Адаптация в саду невролог

Предлагаю начать издалека.

Как Вы для себя самой формулируете цель, с которой ребенок ходит в сад? Вы работаете? Планируете работать в ближайшее время?

Вам нравится сад, куда ходит ребенок? Воспитатели Вам нравятся?

Как другие члены семьи комментируют ситуацию с садиком?

Цитата:
Когда был по-младше постоянно просился на руки, когда ему было страшно. Сейчас от этого отучили.
Как Вам это удалось?

В какой момент с начала октября Вы поняли, что адаптация у сына затягивается\идет не так, как надо?

Когда заканчивается больничный психолога?

Сад мне нравится, воспитатели хорошие! Судя по моим наблюдениям пытаются помогать Саше, но как мне показалось у одной лучше получается его успокоить, чем у другой.

Папа переживает за сына, конечно больше переживаю я, я больше времени с ним провожу и вижу все его переживания.

От рук отучала постепенно. Он и дома просился часто на руки, но дома проще это удалось сделать. Буквально несколько раз похныкал и все. Вот с подниманием по лестнице было тяжко ему. Мы живем на 5 этаже,дом без лифта.На втором этаже он всегда говорил "А я фу", т.е он устал. Я его перестала поднимать,орал две недели, поднимались минут по 30 бывало.

Я поняла, что адаптация в саду будет тяжелая еще в сентябре месяце, когда стали ходить на развивающие занятия. Занятия проходили раз в неделю. Урок ИЗО был совместный с родителями, а пение и ритмика- должна проходить без родителей. Саша не смог без меня пойти на занятия-сидела с ним. Он сидел просто как зритель и ничего не делал, последний раз когда ходили очень сильно плакал. А потом нам дали путевку в сад и я перестала его туда водить.
И летом у меня возникали такие мысли,что сад для нас будет тяжелы испытанием, судя по тому как он ведет себя со взрослыми и детьми чужыми. Он даже к бабушке ко второй вот только недавно привык.она редко приезжает к нему и по осени напугала его, он сказал что боится ее. Но сейчас уже все нормально, после этого он ее видел раза 3-4, даже обнимать стал при встрече.

С психологом в саду мне удалось поговорить. Она заходила в группу, посмотрела обстановку. В четверг вечером поговорила с ней-она сказала такой ребенок, привыкать будет долго. Предлагала чтоб кто-то другой водил Сашу в сад, но у нас папа работает с 6 утра, поэтому водить только я могу. Предложила водить эту неделю также до трех, след приводить на завтрак и тоже до рех. Сказала зайдет в группу на неделе.
Еще предложила поиграть дома в детский сад. Пришла в гости двоюродная сестра 8 лет стала играть в сад, Саша распсиховался, обиделся, когда стала она укладывать зверюшек спать на кровать он сказал нет и чуть не заплакал. Спрашивала у психолога что может выходной устраивать еще один в течении недели, но как-то она сначала согласилась, потом сказала нет, что отвыкать будет

Цитата:
В данный момент я не работаю,пока не планирую выходить до февраля.(В феврале бабушка будет помогать с Сашей,если не адаптируется к тому времени)

Цитата:
хочу что бы он научился общаться со сверстниками, играл, получал знания. И со мной спокойно расставался.

Вот смотрите, получается, что Вы не ориентированы на сад: Вы ставите задачи, которые могут быть решены иначе. Например, через посещение детских площадок и развивающих групп, через хождение в гости и приглашение гостей к себе. Таким способом поставленные Вами задачи могут быть решены мягче и экологичнее по отношению к ребенку.

Понимаете, когда есть острая необходимость в саду. Например, если Вы не выйдете экстренно на работу, потеряете место, уровень жизни семьи катастрофически снизится, тогда вся семья относится к посещению сада, как к чему-то неизбежному, безвариантному, не обязательно плохому. Тогда ребенку легче принять эту необходимость. В Вашем случае такой острой необходимости нет. Если что Вас готова страховать бабушка.

Можете ли Вы в принципе отказаться от сада? Или отказаться в этом году?

Если нет, давайте присмотримся к имеющимся ресурсам: Вы говорите, что воспитатели хорошие, помогают сыну, с одной у него контакт лучше, с ней ему проще. Как ей это удается? Что она делает такого, чего не делает другой воспитатель?

Есть ли в саду хотя бы что-то. что сыну нравится?
Есть там дети, которые ему симпатичны? Занятия? Игрушки?

Как адаптировать ребенка с неврологией к ДОУ сохранов его здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Как адаптировать ребенка с неврологией к ДОУ сохранив его здоровье. 33 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МАДОУ № 200 г. Хабаровска

В первую младшею группу принимают детей с 2 до 3 лет. Этот возраст характеризуется сильной привязанностью ребёнка к матери и наличием страхов по отношению к чужому взрослому человеку, особенно, если идёт речь о ребёнке с проблемами нервно – психического развития.

Правила яслей предписывают первое время приводить ребёнка не более чем на два часа. Это время большинство детей сильно (со слезами) переживают разлуку с матерью. Чтобы снизить стрессогенность ситуации, необходимо предварительно, до регулярного посещения ДОУ, знакомить ребёнка с воспитателем и детьми на прогулках. Но не всем малышам эта рекомендация помогает быстро освоиться, тем более детям с неврологией. Они не успевают достаточно привыкнуть к новому окружению, чтобы оторваться от мамы. Для них это стресс: остаться одному в мало знакомой ситуации, и лишиться чувства защищённости, поэтому ребёнок остро реагирует на отсутствие самого близкого человека. Переживания ребёнка затрудняют его адаптацию и сказываются на его психосоматическом здоровье. Такой малыш, посещая группу, начинает часто болеть простудными заболеваниями, что свидетельствует о трудностях адаптации.

Чтобы сгладить данную стрессовую ситуацию и сохранить здоровье ребёнка, взрослым необходимо поставить перед собой задачу: позволить ребёнку самому без слёз переступить порог группы и остаться ему там столько, сколько он первое время захочет, без уговоров со стороны взрослых. Маленький ребёнок должен постепенно привыкать к чужому взрослому, к большому количеству детей, новой обстановке и требованиям. Каждому ребёнку требуется своё количество времени для адаптации. Насколько быстро или долго дети привыкают, зависит от состояния нервно-психического здоровья и насколько у каждого из них сформировано чувство безопасности.

Поэтому необходимо готовить ребёнка к поступлению в ясельную группу детского сада задолго до того, когда придёт время вести его туда. Следует оставлять ребёнка с родственниками или хорошо знакомыми на некоторое время, увеличивая его. Первый раз лучше привести ребёнка в группу первым, когда кроме воспитателя никого нет. Это даст возможность малышу познакомиться с воспитателем, с игрушками, а воспитателю понаблюдать за ребёнком. Постепенный приход детей позволит им проявить интерес друг к другу. Малыш, не теряя маму из виду, находится столько времени в группе, сколько может. Как правило, такие дети первое время просятся домой до завтрака. В этот же день необходимо привести ребёнка на прогулку, где ему будет предоставлена возможность осваиваться в новой ситуации и взаимодействовать со сверстниками. Забирать его следует тогда, когда он сам попросит вас об этом. Подчиняясь требованиям воспитателя, ребёнок может принять участие в сборе игрушек после прогулки и вместе с детьми зайти в здание детского сада. Для начала этого достаточно.

На следующем этапе маме необходимо во время прогулки уходить на некоторое время, объясняя ребёнку причину. Например, мама может сказать, что она сходит домой , чтобы сварить суп и придёт за ним. Но не следует этого делать утром. Постепенно ребёнок будет находиться больше времени в детском саду, а время между утренним приходом и дневным будет сокращаться. Далее мама может уходить и утром, а время своих уходов увеличивать. Следует отметить, что болезнь ребёнка в период его адаптации может затруднить этот процесс. Тогда нужно начинать всё сначала. Необходимо помнить, что данная схема адаптации реализуется у каждого ребёнка в свой временной промежуток. Это помогает ребёнку безболезненно и без лишнего стресса привыкнуть к новой для него жизненной ситуации.

  1. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Гуровец Г. В. Детская невропатология . Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 303 с. — (Специальное образование).
  3. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006 - №5. – С. 32-34.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые, родители! Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу. Он переходит на новую ступень и, как адаптируется к школьной жизни, зависит от Вас. Чтобы ему легче адаптироваться, предлагаем теоретические и пр.

Логопедия связана с медициной, и о том, что механизм возникновения некоторых дефектов речи связан с нарушением и особенностями нервной системы. Поэтому .

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу.

Для родителей старшего дошкольного возраста.

Всем известно, что логопедия связана с медициной, и о том, что механизм возникновения некоторых дефектов речи связан с нарушением и особенностями нервной системы. Поэтому участие детского невролога в .

Вот уж не думала, что нам садик так тяжело пойдет психологически. К болезням была готова, а вот что может не понравиться в садике, даже не могла представить.

Сыночек очень общительный, абсолютно не домашний. Запросто остаётся без мамы в гостях, даже на неделю. Конечно, скучает, но слез или капризов каких-то нет, по крайней мере, не было. В садик рвался весь год, ему жутко не хватает общения. И вот нам совершенно неожиданно садик выделили. Ходили вместе с сыночком на день открытых дверей, посмотрели, даже поиграли на площадке. Ему всё понравилось. Очень просился побыстрее пойти. Но этот день немного отложился из-за болезни, а потом занимались оформлением карточки.

И вот день наступил. Завтра идти в первый раз, а мой ребенок говорит, что не хочет больше в садик.

Потом было два дня выходных и в понедельник сразу остался на весь день. А вечером мне сказали, что он в сончас плакал, ждал маму и совсем не спал. Хотя вечером я его еле забрала, так заигрался.

Отходил неделю. Вроде сейчас не плачет, по крайней мере, воспитательница говорит, что всё нормально, ест хорошо, играет, спит почти весь сончас. Но ходить в сад всё равно не хочет, ни с кем близко не знакомится, друзей не пытается завести, хотя и играет с детьми, сама видела. Но на улице сидит рядом с воспитателем, в песочницу не идет. Говорит, что ему игрушки не дают, обижают, толкают. Он, допустим, просит (пожалуйста), а его игнорируют. У самого из рук забирают. Дома он очень активный, а там сразу глаза на мокром месте и жалуется. Я понимаю, что это всё моменты адаптации, объясняю где и как себя нужно вести, если он мне рассказывает, но на большинство моментов, он просто говорит, что это СЕКРЕТ.

А вот вчера стал хрюкать, чувствую, что заболевает. Вечером полечила, спать уложила. А ночью у него случилась истерика. Кричал на весь дом, плакал, дрался, просился к мамочке, но тут же меня бил. Я видела, что он до конца не проснулся, снова лунатит, но привести в чувство не могли. Пить отказывался, от мультиков, сказок, песенок тоже. Я и умывала, и качала на руках, но это почти не помогало. Потом папа как-то до него достучался, пока я младшего успокаивала. Попил водичку, я рассказала несколько сказок, уснул, но через некоторое время снова истерика повторилась.

Ночных истерик, да и вообще, истерик у нас давно не было. Года два, наверное. Периодически пили Зайчонка, когда явно требовалась какая-то помощь извне. А вот сейчас не знаю, какой препарат лучше дать. Стою перед выбором то ли снова Зайчонка пропоить, то ли Тенотен детский. Зайчонка последний раз мы принимали в начале августа. Вроде как, всего два месяца прошло. Но по составу он мне как-то больше импонирует. А про Тенотен я ничего толком не знаю, отзывы в интернете разные абсолютно. К нашему неврологу идти бесполезно, только вирусы дополнительно ловить. А у платного мы были в прошлую субботу. Тогда ещё не было такой проблемы. Но сомневаюсь, что нам что-то иное пропишут для помощи в адаптации.

Девочки, кому что рекомендовал врач? Кто давал Тенотен, были ли видны явные улучшения? На следующей неделе я всё равно схожу к врачу, но начать хотелось бы уже сегодня, т. к. ещё две ночи впереди.


Адаптация в детском саду. Частые проблемы. Методы их решения. Обо всем подробнее читайте ниже.

Неврологические и психологические проблемы

Если заранее известно, что ребенок страдает повышенной нервной возбудимостью, скорее всего невролог заранее назначит легкие седативные лекарства. Например, пантогам, глицин, тенотен, микстура с цитралью. Эти препараты можно давать 2 раза в день, так что посещать садик они не помешают. Принимать их нужно весь первый месяц в садике, чтобы ребенку было легче адаптироваться.

Если до садика ребенок был спокойным, и внезапно становится беспокойным в период адаптации к детскому саду. Не спит в садике, капризничает. Плохо засыпает ночью. На это обязательно стоит обратить внимание. Если, в первые недели посещения садика, обнаруживаются такие симптомы, можно начать давать ребенку один из следующих препаратов:

Глицин — аминокислота, обладающая тормозящим, успокаивающим влиянием на нервную систему. Применяется у детей с 1 месяца. Детям от 1,5 до 3хлет рекомендуется в дозе ½ таб – 2 р/д — 1 месяц, старше 3х лет по 1 таб — 2р/д. Рекомендуется держать под языком до полного рассасывания. Если ребенок не умеет рассасывать таблетку, ее измельчают в порошок и помещают между внутренней поверхностью щеки и деснами (за щечку).

Тенотен детский. Применяется у детей с 3х лет. Гомеопатический препарат, содержащий сверхмалые дозы действующего вещества. Представляет собой таблетки для рассасывания, при необходимости таблетку можно растворить в 1 ч/л воды. По 1 таб 2 раза в день от 1 до 3х месяцев.

Валериана и пустырник. Детям до 4х лет прием экстракта и настойки валерианы и пустырника не рекомендуется.

Поэтому маленьким детям рекомендуется делать ванны: 2 флакона настойки добавить в ванну на 10литров воды. Или 2 столовые ложки измельченного корня валерианы или травы пустырника заварить 1л кипятка, кипятить 2-3 минуты, настоять в течение часа и добавить в ванну. Продолжительность ванны 15-20 минут. Ванны делать 10 дней подряд или 10 раз через день.

Ребенок может внезапно начать грызть ногти, сосать палец, могут появиться какие-то навязчивые движения — все это неврологические проблемы, показывающие, что период адаптации протекает у ребенка тяжело — следовательно, нужно обратиться за помощью к неврологу или психоневрологу.

Но кроме лечения ребенка во всех проблемах родителям придется разобраться. Нужно найти в чем причина и попытаться решить проблему.

    • Ребенка в садике обижают другие дети: обратить на это внимание воспитателя — поговорить с детьми и их родителями,
    • Ребенок боится воспитателя — поговорить с воспитателем, познакомить ребенка с ним поближе,
    • Ребенок боится что мама вечером не придет и оставит его в садике навсегда. Забирать ребенка пораньше, пока за другими детьми еще не пришли — пусть видит, что Вы к нему торопитесь и т.д.

Адаптация в детском саду Гастроэнтерологические проблемы

Если ребенок страдает заболеваниями ЖКТ, (чаще всего это дискинезия желчевыводящих путей или реактивный панкреатит), изменение питания + нагрузка на нервную систему во время адаптации тоже могут спровоцировать обострение заболевания.

В этом случае нужно показать ребенка гастроэнтерологу за 1 месяц до посещения садика, и провести курс профилактического лечения заранее, потому что все желчегонные и ферментные препараты дают ребенку перед или во время еды, три раза в день. В садике это будет проблематично.

Родителям также рекомендуется первый месяц ежедневно внимательно изучать меню по утрам и предупреждать воспитателей, какие продукты сегодня не нужно давать ребенку. Постепенно ребенок адаптируется к новой пище.

Адаптация в детском саду Пищевая аллергия

Рекомендуется пролечить ребенка заранее, добиться стойкой ремиссии. Первые 2 недели в детском саду подавать ребенку антигистаминные препараты. Таким родителям придется внимательно читать меню каждый день, весь период посещения ребенком садика или, если продуктов — аллергенов мало, сразу договориться с воспитателями, чтобы ребенку их не давали.

Срыв пищеварения и аллергия могут возникнуть у ребенка впервые в период адаптации:

  • происходит смена привычного питания на стандартное — одинаковое для всех.
  • родители, пытаясь утешить ребенка или порадовать его начинают покупать ему сладости, которых до этого ребенок не пробовал или раньше только пробовал иногда, а теперь стал есть ежедневно.

Вывод: Лучше заранее ознакомиться с меню в детском саду и попробовать дома новые для ребенка продукты и блюда, которые он теперь будет кушать в садике. И не покупать ребенку новых для него лакомств хотя бы первый месяц.

Адаптация в детском саду Непредвиденные проблемы

Ребенок может снова начать все делать в штанишки, даже если раньше делал это на горшок.

У детей старше 3х лет в садике может возникнуть запор, даже если раньше стул был регулярным. Ребенок начинает произвольно задерживать стул.

Кстати, мокрые и грязные штаны тоже могут быть результатом неудавшейся произвольной задержки мочеиспускания и дефекации.

Кормить ребенка утром дома не рекомендуется, если Вы хотите, чтобы он кушал в садике.

Чаще всего связан с тем, что ребенок не умеет сам есть ложкой, привык чтобы его кормили, да еще развлекали, например показывали мультики. Надо дома пересмотреть отношение к процессу еды. Теперь это будет легче — ребенок будет возвращаться из садика голодным.

Что такое период адаптации можно прочитать здесь.

Как оформить ребенку медицинские документы в садик: здесь.

Как уберечь ребенка от ОРЗ во время адаптации считайте здесь.

Очень надеюсь, что статья оказалась Вам полезной. Адаптация в детском саду

Желаю здоровья и успехов в детском саду.

  1. Период адаптации в детском садуКогда ребенок впервые оформляется в.
  2. Аллергия на памперс Частые причиныАллергия на памперс достаточно частая.
  3. Прививка от полиомиелита в садуДеткам, посещающим садик тоже делают прививки.
  4. Справка в детский сад после болезниКогда требуется медицинская справка в.
  5. Как укрепить иммунитет ребенка ?Как укрепить иммунитет ребенка ? Что.

11 комментариев: Адаптация в детском саду Частые проблемы


Моей доченьке 2г.3мес.В сад ходит 2 мес.(месяц из них на больничном) В садике за ней нет замечаний (в тихий час спит,ходит на горшок без проблем,кушает),но утром и после сада закатывает истерики говорит не хочу к тёте.Воспитатели по моему хорошие,вообщем незнаю в чём проблема.Тоже хочу ей дать что-то успокоительное,чтобы спала ночью.Может тоже попробовать Зайчонок (только не знаю продают ли его в наших аптеках)


Елена! Можно попробовать глицин.



У меня старшая долго привыкала…Месяца 2 плакала с утра. А младшая поплакала пару недель и все. Сейчас обеим нравится в садике)


Поход в детский сад — это сильный стресс для ребенка, а из-за стресса организм еще больше подвергается разным вирусам.
Считаю, что помочь некоторым деткам, нужно обязательно в этот период.
Нам невролог советовал давать мармеладки зайчонок, они и вкусные, и полезные, в них и витамины, и такой нужный для нервной системы магний.


Подскажите, пожалуйста, ребенок трех лет ходит неделю в детский сад. Спать отказывается, устраивая истерики. Мама не хочет забирать его до сна. Что делать?


Лариса! Воспитателям надо, как-то искать общий язык с мамой (если с мамой не получается, то с папой или бабушкой) и с ребенком.


Больше всего проблем возникает, когда родители приводят детей в детский сад вообще без всякой подготовки, считая, что всему научит воспитательница. А бедные детки не понимают, куда вдруг исчезла мама и зачем их сюда привели.


Бедные, бедные дети! Для них посещение детского сада — психологический шок, а кроме всего прочего, начало кучи всяких болячек, которые неизбежны, так как многие родители отправляют в детсад не совсем здоровых детей, например, с насморком или кашлем.


Проблем с посещением детского садика у трех моих дочек не было! 🙂


У нас садик уже позади. Теперь мы знакомимся со школьными проблемеми.

В скором времени ваш ребенок начнет посещать садик, и вы хотите, чтобы он безболезненно и быстро привык к новым событиям и людям в своей жизни? В таком случае, вам будет полезно ознакомиться с некоторыми несложными рекомендациями, способствующими комфортной адаптации к детскому саду. Итак, каких ошибок нужно обязательно избегать и как помочь своему малышу?


Что такое адаптация ребенка

Первое время подобное учреждение для любого малыша является неизведанным и чужим пространством, с новыми людьми и отношениями. Процесс привыкания требует серьезных психических затрат, нередко сопровождается напряжением и даже истощением физических и психических сил.

Некоторые проявления настроения ребенка в дни адаптации вызывают тревогу у родителей, заставляя их сомневаться в том, что он вообще сможет пройти этот период без серьезного нервного срыва. Важно помнить: особенности поведения, нередко волнующие родителей, зачастую являются типичными при адаптации к детскому саду.

Адаптационный период

Существует несколько степеней адаптации ребенка в детском саду.

Обычно длится до недели. Это довольно короткий период, характеризующийся плохим сном малыша, потерей аппетита, нежеланием вступать в игры с прочими малышами. Постепенно все приходит в норму, наступает полное привыкание к новым условиям. К концу первой недели аппетит возвращается к прежнему уровню, режим сна восстанавливается немного дольше. Может наблюдаться затормаживание речи. Обычно эта степень адаптации не сопровождается внезапными заболеваниями.

Длится от недели до месяца. Эмоциональное состояние малыша приходит в норму медленнее, нежели при легкой форме. В первый месяц начинают проявляться болезни: обычно в виде острых респираторных инфекций. Заболевание длится около недели и заканчивается без осложнений. На восстановление аппетита требуется месяц или немного больше. Эмоциональный фон неустойчив, настроение часто меняется. В течение дня наблюдается плаксивость. В отношениях с близкими людьми ребенок эмоционально возбужден: при расставании и встрече плачет или кричит. Отношение к сверстникам чаще безразличное, но заинтересованность тоже может проявлять. Замедляется речевая активность.

Характерные внешние проявления:

  • красные щеки или бледность;
  • темные круги под глазами;
  • потливость;
  • диатез.

Эти симптомы длятся около 2-х недель. Чувствуя эмоциональную поддержку близкого человека, ребенок начинает проявлять познавательную активность и адаптируется быстрее.

Самая сложная степень адаптации ребенка в детском саду, длящаяся 1-2месяца (или больше). Эмоциональное состояние малыша очень медленно восстанавливается. Дошкольник может перенести несколько заболеваний, протекающих с осложнениями.

Тяжелая степень характеризуется стойкими нарушениями в поведении:

Сон прерывистый, тревожный.

Малыш может просыпаться со слезами или вскрикивать во сне.

Аппетит практически пропадает – временами вплоть до отказа от еды.

Возможна невротическая рвота.

Ребенок сознательно и бессознательно пытается выйти из положения, и все его эмоции направлены на это: крик, плач, агрессия. Может наблюдаться активный двигательный процесс или отсутствие активности при очевидных отрицательных эмоциях (подавленности, пассивное подчинение, тихий плач, напряженность). Малыш старается избегать сверстников, может проявить агрессию. Отказывается от игр.


Какие факторы влияют на адаптацию ребенка

Имеется немало важных факторов, влияющих на адаптацию к детскому саду:

  • Состояние здоровья ребенка и уровень его развития. Хорошо развитый и почти не болеющий дошкольник проще справляется со сложностями социальной адаптации.
  • Наличие любимых игр или предметной деятельности. Это помогает увлечь его соответствующими занятиями.
  • Возраст. Сложнее адаптация происходит у деток, не достигших двухлетнего возраста. Перейдя этот рубеж, они легче приспосабливаются к новым условиям. Этому имеется простое объяснение: взрослея, дети становятся любознательней, приобретают больше опыта поведения в разных ситуациях.
  • Индивидуальные черты. Дети одной возрастной категории могут вести себя по-разному в период адаптации. Одни могут впасть в стрессовое состояние, перестав проявлять интерес к окружающему миру или проявляя явный протест. Однако проходит небольшой период, и поведение нормализуется: аппетит, сон, настроение возвращаются. Другие дети могут первые дни внешне не показывать своего беспокойства, но спустя несколько дней их напряжение выплескивается наружу: настроение ухудшается, им не хочется расставаться с родителями. Эта категория ребят требует помощи близких людей, воспитателя. Будьте бдительны: подваленные реакции могут продлиться долго, обернувшись серьезными заболеваниями.
  • Половая принадлежность. Мальчикам адаптация дается сложнее, так как в дошкольном возрасте они больше привязаны к родителям, тяжело перенося расставание с ними.
  • Семья и условия жизни. Речь идет о создании режима для малыша в соответствии с его индивидуальными чертами и возрастом, формировании навыков и умений. Если семья не создает правильные условия для развития ребенка, не обучая его элементарным навыкам, то ему будет нелегко привыкнуть к детскому садику. Непросто протекает адаптация и у единственных детей в семье – в особенности, если они чрезмерно опекаемы и зависимы от матери или отца.

Выделим отдельно причины, из-за которых адаптация проходит сложно:

  • Отсутствие в домашних условиях режима, совпадающего с тем, который установлен в детском саду.
  • Неумение самостоятельно себя занять.
  • Наличие специфических привычек.
  • Отсутствие элементарных навыков.
  • Отсутствие опыта общения с незнакомым окружением.

Имеются факторы, характерные для завершения адаптации к детскому саду:

  • Хороший аппетит.
  • Крепкий сон.
  • Бодрость и хорошее настроение.
  • Восстановление ранее приобретенных навыков, бодрость.
  • Прибавка в весе, соответствующая возрасту.

Негативная реакция детей: основные этапы адаптации

Важно понимать все критические моменты, затрудняющие адаптацию к детскому саду.


Выделим основные из них:

  • Ранний подъем. Для деток, режим дня которых ранее регламентировался редко, пробуждение в 7:30 (или еще раньше) может стать серьезным стрессом. Чтобы смягчить этот негативный для адаптации фактор, за пару недель до визитов в садик, начинайте будить малыша раньше, приучая к новому режиму. В детский сад тоже будите его немного раньше необходимого, чтобы он 10-15 минут мог собраться с мыслями, нежась в постели, постепенно переходя от сна к полному пробуждению.
  • Дневной сон. Чтобы дошкольник проще адаптировался к детскому саду, не игнорируйте этот аспект. Ребенок привык засыпать с мягкой игрушкой? Пусть поначалу берет ее в сад. Также для сна в саду можно приобрести забавную пижаму, которая понравится вашему сыну или дочери.
  • Обед без компании мамы или папы. Немало проблем в адаптации вызывает кормление деток. Некоторые отказываются от еды, отличающейся по вкусу от домашней, другие просто не желают обедать без мамы.
  • Привыкание к режиму. Хотите, чтобы адаптация прошла мягче? Выясните заранее режим выбранного детского сада. За месяц-два начните введение режима в домашних условиях. Делайте это не резко, а постепенно. В дошкольном возрасте ребенку рекомендуется спать около 2-3 часов днем и 10 часов ночью. Для комфортной адаптации к садику, укладывание ко сну следует начинать уже в 21:00.
  • Пребывание в детском садике полный день. Рекомендуется первую неделю посещать садик до сна. На вторую неделю уже можно остаться до полдника. На полный день желательно оставаться через месяц посещений. Безусловно, эти нормы довольно индивидуальны. При тяжелой степени адаптации, забирайте ребенка раньше. Для любой степени адаптации не рекомендуется забирать малыша последним – дети тяжело переживают это осознанно, либо подсознательно. Старайтесь не допускать ситуации, чтобы ребенок оставался в одиночестве после того, как всех детей заберут родители.
  • Контакты с незнакомыми детьми. Часто в современных семьях растет лишь один ребенок, и он нечасто имеет возможность завязать отношения со сверстниками. Обычно пересечения с ними происходят лишь в поликлинике, на детской площадке или в гостях. Результат: ребенок не приучен к контакту с другими ребятами. Понаблюдайте за тем, как он общается с окружающими. Ребенок-экстраверт быстро вступает в контакт, активно общается с окружающими – в таком случае адаптация будет проходить легче. Маленький интроверт обычно стеснительный и очень послушный, поэтому у него, вероятно, возникнут трудности в общении с более агрессивными или активными сверстниками.
  • Контакт с воспитателем. Бесспорно, воспитатель – важная фигура в процессе привыкания к детскому садику. Опыт и коммуникабельность позволяют ему правильно оценить психологическое состояние дошкольника и предотвратить различные проблемы. Если есть возможность заранее познакомьтесь с воспитателем – наверняка, вы сразу определите, насколько вашему сыну или дочери будет комфортно с таким человеком. Расскажите ему об индивидуальных чертах ребенка, его предпочтениях, опасениях. Осуждайте все стадии адаптации.

Чем родители могут помочь ребенку в период адаптации

Помощь родителей можно назвать основополагающей в адаптации.

Общие рекомендации:

Позаботьтесь о приобретении ребенком простых навыков (умение пользоваться ложкой, проситься на горшок, одеваться, контактировать с окружающими, пользоваться носовым платком, выражать свои просьбы словами или жестами).

Не обсуждайте свои переживания в присутствии ребенка.

Одевайте малыша по сезону. Обувь и одежда не должны создавать для него трудностей. Выбирайте обувь не на шнурках, а на липучках, а одежду не на пуговицах, а на кнопках.

Изучите заранее режим детского сада. Соблюдайте его каждый день (в выходные тоже).

Слишком частые посещения общественных организаций (спектакли, кружки) в сочетании с множеством интеллектуальных занятий дома могут перегрузить нервную систему малыша.

Часто рассуждайте при дошкольнике, как полезен детский сад, и как важно ему там бывать (уложить спать кукол, напоить цветочки, поиграть с мягкими игрушками).

Регулярно проверяйте содержимое карманов малыша, исключая наличие в них колющих, мелких или острых предметов.

Встречаясь с воспитателем, рассказывайте ему о настроении и здоровье малыша. Интересуйтесь, как он ведет себя с садике.

Не давайте ребенку слишком дорогие игрушки, и если это произошло, и малыш не уследил за вещью, не будьте к нему слишком строги.

Планируйте собственный график так, чтобы в первый месяц пребывания в садике, дошкольник не находился там до конца дня, и мог быстрее оказаться в привычных домашних условиях.

Приучайте сына или дочь к общению с другими людьми. Ходите в гости или чаще бывайте на многолюдных детских площадках.

Посещение детского сада допустимо лишь здоровыми детьми. Помните о профилактике ОРВИ и ОРЗ.

Если вы пришли к выводу, что малыш испытывает потребность в контактах со знакомыми взрослыми и не боится незнакомцев, то это хороший знак. Если он стремиться к самостоятельности, охотно вступает в игры, владеет некоторыми навыками самообслуживания, доброжелателен и открыт, то, вероятно, он уже готов к детскому садику.


Многие родители допускают ошибки, мешающие адаптации к детскому саду. Итак, рассмотрим наиболее распространенные заблуждения:

Специалисты, занимающиеся дошкольным развитием, пришли к выводу, что в последние годы у дошкольников зачастую наблюдаются трудности в развитии, поэтому в раннем возрасте лучше пребывать под наблюдением и заботой матери. Это не исключает совместного посещения игровых занятий для раннего развития, что станет первым шагом к социализации.

Детские садики в основном принимают детей с трехлетнего возраста. Однако не у каждого дошкольника в 3 года имеется такая готовность, в особенности, если речь идет о пребывание на полный день. Кому-то удается адаптироваться в три года, другим – в четыре, а третьи – и в пять нелегко переносят разлуку с мамой или папой. Адаптированный ребенок ходит в сад с желанием и прощается с мамой без плача и страданий.

Девочкам быстрее удается привыкнуть к новым людям и режиму, и им это проще дается в 3-4 года, чем мальчикам, которые адаптируются значительно медленней. Мальчики эмоционально сильнее привязаны к родителям, и тяжелее переживают разлуку даже на несколько часов. Ориентируйтесь на состояние малыша, анализируйте его.

Чаще детей приводят в сад в сентябре, но более благоприятное время для адаптации – конец весны и лето. В этот период обычно завершаются занятия познавательного цикла, дети больше гуляют, занимаются творчеством. Световой день становится длиннее, ярче и теплее. Пробуждение поутру проходит легче.

Осень сложно назвать удачным временем для адаптации. Первое время малышу важно наблюдать неспешность процессов, чтобы иметь возможность осмотреться вокруг, привыкнуть. Проще это сделать именно летом, когда в саду меньше детей, а воспитатели покончили с основными образовательными программами и больше времени уделяют ролевой игре.

Отметим прочие трудности, проявляющиеся весной:

  • Малыш быстрее утомляется, ему сложнее сконцентрироваться.
  • Наблюдается снижение эмоционального фона из-за недостатка солнечного света, мрачной погоды, раннего захода солнца.

Для некоторых детей это возможно, но далеко не для всех. Первый месяц желательно не оставлять ребенка на весь день. Одна-две недели – период привыкания для эмоционально устойчивого ребенка 5-6 лет или для того, кому уже доводилось посещать детский садик. Девочкам быстрее удается привыкнуть, мальчикам обычно нужно не менее месяца. Как уже упоминалось, первую неделю малышу желательно проводить время в саду до обеда, потом – до полдника, и лишь через месяц попробовать полное пребывание.

Случается, что ребенок сразу остается на полный день, не высказывая особых признаков беспокойства или неудобства, но через 1-2 месяца начинает проявляться психическое перенапряжение (навязчивые движения, тики, энурез, потеря аппетита, вирусные заболевания). Описанные факторы указывают на высокую нагрузку, оказавшуюся не по силам дошкольнику.


Адаптация ребенка к детскому саду: советы психолога

Обычно адаптация сопровождается стрессом, и родители могут помочь ребенку справиться с ним.

Итак, какие способы позволят это сделать?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.