2 скорость передачи возбуждения в двигательных центробежных нервах человека


Нервная система

Раздражимость или чувствительность – характерная черта всех живых организмов, означающая их способность реагировать на сигналы или раздражители.

Сигнал воспринимается рецептором и передается с помощью нервов и (или) гормонов к эффектору, который осуществляет специфическую реакцию или ответ.

Животные имеют две взаимосвязанные системы координации функций – нервную и гуморальную (см. таблицу).

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Электрическое и химическое проведение (нервные импульсы и нейромедиаторы в синапсах)

Химическое проведение (гормоны) по КС

Быстрое проведение и ответ

Более медленное проведение и отстроченный ответ (исключение - адреналин)

В основном кратковременные изменения

В основном долговременные изменения

Специфический путь распространения сигнала

Неспецифический путь сигнала (с кровью по всему телу)к специфической мишени

Ответ часто узко локализован (например, один мускул)

Ответ может быть крайне генерализованным (например, рост)

Нервная система состоит из высокоспециализированных клеток со следующими функциями:

- восприятие сигналов – рецепторы;

- преобразование сигналов в электрические импульсы (трансдукция);

- проведение импульсов к другим специализированным клеткам – эффекторам, которые получив сигнал, дают ответ;

Связь между рецепторами и эффекторами осуществляют нейроны .

Нейрон – это структурно – функциональная единица НС.


Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передает информацию с помощью электрических и химических сигналов. Нейрон имеет сложное строение и узкую специализацию. Нервная клетка содержит ядро, тело клетки и отростки (аксоны и дендриты).

В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться друг с другом, образуя биологические нейронные сети.

Нейроны разделяют на рецепторные, эффекторные и вставочные.

Тело нейрона: ядро (с большим количеством ядерных пор) и органеллы (ЭПС, рибосомы, аппарат Гольджи, микротрубочки), а также из отростков (дендриты и аксоны).

Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток НС; составляет 40% общего объема ЦНС.

  • Аксон – длинный отросток нейрона; проводит импульс от тела клетки; покрыт миелиновой оболочкой (образует белое вещество мозга)
  • Дендриты - короткие и сильно разветвлённые отростки нейрона; проводит импульс к телу клетки; не имеют оболочки


Важно! Нейрон может иметь несколько дендритов и обычно только один аксон.

Важно! Один нейрон может иметь связи со многими (до 20 тысяч) другими нейронами.

  • чувствительные – передают возбуждение от органов чувств в спинной и головной мозг
  • двигательные – передают возбуждение от головного и спинного мозга к мышцам и внутренним органам
  • вставочные – осуществляют связь между чувствительными и двигательным нейронами, в спинном и головном мозге

Нервные отростки образуют нервные волокна.

Пучки нервных волокон образуют нервы.

Нервы – чувствительные (образованы дендритами), двигательные (образованы аксонами), смешанные (большинство нервов).

Синапс – это специализированный функциональный контакт между двумя возбудимыми клетками, служащий для передачи возбуждения


У нейронов синапс находится между аксоном одной клетки и дендритом другой; при этом физического контакта не происходит – они разделены пространством - синаптической щель.

Нервная система:

  • периферическая (нервы и нервные узлы) – соматическая и автономная
  • центральная (головной и спинной мозг)

В зависимости от характера иннервации НС:

  • Соматическая – управляет деятельностью скелетной мускулатуры, подчиняется воле человека
  • Вегетативная (автономная) – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека

Соматическая нервная система часть нервной системы человека, представляющая собой совокупность чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих мышцы (у позвоночных — скелетные), кожу, суставы.

Она представляет часть периферической нервной системы, которая занимается доставкой моторной (двигательной) и сенсорной (чувственной) информации до центральной нервной системы и обратно. Эта система состоит из нервов, прикрепленных к коже, органам чувств и всем мышцам скелета.

  • спинномозговые нервы – 31 пара; связаны со спинным мозгом; содержат как двигательные, так и сенсорные нейроны, поэтому смешанные;
  • черепномозговые нервы – 12 пар; отходят от головного мозга, иннервируют рецепторы головы (за исключением блуждающего нерва – иннервирует сердце, дыхание, пищеварительный тракт); бывают сенсорными, моторными (двигательными) и смешанными

Рефлекс – это быстрый автоматический ответ на раздражитель, осуществляемый без осознанного контроля головного мозга.

Рефлекторная дуга – путь, проходимый нервными импульсами от рецептора до рабочего органа.

  • в ЦНС – по чувствительному пути;
  • от ЦНС – к рабочему органу – по двигательному пути

- рецептор (окончание дендрита чувствительного нейрона) – воспринимает раздражение

- чувствительное (центростремительное) нервное волокно – передает возбуждение от рецептора к ЦНС

- нервный центр – группа вставочных нейронов, расположены на разных уровнях ЦНС; передает нервные импульсы с чувствительных нейронов на двигательные

- двигательное (центробежное) нервное волокно – передает возбуждение от ЦНС к исполнительному органу


Простая рефлекторная дуга: два нейрона – чувствительный и двигательный (пример – коленный рефлекс)

Сложная рефлекторная дуга: три нейрона – чувствительный, вставочный, двигательный (благодаря вставочным нейронам происходит обратная связь между рабочим органом и ЦНС, что позволяет вносить изменения в работу исполнительных органов)

Вегетативная (автономная) нервная система – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека.

Делится на симпатическую и парасимпатическую.


Обе состоят из вегетативных ядер (скопления нейронов, лежащих в спинном и головном мозге), вегетативных узлов (скопления нейронов, нейронов, за пределами НС), нервных окончаний (в стенках рабочих органов)

Путь от центра до иннервируемого органа состоит из двух нейронов (в соматической - один).

Место выхода из ЦНС

От спинного мозга – в шейный, поясничный, грудной отделы

От ствола головного мозга и ствола крестцового отдела спинного мозга

Местоположение нервного узла (ганглия)

По обе стороны спинного мозга, за исключением нервных сплетений (непосредственно в этих сплетениях)

В иннервируемых органах или вблизи них

Медиаторы рефлекторной дуги

В предузловом волокне –

в послеузловом - норадреналин

В обоих волокнах - ацетилхолин

Названия основных узлов или нервов

Солнечное, легочное, сердечное сплетения, брыжеечный узел

Общие эффекты симпатической и парасимпатической НС на органы:

  • Симпатическая НС – расширяет зрачки, угнетает слюноотделение, повышает частоту сокращений, расширяет сосуды сердца, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию легких, угнетает перистальтику кишечника, угнетает секрецию пищеварительных соков усиливает потоотделение, удаляет с мочой лишний сахар; общий эффект – возбуждающий, повышает интенсивность обмена, снижает порог чувствительности; активизирует во время опасности, стресса, контролирует реакции на стресс
  • Парасимпатическая НС – сужает зрачки, стимулирует слезотечение, уменьшает частоту сердечных сокращений, поддерживает тонус артериол кишечника, скелетных мышц, снижает кровяное давление, уменьшает вентиляцию легких, усиливает перистальтику кишечника, расширяет артериолы в коже лица, увеличивает выделение с мочой хлоридов; общий эффект – тормозящий, снижает или не влияет на интенсивность обмена, восстанавливает порог чувствительности; доминирует в состоянии покоя, контролирует функции в повседневных условиях

Центральная нервная система (ЦНС) – обеспечивает взаимосвязь всех частей НС и их координированную работу

У позвоночных ЦНС развивается из эктодермы (наружного зародышевого листка)

ЦНС – 3 оболочки:

- твердая мозговая (dura mater) - снаружи;

- мягкая мозговая оболочка (pia mater) – прилегает непосредственно к мозгу.

Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа; содержит

- белое вещество - проводящие пути между головным мозгом и спинным, между отделами головного мозга

- серое вещество - в виде ядер внутри белого вещества; кора покрывающая большие полушария и мозжечок

Масса головного мозга – 1400-1600 грамм.


5 отделов:

  • продолговатый мозг– продолжение спинного мозга; центры пищеварения, дыхания, сердечной деятельности, рвота, кашель, чихание, глотание, слюноотделение, проводящая функция
  • задний мозг – состоит из варолиевого моста и мозжечка; варолиев мост связывает мозжечок и продолговатый мозг с большими полушариями; мозжечок регулирует двигательные акты (равновесие, координация движений, поддержание позы)
  • промежуточный мозг– регуляция сложных двигательных рефлексов; координация работы внутренних органов; осуществление гуморальной регуляции;
  • средний мозг – поддержание тонуса мыщц, ориентировочные, сторожевые, оборонительные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители;
  • передний мозг (большие полушария) – осуществление психической деятельности (память, речь, мышление).

Промежуточный мозг включает таламус, гипоталамус, эпиталамус

Таламус – подкорковый центр всех видов чувствительности (кроме обонятельного), регулирует внешнее проявление эмоций (мимика, жесты, изменение пульса, дыхания)

Гипоталамус – центры вегетативной НС, обеспечивают постоянство внутренней среды, регулируют обмен веществ, температуру тела, чувство жажды, голода, насыщения, сна, бодрствования; гипоталамус контролирует работу гипофиза

Эпиталамус – участие в работе обонятельного анализатора

Передний мозг имеет два больших полушария: левое и правое

  • Серое вещество (кора) находится сверху полушарий, белое – внутри
  • Белое вещество – это проводящие пути полушарий; среди него – ядра серого вещества (подкорковые структуры)

Кора больших полушарий – слой серого вещества, 2-4 мм в толщину; имеет многочисленные складки, извилины

Каждое полушарие разделено бороздами на доли:

- лобная – вкусовая, обонятельная, двигательная, кожно- мускульная зоны;

- теменная – двигательная, кожно- мускульная зоны;

- височная – слуховая зона;

- затылочная – зрительная зона.

Важно! Каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела.

  • Левое полушарие – аналитическое; отвечает за абстрактное мышление, письменную и устную речь;
  • Правое полушарие – синтетическое; отвечает за образное мышление.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале; имеет вид белого шнура, длина 1м; на передней и задней сторонах есть глубокие продольные борозды

В самом центре спинного мозга – центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

Канал окружен серым веществом (имеет вид бабочки), который окружен белым веществом.

  • В белом веществе – восходящие (аксоны нейронов спинного мозга) и нисходящие пути (аксоны нейронов головного мозга)
  • Серое вещество напоминает контур бабочки, имеет три вида рогов.

- передние рога – в них расположены двигательные нейроны (мотонейроны) – их аксоны иннервируют скелетные мышцы

- задние рога – содержат вставочные нейроны – связывают чувствительные и двигательные нейроны

- боковые рога – содержат вегетативные нейроны – их аксоны идут на периферию к вегетативным узлам

Спинной мозг – 31 сегмент; от каждого сегмента отходит 1 пара смешанных спинномозговых нервов, имеющих по паре корешков:

- передний (аксоны двигательных нейронов);

- задний (аксоны чувствительных нейронов.

Функции спинного мозга:

- рефлекторная – осуществление простых рефлексов (сосудодвигательных, дыхательных, дефекации, мочеиспускания, половых);

- проводниковая – проводит нервные импульсы от и к головному мозгу.


Повреждение спинного мозга приводит к нарушению проводниковых функций, вследствие чего – паралич.

10.2.1. Формы проявления быстроты

Быстрота это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты.

В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в сочетании с другими качествами.

К элементарным формам проявления быстроты относятся:

общая скорость однократных движений (или время одиночных действий) – например, прыжков, метаний;

время двигательной реакции – латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект (имеющее особенное значение в ситуационных упражнениях и спринте);

максимальный темп движений, характерный, например, для спринтерского бега.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецепторов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачивается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния ЦНС.

У нетренированных лиц величина ВДР при движении пальцем в ответ на световой сигнал укорачивается с возрастом от 500–800 мс у детей 2-3-х лет до 190 мс у взрослых людей. Для спортсменов характерны более короткие величины этой реакции: в среднем 120 мс у спортсменов и 140 мс – у спортсменок. У высококвалифицированных представителей ситуационных видов спорта и бегунов на короткие дистанции эти величины еще меньше – порядка 110 мс, в отличие от бегунов-стайеров, показывающих 200–300 мс и более.

При выполнении специализированных упражнений ВДР у высококвалифицированных спортсменов также очень невелико. Так, стартовое время (от выстрела стартового пистолета до ухода со старта) у бегунов-спринтеров, участников Олимпийских игр и чемпионатов мира, составляет при беге на 50–60 м в среднем 139 мс у мужчин и 159 мс у женщин, при беге на 100 м соответственно 150–160 мс и 190 мс. Знаменитый спринтер Бен Джонсон мог уходить со старта через 99,7 мс. По теоретическим расчетам ВДР, равное 80–90 мс, вообще составляет для человека предел его функциональных возможностей.

Факторами, влияющими на ВДР, являются врожденные особенности человека, его текущее функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спортивного мастерства, количество воспринимаемой спортсменом информации.

Другой простой показатель быстроты – максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени – 10 с, так называемый теппинг-тест. Взрослые лица производят 50–60 движений за 10 с, спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры – порядка 60–80 движений и более.

Особое проявление быстроты – скорость специализированных умственных операций: при решении тактических задач высококвалифицированные спортсмены затрачивают всего 0,5–1,0 с, а время принятия решения составляет у них половину этого периода.

10.2.2. Физиологические механизмы развития быстроты

В основе проявления качества быстроты лежат индивидуальные особенности протекания физиологических процессов в нервной и мышечной системах.

Быстрота зависит от следующих факторов.

лабильности – скорости протекания возбуждения в нервных и мышечных клетках;

подвижности нервных процессов – скорости смены в коре больших полушарий возбуждения торможением и наоборот;

соотношения быстрых и медленных мышечных волокон в скелетных мышцах.

Уровень лабильности и подвижности нервных процессов определяет скорость восприятия и переработки поступающей информации, а лабильность мышц и преобладание быстрых двигательных единиц – скорость мышечного компонента быстроты (сокращения и расслабления мышцы, максимальный темп движений).

В сложных ситуациях, требующих реакции с выбором, и при увеличении поступающей информации большое значение имеет пропускная способность мозга спортсмена – количество перерабатываемой информации за единицу времени. Величина ВДР прямо пропорционально нарастает с увеличением числа возможных альтернативных решений – до 8-ми альтернатив, а при большем их числе оно резко и непропорционально повышается.

При осуществлении реакции на движущийся объект (РДО) большое значение приобретают явления экстраполяции, позволяющие предвидеть возможные траектории перемещения соперников или спортивных снарядов, что ускоряет подготовку ответных действий спортсмена. Это особенно необходимо, например, в хоккее, теннисе, стрельбе по летящим тарелкам и т. п. Способствуют этому и поисковые движения глаз: быстрота действий спортсмена здесь связана со скоростными возможностями мышц глазодвигательного аппарата, без которых невозможно эффективно осуществлять следящие движения.

10.2.3. Физиологические резервы развития быстроты

В особых ситуациях (электрическое раздражение, гипноз, сильное эмоциональное потрясение) у человека может неимоверно возрасти быстрота его реакций. Так, например, максимальный темп постукиваний достигает 15 в 1 с, хотя при произвольных движениях он не превышает 6-12 в 1 с. Это доказывает наличие физиологических резервов быстроты даже у нетренированного человека.

В процессе спортивной тренировки рост быстроты обусловлен следующими механизмами:

увеличением лабильности нервных и мышечных клеток, ускоряющих проведение возбуждения по нервам и мышцам;

ростом лабильности и подвижности нервных процессов, увеличивающих скорость переработки информации в мозгу;

сокращением времени проведения возбуждения через межнейронные и нервно-мышечные синапсы;

синхронизацией активности в отдельных мышцах и разных мышечных группах;

своевременным торможением мышц-антагонистов;

повышением скорости расслабления мышц.

Для каждого человека имеются свои пределы роста быстроты, контролируемые генетически. Скорость ее. нарастания также является врожденным свойством. Кроме того, в спорте существует явление стабилизации скорости движений на некотором достигнутом уровне. Повысить этот предел произвольно обычно не удается, и в тренировке применяются специальные средства: бег под горку бег на тредбане с повышенной скоростью с использованием виса на ремнях, бег за мотоциклом, за лошадью, плавание с тянущей резиной и т. п. Этим путем достигается дополнительное повышение лабильности нервных центров и работающих мышц.

10.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости

Выносливостью называют способность наиболее длительно или в заданных границах времени выполнять специализированную работу без снижения ее эффективности. Ее определяют так же, как способность преодолевать развивающееся утомление или снижение работоспособности человека.

10.3.1. Формы проявления выносливости

Различают две формы проявления выносливости – общую и специальную.

Общая выносливость характеризует способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием больших мышечных групп, а специальная выносливость проявляется в различных конкретных видах двигательной деятельности.

Физиологической основой общей выносливости является высокий уровень аэробных возможностей человека – способность выполнять работу за счет энергии окислительных реакций.

Аэробные возможности зависят от:

аэробной мощности, которая определяется абсолютной и относительной величиной максимального потребления кислорода (МПК);

аэробной емкости – суммарной величины потребления кислорода на всю работу.

Специальная выносливость определяется теми требованиями, которые предъявляются конкретными физическими нагрузками организму спортсмена.

10.3.2. Физиологические механизмы развития выносливости

Общая выносливость зависит от доставки кислорода работающим мышцам и главным образом определяется функционированием кислородтранспортной системы: сердечно-сосудистой, дыхательной и системой крови.

Развитие общей выносливости прежде всего обеспечивается разносторонними перестройками в дыхательной системе.

Повышение эффективности дыхания достигается:

• увеличением (на 10–20 %) легочных объемов и емкостей (ЖЕЛ достигает 6–8 л и более);

• нарастанием глубины дыхания (до 50–55 % ЖЕЛ);

• увеличением диффузионной способности легких, что обусловлено увеличением альвеолярной поверхности и объема крови в легких, протекающей через расширяющуюся сеть капилляров;

• увеличением мощности и выносливости дыхательных мышц, что приводит к росту объема вдыхаемого воздуха по отношению к функциональной остаточной емкости легких (остаточному объему и резервному объему выдоха).

Тема : Строение нервной системы. Спинной мозг.

Цель: сформировать у учащихся знания о строении нервной системы, спинного мозга и его функциях.

Познакомить учащихся со строением нервной системы.

Определить сферы деятельности нервной системы.

Узнать строение и функции спинного мозга.

Изучение нового материала.

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одной системой человека. Но прежде чем мы начнем, ответьте мне на несколько вопросов.

Наш организм можно сравнить с хорошо отлаженным механизмом, который работает как часы. У каждого механизма есть мастер, который следит за его работой, исправляет поломки и сбои. Ребята, как вы думаете, а какую систему нашего организма можно назвать таким мастером, который следит, чтобы наш организм работал правильно? (нервная система).

Запишем тему урока.

Как вы считаете, какие функции может выполнять нервная система?

Вы уже знаете, что существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущую роль в этом процессе выполняет нервная система. Основу нервной системы составляет нервная ткань. Из каких клеток она состоит?

Перед вами рисунок нейрона, подумайте, вспомните и подпишите его части

Нейрон состоит из тела и отростков, длинные – аксоны, короткие – дендриты. В зависимости от функций нейроны бывают чувствительными, вставочными и двигательными. Как видите ребята определения немного перепутались, помогите их расставить правильно.

Чувствительные – принимают сигнал от рецептора.

Вставочные – передают сигнал в головной мозг.

Двигательные – обеспечивают ответную реакцию исполнительного органа на раздражение. Молодцы! Теперь когда мы разобрались с нейронами самое время познакомится с всей нервной системой.

Н ервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур.

Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды

У вас на партах есть схема и подписи к ней, по мере рассказа вы будете вписывать названия на свои места.

Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга, нервов, нервных узлов и нервных окончаний. Как вы думаете, как можно распределить все это в схеме?

Нервная система человека делится на два отдела – центральная и периферическая. К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг, к периферической нервы, нервные окончания и нервные узлы.

Хорошо. А теперь возникает такой вопрос если нервная система делится на отделы, то, значит, каждый отдел отвечает за что-то свое?

Как думаете,за что отвечает головной мозг? Спинной мозг? нервы? Нервные узлы?

Головной мозг: мышление, язык, эмоции, произвольные движения, восприятие окружающего мира, навыки.

Спинной мозг: следит за работой внутренних органов, обеспечивает связь всех отделов ЦНС, сокращение скелетных мышц, непроизвольные движения.

Нервы, нервные узлы, нервные окончания –передача импульсов к центральной нервной системе и к рабочим органам.

Для того чтобы лучше понять устройство и функции нервной системы, давайте вспомним как развивалась нервная система животных.

Нервная система высших животных и человека – это результат длительного развития в процессе эволюции. Развитие ЦНС происходило, прежде всего, в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий внешней среды. Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия. Развитие НС шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности НС человека необходимо вспомнить ее основные этапы развития. Какие типы НС различают у животных:

Черви и членистоногие – узловая.

Какой вывод мы можем сделать?(чем выше организация тем сложнее устроена нервная система. )

Физкультминутка. Давайте устроим небольшую паузу.

Плечи вперед, подбородок назад, плечи назад, подбородок вперед.

Поднимание и опускание плеч.

Потягивание вверх, приседание.

Все повторить по 2-3 раза.

Ну вот мы немного размялись, погоняли кровь по сосудам, насытили головной мозг кислородом и теперь можем продолжать наш урок.

Давайте обратим внимание на спинной мозг.

Интересный факт: спинной мозг появился раньше головного. Ученые считают, что изначально именно он управлял всем организмом, в том числе и движениями. Доказательством этого является отфакт, что цыплята после отсечения головы способны бегать несколько минут. Так прославился один фермер, у которого цыпленок по имени Майк, после отсечения головы прожил 18 месяцев. За это время он продолжал растии даже пытался кукарекать.

Интересные факты

Скорость передачи возбуждения в двигательных центробежных нервах человека 100-120 м/с, речного рака- 6м\с, лягушки -30 м/с.

На скорость проведения возбуждения влияет:

а) температура окружающей среды;

б) физиологическое состояние организма: во время спячки у сурка скорость проведения возбуждения равна 1 м/с, а во время бодрствования—60 м/с

в) толщина миелиновой оболочки, чем толще, тем выше скорость.

Масса спинного мозга животных составляет 23-47% от массы головного, а у человека лишь 2 % от головного мозга.

Длинные проводящие отростки занимают 30% всего белого вещества спинного мозга.

Начало спинного мозга условно определяется на уровне верхнего края I шейного позвонка и большого затылочного отверстия черепа. В этой области спинной мозг мягко перестраивается в головной мозг, четкого разделения между ними нет. Размеры спинного мозга человека следующие: длина приблизительно 40-45 см, толщина – 1-1,5 см, вес – около 30-35 г.

Спинной мозг это отдел ЦНС расположенный в канале позвоночника. По длине выделяют несколько отделов спинного мозга соответствующих отделам позвоночника. Давайте вспомним их.

В области шейного и пояснично-крестцового уровней спинной мозг толще, чем в других отделах, потому что в этих местах располагаются скопления нервных клеток, обеспечивающих движения рук и ног.

Со всех сторон вглубь спинного мозга вдаются углубления – щели и борозды. Самые крупные из них – передняя и задняя срединные щели, которые разграничивают две половины спинного мозга (левую и правую). В каждой половине имеются дополнительные углубления (борозды). Борозды дробят спинной мозг на канатики. В итоге получается два передних, два задних и два боковых канатика. Подобное анатомическое деление имеет под собой функциональное основание – в разных канатиках проходят нервные волокна, несущие различную информацию (о боли, о прикосновениях, о температурных ощущениях, о движениях и т.д.). В борозды и щели проникают кровеносные сосуды.

Если произвести срез спинного мозга в поперечном направлении, то он будет выглядеть неодинаково по цвету. На срезе можно увидеть два цвета: серый и белый.


Что же это означает? Как вы помните, нервная система состоит из нейронов, тела и отростки нейронов составляют белое и серое вещество мозга.

Серое вещество, состоящее из дендритов и тел нейронов, осуществляет проведение импульсов по нисходящим путям на мышцы тела.

Белое вещество состоит из аксонов, его функция проведение импульсов по восходящим путям, т.е в головной мозг.

Спинной мозг находится в спинномозговой жидкости. Она обеспечивает постоянство внутренней среды и предохраняет мозг от толчков и сотрясений. Белое вещество располагается в наружной части спинного мозга. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.

Различают восходящие и нисходящие нервные пути. По восходящим путям нервные импульсы идут к головному мозгу, по нисходящим, от головного мозга к центам спинного мозга. Вокруг центрального канала располагается серое вещество, состоящее из тел нейронов и дендритов. Оно занимает всю центральную часть спинного мозга и тянется сверху донизу в виде серых столбов. В сером веществе различают передние, задние и боковые столбы(рога). Они образованы телами вставочных нейронов. Эти нейроны воспринимают информацию от чувствительных нейронов и передают ее дальше – или в головной мозг, или другим нейронам спинного мозга. В передних нейронах располагаются мотонейроны (двигательные), управляющие скелетной мускулатурой. Боковые рога образованы вставочными нейронами, управляющими внутренними органами и железами.

Спинной мозг выполняет две функции – рефлекторную и проводящую. Давайте вспомним что такое рефлекс.

Перед вами картинки, расположите их в правильной последованности, чтобы получить схему коленного рефлекса.

Возникшее в рецепторах при ударе молоточком по сухожилию возбуждение направляется в спинной мозг, затем переключается на исполнительные нейроны. Оттуда сигнал посылается к мышцам ноги, и она приходит в движение. Это безусловный рефлекс, и происходит он непроизвольно. При выполнении спинным мозгом безусловных рефлексов рефлекторная дуга замыкается на уровне спинного мозга, но это не значит что головной мозг не получает сигнал. Мы чувствуем и удар и движение ноги. В мозг эта информация приходит по восходящим путям, благодаря проводящей функции спинного мозга. При желании мы можем снизить или повысить рефлекторный эффект. Это возможно благодаря нисходящим путям, по которым из головного мозга поступают возбуждающие или тормозящие сигналы. Давайте проиллюстрируем проводящую функцию НС.

- Возьмитесь за руки (впереди сидящий ученик берёт за руку сзади сидящего в своём ряду - варианте и т.д. по цепочке).

- По моей команде лёгким пожатием руки вы передаёте сигнал по цепочке от первого ученика к последнему.

- Что же происходит с информацией, которая поступает через органы чувств? Куда она отправляется? Каким образом? А если мы разорвем цепочку?

Центры спинного мозга работают под контролем головного. Если нарушена связь между спинным и головным мозгом наступает спинальный шок. Это может произойти при повреждении позвоночника. При этом все рефлексы находящиеся ниже повреждения пропадают, и произвольные движения становятся невозможными.

Нервная система воздействует на весь организм человека, контролируя каждое действие.

Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции

Связь спинного мозга с головным осуществляется восходящими и нисходящими путями

Закрепление материала

Вставьте пропущенные слова.

1.Спинной мозг относится к … отделу нервной системы.

2. Располагается в полости … , имеет три защитные оболочки …,

3. Центральная часть поперечного среза спинного мозга занята … веществом.

4. В центре спинного мозга располагается … , который заполнен ликвором.

5. Спинной мозг выполняет … и … функции.

6. От спинного мозга отходят … пара спинномозговых нервов.

В передних корешках спинного мозга располагаются … , а

в задних корешках … отростки.

8. Тела чувствительных нейронов располагаются в … … .

9. В белом веществе спинного мозга располагаются … и … пути, через них осуществляется связь его с головным мозгом.

10. Центры … рефлексов расположены в спинном мозге.

2. Составить вопросы для проверки знаний на следующем уроке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.