Задержка развития у детей с эпилепсией что делать


В России с каждым годом растет количество детей с эпилепсией, аутизмом, задержкой речевого развития и другими мозговыми дисфункциями. Специалисты связывают это с ухудшением экологической обстановки, влиянием гаджетов, изменением вирусо-бактериальной среды, а также — с прогрессом в диагностике заболеваний. Еще лет 10 назад не было столь современных методов исследования, и зачастую болезнь принимали за особенности характера ребенка.

— Наша задача — оказать комплексную помощь детям, отследить их развитие от рождения и до 18 лет. В числе наших пациентов есть и здоровые дети, у которых в определенные периоды развития могут возникать состояния, требующие дифференцированного диагноза с рядом патологических состояний нервной системы, и дети с такими заболеваниями, как эпилепсия, аутизм, туберозный склероз.

Это достаточно сложные заболевания. Только эпилепсия имеет более 70 форм, в том числе злокачественные и доброкачественные.

В нашем центре мы решили собрать все те службы, которые могут ответить на максимум вопросов, возникающих у семьи: что за заболевание у ребенка, как с ним жить, какой прогноз. Наша задача — назначить терапию и сопровождать семью в течение всего периода реабилитации. Но для начала — обследовать ребенка по методикам международного и европейского уровня.


— То есть вы взаимодействуете со специалистами из других стран?

— Да, наши врачи регулярно проходят обучение у зарубежных специалистов. В сложных ситуациях мы всегда можем обратиться к коллегам из Европы. При необходимости мы организуем консилиумы с участием наших и зарубежных коллег при помощи телевидеоконференций.

— Вы сказали, что задача центра — оказать комплексную помощь детям. Какие еще специалисты работают вместе с неврологом?

— Татьяна Рафаиловна, на какие поведенческие признаки должны обращать внимание родители, чтобы понять, что их ребенку нужна помощь невролога?

— В первый год жизни ребенка показывают доктору в месяц, три, шесть, девять и в год, и тогда специалист даже при отсутствии жалоб родителей может понять, есть у ребенка какая-то патология или нет.

Во всех возрастных периодах нужно обращать внимание на любые отклонения в поведении и состоянии ребенка, например, такие, как повторяющиеся движения, нарушение сна. Можно даже снять на видео эти симптомы и показать запись врачу, уже по ней специалист может сказать многое. В нашей клинике любое электроэнцефалогическое исследование мы сопровождаем видеосъемкой, которая во многом объясняет нам ту или иную симптоматику, облегчая тем самым диагностику и определение тактики терапии.

— А неуспеваемость в школе, девиантное поведение в подростковом возрасте является поводом обратиться к неврологу?

— Конечно. К нам обращаются родители, когда понимают, что их воспитательные меры бессильны, и мы начинаем разбираться в ситуации. Нужно определить: либо подростку необходимо медикаментозное вмешательство, если у него, например, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, либо имеют место психологические проблемы, которые можно решить другим путем.

Например, ребенок не может удержать внимание, его одергивают на уроках. В таких случаях нужно выстраивать по-другому режим дня, иначе распределять нагрузку. Бывает, что школьник посещает массу секций и кружков и его мозг просто перегружен. Или же он гуманитарий, а родители отдали его углубленно изучать математику. В данных ситуациях в переходном возрасте особенно остро ребенок выражает протест, начинает отторгать учебу, возникают проблемы поведенческого характера. Тут мы подключаем к терапии и родителей. Бывает, что все проблемы можно решить, просто переведя ребенка в другую школу или отказавшись от каких-то кружков.

Однако бывает, что ребенок не усваивает информацию в школе, не может контролировать внимание из-за незрелости определенных структур головного мозга. В таких случаях необходима коррекция. В нашем центре есть как медикаментозные, так и немедикаментозные ее методики.

— То есть можно обойтись без лекарств?

Интересна и методика биологической обратной связи (БОС). С ее помощью ребенок учится контролировать ряд биологических параметров — частоту дыхания, сердечных сокращений, а тем самым — свои эмоции, уменьшается чувство тревоги, повышенной двигательной активности. Происходит это примерно так: ребенок видит на экране компьютера картинку, фильм или мульфильм (все зависит от возраста нашего пациента и его интересов), если в какой-то момент он начинает волноваться или активно двигаться — учащается пульс, дыхание, появляется сокращение мышц, изображение на экране искажается. Чтобы продолжить нормальный просмотр, ребенок пытается справиться со своим состоянием, нормализовать дыхание, успокоиться, и таким образом учится справляться со своим организмом. Это хорошая методика при тревогах, страхах, стрессах, головной боли, заикании и так далее.

— Я слышала, что некоторые заболевания, в том числе и эпилепсию, можно вылечить при помощи диеты. Практикуете ли такое вы?

— Действительно, в Европе уже давно известна кетогенная диета, и мы ее тоже используем. Зачастую она позволяет заменить противосудорожную терапию. Прежде чем ее назначить, мы общаемся с родителями ребенка, выясняем, как он кушает: через зонд, его кормят с ложечки или он делает это самостоятельно, какие продукты любит, сколько ест. После этого диетологи разрабатывают диету, выверяя все до десятых долей граммов. При соблюдении этой диеты, например, ребенка можно избавить от эпилептических приступов. Суть ее в преобладающем количестве жиров над углеводами и белками, в результате чего в организм поступает преимущественно не глюкоза, которой питается головной мозг, а жиры, которые распадаются на кетоновые тела. Эти кетоновые тела и обладают противосудорожным действием, кроме того, улучшаются и когнитивные процессы. С помощью этой диеты в ряде случаев возможно полностью избавиться от болезни. Контролирует правильность соблюдения диеты и ее результат — гастроэнтеролог, диетолог и эпилептолог.

Таким образом, методик лечения сейчас довольно много, и наши специалисты, действуя совместно, могут подобрать каждому ребенку ту, которая подходит именно для него.

У ребенка задержка развития - как помочь

Отсутствие речи, реакции на обращению речь у ребенка в 5 лет Истории родителей детей с эпилепсией, умственной отсталостью, нарушенияем психического развития, нарушением интеллекта и психиатрическими заболеваниями, другими органичиескими заболеваниями головного мозга. Истории детей с эпилепсией, ЗПР, и другими нарушениями ГМ Форум родителей детей с ВПР мозга, с УО и эпилепсией


Речь идет не про меня а про мою сестру. У нее сын (мой племянник) не развивается. Мальчик родился здоровый, роды были нормальные, беременность тоже. До двух лет развивался хорошо, рано начал ползать, сидеть, в год уже бегал. В 2 года надо было пройти комиссию у врача, а он не говорил, врач сказал ждать и типо мальчики начинают позже говорить. Так вот мы тогда еще всей семьей успокаивали типо не страшно, начнет говорить. Но речь так и не пришла. В 2,5 проверили слух так как речи до сих пор не было, все ок. Комиссию в 3 года у врача тоже не прошли так как не говорил, с этого момента врач начал бить тревогу и посылать по разным клиникам. Там говорят все нормально надо ждать. После 3 лет стало появляться пару слов типо пока, мама (по словам сестры), но он как бы забывал эти слова через какое то время и в 4 года даже эти слова пропали. И к четырем годам бессмысленные сочетание звуков, плавно переросло в мычание типо ааа, ууу. Но не что бы что то сказать или попросить а просто так без обращения. Сейчас мальчику 5 лет, речи до сих пор нет, только мычание и непонятные звуки звучащие как речь минионов, но без обращения к кому либо а просто так во время кружения по кругу или например просмотра мультфильма. На обращение не реагирует, на детей не реагирует, гиперактивный, во время прогулки убигает, не слушается. Ходит с 4х лет в коррекционноный сад но развитие не продвигается. Занимаются уже год с логопедом 2 раза в неделю, а прогресса нет а как будто развитие идёт назад. Если год назад он на вопрос "Хочешь . " хотя бы мог кивнуть или помахать головой, то сейчас он даже на тебя если что то спросишь не посмотрит а просто пойдет дальше.

Мне жалко сестру, не знаю что делать. Я чуть сама на заплакала когда сестра у моего сына (ему на тот момент было почти 2) во время игры спрашивала уже какие части тела и он все показывал, потом спросила у моего племянника где глаза, показала что это глаза а он на третий раз и не смог показать где глаза, она расплакалась, почему мой ребенок в 2 года говорит фразами, знает где у него какие части тела а у сестры не может в 5 лет глаза показать. По словам нашей мамы она плачет каждый день не знает что делать, врачи говорят ждать. Ходят на разные терапии но прогресса нет, скорее развитие идёт назад. Хотя у меня такое ощущение что она боится окончательного диагноза, ходить в клинику раз в пол года а они только предполагают разные болезни а диагноз так и поставить не могут. Не знаю как помочь. Предлагала сходить вместе в частную клинику, но сестра боится что ему там поставят диагноз и ей придется всю жизнь за ним ухаживать (ее слова). Не знаю как мне реагировать когда она видит что мой ребенок в 2 года что то умеет а ее нет и у нее слезы на глазах наварачиваются, что мне говорить? Я не знаю как себя в такой ситуации вести. Не лесть не в свое дело? Какое будущее у таких детей возможно что после 5 ти лет речь еще придет? Или он пожизненно будет зависит от людей?

Родился нормальный доношеный, ничем не болел до года. Физически хорошо развит, крепкий. По внешности нормальный ребенок и не скажешь что у него такие проблемы. А вот поведение просто не адекватное, людей как будто не замечает.

У мамы уже разные версии из за чего могло такое произойти. Думает может врачи что то скрыли при родах? Даже к бабке его водила. Тоже плачет вместе с сестрой а я то сказать не чего не могу. Не знаю что делать.

Инвалидности нет. Сестре в 4 года предлагали инвалидность сделать, но они еще ждут "скачок развития" и надеется на нормальную школу. Не хотят на ребенке клеймо ставить. Хотят его на год позже в школу отдать в 7 лет (мы живем за границей вообще у нас в 6 идут в школу, но сестре разрешили на год позже отдать). Мозговую активность проверяли (Я так понимаю это она и имела ввиду ЕЕГ) там все в норме. МРТ не делали, ей врачи предлагали но так как мальчик не сможет спокойно лежать сказали что только под наркозом, а сестра не хочет боится. Кровь на генетику сдавали недавно (месяца 2 назад), но сестра еще об этом ничего не говорила либо результаты еще не пришли или там тоже все ок. Если что она бы мне сказала. А вообще еще возможен скачок развития или уже поздно? Какие из таких деток получаются взрослые? Способные на самостоятельную жизнь? Возможно ли нормальная школа?

Сестре врачи говорят ждать. Боюсь что они просто ждут определенного возраста что бы поставить диагноз Умственная отсталость. Чего очень боится сестра. Может быть так?

Пусть сестра не переживает за диагноз и лучше ей знать его. Если есть финансовые возможности, то развивать ребёнка и не отчаиваться. Очень тяжело сознавать, что ребёнок отличается от других. Я в свое время очень переживала из-за этого. Сил и терпения сестре!

ДиМама, конечно, очень больно читать, что ребенок тяжелый. Ведь так хочется, чтобы все детки были здоровыми или была надежда на хотя бы компенсацию.
А ваш племянник проходил лечение, назначенное неврологом-типа курсов ноотропных и сосудистых препаратов? Была хоть какая-то положительная динамика?
Я бы все же рекомендовала сделать МРТ г. м-у ребенка еще и моторная неловкость, которая может говорить об органическом повреждении во время родов или в/утробно.
Сейчас делают МРТ таким маленьким детям даже не под наркозом, а под медикаментозным сном(севоран). Он гораздо безопаснее наркоза. Сейчас многие современные детские клиники оснащены этим оборудованием.
Нужна грамотная консультация генетика-нужно исключать не только хромосомные заболевания, но и обменные нарушения, митохондиальные болезни. На все эти анализы дает направление генетик.
Вообщем, вашей сестре надо прекращать "прятать голову в песок"-а надо искать причину такого состояния ребенка. И еще, что можно сделать в этом возрасте-надо пытаться сделать. Ведь чем взрослее мальчик будет, тем это будет сложнее. (((((
Ну, и грамотная консультация психоневролога-для исключения психиатрической патологии-АУТИЗМ или др. патологии.

Сейчас просматривают эту тему:

а также: 1 гость, 0 скрытых пользователей.

Эпиграфом к своему посту я поставлю слова далай-ламы: "Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Споткнись о каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь, как правильно жить."


Есть у меня подруга давняя, а у неё сестра. Вот о ней и речь пойдёт.
Какое-то время назад я просила подсказок о квартире для сестры из-за сложного семейного положения. В прошлом году она всё-таки развелась, муж её прекратил избивать, так что с этим устаканилось. Проблема сейчас в другом.

Младший из трёх её сыновей (сейчас ему 17 лет) болен с детства, основные имеющиеся диагнозы это задержка речевого развития, аутизм, эпилепсия плюс несколько сопутствующих (в их числе задержка гормонального и полового развития). Эпилептический припадок впервые случился четыре года назад, были на консультации невролога в Мурманске, он состоит на учёте, установили инвалидность.

Сын требует постоянного присмотра, причём не просто постоянного, а ПОСТОЯННОГО! Квартира разгромлена полностью, т. к. он все ломает, отрывает, бьёт, выбрасывает в окно (посуда, вещи, ноутбук). Квартира выглядит, как бомжатник, без преувеличения, обои отрываются сразу же после поклейки, краска сдирается, пока ещё не просохла, пробовали уже все варианты! Из-за этого сестра подруги вынуждена постоянно держать его в поле зрения, вплоть до того, что она не может в туалет толком сходить (и это без преувеличения!). Если ему что-то втемяшилось в голову, он целенаправленно идёт и делает, при этом смотрит тебе в глаза и наблюдает за твоей реакцией.

Пример недавний: есть у него привычка щипать мать за руку, она ему говорит "нельзя", но он попыток не оставляет. Стоим на улице, разговариваем с ней, он рядом, через пару минут начинает пытаться ее ущипнуть, я шлепаю его по рукам, говорю строго "нельзя!", он прекращает щипаться, отвлекся на птицу, отошёл. Встречаемся через неделю примерно, стоит рядом с мамой, ловит мой взгляд глазами, на лице появляется лёгкая усмешка, и он, глядя мне в глаза, пытается ущипнуть мать за плечо. Я пытаюсь его нашлепать по рукам, он уворачивается и отбегает в сторону. Но попыток не оставляет. Спрашиваю у сестры подруги - это что такое? Она мне отвечает, что даже если сейчас он не ущипнет её, то сделает это позже, когда я отойду, но ущипнет ещё сильнее, чем обычно. Но это не самое страшное.

Они состоят на учёте в Мурманске у психиатра и невролога. Детский психиатр один на всю область, неврологов тоже то ли двое, то ли один. С началом эпилептических припадков его лечат топамаксом. Приступов долго не было, два с половиной года, мама собиралась ехать просить, чтобы разрешили снять диагноз и ровно за день до поездки у него случается приступ. В общем, пьют дальше топамакс. На приём к неврологу они ездят раз в полгода, мама просила неоднократно выписать какие-то лекарства, которые бы снимали агрессию у ребёнка и не так подавляли мозг в плане развития. Ей говорят все время, что никаких других таблеток нет, пейте топамакс. Но мальчик действительно агрессивен, да ещё и малоуправляем.

Позавчера ездили с ними в Мурманск по делам, я наблюдала за ним длительное время (т. е. не 15 минут, пока с мамой на улице постояли, а практически весь день). Ехали в машине, он все время рвался на переднее сиденье рядом с водителем, спрашиваю - зачем, мама отвечает, что хочет музыку. Пересадили. Очень быстро понял назначение кнопок, переходил с канала на канал, искал ту песню, которая ему понравится, переключал, если не нравилось, т. е. с этим проблем не было никаких. Мама сказала, что и в машине отца он даже знает как машину завести. Просишь сделать тише - делает, но ненадолго, потом снова включает громче, предпочитает шансон.

Приехали в Мурманск, при входе в торговый центр мама сказала, что нужно его отвлечь, чтобы не увидел продовольственный магазин на первом этаже, иначе никуда дальше не пойдёт. С трудом проскочили мимо входа в продовольственный, поднялись на эскалаторе в обувной магазин, при выходе он увидел продовольственный магазин, пошёл туда. Я попыталась удержать его, мама сказала, что если не зайти и он не "выполнит" всё, что ему нужно, то начнёт злиться и крушить всё вокруг. Пошли в магазин всем табором, он, его мама, его брат, я и моя подруга. В магазине целенаправленно пошёл к молочке, взял активию, (берёт то, что ему хочется сейчас, в другие разы выбирает что-то другое), пошли дальше по магазину. Завис в отделе соков. Что уж у него там происходит в голове не знаю, но мама сказала, что, если его начать торопить, то начнёт крушить всё вокруг, уже были подобные инциденты. Пришлось всем стоять и ждать, но так как времени было мало, мама всё-таки мягко отвела его на выход. Пока стояли у касс, несколько раз рвался обратно в магазин. Мама говорит, что цикл не закончен, будет злиться. Но так как ездили в машине, он отвлекся, езду в машине любит, может ехать спокойно несколько часов.

Его очень раздражают маленькие дети, если они бегают вокруг, может оттолкнуть сильно, ударить, поэтому мама вынуждена уводить его либо за пределы гарнизона, либо туда, где нет детей - за дома, на берега озёр - у нас вокруг их несколько.

На улице постоянно ломает веточки, берёт отломанные, держит её в руке и гудит в нос (такой звук, когда с закрытым ртом начинаешь произносить звук мммммм). Через несколько минут идёт к дереву, ломает новую веточку, снова гудит и так всю прогулку. Спрашиваю у мамы, а ты можешь поднять ту, что он выбросил и дать ему? Нет, он должен сам сломать, погудеть и выбросить. Т. е. мозги у него работают, но как только ему что-то не нравится - начинается агрессия.

Ну, и, собственно, вопрос.

Мама несколько раз обращалась к педиатру с просьбой направить их на обследование. Они ездили сами в Питер, когда ему было семь лет и встал вопрос о школе. Сейчас у неё нет возможности оплатить обследование самой, живут на её зарплату уборщицы и его пенсию по инвалидности. Да, забыла сказать, она его отвозит на три часа в соседний городок, там есть группа для подобных детей, но им мало занимаются, так как он агрессивен, его стараются занять чем-то, лишь бы он не бил других детей. В это время мама бежит на работу, убирает и едет за ним снова на автобусе. Всё остальное время она привязана к нему.

Педиатр несколько раз отделалась отговорками, сейчас она уволилась, новая педиатр снова не хочет заниматься, отговаривает счёт тем, что "мы не знаем по какому диагнозу вас отправлять - вы состоите на учёте и у психиатра и у невролога". Психиатр твердо стоит на своём - зачем вам менять таблетки, ему же не хуже? Мама готова была заплатить за ЭЭГ, МРТ головы, но вся беда в том, что он не выполняет команд врачей (ну, там, при ЭЭГ закрыть глаза, выдохнуть, не шевелиться и т. д.).

Пару лет назад зуб ему пришлось лечить под общим наркозом, я вышла на уровень министерства здравоохранения области, чтобы решили вопрос с лечением ребенка. Тут все врачи отпихиваются, мол, придумывайте сами как его удержать. Это что вообще такое. Пришлось мне самой звонить, добиваться, т. к. мама только плачет.

Девочки, кто сталкивался с подобными ситуациями? К кому обращаться за направлением на обследование? Мурманские и врачи, у которых они на учёте упорно отговариваются тем, а что незачем куда-то ехать, лечение нормальное, что вы мамочка, хотите?

Мне не приходилось заниматься таким, каков алгоритм действий? В нашу поликлинику главврачу она заявление написала месяц назад. Ответа нет, т. к. происходит смена власти, им сейчас не до больных, "подождите, чуть позже" и т. д.

Кто следующий по иерархии? Или нужно обращаться в страховую компанию? В конце концов консилиум какой-то собрать? Вся беда в том, что судя по словам мамы, там не из кого консилиум собирать. Их и так по одному человеку, которые принимают в Мурманске. Может быть, у мамы не вся информация? Допускаю и такой вариант, так как мама затурканная этим ребенком, бывшим мужем-тираном, может просто не знать всего, у неё не очень богатый словарный запас, поэтому в основном преобладают эмоции.

Как выяснить насколько адекватно лечение? Ну, не могу я поверить, что при нынешнем уровне фармакологии, нет таблеток, которые бы снимали приступы эпилепсии и совмещались с лекарством для снятия агрессии. Маме говорят, что нет таких лекарств. Пьют топамакс, пантогам чередует с глицином.

P. S.
Девочки, огромная просьба, уважать чужую жизнь. При желании "проехаться" по чьим-то поступкам - читаем эпиграф к этому посту.

Все советы, дельные вопросы приму к сведению, передам маме, будем обсуждать с ней как применить в её ситуации.

Пы. Сы ещё раз: убегаю снова на работу, читать буду вечером, так что сразу ответить не смогу, извините


Эпилепсия – хронически протекающее неврологическое заболевание, характеризующееся часто повторяющимися припадочными состояниями, приводящими к нарушению двигательных, вегетативных и мыслительных функций.

Является одной из самых распространенных неврологических патологий. У малышей диагностируется с частотой от 0.5% до 1.4% на 100.000 случаев. У подростков – от 0.01% до 0.02% на 100.000 случаев.


Отличается многообразием форм и проявлений. Значительно ухудшает качество жизни и требует незамедлительного обращения к врачу.

Не знаете, что делать, если довелось столкнуться с этой проблемой? Подробнее о том, какие существуют причины и признаки эпилепсии у детей, как распознать заболевание на ранних сроках развития и бороться с ним различными методами, расскажет эта статья.

Причины возникновения

Причины возникновения эпилепсии у детей достаточно многообразны. Заболевание может быть экзогенным (возникающим на фоне органических поражений головного мозга) или наследственным (возникающим при повышенной возбудимости мозговых рецепторов). В основе припадков лежат патологии различного происхождения:

  • Нарушения внутриутробного развития.
  • Гипоксия плода (кислородное голодание в утробе матери).
  • Перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания.
  • Родовые травмы.
  • Грубые механические повреждения головного мозга после рождения.
  • Нарушения обмена веществ (включая обмен аминокислот) в течение жизни.

Симптомы

Основная симптоматика при эпилепсии зависит от возраста больного ребенка. Может значительно отличаться у новорожденных, детей в возрасте до года, дошкольников и подростков.

Эпилепсия у новорожденных иначе называется малыми или большими младенческими спазмами.

Нередко сопряжены с проявлениями задержки развития, двигательной заторможенностью, отсутствием речи, нежеланием идти на контакт с окружающими (как взрослыми, так и ровесниками).

Симптомы эпилепсии у детей дошкольного и младшего школьного возраста достаточно ярко выражены и многообразны. Могут наблюдаться неестественные беспорядочные мимические движения, ритмичные конвульсии, перебои с дыханием, непроизвольное мочеиспускание и периодические отключения сознания.


Эпилепсия у подростков имеет не только физиологические, но и психологические проявления. Сопровождается агрессией, негативизмом и стремлением к социальной изоляции.

При психомоторной форме заболевания на фоне гормонального всплеска, его течение усугубляется. Наблюдаются перекосы лица и кратковременные действия, осуществляемые на уровне подсознания: внезапные приступы смеха, плача, выкриков, перемены положения тела, рвоты. При других формах заболевания может наступить значительное улучшение состояния или даже полная ремиссия.

Тяжесть течения болезни в любом возрасте определяется степенью нарастания частоты приступов и эффективностью противосудорожной терапии.

Наиболее опасными симптомами, при которых требуется срочная медицинская помощь и неотложная госпитализация, являются отсутствие сознания после приступа, судороги, сопровождающиеся серьезными проблемами с дыханием, длящиеся более пяти минут или повторяющиеся чаще одного раза в час.

Диагностика

Во время обследования врач собирает анамнез, опираясь не только на сведения, полученные непосредственно от пациента, но и на информацию, предоставленную его ближайшим окружением, которая имеют колоссальное значение для понимания картины заболевания.

Исследование функций клетки производится по результатам электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Снимок позволяет определить очаг заболевания и группу наиболее возбудимых клеток в мозгу больного ребенка.


Проводится при подозрении на наследственную эпилепсию для выявления в генотипе мутаций, способных вызывать эпилептические признаки.

  • Магнитно-резонансная томография (МРТ-сканирование) или компьютерная томография

МРТ или компьютерная томография проводятся для того, чтобы без болезненных, высокоинвазивных вмешательств изучить картину мозга, его структуру и особенности.

Классификации

В клинической практике существуют самые разнообразные классификации эпилепсии у детей: по времени первых проявлений, степени распространения патологического очага и этиологическим признакам. При этом на отдельные виды подразделяются как формы болезни, так и формы припадков.

  • По времени первых проявлений

Различают детскую эпилепсию (иначе известную как доброкачественная или роландическая форма) и эпилепсию подростков (иначе известную как юношеская или миоклоническая форма).

Детская эпилепсия формируется в возрасте 3-6 лет, отличается смазанной симптоматикой, постепенно угасает по мере развития ребенка и бесследно исчезает под воздействием гормональной перестройки в пубертатном периоде.

Подростковая эпилепсия формируется в возрасте 8-20 лет, протекает с наличием исключительно миоклонических пароксизмов и ярко выраженной симптоматикой.

  • По степени распространения патологического очага

Эпилепсии могут быть парциальными или генерализованными. Парциальные формы формируются с локального эпилептического разряда. Генерализованные формы – с симметричной активности разрядов при отсутствии конкретного очага.

  • По этиологическим признакам

Эпилепсии могут быть идиопатическими, симптоматическими или криптогенными.

Идиопатические формы болезни, как правило, проявляются на фоне генетических аномалий развития, психоневрологических заболеваний или отравлений токсинами. Характеризуются наличием приступов без структурных изменений головного мозга и легче других поддаются медикаментозному лечению.


Симптоматическая форма развивается на фоне заболеваний нервной системы. Характеризуется симптоматикой, зависящей от области поражения мозга. При патологии лобной доли часто наблюдаются судороги длительностью до 30 секунд, затрагивающие верхнюю часть тела. При поражении височной доли — такие необычные симптомы, как эйфория, лунатизм и галлюцинации. При участии затылочной доли – дефекты зрительных нервов и поворот глазных яблок в сторону патологического очага.

Криптогенная форма иначе называется скрытой из-за сложностей выявления причин происхождения заболевания. Характеризуется стремительным изменением обмена веществ, длительными приступами, повторяющимися днем и ночью, и устойчивостью к лекарствам.

Осложнения

Согласно международной классификации психических и поведенческих расстройств у детей и подростков (МКБ-10) основными осложнениями эпилепсии являются эпилептический статус, эпилептическое слабоумие (F02.8) и эпилептическое изменение личности (F07.0).

  • Эпилептический статус

Характеризуется следующей друг за другом серией повторяющихся приступов, между которыми ребенок остается в бессознательном состоянии.

  • Эпилептическое слабоумие

Проявляется снижением интеллекта, наступающим при частых судорожных эпилептических припадках вследствие ишемических микропоражений вокруг эпилептических очагов (иногда – отеков мозга).


На начальном этапе развития дает о себе знать снижением памяти по объему, трудной переключаемостью внимания, обеднением ассоциаций (прежде всего слухоречевых) и соответственно речевой недостаточностью (олигофазией, скудностью логических обобщений со склонностью к резонерству) при лучшей сохранности конкретно-образного мышления. Затем у ребенка меняется мелодия речи, появляется скандированность и патологическая обстоятельность.

Часто развивается в раннем возрасте на фоне выраженных органических повреждений головного мозга, врожденной олигофрении и раннего детского аутизма.

Навыки и знания, связанные с повседневными делами и личными интересами, сохраняются, однако обучение в общеобразовательной школе невозможно.

  • Эпилептическое изменение личности

Характеризуется сочетанием эксплозивного (злобность, аффективная раздражительность) и дефензивного (гиперсоциальность, чувство неполноценности, льстивость) полюсов.

Дает о себе знать плаксивостью, дисфорией, психомоторной расторможенностью и другими психоорганическими симптомами нарушений в эмоционально-волевой сфере малышей.

Снижение темпов мышления, сужение внимания и объединение ассоциаций происходит постепенно и не препятствует учебе в обычной общеобразовательной школе.

Лечение

Лечение эпилепсии у детей направлено на улучшение качества жизни за счет уменьшения частоты и тяжести припадков.


Условно подразделяется на два основных этапа: устранение ведущих симптомов и лечение основной проблемы, ставшей причиной заболевания.

  • Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия – метод, которому отводится главная роль в симптоматическом лечении эпилепсии. Основывается на приеме лекарственных средств, воздействующих на биохимические обменные процессы в мозге: широкого спектра действия или действующие опосредованно.

Основными требованиями к препаратам являются эффективность, переносимость и доступность. Эффективными считаются лекарства, при помощи которых частоту приступов эпилепсии у ребенка удалось сократить на 50%.

Выбор конкретных медикаментов осуществляется только лечащим врачом! Он может существенно отличаться, в зависимости от формы болезни, возраста и пола пациента. Так, например, для девочек некоторые медикаменты не подходят из-за негативного влияния на женские половые органы и будущие репродуктивные функции, а для мальчиков – из-за неэффективности при генетически обусловленных формах болезни.

Лечение медикаментами отменяют спустя три-четыре года после прекращения припадков и снятия диагноза.

  • Хирургическое вмешательство

Оперативным лечением эпилепсии занимаются врачи-нейрохирурги. Операция проводится исключительно в случае точной диагностики патологического очага при фармакорезистентности (невосприимчивости к лекарственным препаратам) эпилептика или по жизненным показаниям.

К альтернативным методам лечения заболевания, одобренным Международной лигой по борьбе с эпилепсией (ILAE) и входящим в стандарты лечения Министерства здравоохранения Российской Федерации, относятся паллиативная стимуляция блуждающего нерва и кетогенная диета.

  • Паллиативная терапия

Паллиативная терапия является инновационным подходом в лечении эпилепсии и основывается на стимуляции блуждающего нерва.


Заключается в установке под кожу специального электронного датчика, который соединяется с участком мозга, отвечающим за иннервацию сосудов и вегетативной нервной системы, и дает разряд, когда у человека учащается сердцебиение перед приступом, предотвращая его.

  • Кетогенная диета

Стремительно набирающий популярность народный метод лечения, который может быть назначен, если вылечить пациента при помощи традиционной медикаментозной терапии не получилось, или она оказалась малоэффективной.

Заключается в полном исключении из рациона углеводов и введении максимального количества жиросодержащих продуктов, образующих кетоны. Кетоны закисляют организм человека, позволяют снизить частоту приступов и перевести заболевание в ремиссию. Опасность в такой диете представляет малое количество полезных веществ, необходимых для роста и развития детского организма.

На Западе в специализированных магазинах можно найти уже готовые смеси для кетогенной диеты. В странах СНГ готовых смесей в продаже не бывает – меню придется разрабатывать самостоятельно, под руководством врача-диетолога.

Эффективность лечения зависит, прежде всего, от формы, степени тяжести и стадии развития недуга. Наименее благоприятны прогнозы при тяжелых органических поражениях мозга и серьезных кровоизлияниях.

Предвестники приступа: действия во время и после припадка


Заметив тревожные сигналы, необходимо предпринять все возможные меры для улучшения состояния ребенка. Убрать действующие на него раздражители, обеспечить покой, дать лекарство.

Если, несмотря на предпринятые меры, избежать припадка не удалось, самое главное – не паниковать!

Уложите малыша на мягкую, ровную поверхность, чуть приподняв и повернув голову в сторону. Уберите все окружающие предметы во избежание травм. Снимите облегающую одежду. Постарайтесь аккуратно разжать сомкнутые челюсти и положите между ними мягкий валик, чтобы не повредить зубы.

После того как приступ начнет проходить, обязательно проверьте, сколько он длился, чтобы понять, необходимо ли вызывать скорую помощь. Дайте ребенку немного времени на восстановление. Запретите употреблять пищу и пить до полного восстановления сознания. Обеспечьте покой и измеряйте температуру.

Профилактика

Родителям, дети которых страдают эпилепсией, для профилактики частых приступов необходимо исключить из повседневной жизни негативные факторы, способные спровоцировать припадки, и придерживаться ряда определенных правил:

  • Навсегда наладить режим сна и бодрствования ребенка
  • Свести к минимуму все возможные стрессы (как положительного, так и отрицательного характера).
  • Ограничить фотостимуляцию и просмотр ребенком динамических телевизионных передач (в частности мультфильмов) с быстрой сменой кадров.
  • Следить за питанием ребенка. Исключить из рациона блюда, способные вызвать судороги (прежде всего, такими триггерами являются продукты с высоким содержанием углеводов: сладкое, мучное, крупы).
  • Контролировать прием лекарственных препаратов. Вести дневник их приема.
  • Согласно графику посещать консультирующего специалиста. Делать анализы.
  • Регулярно проверять активность головного мозга и его способность к генерации разрядов при помощи электроэнцефалографического исследования.

Обнаружив у ребенка симптомы эпилепсии, не затягивайте с походом к врачу! Только правильно поставленный диагноз и комплексная терапия, начатая на ранних этапах развития недуга, дают шансы на стойкую ремиссию, и даже полное излечение. Будьте здоровы!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.