;
  • кисты;
  • мальформации сосудов;
  • атрофические нарушения височной зоны.

Для обнаружения дисбаланса обмена веществ в височной доле при эпилепсии проводят ПЭТ головного мозга.

Лечение височной эпилепсии

Лечебные меры, применимые в случае височной эпилепсии, преимущественно направлены на снижение частоты приступов. Назначая медикаментозные препараты, врачи ставят перед собой приоритетную задачу по достижению длительной ремиссии заболевания.

Для того чтобы определиться с наиболее эффективным противосудорожным препаратом, первоначально необходимо провести монотерапию.

Но запущенная височная эпилепсия редко поддается лечению монотерапией. В таком случае необходимо перейти к политерапии с сочетанием различных препаратов. В качестве дополнительных лекарств врачи также могут назначить половые гормоны, так как у женщин заболевание обостряется в дни менструации.

Кроме базовых медикаментозных средств, используются также барбитураты и бензодиазепины.

Еще одним методом лечения эпилепсии является нейрохирургическое вмешательство. Удаление очага поражения с височной доли может благоприятно сказаться на дальнейшем течении болезни. Показания к хирургическому вмешательству:

  • обнаружение очага с точной локализацией;
  • высокая чистота тяжелых приступов;
  • эпиприпадки абсолютно не поддаются медикаментозному лечению.

При наличии выраженных интеллектуальных и психоэмоциональных расстройств проводить операцию не рекомендуется.

Еще одним важным заданием терапии является помочь больным эпилепсией с социальной адаптацией. Лечение включает различного рода психологические консультации. Специалисты, друзья и родные пациента должны направить все силы на то, чтобы улучшить качество жизни больного височной эпилепсией. Даже при четком соблюдении дозировки и режима приема лекарственных препаратов существует вероятность того, что приступы будут повторяться. Поэтому условия, в которых проживает и работает больной, должны быть максимально безопасными.

Прогноз височной эпилепсии

Дальнейшее развитие височной эпилепсии зависит от причин появления эпилептического очага, а также тяжести поражения мозга. В большинстве случаев прогноз достаточно серьезен, так как приступы имеют тенденцию переходить из сложных парциальных в простые и наоборот. Если височная эпилепсия была спровоцирована внешним фактором и сопровождалась частыми припадками, приведшим к психическим расстройствам, то для такого заболевания характерен негативный прогноз. Очень высока вероятность того, что симптоматика будет только нарастать и приступы станут еще более выраженными.

Медикаментозная терапия позволяет сократить частоту эпилептических припадков, но полной их ремиссии удается добиться лишь в 30-35% случаях. У большинства взрослых пациентов приступы не прекращаются никогда, что приводит к сложной адаптации больных в социуме.

Хирургическое лечение также не дает никаких гарантий. Кроме того, операция представляет угрозу для пациентов со сложными приступами. Опасность заключается в появлении таких осложнений, как:

  • обратимая и необратимая потеря речи;
  • частичная или полная слепота;
  • ухудшение памяти;
  • искажения тактильного, визуального и слухового восприятия;
  • изменение характера и психоэмоционального состояния.

Но вышеприведенные опасения связаны с тяжелыми случаями височной эпилепсии. Многим пациентам, которым была назначена операция, врачи дают обнадеживающий прогноз. Полное прекращение приступов после хирургического лечения наблюдается у 30-50% пациентов, а у 60-70% больных отмечается значительное сокращение частоты их появлений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.