А м столяренко физиология высшей нервной деятельности

Учебник состоит из двух частей: общей физиологии высшей нервной деятельности, где изложены общие свойства условных рефлексов и нервных процессов, лежащих в их основе, и частной физиологии высшей нервной деятельности, где рассмотрены особенности условно-рефлекторного поведения основных классов животных, а также высшая нервная деятельность человека. 2-е издание (1-е - 1959 г.) значительно обновлено; особое внимание обращено на возможности использования высшей нервной деятельности для решения практических задач.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 1

Часть I - ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2

Часть II - ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 58

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 100

Александр Борисович Коган
Основы физиологии высшей нервной деятельности
(издание второе, переработанное и дополненное)

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Со времени первого издания "Основ физиологии высшей нервной деятельности" (Москва, 1959) прошло около 30 лет. Это был первый опыт создания учебника по предмету, который только что был введен в учебные планы студентов биологических специальностей. За прошедшее время наши знания в области физиологии высшей нервной деятельности чрезвычайно расширились, получили развитие многие направления, возникшие за последние годы, появились новые разделы, углубился нейрофизиологический анализ механизмов работы мозга, во многом изменились подходы к познанию природы мыслительной деятельности человека, появились новые возможности практического использования знания высших функций мозга.

Все это потребовало коренной переработки учебника, замены устаревшего материала новым, пополнения книги накопившимися за это время фактами и идеями. Особое внимание уделено главам частной физиологии высшей нервной деятельности у разных видов животных, где биолог соответствующей специальности (ихтиолог, энтомолог, герпетолог, орнитолог и др.) может получить интересующие его сведения. Основательно переработаны главы физиологии высшей нервной деятельности человека. Они содержат результаты многочисленных, продолжающих накапливаться психофизиологических и нейропсихологических исследований и могут представлять интерес не только для физиологов биологического профиля, но также для психологов, врачей и педагогов.

Конечно, и после такой переработки учебник не лишен некоторых недостатков и погрешностей. Поэтому автор будет признателен всем, кто поможет избежать их в дальнейшем своими замечаниями и советами.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Курс физиологии высшей нервной деятельности читается в университетах, педагогических, медицинских и сельскохозяйственных высших учебных заведениях. Однако учебника по этой дисциплине студенты не имеют. Вытекающие отсюда чрезвычайные трудности преподавания побудили к попытке составить такой учебник для биологов.

Первоисточником и основой этой молодой науки бесспорно должен оставаться монографический труд И.П. Павлова "Лекции о работе больших полушарий головного мозга". Ценными пособиями являются изданный Ленинградским университетом "Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности" Э. Айрапетянца, В. Балакшиной, К. Быкова, Н. Подкопаева и А. Риккль под редакцией акад. К.М. Быкова (1941) и прочитанные на курсах по усовершенствованию врачей "Лекции по физиологии высшей нервной деятельности" акад. Л.А. Орбели (1945).

За последние годы Львовский университет издал краткое пособие для студентов и врачей "Физиология высшей нервной деятельности" Я.П. Склярова под редакцией Г.В. Фольборта (1955), а в издании Московского университета вышли "Лекции по сравнительной физиологии высшей нервной деятельности" Л.Г. Воронина (1957). Последние обобщают большой материал работы автора "Лекций" в этой области. В перечисленных пособиях студент-биолог найдет систематическое изложение основ учения об условных рефлексах.

К настоящему времени накопился громадный материал по частной физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. Собрано очень много, правда пока разрозненных, фактов изучения условных рефлексов у животных разных классов, отрядов и видов. В связи с этим встал вопрос и об использовании фактов, накопленных экспериментальной психологией, освободив их от антропоморфических толкований. Наконец, имеется уже немалое число случаев разнообразнейшего прикладного использования условных рефлексов в практике медицины, педагогики, сельского хозяйства. Все эти сведения, несомненно нужные учащемуся, введены в учебник и заняли в нем свое место.

Учебник написан для биологов. Поэтому он построен в сравнительном и, когда это было возможным, в эволюционном плане. Частная физиология высшей нервной деятельности выделена в большой самостоятельный раздел, потребовавший особенно много труда и внимания. В этом разделе мы хотели собрать для биологов разных специальностей конкретный материал описания и, по возможности, физиологического объяснения поведения изучаемых ими животных. Здесь, к примеру, энтомолог должен найти собранные и систематизированные сведения о высшей нервной деятельности насекомых, ихтиолог - о высшей нервной деятельности рыб, орнитолог - птиц и т.д.

На учебнике несомненно отразились некоторые "трудности роста" сравнительного направления в физиологии высшей нервной деятельности.

Первая трудность заключается в том, что по многим важным понятиям и терминам в этой области еще отсутствует единое понимание как их содержания, так и границ применения. Можно ли, например, говорить об условных рефлексах у червей? По этому вопросу мнения ведущих исследователей, даже непосредственных учеников И.П. Павлова, расходятся. Другая трудность создается бесконечным разнообразием методик и методических вариаций, часто препятствующих сравнению результатов, получаемых в разных исследованиях. Наконец, многочисленные проблемы - "белые пятна" в сравнительном изучении условных рефлексов - чрезвычайно затрудняют обобщение наличного материала. Пожалуй, трудно найти такие акты или свойства рефлекторной деятельности, которые были бы последовательно прослежены на всех основных представителях, особенно на переломных этапах эволюции животного мира. Поэтому раздел частной физиологии получился более феноменологическим, чем сравнительным или эволюционным.

Просмотр корректур перед выходом учебника в свет показал, что за время, прошедшее после сдачи рукописи в печать, в области физиологии высшей нервной деятельности появилось много новых фактов и обобщений. К сожалению, по техническим причинам только малую их часть удалось включить дополнительно в текст.

Полностью отдавая себе отчет в слабых местах этого учебника по новой дисциплине, автор с благодарностью примет все замечания и советы, которые ему будут даны.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе тысячевековой эволюции мира животных развивалась их способность гибко адаптировать свое поведение к условиям окружающей среды. Эта способность достигла высочайшего совершенства в функциях нервной системы, особенно с развитием исключительно ценных для выживания свойств: фиксации следов пережитых событий. Такая память, в широком смысле этого слова, позволяла каждой особи действовать, исходя из собственного жизненного опыта, показывала связь событий в окружающем мире, а при формировании мозга человека явилась основой механизмов его мыслительной деятельности.

Над инертными, врожденными, общими для всех особей вида формами поведения, реализуемыми безусловными рефлексами, возникают и развиваются гибкие, приобретаемые путем жизненного опыта индивидуальные формы поведения, которые реализуются в простейших проявлениях в виде условных рефлексов. Такая высшая нервная деятельность развивается и совершенствуется, обеспечивая все более гибкое и тонкое приспособление поведения к меняющимся условиям окружающей среды.

Учение о высшей нервной деятельности, ознаменовавшее материалистический научный подход к пониманию природы разумного поведения и явлений психики, является великим достижением отечественной научной мысли. Его основы заложены трудами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, оно творчески развивается в исследованиях советских ученых.

В первом разделе учебника излагаются история открытия условных рефлексов, условия их образования, специализации и приспособительной изменчивости. Рассмотрены сложные формы высшей нервной деятельности животных.

Во втором разделе детально описаны особенности условных рефлексов у животных разных видов в широком диапазоне: от простейших до антропоидов. Особое внимание уделено практическому использованию этих особенностей в народном хозяйстве. В изучении высшей нервной деятельности человека центральным является вопрос о социально обусловленном формировании второй сигнальной системы, механизмах мыслительной деятельности и поведении человека.

Далеко не на все вопросы физиологии высшей нервной деятельности в настоящее время получены ответы. По поводу многих из них существуют разные мнения. Однако очень важно, что эта область знания быстро развивается и входит во взаимно полезные контакты со смежными науками.

463 ст. Учебник, ориентированный на изучение физиологии высшей нервной деятельности в вузах и на факультетах, готовящих психологов и педагогов разных специализаций, раскрывает связи физиологических феноменов и знаний с психологическими и педагогическими, а также использование их в практике деятельности психологов и педагогов. В нем много иллюстраций, помогающих усваивать сложное содержание высшей нервной деятельности человека. Во втором разделе изложены концепции знаний, которые характеризуют физиологическую психологию и физиологическую педагогику. По особенностям отбора физиологических данных и рассмотрению их в связях с психологическими ипедагогическими теориями и практикой учебник не имеет аналогов. Для студентов, курсантов и слушателей специальных учебных заведений, аспирантов, научных работников, практикующих психологов и педагогов. Материалы учебника избирательно могут быть использованы при изучении общей психологии, общей педагогики, педагогическойантропологии, коррекционной педагогики, обеспечения безопасности жизнедеятельности и др. ISBN:978-5-238-01540-8

Издательство: "ЮНИТИ" (2009)

КнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании. Учебное пособиеВысшее образование всегда было и остается главным цивилизационным фактором, призванным совершенствовать страну и жизнь людей. Конституционная цель создания в России демократического, социального… — Инфра-М, Бакалавриат Подробнее. 20181018бумажная книга
Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании. Учебное пособиеВысшее образование всегда было и остается главным цивилизационным фактором, призванным совершенствовать страну и жизнь людей. Конституционная цель создания в России демократического, социального… — ИНФРА-М, (формат: 60x90/16, 304 стр.) Бакалавриат Подробнее. 2014582бумажная книга

Мерлин, Вольф Соломонович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мерлин (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве,… … Российская педагогическая энциклопедия

Кравцов, Борис Григорьевич — Борис Григорьевич Кравцов Б.Г. Кравцов Дата рождения … Википедия

Психологическая мысль — Возникновение научных психологических представлений в России относится к XVIII в., когда они приобретают теоретические основания, постепенно освобождаясь от сковывающей религиозной оболочки. Однако зачатки психологических знаний появляются… … Русская Философия. Энциклопедия

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ — Возникновение научных психологических представлений в России относится к XVIII в., когда они приобретают теоретические основания, постепенно освобождаясь от сковывающей религиозной оболочки. Однако зачатки психологических знаний появляются… … Русская философия: словарь

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

(заочная форма обучения)

Примерный перечень тем контрольных работ

1. Электрогенез: история изучения и открытий.

2. Механизмы биоэлектрических явлений.

3. Современная теория мышечного сокращения.

4. Строение синапса.

5. Физиология ретикулярной формации.

6. Функции мозжечка.

7. Функции гипоталамуса.

8. Функции зрительного бугра.

9. Физиология больших полушарий головного мозга.

10. Физиология вегетативной нервной системы.

11. Межполушарная асимметрия головного мозга.

12. Методы исследования высшей нервной деятельности у человека и животных.

13. Механизмы образования уловного рефлекса.

14. Процессы торможения в коре головного мозга.

15. Рефлекторная теория деятельности нервной системы.

16. Основные положения теории функциональных систем.

17. Основы теории системогенеза по Анохину.

18. Инстинкты и их роль в процессе жизнедеятельности.

19. Свойства корковых процессов возбуждения и торможения.

20. Доминанта и ее значимость в условно-рефлекторной деятельности.

21. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

22. Понятие о сигнальных системах. Специфические особенности ВНД человека.

23. Типы высшей нервной деятельности.

24. Темперамент и его типологические особенности.

25. Изменения ВНД под влиянием различных факторов внутренней внешней среды организма.

26. Методы нейрофизиологических исследований.

27. Энграммы: история открытий, состояние проблемы.

28. Теории механизмов памяти и обучения.

29. Гипноз: сон или бодрствование?

30. Структура целенаправленного поведенческого акта.

31. Нейрофизиологические особенности организации движений у леворуких.

32. Потребность как социальная и биологическая категории.

33. Мотивация и доминанта.

34. Функциональная значимость эмоций.

35. Психофизиология памяти.

36. Психофизиология функциональных состояний.

37. Психофизиология восприятия.

Методические указания по подготовке контрольной работы

Контрольная работа включает анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.

Источником для написания контрольной работы может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).

Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.

Рекомендуемый объем контрольной работы – от 15 до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы.

Контрольная работа должна быть сдана не позже оговоренной с преподавателем даты.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

1. Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник/ А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

2. Нормальная физиология. Учебник, 2005, ред. Орлов Р.С.

3. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Т.А., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы. - Ростов на Дону, 2008.

4. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие/ В. М. Смирнов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. - 464 с.

5. Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 478 с.

6. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс. 2004.

8. Николаева Е.И. Психофизиология. М.: Сибирский независимый институт. 2003.

9. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. М.: МГУ. 2010.

б) Дополнительная литература:

1. Учебно-методическое пособие для студентов по основам нейрофизиологии и ВНД. Под ред. проф. Савченкова Ю.И. и Шилова С.Н. – Красноярск, 2010.- 240 с.

2. Основы нейрофизиологии и высшей неравной деятельности (методические разработки к практическим занятиям). Под. ред. проф. Савченкова Ю.И. – Красноярск, 2007.- 11 с.

3. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований. 2005.

Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

Институт социально-гуманитарных технологий

Кафедра специальной психологии

Студентка 1 курса заочного отделения

к.м.н., доцент кафедры специальной психологии

Александр Борисович Коган

Основы физиологии высшей нервной деятельности

(издание второе, переработанное и дополненное)

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Все это потребовало коренной переработки учебника, замены устаревшего материала новым, пополнения книги накопившимися за это время фактами и идеями. Особое внимание уделено главам частной физиологии высшей нервной деятельности у разных видов животных, где биолог соответствующей специальности (ихтиолог, энтомолог, герпетолог, орнитолог и др.) может получить интересующие его сведения. Основательно переработаны главы физиологии высшей нервной деятельности человека. Они содержат результаты многочисленных, продолжающих накапливаться психофизиологических и нейропсихологических исследований и могут представлять интерес не только для физиологов биологического профиля, но также для психологов, врачей и педагогов.

Конечно, и после такой переработки учебник не лишен некоторых недостатков и погрешностей. Поэтому автор будет признателен всем, кто поможет избежать их в дальнейшем своими замечаниями и советами.

Автор выражает благодарность сотрудникам Института нейрокибернетики и кафедры физиологии человека и животных Ростовского государственного университета им. М.А. Суслова: Т.В Алейниковой, М.X. Закиян, О.Ф. Маркштедер, Т.А. Амелиной, Е.В. Яковлевой, И.Ф. Калмыкову, оказавшим большую помощь в подготовке данного учебника к печати.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Курс физиологии высшей нервной деятельности читается в университетах, педагогических, медицинских и сельскохозяйственных высших учебных заведениях. Однако учебника по этой дисциплине студенты не имеют. Вытекающие отсюда чрезвычайные трудности преподавания побудили к попытке составить такой учебник для биологов.

К настоящему времени накопился громадный материал по частной физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. Собрано очень много, правда пока разрозненных, фактов изучения условных рефлексов у животных разных классов, отрядов и видов. В связи с этим встал вопрос и об использовании фактов, накопленных экспериментальной психологией, освободив их от антропоморфических толкований. Наконец, имеется уже немалое число случаев разнообразнейшего прикладного использования условных рефлексов в практике медицины, педагогики, сельского хозяйства. Все эти сведения, несомненно нужные учащемуся, введены в учебник и заняли в нем свое место.

Учебник написан для биологов. Поэтому он построен в сравнительном и, когда это было возможным, в эволюционном плане. Частная физиология высшей нервной деятельности выделена в большой самостоятельный раздел, потребовавший особенно много труда и внимания. В этом разделе мы хотели собрать для биологов разных специальностей конкретный материал описания и, по возможности, физиологического объяснения поведения изучаемых ими животных. Здесь, к примеру, энтомолог должен найти собранные и систематизированные сведения о высшей нервной деятельности насекомых, ихтиолог — о высшей нервной деятельности рыб, орнитолог — птиц и т.д.

Просмотр корректур перед выходом учебника в свет показал, что за время, прошедшее после сдачи рукописи в печать, в области физиологии высшей нервной деятельности появилось много новых фактов и обобщений. К сожалению, по техническим причинам только малую их часть удалось включить дополнительно в текст.

Полностью отдавая себе отчет в слабых местах этого учебника по новой дисциплине, автор с благодарностью примет все замечания и советы, которые ему будут даны.

В процессе тысячевековой эволюции мира животных развивалась их способность гибко адаптировать свое поведение к условиям окружающей среды. Эта способность достигла высочайшего совершенства в функциях нервной системы, особенно с развитием исключительно ценных для выживания свойств: фиксации следов пережитых событий. Такая память, в широком смысле этого слова, позволяла каждой особи действовать, исходя из собственного жизненного опыта, показывала связь событий в окружающем мире, а при формировании мозга человека явилась основой механизмов его мыслительной деятельности.

Над инертными, врожденными, общими для всех особей вида формами поведения, реализуемыми безусловными рефлексами, возникают и развиваются гибкие, приобретаемые путем жизненного опыта индивидуальные формы поведения, которые реализуются в простейших проявлениях в виде условных рефлексов. Такая высшая нервная деятельность развивается и совершенствуется, обеспечивая все более гибкое и тонкое приспособление поведения к меняющимся условиям окружающей среды.

Учение о высшей нервной деятельности, ознаменовавшее материалистический научный подход к пониманию природы разумного поведения и явлений психики, является великим достижением отечественной научной мысли. Его основы заложены трудами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, оно творчески развивается в исследованиях советских ученых.

Сейчас не вызывает сомнений, что сознание и мышление человека, его идеалы и духовные потребности, планы и образы окружающей действительности,

какими бы возвышенными и исключительными они нам ни представлялись, прозаически связаны с функционированием вещественного, материального органа — мозга. Однако беспокоит вопрос: как все же на основе биологического характера процессов в мозгу возникает психика в ее отражательных и регулирующих поведение человека возможностях? Какова природа психики?

Ответить на эти вопросы позволили многочисленные экспериментальные исследования физиологии высшей нервной деятельности в

XIX—XX вв. и новейшие общенаучные теории систем, синергетики 1 и голографии 2 .

Ознакомление с данными физиологии высшей нервной деятельности имеет большое эвристическое значение для понимания психических явлений. Рассуждения и определения психологиче- ской науки и содержания учебной дисциплины воспринимаются некоторыми как малопонятная схоластика, но только до тех пор, пока не будет понята их связь с работой мозга. Из выглядящих словесными упражнений они превращаются у обучающегося в мысленные образы и видение психологической реальности, что повышает и их понимание и практическое применение.

1 Синергетика (îò ãðå÷. synerg ē tikos — совместный, согласно действующий) — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем ). Оно изучает процессы возникновения, устойчивости и распада структур самой различной природы.

2 Голография (îò ãðå÷. h ó los — полный и gr á ph ō — пишу) — способ получения целостных объемных изображен предметов на фотопластинке и в пространстве с помощью излучений. Это оптический феномен от возникновения стоячей волны в некоторой области пространства при сложении нескольких электромагнитных волн, частоты которых с очень высокой степенью точности совпадают. Он возникает как продукт сложения одной волны от генератора излучения (опорная волна), а другой — от объекта (объектная волна). Голография — теория объясняющая причины возникновения целостного и объемного оптического изображения, подобного реальному.

I. Основы психологии и педагогики

Среди людей, признающих связь психики и мозга, наиболее распространены т р и т о ч к и з р е н и я на характер этой связи.

Первая точка зрения — ее именуют психофизиологическим монизмом — это то, что связь мозговых физиологических явлений с психологическими жестко однозначна: первое напрямую определяет второе, каждый физиологический процесс вызывает определенный психологический, какова физиология — такова и психология. Происходит, таким образом, их отождествление, сведение всего к физиологии, т.е. по существу отрицание психики как особого явления в мире. Такое понимание приводит и к утверждению, что функционирование психики полностью обусловлено биологическими, животными закономерностями и зависимостями.

Вторая точка зрения — психофизиологический параллелизм —

диаметральная противоположность первой. Ее приверженцы каче- ственному своеобразию психики придают исключительное значе- ние. Признавая, что материальным субстратом психики является мозг, они не усматривают никаких иных взаимосвязей между ними. Практически получается, что физиологические и психологические явления функционируют параллельно, рядом, не соприкасаясь между собой. Вольно или невольно такую позицию занимает немалое число обществоведов, педагогов, юристов и еще больше практиков. В решении вопросов организации жизни, труда, управления, воспитания они забывают о физиологии человека — свойствах его нервной системы, утомлении, здоровье, задатках и т.д. — в ложном убеждении, что правильным воздействием, волей, приказом, принуждением можно решить все. Такое мнение — проявление волюнтаризма и некомпетентности.

Третья точка зрения — психофизиологическое взаимодействие —


2. Основы научно-психологического знания

ко физиологическое влияет на психологическое, но и наоборот — второе влияет на первое. Эта точка зрения наиболее распространена, но тоже не лишена некоторых слабостей 1 .

Развитием понимания взаимодействия выступает системная концепция природы психического (А.М. Столяренко, 2001, 2006, 2009 2 ), основанная на последовательной реализации теории систем, идей синергетики и голографии, являющимися основными направлениями постнеклассического междисциплинарного научного исследования.

Общая теория систем, возникшая в середине XX в. и продолжающая развиваться, — совокупность идей, принципов, методов и гипотез констатирующих, что сложные космические, физические, химические, биологические, социальные, технические и др. объекты и процессы независимо от их природы представляют собой взаимосвязанные совокупности элементов, образующих целостности — системы, функционирующие на основе общих принципов. Принципиально и эвристично положение о том, что свойства сис-

темной целостности не сводимы к свойствам образующих ее элементов или к арифметической сумме их. Это качественно иные системные свойства (эмерджентные), которые не присущи ни одному из элементов, входящих в структуру данной системы. Они есть феномен более высокого порядка, интегральный, системный продукт взаимодействия всех их элементов.

2 Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов. М., 2009. С. 182—200.

I. Основы психологии и педагогики

В общем, образование систем как целостностей с интегрально возникшими системными свойствами и иерархической структурой управления входящими в нее элементами — качественный скачек в реальных явлениях и процессах, возникновение принципиально нового, более сложного феномена. Это обычное явление в мире, детальный механизм которого практически не раскрыт наукой.

Проследим сказанное на реальных и общеизвестных фактах. Периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева располагает

вещества разной природы в определенном порядке. По своему строению они отличаются друг от друга зарядом ядра, числом электронов и других частиц, их расположением на разных орбитах. Элементы, находящиеся рядом в таблице и отличающиеся по своему строению только одним — двумя электронами и зарядами, принципиально отличны по своим химическим и физическим свойствам: один — газ, другой — жидкость, третий — металл и др. Ина- че говоря, даже незначительные количественные изменения в них приводят к резким качественным различиям их химических и физических свойств. Как и почему это происходит? С позиций механистических представлений это не объяснимо вообще.

Число элементов более сотни, а число состоящих из них объектов, веществ и процессов на Земле и во Вселенной, часто вообще не похожих друг на друга, исчисляется миллиардами миллиардов. Например, любому образованному человеку известна формула воды, состоящая из двух атомов водорода и одного — кислорода. Водород и кислород — газы со своими свойствами. Вода же — жидкость, обладающая совершенно иными свойствами. Это факт, но откуда берутся эти новые свойства? То же можно проследить и по другим веществам, окружающей нас материальной природы.

Еще пример — рукотворная техническая система: компьютер, телевизор, мобильный телефон, проигрыватель и др. Они работают на основе схем, представляющих собой набор электронных элементов, соединенных по схеме в строго определенном порядке и взаимосвязях. Это обычно кусочки металлов, сплавов, кристаллов, полимеров и пр. Ни один из них не обладает свойством воспроизводить изображение, звук или даже миллионную долю их. На это способна только особым образом созданная из них системная целостность — телевизор или что-то другое. Будучи включенными в строго организованную структуру целостности электронного устройства, каждая такая частица начинает проявлять себя в новом качестве — проводника, сопротивления, конденсатора, фильтра и т.п.

Мы обычно не задумываемся над механизмами таких скачкообразных качественных превращений, происходящих постоянно вокруг. Но когда принципиально то же происходит во взаимодейст-

2. Основы научно-психологического знания

 переносе на психофизическую и психофизиологическую проблемы сказанное приводит к выводу, что психические явления не сводимы к физиологическим. Если использовать механистиче- скую логику психофизических монистов, то им следовало бы отрицать и существовании физиологии живого организма. Ведь физиологические явления есть не что иное, как процессы химиче- ских превращений, обмена веществ, перемещения частиц, жидкостей, положительно и отрицательно заряженных ионов, изменений электрических потенциалов, температуры тела и др. Однако это не обычные физические и химические вещества и процессы, а те, что включены в связи, отношения и динамику жизни целостного организма — материальной органической реальности более высокого уровня организации, чем атомы и молекулы этих веществ, управляемой к тому же центральной нервной системой. Поэтому физиология животных и человека — это не простые химия и физика, а принципиально иные — физика и химия живого тела.

 системе живого организма вещества сохраняют свои основные свойства, присущие им как частицам неживой материи. Однако, вовлекаясь в системную организацию жизни организма, и становятся элементами его системы, они не проявляют часть таких свойств, а обнаруживают даже некоторые новые — функцио- нально-физиологические, обеспечивающие их подчинение новым законам более высокого уровня — системной саморегуляции целостного организма, и становятся при этом элементами физиологии его жизни . Смерть прекращает систему жизни организма, его закономерности, физику и химию живого, приводя к распаду их на вселенские физические и химические элементы. Аналогичны и системные отношения физиологических и психологических явлений.

Данные этих подходов и теории систем дают основания для понимания отношений физиологических и психических явлений как нелинейных . Как и везде при таких отношениях, более сложное вы-

I. Основы психологии и педагогики

ступает не простой суммой более простого, не как перенос первого во второе, а как процесс вероятностный, процесс интегративных преобразований, качественного скачка, возникновения новых отношений структуры и функций, системности более высокого уровня организации с новыми свойствами и закономерностями функционирования.

П с и х и к а — особая, сложно организованная форма движения материи и идеального отражения объективной реальности, ка- чественно своеобразное свойство материального объекта — мозга, системный продукт его целостной, высокоорганизованной, системно функционирующей высшей нервной деятельности. Как системное свойство с синергетическим эффектом, оно не сводимо к отдельным физиологическим явлениям в мозгу или любой арифмети- ческой сумме их. Это качественно новый продукт особым образом организованной физиологической динамики. Системная природа психического свойства определяет и его качественное отличие от физиологических мозговых процессов , относительную независимость от них и более высокий уровень функционирования мозга. Это не означает потери его взаимосвязей и определенных взаимозависимостей с ними. Физиологические явления, конечно, находят свое проявление в психике, но это происходит не прямо, не однозначно, а системно. Поэтому физиологические явления напрямую не определяют поведение человека, не пройдя оценки и не получив санкций на уровне психики. Их влияния, поднявшись до уровня психики, сразу включаются в ее собственную психологическую систему и оказываются под решающим влиянием особых — психологических —

2. Основы научно-психологического знания

Новый и более высокий уровень общей целостной деятельности мозга — психологический — обретает (как это присуще системным свойствам любых систем) свои феномены, механизмы и закономерности. Как и всякая системность, непременно имеющая уравневое, иерархическое строение, психологический уровень диалектически включает и преобразует многое из физиологического, преломляя его через свою систему феноменов и закономерностей и отражая в ней действующие социальные условия. Психология человека, испытывая влияния физиологии мозга и играя доминирующую роль в регуляции взаимоотношений человека с внешним миром человека, в свою очередь влияет на физиологию.

Физиологические феномены высшей нервной деятельности отражают мир, но в физиологической форме. Психическое отражение —

более высокий и более достоверный (по сравнению с физиологиче- ским) уровень отражения — уровень психического отражения, на котором возникают, действуют и доминируют свои психологические и социально-психологические закономерности. Таким образом, мозг

— субстрат сознания человека, орган психики, которая является его важнейшим системным свойством. Качественное своеобразие этого свойства заключается в возможности мозга удваивать окружающий человека мир, представлять его в субъективной, идеальной форме

— в виде ощущений, образов, чувств, мыслей, идей, побуждений и других явлений психической природы, а также обеспечивать большее совершенство регуляции человеческого поведения в окружающем мире, влияя и на физиологические процессы высшей нервной деятельности.

Знание самых общих основ физиологии высшей нервной деятельности, излагаемых ниже, позволяет подойти к более глубокому пониманию психики и ее функционирования.

Биологическая эволюция живых существ, т.е. развитие их анатомии и физиологии, прошла очень долгий путь. Она жестко


I. Основы психологии и педагогики

вой и межвидовой). Это тоже потребовало совершенствования приспособительных способностей и реакций, развития нервной системы и физиологических процессов в ней.

Физиология как наука изучает материальные (физиологические) процессы жизнедеятельности живого организма. Физиология нервной системы, являясь одной из отраслей ее, изучает эти процессы в нервной системе — специализированной системе организма. Последняя выполняет две основные функции:

1) управление внутренними системами организма (сердечнососудистой, пищеварения, дыхания и др.) для поддержания нормальной внутренней среды организма;

2) обеспечение взаимодействия живого существа с внешней средой и поведения в ней.

Соответственно есть и два вида физиологии нервной деятельности: низшая и высшая. Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) — это и особая физиологическая реальность, и отрасль физиологи- ческой науки. Именно они имеют отношение к психике, а научные данные этой отрасли выступают естественно-научной îñíî-

вой психологической науки .

Большая заслуга в разработке учения о физиологии высшей нервной деятельности принадлежит отечественным ученым —

И.М. Сеченову (1829—1905) è И.П. Павлову

Павлов первым начал экспериментальное исследование высшей нервной деятельности, ему принадлежит само название этой деятельности, полученные данные являются по сей день образцом объективности и доказательности. Ныне оно углублено и дополнено новыми данными, продолжая занимать свое место в истории исследований высшей нервной деятельности и понимании ее рефлекторной доставляющей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.