2 восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы

Ответ или решение 2


Поступление веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности , а так же поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания — это процессы происходящие как у растений, так и у животных.

Образование органических веществ из неорганических на свету, то есть фотосинтез, характерен только для растений.

Только у животных, есть нервная система, поэтому только им присуще восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы


Из перечисленных вариантов ответов верным является 2). Все прочие варианты могут относиться также и к организмам из других царств.

Образование органических веществ из неорганических на свету

Это свойство характерно для организмов царства растений. Данный процесс выработки органических веществ из неорганических с использованием света называют фотосинтезом. Также к фотосинтезу приспособлены некоторые бактерии и микроскопические животные. Однако, в целом, для царства животных фотосинтез не характерен, поэтому несколько исключений не влияют на общую характеристику.

Нервная система

Наличие нервных импульсов и нервной системы в целом свойственно только животным, поскольку нервные окончания есть исключительно у многоклеточных животных. Безусловно, другие организмы (бактерии, одноклеточные водоросли и т.д.) на клеточном уровне тоже реагируют на свет и тень или химические раздражители. Однако это не нервные импульсы, поскольку у таких организмов просто нет нервной системы.

Обмен веществ

У разных организмов процесс обмена веществ протекает по-разному. Однако данное явление как для одноклеточных растений, так и для бактерий, грибов и животных. У развитых животных удаление продуктов жизнедеятельности происходит с использованием пищеварительной системы.

Процесс дыхания

Поглощение кислорода свойственно для почти всех живых организмов, обитающих на планете сейчас, поскольку газообмен происходит именно благодаря этому элементу. Даже растения, которые днем при свете поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, ночью совершают обратный процесс (т.е. поглощают кислород и вырабатывают углекислый газ) и выбрасывают в атмосферу углекислоту, хоть и в небольшом количестве. Данный процесс называется дыханием.

У многих животных (например, червей) дыхание происходит с помощью наружных тканей всего тела. У амфибий дыхание организуется при помощи кожи, жабр или легких, в зависимости от того, где они находятся, у рыб - с помощью жабр. У остальных животных этот процесс реализуется при помощи легких. К ним относятся:

  • млекопитающие;
  • рептилии;
  • птицы.

Эволюция нервной системы и органов чувств

1. Какой из перечисленных ниже процессов характерен только для животных?

1) образование органических веществ из неорганических на свету

2) восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы

3) поступление веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности

4) поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания

2 Какие системы осуществляют координацию деятельности органов в организме многоклеточных животных?

1) выделительная и дыхательная

2) нервная и эндокринная

3) пищеварительная и покровная

4) опорно-двигательная и кровеносная

3.Наибольшее развитие у паразитических червей получили системы органов

1) пищеварения 2) чувств

3) размножения 4) выделения

4. Какие клетки находятся в энтодерме у гидры?

1) стрекательные 2) покровные

3) половые 4) пищеварительные

5. Плоские черви имеют нервную систему

1) в виде нервной сети

2) нервные стволы связаны перемычками, есть головной ганглий

3) есть один нервный ствол

4) окологлоточное нервное кольцо и отходящие от него нервы

6.Нервная система у кольчатых червей состоит из

1) нервных клеток, образующих нервную сеть

2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями

3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов

4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки

7.Мозг представителя какой систематической группы изображён на рисунке?

1) птиц

8.На каком рисунке изображён головной мозг птиц?


9.Центральная нервная система позвоночных животных представлена

1) нервными стволами
2) окологлоточным кольцом
3) спинным и головным мозгом
4) брюшной нервной цепочкой

10. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, одного круга кровообращения свидетельствует о родстве

1) хрящевых и костных рыб 2) ланцетника и рыб

3) земноводных и рыб 4) пресмыкающихся и рыб

11.Наиболее сложное строение имеет головной мозг

1) земноводных 2) пресмыкающихся

3) рыб 4) млекопитающих

12.На каком из рисунков изображён головной мозг собаки?


13. Инстинкт – это:

а) ответная реакция организма на различные раздражители

б) последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители

в) последовательная цепь приобретенных в течение жизни реакций на различные раздражители

г) ответная реакция организма на световые и звуковые раздражители

14.Нервная система ланцетника и других хордовых животных закладывается

1) на брюшной стороне

2) в центральной части

3) на спинной стороне

4) в передней части зародыша

15. Верны ли следующие утверждения?

А. Внутренний скелет хорда сохраняется у ланцетника в течение всей жизни.
Б. Центральная нервная система хордовых в форме трубки располагается на спинной стороне тела.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

1. Установите соответствие между функцией и типом клеток тела гидры

Функции клеток Тип клеток

1) поражение жертвы А) кожно-мускульные

2) защита от врагов Б) нервные

3) образование покрова В) стрекательные

4) ответ организма на раздражение

2. Установите соответствие между функциями и типами волос млекопитающих.

ФУНКЦИИ ВОЛОС ТИПЫ ВОЛОС

1) выполняют функции А) длинные, жёсткие,

органов осязания прочные остевые волосы 2) сохраняют тепло

Б) подпушь, или

3) предохраняют шерсть подшерсток - мягкие,

от намокания густые, короткие волосы

4) защищают подшерсток

от сваливания и загрязнения.

В)длинные, вибриссы жесткие

5) чувствующие волосы, в

основании которых,располагаются нервные волокна

3. Установите соответствие между типом животных и строением нервной системы

Нервная система Тип животных

1) узловая А) плоские черви

2) диффузная Б) моллюски

3) стволовая В) Хордовые

4. Установите соответствие между т животными и особенностями органов чувств

Органы чувств Класс животных

1) 2 пары усиков и

фасеточные глаза А)Ракообразные

2) фасеточные глаза Б)Паукообразные

и 1 пара усиков В) Земноводные

3) 8 простых глаз,

усиков нет Г) Рыбы

4) боковая линия

5. Установите соответствие между типом животных и строением нервной системы

Строение н.с. Тип животных

1)нервная система представлена А. Плоские

окологлоточным кольцом черви

и брюшной нервной цепочкой

2)нервная система представлена Б.Круглые

головным нервным узлом, черви

от которого отходят два ствола

3)нервная система представлена В.Кольчатые

глоточным нервным кольцом, черви

от которого отходят парные

6. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом

Типы рефлеков Признаки рефлексов

1) Условные А) передаются по наследству

2)Безусловные Б) не передаются по наследству

В)приобретаются в течение жизни

Д)характерны для всех особей вида

Е)индивидуальны для каждой особи

Выберите книгу со скидкой:


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.


ОГЭ. Биология в таблицах и схемах. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ

350 руб. 77.00 руб.


Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

350 руб. 1140.00 руб.


Биология. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

350 руб. 74.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Самойлова Татьяна ВикторовнаНаписать 1115 23.09.2018

Номер материала: ДБ-104226

  • Биология
  • 7 класс
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    23.09.2018 496
    23.09.2018 736
    23.09.2018 216
    23.09.2018 255
    23.09.2018 166
    23.09.2018 242
    23.09.2018 434
    23.09.2018 1146

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Введение

Для познания окружающей среды у живых организмов в процессе эволюции получили развитие органы чувств, тесно связанные с головным мозгом.

Органы чувств- это анатомические образования, которые воспринимают внешнее и внутреннее раздражение (звук, свет, запах, вкус, артериальное давление), трансформируют его в нервный импульс, который передают в головной мозг.

У человека выделяют шесть основных органов чувств:

  • глаза (зрение)
  • уши (слух)
  • язык (вкус)
  • нос (обоняние)
  • кожа (осязание, ощущение боли, температуры)
  • вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса)


Органы чувств являются начальным звеном восприятия, а специфические зоны коры головного мозга (корковый конец анализатора)- пунктом анализа полученной информации.

Без аналитической работы коры головного мозга мы не смогли бы почувствовать запах цветов, услышать пение птиц, разглядеть все цвета радуги и т.д.

Получается, что видят и слышат не глаза и уши, а мозг. Благодаря совместной и слаженной работе органов чувств и головного мозга мы можем понимать и воспринимать окружающий мир.

Органы чувств и определенные отделы коры головного мозга образуют тот или иной анализатор.

Общая характеристика анализаторов

Анализаторы- система анатомических структур, которые воспринимают внешние и внутренние раздражения (звук, свет, запах, вкус, артериальное давление др.), преобразуют их в нервный импульс и передают его в головной мозг, где происходит высший анализ и синтез полученной информации.

При помощи органов чувств человек получает информацию об окружающем мире, изучает ее, формирует соответствующий ответ на раздражения.


Все анализаторы делятся на три типа:

1. интерорецептивные (внутренние) анализаторы - осуществляют анализ явлений, которые происходят внутри организма.

Они дают информацию о состоянии сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, органов дыхания и др.

Одним из главных внутренних анализаторов является двигательный (мышечный) анализатор, который передает информацию в мозг о состоянии мышечно- суставного аппарата.

Его рецепторы имеют сложное строение и расположены в мышцах, сухожилиях и суставах.

2. проприорецептивные анализаторы -осуществляют анализ положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве.

3. экстерорецептивные (внешние) анализаторы - отвечают за анализ и синтез информации из окружающей среды.


Каждый анализатор является сложным комплексным механизмом, который включает следующие звенья:

1. периферический отдел - состоит из органа чувств с рецепторами, которые воспринимают внешнее и внутреннее воздействие (свет, запах, вкус, звук, прикосновение, давление) и преобразует его в нервный импульс.

2. проводниковый отдел - нервы, которые проводят импульсы от периферии к мозгу (афферентные нейроны), вставочные нейроны, по которым нервный импульс поступает в соответствующий отдел коры головного мозга.

3. центральный отдел (нервный центр) - определенная зона коры больших полушарий.

Таким образом, в состав каждого анализатора входит:

  • орган, который помогает улавливать и фиксировать сигналы, а также защищает рецепторы от механических повреждений (примеры органов чувств: глаз для зрительного анализатора, ухо для слухового анализатора)
  • нервы, которые проводят нервные импульсы в кору головного мозга
  • кора головного мозга

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Зрительный анализатор

Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Зрительный анализатор - один из главных органов чувств, который обеспечивает восприятие, проведение и расшифровку зрительных сигналов.

Состав зрительного анализатора:

  • периферический отдел: орган зрения (глаз) и рецепторы сетчатки глаза
  • проводниковый отдел: зрительный нерв
  • центральный отдел: затылочная доля коры больших полушарий


Строение глаза

Глаз состоит из:

  • глазного яблока - расположено в углублении лицевого черепа, которое называется глазница, имеет шарообразную форму с диаметром около 2,5 см и массой 6-8 г.
  • зрительного нерва с его оболочками.
  • вспомогательного аппарата (брови, ресницы, веки, слезные железы).

Глазное яблоко имеет следующие оболочки:

  • белочная (склера) - наружная, очень плотная оболочка глаза, переходит в прозрачную роговицу;
  • сосудистая - пронизана кровеносными сосудами, обеспечивает питание глаза, переходит в радужную;
  • радужная - является продолжением сосудистой оболочки и определяет цвет глаз благодаря пигменту, выделяемому клетками меланоцитами. В центре радужной оболочки находится отверстие - зрачок, через него в глаз проникают световые лучи. При помощи гладких мышц радужной оболочки диаметр зрачка непроизвольно меняется в зависимости от уровня освещенности (в темноте расширяется, при ярком свете сужается), таким образом регулируется количество света, попадающего на сетчатку;
  • сетчатая (сетчатка)- внутренняя оболочка глазного яблока, окружена сосудистой оболочкой. В сетчатке располагаются фоторецепторные клекти - рецепторы зрительного анализатора.

Кроме этого, в глазном яблоке есть следующие структуры:

  • хрусталик - двояковыпуклая линза, которая расположена позади радужки и обладает светопреломляющей способностью. Хрусталик окружает ресничная мышца.
  • ресничная мышца - имеет форму кольца, состоит из гладких мышечных волокон, расположенных кольцевидно и радиально, которые при сокращении изменяют кривизну хрусталика. Процесс изменения кривизны хрусталика называется аккомодацией.
  • цилиарная (циннова) связка - соединяет хрусталик с ресничным телом.
  • ресничное (цилиарное) тело - место соединения роговицы и склеры. Содержит сосуды и ресничную мышцу.
  • ресничная мышца - состоит из гладких мышечных волокон, расположенных кольцевидно и радиально, которые при сокращении изменяют кривизну хрусталика.
  • передняя и задняя камеры- пространство спереди и сзади радужной оболочки, заполненное прозрачной жидкостью.
  • стекловидное тело- желеобразная прозрачная масса, которая не имеет сосудов и нервов, находится между хрусталиком и глазным дном. Оно создает внутриглазное давление (3,3 кПа) и поддерживает форму глаза.


Строение сетчатки

Сетчатая оболочка по своему развитию и функциям представляет собой часть нервной системы. Остальные части глазного яблока играют вспомогательную роль для восприятия сетчаткой зрительных раздражений.

Сетчатка плотно прилегает к сосудистой оболочке и имеет большую заднюю зрительную часть, которая воспринимает световые лучи.

Состоит из множества слоев клеток, которые как бы образуют плотную сеточку.

В сетчатке находятся фоторецепторы (зрительные рецепторы):

  • палочки- воспринимают яркость. Их количество около 120 млн
  • колбочки- воспринимают цвет, их насчитывается около 6 млн

Куринная слепота- нарушение функции зрения, при котором человек внезапно перестает хорошо видеть в недостаточно освещенных помещениях или на улице вечером.

При низкой освещенности только палочки обеспечивают сумеречное зрение, при этом глаз не различает цвета, а зрение оказывается ахроматическим (бесцветным).

Колбочки обеспечивают цветное зрение и содержат зрительный пигмент йодопсин. В свою очередь йодопсин имеет несколько модификаций пигментов, которые могут воспринимать разную длину волны света, соответствующую красному, зеленому и синему цвету, причем в одной колбочке содержится только один зрительный пигмент. Соответственно выделяют "красные", "зеленые" и "синие" колбочки. Сочетание импульсов от разных типов колбочек обеспечивает цветное зрение в дневное время. Доказано, что с помощью именно этих трех цветов можно получить любые оттенки и цвета.

В отличие от палочек, которые воспринимают даже самый слабый цвет, колбочки могут функционировать только при достаточно сильной освещенности. Этим объясняется возможность различать цвета только в светлое время суток.


Место наибольшей остроты зрения в сетчатке называется желтое пятно (центральная ямка), в этой области есть только палочки, а колбочек нет, именно здесь глаз обладает наилучшим видением и восприятием цвета.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, которые, соединяясь, образуют зрительный нерв.

Место выхода из сетчатки зрительного нерва называется слепым пятном, так как там отсутствуют фоторецепторы.

Проводниковый отдел зрительного анализатора

Зрительный нерв является проводником нервных импульсов от сетчатки глаза к зрительному центру коры головного мозга.

Под гипоталамусом зрительные нервы образуют перекрест (хиазму).

После перекреста зрительные нервы идут в зрительных трактах, затем, проходят через промежуточный мозг, и связываются с затылочной долей коры головного мозга.


Центральный отдел

Центральный отдел зрительного анализатора расположен в затылочной доле коры больших полушарий.

Механизм работы зрительного анализатора

Пройдя через хрусталик и стекловидное тело лучи света попадают на внутреннюю оболочку глазного яблока – сетчатку, которая содержит фоторецепторы.

Под действием квантов света зрительные пигменты колбочек и палочек разрушаются, создавая электрические сигналы, которые передаются к зрительному нерву, по волокнам которого импульсы поступают в кору головного мозга.

Оптическая система глаза формирует на сетчатке не только уменьшенное, но и перевёрнутое изображение предмета.


Обработка сигналов в центральной нервной системе происходит таким образом, что предметы воспринимаются в естественном положении.

Оптическая система необходима для преломления и проведения световых лучей на сетчатку, к ней относится - роговица, хрусталик, стекловидное тело.


У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Ученые проводили опыты, используя инвертоскоп- очки, которые переворачивают изображение.

Несколько дней испытуемые видели все в перевернутом виде. Затем зрительная система приспосабливавалась к инвертированному миру и человек видел все, как раньше.

После снятия очков наблюдалась обратная картина: человек опять несколько дней все видел в перевернутом виде, мозгу требовалось несколько дней, чтобы прийти в норму.


Нарушения зрения

Наиболее частыми расстройствами зрения у человека считаются близорукость и дальнозоркость. Также выделяют косоглазие, астигматизм, катаракту.

Близорукость- фокусировка изображение перед сетчаткой.

  • увеличенное в длину глазное яблоко (наиболее распространённая причина)
  • увеличение кривизны хрусталика, которое может возникнуть при неправильном обмене веществ
  • нарушении гигиены зрения

Близорукие люди плохо видят удалённые предметы, хорошо различая всё, что расположено рядом.

Исправляют нарушение очками с вогнутыми линзами или хирургическим путем.

Дальнозоркость- фокусировка изображения позади сетчатки.

  • уменьшения выпуклости хрусталика
  • уменьшенный размер глазного яблока

Дальнозоркие люди хорошо видят вдали, и плохо вблизи.

Вы, наверное, замечали, как пожилые люди при чтении отодвигают газету подальше от глаз. Таким образом они как бы пытаются сформировать четкое изображение на сетчатке глаза.

Исправляют дальнозоркость очками с выпуклыми линзами.

Астигматизм - нарушение зрения, которое происходит из-за изменения формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению.

Косоглазие

При косоглазии глаза как будто пытаются сойтись вместе (сходящееся косоглазие) или, наоборот, разойтись (расходящееся косоглазие). Косоглазие может быть врождённым, или возникнуть из-за травмы.

Лечат это заболевание специальными упражнениями, ношением особых очков, но иногда приходится прибегать к операции.

Помутнение хрусталика (катаракта) довольно часто встречается у пожилых людей и как осложнение сахарного диабета.

Иногда катаракта бывает врождённой, чаще всего в том случае, если мама больного ребенка переболела краснухой на ранней стадии беременности.

Непрозрачный хрусталик можно удалить и имплантировать искуственный.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость - способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.


И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.

В любом анализаторе выделяют следующие отделы:

  • Периферический - рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
  • Проводниковый - чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
  • Центральный (корковый) - участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы

С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть - орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.


Глазное яблоко лежит в костном вместилище - глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки, которые мы детально изучим:

    Наружная, называемая также - фиброзная оболочка

Эта оболочка подразделяется на роговицу и склеру. Склера - белочная оболочка, которая характеризуется плотностью и непрозрачностью. Она выполняет опорную и защитную функции.

Впереди непрозрачная склера переходит в прозрачную роговицу. Роговица (роговая оболочка) обладает высокими светопреломляющими способностями, и лишена кровеносных сосудов (а это значит, что она отлично приживается при трансплантации).


В составе средней оболочки выделяют три части: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую оболочку.


Радужка расположена спереди в форме ободка, посередине которого располагается отверстие - зрачок. В радужке могут находиться разные пигменты и их сочетания, что определяет цвет глаз. Зрачок способен сужаться (при ярком освещении) и расширяться (в темноте) благодаря наличию в радужке мышц сужающих и расширяющих зрачок.

Ресничное тело расположено впереди собственно сосудистой оболочки. При сокращении ресничной (цилиарной) мышцы меняется кривизна хрусталика, так как отростки ресничной мышцы крепятся к нему. Изменения кривизны хрусталика имеет важное значение для аккомодации - настройки глаза на наилучшее видение объекта.

Собственно сосудистая оболочка располагается в задней части глаза, богата кровеносными сосудами, обеспечивающими питание и транспорт газов для тканей глаза.


Сетчатка изнутри прилежит к сосудистой оболочке. Сетчатка воспринимает световые раздражения и преобразует их в нервные импульсы. Это становится возможным благодаря наличию в ней особых фоторецепторных клеток - палочек и колбочек.

Палочки обеспечивают сумеречное зрение (в темноте), колбочки служат для цветового восприятия, активируются при достаточно интенсивном освещении, вследствие чего в темноте человек практически не различает цветов.

На сетчатке имеются слепое и желтое пятна. Слепым пятном называется место выхода зрительного нерва - здесь отсутствуют палочки и колбочки. Желтое пятно (макула) - место наиболее плотного скопления колбочек, где чувствительность к свету самая высокая. В центре макулы находится центральная ямка.


Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело - прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик - прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию - настройку глаза на наилучшее видение объекта.

Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение - это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.

Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: "Расслабьтесь, посмотрите вдаль". При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.


По мере прохождения света через прозрачные среды глаза: роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело - свет преломляется и оказывается на сетчатке. Запомните, что изображение на сетчатке:

  • Действительное - соответствует тому, что на самом деле видим
  • Обратное - перевернуто вверх ногами
  • Уменьшенное - размеры отраженной "картинки" пропорционально уменьшены


Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.

Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела - затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.

При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка - "искры из глаз". Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.


Конъюнктива - слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы - выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.

В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза - конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза - "красными глазами", а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.

Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.


При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.

Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.


При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.

Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.


Для того, чтобы сохранить хорошее зрение на долгие годы, или же не допустить дальнейшего ухудшения зрения, следует придерживаться следующих правил гигиены зрения:

  • Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
  • При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей - с правой стороны
  • Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
  • Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется - это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
  • Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.