Занятия для ребенка с эпилепсией


МОЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК С ЭПИЛЕПСИЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?

Дети с эпилептическими приступами, которые находятся под медикаментозным контролем, вполне могут заниматься физкультурой и спортом. С целью самоутверждения, преодоления чувства физической неполноценности, повышения социальной интеграции врачи должны поощрять больных эпилепсией в занятиях спортом.

Однако необходимо освободить ребенка от занятий на спортивных снарядах, где существует опасность падения (брусья, кольца, бревно и т.д.). Не следует также заниматься верховой ездой, лыжным и конькобежным спортом, прыжками с трамплина, нырянием с аквалангом. Больным с не полностью контролируемыми приступами разрешается езда на велосипеде только в шлеме. Повышенный риск существует, конечно, при плавании. Плавать ребенок с эпилепсией может только в присутствии взрослых, знающих о его приступе. Особенно бдительными должны быть родители во время купания ребенка с эпилепсией в открытом водоеме. Купание в холодной воде или при большом контрасте температур воды и воздуха может служить провоцирующим фактором развития эпилептического приступа. Даже в домашних условиях не следует закрывать дверь в ванную при купании ребенка и прибегать к экстремальным температурным воздействиям (исключительно высоким или низким температурам воды).

Если частые приступы мешают участию в спортивных соревнованиях, то с ребенком следует чаще гулять на свежем воздухе или делать вольные упражнения на полу.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕЖИМ ДНЯ И ОТДЫХА РЕБЕНКА С ЭПИЛЕПСИЕЙ?

Важным условием лечения ребенка с эпилепсией является соблюдение определенных правил режима дня. Дети с эпилепсией должны ложиться спать в фиксированное время и иметь полноценный 8-часовой сон. Недосыпание может явиться провоцирующим фактором эпилептического приступа. В тех случаях, когда родители замечают связь приступов с просмотром телепередач, количество проводимого перед телевизором времени следует ограничить, а в отдельных случаях, когда связь между просмотром телепередач и приступом очевидна ("телевизионная" эпилепсия) вообще исключить данные виды нагрузок


Обычно родители, столкнувшись с первыми проявлениями эпилепсии у ребенка, начинают паниковать. А этого ни в коем случае не нужно делать. Помните: детская эпилепсия во многих случаях излечима, с помощью комплексной терапии удается либо полностью избавиться от болезни, либо минимизировать ее проявления.

Симптомы эпилепсии у детей обычно те же, что и у взрослых – это судорожные припадки различной частоты и интенсивности. При первом приступе родители должны немедленно обратиться к врачу для более детальной и точной диагностики.

Следует отметить, что далеко не все судорожные состояния ребенка свидетельствуют об эпилепсии. А если все же диагностирована эпилепсия, то необходимо установить, является ли болезнь симптоматической – т.е. можно ли выявить первопричину заболевания. Причинами эпилепсии могут являться заболевания и травмы мозга, наследственность и некоторые другие факторы. При симптоматической эпилепсии лечение обычно сводится к тому, чтобы устранить причину заболевания, что, в свою очередь, приведет к полному прекращению приступов.

Наиболее сложным представляется случай, при котором невозможно установить или устранить первопричину эпилепсии. Но и здесь родителям важно помнить, что современная медицина предлагает множество решений, при помощи которых можно добиться больших успехов при лечении эпилепсии и даже полностью забыть о приступах.

Лечение эпилепсии у детей во многом повторяет схему терапии у взрослых пациентов. При диагностировании детской эпилепсии врач обычно назначает медикаментозное лечение, притом набор лекарственных средств варьируется в зависимости от конкретной ситуации. Важно тщательно соблюдать предписания врача в плане графика приема и дозировки, сообщать доктору обо всех побочных эффектах.

Больших успехов при лечении детской эпилепсии позволяет добиться остеопатия. Остеопатические методы обеспечивают возможность более точной диагностики, выявления первопричин заболевания и лечения как самой болезни, так и вызвавших ее проявление патологий. Комплексное остеопатическое лечение позволяет избавить маленьких пациентов от судорожных припадков и обеспечить для них возможность здорового роста и развития.



Какие проблемы могут возникнуть при посещении ребенком детского сада?

Проблемы начинаются с того момента, когда вам просто отказывают в приеме ребенка в детский сад. Однако это вполне обосновано в том случае, если в данном детском заведении ребенку не может быть обеспечен надлежащий уход и внимание. Довольно вескими причинами отказа являются частые приступы у ребенка, грубая физическая или психическая задержка в развитии. Если же у ребенка приступы протекают в легкой форме, и они довольно редки, а задержка развития слабо выражена, то отказ в посещении детского сада является необоснованным. И, все-таки, несмотря на определенные трудности, было бы полезнее отдать ребенка не в специализированный, а в обычный детский сад, поскольку воспитание и общение в среде обычных, не отягощенных недугом сверстников может оказаться вполне достаточно для его последующего социального становления. Но если у ребенка выражена задержка развития, то специальный уход и занятия с ним возможны только в специализированном детском саду.

В чем особенность роли родителей больного ребенка?

Когда родители впервые узнают о диагнозе ребенка, то, как правило, первой их реакцией на эту новость становится шок и неприятие. Однако, чем больше информации со временем они получают об эпилептических приступах и их особенностях у своего ребенка, тем менее паническим становится их настрой и более адекватной оценка ситуации. Но даже в этом случае нередко родители испытывают серьезное разочарование, из-за того, что ребенок не сможет в будущем оправдать все их надежды. Очень важно, чтобы родители изначально разумно, творчески вели себя по отношению к ребенку, пытались бы правильно организовать условия для его полноценной жизни и развития. А для этого требуется тесное взаимодействие с лечащим врачом, детским садом, школой, реабилитационным центром. К сожалению, довольно часто родители проявляют малодушие и поддаются панике, опасениям, стыду и сомнениям в собственные силы, что еще более усугубляет ситуацию и наносит вред ребенку.

Как помочь правильному социальному становлению ребенка с эпилептическими приступами?

Предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности, поскольку это – фундамент его дальнейшей взрослой жизни. Безусловно, спокойнее, когда ребенок всегда "на глазах", но гораздо важнее вашей самоуспокоенности дать ребенку шанс стать в будущем полноценным человеком, не нуждающемся в постоянной опеке близких. Как здоровые дети самостоятельно познают мир и действуют, исходя из собственного опыта, так же должны познавать мир и дети с эпилепсией, как бы ни было трудно смириться с этим их родителям.
Никогда не следует использовать эпилепсию как повод избежать каких-либо неприятных, или просто нежелательных для вас или ребенка действий. В семье не делайте поблажек ребенку с приступами и не ставьте его в исключительное положение по сравнению с братьями и сестрами. Он точно так же может исполнять поручения по дому – помогать в уборке, мыть посуду и т. п. Приступы не должны быть использованы как повод для уклонения от неприятных обязанностей. Иначе, привыкая в детстве к подобным уловкам, ему и в дальнейшем захочется ими воспользоваться в трудных ситуациях, что, в свою очередь, может привести к психическим проблемам, связанным с нежеланием "расставаться" с приступами.


Так звучит одна из самых частых жалоб у родителей пациентов в возрасте приблизительно от 1 до 3 лет (возможны более ранние и поздние варианты — от 6 месяцев до 6 лет).

Современные европейские и американские руководства не рекомендуют выполнять какие-то исследования при типичной картине аффективно-респираторных приступов, потому что их трудно спутать с чем-то другим. Необходимость в обследовании возникает при нечетком описании приступа родителями, либо при наличии у ребенка каких-то сопутствующих нарушений, когда не получается определиться в ситуации только по описанию событий. В таких случаях перед неврологом может встать вопрос — не было ли наблюдавшееся состояние эпилептическим приступом, или проявлением черепно-мозговой травмы, или инсультом (у детей они тоже бывают, это не только болезнь пожилых), либо это вообще не неврологическая проблема — например, нарушения дыхания могут быть и при инородных телах в дыхательных путях, и при астме, а обмякание может быть вызвано перегреванием, нарушением сердечного ритма, или приемом лекарств. Тем не менее в большинстве случаев адекватный расспрос очевидцев практически гарантирует установление правильного диагноза буквально за несколько минут.

Есть один момент, который упускают из виду и родители, и педиатры, и неврологи, которые сталкиваются с аффективно-респираторными приступами. У многих, хотя и не у всех, детей с АРП можно найти в анализе крови снижение уровня гемоглобина и/или эритроцитов (т.н. анемия) и низкое содержание железа. Показано, что лечение с помощью обычных препаратов железа позволяет либо уменьшить частоту приступов, либо избавиться от них полностью. Повторю, без лечения АРП все равно исчезнут, цель лечения в данном случае в основном в исправлении анемии, а отсутствие приступов — скорее, приятное дополнение и избавление семьи от стресса.

Традиционная заключительная фраза. Все описанное в этой статье выглядит доволь

Детский церебральный паралич — это тяжелое заболевание нервной системы, которое носит прогрессирующий характер. Существуют различные формы патологии, требующие определенного подхода в терапии. При поражении некоторых областей головного мозга возникают очаги гипервозбуждения, которые могут провоцировать возникновение судорожной готовности. Основной задачей врача является максимальное восстановление физической активности и снижение количества припадков.


ЛФК при ДЦП с эпилепсией — одно из главных направлений процесса реабилитации маленького пациента. Грамотно составленный план мероприятий, который включает тренировки нервно-мышечного и суставного аппарата, позволяет избежать осложнений со стороны нервной системы и других органов. Дозированные нагрузки и правильная дыхательная гимнастика уменьшают судорожную готовность.

Основные задачи лечебной гимнастики

ЛФК и физиотерапия при эпилепсии и грубых нарушениях неврологического характера играет важную роль. Физическая активность помогает решить следующие задачи:

  1. Оказывает общеукрепляющее действие.
  2. Восстанавливает работоспособность человека.
  3. Стимулирует приток крови и обменные процессы в зоне поражения тканей.
  4. Предупреждает возникновение спаек нервных оболочек, при их наличии повышает компенсаторные возможности окружающих структур.
  5. Способствует укреплению мышечной системы.
  6. Улучшает координацию движений.
  7. Уменьшает вероятность развития сопутствующей патологии костно-мышечной системы.
  8. Повышает функциональные возможности организма.

Дозированные спортивные нагрузки при ДЦП с эпилепсией положительно влияют на мозговую активность. Опосредованный эффект проявляется за счет улучшения работы всех систем. Таким образом удается частично или полностью задействовать резервные силы здоровых тканей.


Рекомендации при выборе упражнений

Занятия должны проводиться индивидуально под контролем врача ЛФК. Если какое-либо упражнение причиняет дискомфорт, необходимо заменить его на другой более щадящий вариант нагрузки. Разработка проблемных зон должна быть постепенной, с учетом ограниченных возможностей ребенка.

Важной особенностью таких детей является недостаток восприятия. Поэтому в программу включают элементы, направленные на тренировку зрительных и тактильных ощущений. Следует уделять внимание снижению примитивных рефлексов, учитывая их стойкий характер. Поэтому особое значение имеет развитие силы и ритмичности движений.

ЛФК при ДЦП с эпилепсией необходимо начинать как можно раньше, учитывая быстрые темпы весо-ростовых показателей и формирования возрастных навыков. Важным критерием, который определяет старт реабилитационных мероприятий, является отсутствие противопоказаний для физической нагрузки. При отсутствии судорог в течение определенного периода времени и стабильных параметров внутричерепного давления врач дает разрешение посещать тренировки.

Комплекс упражнений подбирает специалист по лечебной физкультуре или реабилитолог под контролем невролога. Можно отметить такие направления работы с маленьким пациентом:

  1. Предупреждение развития слабости мышечного аппарата.
  2. Снижение риска повреждения тканей, которые не функционируют.
  3. Уменьшение напряжения отдельных мышц для предотвращения формирования аномального положения.

Хороший результат возможен только при условии ежедневного проведения занятий на протяжении длительного период времени. При этом врач должен контролировать состояние ребенка и, при необходимости, проводить коррекцию курса реабилитации.


Виды элементов гимнастики

Цель ЛФК при эпилепсии у детей с ДЦП — достижение равновесия между процессами торможения и возбуждения головного мозга, а также максимальное обеспечение нормального мышечного тонуса. Поэтому комплекс включает различные нагрузки, направленные на улучшение функций нервно-мышечного аппарата. Упражнения разделяют на следующие группы:

  • расслабляющие;
  • растягивающие;
  • для улучшения координации;
  • общеукрепляющие среднего и медленного темпа;
  • дыхательные — для полного и диафрагмального дыхания.

Виды упражнений отличаются в зависимости от возраста пациента. Для маленьких детей подбираются тренировки с учетом физиологических возможностей организма и индивидуального восприятия. При ДЦП легкой степени с сохранением умственных способностей включают элементы гимнастики и дыхательные техники, которые ребенок может повторить. Это очень важно, учитывая корреляцию между частотой и глубиной экскурсий легких, и судорожным синдромом.

Основной комплекс упражнений

У детей с тяжелыми неврологическими расстройствами существует несколько комплексов упражнений, которые направлены на различные функциональные области.

Основная тренировка включает такие элементы:

  1. Лечение положением, при котором производится фиксация конечностей с помощью специальных приспособлений — лангет и шин.
  2. Постепенное растяжение мышечных структур путем раскачивания сустава с постепенным наращиванием амплитуды.
  3. Расслабление мускулатуры за счет поочередной фиксации рук и ног, что способствует снижению тонуса и уменьшению клонических элементов.
  4. Упражнения на сгибание и разгибание в суставах, которые сопровождаются массажем.
  5. Тренировка ходьбы.
  6. Перемещение по наклонной поверхности с поддержкой — позволяет удерживать равновесие и укрепляет мышцы пресса.
  7. Формирование выносливости.

При спастических формах церебрального паралича проводят непрерывную тренировку. Астенические формы требуют кратковременных занятий с обязательными перерывами между отдельными элементами. При диагностированной атонии уделяют внимание упражнениям на равновесие.

Для формирования нормальной двигательной активности проводят такой комплекс:

  1. В положении ребенка сидя на пятках стимулировать переход на колени, при этом удерживая его за таз. Руки малыша находятся на плечах инструктора.
  2. Из исходного положения ребенка на коленях необходимо перемещать его вес тела с одной конечности на другую, при этом отрываясь свободной ногой от поверхности с разведенными в стороны руками.
  3. Перемещение тела в положение на корточках с разгибанием. Реабилитолог удерживает сзади и надавливает на колени.
  4. Из положения сидя на стуле помочь малышу встать, удерживая за руки, а своими ногами фиксировать его нижние конечности.
  5. Ребенок стоит с выдвинутой ногой вперед, а инструктор слегка толкает его поочередно в грудь и спину. Задача — удержать равновесие.
  6. В положении стоя за вытянутую руку продвигать в разные направления, заставляя делать шаги.
  7. Лежа на спине необходимо давить на поверхность пола. Упражнение развивает опороспособность.

Другие варианты восстановительного лечения

Кроме основных комплексов, уделяют внимание разработке суставов, укреплению различных групп мышц, включая мускулатуру шеи, туловища, живота. Важным фактором восстановительного лечения является работа по коррекции мимики и выражению эмоций.

Хорошие результаты дает гидрокинезотерапия — сочетание физических упражнений и массажа в водных условиях. Такой курс реабилитации выполняется в бассейне под контролем инструктора. Можно применять специальные тренажеры, которые облегчают занятия и помогают улучшить результат терапии.

Правила проведения ЛФК

Для достижения положительного результата от тренировок необходимо придерживаться определенных правил во время гимнастики:

  1. Постепенное наращивание объема и интенсивности нагрузки.
  2. Регулярное проведение упражнений.
  3. Эмоциональный контакт с реабилитологом и комфортная атмосфера занятий.
  4. Применение различных видов техник для разностороннего воздействия на организм.
  5. Работать в медленном или среднем темпе, избегая резких движений.
  6. Учитывать параметры сердечной деятельности.
  7. Обучение правильному дыханию через нос во время гимнастики у детей старшего возраста. Нельзя допускать задержку дыхания, как на вдохе, так и на выдохе.

Во время занятий инструктор следит за состоянием ребенка. У малышей важно учитывать реакцию на различные виды упражнений. Если какое-либо движение причиняет боль, следует заменить его или уменьшить интенсивность воздействия на зону дискомфорта. При появлении неблагоприятных реакций необходимо обратиться к врачу для коррекции курса реабилитации. Нельзя допускать переутомления ребенка, потому что это может спровоцировать приступ эпилепсии.

Противопоказания для ЛФК

Занятия у детей, которые страдают ДЦП с эпилепсией, проводятся в щадящем режиме. Поэтому в большинстве случаев физическую активность не ограничивают. Исключениями являются следующие противопоказания:

  • повышение температуры тела;
  • тяжелая сопутствующая патология;
  • нарушение сознания;
  • состояние после генерализованных припадков, которые сопровождаются выраженным психомоторным возбуждением, агрессией, психотическими расстройствами;
  • увеличение частоты судорожных приступов.

При улучшении неврологического статуса врач может возобновить курс реабилитации.

Эпилептическая активность у детей, страдающих ДЦП, не является абсолютным противопоказанием. Соблюдение рекомендаций специалистов позволяет улучшить статические и двигательные функции ребенка, что является в дальнейшем важным фактором адаптации в социальной среде.

Что можно и нельзя детям с эпилепсией. Приступ эпилепсии: что делать окружающим


Миф 1: эпилепсия — это тяжелые приступы с подергиваниями конечностей


Всего на сегодняшний день врачи выделяют более 40 форм эпилепсии: часть из них связана с возрастом, часть — с факторами, непосредственно запускающими приступ (например, яркими вспышками света). Преобладают эпилепсии, причины которых — какие-то повреждения мозга: после травмы, после нехватки кислорода у новорожденных во время родов. Есть и генетические эпилепсии, то есть передающиеся по наследству, но они очень редки.

Самым первым подтверждением того, что происходит именно эпилептический приступ, становится электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — на ней возникают патологические изменения.


Миф 2: эпилепсия неизлечима

Главная задача при лечении эпилепсии — это уменьшение количества приступов или их полное исчезновение, так называемое состояние ремиссии. У детей оно достигается в 70-75% случаев — в том числе благодаря тому, что существует федеральное руководство по детской неврологии (последняя редакция от 2016 г.), где подробно расписано лечение. Для каждой формы эпилепсии разработан алгоритм назначения препаратов.

— Когда я только начинала работать врачом, приходилось до многого доходить самим, — вспоминает доктор Гузева. — Сегодня у молодого врача есть алгоритм поведения в каждой конкретной ситуации, и это очень экономит время.

— Сейчас мы лечим эпилепсию препаратами с доказанной эффективностью, — поясняет Елена Белоусова. — То есть, назначая противосудорожный препарат, мы знаем, какой процент пациентов даст исчезновение приступов и в течение какого времени это произойдет. Иногда мы уже на первой консультации знаем, что этот пациент через 2-3 года будет здоров, и мы сможем отменить препарат.

К сожалению, остаются 30% случаев — они относятся к тяжелым формам детской эпилепсии, — в которых до сих пор не удается подобрать эффективного лечения.

Миф 3: у противосудорожных препаратов очень много побочных эффектов

— Больше всего сил у нас уходит на объяснения, — говорит доктор Белоусова. — Рассказываем, что противосудорожные препараты десятилетия проходят апробацию. Что их принимают миллионы людей, и в аннотациях перечислено все, что случилось хотя бы с одним человеком. Подсчитываем, с какой частотой встречаются серьезные побочные эффекты, какой конкретно риск для их ребенка и какова вероятность, что лечение ему поможет.

Обычно после объяснений врача родители меняют свое мнение. А вот проблема, которая реально существует при лечении эпилепсии — когда подростку доверяют самому принимать противосудорожный препарат, а он этого не делает и просто выбрасывает таблетки.

— Наши исследования показали, что почти половина подростков не пьют правильно прописанные им лекарства, — рассказывает Валентина Гузева. — Как мы это узнали? По концентрации препарата в крови. Когда к нам приходят с жалобами на учащение приступов, особенно родители подростков, мы в первую очередь делаем этот анализ. Следующий шаг — убедить подростка продолжать лечение, и здесь эпилептолог часто превращается в психолога.


Миф 4: эпилепсию лечат психиатры

Это было справедливо для России прежних лет, но вот уже почти четверть века диагностикой и лечением эпилепсии занимаются преимущественно неврологи. Создана целая система оказания помощи детям с эпилепсией, и во многих городах-миллионниках (помимо Москвы и Санкт-Петербурга можно назвать Воронеж, Краснодар, Новосибирск) есть специализированные кабинеты и отделения. В них принимают врачи-эпилептологи — неврологи, пока не выделенные официально в отдельную специальность, но много лет обучающиеся и практикующие в этой области.

— Однако некоторым пациентам с эпилепсией необходимо и наблюдение у психиатра, — признает Елена Белоусова. — Речь идет о детях с серьезными нарушениями поведения — с аутизмом, с выраженной гиперактивностью. Иногда это гораздо больше беспокоит родителей и мешает адаптироваться детям, чем эпилептические приступы.

К сожалению, врачей-эпилептологов не хватает. А им самим не хватает психологов и психотерапевтов, которые взяли бы на себя психологическую часть работы с семьей и ребенком. У врача часто просто нет достаточно времени на то, чтобы проконсультировать и по поводу приема препарата, и по поводу поведения в социуме. Так, очень болезненный вопрос — рассказывать ли в окружении ребенка о его диагнозе — явно должен находиться в компетенции специально подготовленных психологов.

Миф 5: дети с эпилепсией не могут учиться в обычной школе, заниматься спортом

Эпилептологи придерживаются принципа: любой пациент с эпилепсией должен вести максимально приближенный к нормальному образ жизни, для него не должно быть лишних ограничений. Но все зависит от конкретной ситуации.

— Если ребенок по интеллекту может учиться в обычной школе — он должен учиться в обычной школе, — считает Елена Белоусова. — Если у пациента не провоцируются приступы при просмотре телевидения, при работе на компьютере — не надо это запрещать. И не надо ограничивать физические нагрузки, если они не провоцируют эпилептический приступ — а это очень редкая ситуация.

— Большинство детей с эпилепсией становятся полноценными трудоспособными гражданами, — отмечает Валентина Гузева. — Поэтому важно, чтобы они были социализированы с самого начала.

В России более жесткие ограничения, чем в других странах: больным эпилепсией не разрешают посещать бассейн, взрослым с этим диагнозом нельзя водить автомобиль. Но опытные эпилептологи считают: если у ребенка длительное время нет приступов, он получает противосудорожный препарат и риск рецидива маловероятен — плаванием заниматься можно, в мире это обычная практика. Законодательство по вождению автомобиля в ряде стран тоже более либеральное: если пациент находится в состоянии ремиссии, то можно.


Миф 6: детям с эпилепсией нельзя смотреть телевизор

— Вообще фотосентитивная эпилепсия, при которой приступ провоцирует мелькание света, вещь довольно редкая, — говорит Елена Белоусова. — Процент пациентов с фоточувствительностью невысокий, и противосудорожные препараты хорошо ее уменьшают, иногда полностью убирают. Но если электроэнцефалограмма пациента реагирует на вспышки света, то мы обязательно даем рекомендации: избегать дискотек, некоторых компьютерных игр, телевизионных передач. Ко всем абсолютно больным эпилепсией это не относится.


Миф 7: домашние животные могут предвидеть наступление приступа

Такое порой описывается в художественной литературе, однако исследования этого не подтверждают. Также не существует приборов или других технических способов предсказать приступ.

— К сожалению, основная неприятность в течение эпилепсии — это непредсказуемость возникновения приступа у большинства пациентов, — поясняет Елена Белоусова. — Но у некоторых приступ начитается с каких-то необычных ощущений — они называются аурой. Пациент еще не потерял сознание, но у него есть предчувствие приступа. И тогда он может предупредить окружающих, дойти до постели, чтобы лечь.

Что касается собак, то их сегодня специально обучают звать на помощь, если у их хозяина случается приступ.

Миф 8: в случае приступа больному эпилепсией срочно нужна медицинская помощь

Эпилептический приступ — тяжелое зрелище, однако оказать помощь в таком случае может любой минимально обученный человек, даже школьник. Не надо делать ничего особенного — главное обеспечить больному безопасность. Уложить на пол, на землю, на кровать и слегка придерживать его — так, чтобы человек не ударился и не травмировался при судорогах. Лучше повернуть больного на бок, чтобы он не задохнулся рвотными массами.

При эпилептическом приступе нельзя:

  • разжимать челюсти пациента и пытаться вытащить запавший язык;
  • вставлять какие-либо твердые предметы в рот;
  • давать любые лекарства, жидкости;
  • пытаться восстановить дыхание с помощью реанимационных техник.

— Если приступ у ребенка развивается впервые, постарайтесь не теряться, вести себя спокойно, — советует родителям Валентина Гузева. — Очень важно обеспечить безопасность и не навредить ребенку, а также отследить все моменты, чтобы потом детально рассказать о течении приступа врачу. Важно все: с чего началось, каким было поведение ребенка во время и после приступа. Иногда такая подробная картина позволяет нам быстро поставить точный диагноз. Если приступ наблюдают несколько взрослых — снимайте видео на телефон, это тоже очень поможет врачам.

Поддерживайте малыша


Как правильно: ребенку куда больше важна связь с семьей, нежели ценности и даже ощущение безопасности. Так дети, оказавшиеся в гуще военных действий, часто не испытывают страха (есть у природы такая защита) при серьезной грамотной поддержке близких. Поэтому хорошие нужные слова и действия — это половина успеха. Она может проявляться в следующем:

  • Произношение добрых слов, похвалы (за дело);
  • Прием ванны с открытой дверью (мы услышим, если что-то случится);
  • Сон в собственной постели (не следует заботиться слишком сильно — ребенку нужно свое пространство).


Возможно вас заинтересуют другие статьи:

  • в нашем блоге есть перевод зарубежной работы об опасности применения ноотропов у детей, больных эпилепсией.
    Посмотрите ЗДЕСЬ

В нашей практике были физически здоровые дети, оказывавшиеся сломленными морально из-за того, что родители им не давали ничего делать. Одному отец не позволял кататься на велосипеде, боясь, что сын поранится. Был клинический случай, когда девушке запрещали гулять с друзьями после 16:00 до 18 лет, при этом делая упор на образование — мол добьется потом. Результат — ни семьи, ни детей и гора комплексов. Все по причине отрешенности от жизни, окружения. Такого быть не должно.


Как правильно: надо давать выносить мусор, мыть посуду, делать другие вещи. Если случается приступ, то обычные дела переносятся согласно указаниям врачей. А после вновь в обычный ритм:

  • Прогулки с детьми;
  • Домашние дела;
  • Уроки по школе;
  • Другое.

А еще активность повышает контроль над приступами.

Нет ничего хуже для малыша, чем увидеть расстроенные лица родителей после приступа. Это главная ошибка во всех сферах жизни — взрослые носятся, кричат, волнуются, пугая чадо. Маленький человек думает — это из-за него. Ощущает себя проблемой. Такого быть не должно.


ЛАБОРАТОРИЯ ВМ ЭЭГ сотрудничает с клиниками и медицинскими центрами.

Мы также выезжаем на дом к частным лицам, что позволяет не травмировать ребенка посещением больницы и не тратить время на хождения по кабинетам.

  • ЭЭГ мониторинг, наши фото
  • Отзывы от наших пациентов
  • цены на ЭЭГ, мониторинг
  • ЭЭГ детям с эпилепсией

Как правильно воспитывать ребенка с эпилепсией: некоторые люди рождаются без ног. У других нарушения работы мозга. Третьи слепые и глухие. И они живут. Посмотрите на Стивена Хокинга — у него две жены, и двое детей. Еще куча поклонников в ученом сообществе и не только. А он с коляски не встает. У вас всего лишь эпилепсия — в большинстве случаев с ней можно жить, не ограничивая себя. Никаких расстроенных лиц. Просто припадок — ничего особенного. И еще одно — контакт с врачами лучше проводить амбулаторно (на дому). Это поможет не вызвать ощущение ущербности.

Конечно, нюансов больше. Но эти три простых совета — основа для счастливой жизни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.